4. Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2016.208 с.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998.256 с.
УДК 37.013
А.С. КОРОТКОВА
К ВОПРОСУ О РОЛИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Рассматривается вопрос о роли этнопедагогики в современном образовании.
Ключевые слова: народная педагогика, этнос, этнопедагогика.
The article discusses the role of ethnopedagogy in modern education.
Keywords: national (folk) pedagogy, ethnos, ethnopedagogy.
Этнопедагогика как самостоятельная наука выделилась во второй половине XX в. Она анализирует традиции, идеалы, ритуалы и обычаи воспитания подрастающего поколения, складывающиеся веками у разных народов; оценивает их значимость в современной воспитательной практике.
Впервые термин «народная педагогика» появляется в работах Г.С. Виноградова, известного этнографа, специализировавшегося именно на этнографии детства. Он определял систему воспитания, созданную народом, как совокупность навыков и приемов, применяемых в целях его обучения и воспитания. Народная педагогика должна опираться на народную философию, народное миросозерцание. Именно фольк-
© Короткова А.С., 2016
Мудрость предков - зеркало потомков.
К.Д. Ушинский
лор, по утверждению Г.С. Виноградова, пословицы, поговорки, игры, сказки формируют и поддерживают эту связь, так как народная педагогика начинается с рождения: колыбельные, загадки, потешки, которые постепенно, шаг за шагом в доступной форме учат ребенка, приучают его к самостоятельности и т.д. Поэтому принцип народности и играет особую роль в раннем детстве при формировании речи ребенка. Воспитатели, учителя, опирающиеся на народную философию, обладающие знанием фольклора, способны незаметно увести обучающихся от обыденной, повседневной обстановки, создать необходимую атмосферу, заинтересовать, увлечь.
В 1962 г. Г.Н. Волков, педагог, профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии обра-
50 ВЕСТНИК РМАТ № 2 • 2016
зования, писатель-публицист, теоретически разработал и предложил использовать термин «этнопедагогика». Для него этнопедагогика - это наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, о народных педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, педагогике семьи, рода, племени, народности и нации [2, с. 168]. Волков отмечал, что образование может быть лишь тогда профессиональным и качественным, когда тесно связано с педагогической культурой народа, учитывает его национальное сознание.
Вопросы «народного воспитания» и «этнопедагогики» всегда были в центре внимания системы воспитания. В работах многих педагогов-исследователей -А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинско-го, Н.А. Крупской, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова и многих других - данные вопросы занимают особое место. Главный акцент они делали на роли накопленных народом знаний, опыта их использования в процессе обучения.
Современная этнопедагогика исследует формирование национального характера в зависимости от условий проживания. Ее задачи состоят в выявлении этнической специфики педагогики в различных этносах; исследовании закономерностей развития традиционной педагогической культуры народа под воздействием экономических, религиозных, социальных факторов; исследовании применения опыта, накопленного веками в современном образовании; поиске возможности применения народного наследия в современном педагогическом процессе и т.д.
Этнопедагогика является лишь частью педагогической науки, она использует те же методы, что и общая педагогика, но именно она служит отра-
жением собственной методики и традиций, характерных для системы воспитания определенного этноса.
Современное российское общество, а вместе с ним и образование претерпевают серьезные трансформации. Сегодня учащиеся сталкиваются с большим объемом информации, который необходимо обработать, усвоить и применить на практике, но, к сожалению, часто это приводит к «засорению» умов; проблемам, связанным с самоопределением ребенка; с невозможностью применения полученных знаний в жизни. Остро стоит проблема толерантного отношения к окружающим, но на уроках русского языка все реже уделяется внимание созданию атмосферы уважения и к изучаемому языку, и к культуре, и к языку и культуре обучающихся билингвистов. Основные человеческие нужды сегодня - это находиться в безопасности, воспринимать смысл происходящего, но не всегда его осознавать. Все это обусловлено тем, что новое опережает и преобладает над тем, что было создано и сохранено ранее и накоплено годами. По мнению Л.Г. Бызова, российского социолога, «налицо отсутствие или недостаточность мотивации для исторического цивилизационного творчества, предполагающей идентичность с глобальной общностью (этнос, суперэтнос) и мобилизационную компоненту (жертвование текущими интересами ради стратегических). Наблюдается этническая усталость, потеря энергетики. Современное российское общество напоминает рассыпающийся песок, из которого не удается создать устойчивые социальные конструкции, а сами элементы общества, попадая сейчас или в перспективе в зону притяжения иных ци-вилизационных ядер, неизбежно те-
ряют собственную идентичность» [1, с. 118].
На фоне упомянутых проблем возникает необходимость тщательного изучения и внедрения в образование народных, региональных, этнических традиций системы воспитания, но лишь при неразрывной связи с достижениями современной педагогики. Это позволит приобщить учащихся к национальной культуре, научит уважительному отношению к окружающему миру, друг другу. Поэтому важен принцип создания воспитывающей среды в школе, который требует организации таких образовательных отношений, которые формировали бы социальность ребенка. Здесь существенна роль идей о единстве коллектива образовательной организации, педагогов и обучающихся, сплочении этого коллектива; взаимная ответственность участников педагогического процесса. При этом творчество должно являться универсальным критерием оценки личности и отношений в коллективе [4]. Наиболее влияющим на формирование внутреннего стержня личности является социальное окружение, социум как главное условие развития личности, ее социа-
лизации. Ведь личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных социальных факторов [3].
Также нужно обратить внимание на необходимость подготовки педагогических кадров, имеющих специализацию в области этнопедагогики: на развитие культуры, нравственности, интеллектуального и профессионального роста, развитие творческих способностей, грамотного выбора рабочего материала. Многие ученые сходятся во мнении о необходимости творческого использования народного материала, народной педагогической практики в учебно-воспитательной работе, поскольку применение национальных традиций обучения и воспитания учащихся обеспечивает эффективность, целостность и стабильность образовательного процесса.
В этой связи хочется привести высказывание Г.Н. Волкова, отражающее всю глубину и значимость народной педагогики: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» [2, с. 160].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бызов Л.Г. Социокультурная трансформация российского общества и формирование неоконсервативной идентичности//Мир России. 2002. № 1. С. 117-152.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 168 с.
3. Нечаев М.П. Развитие воспитывающего потенциала образовательной среды школы: монография. М.: АПК и ППРО, 2010.252 с.
4. Нечаев М.П. Теория и практика управления воспитанием: краткое учеб. пособие для студентов и педагогов. М.: АПК и ППРО, 2005. 144 с.