УДК 371.3
М.П. НЕЧАЕВ, В.А. КАЛЬНЕЙ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Рассматривается использование интерактивных педагогических технологий в образовательной среде современной школы. Раскрываются их сущность, преимущества и возможности применения в практической деятельности педагога. Анализируются научные и практические наработки в области развития технологического ресурса образования.
Ключевые слова: педагогические технологии, интерактивные технологии, образовательный процесс, образовательная среда, образовательные отношения.
The article is devoted to the use of interactive pedagogical technologies in the educational environment of modern schools. Reveals their essence, advantages and possibilities of application in practical activity of a teacher. The author examines the scientific and practical achievements in the field of development of technological resource education.
Keywords: educational technology, interactive technologies, educational process; educational environment; educational relations.
Успешность реализации определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС ОО) целей и задач зависит от тесного взаимодействия детей, педагогов и родителей обучающихся, что делает очевидным развитие технологического ресурса образовательной среды как в организации жизнедеятельности школьников, так и в работе с их родителями.
В условиях стандартизации образования возникает острая необходимость пересмотра методов и форм работы с обучающимися, актуализируется потребность в освоении новых образовательных технологий, направленных на развитие коммуникативной культуры школьника, обеспечение условий его
© Нечаев М.П., Кальней В.А., 2016
эффективной социализации, развитие индивидуальности каждого и воспитание личности в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.
Тема использования интерактивных технологий в повышении эффективности личностного развития участников образовательных отношений сегодня является одной из важных при поиске путей реализации ФГОС ОО. Ниже попытаемся ответить на следующие вопросы: Что такое интерактивные технологии - очередная дань моде или мощный ресурс достижения заранее запланированных результатов и личностного развития участников образовательных отношений? Как решить проблему соотнесения требований необходимой сдачи ЕГЭ и провозглашенного приоритета воспитательного процесса в образовании?
Сегодня от педагогического работника требуется умение организовывать свое воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие на педагогически оптимальном уровне.
Современный педагог стремится к внедрению научно обоснованных и экспериментально проверенных нововведений, способствующих ломке традиций, не оправдавших ожидания, избитых стереотипов педагогической деятельности [1]. При этом педагогическое воздействие и взаимодействие учителя и ребенка обеспечивается технологией, которая может быть определена как научное обоснование выбора оптимального операционного воздействия педагога на обучающегося в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него ценностного отношения к этому миру.
Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Центральным компонентом технологии является четко заданная конечная цель, выстроенная на диагностической основе. Точное определение конечной и промежуточных целей позволяет разработать оптимальный алгоритм их достижения, а также инструментарий для отслеживания уровня достижения планируемых результатов и при необходимости возможность внести пошаговые коррективы. Таким образом, технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную пошаговость (этапность), включает в себя последовательный набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позво-
ляя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки [5].
Общеизвестно, что цели деятельности образовательной организации при реализации ФГОС могут быть достигнуты только в случае, если будет обеспечено конструктивное взаимодействие педагогов и родителей в воспитании детей. Поэтому возникает необходимость использования интерактивных технологий в работе со всеми участниками образовательных отношений.
В современной педагогике к наиболее значимым видам образовательных технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения школьников. Основополагающий принцип таких технологий -учет личностных особенностей обучающегося, индивидуальной логики его развития, учет интересов обучающихся и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. При этом построение педагогического процесса с ориентацией на личность обучающегося закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит - здоровью.
В педагогике различают несколько моделей образования:
• пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
• активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
• интерактивная - inter (взаимный), act (действовать) - процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательных отношений; педагог и ученик являются равноправными субъектами образовательного процесса [3].
Использование интерактивной модели обучения и воспитания предусматривают имитирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, проектную деятельность, совместное разрешение проблемных ситуаций.
Интерактивная технология представляет собой целостную систему, охватывающую конкретную часть образовательного процесса. В нее последовательно включаются игры и упражнения, формирующие личностные качества обучающихся, обеспечивающие эффективность вхождения в социум, их самореализацию в соответствии с интересами и возможностями.
Интерактивные технологии предполагают «живое» общение, свободный обмен мнениями всех участников педагогического процесса, они описывают процесс обучения как общение, кооперацию, сотрудничество равноправных.
В настоящий момент в педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение» -«обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»; «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений, где информация, опыт добываются в совместной деятельности через ди-
алог, полилог обучающихся между собой и педагогом» [4].
Практическими преимуществами интерактивных технологий являются активизация и интенсификация образовательных отношений, создание межличностного взаимодействия, процедура принятия коллективных решений в различных ситуациях, моделирующих реальные условия различного вида деятельности, гибкое сочетание разнообразных приемов и методов работы, моделирование практически любого вида деятельности.
Принципами интерактивного обучения и воспитания являются: диалогическое взаимодействие, работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, активно-ролевая игровая и тренинговая формы работы.
К интерактивным формам и методам работы можно отнести:
• дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и т.д.);
• игровые (дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие игры), ролевые игры, ор-ганизационно-деятельностные игры);
• тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности, которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения).
Во внеурочной деятельности обучающихся интерактивные технологии могут выполнять следующие функции: ценностно-ориентационную (трансляция общественных норм решения актуальных задач социального взаимодействия), индивидуально-ориентаци-онную (самоопределение в статусе и функции в социальном взаимодействии), инструментально-ориентаци-онную (приобретение опыта ориента-
ции в различных социальных ситуациях), функцию самореализации (получение удовольствия от процесса взаимодействия, реализации собственных возможностей и потребностей), стимулирующую (побуждение участвовать во внеурочной деятельности, добиваться успеха, анализировать и рефлексировать собственное поведение), конструктивную, диагностическую и корректирующую [3].
Для успешной реализации ресурса интерактивных педагогических технологий в образовательной среде рекомендуем обратиться к книге М.П. Нечаева и Г.А. Романовой «Интерактивные технологии в реализации ФГОС. 5-11 классы» [4].
В предлагаемом авторами пособии описываются интерактивные педагогические технологии, которые позволят сделать образовательный процесс интересным, разнообразным и эффективным.
В первой главе раскрываются направления совершенствования деятельности образовательной организации в новых условиях; основные положения ФГОС ОО, описывающие требования к работе педагогического коллектива по определению стратегии реализации целей и задач ФГОС в системе интерактивных педагогических технологий.
Во второй главе даны методические рекомендации по использованию ин-
терактивных технологий в организации взаимодействия взрослых участников образовательных отношений (педагогических кадров и родителей обучающихся), а также представлены описания конкретных технологий и их видов.
Третья глава пособия посвящена интерактивным технологиям обучения и воспитания в работе с обучающимися общеобразовательной организации. В этой же главе в отдельный блок вынесены игровые коммуникативные технологии, направленные на раскрепощение детей, рост креативных способностей, формирование ценностного отношения к социуму, развитие личностных социально-значимых качеств обучающихся и сплочение детского коллектива. Особое внимание уделено технологии интерактивного ситуационного классного часа, предложены сценарии классных часов по актуальным проблемам воспитания.
Таким образом, мы уверены, что использование интерактивных педагогических технологий в современной образовательной среде и предложенные разработки в книгах современных авторов окажут действенную помощь в организации жизнедеятельности всех участников образовательных отношений, разовьют профессиональную компетентность учителя и сделают труд педагога более интересным и результативным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кальней В.А., Милешкина Е.Н. Тенденции развития игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов СПО // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2014. № 1. С. 124-126.
2. Нечаев М.П., Романова Г.А. Игровые педагогические технологии в организации внеурочной деятельности обучающихся: метод. пособие. М.: УЦ Перспектива, 2014. 207 с.
3. Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования: учеб.-метод. пособие. М.: УЦ Перспектива, 2014. 196 с.
4. Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2016.208 с.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998.256 с.
УДК 37.013
А.С. КОРОТКОВА
К ВОПРОСУ О РОЛИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Рассматривается вопрос о роли этнопедагогики в современном образовании.
Ключевые слова: народная педагогика, этнос, этнопедагогика.
The article discusses the role of ethnopedagogy in modern education.
Keywords: national (folk) pedagogy, ethnos, ethnopedagogy.
Этнопедагогика как самостоятельная наука выделилась во второй половине XX в. Она анализирует традиции, идеалы, ритуалы и обычаи воспитания подрастающего поколения, складывающиеся веками у разных народов; оценивает их значимость в современной воспитательной практике.
Впервые термин «народная педагогика» появляется в работах Г.С. Виноградова, известного этнографа, специализировавшегося именно на этнографии детства. Он определял систему воспитания, созданную народом, как совокупность навыков и приемов, применяемых в целях его обучения и воспитания. Народная педагогика должна опираться на народную философию, народное миросозерцание. Именно фольк-
© Короткова А.С., 2016
Мудрость предков - зеркало потомков.
К.Д. Ушинский
лор, по утверждению Г.С. Виноградова, пословицы, поговорки, игры, сказки формируют и поддерживают эту связь, так как народная педагогика начинается с рождения: колыбельные, загадки, потешки, которые постепенно, шаг за шагом в доступной форме учат ребенка, приучают его к самостоятельности и т.д. Поэтому принцип народности и играет особую роль в раннем детстве при формировании речи ребенка. Воспитатели, учителя, опирающиеся на народную философию, обладающие знанием фольклора, способны незаметно увести обучающихся от обыденной, повседневной обстановки, создать необходимую атмосферу, заинтересовать, увлечь.
В 1962 г. Г.Н. Волков, педагог, профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии обра-