Научная статья на тему 'К вопросу о рейтинговой оценке инвестиционной привлекательности компании'

К вопросу о рейтинговой оценке инвестиционной привлекательности компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о рейтинговой оценке инвестиционной привлекательности компании»

13.26. К ВОПРОСУ О РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

Лютова Е.С., специалист-эксперт Управления Федеральной службы

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Рейтинговый подход широко используется при сравнительном анализе субъектов рыночных отношений (кредитных учреждений, фондов, предприятий, регионов, отраслей народного хозяйства, вплоть до страны). В диссертации обоснованы сущность основных категорий - «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционный рейтинг».

Инвестиционная привлекательность - это совокупность качественных и/или количественных факторов, позволяющих сделать вывод о возможности извлечения дохода в связи со степенью рискованности инвестиций и с учетом экономической или социальной целесообразности инвестирования.

Инвестиционный рейтинг - сравнительный показатель оценки объектов инвестирования (предприятий, активов, ценных бумаг и т.д.), характеризующий целесообразность вложения средств с учетом степени риска для инвестора. Это качественная характеристика, в международной практике обозначаемая символами ААА или А+ до В, С и Б. Самыми надежными в отношении получения дохода считаются объекты, обозначенные символами А, наихудшие относятся к категориям С или Б. Рейтинги устанавливаются специализированными агентствами. Изменение рейтинга, особенно в случае его снижения, оказывает значительное влияние на характер функционирования объекта инвестирования.

Проблемы построения рейтинга рассматриваются с позиций хозяйствующего субъекта, имеющего все атрибуты юридического лица - открытого акционерного общества (компании). Это дает возможность характеризовать рассматриваемые категории совокупностью признаков, определяющих результаты производственной хозяйственной и финансовой деятельности компании, которые рассматриваются на основе данных бухгалтерского учета и отчетности.

Капитал компании представляет часть ее активов, которая остается после вычета всех обязательств.

Существуют две концепции капитала. Величина капитала как сумма чистых активов соответствует концепции финансового капитала. В этом случае собственный капитал компании тождественен инвести-

рованным денежным средствам собственников или инвестированной покупательной способности финансовых ресурсов. Сущность второй, физической концепции капитала состоит в величине основных производственных фондов, определяющих производственную мощность компании. Отмеченные концепции капитала, наряду с активами и обязательствами, непосредственно влияют на финансовое положение компании и ее инвестиционную привлекательность.

Уточнение экономического содержания указанных категорий является одним из условий оценки инвестиционного рейтинга и рассмотрены подходы к определению прибыли как основного рейтингообразующего показателя (табл. 1).

Следует уделить внимание анализу причин и факторов, определяющих инвестиционный рейтинг компаний, в частности, реальной и справедливой стоимости активов, имущества и предприятия в целом. Под реальной стоимостью в данном случае понимается сумма денежных средств, которую можно выручить от продажи активов или компании в целом в течение ограниченного периода (срока экспозиции). При этом бухгалтерский учет активов и обязательств компании, основанный на методе фактических затрат, не всегда может обеспечить достоверную оценку реальной стоимости, поскольку за время, в течение которого компания владеет активами, их реальная стоимость может значительно измениться по сравнению со стоимостью на момент постановки актива на учет. Для реальной стоимости активов в последнее время широко используется показатель справедливой стоимости (Fair Value), под которым подразумевается «сумма денежных средств, достаточная для приобретения актива или исполнения обязательства при совершении сделки между хорошо осведомленными, действительно желающими совершить такую сделку, независимыми друг от друга сторонами».

Концеп- ция капитала Условия получения прибыли Измерения капитала Сущность прибыли Возможные корректировки

Финансо- вый капитал Приток активов превышает возврат капитала В номинальных денежных единицах (фактическая стоимость); Увеличение номинального денежного капитала или увеличение цен активов компании в течение отчетного периода; Не производятся;

В единицах постоянной покупательной способности Увеличение инвестированной покупательной способности за отчетный период; Возможное увеличение цены активов, превышающее общее увеличение цен Частичное увеличение цены активов, не превышающее общее увеличение цен

Физиче- ский капитал Физическая производительность в конце периода больше, чем в начале В единицах физической производительности Увеличение капитала за отчетный период (в единицах физической производительности) Дисконтирование цен и стоимостей, влияющих на активы и обязательства

Таблица 1.Концепции и сущность прибыли

Совокупность факторов, определяющих инвестиционную привлекательность компании и ее активов (рис. 1), раскрывается их содержание и влияние на рейтинговую оценку предприятия.

Под финансовым инструментом понимается любой договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент - у другой.

Инвестиционная

привлекательность

компании

Доходность

Внешние факторы

Внутренние факторы

Внутренние факторы

Внешние факторы

Основная деятельность компании-эмитента

Отраслевая

принадлежность;

Степень

монополизации

локализация рынков; Взаимоотношения с властями

Производственный потенциал компании; Конкурентоспособность производства; Финансовое состояние;

Качество корпоративного управления; Инвестиционная программа;

Фондовая политика

Обращение акций компан

эмитента

маркетмейкера;

Ликвидность

Установление параметров эмиссии; Изменение количества акций в обрашенин; Дивидендная полита-

Рис. 1. Совокупность факторов инвестиционной привлекательности компании.

Любой финансовый актив может, с одной стороны, означать источник текущего (регулярного) и капитализированного доходов. Так, акции стороннего эмитента, находящиеся в собственности фирмы и показанные в активе ее баланса, могут приносить доход в виде дивидендов, а также отложенный к получению доход от роста курсовой цены. С другой стороны, финансовый актив может потенциально нанести убыток. Например, в случае обвального падения курса ценных бумаг стороннего эмитента, когда текущая цена опускается ниже себестоимости, по которой эти бумаги приобретались ранее.

Это же относится и к финансовым обязательствам. Привлечение крупных объемов заемного капитала в виде облигационного займа или банковского кредита означает повышение финансового риска компании и при определенных обстоятельствах может привести к ухудшению ее положения на рынке капитала и усложнению связей с контрагентами.

Финансовые инструменты играют все более значимую роль в инвестиционной деятельности. Это обусловлено тем обстоятельством, что финансовые

Неполнота инфор- Случайные

мации об инвести- события;

ционной среде; Противодействие

Незавершенность конкурентов;

процесса распре- Социально-

деления долей УК; политические

Коммерческий риски;

риск Общеэкономические риски; Финансовые риски

Неблагоприятное Изменение

изменение рейтин- суверенного

га компании- рейтинга;

эмитента; Инфраструктур-

Высокая волатиль- ный риск рынка;

инструменты и относящиеся к ним активы и обязательства не только имеют очевидную связь с фактическими и ожидаемыми денежными потоками, но и используются в установлении и переделе права собственности. Кроме того, есть и еще один аспект операций с финансовыми активами, обязательствами, инструментами - их влияние на инвестиционную привлекательность компании и оценку целесообразности и перспектив взаимодействия с нею. Этот аспект стал особенно актуальным в последние годы в связи с расширением круга акционеров, увеличением видов активов и инструментов, ростом объема и усложнением операций с ними, повышением доли финансовых активов и обязательств в балансах компаний.

Инвестиционная привлекательность предприятия во многом определяется состоянием активов, которыми оно располагает, их составом, структурой, количеством и качеством, взаимозаменяемостью и взаимодополняемостью материальных ресурсов, а также условиями, обеспечивающими их наиболее эффективное использование. В этой связи количественная оценка стоимости предприятия и его активов, всегда имеющих ограниченный характер, выдвигается на первый план. Активы и обязательства обуславливают величину капитала компании и ее экономический потенциал, т. е. способность обеспечить максимально возможный объем производства товаров и услуг, имеющих платежеспособный спрос на рынке, с целью получения дохода.

Стоимостная оценка активов и предприятия в целом является необходимой, но недостаточной. Дело в том, что при рейтинговой оценке предприятия нужно ответить на вопросы: как используются наличные активы, какова сущность прибыли, наконец, насколько устойчиво работает предприятие и др. В диссертации предложены следующие основные факторы, определяющие инвестиционный рейтинг предприятия (рис. 2):

1. Стоимостная оценка компании и ее активов:

- имущественный комплекс (основные и оборотные средства);

- финансовые инструменты;

- нематериальные активы.

2. Состояние менеджмента.

3. Конкурентоспособность.

4. Финансовая устойчивость.

5. Платежеспособность.

6. Инвестиционная политика.

7. Выпуск и обращение финансовых инструментов.

ИВ качестве инструмента оценки инвестиционного рейтинга предприятий предлагается нормативный метод-сравнение фактических показателей и расчетных коэффициентов с их нормативными значениями, фиксированными в официальной литературе. Этот подход, известный в международной практике («2-счет» Альтмана, уравнение Бивера, диаграмма «Би РоП») дополнен набором показателей, что имеет определенные преимущества. Во-первых, это предполагает использование стандартных процедур анализа, заложенных в соответствующих программных комплексах, что значительно сокращает трудоемкость

Риск

проведения аналитических процедур и может быть реализовано персоналом более низкой квалификации. Во-вторых, применение агрегированных показателей позволяет гибко реагировать на возникающие кризисные ситуации. В-третьих, такой подход учитывает динамику значений показателей и наметившиеся тенденции их изменений: «улучшение», «стабильность», «ухудшение». Последовательность проведения расчета значений рейтинга представлена на рис. 2. Информационной базой для проведения анализа служит бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и некоторые формы финансового учета предприятия.

При анализе структуры капитала следует рассматривать влияние факторов внешней и внутренней среды: конъюнктура и развитость финансового рынка, макроэкономические индикаторы (инфляция, процентные ставки банков, курс национальной валюты и др.), уровень налогообложения прибыли, дивидендная политика, инвестиционные ресурсы, рентабельность производственной деятельности и т. д.

Для оценки рейтинга компании все показатели следует разделить на группы, учитывающие динамику значений показателей и качественные различия, что представлено в таблице 2.

Таблица 2. Значения рейтинговых показателей

В первую группу входят показатели, для которых определены нормативные значения. К их числу относятся показатели ликвидности и финансовой устойчивости. При этом снижение значений показателей ниже нормативных или их превышение, а также их движение в одном из названных направлений следует трактовать как ухудшение характеристик анализируемой компании.

Приведенные в таблице 2 возможные значения рейтинга предприятия могут характеризоваться следующим образом:

- Состояние А+ - значения показателей находятся в пределах рекомендуемого диапазона нормативных значений (далее именуется - «коридор»), но у его границ. Анализ динамики изменения показателей показывает, что он движется в сторону наиболее приемлемых значений (движение от границ к центру «коридора»). Если группа показателей данной группы находится в состоянии А+, то соответствующему положению компании можно дать рейтинговую оценку «стабильно-устойчивое»;

- Состояние А - значения показателей находятся в рекомендуемых границах и анализ динамики показывает их устойчивость. В этом случае по данной группе показателей рейтинг компании можно определить как «устойчивость».

- Состояние В+ - значения показателей находятся в рекомендуемых границах, но анализ динамики указывает на

их ухудшение (движение от середины «коридора» к его границам). Отсюда рейтинговая оценка компании - «устойчивое».

- Состояние В - значения показателей находятся за пределами рекомендуемых, но наблюдается тенденция к улучшению. В этом случае в зависимости от отклонения от нормы и темпов движения к ней положение компании может быть охарактеризовано как «временная неустойчивость».

- Состояние С - значения показателей устойчивы и находятся вне рекомендуемого «коридора». Оценка - «неустойчивое» положение. Окончательный выбор оценки определяется величиной отклонения от нормы и оценками других аспектов финансово-экономического состояния.

- Состояние Б - значения показателей за пределами нормы и все время ухудшаются. Оценка данной ситуации -«стабильная неустойчивость».

- Состояния С и Б - угроза банкротства.

Во вторую и третью группу показателей входят ненор-мируемые показатели, значения которых не могут служить для оценки эффективности функционирования компании и ее финансово-экономического состояния без сравнения со значениями этих показателей на предприятиях, выпускающих продукцию, аналогичную продукции сравниваемой компании и имеющих производственные мощности, сравнимые с мощностями предприятия-аналога, или анализа тенденций изменения этих показателей. В эту группу входят, например, показатели рентабельности, характеристики структуры капитала, источников и состояния оборотных средств, задолженностей и др.

По данной группе показателей целесообразно опираться на анализ тенденций изменения показателей и выявлять их ухудшение или улучшение. Таким образом, вторая группа может быть охарактеризована следующими состояниями: «улучшение» - 1; «стабильность» - 2; «ухудшение» - 3.

Для некоторых показателей могут быть определены «коридоры» допускаемых значений в зависимости от их принадлежности к различным видам деятельности и другим особенностям функционирования предприятий.

Разделение показателей на группы в значительной мере условно. В целях получения более объективной рейтинговой оценки целесообразно сопоставить динамику показателей указанных групп. Используя такое сопоставление, можно получить сопоставимые оценки компании по отдельным группам показателей, что представлено на рис. 2. Подобный подход используется при обосновании показателей рейтинговой оценки и по другим группам факторов - конкурентоспособности компании или ее продукции, неплатежеспособности и др.

Конкуренция - основной фактор, который приходится учитывать компаниям для того, чтобы добиться успеха на рынке. Именно конкуренция определяет, насколько уместна избранная стратегия компании и такие ее компоненты, как инновации, капитал, менеджмент, корпоративная культура и др. Конкурентная стратегия - это поиск благоприятного положения в отрасли или на рынке, другими словами, там, где происходит конкурентная борьба. Конкурентная стратегия имеет целью обеспечить компании такое положение, которое позволяет ей извлекать прибыль на

Т енденции Улучшение значении Значения устойчивы Ухудшение значении

Соответствие

нормативам:

- Нормативные А+ А В

значения

- Значения не

соответствуют

нормативным В+ В С

- Значительные с+ С Б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отклонения

долгосрочной основе, несмотря на противодействие различных сил______________________________________

Инвестиционный рейтинг предпри-

Стоимость компании и ее активов

Конкурентоспособность

Финансовая устойчивость

Платежеспособность

Выпуск и обращение финансовых инструментов

Состояние менеджмента и др.

Рис. 2. Последовательность оценки инвестиционного рейтинга предприятия.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.