Научная статья на тему 'Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятий ЖКХ'

Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятий ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
823
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко М.Е.

В настоящее время в экономической действительности все чаще встречается понятие «инвестиционная привлекательность». Это связано с объективным присутствием в экономике России инвестиционных процессов и их интенсивной динамикой. Термин появился в экономической литературе и стал весьма актуальным в начале 1990-х гг. В связи с началом процессов приватизации стала обсуждаться проблема целесообразности вложения средств в то или иное предприятие, т.е. выбора наиболее привлекательных для инвесторов предприятий. Проводимое в настоящее время реформирование отрасли ЖКХ ставит своей целью активное привлечение в данную сферу ресурсов частного бизнеса. В связи с этим проблемы выбора наиболее выгодных для инвестирования объектов являются одними из самых важных для инвесторов-собственников в жилищно-коммунальном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятий ЖКХ»

Методология оценки инвестиционной привлекательности

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ

М.Е. ГЛУЩЕНКО,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Омский государственный институт сервиса

В настоящее время в экономической действительности все чаще встречается понятие «инвестиционная привлекательность». Это связано с объективным присутствием в экономике России инвестиционных процессов и их интенсивной динамикой. Термин появился в экономической литературе и стал весьма актуальным в начале 1990-х гг. В связи с началом процессов приватизации стала обсуждаться проблема целесообразности вложения средств в то или иное предприятие, т. е. выбора наиболее привлекательных для инвесторов предприятий. Проводимое в настоящее время реформирование отрасли ЖКХ ставит своей целью активное привлечение в данную сферу ресурсов частного бизнеса. В связи с этим проблемы выбора наиболее выгодных для инвестирования объектов являются одними из самых важных для инвесторов-собственников в жилищно-коммунальном комплексе.

Несмотря на актуализацию проблемы инвестиционной привлекательности, в экономических изданиях до настоящего времени нет единообразного подхода к определению этого понятия, не выработаны научные рекомендации по их оценке. В этой связи задачи и проблемы, возникающие в ходе инвестиционного процесса, решаются каждым инвестором самостоятельно, опираясь на его субъективные представления этих вопросов.

Инвестиционная привлекательность выступает как характеристика целой совокупности объектов инвестиционной деятельности: стран, регионов,

отдельных территорий, отраслей народного хозяйства, хозяйствующих субъектов, конкретных проектов, разных видов активов предприятия. Перечисленные объекты имеют различную сложность своего состава, следовательно, и смысловая наполняемость понятия «инвестиционная привлекательность» будет разной по отношению к каждому из них.

Систематизируем встречающиеся в научной литературе трактовки понятия «инвестиционная привлекательность» применительно к субъектам хозяйствования (предприятиям, организациям).

Общее понимание сущности исследуемой категории следующее: инвестиционная привлекательность предприятия — это экономическая характеристика целесообразности инвестирования.

В работе [1] под инвестиционной привлекательностью любого объекта понимается предпочтительность вложения средств в данный объект по сравнению с другими исходя из интересов инвесторов.

Зачастую понятие категории раскрывается через механизм и способы ее оценки. Подчеркивая многоаспектный характер данной категории, одни авторы ее определяют как интегральную характеристику предприятия с позиций перспективности его развития, финансового состояния, позволяющую увязать экономические интересы инвесторов, предприятия и отрасли [2, 3]. Другие ученые инвестиционную привлекательность предприятия рассматривают с точки зрения его финан-

сового состояния. В их работах [4, 5] отмечается, что исследуемая категория зависит от показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, а финансовая устойчивость выступает одной из важнейших характеристик инвестиционной привлекательности субъекта хозяйствования.

Изучив и проанализировав существующие в науке точки зрения, автор считает, что инвестиционная привлекательность — это самостоятельная экономическая категория, характеризующаяся не только устойчивостью уже достигнутого финансового состояния, но и степенью будущих выгод от инвестирования.

Для раскрытия экономической сущности рассматриваемой категории автор предлагает следующее определение: инвестиционная привлекательность предприятия — это экономическая характеристика предприятия, интегрально отражающая существующий и потенциально достижимый уровень его экономического развития, характеризующая целесообразность вложения средств и используемая для сравнения объектов и выбора из них лучшего с точки зрения инвестора.

В соответствии с изложенным пониманием сущности категории «инвестиционная привлекательность предприятия» возникает необходимость

рассмотрения и определения наиболее важных аспектов, формирующих инвестиционную привлекательность отдельного субъекта хозяйствования, и методов ее оценки.

Методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия, существующие на сегодняшний день, можно условно разделить на три группы:

— методики на основе анализа рыночной капитализации предприятии и производных от нее показателей;

— методики на основе анализа финансово-экономических показателей деятельности предприятия;

— методики на основе вычисления единого обобщающего (интегрального) показателя — коэффициента инвестиционной привлекательности предприятия.

Существующие методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятия, а также преимущества и недостатки каждого из них наглядно представлены в табл. 1.

Самой первой концепцией, возникшей и получившей распространение, является оценка инвестиционной привлекательности предприятия, основанная на показателях капитализации. Данные

Группы методик с использованием показателей Показатели оценки инвестиционной привлекательности предприятия Методологический подход

Преимущества Недостатки

1. Рыночной капитализации предприятия 1.1. Привлекательности и эффективности ценных бумаг предприятия-эмитента Использование общепринятых критериев — объективных индикаторов привлекательности предприятия в условиях развитой рыночной экономики и фондового рынка Недостоверность полученных результатов об инвестиционной привлекательности предприятий в российской экономике и невозможность применения для оценки предприятий-неэмитентов

2. Финансово-экономических 2.1. Ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности, эффективности деятельности Использование традиционных групп финансовых коэффициентов; установленный порядок их расчета; доступность информационной базы Ограниченность оценки инвестиционной привлекательности предприятия финансовым аспектом

2.2. Финансового состояния и производственно-хозяйственной деятельности Отражение деятельности предприятия с позиции комплексного экономического анализа Сложность выбора объекта инвестирования на основе множества количественных оценок

3. Обобщающего (интегрального) критерия 3.1. Финансового состояния и производственно-хозяйственной деятельности Обобщенная количественная оценка уровня инвестиционной привлекательности предприятия Отсутствие в оценке существенных для инвестора аспектов деятельности предприятия

3.2. Финансово-экономические показатели и неформализованные критерии Системная характеристика достигнутого уровня инвестиционной привлекательности предприятия с учетом количественных и качественных параметров Сложность объективной и точной оценки неформализованных критериев инвестиционной привлекательности предприятия

Таблица 1

Характеристика методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия

методики были разработаны в зарубежных странах с развитой экономикой в середине 1960-х гг. для портфельных инвесторов. Как правило, ученые, придерживающиеся фундаменталистского подхода, рассматривают оценку привлекательности предприятия-эмитента через оценку привлекательности его ценных бумаг.

Метод оценки привлекательности ценных бумаг на фондовом рынке по показателям рыночной капитализации успешно применяется в рейтинговых агентствах, использующих в качестве основных критериев следующие коэффициенты: «капитализация к выручке от продаж» (P/S ratio), «капитализация к чистой прибыли» (P/E ratio), «капитализация к собственному капиталу» (P/BV ratio), «дивидендный доход» (D/P ratio). Рейтинги, составленные на основе вышеприведенных показателей, регулярно публикуются в деловых изданиях зарубежной периодической печати (Financial Times, Business Week, Forbes). При оценке инвестиционной привлекательности зарубежных компаний широкое применение показателей качества и привлекательности ценных бумаг обусловлено тем, что в странах с развитой экономикой прослеживается прямая связь между рыночной стоимостью компании и финансовыми результатами ее деятельности. Чем лучше показатели работы компании, тем выше стоимость акций на фондовом рынке.

В российской практике одно из крупнейших рейтинговых агентств «Эксперт» с 1995 г. составляет рейтинги инвестиционной привлекательности предприятий, которые базируются на показателях капитализации и ранжируются по следующим критериям: годовой объем продаж, величина балансовой прибыли, рыночная капитализация, темп роста объемов продаж, P/S ratio. Кроме этих показателей в методике оценки инвестиционной привлекательности компаний учтены финансовые показатели компании, показатели структуры акционерного капитала, состава акционерного капитала, динамики уставного капитала [6].

Следует отметить, что в отечественной экономике использование методик оценки и анализа показателей капитализации для определения привлекательности предприятий-эмитентов не дает желаемого результата и может привести к неправильным выводам, так как опираясь только на показатели капитализации и доходности ценных бумаг, порой невозможно определить инвестиционную привлекательность того или иного предприятия. Это связано с тем, что на российском фондовом рынке обращаются и совершаются

сделки с ценными бумагами ограниченного круга предприятий, а акции большинства предприятий остаются малодоступными для инвесторов. Кроме того, в России большинство предприятий направляет большую часть прибыли на дальнейшее развитие производства, а не на выплату дивидендов. Основной доход инвесторы в России получают от роста рыночной стоимости акций. Следует принимать во внимание и тот факт, что величина чистой прибыли, публикуемая в открытых источниках многими российскими компаниями, не всегда объективна. В связи с этим показатели рыночной капитализации можно рассматривать лишь как часть системы показателей, оценивающих инвестиционную привлекательность предприятия.

Вторая группа методик оценки инвестиционной привлекательности предприятий основывается на анализе наиболее значимых финансово-экономических показателей его деятельности. Данный подход является достаточно распространенным в российской экономической действительности и используется многими авторами. Различия состоят лишь в предложенных для оценки группах финансовых коэффициентов и показателей.

Самой традиционной концепцией в оценке инвестиционной привлекательности предприятия является подход, основанный на использовании показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. Как правило, в предлагаемый набор критериев входят показатели ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности. Такой методологический подход предложен в работе [7 и др.].

В некоторых методиках кроме критериев финансового состояния включены и другие показатели экономической деятельности предприятия: износ основных средств, показатели дефицитности и конкурентоспособности продукции, показатели рыночной капитализации, доходности акций и имущественного наполнения акций, показатели спроса на акции предприятия и условий эмиссии акций [8 и др.].

Существует и другой подход к оценке инвестиционной привлекательности предприятия. Многие авторы, занимающиеся данной проблематикой, сводят всю систему наиболее значимых для инвестора финансово-экономических показателей в единый интегральный показатель инвестиционной привлекательности с последующей оценкой его уровня.

В методике, предложенной в работе [1], в расчет интегрального показателя входят группы показателей надежности (коэффициенты текущей, быстрой

и абсолютной ликвидности, коэффициенты автономии, участия собственных оборотных средств в оборотных активах, реальной стоимости имущества, соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей, коэффициент оборачиваемости активов) и показатели доходности (коэффициент выплаты дивидендов и уровень выплаты дивидендов). Все выбранные показатели соотносятся с эталонными (рекомендуемыми) значениями. Весовой коэффициент каждой группы определяется инвестором и зависит от его предпочтений.

Рейтинговым центром консультационной фирмы «АК&М» разработана авторская методика оценки инвестиционной привлекательности предприятий [9]. Значение итогового показателя инвестиционной привлекательности рассчитывается суммированием значений факторов, характеризующих эффективность деятельности предприятия (рентабельность общая, чистая прибыль, рентабельность основной деятельности, производительность труда, рентабельность активов) и его платежеспособность (коэффициенты текущей и абсолютной ликвидности и коэффициент автономии). Весовой коэффициент показателей эффективности признан более значимым по сравнению с коэффициентом, присвоенным показателям платежеспособности.

В работе [10] оценка инвестиционной привлекательности предприятия проводится в два этапа. На первом этапе отбираются предприятия по их соответствию заданным критериям: абсолютной окупаемости инвестиций при заданном проценте по привлечению средств (определяется по показателям чистой текущей стоимости и внутренней нормы рентабельности), минимальной рентабельности инвестиций, характеру инвестиций и сроку кредитования.

На втором этапе осуществляется рейтинговая оценка выбранных предприятий по комплексному показателю, включающего критерии эффективности хозяйственной деятельности (рентабельность продукции, валовая прибыль на 1 руб. активов, валовая прибыль к собственным средствам, доля износа основных средств, валовая прибыль к оборотным средствам) и финансового состояния (коэффициенты ликвидности, доля чистого оборотного капитала в оборотных средствах, доля собственных средств в пассивах). Все указанные показатели имеют свои весовые коэффициенты, которые, как указывает автор, зависят от характера кредитования и ограничений по срокам окупаемости проекта (или срокам кредитования).

Всем анализируемым показателям присваивается балльная оценка от — 2 до 2, что соответствует параметрам оценки от «крайне неудовлетворительно» до «хорошо». Для получения обобщающей оценки полученные баллы складываются. В данной методике применяется система процентных надбавок (скидок) к полученным баллам за положительную (отрицательную) динамику показателей.

В рассмотренных методиках оценки инвестиционной привлекательности предприятия авторы используют в основном только показатели финансового состояния, капитализации (или эффективности инвестиционных проектов) и производственно-хозяйственной деятельности. В последние годы сформировался подход, при котором исследуемая экономическая категория не ограничивается указанными характеристиками. В настоящее время для получения более полной и объективной оценки инвестиционной привлекательности предприятия стали рассматриваться неформализованные критерии, т. е. характеристики и аспекты деятельности предприятия, которые не имеют количественного измерения или четких методик расчета и оцениваются через логические понятия. Это такие же важные для инвесторов характеристики предприятия, как и финансово-экономические показатели.

К «качественным» параметрам инвестиционной привлекательности предприятия относятся уровень корпоративного управления, состояние менеджмента, информационная прозрачность и открытость предприятия, рыночные позиции предприятия и т. д.

Методики оценки качества корпоративного управления, менеджмента и информационной прозрачности предприятия достаточно хорошо разработаны в западных странах и используются рейтинговым агентством Standard & Poor's, инвестиционной компанией Brunswick UBS Warburg, журналом Evromoney, Институтом корпоративного права и управления (ИКПУ). В указанных параметрах оцениваются следующие аспекты: структура собственности; отношения с финансово заинтересованными лицами; финансовая прозрачность и раскрытие информации; структура и методы работы совета директоров и менеджмента, права акционеров; корпоративное окружение компании, риск размывания акционерного капитала, банкротства, вывода активов, слияния (реструктуризации), ограничений на владение акциями. Каждый аспект и фактор риска оценивается экспертами балльной системой [11].

Методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия, учитывающие и количественные, и качественные характеристики, разрабатываются не только экспертами зарубежных и отечественных рейтинговых агентств, но и российскими экономистами.

Авторы [1, 12] выделяют внешние и внутренние характеристики, формирующие инвестиционную привлекательность предприятия. К внешним отнесены характеристики рыночного окружения: привлекательность страны, инвестиционный климат региона, привлекательность отрасли, рынок сбыта продукции, стадия жизненного цикла продукции, степень конкуренции, экологическая нагрузка на среду, развитость транспортной инфраструктуры. В составе внутренних факторов оцениваются: рыночные позиции предприятия, его производственный потенциал, финансовое состояние, инвестиционная стоимость предприятия, уровень корпоративного управления, уровень менеджмента предприятия. Последний аспект подразумевает оценку управления предприятием, управленческого климата, управленческой структуры, состояния маркетинга на предприятии.

Изучив научные источники по вопросам оценки инвестиционной привлекательности предприятия, можно отметить, что в науке не выработан единый подход к решению этой проблемы. Опубликованные в широкой научной печати методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия достаточно общие и не дают возможности точно оценить интересующую многоаспектную экономическую категорию.

Научные разработки по вопросам методологического обеспечения оценки инвестиционной привлекательности предприятия, учитывающие отраслевые особенности деятельности субъектов хозяйствования, не позволяют применять их повсеместно в российской экономике в силу значительной производственной специфики, разной организационно-правовой формы субъектов хозяйствования, масштабов их деятельности, целевых дифференциаций интересов инвесторов и других объективных причин. В этой связи автор считает, что оценку уровня инвестиционной привлекательности предприятия не стоит ограничивать использованием общего методологического подхода. Многообразие и сложность российской экономической действительности определяют необходимость использования именно частных отраслевых моделей оценки инвестиционной привлекательности предприятия.

Таким образом, для получения реальной и достоверной информации должны разрабатываться и получать распространение частные методики измерения этой экономической категории, учитывающие не только общепринятые критерии, но и привлекательность отрасли, территории, экономические реалии в том или ином секторе народного хозяйства, отраслевые особенности условий ведения деятельности предприятиями, стратегические намерения и текущие интересы инвесторов. Необходимо отметить, что методологические аспекты всестороннего, комплексного подхода к оценке инвестиционной привлекательности предприятия в настоящее время мало разработаны учеными-экономистами, а методика оценки инвестиционной привлекательности предприятий ЖКХ, адаптированная к условиям отрасли, в доступных для широкого изучения источниках не найдена.

Оценка инвестиционной привлекательности предприятия выполняется для выбора лучшего из сравниваемых предприятий. Чтобы сделать такой выбор, инвестор должен опираться на методику, которая позволит ему, во-первых, получить количественную оценку инвестиционной привлекательности предприятия, во-вторых, сравнить результаты оценки по всем рассматриваемым объектам. Показатель, предназначенный для определения уровня инвестиционной привлекательности предприятия, должен дать возможность сделать однозначный вывод о привлекательности предприятия, позволить выполнить сравнение нескольких предприятий в целях выбора наиболее предпочтительного, а также оценить динамику инвестиционной привлекательности предприятия во времени. Учитывая многоаспектную сущность исследуемой категории, автор считает, что ее оценка возможна только через расчет интегрального показателя, объединяющего все значимые для инвестора характеристики.

Сравнение результатов оценки инвестиционной привлекательности по нескольким предприятиям производится путем упорядочения рассматриваемых к инвестированию объектов в порядке возрастания или убывания достигнутого уровня инвестиционной привлекательности.

Алгоритм действий инвестора по выбору предприятия для инвестирования представлен на рисунке.

Показатель инвестиционной привлекательности предприятия КИПП, рассчитанный с учетом фактических значений показателей, лучших среднеотраслевых значений количественных показателей, качественных характеристик, наиболее

с--

Выбор и обоснование наиболее значимых аспектов инвестиционной привлекательности предприятий

Формирование минимально достаточной системы

показателей, оценивающих выбранные аспекты ✓

л г

Обоснование методик расчета ч

количественных показателей

Л '

/ Разработка методики оценки количественных показателей и качественных критериев в сопоставимом масштабе измерения \

\

Л '

Выбор и обоснование значений показателей, \

принимаемых за базу сравнения /

л г

/ Расчет весовых коэффициентов значимости аспектов и показателей в системе оценки

ч инвестиционной привлекательности предприятия /

1'

Определение значений количественных

и качественных показателей в единои системе оценки

Л '

Сравнение фактических значений показателей с Л

нормативными (оптимальными) уровнями показателей

1'

/ Расчет интегрального показателя - коэффициента инвестиционной привлекательности предприятия

\ (Кипп) /

1'

Сравнение предполагаемых к инвестированию

ч предприятий по уровню Кипп /

Алгоритм действий инвестора по выбору объекта инвестирования

выгодных инвестору, и весовых коэффициентов значимости показателей, станет характеристикой меры предпочтения инвестора для вложения капитала в то или иное предприятие.

Для получения оптимального информационного модуля, позволяющего измерить уровень инвестиционной привлекательности предприятия, необходимо определить основные требования к его формированию:

— существенность для инвесторов выбранных характеристик, формирующих инвестиционную привлекательность предприятия, и их отраслевая ориентированность;

— полноценность формируемого информационного модуля через использование характеристик, раскрывающих как позиции предприятия, так и характеризующих его внешнее окружение;

— наличие информации по внутренним аспектам финансово-хозяйственной деятельности предприятия и по аспектам, позиционирующим его на рынке в том или ином сегменте бизнеса;

— возможность оценки не только достигнутых результатов деятельности, но и перспектив дальнейшего роста интересующих показателей (т. е. потенциала развития предприятия);

— адекватность показателей, формирующих информационную базу оценки инвестиционной привлекательности, для выбранной сферы народного хозяйства;

— логическая взаимосвязь показателей, формирующих исследуемую совокупность, с одновременным отсутствием дублирования их экономического содержания между собой;

— достаточность, но не избыточность сформированной системы показателей;

— достоверность полученной информации через расчет показателей только по документальным данным;

— сопоставимость используемых показателей по методу их формирования с аналогичными показателями других компаний и показателями, принимаемыми за эталон;

— использование «качественных», логических критериев, оцениваемых баллами, при невозможности применения количественных показателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая многообразие параметров и показателей, отражающих условия хозяйствования и специфику деятельности предприятий отрасли ЖКХ, можно говорить о том, что данная экономическая категория может быть оценена только через некоторую совокупность характеристик, раскрывающих все аспекты привлекательности предприятия для инвестора. В связи с этим должен быть обоснован круг характеристик, формирующих инвестиционную привлекательность предприятия ЖКХ. С учетом особенностей условий функционирования предприятий жилищно-коммунального комплекса и специфики производственного процесса по оказанию услуг потребителям в качестве характеристик, формирующих инвестиционную привлекательность предприятий ЖКХ, предлагается использовать аспекты его деятельности, представленные в табл. 2.

Для получения количественно определенного результата об уровне инвестиционной привлекательности предприятия характеристики,

Таблица 2

Характеристики формирования инвестиционной привлекательности предприятия ЖКХ

Аспекты деятельности предприятия жилищно-коммунального комплекса Задачи оценки инвестиционной привлекательности предприятия ЖКХ

Финансовая привлекательность предприятия Оценка платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности и результативности деятельности, способности предприятия к саморазвитию в определенный момент времени, оптимальности структуры капитала, способности своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность, сохранять равновесие активов и пассивов в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды, переносить непредвиденные неблагоприятные обстоятельства в границах допустимого уровня риска

Ресурсный потенциал предприятия Характеристика достигнутого уровня использования имеющихся ресурсов и возможности более эффективного их использования и, как следствие, возможности дальнейшего развития предприятия и наращивания объема оказываемых услуг

Состояние жилищного фонда и инженерных сетей Отражение состояния и годности обслуживаемого жилищного фонда и внутридомовых инженерных сетей. От полученных значений показателей зависит объем финансовых, материальных и трудовых ресурсов предприятия, направляемых на поддержание в рабочем состоянии и текущий ремонт обслуживаемых объектов. Недостаток вложений в эту сферу деятельности приведет к дальнейшему разрушению жилищного фонда и коммуникаций, к усилению социального недовольства

Рыночные позиции предприятия Позиционирование предприятия на рынке жилищно-коммунальных услуг и оценка масштабов деятельности предприятия: площади обслуживаемого жилищного фонда, количества потребителей жилищно-коммунальных услуг, объема предоставленных услуг

Привлекательность внешней среды Оценка характеристик, отражающих внешние условия функционирования предприятия, влияющие на показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия: выгодности месторасположения жилищного фонда, состояния обслуживаемых территорий, наличия и состояния имеющейся инфраструктуры в обслуживаемом районе и некоторых других параметров внешнего окружения предприятия

формирующие исследуемую категорию, должны быть выражены через показатели, которые в свою очередь должны быть измерены.

Оценивая финансовую привлекательность предприятия, логично воспользоваться традиционными группами показателей финансового анализа, позволяющими дать оценку финансового состояния организации: показателями финансовой устойчивости, ликвидности и эффективности работы предприятия.

В каждой группе финансовых коэффициентов должны быть выбраны показатели, учитывающие специфику производственного процесса оказания жилищно-коммунальных услуг, оплаты потребителями оказанных услуг, состава активов и обязательств предприятий ЖКХ.

При оценке ресурсного потенциала предприятия ЖКХ необходимо учитывать, что для предприятий отрасли важны следующие виды ресурсов: основные производственные фонды, инвестиционные ресурсы и кадровый ресурс. Особую значимость имеет информация о наличии и эффективности использования фондового ресурса, так как удельный вес основных фондов может составлять в структуре имущества предприятий данной отрасли до 80 %. По оценкам Министерства регионального развития РФ, около 30 % основных фондов ЖКХ уже отслу-

жили нормативные сроки [13]. Оценка состояния и эффективности использования данных активов даст возможность инвестору определить потребности в финансовых ресурсах на их реконструкцию и текущий ремонт и наметить соответствующие инвестиционные программы. В этом случае особое значение имеют показатели состояния и эффективности использования имеющегося ресурса основных производственных фондов.

Имеющиеся и возможные в ближайшей перспективе инвестиционные ресурсы предприятия позволят восстановить и модернизировать основные производственные фонды, своевременно проводить текущий и капитальный ремонт жилищного фонда. Для получения данных о формировании инвестиционного ресурса на предприятии должны быть проанализированы все источники средств, которые могут быть направлены на восстановление жилищного фонда и основных средств: амортизационные накопления, выручка потребителей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги (в части инвестиционной составляющей тарифа) и средства, выделенные из бюджетов разных уровней.

Для предприятий ЖКХ важность оценки имеющегося кадрового потенциала определяется тем, что от обеспеченности предприятия работниками, эффективности их использования в производстве,

уровня профессионализма и дисциплинированности в значительной степени зависят качество и своевременность предоставляемых потребителям услуг и, как следствие, результативность работы предприятия ЖКХ. Наличие кадрового потенциала и его качественный состав может быть оценен по показателям обеспеченности трудовыми ресурсами, текучести и др.

Состояние жилищного фонда и инженерных сетей в жилищно-коммунальном комплексе является одним из самых наболевших вопросов в отрасли: по данным Министерства регионального развития РФ, физический износ коммунальной инфраструктуры превысил 70 % и каждый год увеличивается на 2 — 3 % [13]. Состояние жилищного фонда может быть оценено через показатели состояния жилищного фонда и показатели состояния внутридомовых инженерных сетей, исчисляемые по данным оперативного учета производственно-хозяйственной деятельности предприятия ЖКХ.

Рыночные позиции предприятия ЖКХ можно оценить по площади обслуживаемого жилищного фонда, количеству потребителей жилищно-коммунальных услуг. При жестко установленных местными властями тарифах на предоставляемые услуги рост выручки и возможность получения прибыли зависят прежде всего от перечисленных показателей. Кроме того, позиции предприятия на рынке должны быть рассмотрены не только по достигнутым показателям масштабности деятельности, но и по интенсивности дальнейшего расширения этих позиций через оценку динамичности развития предприятия.

Для характеристики привлекательности внешней среды предприятия ЖКХ можно условно

Литература

выделить несколько факторов, которые получат оценку через ряд качественных критериев: социально-географический фактор, фактор развитости инфраструктуры, фактор условий проживания в обслуживаемых микрорайонах.

Все предложенные аспекты и показатели для их оценки имеют ту или иную степень значимости для стратегического инвестора, имеющего интересы в сфере ЖКХ. Значимость рассматриваемых характеристик и оценочных показателей определяется индивидуальными весовыми коэффициентами, установленными с помощью метода экспертных оценок.

Количественная оценка каждого показателя, формирующего предложенный информационный модуль, скорректированная на весовой коэффициент, позволит получить интегральный показатель инвестиционной привлекательности предприятия ЖКХ, в котором найдут отражение отраслевые особенности функционирования предприятий и который позволит инвестору сделать оптимальный и обоснованный выбор при размещении капитала.

Использование методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия на основе расчета обобщающего (интегрального) критерия, включающего финансово-экономические показатели, неформализованные критерии и учитывающего отраслевую специфику, позволит инвестору проводить сравнительную оценку достигнутого уровня привлекательности предприятий в разные временные периоды и получать достоверный результат в виде стабильной количественной определенности. Материалы данного исследования могут применяться стратегическими инвесторами для обоснования и реализации механизма инвестирования.

1. Патрушева Е. Г. Управление привлечением инвестиций российскими промышленными предприятиями. — Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2002. — 186 с.

2. Бланк И. А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. — Киев: Эльга—Н: Ника—Центр, 2001. — 448 с.

3. Гуськова Н. Д. Инвестиционная деятельность: федеральный и региональные аспекты. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. - 132 с.

4. БакановМ. И. Теория экономического анализа: Учебник / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, — 2001. — 416 с.

5. Ефимова О.В. Финансовый анализ. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Бухгалтерский учет, 2002. — 528 с.

6. www.expert.ru.

7. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: Учеб. пособие / Э. И. Крылов, В. М. Власова, М. Г. Егорова и др. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 192 с.

8. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Ред. Л. Л. Ермолович. — Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. — 576 с.

9. www.akm.ru.

10. Щиборщ К. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2003. — 320 с.

11. www.ricd.ru.

12. Москвин В. А. Кредитование инвестиционных проектов: Рекомендации для предприятий и коммерческих банков. — М.: Финансы и статистика. — 2001. — 232 с.

13. www. minregion. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.