РШШ1ШМ 2010 апрель
Светлана РОМАНОВА, «Ремедиум»
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ...
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Ключевые слова: медицинская промышленность, рейтинг, анализ, предприятия, инвестиционная привлекательность, инвесторы, инвестиции, финансовое состояние
Результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств должно являться повышение эффективности деятельности предприятия. В связи с тем, что основной целью инвестиционной деятельности является обеспечение реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия, то особое внимание каждый хозяйствующий субъект должен уделять своей инвестиционной привлекательности.
ф ОПРЕДЕЛИМСЯ В ПОНЯТИЯХ
Прежде чем перейти к анализу инвестиционной привлекательности предприятий медицинской промышленности, методологии и алгоритму построения рейтинга по данному признаку, необходимо подробно рассмотреть и дать определение понятиям, которые очень тесно связаны с этими вопросами. Лучше сделать это сразу, дабы избежать впоследствии недопонимания или неоднозначного понимания изложенных принципиальных позиций. Разберемся в понятиях: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвесторы и их классификация, инвестиционная привлекательность и финансовое состояние предприятий медицинской промышленности.
ф ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Инвестиционная привлекательность предприятия, по мнению экспертов, определяется целесообразностью вложения в него временно свободных денежных средств. Что же такое «инвестиции» и «инвестиционная деятельность»? Эти понятия приведены в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» № 1488-1. Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады,
паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. По объектам вложения средств выделяют реальные и финансовые инвестиции. Реальные инвестиции — совокупность вложений в реальные экономические активы: материальные ресурсы (элементы физического капитала, прочие материальные активы) и нематериальные активы (научно-техническая, интеллектуальная продукция и т.д.). Важнейшей составляющей реальных инвестиций являются инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, которые также называют капиталообразующими инвестициями. Финансовые инвестиции включают вложения средств в различные финансовые активы — ценные бумаги, паи и долевые участия, банковские депозиты и т.п. По цели инвестирования выделяют прямые и портфельные (непрямые) инвестиции. Прямые инвестиции вы-
Key words: medical industry, ranking, analysis, enterprises, investment attractiveness, investors, investments, financial situation.
The key concepts underlying the article are defined, the criteria and scheme of evaluating the investment attractiveness of medical industry enterprises are described. Svetlana Romanova, Remedium. Investment attractiveness of pharmaceutical enterprises: methodology.
ступают как вложения в уставные капиталы предприятий с целью установления непосредственного контроля и управления объектом инвестирования. Они направлены на расширение сферы влияния, обеспечение будущих финансовых интересов, а не только на получение дохода. Портфельные инвестиции представляют собой средства, вложенные в экономические активы с целью извлечения дохода (в форме прироста рыночной стоимости инвестиционных объектов, дивидендов, процентов, других денежных выплат) и диверсификации рисков. Портфельные инвестиции обычно являются вложениями в приобретение ценных бумаг и других активов, принадлежащих различным эмитентам. Не следует реальные и финансовые инвестиции рассматривать как аналог, соответственно, прямых и портфельных, и при этом под прямыми инвестициями понимать непосредственное вложение средств в производство, а под портфельными — приобретение ценных бумаг, т.е. делать критерием классификации характеристику объекта инвестирования. Реальные инвестиции, помимо вложений в физичес-
2010 апрель РШШ1ШМ
кие элементы производительного капитала, включают вложения и в другие формы реальных активов, а финансовые инвестиции охватывают вложения не только в ценные бумаги, но и в другие финансовые инструменты. Кроме того, вряд ли правомерно относить к производственным вложениям только прямые инвестиции, т.к. часть портфельных инвестиций (вложения в ценные бумаги производственных предприятий при их первичном размещении) также предназначена для привлечения средств инвесторов в производство. Инвестиции также классифицируют по срокам (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), формам собственности на инвестиционные ресурсы (частные, государственные, иностранные и совместные), регионам, отраслям, рискам (агрессивные, умеренные и консервативные) и др. признакам.
ф ИНВЕСТОРЫ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать физические и юридические лица, муниципальные образования, государства и международные организации. Среди основных видов финансирования предприятия из внешних источников следует выделить инвестирование в акционерный капитал компании и предоставление заемных средств. Основными формами привлечения инвестиций в акционерный капитал являются инвестиции финансовых инвесторов и стратегическое инвестирование. Инвестиции финансовых инвесторов представляют собой приобретение внешним профессиональным инвестором, как правило, блокирующего, но не контрольного пакета акций компании с последующей продажей данного пакета через 3—5 лет (в основном, это венчурные и паевые фонды) либо размещение акций компании на рынке ценных бу-
маг широкому кругу инвесторов (в данном случае это могут быть компании любого направления деятельности или физические лица). Инвестор в данном случае получает основной доход за счет продажи своего пакета акций (т.е. за счет выхода из бизнеса). В
связи с этим привлечение инвестиций финансовых инвесторов целесообразно для развития предприятия: модернизации или расширения производства, роста объемов продаж, повышения эффективности деятельности, приводящих в конечном итоге к росту стоимости компании и, соответственно, вложенного инвестором капитала.
Стратегическое инвестирование — приобретение инвестором крупного (вплоть до контрольного) пакета акций компании, которое предполагает, как правило, длительное или постоянное присутствие инвестора среди собственников компании. Зачастую конечным этапом стратегического инвестирования является приобретение компании либо слияние ее с компанией-инвестором. В качестве стратегических инвесторов обычно выступают ведущие предприятия отрасли и крупные объединения предприятий — промышленные группы. Их главной целью является повышение эффективности собственного бизнеса и получение доступа к новым ресурсам и технологиям.
✓
Основными инструментами при инвестировании в форме предоставления заемных средств являются кредиты (банковские, торговые), облигационные займы и лизинговые схемы, которые могут быть отнесены к инвестициям в форме заемных средств с некоторыми оговорками, поскольку по своей сути лизинг является формой передачи имущества в аренду. Однако по форме получения дохода лизингодателем (в форме процента) лизинг близок к банковским кредитам. Объемы привлекаемого финансирования могут быть от нескольких десятков тысяч (кредиты) до десятков миллионов долларов. Сроки финансирования также могут колебаться от нескольких месяцев до нескольких лет. При данной форме финансирования основной целью инвестора является получение процентного дохода на вложенный капитал при заданном уровне риска. Поэтому данную группу инвесторов интересует дальнейшее развитие предприятия с точки зрения его возможности исполнить обязательства по выплате процентов и возврату основной суммы долга. Таким образом, всех инвесторов можно условно разделить на две группы: кредиторы, заинтересованные в получении текущих доходов в виде процентов, и участники бизнеса (владельцы доли в бизнесе), заинтересованные в получении дохода от роста стоимости компании. Инвестиционная привлекательность предприятия для каждой из групп инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить и минимальными рисками при вложении средств. В соответствии с этим инвесторы определяют требования, предъявляемые к предприятиям при инвестировании. Очевидно при этом, что основным требованием для инвесторов-кредиторов является подтверждение способности предприятия выполнить обязательства по возврату капитала и выплате процентов, а для инвесторов, участвующих в бизнесе, — подтверждение способности освоить инвестиции и увеличить стоимость пакета акций инвестора.
✓
РШШ1ШМ 2010 апрель
ф КРИТЕРИИ И АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ РЕЙТИНГА
В мировой и отечественной практике для определения инвестиционной привлекательности предприятия используется методика определения его состояния по данным бухгалтерской финансовой отчетности, т.е. финансового состояния предприятия. Финансовое состояние, в свою очередь, — это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Финансовые результаты и финансовое состояние предприятия является основой его инвестиционной привлекательности. Все субъекты рыночных отношений: собственники, инвесторы, банки, биржи, поставщики, покупатели, заказчики, рекламные агентства и т.д., — заинтересованы в достоверной информации и однозначной оценке надежности своих партнеров, их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. Эту оценку можно получить, используя различные методы исследования, которые включают в себя расчет группы показателей, критериев, выбор которых зависит от целей, поставленных инвестором. У каждого партнера предприятия: акционеров, банков, налоговых органов и т.д., — есть свой критерий оценки
✓
способность предприятия и его финансовая устойчивость. Таким образом, инвесторов непосредственно интересуют показатели, влияющие на доходность капитала предприятий: объем реализации/выручка от реализации, рентабельность активов и реализации и т.д.
В рейтинги предприятий фармпромы-шленности включены 49 крупнейших по объему производства предприятий и промышленности медицинских изделий — 46 предприятий отрасли. Анализироваться будут только предприятия, получившие прибыль, а точнее чистую прибыль, в результате хозяйственной деятельности за рассмат риваемый отчетный период. При этом установленная периодичность составления рейтингов — 1 раз в год. В данном исследовании при оценке предприятий отрасли используется сравнительный метод анализа, т.е. сопоставление предприятий соответствующих подотраслей (фармпромышлен-ности и промышленности медицинских изделий) по выбранным критериям оценки и динамике изменения этих критериев.
Для оценки инвестиционной привлекательности из множества показателей выбрана система показателей, характеризующая эффективность деятельности предприятий, а именно воз-
✓
экономической целесообразности ус- " можность получения прибыли. В связи
✓
тановления или продолжения взаимоотношений. Налоговому органу важен ответ на вопрос, способно ли предприятие к уплате налогов. В связи с этим их в первую очередь интересует балансовая прибыль предприятия, являющаяся источником уплаты большинства налогов, рентабельность реализации и др. Кредитующие банки должны получить ответ на вопрос о платежеспособности предприятия, т.е. о его готовности возвращать заемные средства в срок. Уровень платежеспособности оценивается различными коэффициентами: общий коэффициент покрытия, коэффициенты абсолютной и текущей ликвидности, финансовой устойчивости, чистой выручки и чистой прибыли и пр. Партнеров по договорным отношениям, также как и банки, интересует платеже-
с этим анализировались следующие показатели формы №2 ГБО предприятий и промышленных групп за отчетный период и соответствующий период предыдущего года:
♦ Выручка от реализации за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей. Именно этот показатель используется в качестве основного критерия оценки предприятий в большинстве мировых рейтингов, в т.ч. и в одном из самых авторитетных рейтингов 500 крупнейших компаний планеты, который ежегодно готовит американский журнал «Fortune», а также в известном рейтинге предприятий России журнала «Эксперт».
♦ Себестоимость реализованной продукции и коммерческие и управленческие расходы. Минимизация этих за-
трат позволит повысить эффективность деятельности предприятий.
♦ Прибыль от реализации и балансовая прибыль, характеризующие результативность хозяйственной деятельности.
♦ Чистая прибыль, показывающая, какой объем прибыли остается в распоряжении компании по итогам работы в отчетном периоде, и характеризующая способность предприятия реали-зовывать конечную цель своей коммерческой деятельности — приносить доход. Эффективность деятельности предприятия во многом определяется способностью увеличивать доходы и минимизировать затраты, следствием чего является рост чистой прибыли.
На основе абсолютных показателей формы №2 были рассчитаны относительные показатели и их динамика, по которым и будет проводиться рейтинг инвестиционной привлекательности, что позволит и крупным по объему и малым предприятиям находиться в равных условиях при оценке эффективности их деятельности:
♦ Рентабельность реализации, как прибыль балансовая к выручке от реализации продукции. Данный показатель характеризует эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом и показывает, сколько прибыли до налогообложения получает предприятие на 1 руб. выручки от реализации.
♦ Индекс рентабельности основной деятельности, как прибыль от реализации к сумме себестоимости реализованной продукции и коммерческих и управленческих расходов. Этот показатель характеризует эффективность основной деятельности компании и работ по сбыту продукции и позволяет оценить, какой объем прибыли от реализации компания получает на 1 руб. затрат, связанных с производством и продажей продукции.
♦ Индекс чистой прибыли, как отношение чистой прибыли в распоряжении предприятия к выручке от реализации, показывающий количество свободных денежных средств в выручке от реализации.
2010 апрель РШШ1ШМ
♦ Доля чистой прибыли в балансовой, характеризует, сколько свободных денежных средств приходится на 1 руб. прибыли до налогообложения.
Как и в рейтингах предприятий медицинской промышленности по показателям выпуска (объему выпуска лекс-редств, медицинской техники и запасных частей к ней, а также динамике их производства), публикуемых в журнале «Ремедиум» ежеквартально, в рейтинге инвестиционной привлекательности по каждому из 8 показателей будет проводиться ранжир предприятий и в зависимости от места в ранжире предприятию или промышленной группе будет начисляться определенное количество баллов. В результате по всем показателям баллы суммируются и определяется соответствующее место предприятия в рейтинге. Хотелось бы отметить, что экономический анализ, проведенный на основе ограниченного набора отобранных показателей, не может дать абсолютно точного ответа на поставленный во-
прос об инвестиционной привлекательности того или иного предприятия, и вероятно, что учет более широкого круга критериев оценки может несколько изменить эту оценку. Кроме того, у каждого партнера предприятия (акционеров, банков, налоговых органов и т.д.) есть свои критерии оценки для целенаправленного детализированного анализа предприятий в интересующем именно их направлении, но, учитывая обоснованность выбора критериев и желание заинтересовать более широкий круг партнеров предприятия, рейтинг позволит сформировать общее представление о позиции того или иного предприятия или промышленной группы среди ведущих предприятий отрасли. Надеюсь, что рейтинги инвестиционной привлекательности будут полезны и самим предприятиям медицинской промышленности, принимающим участие в этом проекте, а круг исследуемых объектов значительно расширится и пополнится новыми участниками.
<$>
ИСТОЧНИКИ
1. Крейнина М.Н. «Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле», М., 1994 г.
2. «Рейтинг инвестиционной привлекательности предприятий центрального федерального округа», Рейтинговый центр «АК&М» при поддержке Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе и РО ФКЦБ в Центральном федеральном округе, http://www.akm.ru, http://www.bre.ru/risk/156l9.html
3. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова, М.: Юристъ, 2002 г
4. www.kaninvest.ru/content/ section/55/detail/495/
5. www.i-con.ru/publications/63/
6. www.insapov.ru/investment-attraction.html
7. www.science-bsea.narod.ru/ 2008/ekonom_2008/ anishenko ocenka.htm