Научная статья на тему 'Формирование метода оценки инвестиционной привлекательности предприятия на основе открытой информации'

Формирование метода оценки инвестиционной привлекательности предприятия на основе открытой информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ложкина Наталья Александровна, Соколова Надежда Геннадьевна

В статье рассмотрены аспекты инвестиционной привлекательности с целью разработки метода оценки инвестиционной привлекательности предприятия. Этот метод позволит всем заинтересованным лицам производить расчеты на основе открытых и доступных источников информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers various aspects of investment attractiveness in order to develop a method for assessing the investment attractiveness of an enterprise. The method allows all interested parties to make calculations based on information from open sources.

Текст научной работы на тему «Формирование метода оценки инвестиционной привлекательности предприятия на основе открытой информации»

ЛОЖКИНА Н. А., СОКОЛОВА Н. Г.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДА ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты инвестиционной привлекательности с целью разработки метода оценки инвестиционной привлекательности предприятия. Этот метод позволит всем заинтересованным лицам производить расчеты на основе открытых и доступных источников информации.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестор, инвестиции, факторы инвестиционной привлекательности.

LOZHKINA N. A., SOKOLOVA N. G.

FORMATION OF OPEN INFORMATION-BASED METHOD FOR ASSESSING INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF ENTERPRISE

Abstract. The article considers various aspects of investment attractiveness in order to develop a method for assessing the investment attractiveness of an enterprise. The method allows all interested parties to make calculations based on information from open sources.

Keywords: investment attractiveness, investor, investments, investment highlights.

В настоящее время все больший теоретический и практический интерес представляет определение и оценка факторов, способствующих формированию инвестиционной привлекательности предприятия для потенциальных инвесторов. Как показывают исследования последних лет, многие современные предприятия испытывают недостаток собственных средств, направляемых на их дальнейшее развитие. Одним из путей решения данной проблемы является активное привлечение инвестиционных ресурсов. Однако, для того, чтобы заинтересовать инвесторов и получить необходимые средства, предприятие должно быть инвестиционно привлекательным.

Для инвестора, независимо от его типа, основным условием инвестирования являются две составляющие: оптимальная доходность вложений и приемлемый риск. Инвестор должен быть уверен в том, что он сможет не только возвратить вложенные средства, но и получить дополнительный доход. Немаловажную роль в этом играет инвестиционная привлекательность предприятия.

Само понятие «инвестиционная привлекательность» интерпретируется неоднозначно. На сегодняшний день не сформировано единого подхода к определению его экономической сущности. Под воздействием изменений окружающей среды и по мере развития

воспроизводственного процесса понятие инвестиционной привлекательности уточняется и обогащается. Чаще всего в экономических исследованиях приводится определение инвестиционной привлекательности Л. С. Валинуровой и О. Б. Казаковой, под которой понимается «...совокупность объективных признаков, свойств, средств и возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции.» [1].

На текущий момент так же отсутствует единая методика оценки инвестиционной привлекательности предприятия, которая позволила бы рассчитать конкретные показатели и четко их интерпретировать. Анализ экономических исследований позволил сделать вывод, что чаще всего используется балльно-рейтинговая система оценки инвестиционной привлекательности предприятия. В частности, ее придерживаются такие авторы как Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова, Е. В. Севрюгин, Н. А. Казакова и др.

Методика балльно-рейтинговой системы оценки инвестиционной привлекательности предприятия Л. С. Валинуровой и О. Б. Казаковой является одной из наиболее подробных и трудоемких [1]. Она предполагает анализ 55 экономических параметров, характеризующих деятельность предприятия. В связи с тем, что отобранные показатели имеют количественное значение, авторами были рассчитаны коэффициенты корреляции, позволившие отбросить показатели, имеющие незначительную связь с объемом инвестиций. В результате, предлагаемый состав показателей позволил отразить наиболее значимые для инвесторов факторы, влияющие на решение о будущем вложении их средств. Этими факторами являются: инвестиционный, финансовый, производственный и кадровый.

Что же касается методики системы оценки инвестиционной привлекательности Е. В. Севрюгина, то он выбрал количественные и качественные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, рыночное окружение и уровень корпоративного управления [2]. В результате, автор присвоил каждому фактору соответствующую балловую оценку, независимо от того, является он качественным или количественным.

Оценка инвестиционной привлекательности предприятия, согласно методике Н. А. Казаковой, осуществляется по трем направлениям: экономический потенциал и финансовое состояние предприятия; эффективность деятельности и деловая активность; характеристика бизнес-развития предприятия [3]. По каждому направлению определяется совокупность характеристик с соответствующими репрезентативными показателями. Данная методика достаточно трудоемкая, так как содержит большое количество показателей. Стоит отметить, что применение данной методики имеет практическую направленность, прежде всего на интересы самого предприятия.

Изучив методики данных авторов, можно заметить, что все они различны, как по направлениям анализа, так и по составу показателей. Кроме того, для того, чтобы оценить инвестиционную привлекательность предприятия необходим достаточно большой объем информации, как внутренней, так и внешней. Но проблема заключается в том, что не каждому пользователю доступна данная информация. Поэтому, для оценки инвестиционной привлекательности предприятия, разработаем метод, который позволит провести данную оценку на основе информации находящейся в открытом доступе. К ней можно отнести бухгалтерскую отчетность предприятий, статистические данные, данные рейтинговых агентств, официальные сайты предприятий, электронные ресурсы и т. п.

Прежде чем приступить к разработке метода оценки инвестиционной привлекательности предприятия на основе открытых данных, изучим основных потребителей данного метода, а именно инвесторов. Хорошо зная предпочтения основных типов инвесторов, а именно стратегических и портфельных, можно отобрать те показатели, на которые они обратят внимание в первую очередь.

Так, стратегические инвесторы заинтересованы в управлении бизнесом и их основной целью является рост рыночной стоимости бизнеса, увеличение доли на рынке и выход на новые рынки. Предпочтения данного типа инвесторов направлены, прежде всего, на зрелый бизнес и значимым стимулом для них станет предоставление возможности разместить или сформировать всю цепочку создания стоимости или хотя бы ее центральное звено. Стратегические инвесторы понимают, что инвестиции окупаются не моментально и готовы на длительный срок «заморозить» значительные ресурсы. Для них главное - уверенность в будущем благополучии инвестируемого объекта. Вложение инвестиций происходит, как правило, путем покупки крупного пакета акций действующего предприятия или строительства нового предприятия.

Что же касается портфельных инвесторов, то их интерес заключается, прежде всего, в динамике роста стоимости предприятия и акций, минимизации рисков. Они вкладывают свои средства в успешно работающие акционерные предприятия, акции которых обращаются на рынке ценных бумаг. Портфельное инвестирование - это, фактически, либо игра на фондовом рынке, исключительно с целью достижения краткосрочных коммерческих успехов от конъюнктурной реализации акций, либо долгосрочное вложение финансов для получения гарантированных дивидендов. Вложение инвестиций происходит путем приобретения определенного количества акций в уставном капитале.

Изучив инвесторов, сформируем метод, который позволит комплексно оценить инвестиционную привлекательность предприятия. Отобранные показатели представлены в таблице 1.

Метод оценки инвестиционной привлекательности предприятия

Фактор инвестиционной привлекательности Показатели

Финансовое состояние предприятия Коэффициент автономии

Коэффициент текущей ликвидности

Рентабельность активов,%

Рентабельность продаж по чистой прибыли,%

Рентабельность собственного капитала,%

Рыночное окружение предприятия Инвестиционный климат региона

Доля инвестиций в отрасль в общем объеме инвестиций страны

Географический рынок сбыта продукции

Степень конкуренции на рынке

Бизнес-развитие предприятия Доля государственной собственности в уставном капитале

Финансовая прозрачность и раскрытие информации

Дивидендные выплаты

Длительность работы на рынке

Участие в конкурсах, наличие наград и званий

В таблице представлен минимальный набор показателей, по результатам которого можно оценить инвестиционную привлекательность предприятия. Однако, так как целью исследования является проведение оценки на основе данных из открытых информационных источников, это вполне приемлемый набор показателей.

Исходя из данных таблицы 1, можно заметить, что для оценки инвестиционной привлекательности предприятия отобраны факторы, характеризующие:

- финансовое состояние предприятия;

- рыночное окружение предприятия;

- бизнес-развитие предприятия.

На следующем этапе исследования обоснуем выбор данных факторов.

Финансовое состояние предприятия является одним из наиболее весомых показателей при выборе инвестором объекта для инвестирования. Проанализировав их, инвестор сможет определить результат работы предприятия. Для анализа финансового состояния предприятия были взяты следующие показатели: коэффициент автономии, коэффициент текущей ликвидности, рентабельность активов, рентабельность продаж по чистой прибыли, рентабельность собственного капитала. Такой набор показателей обоснован тем, что они наиболее комплексно характеризуют финансовое состояние предприятия. Фактические значения параметров финансового состояния определяются по данным бухгалтерской

отчетности предприятия за последний полный год деятельности - формы № 1 «Бухгалтерский баланс», формы № 2 «Отчет о финансовых результатах».

Следующий фактор - рыночное окружение предприятия, оценка которого является ключевым элементом исследования. В целях систематизации данных о макроэкономических условиях деятельности предприятия, необходимо выделить следующие виды экономического пространства в зависимости от масштаба и разнородности влияния на деятельность предприятия:

- макроэкономическое пространство;

- отраслевое пространство;

- конкурентное пространство.

Такой фактор, как бизнес-развитие предприятия, оценивается для определения уровня ведения и стабильности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

В связи с тем, что предложенный метод помимо количественных показателей подразумевает также и качественные, то целесообразно для этих показателей ввести балльную систему оценок. Сущность способа заключается в том, что каждому показателю присваивается соответствующая балловая оценка исходя из имеющейся информации. В данном методе качественными являются показатели, оценивающие рыночное окружение предприятия и его бизнес-развитие. Критерии и баллы качественных показателей инвестиционной привлекательности предприятия приведены в таблице 2.

Особенностями разработанного метода оценки инвестиционной привлекательности предприятия являются:

- расчет показателей производится на основе информации из открытых и доступных для всех заинтересованных лиц источников;

- привлекательность предприятия характеризуется с позиций ее соответствия требованиям инвесторов, а не «от предприятия»;

- при оценке учитываются как количественные, так и качественные показатели;

- расчет количественных и качественных показателей производится по внешним и внутренним факторам, что повышает для инвестора надежность результатов оценки;

- метод может быть использован стратегическими и портфельными инвесторами.

Критерии и баллы качественных показателей инвестиционной привлекательности

предприятия

Балл

Показатели 1 2 3 4 5

Оценка рыночного окружения предприятия

Инвестиционный климат региона, в котором находится предприятие (рейтинг РА Эксперт) [4] Низкий потенциал Незначительный потенциал Средний потенциал Высокий потенциал Максимальный потенциал

Доля инвестиций в отрасль в общем объеме инвестиций страны [5] Менее 1% 1-2% 2-3% 3-4% Более 4%

Географический рынок сбыта продукции Местный Региональный Российский Страны СНГ и Азии Зарубежный

Степень конкуренции на рынке Очень низкая Низкая Средняя Высокая Очень высокая

Оценка бизнес-развития предприятия

Доля государственной собственности в уставном капитале Более 25% От 10 до 25% От 5 до 10% До 5% Отсутствует

Финансовая прозрачность и раскрытие информации Отчетность не публикуется Трудность в получении информации Информация раскрывается нерегулярно Информация раскрывается частично Раскрытие предусмотренной законодательством отчетности в СМИ и в сети Интернет

Дивидендные выплаты за последний финансовый год Дивиденды не выплачивались Дивиденды выплачивались в незначительном количестве Средний уровень дивидендных выплат Высокий уровень дивидендных выплат Очень высокий уровень дивидендных выплат

Участие в конкурсах, наличие наград и званий Отсутствие участия в конкурсах, отсутствие наград Активное участие в конкурсах, отсутствие наград Активное участие в конкурсах, наличие одной награды Неоднократный участник и победитель Российских конкурсов Неоднократный участник и победитель международных конкурсов

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что инвестиционная привлекательность оказывает непосредственное влияние на решение инвестора о возможном вложении средств. Поэтому при оценке необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы. Инвестировать в хорошо работающие предприятия, расположенные в перспективном регионе и в развивающейся отрасли менее рискованно, соответственно, эти предприятия будут характеризоваться более высокой инвестиционной привлекательностью, чем предприятия с такими же финансовыми показателями, но расположенные в депрессивном регионе и в стагнирующей отрасли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валинурова Л. С., Казакова О. Б. Управление инвестиционной деятельностью: учебник для вузов. - М.: КноРус, 2005. - 384 а

2. Севрюгин Ю. В. Оценка инвестиционной привлекательности промышленного предприятия: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Ижевск, 2004. - 27 с.

3. Казакова Н. А. Экономический анализ в оценке бизнеса и управлении инвестиционной привлекательностью компании: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2012. - 238 с.

4. Инвестиционный климат регионов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://raexpert.ru/ratings/regions.

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.