68 Прикладная юридическая психология № 1 2020
УДК 343.848:364.04
DOI 10.33463/2072-8336.2020.1(50).068-072
К ВОПРОСУ О РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ
О. И. Сочивко
Для цитирования
Сочивко, О. И. К вопросу о ресоциализации личности осужденных / О. И. Сочивко // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 1(50). - С. 68-72. -DOI : 10.33463/2072-8336.2020.1(50).068-072.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. Ресоциализация личности осужденных должна начинаться еще до их освобождения из мест лишения свободы, поскольку осужденные нуждаются в оказании социально-психологической помощи, которая позволит им не только адаптироваться в период отбывагия наказания, но и получить позитивные установки на общепринятые нормы поведения в обществе. Особенно нуждаются в ресоциализа-ции несовершеннолетние преступники, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, а также беспомощные и инфантильные бывшие воспитанники детских домов. В статье предложены мероприятия, которые могут быть включены в программы ресоциализа-ции осужденных, приведены пример-
© Сочивко О. И., 2020
ные формы социально-психологических мероприятий, рекомендуемые для составления комплексных индивидуальных программ ресоциализации личности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, указаны методы, используемые для ресоциализации осужденных в индивидуальных программах. В индивидуальные программы ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в условиях лишения свободы, рекомендуется включать такие элементы, как возможность получения образования, нравственное, правовое воспитание, обучение усвоению общесоциальных ценностей, соблюдению традиций, бесконфликтному и компромиссному поведению, изучение постулатов различных религий. Автор полагает, что в целях повышения эффективности ресоциа-лизации необходимо выстроить систе-
му психолого-педагогической работы с осужденными в условиях мест лишения свободы, в том числе по их психологическому сопровождению, а также оптимизировать диагностический и психо-коррекционный инструментарий пенитенциарного психолога, разрабатывать и развивать психотерапевтическое направление работы с данными лицами.
Ключевые слова: осужденные, уголовно-исполнительная система, ре-социализация, диагностический и пси-хокоррекционный инструментарий.
Осужденные, отбывая наказание в исправительном учреждении, нередко образуют замкнутую систему общения, организуясь в малые группы и своеобразно реализуя значимые цели и жизненные планы, поэтому пенитенциарному психологу необходимо правильно ориентироваться в психологии осужденных, знать доминирующие социально-психологические механизмы регуляции их поведения и деятельности, уметь эффективно воздействовать на их внутренний мир. Чтобы понять, готов ли осужденный к правопо-слушному образу жизни и каковы пути формирования у него такой готовности, надо точно знать, что он обладает негативными склонностями, следует установить степень их выраженности и с учетом этих знаний поставить психолого-педагогические задачи, направленные на их нейтрализацию. Исходя из изложенного можно определить актуальную проблему и одновременно задачу работы с осужденными - их ре-социализацию. Поиски путей решения данной проблемы приводят к вопросу о разработке новых стратегий психологического сопровождения лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также их периодическом
научном уточнении с учетом общего контекста развития и жизненного пути человека в целом.
Проблемы ресоциализации осужденных к наказанию в виде лишения свободы, освобожденных от его отбывания и вышедших на волю, в конце XX века рассматривались в работах В. И. Игнатенко (1973), И. В. Шмарова (1974), Ф. Р. Сундурова (1979), В. С. Потемкина (1980), В. М. Трубникова (1991), А. Ф. Сизого (1995), В. Е. Южанина (1996), в начале XXI века -Ю. В. Жулевой (2000), В. Н. Саварду-новой (2000), Е. Г. Багреевой (2001), М. С. Рыбака (2001), Н. А. Крайновой (2002), В. А. Суровцева (2002), в последние годы - Г. А. Гадиева (2005), М. Т. Дибирова (2006) и других исследователей.
Острота проблемы ресоциализа-ции осужденных обусловлена наблюдаемой в последние годы активизацией роста преступности и недостаточной активностью поиска эффективных путей и средств ее предупреждения. Кроме того, ее обостряют индивидуальные причины, например деструктивные процессы, возникающие у подростка во время формирования личности.
Таким образом, поиск новых путей, направленных на выработку привычки к постоянной работе над собой, рефлексивного отношения к себе, закладка предпосылок самоактуализации - все это можно назвать имеющим перспективу направлением деятельности сотрудников исправительных учреждений, служащим эффективным средством создания необходимого ре-социализирующего пространства для осужденных. Социальная изоляция, лишение свободы, отрыв от семьи и близких меняют поведение осужден-
ных. Они оказываются в атмосфере конфликтов, грубого отношения и криминальной субкультуры. Ресоциализа-ция должна начинаться еще до освобождения из мест лишения свободы. Осужденные нуждаются в оказании социально-психологической помощи, которая позволит им не только адаптироваться в период отбывания наказания, но и получить позитивные установки на общепринятые нормы поведения в обществе.
Из исправительных учреждений России каждый год освобождаются от 200 000 до 300 000 лиц, отбывших уголовное наказание. Все они в идеале должны были пройти ресоци-ализационную подготовку, чтобы как можно скорее адаптироваться в обществе. Особенно остро нуждаются в ресоциализации несовершеннолетние преступники. Несмотря на подготовку осужденных к освобождению и проведение сотрудниками исправительных и воспитательных учреждений работы по ихресоциализации,процент плохой «закрепляемости» бывших осужденных на свободе остается достаточно высоким. Согласно опросу, проведенному среди осужденных, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы, 11 % готовящихся к освобождению не планируют искать работу после выхода на свободу. 61 % опрошенных осужденных заявили, что проблемы с трудовым устройством у них не возникнут, 47 % - надеются, что все проблемы им помогут решить родственники, и только 37 % осужденных считают, что сами должны решать все свои проблемы. Особую группу составляют осужденные, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях. Пребывание в колонии лишило их возможности
завести друзей, создать семьи, которые могли бы оказать им поддержку. 85 % опрошенных лиц данной категории не смогли обрести семью после освобождения, 42 % - не нашли постоянного места работы и жили на средства от случайных заработков. Такими же беспомощными и инфантильными возвращаются в общество из мест лишения свободы бывшие воспитанники детских домов. Согласно проведенному опросу 68 % данной категории лиц не имеют семей или разведены, 47 % -надеются после освобождения на случайные заработки, 3 % - признаются, что намерены продолжать жить на средства, полученные незаконным путем (кража, продажа наркотиков, мошенничество).
Программы ресоциализации осужденных могут включать в себя различные средства: воздействие на осужденного с целью изменения его отрицательного или нейтрального отношения к персоналу исправительного учреждения на положительное; проведение учебных занятий с осужденными с целью уменьшения либо ликвидации отставания их в учебе; установление сферы профессиональных интересов осужденных и включение их в процессы трудовой адаптации путем обучения профессии; осуществление профессиональной компетентностной подготовки сотрудника исправительного учреждения для результативного проведения индивидуальных бесед с осужденными на темы нравственности и права, проведение анализа подлинных мотивов совершения ими преступления, убеждение их в пагубности достижения своих целей преступным путем; осуществление психологического воздействия на осужденных для убеждения их в необходимости усвое-
ния норм поведения каждого человека в социуме; практика включения в систему взаимодействия воспитателя и воспитанника разовых поручений при подготовке коллективных мероприятий; установление и поддержание связей с семьей осужденного по поводу оказания ему помощи в правильной оценке его преступных действий и определения путей содействия в исправлении и организации его будущей жизнедеятельности; разъяснение осужденным необходимости усвоения ими общечеловеческих ценностей и поиска смысла жизни, без чего невозможно планировать законопослушное будущее; приобщение к приемлемым для мест лишения свободы формам ведения здорового образа жизни; определение жизненных перспектив осужденного, к которым он может прийти, позитивно расценивая назначение судом и отбытие им наказания; оказание юридической и психологической помощи осужденным в осознании вреда, причиненного совершенным ими преступлением, побуждение к раскаянию и возмещению ущерба; оказание воспитательного воздействия на осужденного в ходе подготовки к освобождению и возвращению после освобождения в общество.
Приведем примерные формы проведения социально-психологических мероприятий, рекомендуемые для составления комплексных индивидуальных программ ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
1. Информирование о событиях, происходящих в стране и обществе, в соответствии с которыми необходимо выстраивать планы и реальную практику организации жизнедеятельности.
2. Диалоги о дезадаптации, девиации.
3. Разъяснение правил, принятых в обществе.
4. Обучение совершению конкретных последовательных действий для приведения к норме своей жизнедеятельности (обретение источников существования, содействие выбору вариантов трудовой и досуговой деятельности, разъяснение необходимости получения профилактического, поддерживающего лечения, приобщение к здоровому образу жизни).
5. Социальное информационно-разъяснительное занятие: за что в жизни человек должен отвечать перед собой и перед обществом.
6. Обучение освоению конкретного ролевого поведения в социуме в связи с проживанием.
7. Ролевые игры: защита своих социальных прав, беседа в государственном учреждении для уяснения возможностей самореализации.
8. Психологические тренинги, упражнения, аутотренинги.
9. Обсуждение типичных сложных социальных ситуаций с привлечением тех, кто смог с ними справиться и найти выход (конфликты, девиации, компромиссы).
10. Обсуждение идеи оптимизации контроля за своими действиями посредством ведения дневника.
11. Обсуждение вопросов о создании семьи или воссоединении с семьей.
12. Обучающие занятия по социально-психологическим вопросам: самотерапия, самопомощь в стрессовых ситуациях.
13. Обучение поведению в возникшей кризисной ситуации.
14. Привлечение к посещению ярмарки вакансий рабочих мест и обучение составлению резюме.
15. Обсуждение вопросов дальнейшей организации жизнедеятельности.
16. Изучение нравственных норм, определяющих правила общения, взаимодействия и построения взаимоотношений.
17. Решение вопроса о получении оплачиваемой работы, позволяющей решить проблему самообеспечения.
Методы, используемые для ресо-циализации осужденных в индивидуальных программах: а) психолого-педагогические: убеждение, обучение; разъяснение, совет, пожелания, аргументация, рекомендации, положительный пример, упражнения, тренинги, ролевые игры; б) социально-педагогические: формирование сознания личности, развитие внутренних побуждений, формирование опыта поведения, арт-терапия, самовоспитание и самореализация, творчество, стимулирование деятельности, создание новой образовательной среды, убеждение, формирование перспектив, этический рассказ, этическая беседа, диспут, пример, требование, поощрение, наказание, упражнение. При составлении
индивидуальных программ ресоциали-зации осужденных, отбывающих наказание в условиях лишения свободы, рекомендуется включать в них следующие элементы: возможность получения образования, нравственное, правовое воспитание, трудовая адаптация, обучение усвоению общесоциальных ценностей, соблюдению традиций, бесконфликтному и компромиссному поведению, изучение постулатов различных религий (зарегистрированных в России конфессий).
В связи с изложенным полагаем, что в целях повышения эффективности ресоциализации необходимо выстроить четкую систему психолого-педагогической работы с осужденными в условиях мест лишения свободы, в том числе по их психологическому сопровождению и адаптации к социальному окружению, а также оптимизировать диагностический и психокоррекционный инструментарий пенитенциарного психолога, разрабатывать и развивать психотерапевтическое направление работы с данными лицами.