Научная статья на тему 'К вопросу о ресоциализации личности осужденных'

К вопросу о ресоциализации личности осужденных Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
295
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / CONVICTS / THE PENAL SYSTEM / RESOCIALIZATION / DIAGNOSTIC AND PSYCHOCORRECTION TOOLS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сочивко Ольга Ивановна

Ресоциализация личности осужденных должна начинаться еще до их освобождения из мест лишения свободы, поскольку осужденные нуждаются в оказании социально-психологической помощи, которая позволит им не только адаптироваться в период отбывагия наказания, но и получить позитивные установки на общепринятые нормы поведения в обществе. Особенно нуждаются в ресоциализации несовершеннолетние преступники, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, а также беспомощные и инфантильные бывшие воспитанники детских домов. В статье предложены мероприятия, которые могут быть включены в программы ресоциализации осужденных, приведены примерные формы социально-психологических мероприятий, рекомендуемые для составления комплексных индивидуальных программ ресоциализации личности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, указаны методы, используемые для ресоциализации осужденных в индивидуальных программах. В индивидуальные программы ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в условиях лишения свободы, рекомендуется включать такие элементы, как возможность получения образования, нравственное, правовое воспитание, обучение усвоению общесоциальных ценностей, соблюдению традиций, бесконфликтному и компромиссному поведению, изучение постулатов различных религий. Автор полагает, что в целях повышения эффективности ресоциализации необходимо выстроить систему психолого-педагогической работы с осужденными в условиях мест лишения свободы, в том числе по их психологическому сопровождению, а также оптимизировать диагностический и психокоррекционный инструментарий пенитенциарного психолога, разрабатывать и развивать психотерапевтическое направление работы с данными лицами.Resocialization of the convicted person should begin even before their release from prison, since such convicts need social and psychological assistance, which will allow them not only to serve their sentences, but also to get positive attitudes to generally accepted norms of behavior in society. Juvenile offenders who have previously served a sentence of imprisonment in educational colonies, are particularly in need of resocialization, as well as helpless and infantile former inmates of children’s homes. In this article, the author suggests measures that can be included in the program of convictsresocialization, presents the approximate forms of social and psychological measures recommended for the preparation of complex individual programs for resocialization of convicts’ personality, serving a sentence of imprisonment, provides the methods used for the rehabilitation of convicted persons in the individual programs. When drawing up individual programs for resocialization of convicts serving sentences in prison, it is recommended to include the following elements: educational training; moral education; training in the assimilation of general social values, the study of the postulates of various religions; legal education; training in compliance with customs and traditions, training in conflict-free and compromise behavior. The author believes that in order to increase the effectiveness of resocialization, it is necessary to build a clear system of psychological and pedagogical work with convicts in prison, including their psychological support, as well as to optimize the diagnostic and psychocorrection tools of the penitentiary psychologist and to develop the psychotherapeutic direction of work with these persons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сочивко Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о ресоциализации личности осужденных»

68 Прикладная юридическая психология № 1 2020

УДК 343.848:364.04

DOI 10.33463/2072-8336.2020.1(50).068-072

К ВОПРОСУ О РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ

О. И. Сочивко

Для цитирования

Сочивко, О. И. К вопросу о ресоциализации личности осужденных / О. И. Сочивко // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 1(50). - С. 68-72. -DOI : 10.33463/2072-8336.2020.1(50).068-072.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. Ресоциализация личности осужденных должна начинаться еще до их освобождения из мест лишения свободы, поскольку осужденные нуждаются в оказании социально-психологической помощи, которая позволит им не только адаптироваться в период отбывагия наказания, но и получить позитивные установки на общепринятые нормы поведения в обществе. Особенно нуждаются в ресоциализа-ции несовершеннолетние преступники, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, а также беспомощные и инфантильные бывшие воспитанники детских домов. В статье предложены мероприятия, которые могут быть включены в программы ресоциализа-ции осужденных, приведены пример-

© Сочивко О. И., 2020

ные формы социально-психологических мероприятий, рекомендуемые для составления комплексных индивидуальных программ ресоциализации личности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, указаны методы, используемые для ресоциализации осужденных в индивидуальных программах. В индивидуальные программы ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в условиях лишения свободы, рекомендуется включать такие элементы, как возможность получения образования, нравственное, правовое воспитание, обучение усвоению общесоциальных ценностей, соблюдению традиций, бесконфликтному и компромиссному поведению, изучение постулатов различных религий. Автор полагает, что в целях повышения эффективности ресоциа-лизации необходимо выстроить систе-

му психолого-педагогической работы с осужденными в условиях мест лишения свободы, в том числе по их психологическому сопровождению, а также оптимизировать диагностический и психо-коррекционный инструментарий пенитенциарного психолога, разрабатывать и развивать психотерапевтическое направление работы с данными лицами.

Ключевые слова: осужденные, уголовно-исполнительная система, ре-социализация, диагностический и пси-хокоррекционный инструментарий.

Осужденные, отбывая наказание в исправительном учреждении, нередко образуют замкнутую систему общения, организуясь в малые группы и своеобразно реализуя значимые цели и жизненные планы, поэтому пенитенциарному психологу необходимо правильно ориентироваться в психологии осужденных, знать доминирующие социально-психологические механизмы регуляции их поведения и деятельности, уметь эффективно воздействовать на их внутренний мир. Чтобы понять, готов ли осужденный к правопо-слушному образу жизни и каковы пути формирования у него такой готовности, надо точно знать, что он обладает негативными склонностями, следует установить степень их выраженности и с учетом этих знаний поставить психолого-педагогические задачи, направленные на их нейтрализацию. Исходя из изложенного можно определить актуальную проблему и одновременно задачу работы с осужденными - их ре-социализацию. Поиски путей решения данной проблемы приводят к вопросу о разработке новых стратегий психологического сопровождения лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также их периодическом

научном уточнении с учетом общего контекста развития и жизненного пути человека в целом.

Проблемы ресоциализации осужденных к наказанию в виде лишения свободы, освобожденных от его отбывания и вышедших на волю, в конце XX века рассматривались в работах В. И. Игнатенко (1973), И. В. Шмарова (1974), Ф. Р. Сундурова (1979), В. С. Потемкина (1980), В. М. Трубникова (1991), А. Ф. Сизого (1995), В. Е. Южанина (1996), в начале XXI века -Ю. В. Жулевой (2000), В. Н. Саварду-новой (2000), Е. Г. Багреевой (2001), М. С. Рыбака (2001), Н. А. Крайновой (2002), В. А. Суровцева (2002), в последние годы - Г. А. Гадиева (2005), М. Т. Дибирова (2006) и других исследователей.

Острота проблемы ресоциализа-ции осужденных обусловлена наблюдаемой в последние годы активизацией роста преступности и недостаточной активностью поиска эффективных путей и средств ее предупреждения. Кроме того, ее обостряют индивидуальные причины, например деструктивные процессы, возникающие у подростка во время формирования личности.

Таким образом, поиск новых путей, направленных на выработку привычки к постоянной работе над собой, рефлексивного отношения к себе, закладка предпосылок самоактуализации - все это можно назвать имеющим перспективу направлением деятельности сотрудников исправительных учреждений, служащим эффективным средством создания необходимого ре-социализирующего пространства для осужденных. Социальная изоляция, лишение свободы, отрыв от семьи и близких меняют поведение осужден-

ных. Они оказываются в атмосфере конфликтов, грубого отношения и криминальной субкультуры. Ресоциализа-ция должна начинаться еще до освобождения из мест лишения свободы. Осужденные нуждаются в оказании социально-психологической помощи, которая позволит им не только адаптироваться в период отбывания наказания, но и получить позитивные установки на общепринятые нормы поведения в обществе.

Из исправительных учреждений России каждый год освобождаются от 200 000 до 300 000 лиц, отбывших уголовное наказание. Все они в идеале должны были пройти ресоци-ализационную подготовку, чтобы как можно скорее адаптироваться в обществе. Особенно остро нуждаются в ресоциализации несовершеннолетние преступники. Несмотря на подготовку осужденных к освобождению и проведение сотрудниками исправительных и воспитательных учреждений работы по ихресоциализации,процент плохой «закрепляемости» бывших осужденных на свободе остается достаточно высоким. Согласно опросу, проведенному среди осужденных, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы, 11 % готовящихся к освобождению не планируют искать работу после выхода на свободу. 61 % опрошенных осужденных заявили, что проблемы с трудовым устройством у них не возникнут, 47 % - надеются, что все проблемы им помогут решить родственники, и только 37 % осужденных считают, что сами должны решать все свои проблемы. Особую группу составляют осужденные, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях. Пребывание в колонии лишило их возможности

завести друзей, создать семьи, которые могли бы оказать им поддержку. 85 % опрошенных лиц данной категории не смогли обрести семью после освобождения, 42 % - не нашли постоянного места работы и жили на средства от случайных заработков. Такими же беспомощными и инфантильными возвращаются в общество из мест лишения свободы бывшие воспитанники детских домов. Согласно проведенному опросу 68 % данной категории лиц не имеют семей или разведены, 47 % -надеются после освобождения на случайные заработки, 3 % - признаются, что намерены продолжать жить на средства, полученные незаконным путем (кража, продажа наркотиков, мошенничество).

Программы ресоциализации осужденных могут включать в себя различные средства: воздействие на осужденного с целью изменения его отрицательного или нейтрального отношения к персоналу исправительного учреждения на положительное; проведение учебных занятий с осужденными с целью уменьшения либо ликвидации отставания их в учебе; установление сферы профессиональных интересов осужденных и включение их в процессы трудовой адаптации путем обучения профессии; осуществление профессиональной компетентностной подготовки сотрудника исправительного учреждения для результативного проведения индивидуальных бесед с осужденными на темы нравственности и права, проведение анализа подлинных мотивов совершения ими преступления, убеждение их в пагубности достижения своих целей преступным путем; осуществление психологического воздействия на осужденных для убеждения их в необходимости усвое-

ния норм поведения каждого человека в социуме; практика включения в систему взаимодействия воспитателя и воспитанника разовых поручений при подготовке коллективных мероприятий; установление и поддержание связей с семьей осужденного по поводу оказания ему помощи в правильной оценке его преступных действий и определения путей содействия в исправлении и организации его будущей жизнедеятельности; разъяснение осужденным необходимости усвоения ими общечеловеческих ценностей и поиска смысла жизни, без чего невозможно планировать законопослушное будущее; приобщение к приемлемым для мест лишения свободы формам ведения здорового образа жизни; определение жизненных перспектив осужденного, к которым он может прийти, позитивно расценивая назначение судом и отбытие им наказания; оказание юридической и психологической помощи осужденным в осознании вреда, причиненного совершенным ими преступлением, побуждение к раскаянию и возмещению ущерба; оказание воспитательного воздействия на осужденного в ходе подготовки к освобождению и возвращению после освобождения в общество.

Приведем примерные формы проведения социально-психологических мероприятий, рекомендуемые для составления комплексных индивидуальных программ ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

1. Информирование о событиях, происходящих в стране и обществе, в соответствии с которыми необходимо выстраивать планы и реальную практику организации жизнедеятельности.

2. Диалоги о дезадаптации, девиации.

3. Разъяснение правил, принятых в обществе.

4. Обучение совершению конкретных последовательных действий для приведения к норме своей жизнедеятельности (обретение источников существования, содействие выбору вариантов трудовой и досуговой деятельности, разъяснение необходимости получения профилактического, поддерживающего лечения, приобщение к здоровому образу жизни).

5. Социальное информационно-разъяснительное занятие: за что в жизни человек должен отвечать перед собой и перед обществом.

6. Обучение освоению конкретного ролевого поведения в социуме в связи с проживанием.

7. Ролевые игры: защита своих социальных прав, беседа в государственном учреждении для уяснения возможностей самореализации.

8. Психологические тренинги, упражнения, аутотренинги.

9. Обсуждение типичных сложных социальных ситуаций с привлечением тех, кто смог с ними справиться и найти выход (конфликты, девиации, компромиссы).

10. Обсуждение идеи оптимизации контроля за своими действиями посредством ведения дневника.

11. Обсуждение вопросов о создании семьи или воссоединении с семьей.

12. Обучающие занятия по социально-психологическим вопросам: самотерапия, самопомощь в стрессовых ситуациях.

13. Обучение поведению в возникшей кризисной ситуации.

14. Привлечение к посещению ярмарки вакансий рабочих мест и обучение составлению резюме.

15. Обсуждение вопросов дальнейшей организации жизнедеятельности.

16. Изучение нравственных норм, определяющих правила общения, взаимодействия и построения взаимоотношений.

17. Решение вопроса о получении оплачиваемой работы, позволяющей решить проблему самообеспечения.

Методы, используемые для ресо-циализации осужденных в индивидуальных программах: а) психолого-педагогические: убеждение, обучение; разъяснение, совет, пожелания, аргументация, рекомендации, положительный пример, упражнения, тренинги, ролевые игры; б) социально-педагогические: формирование сознания личности, развитие внутренних побуждений, формирование опыта поведения, арт-терапия, самовоспитание и самореализация, творчество, стимулирование деятельности, создание новой образовательной среды, убеждение, формирование перспектив, этический рассказ, этическая беседа, диспут, пример, требование, поощрение, наказание, упражнение. При составлении

индивидуальных программ ресоциали-зации осужденных, отбывающих наказание в условиях лишения свободы, рекомендуется включать в них следующие элементы: возможность получения образования, нравственное, правовое воспитание, трудовая адаптация, обучение усвоению общесоциальных ценностей, соблюдению традиций, бесконфликтному и компромиссному поведению, изучение постулатов различных религий (зарегистрированных в России конфессий).

В связи с изложенным полагаем, что в целях повышения эффективности ресоциализации необходимо выстроить четкую систему психолого-педагогической работы с осужденными в условиях мест лишения свободы, в том числе по их психологическому сопровождению и адаптации к социальному окружению, а также оптимизировать диагностический и психокоррекционный инструментарий пенитенциарного психолога, разрабатывать и развивать психотерапевтическое направление работы с данными лицами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.