УДК 159.9:343.843
DOI 10.33463/2072-8336.2020.1(50).125-133
ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ (ПСИХОЛОГО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ]
М. И. Коваль, С. Н. Чудакова
Для цитирования
Коваль, М. И. Постпенитенциарная адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы (психолого-правовой аспект) / М. И. Коваль, С. Н. Чудакова // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 1(50). - С. 125-133. - DOI : 10.33463/2072-8336.2020.1(50).125-133.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье рассматривается проблема социальной адаптации лиц, находящихся в изоляции от общества в местах лишения свободы, с позиции комплексного исследования структуры социальной адаптации и ее составляющих посредством дифференцированного подхода. Это позволит, на взгляд авторов, выработать научно обоснованный механизм профилактики совершения повторных преступлений.
В результате проведенного анализа содержания института социальной адаптации лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и освобожденных от него, были определены его основные составляющие, исследована теоретическая основа данного процесса и его элементов, выявле-
© Коваль М. И., Чудакова С. Н., 2020
на их связь с процессами социализации, ресоциализации и реадаптации. Вследствие этого авторы смогли обосновать сущность социально-правовой адаптации осужденных, отбывших уголовное наказание, в обществе, дать ее развернутое определение, выявить ее место и роль в ходе ресоциализации указанных лиц.
Ключевые слова: дифференцированный подход, социальная адаптация, рецидив преступлений, социализация, реадаптация, психическое состояние, акцентуация, лишение свободы, исправительные учреждения.
Задачи снижения уровня преступности, сокращения ее рецидива требуют комплексного подхода к изучению форм, методов и средств, призванных оказывать влияние на профилактику преступных деяний. В системе мер, на-
правленных на решение этой проблемы, сравнительно недавно стало придаваться первостепенное значение социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В связи с этим не удивляет то особое внимание, которое сегодня ученые обращают на вопросы совершенствования этой деятельности. Исследованию теоретической основы социальной адаптации посвятили свои труды такие профессора, как В. И. Гуськов, В. И. Горобцов, В. М. Трубников, И. В. Шмаров и др. Несмотря на большое число работ, посвященных данной тематике, к общему мнению относительно определения социальной адаптации научное сообщество так и не пришло. Комплексных исследований ее структуры до сих пор не проведено, а ведь без скрупулезного изучения свойств и качеств социальной адаптации не получится выстроить эффективный и верный с научной точки зрения механизм ее реализации.
Известно, что процесс становления личности проходит различные возрастные этапы в обществе, или социальной среде. Именно последняя оказывает непосредственное влияние на воспитание личности, под ее воздействием происходит формирование психологических, нравственных, правовых и других принципов, которыми в дальнейшем человек руководствуется в течение жизни и на основе которых выбирает тип поведения. Если в социальной среде индивидуума происходят какие-либо изменения или становятся иными условия существования, то его поведение может меняться, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону. Профессор А. М. Яковлев по этому поводу отмечал, что человек в данном процессе становится не пассивным наблюдателем, а активным участником, и в свою очередь
оказывает влияние на ту социальную среду, в которой находится.
В подобный механизм действий в течение всей жизни вовлечен любой человек. По тому, как он себя ведет, можно понять, успешна ли его социальная адаптация и социализация. Однако, несмотря на широкую распространенность употребляемых учеными этих терминов, их содержательная сторона и соотношение рассматриваются по-разному.
Термин «социальная адаптация», как указывается в юридической и справочной литературе, произошел от ключевого понятия «адаптация»(с позднела-тинского adaptatio - приспособление) и воспринимается большинством исследователей в качестве основной части процесса социализации, цель которой -способствовать гармоничному соответствию поведения отдельного человека и групп людей той системе норм, правил и установок, которые приняты в данном обществе (или какой-либо его части) [1 ].
Отдельные ученые, исследуя феномен процесса социальной адаптации, прежде всего обращали внимание на приспособленческие качества человека (А. Д. Андреева, С. Д. Артемов). Они считали, что люди со временем принимают общественные отношения и условия, связанные с переменами в их социальном положении.
На наш взгляд, социальную адаптацию человека к новым жизненным условиям следует понимать значительно шире, чем его приспособление к условиям своего существования в целом. Адаптацию на социальном и на биологическом уровнях нельзя считать тождественными процессами. Биологическое приспособление человеческого организма к среде обитания можно назвать более простым, а привыкание
к социуму - это сложный процесс определения и принятия различных социальных позиций, функций и ролей личности, которые иногда могут быть принудительными. С учетом этого можно заключить, что приспособление функционирует в диалектическом единстве с преобразованием.
Чтобы досконально исследовать суть социальной адаптации, природы ее возникновения, нужно подробно изучить феномен социализации, так как два этих явления, несомненно, тесным образом взаимосвязаны.
Главный момент в ходе социализации - наличие у человека установки на одобряемое обществом поведение (от латинского socialis - общественный), которая может быть как социально контролируемой, так и возникшей стихийно. Такая установка рождается чаще всего в ходе усвоения личностью некой системы знаний, норм и ценностей, с помощью которых она становится полноправным членом общества, выступающим одновременно объектом и субъектом общественного функционирования.
Начало социализации - момент рождения человека, а ее продолжение -вся его жизнь, которую можно назвать процессом непрекращающегося становления и формирования личности. Истоки социализации человеческого общества заложены в самой природе людей и стали результатом длительной биологической эволюции. Развитие общества позволяет придать новую социальную значимость отдельным качествам индивида, которые не могут состояться без его активного участия в процессе освоения конкретной системы знаний, достижений культуры и общественного опыта.
Профессор Ю. М. Антонян при исследовании вопросов социализации
правонарушителей убедился в ее кратковременном характере: в отличие от социальной адаптации она возможна только на отдельном отрезке жизни индивида, в тот момент, когда идет становление его личности.
Н. В. Андреенкова и Т. Г. Предов рассматривают социализацию человека как таковую в виде трех последовательных этапов, опираясь на возрастные особенности формирования его личности: первичная социализация (дети); маргинальная (промежуточная, псевдоустойчивая) (подростки); концептуальная (устойчивая, целостная) социализация (переход от юности к зрелому возрасту - от 17-18 до 23-25 лет).
Аналогичным образом моделирование процесса социализации трактуют зарубежные исследователи, например психолог А. Юровский (Чехия). Он делит его на три части, или стадии, и каждой из них соответствует одна дисциплина: социология, социальная психология, общая психология. На наш взгляд, при всем уважении к трудам ученых в этой области, разделять на основании какого-либо временного отрезка процесс вхождения человека в социум не совсем верно. Рубеж для социализации индивида в возрасте 23-25 лет, предложенный в качестве единственно верного, можно воспринять как завершение познания окружающего мира, а значит, прекращение приобретения им жизненного опыта, необходимых знаний, навыков, освоения новых ролей и выработки на их основе ценностных ориентаций и правил поведения.
Исторический характер социализации означает, что этот процесс вбирает в себя всю совокупность общественных отношений данной социально-экономической формации, включая различные переходные периоды от одного обще-
ства к другому, и существует на протяжении всей жизни человека.
Б. Д. Парыгин предлагает учитывать при делении социализации на части происходящие при этом психологические изменения личности и ее возрастные особенности: «В действительности все эти процессы происходят более или менее одновременно, ибо представляют собой не отдельно существующие друг от друга явления, а лишь различные стороны одного и того же процесса социализации человека... Характеристика социализации в качестве процесса, охватывающего всю жизнедеятельность человека, настраивает на более всестороннее изучение данной проблемы применительно как к процессу развития отдельного индивида, так и к развитию человечества» [2, с. 170-171].
Анализируя исследуемые понятия, неизбежно можно прийти к выводу о том, что социализация как многогранный процесс «очеловечивания» личности имеет своей «помощницей» социальную адаптацию.
Существует большое количество понятий и толкований социальной адаптации, но нам кажется более приемлемым определение, характеризующее ее как взаимодействие личности или социальной группы со средой, в ходе которого происходит усвоение ее норм и ценностей.
Указанное определение подразумевает наличие нескольких характерных черт социальной адаптации:
1)это процесс взаимодействия личности и среды (природной и социальной), в которой человек живет;
2) ее характер отличается постоянством, а также может быть активным и пассивным, более интенсивным или менее (в зависимости от происходящих в окружающей среде изменений);
3) направления помощи в социальной адаптации, основанные на научном предвидении, нередко носят планируемый и управляемый характер;
4) ее совершенствование происходит в течение всей жизни человека;
5) лишь в тесном единстве социальная адаптация и социализация могут привести к успеху.
Профессор В. И. Гуськов из процесса социальной адаптации выделил частный процесс - социальную адаптацию лиц, освобожденных от наказания, которая отличается непростым характером. В нее входитсоциальная адаптацияуказанных лиц различных категорий, отличающихся по возрасту, сроку назначенного наказания и др. По нашему мнению, при выделении разных видов социальной адаптации осужденных, освобожденных от наказания, особо нужно выделить адаптацию тех, кто отбывал длительные сроки лишения свободы.
Если рассуждать о вероятности совершения кем-либо преступления, то надо признать, что для человека, в достаточной степени социализированного и социально адаптированного, это практически невозможно. И все же в какой-то момент он способен совершить поступок, идущий вразрез с мнением общества. Часто это случается тогда, когда изменение социальной среды достигнет границы, отделяющей социальную адаптацию от дезадаптации. И здесь только от самой личности, от глубины ее социализации будет зависеть, нарушится ли эта граница. Если такое произойдет, личность десоциализи-руется (частично либо полностью), а значит, произойдет ее деградация, станет другим, социально неодобряемым поведение. Следствием таких изменений может стать уголовное наказание, чаще всего в виде лишения свободы (рис.).
Поведение личности
з установленных обществом правовых, моральных, этических нормах
Результат достижения целевой установки общества
Формирование общественно полезной личности
Отклоняющееся 1 от установленных обществом норм / поведение личности
ДЕЗАДАПТАЦИЯ ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
Рис. Место социальной адаптации в ресоциализации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы
Интерес ученых к разработке различных видов оказания помощи людям в социальной адаптации в группах общества с неодинаковой социально-экономической структурой (включая правонарушителей) не ослабевает до настоящего времени, и споры по отдель-
ным вопросам не утихают. Наибольший интерес вызывает социальная адаптация лиц, отбывших срок наказания в местах лишения свободы. Чтобы обосновать свою идею возможности управления социальной адаптацией данных лиц и подтвердить ее на практике, Ю.
Н. Канибер собрал обширный свод статистических данных и эмпирического материала. Действительно, необходимость такого управления и, главное, оказания существенной практической помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, назрела давно. Проблему усугубили смена политического курса нашей страны и переход к полноценным рыночным отношениям. Оказавшись на свободе в разгар экономической сумятицы и глобальной перестройки всего экономического базиса бывшего народного, а теперь государственно-частного хозяйства, бывшие осужденные остались наедине с тяжелой действительностью, не имея шансов приобрести жилье, найти работу, а также средств к существованию. Неудивительно, что многие из них снова встали на преступный путь и закономерно оказались в местах лишения свободы. На то, что в таких условиях процесс их социальной адаптации будет успешным, надеяться не приходится - в результате растет рецидив преступлений и соответственно число преступников. Сегодня ситуация в стране немногим лучше, и поэтому проблема постпенитенциарной адаптации лиц остается чрезвычайно актуальной.
Кроме того, общеизвестно, что нахождение человека в местах лишения свободы не лучшим (а вернее - самым отрицательным) образом воздействует на его личностные свойства и будущую социальную адаптацию после освобождения. Специфика тюремных условий и вынужденное пребывание в криминальной среде, как правило, влияют на индивидуальные психические качества осужденного и приводят к различным акцентуациям. Верно высказывание профессора Г Ф. Хохрякова о том, что изменение условий жизнедеятельности
становится причиной нарушения равновесия между личностью и средой. Перемены в привычной обстановке могут потребовать усиления функционирования одних свойств и ослабления других, в связи с чем человек, даже гармонично развитый, может стать акцентуированной личностью, потому что гармония при этом обусловлена соответствием качеств индивида измененной окружающей среде.
Поведение лица во время отбывания наказания в виде лишения свободы, особенно осужденного на длительный срок и при рецидиве, становится акцентуированным и стереотипическим. Такой личности, несомненно, труднее адаптироваться к социальным условиям после освобождения из мест лишения свободы, поэтому она оказывается в состоянии дезадаптации.
В научной юридической литературе авторы чаще всего обращаются к двум вариантам адаптации - социальной и психологической, отделяя их друг от друга. Однако, по нашему мнению, психологическая адаптация тоже отличается социальным характером и выступает одной из составляющих социальной адаптации. Конечно, есть разные отклонения от нормы в психике, причем весьма значимые, у правонарушителей и лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. С учетом изложенного можно рассуждать о разных вариациях отклоняющегося и аномального поведения лица, а также невротических нарушениях психической деятельности (заболевании).
Обратимся в связи с этим к утверждению известного русского психиатра В. Гризнера о том, что суть процесса сумасшествия, которое представляет собой на самом деле болезненное состояние, состоит прежде всего в следующем: у лица, подверженного этому заболева-
нию, все настроения, чувства, волнения, суждения, решения зарождаются внутри, а у здорового человека они возникают при наличии достаточных внешних побуждений и всегда определенным образом связаны с внешним миром.
При изучении психологической адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, мы принимали в расчет не болезненное, а их обычное, без отклонений, психическое состояние, которое необходимо было привести при изменении окружающей обстановки в психологическое соответствие с новыми (изменившимися) условиями жизнедеятельности.
Мы согласны с тем, что мотивацион-ный аспект наиболее важен для личности, ибо состоит в наличии у нее стойкого желания не вступать в противодействие с законом и вести социально одобряемый образ жизни, быть принятой в обществе. Кроме того, у человека должна быть выработана психологическая установка на законопослушное поведение и хороший уровень самоконтроля, то есть самостоятельное включение бывшего осужденного в процесс социализации, в отличие от его адаптации, которая имела место в условиях исправительного учреждения и сопровождалась психолого-педагогическим воздействием со стороны персонала [3].
Что подразумевают под нормой психического состояния? Обычно это совокупность признанных удачными в медицине и мировой практике критериев: зрелость у человека чувства постоянства (константности) места обитания в соответствии с его возрастом; наличие гармонии отражения индивидуумом обстоятельств действительности и отношения к ней; адекватность его реакций на физическое, биологическое и психическое влияние окружающего мира, а также социальной среды; чувство поло-
жения в среде себе подобных, гармонии взаимоотношений с ними; умение уживаться как с другими, так и с самим собой; критический подход к обстоятельствам жизни; умение корректировать свое поведение согласно нормам, типичным для разных коллективов; чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.
Анализ критериев показывает, что они имеют социализированный характер, а понятие психической нормы и его отличие от понятия «не нормы» - социальный характер. Можно сделать вывод о том, что понятие психической нормы достаточно относительно и не может быть ограничено несколькими конкретными параметрами (критериями).
Таким образом, психологическую адаптацию в заданном контексте мы понимаем как один из элементов социальной адаптации, а значит, принимаем как факт то, что она носит социальный характер. Думаем, нецелесообразно выделять из социальной адаптации как целостного образования социальную и психологическую ее составляющие, ибо это понятия разного порядка.
Стоит согласиться с позицией Ю. А. Александровского, которая заключается в том, что трудовая деятельность и поступательное развитие общества постоянно воздействуют на биологическую базу, без которой психическая адаптация как общества в целом, так и каждого человека в отдельности невозможна, то есть биологическое опосредуется социальным.
В ходе исследования было установлено, что осужденным, вышедшим на свободу, необходима не только психо-
логическая адаптация, но и правовая, нравственная, трудовая, профессиональная, которые в совокупности и образуют процесс социальной адаптации. Мы не против рассмотрения этих явлений по отдельности с целью пополнения знаний и проведения сравнения данных явлений, однако не стоит забывать об их единстве и взаимозависимости. К тому же нередко, казалось бы, второстепенные составляющие в определенные моменты начинают преобладать и превосходить по значению главные, чтобы процесс адаптации стал результативнее.
Ресоциализация осужденных в местах лишения свободы часто затрудняется из-за того, что она чересчур насыщена элементами кары. Присоединимся к мнению профессора А. Усса, считающего, что уголовная кара содержит ограниченный исправительный потенциал, а ее самые жесткие формы (лишение свободы) могут иметь для личности разрушающие последствия. Следовательно, чем мягче кара и слабее социальная изоляция, тем более реально спасти личность от разрушения и поддержать имеющиеся в ней положительные начала, требующиеся для законопослушной жизни [4]. Ее ослабление, чрезмерная гуманизация приводят к формированию чувства безнаказанности и вседозволенности в преступной среде. При этом рекомендации, применяемые для повышения эффективности деятельности пенитенциарной системы, должны строиться на научной базе, опираться на проведенные исследования и практическую апробацию. Только тогда процесс адаптации будет безболезненным, а личность получит возможность своевременно реагировать на изменяющиеся условия в той или иной среде обитания.
Таким образом, мы убедились не только в необходимости социально-правовой адаптации, но и в ее органическом существовании в рамках социальной адаптации осужденных, отбывающих и отбывших наказание в виде лишения свободы. Безусловно, нормы, адекватные обстановке, следует законодательно закрепить на разных уровнях (федеральном и муниципальном) с учетом местных особенностей для осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях на территории области. Это поможет в эффективном осуществлении процесса социальной адаптации и придаст ему гибкость.
Нам кажется, что под карой не нужно подразумевать полную изоляцию осужденного к лишению свободы от внешней среды и разрыв его прежних социальных связей, невозможность сменить специфическое место пребывания по своему желанию (оно изменяется лишь по приговору суда и в соответствии с законом). Помимо этого, мера и чувство кары обусловлены не жестокостью наказания и разрывом социально полезных связей, а постоянным расширением социально одобряемых отношений и специфичностью места нахождения, что вызывает у осужденных более действенное восприятие кары. При этом исключена возможность «чисто пенитенциарной» адаптации - полного привыкания к имеющимся нормам и требованиям режима. В результате такой адаптации наступает быстрое и полное восприятие криминальной субкультуры, в которой нет места осознанию собственной вины, сочувствию к пострадавшим, то есть вместо социальной адаптации происходит дезадаптация.
В последние годы многие авторы посвящают свои работы социальной адаптации, реадаптации и ресоциализации.
Так, некоторые из них предлагают создать и опробовать практически комплексную систему ресоциализации личности осужденного в местах лишения свободы. Она должна помочь построить нравственно-правовой фундамент личности, установить для нее нравственные основы, что соответствует практическим запросам обновляющейся пенитенциарной системы [5]. Некоторые работы не только освещают адаптационные мероприятия, но и содержат в себе терминологические определения, иногда не бесспорные [6]. Например, в практических рекомендациях группы авторов социальной адаптацией осужденных в местах лишения свободы назван процесс содействия указанным лицам в приспособлении к условиям, требованиям, правилам отбывания наказания, а также к микросоциуму - тем лицам, которые будут находиться рядом с ними при отбывании наказания [7]. Считаем, что исходя из определения понятия социальной адаптации, ее целей и задач, более правильным такой подход именовать «пенитенциарная адаптация осужденных в ИУ», ибо она носит более узкий характер, направленный на приспособление к режимным требованиям исправительного учреждения.
Нередко из мест лишения свободы выходят нересоциализированные и реадаптированные лица, то есть не вставшие на путь социализации и социальной адаптации, находящиеся на начальной, самой трудной стадии. В связи с этим не подлежит сомнению необходимость осуществления социально-правового адаптационного процесса и создания механизма его реализации.
Социальная адаптация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, - это двухсторонний, находящийся
в непрерывном изменении и совершенствовании процесс взаимодействия личности и окружающей среды, в ходе которого вырабатываются и согласовываются отношения, упорядоченные и урегулированные нормами права, формирующие сознание индивида относительно социализации.
Итак, можно заключить, что социальной адаптации, как нам кажется, придается самое важное значение в процессе ресоциализации осужденных, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы, особенно длительные сроки, а также освобожденных от него и вышедших на свободу.
Библиографический список
1. Большая юридическая энциклопедия. М. : Книжный мир, 2010. 960 с.
2. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. : Мысль, 1971. 351 с.
3. Киселева О. В. Психолого-педагогические аспекты подготовки осужденных к постпенитенциарной социальной адаптации // Инновационная наука. 2017. № 3-1. С. 245-247.
4. Усс А. Допустимо ли исправлять осужденных? // Человек: преступление и наказание. 1994. № 2. С. 30-31.
5. Пищелко А. В., Сочивко Д. В. Реадаптация и ресоциализация. М. : ПерСэ, 2003. 208 с.
6. Ананьев О. Г, Щербаков Г. В. Ресоциализация и социальная адаптация в уголовно-исполнительной системе : учеб. пособие. Рязань : Академия ФСИН России, 2013. 176 с.
7. Ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из исправительных учреждений : практ. рек. / О. Г Ананьев [и др.]. Рязань : Академия ФСИН России, 2014. Кн. 83. 59 с.