Научная статья на тему 'Организационно-правовые ресурсы системы ресоциализации освобожденных из мест лишения свободы в современной России'

Организационно-правовые ресурсы системы ресоциализации освобожденных из мест лишения свободы в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION / ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНАЯ АДАПТАЦИЯ / POST-PENITENTIARY ADAPTATION / ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / POST-PENITENTIARY SYSTEM / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ РЕСУРСЫ / ORGANIZATIONAL AND LEGAL RESOURCES / РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / RECURRENT CRIMINALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абуталипов Артур Ринатович

Автор считает, что адаптация к условиям свободы лиц, отбывших наказание, определяется многими факторами, среди которых не последнюю роль играют ресурсы системы социальной адаптации и ресоциализации освобожденных из мест лишения свободы. Важнейшими из них являются организационно-правовые ресурсы, анализ которых проводится в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisational and legal resources of the system of the reintegration of persons released from places of deprivation of liberty in modern Russia

The author considers that the adaptation to the conditions of freedom of persons who have served their sentences, is determined by many factors. Not the least among them is the role of the system of social adaptation and reintegration of persons released from places of detention. The most important of these are organizational and legal resources. The analysis of these resources is carried out in this article.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые ресурсы системы ресоциализации освобожденных из мест лишения свободы в современной России»

А.Р. АБУТАЛИПОВ кандидат педагогических наук, доцент кафедры правоведения Казанского национального исследовательского технологического университета*

Организационно-правовые ресурсы системы ресоциализации освобожденных из мест лишения свободы в современной России

Эффективность ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, во многом зависит от эффективности системы постпенитенциарной адаптации, которая призвана обеспечить успешную интеграцию указанных лиц, отбывших наказание в исправительных учреждениях, в систему социальных отношений с целью предотвращения дальнейшей криминализации личности и общества. Однако, как пишут специалисты, именно в первый год после освобождения из мест лишения свободы совершается 70% преступлений1, что позволяет дать низкую оценку эффективности постпенитенциарной системы современной России и определяет необходимость анализа ресурсов и потенциала этой системы.

В данной работе предлагается рассмотреть организационно-правовые ресурсы российской постпенитенциарной системы, характер функционирования которой отражает не только отношение государства к проблеме высокого рецидива преступности и антиправового поведения2, но и общества, которое не должно оставаться в стороне от данных проблем, определяющих благополучие и безопасность всего социума.

Сегодня в России, по данным на 1 января 2017 г., отбывают наказание 519 491 человек, содержащихся в 717 исп-

* Абуталипов Артур Ринатович, e-mail: [email protected]

1 Гоишко А.Я. Эффективность постпенитенциарной адаптации и административный надзор: анализ основных взаимосвязей // Юридическая наука и правоохранительная практика, 2014, № 3(29), с. 54-57.

2 Попов М.Ю. Декриминализация современной России: в поисках решения проблемы // Экономические и гуманитарные исследования регионов, 2014, № 6, с. 70.

равительных колониях, и среди них 194 310 человек, осужденных впервые, а 330 772 человека - повторно1. Эти цифры наглядно демонстрируют высокий процент рецидивной преступности в стране и определяют важность исправления и ресоциализации каждого из находящихся в настоящий период в исправительных учреждениях, что, в свою очередь, задает вектор развития приоритетных направлений в деятельности уголовно-исполнительной системы России в целом и постпенитенциарной системы в частности.

Конечно же, не стоит абсолютизировать роль постпенитенциарной системы в адаптации осужденных, отбывших свой срок наказания за содеянное, так как выбор образа жизни и дальнейшего поведения в обществе после выхода на свободу делает сам осужденный накануне освобождения или сразу после него, но немало зависит и от внешних факторов и обстоятельств, от того, насколько эффективно была оказана квалифицированная помощь бывшему осужденному со стороны органов и учреждений, специализирующихся на оказании помощи этой категории российских граждан.

Безусловно, правовое регулирование процесса, связанного с противодействием преступности, которое предполагает работу в области профилактики рецидивной преступности и адаптации на свободе уже отбывших наказание лиц, является залогом успеха в этом важнейшем направлении государственной деятельности, и нельзя сказать, что здесь не предпринимаются меры - законодательная база в этой области достаточно активно развивается, о чем говорят такие федеральные законы, принятые с начала 2000-х гг., как «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и «О полиции», «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», а также Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.

Однако, по мнению В.А. Уткина, российское уголовно-исполнительное право страдает рядом концептуальных недостатков. Это и неопределенность базовых понятий, таких как «социальная адаптация», «социальная реабилитация», «исправление», «ресоциализация», а также их некритичес-

1 Перемолотова Л.Ю. Проблемные аспекты ресоциализации личности осужденного // Вестник Томского государственного университета. Право, 2017, № 24, с. 53.

кое использование в теории и законодательстве, что значительно снижает потенциал реализации заявленных в правовом поле задач1.

Д.В. Горбань, анализируя причины высокой рецидивной преступности в России в контексте сложившейся системы уголовно-исполнительного законодательства, вслед за В.А. Уткиным приходит к мнению, что причиной этого являются имеющиеся ограничения в уголовно-исполнительном законодательстве, которое регламентирует систему мер относительно освобождаемых, но не освобожденных, которые уже

не подпадают под нормы уголовно-исполнительного права,

2

а находятся в ведении социального законодательства .

В.А. Уткин с сожалением констатирует, и мы с ним полностью солидаризируемся, что если работу по подготовке к освобождению, которая проводится в российских исправительных учреждениях, еще можно оценить как законодательно регулируемую, то отношения в области ресоциали-зации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, пока еще законодательно не урегулированы3. Очень важно мнение этого исследователя относительно советского нормотворчества в указанном направлении, которое, даже не будучи полностью реализованным, представляет собой значительный интерес в силу заданных идеологических интенций и организационных мер в области ресоциализации осужденных, отбывших наказание в местах заключения.

Советский опыт работы интересен прежде всего предложенной и нашедшей закрепление на законодательном уровне идеей о трудовом исправлении личности, преступившей закон и отбывающей или уже отбывшей срок заключения. Советское законодательство в сфере исполнения уголовных наказаний, как известно, так и называлось - исправительно-трудовое, что соответствовало принятой в советском государстве политике широкого использования труда заключенных, которых было огромное количество в многочислен-

1 Уткин В.А. Ресоциализация освобожденных от наказания: история и современность // Уголовная юстиция, 2014, № 1(3), с. 75.

2 Горбань Д.В. Уголовно-исполнительное законодательство в сфере социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017, т. 2, с. 235239. 1^1.: http://e-koncept.ru/2017/570048.htm.

3 Уткин В.А. Ресоциализация освобожденных от наказания: история и современность, с. 78.

ных советских лагерях и колониях. Более того, сама концепция адаптации к свободе после завершения срока заключения также носила трудовой характер, так как «исправление трудом», начинавшееся в период заключения, продолжалось и после освобождения.

Советское законодательство довольно хорошо регламентировало процесс постпенитенциарной адаптации бывших осужденных и определяло важность и характер взаимодействия центральных органов власти с органами местного самоуправления и общественностью. Организация помощи заключенным и освобожденным из мест лишения свободы согласно Исправительно-трудовому кодексу РСФСР 1924 г. (ст. 227) определяла в качестве важнейших направлений оказание материальной помощи нуждающимся заключенным, а также необходимой поддержки при освобождении из мест заключения и возвращении на постоянное место жительства, в том числе в области предоставления жилых помещений и организации питания, устройства домашнего хозяйства и трудовой жизни. Здесь же прописывались такие направления, как организация специальных предприятий, использующих труд бывших заключенных; помощь в поиске занятий для бывших осужденных, а также оказание юридической и медицинской помощи, помощь в профессиональном развитии и повышении общеобразовательного уровня.

В советском законодательстве отводилась значимая роль местным органам и советской общественности в лице партийных и профессиональных органов, а также специальным комитетам, создаваемым в каждой области для оказания помощи заключенным, освобожденным из мест лишения свободы, с целью предупреждения рецидивной преступности. Регламентировало деятельность этих комитетов специальное «Положение о Всероссийском и губернских (областных, краевых) комитетах помощи содержащимся в местах заключения и освобожденным из них» (1925 г.).

Комитеты должны были быть организованы на всероссийском и местном уровнях, а в перечень их полномочий и функциональных обязанностей включены были направления деятельности, связанные с формированием денежного и материального фонда; устройством общежитий, ремесленно-производственных предприятий, столовых, кооперативов и артелей, объединяющих освобожденных; организацией профессиональных курсов, общеобразовательных школ, бю-

ро юридической помощи, библиотек, клубов, лекций, концертов; освещением своей деятельности в средствах массовой информации, т.е. изданием журналов и других публикаций; организацией помощи в бытовой жизни и др.

Эта прогрессивная, соответствующая идеологии советского государства, утверждающей силу коллективного духа и коллективного воспитания, концепция так и не была полностью реализована, хотя функционально комитеты помощи охватывали практически весь спектр проблем, с которыми сталкивались и сталкиваются по сей день освободившиеся из мест лишения свободы заключенные. Имеет смысл более глубоко изучить этот, так и не ставший распространенным в советском государстве опыт, поскольку в нем, пусть на уровне нормотворчества, не реализованного на практике, содержится много интересных и актуальных для современной действительности идей и мероприятий.

Советский опыт интересен не только идеями, но и практиками, которые были реализованы на уровне идеологии «трудового исправления», получившей свое серьезное законодательное закрепление, определявшее необходимость обеспечения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, работой с ориентацией на имеющуюся специальность в сжатые сроки - 15 дней с момента обращения за помощью в трудоустройстве со стороны заключенного, отбывшего срок наказания1.

Итак, процесс адаптации бывших осужденных находился под пристальным вниманием советских властей. В этот процесс были включены также созданные специальным указом наблюдательные комиссии, в функции которых входило оказание помощи в обустройстве бывших заключенных в быту и в трудовой сфере.

В.А. Уткин, проанализировавший советское законодательство относительно освобожденных из мест лишения свободы, не поддерживает идею некоторых ученых о том, что современное уголовно-исполнительное законодательство следует дополнить, включив соответствующие главы в уголовно-исполнительные кодексы по аналогии с советским исправительно-трудовым законодательством, и убежден в том, что регулировать отношения в сфере постпенитенциарной

1 Уткин В.А. Ресоциализация освобожденных от наказания: история и современность, с. 77.

ресоциализации освобожденных следует «социальным» законодательством, которое не является исключительно федеральным, а относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов, что значительно расширяет организационно-правовые ресурсы и возможности регионов в регулировании процесса социальной адаптации бывших осужденных1.

Такой подход нам также представляется наиболее адекватным региональной специфике России с ее этнокультурным и этноконфессиональным многообразием, определяющим важность учета местных (региональных) особенностей в нормотворчестве относительно лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, и организации помощи указанной категории лиц в процессе адаптации к условиям свободы.

Данная позиция находит поддержку и у других исследователей, полагающих, что субъекты РФ должны принимать активное участие в нормотворчестве относительно помощи лицам, освободившимся от наказания в виде лишения свободы, и это не противоречит федеральному законодательству2, согласно которому «субъекты РФ не вправе принимать самостоятельные законы, регламентирующие исполнение (отбывание) наказания, однако они могут участвовать в регулировании отдельных правоотношений в прямо предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством случаях. В решении вопросов оказания помощи освобожденным в соответствии со ст. 182 УИК РФ могут принять участие иные отраслевые законы»3.

В России на данный момент отсутствует четкий закон, определяющий порядок оказания помощи со стороны местных органов власти, учреждений и организаций в устройстве освобожденных из мест лишения свободы в сфере труда и быта, а нуждаются в этой помощи, как справедливо пишет Я.Г. Стахов, те освободившиеся, которые решили не возвращаться к преступной деятельности и найти свое место в обществе. Решать данную проблему необходимо правовым

1 Уткин В.А. Ресоциализация освобожденных от наказания: история и современность, с. 79.

2 Сизая Е.А. Принцип гуманизма при исполнении наказания в виде лишения свободы: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Казань, 2004, с. 26.

3 Горбань Д.В. Уголовно-исполнительное законодательство в сфере социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017, т. 2, с. 235239. URL: http://e-koncept.ru/2017/570048.htm

методом, в связи с чем, с его точки зрения, которая нам также импонирует, необходимо разработать и принять специальный закон «О социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы» (название может быть и иным), в котором будет законодательно регламентирована организация оказания помощи указанной категории лиц в решении трудных жизненных ситуаций в процессе трудового и бытового устройства1.

Таким образом, можно констатировать, что выход на свободу отбывших наказание лиц, не подкрепленный адекватной характеру проблем постпенитенциарного периода системой мер организационно-правового сопровождения их ресоциализации, может обернуться и зачастую оборачивается возвратом в преступный мир. А система организационно-правового обеспечения социальной адаптации и ре-социализации отбывших наказание в местах лишения свободы лиц должна быть устроена таким образом, чтобы у этих людей, в той или иной мере впитавших ценности преступного мира и криминальной субкультуры в период отбывания уголовного наказания, не возникло желания или необходимости вернуться к прошлой жизни2.

И, как полагают российские граждане, согласно полученным данным в исследовании О.В. Соколовой, самым важным условием, без которого не может идти и речи об успешной адаптации человека, освобожденного из мест лишения свободы, является трудоустройство3, с чем сложно не согласиться, хотя трудоустройство тоже может спровоцировать рецидив в случае, если работа будет малооплачиваемой или отношение трудового коллектива жестоким, недружелюбным. Недаром в советском государстве акцентировалось внимание на содействии и обеспечении помощи бывшим заключенным прежде всего в труде и в быту.

На первостепенной значимости механизмов, обеспечивающих социальную защиту лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и в первую очередь в области гарантиро-

1 Стахов Я.Г. Некоторые пути решения проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление, 2012, № 17, с. 21-23.

2 Соколова О.В. Социально-правовой анализ адаптационных проблем лиц, освобожденных из исправительных учреждений: региональный аспект // Ученые записки РГСУ, 2011, №6, с. 64.

3 См. там же.

ванного трудоустройства и обеспечения жильем, настаивают и другие исследователи, вполне справедливо полагающие, что отсутствие таких механизмов обусловливает тот факт, что каждое третье преступление в России совершается лицами, освобожденными из мест лишения свободы1. И, наоборот, благоприятная среда адаптации после выхода на свободу (после подготовки к освобождению в исправительном учреждении) позволяет достаточно быстро адаптироваться к нормальной жизни и социально полезной деятельности, восстановить социальные связи, найти себя в обществе, вернуть себе статус уважаемого человека, отказавшись от ценностей и методов криминальной субкультуры.

Таким образом, широкое участие общественности в решении проблем лиц, отбывших уголовное наказание, является непременным условием эффективной организации помощи и содействия этим людям. В зарубежных странах широкое распространение получило создание общественных организаций по оказанию помощи освобожденным из мест лишения свободы, и в России такая практика имеет место, хотя и не является популярной. Вместе с тем, как отмечают специалисты2, подавляющее большинство освобождающихся из мест лишения свободы нуждается в квалифицированной помощи и содействии в решении сложных социальных проблем, поскольку в основном они возвращаются после освобождения от наказания в неблагоприятные условия, а это значит, что риск рецидива значительно повышается, и задача государства и общества состоит в том, чтобы минимизировать эти риски, по возможности создав благоприятные условия для интеграции в систему социальных связей и отношений тех, кто был выключен из них во время изоляции от общества.

В конечном счете вся постпенитенциарная система создана с одной целью - обеспечить безопасность общества путем предотвращения рисков и угроз, связанных с преступностью, а поскольку добиться этого можно только одним путем - сформировать способного к жизни в рамках закона

1 Перемолотова Л.Ю. Проблемные аспекты ресоциализации личности осужденного, с. 53.

Горбань Д.В. Уголовно-исполнительное законодательство в сфере социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017, т. 2, с. 235239. URL: http://e-koncept.ru/2017/570048.htm

и социальных норм человека, отбывшего срок заключения1, то очевидной становится роль не только государства, но и общества в обеспечении собственной безопасности. Более того, общество должно включиться в процесс адаптации бывшего заключенного и помочь ему, в свою очередь, включиться в общество, стать его полноправным членом.

Однако без государства, которое на уровне законодательства разрабатывает и закрепляет механизмы организации и реализации деятельности в указанной сфере, не обойтись, особенно в российском обществе, где уровень самоорганизации и гражданской активности крайне невысок, в отличие от уровня агрессивности, напряженности, раздражения и ожесточенности, накопившихся за десятилетия постсоветских реформ и кризисов, экономического неблагополучия населения и нерешенности острых социальных проблем.

Абуталипов А.Р. Организационно-правовые ресурсы системы ресоциализации освобожденных из мест лишения свободы в современной России. Автор считает, что адаптация к условиям свободы лиц, отбывших наказание, определяется многими факторами, среди которых не последнюю роль играют ресурсы системы социальной адаптации и ресоциализации освобожденных из мест лишения свободы. Важнейшими из них являются организационно-правовые ресурсы, анализ которых проводится в данной статье.

Ключевые слова: ресоциализация, постпенитенциарная адаптация, постпенитенциарная система, организационно-правовые ресурсы, рецидивная преступность.

Abutalipov A.R. Organisational and legal resources of the system of the reintegration of persons released from places of deprivation of liberty in modern Russia. The author considers that the adaptation to the conditions of freedom of persons who have served their sentences, is determined by many factors. Not the least among them is the role of the system of social adaptation and reintegration of persons released from places of detention. The most important of these are organizational and legal resources. The analysis of these resources is carried out in this article.

Keywords: resocialization, postpenitentiary adaptation, postpeniten-tiary system, organizational and legal resources, the recurrent criminality.

1 Уткин В.А. Ресоциализация освобожденных от наказания: история и современность, с. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.