Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ'

К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ТЕНЕВАЯ ЗАНЯТОСТЬ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / НЕЛЕГАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акьюлов Роберт Ишкалеевич

В статье рассматривается характер и масштаб влияния нелегальной миграции как части теневой экономики на экономическую безопасность страны; обосновывается тезис о том, что величина и степень её воздействия имеет нежелательную динамику для экономики регионов. Уровень нелегальной миграции не снижается, причем возникают сложности как при определении этого понятия и правовой оценки данных процессов, так и при отнесении к этому понятию внутренней трудовой миграции, связанной с теневой занятостью. Противоправный характер нелегальной миграции обусловливается не только ее связью с теневой занятостью и уклонением от уплаты налогов, но и способствует росту коррупционного оборота денежных и других материальных ресурсов, мошенничеству и другим видам криминальной деятельности. Детально исследовано понятие «нелегальная миграция» (автором предложена трактовка в широком и узком смысле); предложено понятие «резиденты теневой экономики». В нелегальную деятельность, неподконтрольную государству вовлекается всё большая часть экономически активного населения, будучи занятой частично или полностью в теневом секторе экономики. Предметом данного исследования является нелегальная миграция и неформальная экономическая активность как трудовых мигрантов, так и населения, способствующая увеличению масштабов теневой экономики и росту ее негативного влияния на экономическую безопасность российских регионов. В данной работе приводится типология нелегальной миграции, теневой экономической деятельности, указывается степень и характер ее влияния на безопасность регионов и страны. Анализируются причины прогредиентного роста теневой экономики, сопутствующих ей явлений, появления и развития новых экономически активных групп, новых видов экономической активности и доходных сфер деятельности, не приносящих практически никаких доходов для государства, государственной казны, но формирующих и увеличивающих оборот капитала без государственного участия и влияния. В исследовании проведена оценка новых видов экономической активности в социально-трудовой сфере и рассмотрена вероятность увеличения теневого сектора за счет вхождения в него новых экономических субъектов; разработана и предлагается система мероприятий для предотвращения развития нелегальной миграции, теневой экономики и снижения их влияния на национальную безопасность. Цель: анализ влияния нелегальной миграции на экономику страны с разработкой мероприятий по снижению ее влияния и укреплению национальной безопасности. Методы: статистический анализ, контент-анализ сайтов, публикаций, систематизация и обобщение данных, полученных в результате исследований. Результаты: проанализирована этиология, механизм и движущие факторы нелегальной миграции, уточнено ее понятие, рассмотрена ее динамика в России в настоящее время, обоснована роль нелегальной миграции в развитии теневой экономики и разработан механизм минимизации ее негативного влияния на экономику принимающей страны. Научная новизна: уточнено понятие «нелегальная миграция», дано авторское определение понятию «нелегальная рабочая сила», изучены факторы, способствующие развитию нелегальной миграции и теневой экономики, предложены меры, направленные на уменьшение размеров нелегальной миграции и повышение экономической стабильности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF REGULATING ILLEGAL MIGRATION IN RUSSIA

The article examines the nature and scale of the impact of illegal migration, which is part of the shadow economy, on the economic security of the country; it substantiates the thesis that the scope and degree of illegal migration affects the economy of the regions. The level of illegal migration is not decreasing. Moreover, there are difficulties both in defining this concept and in the legal assessment of these processes, because of inclusion in this concept of internal labor migration associated with shadow employment. The illegitimate nature of illegal migration is caused not only by its connection with shadow employment and tax evasion, but also with its influence on the growth of corrupt circulation of money and other material resources, fraud and other types of crimes. The concept of “illegal migration” is studied in detail, the author offers interpretations both in a broad and a narrow sense. The concept of “residents of the shadow economy” is proposed. An increasing part of the economically active population is involved in illegal activities that are not controlled by the state. These are people employed part-time or full-time in the shadow sector of the economy. The subject of this study is illegal migration and informal economic activity, both of labor migrants and the residents, which contributes to the increase in the scale of the shadow economy and the growth of its negative impact on the economic security of Russian regions. This paper presents a typology of illegal migration, shadow economic activity, and indicates the degree and nature of its impact on the security of regions and the country. The article analyzes the reasons for the progressive growth of the shadow economy and its accompanying phenomena. It studies the emergence and development of new economically active groups, new types of economic activities and profitable spheres that bring no income to the state, but form and increase the turnover of capital without the control of the state. The research evaluates new types of economic activity in the social and labor sphere, and considers the likelihood of an increase in the shadow sector due to the entry of new economic entities into it. Besides, it develops a system of measures to prevent the increase of illegal migration and the development of the shadow economy and to reduce their impact on national security. Purpose: to analyze the impact of illegal migration on the country’s economy and to develop measures to reduce its impact and strengthen the national security. Methods: statistical analysis, content analysis of websites and publications, systematization and generalization of data obtained as a result of research. Results: the etiology, mechanism and driving factors of illegal migration are analyzed, its dynamics in Russia at the present time are considered, the role of illegal migration in the development of the shadow economy is justified, and a mechanism for minimizing its negative impact on the economy of the host country is developed. Scientific novelty: a new interpretation of the notion “illegal migration” is given; the concept of “illegal labor” is introduced; the factors contributing to the development of illegal migration and the shadow economy are examined; the measures aimed at reducing illegal migration and improving economic stability are provided.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ»

DOI: 10.22394/2304-3369-2021-5-65-78 ВАК: 08.00.05

К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ

Р.И. Акьюлов1а

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматривается характер и масштаб влияния нелегальной миграции как части теневой экономики на экономическую безопасность страны; обосновывается тезис о том, что величина и степень её воздействия имеет нежелательную динамику для экономики регионов. Уровень нелегальной миграции не снижается, причем возникают сложности как при определении этого понятия и правовой оценки данных процессов, так и при отнесении к этому понятию внутренней трудовой миграции, связанной с теневой занятостью. Противоправный характер нелегальной миграции обусловливается не только ее связью с теневой занятостью и уклонением от уплаты налогов, но и способствует росту коррупционного оборота денежных и других материальных ресурсов, мошенничеству и другим видам криминальной деятельности. Детально исследовано понятие «нелегальная миграция» (автором предложена трактовка в широком и узком смысле); предложено понятие «резиденты теневой экономики».

В нелегальную деятельность, неподконтрольную государству вовлекается всё большая часть экономически активного населения, будучи занятой частично или полностью в теневом секторе экономики. Предметом данного исследования является нелегальная миграция и неформальная экономическая активность как трудовых мигрантов, так и населения, способствующая увеличению масштабов теневой экономики и росту ее негативного влияния на экономическую безопасность российских регионов. В данной работе приводится типология нелегальной миграции, теневой экономической деятельности, указывается степень и характер ее влияния на безопасность регионов и страны. Анализируются причины прогредиентного роста теневой экономики, сопутствующих ей явлений, появления и развития новых экономически активных групп, новых видов экономической активности и доходных сфер деятельности, не приносящих практически никаких доходов для государства, государственной казны, но формирующих и увеличивающих оборот капитала без государственного участия и влияния. В исследовании проведена оценка новых видов экономической активности в социально-трудовой сфере и рассмотрена вероятность увеличения теневого сектора за счет вхождения в него новых экономических субъектов; разработана и предлагается система мероприятий для предотвращения развития нелегальной миграции, теневой экономики и снижения их влияния на национальную безопасность.

Цель: анализ влияния нелегальной миграции на экономику страны с разработкой мероприятий по снижению ее влияния и укреплению национальной безопасности.

Методы: статистический анализ, контент-анализ сайтов, публикаций, систематизация и обобщение данных, полученных в результате исследований.

Результаты: проанализирована этиология, механизм и движущие факторы нелегальной миграции, уточнено ее понятие, рассмотрена ее динамика в России в настоящее время, обоснована роль нелегальной миграции в развитии теневой экономики и разработан механизм минимизации ее негативного влияния на экономику принимающей страны. сч

Научная новизна: уточнено понятие «нелегальная миграция», дано авторское определение понятию «нелегальная рабочая сила», изучены факторы, способствующие развитию нелегальной ми- ^ грации и теневой экономики, предложены меры, направленные на уменьшение размеров нелегаль- о

ной миграции и повышение экономической стабильности страны. § - <

^Ш^гГО РИНЦ: 256795 ©

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: теневая экономика, нелегальная миграция, теневая занятость, нелегальная рабочая сила, специфические формы социально-трудовых отношений, нелегальные работники, национальная безопасность.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Акьюлов Р.И. (2021). К вопросу о регулировании нелегальной миграции в России // Вопросы управления. № 5. С. 65-78.

Постановка проблемы

Современный мир все больше глобализируется в результате появления и распространения новых возможностей в силу развития электронно-цифровой среды, информационных технологий, современных видов транспорта. Это способствует более быстрому и свободному движению капиталов, невиданному ранее почти экспоненциальному росту миграционных процессов, которые сопровождаются развитием нелегальной миграции, теневой экономики. Это в свою очередь не может не сказаться на расширении незаконных форм экономической активности, представляя собой важную проблему для правительств всех цивилизованных стран, требуя системного и слаженного их взаимодействия по обеспечению экономической безопасности своих государств. Наиболее заметно и остро стоит данная проблема в развивающихся странах, включая Россию. «Экономическая политика, в которой господствует полная либерализация, а роль государства минимизирована, оказала огромное влияние на хозяйственную сферу России. В 1990-х годах возник широкомасштабный теневой сектор» [1, с. 45].

Теневой сектор в Российской Федерации составляет по разным оценкам до половины национальной экономики, превышая данный показатель в большинстве развитых стран. В 2018 году в докладе Международного валютного фонда опубликованы результаты исследования теневого сектора экономической деятельности в более чем 150 странах. «При этом в общем рейтинге Россия занимает 49 место, с долей теневой экономики равной 38,4 % ВВП» [2, с. 163].

Конкретная научная задача

Влияние нелегальной миграции и теневой экономики на экономику страны определенно носит взаимосвязанный характер, и, для того чтобы его раскрыть, необходимо рассмотреть данный феномен более внимательно. Начнем

с анализа понятия «теневая экономика», определений которого приведено различными специалистами достаточно много. Ряд исследователей акцентируют внимание на таком признаке теневой экономики, как развитие хозяйственной деятельности субъектов вне государственного статистического учета и контроля. Другие специалисты трактуют теневую экономику как результат социально-экономических взаимодействий на всех этапах воспроизводственного цикла без государственного участия, практически независимо от него. Безусловно, общим положением является то, что «увеличение масштабов теневой экономики приводит к сокращению доходов государственного бюджета» [3, с. 236].

Иностранные специалисты предлагают подход к изучению данного явления, утверждая, что «теневая или неформальная экономика определяется как вся экономическая деятельность, которая скрыта от официальных властей по денежно-кредитным, регулятивным и институциональным причинам. Денежные причины, в том числе уклонение от уплаты налогов и всех взносов на социальное обеспечение, регулятивные причины включают в себя избегание правительственной бюрократии или бремени нормативной базы, в то время как институциональные причины включают антикоррупционное законодательство, качество политических институтов и слабое верховенство закона» [4].

В научной литературе существует ряд понятий, связанных с понятием «теневая экономика». К ним относятся такие понятия, как «теневой рынок труда», «нелегальные доходы», «нелегальная миграция». В частности, по мнению некоторых специалистов, «теневой рынок труда включает в себя не только занятых в неформальном секторе, но и лиц, работающих на предприятиях без официального трудоустройства или получающих там „серые" зарплаты» [5, с. 254]. Неформальный рынок труда достаточно разнообразен по исполь-

зуемым формам взаимодействия работодателей и работников, одной из которых является отличие между реальными и прописанными в договоре условиями найма, а также наем без оформления контракта. Они и формируют теневой рынок труда, а также существенную часть теневой экономики в целом.

Теневая экономика играет позитивную роль в условиях экономического спада, давая возможность зарабатывать и получать доходы субъектам малого предпринимательства, нелегальным трудовым мигрантам и наемным работникам, смягчая тем самым остроту последствий кризисных явлений. Вместе с тем, специалисты в данной области на основании результатов проведенных исследований утверждают, что «во время экономического подъема или в периоды преодоления кризисных явлений существенно увеличивается роль деструктивной функции теневого сектора, а компенсационное влияние становится незаметным» [5, с. 254].

Нелегальная миграция тесно взаимосвязана с теневым, незаконным рынком труда, обеспечивающим занятостью обездоленных и бесправных так называемых вынужденных переселенцев, беженцев, тех, кто вынужден заниматься откровенно противозаконной деятельностью, поскольку «миграционный поток, включая организованное, самостоятельное переселение, представляет собой большое количество людей, оставшихся без мест жительства и других объектов жизнеобеспечения» [6, с. 221].

Методологическая база

При более детальном рассмотрении этих взаимосвязанных между собой явлений становится ясно, что их развитие обусловлено неспособностью существующей системы государственного управления осуществлять эффективное регулирование рыночной экономики. Государство должно выполнять функции третейского судьи, разрешая проблемы, возникающие в процессе взаимодействия рыночных субъектов, обеспечивая равные для всех условия функционирования и гарантируя неприкосновенность частной собственности. Продолжим все же рассматривать феномен нелегальной миграции и ее влияние на экономическое развитие государства.

При определении многоаспектности влияния нелегальной миграции на безопасность государства нельзя не согласиться с точкой зрения В. А. Смирновой, считающей что «незаконная миграция как явление затрагивает многие сферы жизнедеятельности общества. В политической сфере она выступает непосредственной угрозой безопасности страны, ее геополитическим интересам и международному имиджу; в экономической - способствует расширению масштабов теневой экономики, развивающейся вне налогового и другого экономического законодательства» [7, с. 93].

Специалисты, проводя типологию мигрантов, считают, что «во многих принимающих мигрантов странах различают разные группы мигрантов: трудовые мигранты, мигранты, ищущие политического убежища, беженцы от гражданских войн и погромов, переселенцы, изгнанники, наконец, везде различают мигрантов законных (легальных) и незаконных» [14, с. 9].

Раскрывая понятие незаконной миграции в широком смысле, эксперты, делая акцент на ее социально-правовых аспектах, предлагают рассматривать ее как «совокупность противоправных процессов, включающих: 1) нелегальную миграцию и незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации; 2) общеуголовную преступность мигрантов; 3) организованную национал-этническую преступность мигрантов; 4) терроризм; 5) наркобизнес; 6) торговлю людьми» [15].

В последние годы в России стабильно функционирует теневой сектор экономики, благодаря сложившемуся механизму нелегальной миграции, нелегального рынка незаконных товаров и услуг, а также из-за некоторой заинтересованности части высокопоставленных государственных должностных лиц в поддержании такой ситуации, при которой они могут извлекать дополнительные незаконные доходы, лоббируя меркантильные интересы крупных предпринимателей, обеспечивая им приоритетный доступ к государственным ресурсам и не препятствуя в осуществлении нелегальной деятельности по получению теневых доходов. Такая ситуация не может остаться незамеченной для широких масс и малых и средних предпринимателей.

Они в свою очередь также, пользуясь распространяющейся тенденцией в бизнес-среде, стараются не отставать в стремлении максимально извлекать выгоду от всех деловых отношений, включая контакты и наем на работу нелегальных мигрантов. Это позволяет хотя бы немного повышать рентабельность своей предпринимательской деятельности, минимизируя издержки за счет невыплаты налогов и социальных взносов в государственный бюджет. Представители малого и среднего бизнеса достаточно активно привлекают и используют труд нелегальных мигрантов, нелегальную рабочую силу, противопоставляя себя тем самым государству, которое не оказывает предпринимателям практически никакой реальной помощи. Свою способность к труду, профессиональные навыки и умения нелегально продает как местное трудоспособное население, проживающее на данной территории, так и нелегальные мигранты, приезжающие из других российских регионов и других государств. В этом смысле нелегальная рабочая сила (независимо от территорий происхождения) оказывает схожее влияние на экономику принимающих территорий, отличаясь лишь гражданством. Необходимо также помнить, что трудовая миграция все больше оказывает «влияние на воспроизводство, структуру, расселение населения и его демографическое поведение» [8, с. 81].

Нелегальная миграция является одним из основных источников теневой экономики. Незаконная миграция характеризуется Международной организацией по миграции (МОМ) как «перемещение, которое происходит с нарушением законодательства стран отправления, транзита и приема мигрантов. Мигранты с неурегулированным статусом могут подпадать под одно или несколько из следующих обстоятельств: они могут въезжать в страну нерегулярно, например, с поддельными документами или без пересечения границы на официальном пункте пересечения границы; могут проживать в стране нерегулярно, например, в нарушение условий въездной визы или вида на жительство; или работать в стране нерегулярно, например, могут иметь право проживать, но не иметь оплачиваемую работу в стране» [20].

«Влияние нелегальной миграции на осуществление социально-экономических изменений, происходящих в российском обществе» [17] следует рассматривать в контексте развития теневой экономики, увеличение доли которой обусловлено следующими основными факторами:

- высокий уровень коррумпированности, бюрократизации и неэффективного и громоздкого государственного аппарата;

- отсутствие эффективной занятости населения и структурный характер безработицы с нежеланием российских граждан трудиться на низкооплачиваемых рабочих местах;

- заинтересованность предпринимателей в найме иностранной рабочей силы в силу ее нелегальности и недоступности для учета фискальными службами;

- уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте из-за суженного режима воспроизводства населения (низкая рождаемость, высокая смертность).

Нелегальная миграция является неизбежным следствием увеличения масштабов миграционных процессов во всем мире из-за все большей глобализации экономики, развивающейся благодаря росту объемов перемещения товаров, финансовых ресурсов. Без миграционных процессов невозможно развитие экономики, общества, они выступают драйвером экономического роста, создавая мультипликативный эффект для развития различных сфер, потенцируя производство товаров, услуг и совокупный спрос за счет иммигрантов. Таким образом, у миграции есть позитивный и негативный аспект. Любое экономическое развитие не только невозможно, но и просто обусловлено миграционными процессами. Миграцию людей можно образно сравнить с потоками элементарных частиц, электронов в электротехнике, создающих направление течения электрического тока с места их избыточного накопления в места их дефицита, перемещение которого приводит к изменению электрического потенциала части объекта, куда они поступили. И, наоборот, там, откуда они начали движение, уменьшилось напряжение поля и произошло снижение и выравнивание потенциала, некоторая разрядка. Если подходить с таких позиций, то миграционные

процессы играют исключительно позитивную роль в развитии экономики и общества, равномерно распределяя трудовой потенциал по различным странам и территориям, обеспечивая тем самым баланс между капиталом и рабочей силой в национальном и мировом масштабе. Но так же, как и при переносе электроэнергии, происходят потери части потенциала, перегрузка, обусловленная высокой плотностью потока элементарных частиц, что приводит к перегреву и повреждению проводящих путей, выводит из строя провода, контакты, микросхемы при несоответствии характеристик, а это требует ремонта и создания новых, более стабильных электронных систем. Аналогично могут наблюдаться побочные негативные явления и при осуществлении миграционных процессов в масштабах человеческого общества, когда государственные и социальные институты по аналогии с деталями микросхем не соответствуют многократно возросшим потокам миграции. Вот таким побочным явлением выступает нелегальная миграция, отчасти снижающая позитивный эффект миграционных процессов, нанося вред экономической безопасности принимающих стран и регионов, способствуя росту нелегального оборота капитала и пополняя ресурсами теневой сектор экономики, понижая социальную стабильность. Но при этом даже нелегальные иммигранты обеспечивают дополнительный экономический эффект посредством своего труда, производя, а также и приобретая товары и услуги. Согласно точки зрения некоторых американских экономистов, «в целом иммигранты - как с документами, так и без документов - вносят чистый положительный вклад в федеральный бюджет. Иммигранты, будь то высоко- или низкоквалифицированные, легальные или нелегальные, вряд ли заменят местных рабочих или сократят их заработ-

2

ную плату в долгосрочной перспективе» .

Основную массу трудовых мигрантов составляют малоимущие слои населения, направляющиеся на те территории, где можно извлечь из продажи рабочей силы больший доход. Они, как правило, не очень грамотные,

недостаточно полно владеют языком титульной нации принимающей страны, поэтому у них не такой большой выбор; условия на новом рынке труда диктует работодатель, который заинтересован в нелегальном характере трудовых отношений с нанимаемыми работниками. Мигрантам приходится идти на условия работодателя, т. к. они не в состоянии отстаивать свои права по причине незнания законов, языка и нежелания сталкиваться с государственными службами. Таким образом, интересы предпринимателей и наемных трудовых мигрантов становятся схожими, те и другие оказываются в теневом секторе, формируют теневой рынок труда и тем самым негативно влияют на экономическую безопасность страны или региона.

Еще одной из причин нелегальной миграции в России является не только высокий уровень бюрократизации, волокиты, коррумпированности государственных служащих, но и высокая по меркам мигрантов стоимость оформления регистрационных документов для осуществления легальной трудовой деятельности. К этому добавляется процветающий бизнес недобросовестных посредников, мошенников, обещающих оформить быстро и дешево вид на жительство, патент на работу, но осуществляющих подделку документов, что автоматически выводит их и покупателей документов из правового поля в криминальную сферу. Следовательно, необходимо упрощать и делать более доступной процедуру узаконивания статуса мигрантов, «совершенствовать существующие инструменты легальной миграции, которая считается эффективным средством противодействия нелегальной миграции» [9, с. 20].

Информационная база

В связи с этим следует обратить внимание на следующее обстоятельство, которое красноречиво свидетельствует о наличии существенной угрозы для экономической безопасности страны и ее регионов. Это заметное различие официально представленных статистических данных об общей численности иностранцев, въехавших на территорию России

2The Effects of Immigration on the United States' Economy. Budget Model Penn Wharton University of Pennsylvania. URL https://budgetmodel.wharton.upenn.edu/issues/2016/1/27/the-effects-of-immigration-on-the-united-states-economy.

за полугодие и численности тех из них, кто заявил, что прибыл в нашу страну для работы. В частности, «за первое полугодие 2019 года 2,4 млн иностранцев заявили, что прибыли в Россию ради работы. Это следует из расчетов РБК по данным статистики пограничной службы ФСБ по показателю „Въезд иностранных граждан в РФ". Всего за январь-июнь текущего года в Россию прибыли более 15 млн иностранцев с учетом всех целей поездки (деловая, работа, туризм, учеба, транзитный проезд, переезд на ПМЖ, частная, обслуживающий персонал транспортных средств)» [21].

Таким образом, если при въезде в качестве цели прибытия указали работу только 2,5 млн иностранцев, то возникает вопрос, чем занимались 15 млн въехавших иностранцев при том, что у большинства из них нет такого количества денежных средств, чтобы только учиться или отдыхать?

Разрабатываемые квоты региональных правительств на привлечение иностранной рабочей силы не удовлетворяет полностью растущий на нее спрос предпринимателей. Сказывается также менталитет мигрантов из стран Средней Азии, когда один паспорт с оформленным видом на жительство и разрешением на работу может использоваться сразу на несколько человек. Проживание мигрантов в малоприспособленных для этого помещениях, заинтересованность международных криминальных структур в использовании мигрантов в качестве контейнеров для перевозки наркотических средств и последующего сбыта в принимающей стране - весь этот комплекс факторов достаточно сложно устраним, особенно в условиях пораженных коррупцией государственных структур. По мнению ряда исследователей, «незаконная миграция является понятием условным, так как на сегодняшний день закон, который определяет уголовную ответственность за миграцию и за ее организацию, отсутствует» [10, с. 628].

При использовании теневой рабочей силы широко распространен «бесконтрактный наем» среди незащищенных групп населения нижних социальных страт, которые «в мень-

шей мере обладают ресурсами для отстаивания своих интересов: женщины с маленькими детьми, религиозные и национальные меньшинства, низкоквалифицированные рабочие, долговременные безработные, а также переселенцы и беженцы. На формальном рынке труда очень трудно найти работу для этих слоев населения» [11]. Сюда же можно отнести и нелегальных мигрантов, включая вынужденных переселенцев и беженцев, оставшихся без документов либо прибывших в страну неофициально вне рамок межгосударственных программ и соглашений. Таким образом, нелегальная рабочая сила представляет собой совокупность нерегулярно занятых социальных групп, к которым относятся работники с низкой конкурентоспособностью, имеющие нелегальный социальный статус по разным причинам, самозанятые предприниматели, а также работники, имеющие официальное рабочее место и дополнительную неформальную занятость. Отдельно стоит отметить группу занятых в криминальной сфере (наркобизнес, торговля оружием, проституция, грабежи и т. д.). Но эта нелегальная рабочая сила не является предметом нашего исследования.

Нелегальная миграция всегда сопровождается большим количеством правонарушений, отличающихся лишь степенью тяжести и опасности для общества. В основном, это административные нарушения, но примерно 5-6 % из них подпадают под категорию уголовных преступлений.

В 2020 году складывалась следующая картина: «с января по сентябрь 2020 года в Россию прибыло более 4,3 миллиона иностранцев. За это время мигранты совершили 25 273 преступления и 466 195 административ-

" 3

ных нарушений».

Другие авторы детализируют понятие «нелегальной миграции», делая акцент на мно-гокомпонентности данного явления, выделяя незаконный характер въезда, пребывания и занятости иностранцев. «В структуре нелегальной миграции выделяют следующие компоненты: 1. Нелегальный въезд - это незаконное проникновение иностранных граждан

3В МВД огласили последние данные по уровню преступности мигрантов // Миграционные новости -Мш-panews. 14.10.2020. URL: https://zen.yandex.ru/media/migranews/v-mvd-oglasili-posledme-dannye-po-urovmu-prestupnosti-migrantov5f86e2d2f12cd832da84b976?utm_source=serp.

Таблица 1 - Динамика иностранной иммиграции, правонарушений и преступлений, совершенных мигрантами в 2017-2019 гг.4 [13]

Table 1 - Dynamics of foreign immigration, offenses and crimes committed by migrants in 2017-2019

Показатель Годы

2017 2018 2019

Численность прибывших 15,1 16,3 15,7

мигрантов, млн.

Количество совершенных 45 341 42 676 38 563

мигрантами преступлений

или лиц без гражданства на территорию принимающей страны, осуществленное с нарушением порядка пересечения границы либо с поддельными или недействительными документами. 2. Нелегальное пребывание - это отсутствие у иностранных граждан или лиц без гражданства необходимых регистрационных документов. 3. Нелегальная занятость -это трудовая деятельность иностранных граждан или лиц без гражданства, юридически не оформленная в соответствии с действующим законодательством» [22].

Основные результаты исследования

Таким образом, автор предлагает рассматривать нелегальную миграцию в широком и узком смысле. В узком смысле нелегальная миграция представляет собой процесс перемещения людей с одной территории на другую с пересечением государственных или административно-территориальных границ с последующим нарушением по тем или иным причинам законодательства принимающей страны.

В широком же смысле нелегальная или незаконная миграция - это целенаправленное перемещение людей с одной территории на другую для обогащения или наживы, используя все возможные, включая незаконные, способы, пренебрегая требованиями миграционного и уголовного законодательства принимающей страны, осуществляющие противозаконные действия, подпадающие под административную или уголовную ответственность. В условиях рыночной экономики полная ликвидация нелегальной иммиграции невозможна, однако реально снижение ее масштабов, для чего необходимы меры урегулирования легальных каналов найма иностранной рабо-

4Составлено автором на основании официальных

чей силы, что позволит удержать иммигрантов от секторов теневой экономики [12, с. 46].

Безусловно, нелегальная миграция не только взаимосвязана, но и по сути является одним из базовых агрегатов всего организационного механизма теневой экономики. Многоас-пектность, текучесть и динамичность данного явления, легкая встраиваемость во все рыночные воспроизводственные процессы позволяет нелегальной миграции быть незаметной и неуязвимой для громоздкого и неповоротливого государственного аппарата регулирования и контроля. Учитывая действие таких рыночных механизмов, как постоянный спрос на нелегальную рабочую силу, ее высокую ликвидность в любой сфере экономической деятельности, а также солидарность всех субъектов рынка в противостоянии государству как аппарату подавления всех видов свободы, включая экономическую, можно говорить о бессмертии данного феномена в современном государственном устройстве миропорядка. Единственным действенным инструментом борьбы с нелегальной миграцией и теневой экономикой могут быть условия, которые государство готово предложить участникам рынка, которые нивелировали бы выгоды, получаемые в тени. Сокращение масштабов теневой экономики требует создания условий, приводящих к значительному падению спроса среди ее резидентов на нелегальную рабочую силу.

Теперь постараемся раскрыть понятие «резиденты теневой экономики». Теневая экономика существует, а в ряде стран даже развивается, поскольку в ней заинтересовано большое количество экономических субъектов: часть экономически активного населения, нелегальные мигранты, криминальные сообщества, государственные служащие высшего и среднего звена. Несмотря на существенные различия между перечисленными группами, все они объединены общей идеей и целью - получать доход без контроля государства. Одни -чтобы стать незаконно как можно в более краткие сроки богатыми. Это касается крупных чиновников, представителей криминала и крупных предпринимательских структур. Другие - чтобы вырваться из нищеты или по-

ах МВД РФ.

высить как можно скорее капитализацию своего малого бизнеса. Таким образом, резиденты теневой экономики - это субъекты экономической деятельности, заинтересованные в сокрытии ее результатов от государственных институтов в целях обогащения криминальным путем либо, оказавшись в сложной ситуации, для получения доходов для удовлетворения своих потребностей.

Высокий уровень нелегальной миграции и большое количество в связи с этим правонарушений подтверждают данные официальной статистики и заявления официальных лиц, занимающихся вопросами миграции. В частности, согласно информации, озвученной руководителем главного управления по вопросам миграции МВД РФ В. Казаковой, было выявлено «около 800 тыс. нарушителей. В основном речь идет о нарушении правил въезда-выезда, правил пребывания на территории Российской Федерации (превышается срок пребывания в 90 суток). Есть и нарушения в трудовой сфере, когда люди работают без разрешительных документов»5.

Теневая экономика, нелегальная миграция, нелегальная рабочая сила существуют в результате отсутствия политической воли государства в их устранении, а также благодаря мощной мотивации ее бенефициаров. Нелегальная миграция, нелегальная рабочая сила формируют теневой рынок труда, а также по определению способствуют развитию криминальной сферы. При этом криминальная деятельность, а также доходы, полученные криминальным путем, со своей стороны способствуют развитию теневого сектора экономики и нелегальной трудовой миграции, что негативно сказывается на экономической безопасности страны и ее регионов.

«Миграционная политика России, как и ее миграционное законодательство, крайне противоречива и непоследовательна, что является одним из ее главных недостатков. Постоянные метания от либерализации к запретам не способствуют наведению порядка в этой сфере и усиливают коррупционную составляющую» [16, с. 194].

Бенефициарами теневой экономики являются криминальные структуры, которые за-

5Информационное телеграфное агентство России. 28

нимаются незаконным оборотом наркотических средств, торговлей оружия, контрафактной продукцией, контрабандой, кражей финансовых средств, торговлей людьми, легализацией криминальных доходов. То же самое констатируют и другие специалисты, замечая, что «нелегальная миграция тесно связана с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, морским пиратством, похищением и торговлей людьми, а также другими видами преступной деятельности» [13, с. 6].

Но предметом нашего исследования все-таки является нелегальная рабочая сила и нелегальная миграция, формирующие теневой рынок труда, составляющий значительную часть теневой экономики. Взаимосвязанность этих феноменов квазирыночной российской экономики обеспечивает экономическое взаимодействие между территориями большого государства. Формирование параллельной экономики со своими воспроизводственными процессами, рабочей силой, управляющими структурами, финансовыми потоками, сливающимися в узловых пунктах с легальными экономическими процессами, безусловно, несет угрозу для государства и его экономической безопасности. Вместе с тем в российских условиях теневая экономика играет роль демпфера, смягчающего антагонистическое жесткое взаимодействие населения, предпринимательского сообщества с государственным аппаратом, социальная ориентированность которого выглядит оксимороном. В отсутствие данного смягчающего фактора нарушились бы социальная устойчивость и так сложно достигаемое неустойчивое экономическое равновесие внутри общества. В связи с этим можно отметить относительно негативные последствия возможной отмены таких специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства, как единый налог на вмененный доход (ЕНВД), упрощенная система налогообложения (УСН). Это и массовые протесты, общественные волнения, неповиновение решениям органам государственного управления. Как это было когда-то в начале XX века, когда массовые протесты угнетенных, малоимущих классов стали возможны в результате обнищания широких сло-

.01.2020. URL: https://tass.ru/obschestvo/7619871.

ев населения и значительного социального неравенства, что отчасти наблюдается и в современной России.

Теневая экономика, нелегальная миграция, теневой рынок основаны на устоявшихся за 28 лет неформальных институтах, функционирующих практически независимо от государства, обеспечивая, как это не казалось бы парадоксальным, стабильное существование самого государства. В этом заключается двойственный характер теневой экономики и связанной с ней нелегальной миграцией нелегальной рабочей силы. С одной стороны, они наносят вред государству, формируя независимую от него экономику, что снижает значимость и действенность механизма государственного управления и снижает социальный контроль со стороны государства. С другой - как было сказано выше, позволяют населению, многочисленной армии иностранной рабочей силы и субъектам малого предпринимательства существовать в условиях квазирыночной экономики и, мягко говоря, неэффективного государственного аппарата, предупреждая обострение антагонистических отношений между слоем государственной клептократии и остальным населением, которое может привести к слому государственного устройства. Поэтому логичным выглядит распространенное мнение экспертов о том, что «целесообразно расширять международное сотрудничество в области регулирования трудовой миграции. В ряде случаев возможно проведение государством процедуры легализации незаконных мигрантов, уже находящихся на его территории» [19, с. 17].

Результаты статистических исследований показали, что доля занятых в теневой экономике в России (а фактически нелегальной рабочей силы) «выросла в 2018 году и составила 20,1 % от общей численности занятых в возрасте 15 лет и старше (14,6 млн человек), свидетельствуют данные Росстата, опубликованные на этой неделе. В 2017 году доля неформальной занятости была меньше и составляла 19,8 % (или 14,3 млн человек) [23].

Росту теневой занятости и увеличению численности нелегальной рабочей силы способ-

6Показатели для оценки состояния экономической

ствует комплекс факторов, влияющих и на масштабы теневой экономики:

1) колоссальное социально-экономическое неравенство, растущее с каждым годом, и обостренное чувство социальной несправедливости у значительной по численности и экономически активной части населения;

2) очень низкий уровень доходов населения и средней заработной платы в стране, особенно в сравнении с экономически развитыми странами;

3) стремление экономически активного населения к более высокому уровню жизни, приближающимся к мировым стандартам;

4) нестабильные условия налогообложения;

5) коррупция в системе государственного управления, в министерстве внутренних дел;

6) структурная безработица и низкоэффективная занятость среди широких слоев экономически активного населения;

7) низкий уровень доверия населения к государственным институтам и неэффективные социальные функции государства.

Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» раскрывает основные вызовы и угрозы, стоящие перед страной, к которым относятся «недостаточно эффективное государственное управление, высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, значительная доля теневой экономики, усиление дифференциации населения по уровню доходов, недостаточность трудовых ресурсов»6. Вместе с тем следует заметить, что из всего количества представленных в документе показателей экономической безопасности, кроме показателя уровня преступности в экономической сфере, отсутствуют комплексные индикаторы, которые отражали бы величину теневого сектора экономики. К ним можно отнести уровень или индекс теневой экономики, нелегальной рабочей силы, долю теневой занятости, нелегальной миграции. Перечисленные же показатели не имеют пороговых значений, мониторинг которых позволил бы своевременно реагировать при достижении критических значений.

гасности России. URL: https://rosstat.gov.ru/econSafety.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теневая экономика, имея двойственную природу, нанося ущерб экономике государства, но сглаживая антагонизм между наиболее богатыми бенефициарами режима - крупными предпринимателями, чиновниками высшего эшелона всех ветвей власти и всем остальным населением создает в России уникальную ситуацию двойной экономической реальности, когда социально-экономические процессы идут в параллельных плоскостях, изредка пересекаясь. Интересным в связи с этим выглядит высказывание одного из зарубежных экспертов о том, что «теневая экономика является показателем серьезного дефицита легитимности правил, регулирующих официальную экономическую деятельность, и слабости общественного строя. Переход занятого населения в теневую экономику - важное средство обеспечения экономической и социальной свободы и ослабления досягаемости государства» [24]. С этим даже можно отчасти согласиться, поскольку стремление нелегальных работников скрыть свои доходы от налогообложения является своего рода протестом против существующего политического устройства и отсутствием полного согласия между обществом и государством.

В условиях наступления информационного общества ситуация может несколько трансформироваться, доступ к социальным электронным сетям и возможность создания персональных аккаунтов и видеоблогов позволит получать доход миллионам пользователей, большая часть которых станут резидентами теневой экономики. А вот развитие отраслей социальной сферы, других сфер, которые финансируются за счет государственного бюджета, будут испытывать все большие трудности из-за увеличения теневого сектора и сокращения поступлений от налогообложения. Таким образом, возможности для развития городской, транспортной, социальной инфраструктуры, а также для повышения качества жизни населения в целом снижается из-за ограничения возможностей развития указанных сфер.

Экономика страны в последние годы сталкивается с новыми угрозами: от растущей глобализации и конкуренции на мировых рынках до роста миграционных процессов, сопровождающихся нелегальной миграцией, увеличе-

нием доли нелегальной рабочей силы, пополняющей теневой рынок труда, увеличения оттока капитала за рубеж и падение инвестиций в развитие территорий. Это вызвано неэффективностью государственного управления, коррупционными проявлениями на всех его уровнях и почти во всех ведомствах. Нельзя не согласиться с мнением специалистов, что «только комплексный подход к решению проблемы миграции, повышение эффективности действующей системы управления миграционными процессами и будет способствовать обеспечению национальной безопасности страны» [25].

Теневая экономика в крупных масштабах не может существовать без попустительства и заинтересованности большого количества государственных чиновников высшего звена, получающих теневые доходы, что стимулирует население и предпринимателей к повышению нелегальной экономической активности.

Выводы

Повышение эффективности борьбы с теневой экономикой, нелегальной миграцией в целях усиления экономической безопасности требует модернизации системы государственного управления, реструктуризации экономики, искоренения коррупции и ее причин, создания подлинной экономической свободы для предпринимательства и самозанятости -предпосылки для необходимого стране экономического роста. Необходимо реформировать законодательную, исполнительную, судебную власть, а также существенно обновить кадровый состав правоохранительной системы. Эти меры создадут основу для снижения доли теневого сектора, а предприниматели и население поддержат такие преобразования в системе государственного управления, прекращая скрывать свои доходы от государства, позитивно оценив перенастройку государственного аппарата на подлинную социальную ориентированность.

Таким образом, модернизация государственного управления и ее реальные результаты позволят достичь достаточно быстро серьезного уменьшения доли теневого сектора экономики. Для этого первоочередными должны стать следующие направления.

1. Реформирование системы государственного управления с разработкой и реализацией современной методики оценки деятельности государственных служащих, масштабная кадровая реформа с существенным сокращением аппарата, упразднением ведомств, дублирующих одни и те же функции, создание механизма регулярного общественного контроля и внедрение норм личной ответственности руководителей подразделений и ведомств.

2. Провозглашение в деятельности государства принципа приоритетности расширенного воспроизводства населения, человеческих ресурсов, эффективной занятости, преследуя «социальный эффект, измеряемый не столько в стоимостном выражении, сколько в показателях качества жизни, социальной стабильно-

сти» [14, с. 102]. По сути, претворить в жизнь конституционную норму, гласящую о необходимости реализации политики, направленной на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.

3. Формирование современного механизма активизации экономической и предпринимательской деятельности населения с расширением спектра возможностей ее легализации. Механизм должен предполагать минимизацию участия государства в регулировании экономической деятельности участников рынка, совершенствование системы налогообложения, включая использование налоговых льгот с учетом инновационного характера, социального значения и конкурентоспособности создаваемой и реализуемой продукции и услуг.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Симонян Р.Х. (2019). Российско-евросою-зовское и российско-китайское приграничье: экономическое и демографическое измерение // Балтийский регион. Т. 11, № 3. С. 43-60.

2. Левшукова О.А., Петров Н.Р., Копнина А.И. (2019). Анализ масштабов развития теневой экономики в России // Вестник Академии знаний. № 32 (3).

3. Hoang Ha. (2020). The underground economy in transition countries from the perspective of globalization: The case of Vietnam, Amazonia investiga, vol. 9, no. 29 (May), pp. 234-242.

4. Medina, Leandro and Schneider, Friedrich G.

(2019). Shedding Light on the Shadow Economy: A Global Database and the Interaction with the Official One, CESifo Working Paper, no. 7981. Available at SSRN: URL: https://ssrn.com/abstract=3502028 (accessed 21.03.2021).

5. Перевезенцева Е.В. (2019). Теневой рынок труда России: оценка масштаба и сфера распространения // Вестник Московского университета МВД России. № 4. С. 253-256.

6.Anastasia S. Maksimova, Sergey V. Ryazant-sev, Artem S. Lukyanets, Evgeniya M. Moiseeva.

(2020). Methodological bases for assessing socio-demographic and migration consequences of man-made disasters, Amazonia investiga, vol. 9, no. 29 (May), pp. 213-223.

7. Смирнова В.А. (2009). Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности Рос-

сийской Федерации // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. № 4. С. 92-98.

8. Козаков Е.М., Акьюлов Р.И., Берднико-ва А.Ю. Применение эконометрических методов при исследовании экономико-демографического развития территории // Известия УрГЭУ. 2009. № 1 (23). С. 81-85.

9. Andrey V. Rybakov, Daniil A. Kvon. (2019). Migratory crisis in the European Union: origin, characteristics and measures for countering it, Amazonia investiga, vol. 8, no. 21. pp. 14-22.

10. Дубонос С.М., Ковалёв А.А. Сороко-лет Д.А., Алпатиков В.В. (2016). Незаконная миграция как угроза национальной безопасности РФ и странам СНГ // Молодой учёный. № 13 (117). С. 628-630.

11. Барсукова С.Ю. (2000). Теневой и фиктивный рынки труда в современной России // Pro et Contra. Т. 5. № 1. С. 174-194.

12. Рязанцев С.В., Очирова Г.Н. (2021). Методы борьбы с незаконной иммиграцией (опыт США, Евросоюза и России) // Полис. Политические исследования. № 2. С. 46-63.

13. Михлин А.А. (2017). Нелегальная миграция: вызовы и угрозы безопасности на европейском континенте//Военная мысль. № 11. С. 5-15.

14. Акьюлов Р.И. (2012). Социально-экономические критерии и показатели воспроизвод-

ства человеческих ресурсов региона // Вопросы управления. № 4 (21). С. 102-105.

15. Власов И.С., Голованова Н.А., Артемов В.Ю. (2012). Миграция и преступность: сравнительноправовой анализ : Монография. М. : Институт законодательства и сравнительного анализа при Правительстве Российской Федерации ; «Контракт». 496 с.

16. Джафаров С.А. (2007). Национальная безопасность России (аспекты: гражданство, иностранцы, транснациональная незаконная миграция). М.: ЦТМ-Пресс. 599 с.

17. Флоринская Ю.Ф., Мкртчян Н.В., Мале-ва Т.М., Кириллова М.К. (2015). Миграция и рынок труда : Монография. М.: Дело. 108 с.

18. Метелев С.Е. (2015). Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России : Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 177 с.

19. Подшивалов В.Е. (2004). Международно-правовые проблемы предупреждения и пресечения незаконной миграции. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Санкт-Петербургский государственный университет. 25 с.

20. Michele Vespe, Fabrizio Natale and Luca Pap-palardo. (2017). Data sets on irregular migration and irregular migrants in the European Union, Migration policy practice, vol. VII, no. 2, April-September, pp. 26-33. URL: http://www.eurasylum.org/wp-

content/uploads/2017/08/MPP-30.pdf (accessed 19.03.2021).

21. Старостина Ю., Соболев С. ФСБ впервые за 20 лет раскрыла число приехавших работать иностранцев // Деловая газета РБК. URL: https: //www.rbc.ru/economics/16/08/2019/5d5560979a 7947af4fa8a883 (дата обращения: 09.04.2021).

22. Широкова О.В., Королькова А.А. (2017). Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности России // Россия: тенденции и перспективы развития. № 12-2. URL: https://cyberl eninka.ru/article/n/nelegalnaya- migratsiya- kak-ugroza-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii (дата обращения: 29.03.2021).

23. Фейнберг А. В России выросла неформальная занятость // Росбизнесконсалтинг. URL: https://www.rbc.ru/economics/27/03/2019/ 5c9a3ea19a7947d947c377c5 (дата обращения: 08.04.2021).

24. Enste D. (2018). The shadow economy in industrial countries, IZA World of Labor, p. 127. URL: https://wol.iza.org/articles/shadow-economy-in-industrial-countries/long (accessed 03.04.2021). DOI: 10.15185/izawol.127.v2.

25. Резник Г.А., Амирова Д.Р. (2016). Миграция как угроза национальной безопасности страны: международные и национальные аспекты // Интернет-журнал «Науковедение». Т. 8. № 6. С. 1-8. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/82EV N616.pdf (дата обращения: 20.03.2021).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Акьюлов Роберт Ишкалеевич - доктор экономических наук, профессор; Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66); [email protected].

THE ISSUE OF REGULATING ILLEGAL MIGRATION IN RUSSIA

R.I. Akyulov7a

"Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

ABSTRACT:

The article examines the nature and scale of the impact of illegal migration, which is part of the shadow economy, on the economic security of the country; it substantiates the thesis that the scope and degree of illegal migration affects the economy of the regions. The level of illegal migration is not decreasing. Moreover, there are difficulties both in defining this concept and in the legal assessment of these processes, because of inclusion in this concept of internal labor migration associated with shadow employment. The illegitimate nature of illegal migration is caused not only by its connection with shadow employment and

7RSCIAuthorID: 256795

tax evasion, but also with its influence on the growth of corrupt circulation of money and other material resources, fraud and other types of crimes. The concept of "illegal migration" is studied in detail, the author offers interpretations both in a broad and a narrow sense. The concept of "residents of the shadow economy" is proposed.

An increasing part of the economically active population is involved in illegal activities that are not controlled by the state. These are people employed part-time or full-time in the shadow sector of the economy. The subject of this study is illegal migration and informal economic activity, both of labor migrants and the residents, which contributes to the increase in the scale of the shadow economy and the growth of its negative impact on the economic security of Russian regions. This paper presents a typology of illegal migration, shadow economic activity, and indicates the degree and nature of its impact on the security of regions and the country. The article analyzes the reasons for the progressive growth of the shadow economy and its accompanying phenomena. It studies the emergence and development of new economically active groups, new types of economic activities and profitable spheres that bring no income to the state, but form and increase the turnover of capital without the control of the state. The research evaluates new types of economic activity in the social and labor sphere, and considers the likelihood of an increase in the shadow sector due to the entry of new economic entities into it. Besides, it develops a system of measures to prevent the increase of illegal migration and the development of the shadow economy and to reduce their impact on national security.

Purpose: to analyze the impact of illegal migration on the country's economy and to develop measures to reduce its impact and strengthen the national security.

Methods: statistical analysis, content analysis of websites and publications, systematization and generalization of data obtained as a result of research.

Results: the etiology, mechanism and driving factors of illegal migration are analyzed, its dynamics in Russia at the present time are considered, the role of illegal migration in the development of the shadow economy is justified, and a mechanism for minimizing its negative impact on the economy of the host country is developed.

Scientific novelty: a new interpretation of the notion "illegal migration" is given; the concept of "illegal labor" is introduced; the factors contributing to the development of illegal migration and the shadow economy are examined; the measures aimed at reducing illegal migration and improving economic stability are provided.

KEYWORDS: shadow economy, illegal migration, shadow employment, illegal labor, specific forms of social and labor relations, illegal employees, national security.

FOR CITATION: Akyulov R.I. (2021). The issue of regulating illegal migration in Russia, Management Issues, no. 5, pp. 65-78.

REFERENCES

1. Simonyan R.Kh. (2019). Russian-European and Russian-Chinese border region: Economic and demographic measurement, Baltic region, vol. 11, no. 3, pp. 43-60.

2. Levshukova O.A., Petrov N.R., Copnina A.I. (2019). Analysis of the development of the shadow economy in Russia, Bulletin of the Academy ofKnowl-edge, no. 32 (3).

3. Hoang Ha. (2020). The underground economy in transition countries from the perspective of globalization: The case of Vietnam, Amazonia investiga, vol. 9, no. 29 (May), pp. 234-242.

4. Medina, Leandro and Schneider, Friedrich G.

(2019). Shedding Light on the Shadow Economy: A Global Database and the Interaction with the Official One, CESifo Working Paper, no. 7981. Available at SSRN: URL: https://ssrn.com/abstract=3502028 (accessed 21.03.2021).

5. Perevezentseva E.V. (2019). Shadow labor market of Russia: assessment of scale and sphere of distribution, Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, no. 4, pp. 253-256.

6. Anastasia S. Maksimova, Sergey V. Ryazant-sev, Artem S. Lukyanets, Evgeniya M. Moiseeva.

(2020). Methodological bases for assessing socio-

demographic and migration consequences of man-made disasters, Amazonia investiga, vol. 9, no. 29 (May), pp. 213-223.

7. Smirnova V.A. (2009). Illegal migration as a threat to the national security of the Russian Federation, Bulletin of the Economic Security Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, no. 4, pp. 92-98.

8. Kozakov E.M., Akyulov R.I., Berdnikova A.Yu. (2009). The use of econometric methods in the study of the economic and demographic development of the territory, Izvestia UrGEU, no. 1 (23), pp. 81-85.

9. Andrey V. Rybakov, Daniil A. Kvon. (2019). Migratory crisis in the European Union: origin, characteristics and measures for countering it, Amazonia investiga, vol. 8, no. 21. pp. 14-22.

10. Dubonos S.M., Kovalyov A.A., Soroko-let D.A., Alpatikov VV. (2016). Illegal migration as a threat to national security of the Russian Federation and the CIS countries, Young scientist, no. 13 (117), pp. 628-630.

11. Barsukova S.Yu. (2000). Shadow and fictitious labor markets in modern Russia, Pro et Contra, vol. 5, no. 1, pp. 174-194.

12. Ryazantsev S.V., Ochirova G.N. (2021). Methods of combatting illegal immigration (experience of the USA, European Union and Russia), Polis. Political research, no. 2, pp. 46-63.

13. Mikhlin A.A. (2017). Illegal migration: challenges and threats to safety on the European continent, Military thought, no. 11, pp. 5-15.

14. Akyulov R.I. (2012). Socio-economic criteria and indicators of reproduction of human resources ofthe region, Management issues, no.4 (21),pp. 102105.

15. Vlasov I.S., Golovanova N.A., Artemov VYu. (2012). Migration and crime: Comparative analysis. Monograph. Moscow: Institute of Legislation and Comparative Analysis under the Government of the Russian Federation; Kontrakt. 496 p.

16. Dzhafarov S.A. (2007). National Security of Russia (aspects: citizenship, foreigners, transnational illegal migration). Moscow: CTM-Press. 599 p.

17. Florinskaya Yu.F., Mkrtchyan N.V., Mal-

eva T.M., Kirillova M.K. (2015). Migration and labor market. Monograph. Moscow: Delo. 108 p.

18. Metelev S.E. (2015). International labor migration and illegal migration in Russia. Monograph. Moscow: UNITI-DANA. 177 p.

19. Podshivalov V.E. (2004). International legal problems of prevention and suppression of illegal migration. Abstract of Ph. D. thesis. St. Petersburg State University. 25 p.

20. Michele Vespe, Fabrizio Natale and Luca Pap-palardo. (2017). Data sets on irregular migration and irregular migrants in the European Union, Migration policy practice, vol. VII, no. 2, April-September, pp. 26-33. URL: http://www.eurasylum.org/wp-content/uploads/2017/08/MPP-30.pdf (accessed 19.03.2021).

21. StarostinaYu., SobolevS. FSB for the first time in 20 years disclosed the number of foreigners who came to work, Business newspaper RBC. URL: https: //www.rbc.ru/economics/16/08/2019/5d5560979a 7947af4fa8a883 (accessed 09.04.2021).

22. Shirokova O.V., Korolkova A.A. (2017). Illegal migration as a threat to national security of Russia, Russia: trends and development prospects, no. 122. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZnele galnaya-migratsiya-kak-ugroza-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii (accessed 29.03.2021).

23. Fainberg A. In Russia, informal employment increased, RosbusinessConsulting. URL: https://ww w.rbc.ru/economics/27/03/2019/5c9a3ea19a7947 d947c377c5 (accessed 08.04.2021).

24. Enste D. (2018). The shadow economy in industrial countries, IZA World of Labor, p. 127. URL: https://wol.iza.org/articles/shadow-economy-in-industrial-countries/long (accessed 03.04.2021). DOI: 10.15185/izawol.127.v2.

25. Reznik G.A., Amirova D.R. (2016). Migration as a threat to national security of the country: international and national aspects, Online journal "Science studies", vol. 8, no. 6, pp. 1-8. URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/82EVN616.pdf (accessed 20.03.2021).

AUTHORS' INFORMATION:

Robert I. Akyulov - Advanced Doctor in Economic Sciences, Full Professor; Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (66, 8 Marta St., Ekaterinburg, 620144, Russia); [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.