Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ДАГЕСТАНА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД'

К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ДАГЕСТАНА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / ДАГЕСТАН / DAGESTAN / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / ПРИВАТИЗАЦИЯ / PRIVATIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болохина Н.И., Омаров А.И.

В статье рассматриваются актуальные проблемы реформирования сельского хозяйства и приватизации государственного и муниципального имущества в Республике Дагестан. Показана современная модернизационная политика, осуществляемая на основе инновационных преобразований экономики и эффективных инвестиций.The article investigates the problem of reforming the agriculture and privatizing the national and municipal property in Dagestan. It illustrates the up-to-date modernizing policy pursued on the basis of innovatory reorganizations of economic and effective investments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ДАГЕСТАНА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД»

УДК 94(470.6):33

Н.И. Болохина, А.И. Омаров

К вопросу о реформировании и модернизации экономики Дагестана

в современный период

Дагестанский государственный университет; ist.dag@mail.ru

В статье рассматриваются актуальные проблемы реформирования сельского хозяйства и приватизации государственного и муниципального имущества в Республике Дагестан. Показана современная мо-дернизационная политика, осуществляемая на основе инновационных преобразований экономики и эффективных инвестиций.

Ключевые слова: модернизация, экономика, Дагестан, сельское хозяйство, приватизация.

The article investigates the problem of reforming the agriculture and privatizing the national and municipal property in Dagestan. It illustrates the up-to-date modernizing policy pursued on the basis of innovatory reorganizations of economic and effective investments.

Keywords: modernization, economics, Dagestan, agriculture, privatization.

В условиях современной экономики Дагестан рассматривается как регион в составе РФ, располагающий модернизационным потенциалом для реализации инновационных преобразований и повышения эффективности инвестиционного развития республики, что определяет актуальность данной статьи. В результате перехода от прежней, социалистической, системы социально-экономических отношений и реформирования сельского хозяйства, а также проведения приватизации государственной и муниципальной собственности появились возможности обеспечить структурную перестройку экономики, позволяющую расширить выпуск конкурентоспособной продукции и гармонично войти в экономику страны, но уже на новом уровне развития. В статье представлен материал, извлеченный из текущих архивов Министерства экономики, Министерства сельского хозяйства, Комитета государственной статистики и других органов исполнительной власти РД.

В 90-е гг. ХХ столетия социалистическая система, просуществовавшая более 70 лет, рухнула. Советский Союз перестал существовать, в стране начались рыночные преобразования. Реформирование произошло во всех сферах жизни, и прежде всего в экономике. Аграрные преобразования в стране начались в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлением правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» [1, с. 35-41], на основании которых Совет Министров Республики Дагестан принял постановление «Неотложные меры о порядке реорганизации колхозов и совхозов» [2] от 20 февраля 1994 г., согласно которому был установлен перечень убыточных и низкорентабельных хозяйств, подлежащих реформированию в первоочередном порядке. Вместе с тем определялись колхозы и совхозы, в которых сложились крупные специализированные хозяйства, сохраняющие прежнее состояние. Согласно постановлению колхозы и совхозы Дагестана в годичный срок должны были определить свой новый статус и реорганизоваться в акционерные общества, ассоциации крестьянских хозяйств, кооперативы и другие формы сельхозпредприятий.

Для осуществления аграрных преобразований в Республике Дагестан была создана комиссия по закреплению земель из числа представителей местных органов власти, администраций, трудовых коллективов, которые разграничили землю, находившуюся

раньше в пользовании колхозов и совхозов, на государственную и землю, переданную гражданам в индивидуальное пожизненно наследуемое долевое владение. В каждом хозяйстве был установлен земляной пай. Основные и оборотные средства составили общую собственность, были поделены на имущественные паи и распределены между бывшими колхозниками и рабочими совхозов. Владельцы этих паев могли их внести в качестве учредительных взносов во вновь создаваемые товарищества, акционерные общества или кооперативы.

Реформирование аграрного сектора в республике происходило в условиях жесточайшего кризиса. Аграрный сектор республики попал в тиски ценового диспаритета, сложившегося между промышленностью и сельским хозяйством, лишился прежних объемов господдержки, потерял прежние каналы сбыта продукции, поэтому трансформация сельхозпредприятий в полноценные рыночные субъекты происходила крайне медленно и противоречиво.

Сельское население не верило в эффективность проводившихся реформ, рассчитывало на собственные силы, поэтому преимущественное развитие сохранили личные подсобные хозяйства сельчан. На сегодняшний день сельскохозяйственные предприятия в республике составляют 651 единицу, из которых открытых акционерных обществ - 3; закрытых акционерных обществ - 7; обществ с ограниченной ответственностью - 24; сельхозкооперативов - 432; коллективных предприятий - 18; государственных предприятий - 64; прочих - 136. При этом в Дагестане зарегистрировано 43 684 фермерских хозяйства, из которых фактически работают 11 700. Личные подсобные хозяйства в 2011 г. произвели 80,1 % валовой сельхозпродукции, 9,1 % - фермерские хозяйства, 10,8 % - сельхозпредприятия. Лидерами в производстве картофеля (96,2 %), овощей (94,9 %), плодов (85,4 %) остаются личные подсобные хозяйства. Сельхозпредприятия преуспевают в производстве зерна (47,4 %) и винограда (55,2 %). В личных хозяйствах населения сосредоточено преимущественно производство мяса, молока, шерсти [3, с. 11-15].

В 90-е годы ХХ в. в России начался процесс разгосударствления собственности, когда в условиях централизованного управления экономикой стали создаваться кооперативы, осуществляться аренда части госсобственности. В 1992 г. был принят Закон о приватизации, в соответствии с которым была разработана программа приватизации, утвержденная в июне 1992 г. [4, с. 8]. В ней предусматривались различные способы приватизации: продажа акций, продажа предприятий на открытых аукционах, коммерческих конкурсах, инвестиционных торгах, выкуп арендного имущества. Выкуп государственной, республиканской и муниципальной собственности в 1992-1994 гг. по всей России происходил за счет ценной бумаги, каковой являлся ваучер. На момент приватизации стоимость подлежащего к приватизации государственного и муниципального имущества составляла в России 1120 млрд. руб., а в Дагестане - 5,1 млрд. руб., соответственно реальный курс приватизационного чека - 7,5 и 2,8 тыс. руб. [5, с. 64].

В процессе приватизации в Республике Дагестан с 1993 по 1995 г., по данным Фонда имущества РД были приватизированы 727 предприятий, в том числе такие предприятия-гиганты с закреплением за федеральным правительством пакета акций; как: КЭМЗ (25,5 %), Даггаз (52,4 %), Буйнакский агрегатный завод (25,5 %), «Сапфир» (38 %), Каспийский завод точной механики (28 %), Дагдизель (38 %), Дагнефть (38 %), Эльдаг (38 %), Дагэлектросетьстрой (25,5 %), Дагсвязьинформ (38 %) [5, с. 64].

Цели реформы были достигнуты частично, так как на ваучерном этапе приватизации не было создано совершенной законодательной базы, что позволило госчиновникам передать государственное имущество коммерческим структурам, малым и крупным фирмам за бесценок. Были допущены нарушения в проведении аукционов и ком-

мерческих конкурсов и т. д. в 1994-2000 гг. происходил новый этап в приватизации, который называют денежным, когда выручка от реализации госсобственности стала основной целью. С развитием фондового рынка произошел процесс перераспределения ранее приватизированной собственности, при этом вытеснялись мелкие держатели акций, что привело к формированию частной собственности. На этом этапе была достигнута главная политическая цель реформирования - невозможность возврата к прежней экономико-хозяйственной системе. Вместе с тем не была решена задача, поставленная в начале реформирования, - обеспечить населению относительно равный доступ к приватизируемым объектам собственности. Вместо предполагаемых миллионнов собственников были созданы сотни миллионеров и миллиардеров и основная масса малообеспеченного населения.

В первые десятилетия XXI века в России и Дагестане как субъекте РФ осуществляется модернизационная политика как высшая составляющая часть всего экономического развития страны в пореформенный период. В Послании Федеральному собранию Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности» [6].

Руководство Республики Дагестан неоднократно заявляло о необходимости в условиях модернизации осуществлять инновационные преобразования экономики и повышение эффективности инвестиционного развития, создания благоприятного инновационно-инвестиционного климата. Эта задача является одной из приоритетных и направлена на превращение России в технологически динамичную страну, способную разрабатывать, производить и применять высокие технологии для производства конкурентоспособных товаров и услуг. Инновационное развитие России невозможно без крупномасштабных преобразований во всех регионах РФ и в том числе в Дагестане.

Для осуществления этих целей в РД имеется определенный инновационный потенциал в виде научных и образовательных учреждений, исследовательских институтов, инновационных предприятий. В промышленности, а также социальной сфере реализуются инвестиционные проекты, направленные на внедрение наукоемких технологий, создание инновационной инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата. В РД принят Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан» [7], где определены формы государственной поддержки, среди которых льготное налогообложение, предоставление инвестору кредита и т. д.

В республике созданы Залоговый фонд РД и Инвестиционный земельный фонд, сформирован реестр из 73 инвестиционных проектов на общую сумму 208 млрд руб., из которых 25 получили статус приоритетного инвестиционного проекта. Одной из важнейших задач является привлечение в экономику РД отечественного и иностранного капитала, передовых технологий и техник, частных и внебюджетных инвестиций.

В рамках реализации механизма частно-государственного партнерства в республике продолжается работа по созданию 7 инвестиционных площадок промышленно-производственного и туристско-рекреационного типа. На территории этих площадок за счет средств инвесторов проводится строительство двух стекольных заводов, Гоцат-линской ГЭС, горнолыжного курорта «Чиндирчеро» и др. В 2011 г. одобрены 5 инвестиционных проектов от РД на получение государственных гарантий Российской Федерации на сумму 20,9 млрд. руб. В рамках инвестиционных проектов проведена модернизация производства ОАО «Концерн КЭМЗ», ОАО «Дагфос», ОАО «Завод Дагди-зель».

Важным фактором экономического взаимодействия России и Дагестана, а также внедрения инноваций и привлечения инвесторов в республику является регулярное проведение специализированных выставок с участием товаропроизводителей из других регионов России и Ближнего Зарубежья. Выставочно-ярмарочная и презентационная деятельность является одной из эффективных форм расширения деловых контактов, продвижения дагестанской продукции на внешний рынок, стимулирования роста розничной торговли и привлечения инвестиций. В марте 2011 г. в Махачкале прошла VIII межрегиональная выставка «Деловой Дагестан - 2011». На выставке традиционно были представлены важнейшие отрасли народно-хозяйственного комплекса республики, в т. ч. «Телекоммуникации», «Транспорт», «Банковское дело», «Строительство». В том же году проводилась V Республиканская специализированная выставка «Госзаказ-2011» [8]. В июне 2011 г. в Махачкале прошла выставка «Золото России», в которой приняли участие 60 регионов России, государств Ближнего и Дальнего Зарубежья, в т. ч. крупнейшие ювелирные компании - «Адамас», «Алмаз-Холдинг» и ряд ювелирных компаний и заводов из Костромы, Петербурга, Якутии. В числе зарубежных компаний были Польша, Тайвань, Азербайджан, Казахстан. Выставки - «Ярмарка-2011», «Дагпродэкспо-2011», предновогодняя ярмарка предоставляют широкие возможности для конструктивного сотрудничества власти и бизнеса, способствуют созданию режима благоприятствования для дагестанских предпринимателей в регионах России.

Дагестан нередко выступает в роли посредника в развитии торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ и другими иностранными государствами. Дагестанская делегация ежегодно принимает участие в работе Межправительственной комиссии по вопросам приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, а также в международных форумах, выставках-ярмарках, семинарах, проходящих в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Ростове и других городах. В июле 2011 г. в Махачкале прошел Дагестанский экономический форум-2011, в котором приняли участие представители Правительства РФ, Федерального собрания РФ, международного и российского экспертного сообщества, главы субъектов РФ и руководители крупных компаний.

Новая экономическая ситуация и необходимость динамичного развития республики требуют обеспечения внешней привлекательности региона в связи с чем обсуждались новые социально-экономические инициативы и инновационные проекты. Деятельность в этой сфере способствует расширению экономического, торгового, инвестиционного сотрудничества с субъектами РФ, странами СНГ, странами Дальнего Зарубежья, продвижению дагестанских товаров, услуг и рабочей силы на новые рынки. В стратегическом плане Дагестан стремится к повышению доли собственной продукции и услуг, в первую очередь, туристских, в экономике России и стран СНГ. Взаимное партнерство развивается благодаря крупнейшим участникам торгово-экономических связей, среди которых: ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт», ЗАО «Каспий I», «РИО», ООО «Набат», ООО «Транстехсервис», ООО «Сулак», ООО «Элит», ООО «Фруктово-овощной мир» [7].

РД в настоящее время успешно продвигает на внутрироссийский рынок нефть и продукты ее перегонки, рыбу, мясо, овощи, фрукты, орехи, алкогольные и безалкогольные напитки, масличные семена, лекарственные растения, насосы, запасные части для самолетов древесину и изделия из нее. В структуре экспорта дагестанских товаров основную долю занимают сырьевые составляющие.

РФ способствует модернизационным процессам Дагестана и в социальной сфере. По российскому проекту «Модернизация здравоохранения Республики Дагестан на 2011-2012 гг. [9]» были отремонтированы и оборудованы новейшей медтехникой

больницы и поликлиники республики, 117 врачей завершили профессиональную переподготовку в крупных медицинских центрах РФ. Профессиональную переподготовку прошли 13 работников ОАО «Концерн КЭМЗ», 104 работника ООО «Дагестан-Стеклотара», 10 работников ОАО «Хасавюртовского приборостроительного завода, 3 работника ОАО «М-Каспий» в российских и зарубежных образовательных учреждениях.

Законом РД от 15 июля 2011 г. № 38 утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2015 г., в которой сформулированы и проанализированы проблемы, стоящие перед республикой, и определены приоритеты долгосрочного развития, направленые на модернизацию и структурную перестройку экономики республики. Одним из мероприятий плана на ближайшие годы является Стратегия социально-экономического развития пяти территориальных зон (Северный Дагестан, Центральный Дагестан, Горный Дагестан, Прибрежный Дагестан, г. Махачкала), на основе которых будут разработаны Программы экономического и социального развития муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, которые придадут импульс дальнейшему развитию.

В настоящее время необходимость укрепления потенциала дагестанской экономики, ее модернизация, развитие ресурсной базы и инфраструктуры требуют значительных финансовых вливаний. В связи с этим необходимо создание единой республиканской инвестиционной структуры, чтобы консолидировать все ресурсы для обеспечения устойчивого экономического роста. Следует отметить, что сегодня бюджетные средства являются практически единственным источником финансирования капитальных затрат. Малая доля внебюджетных средств является ограничивающим фактором в модер-низационном процессе. Руководству РД, министерствам, предприятиям следует создавать обстановку благоприятного инвестиционного климата для привлечения в экономику отечественного и иностранного капитала, определить формы государственной поддержки инвестиционной деятельности в республике.

Литература

1. Экономическая реформа и рыночные отношения в агропромышленном комплексе. Нормативные документы. - М., 1992.

2. За сельскохозяйственные кадры. - 1994. - Февраль.

3. Сельское хозяйство Дагестана в 2011 г. - Махачкала, 2001.

4. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России. Сб. документов. - М.: Республика, 1992.

5. Абдулманапов С.Г. Трансформация собственности в регионе. - Махачкала, 2004.

6. http://www.kremlin.ru/news/14088

7. Текущий архив Министерства экономики РД.

8. Дагестанская правда. - 2011. - Март.

9. www.mzrd.ru/modernizaciya/poloj enie-04-08-338. doc

Поступила в редакцию 27 ноября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.