Научная статья на тему 'Проблемы развития и механизм приватизации государственных унитарных предприятий виноградарско-винодельческого комплекса'

Проблемы развития и механизм приватизации государственных унитарных предприятий виноградарско-винодельческого комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ / PRIVATIZATION / МЕХАНИЗМ ПРИВАТИЗАЦИИ / THE PRIVATISATION MECHANISM / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / STATE UNITARY ENTERPRISE / ВИНОГРАДАРСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ ВТОРИЧНОГО ВИНОДЕЛИЯ / THE ENTERPRISE OF SECONDARY WINEMAKING / ВИНОГРАДАРСКОЕ THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедуев Абас Шапиевич

Рассматриваются проблемы и предлагается механизм приватизации государственных унитарных предприятий виноградарско-винодельческого комплекса Республики Дагестан. Раскрыты проблемы развития виноградарства, обоснованы методологические основы и способы приватизации унитарных предприятий виноградарства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT AND THE MECHANISM OF PRIVATIZATION OF THE STATE UNITARY ENTERPRISES OF THE VINOGRADARSKO-VINODELCHESKY COMPLEX

VINOGRADARSKO-VINODELCHESKY COMPLEX Problems are considered and the privatisation mechanism go-sudarstvennyh the unitary enterprises vinogradarsko-vinodelcheskogo the Republic Dagestan complex is offered. Development problems vinogradarstva are opened, methodological bases and ways of privatisation of the unitary enterprises of wine growing are proved.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития и механизм приватизации государственных унитарных предприятий виноградарско-винодельческого комплекса»

АХМЕДУЕВ А.Ш.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И МЕХАНИЗМ ПРИВАТИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ВИНОГРАДАРСКО-ВИНОДЕЛЬЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Рассматриваются проблемы и предлагается механизм приватизации государственных унитарных предприятий виноградарско-винодельческого комплекса Республики Дагестан. Раскрыты проблемы развития виноградарства, обоснованы методологические основы и способы приватизации унитарных предприятий виноградарства.

AHMEDUEV А.Ш.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT AND THE MECHANISM OF PRIVATIZATION OF THE STATE UNITARY ENTERPRISES OF THE VINOGRADARSKO-VINODELCHESKY COMPLEX

Problems are considered and the privatisation mechanism go-sudarstvennyh the unitary enterprises vinogradarsko-vinodelcheskogo the Republic Dagestan complex is offered. Development problems vinogradarstva are opened, methodological bases and ways of privatisation of the unitary enterprises of wine growing are proved.

Ключевые слова: Разгосударствление, механизм приватизации, государственное унитарное предприятие, виноградарское предприятие, предприятие вторичного виноделия.

Keywords: Privatization, the privatisation mechanism, the state unitary enterprise, виноградарское the enterprise, the enterprise of secondary winemaking.

1. Проблемы развития виноградарства в Дагестане.

Виноградарство является одной из перспективных и приоритетных подотраслей сельского хозяйства Республики Дагестан. Оно играет важную роль в увеличении общего объема валовой продукции сельского хозяйства, обеспечении потребности населения в столовых сортах винограда, а винодельческой промышленности - в сырье. Виноградарство и связанное с ним виноделие образуют солидную статью доходов бюджетной системы. Существенное значение развитие виноградарства имеет для обеспечения занятости и повышения уровня жизни значительной части сельского населения.

В республике имеются все условия для развития виноградарства - природные и трудовые ресурсы, многовековой опыт, инновационный потенциал, неограниченный спрос. Достаточно сказать, что в настоящее время в Дагестане сосредоточено 37% виноградных плантаций и 38% валового сбора винограда страны [1, с. 50-51]. По объему производства плодов и ягод республика занимает пятое место среди регионов России.

О реальном потенциале развития виноградарства в Дагестане говорит то, что в 1984 г. площадь виноградных плантаций составляла 71 тыс.га, а валовой сбор винограда достиг 384 тыс. тонн. С 1985 г. начался развал, и до сего времени (26 лет) продолжается кризис виноградарства. В 2009 г. площадь виноградников составляла 22,7 тыс. га (32% к 1984 г.), а валовой сбор винограда - 114,4 тыс. тонн (29,8% к 1984 г.).

Правительство Республики Дагестан пытается возродить виноградарскую подотрасль. Развитие виноградарства было одной из приоритетных направлений по Программе экономического и социального развития Республики Дагестан до 2010 года. Была принята целевая Программа развития виноградарства и виноделия Республики Дагестан на 2001-2006 годы. Не дожидаясь ее полной реализации, принята Программа развития виноградарства и виноделия в Республике Дагестан на 2005-2010 годы. Принята Республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, которая предусматривает закладку за 5 лет 23,9 тыс. га новых виноградников.

Однако эти программы в полной мере не выполняются из-за отсутствия четкого механизма реализации и недостатка ресурсного обеспечения. Как видно из таблицы 1, по Программе экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года мероприятия по развитию виноградарства и виноделия за 2004-2007 г. из всех источников в целом были профинансированы только на 58,0%, в том числе из республиканского бюджета лишь на 50,7%.

Такая же картина наблюдается и в последующие годы. Республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы на комплекс мер по развитию виноградарства предусматривала на 2008 г. 119,0 млн. руб., а фактически выделено 46,2 млн.руб. (38,8%), на 2009 г. по программе намечено 131,5 млн.руб., фактически профинансировано 9,5 млн. руб. (7,2%), на 2010 г. по программе планируется 146,5 млн. руб., а в республиканском бюджете предусмотрено 39,7 млн. руб. (27,1%). Нет также уверенности в том, что утвержденные в бюджете объемы финансирования фактически будут выделены.

Так, в 2008 г. в республиканском бюджете на реализацию республиканской целевой программы «Развитие виноградарства и виноделия Республики Дагестан на 2005-2010 годы» было предусмотрено 107,5 млн. руб., фактически было выделено 46,2 млн. руб. (43%), а в 2009 г. вместо намеченных в бюджете 63,5 млн.руб. профинансировано всего лишь 9,5 млн. руб. (15%).

Именно такая непредсказуемая политика приводит к тому, что одна из важнейших подотраслей сельского хозяйства практически топчется на месте. За 9 лет (2001-2009 гг.) общая площадь виноградников увеличилась всего на 5,7 тыс. га (с 17,0 тыс. га в 2000 г. до 22,7 тыс.га в 2009 г.), а валовой сбор винограда вырос на 56,4 тыс. тонн. (с 58 тыс.тонн. в 2000 г. до 114,4 тыс.тонн. в 2009 г.). При таких темпах развития республика достигнет уровня

1984 г. по площади виноградников через 77 лет, (т.е. к 2086 г.), а по валовому сбору винограда - через 43 года, т.е. к 2052 г.

Таблица 1.

Объемы и источники финансирования на развитие виноградарства и виноделия по Программе экономического и социального развития Республики Даге-

стан на период до 2010 года, за 2004-2007 годы, млн. руб.

Источники

Федеральный бюджет Республиканский бюджет Негосударственные средства Всего

2004 г. по программе 20 100 200 320

фактически 30 100 167 297

% 150,0 100,0 83,5 92,8

2005 г. по программе 20 300 210 530

фактически 64 200 141 450

% 320,0 66,7 67,1 76,4

2006 г. по программе 20 375 230 625

фактически 50 175 143 368

% 250,0 46,7 62,2 58,9

2007 г. по программе 20 370 250 640

фактически 51 105 - 156

% 255,0 28,4 0,0 24,4

Итого за 2004-2007 гг. по программе 80 1145 890 2115

фактически 195 580 451 1226

% 243,8 50,7 50,7 58,0

Вышесказанное подводит к выводу, что без кардинальных структурных реформ и полной модернизации одними программными пожеланиями возродить виноградарство и виноделие в Дагестане невозможно. Основным тормозом здесь являются: во-первых, отсутствие хозяина земли и виноградников, отсюда - заинтересованности виноградарей; во-вторых, монополизм и диктат перерабатывающих предприятий, принудительно скупающих практически весь урожай винограда по заниженной цене. Так, реализационная цена одного килограмма винограда в сельхозорганизациях республики в 2008 г. соста-вила11,1 руб., что ниже, чем в сельхозорганизациях Краснодарского края на 50,5% [1, с. 52].

Единственным реальным средством преодоления этих препятствий на пути развития виноградарства, на наш взгляд, является разгосударствление (приватизация) предприятий виноградарско-винодельческого комплекса. Прежде всего системные преобразования, по нашему мнению, нужно осуществить на предприятиях, подведомственных Комитету по виноградарству и регулированию алкогольного рынка Республики Дагестан (Комитет «Дагви-но»).

2. Методологические основы приватизации.

В настоящее время все предприятия, подведомственные Комитету «Дагвино», являются государственными унитарными предприятиями (ГУП) и находятся в республиканской собственности. Приватизация предприятий виноградарско-винодельческого комплекса ранее не производилась. Это, прежде всего, связано с исключительной сложностью проблемы и отсутстви-

ем серьезного научного обоснования форм и методов приватизации, учитывающих современное состояние и специфику этих предприятий.

Прежде всего надо исходить из того, что разгосударствление собственности и изменение организационно-правовых форм предприятий виногра-дарско-винодельческого комплекса в условиях формирующейся многоукладной экономики объективно необходимо.

Во-первых, Федеральный Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161 - ФЗ предусматривает создание и функционирование государственных унитарных предприятий лишь в ограниченных сферах для производства продукции и научно-технической деятельности исключительно в целях обеспечения безопасности Российской Федерации. Постановлением Правительства РД от 29.08.2000 г. № 157 также было определено, что государственные унитарные предприятия создаются и действуют исключительно в тех случаях, когда возложенные на них функции не могут быть осуществлены хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы. Следовательно, согласно действующему законодательству предприятия виноградарско-винодельческого комплекса рано или поздно должны быть преобразованы в иные формы хозяйствования.

Во-вторых, государство не в состоянии осуществлять инвестиции в реконструкцию и обновление основных фондов ГУП, федеральный и республиканский бюджеты выделяют незначительные средства лишь на закладку новых виноградников. Собственными средствами на капитальные вложения виноградарские предприятия практически не располагают. В результате происходит физическое и моральное старение основных фондов. Уровень механизации в виноградарстве составляет менее 30%, а износ основных фондов -70-80%. В связи с этим происходит не только снижение эффективности деятельности предприятий, но и резкое падение ликвидности и продажной цены имущественного комплекса при их приватизации. Поиск инвестиционных источников развития возможен лишь в направлении привлечения инвесторов путем разгосударствления ГУПов.

В-третьих, сложившаяся система управления ГУП не эффективна по многим причинам и в первую очередь из-за недостаточной заинтересованности и экономической ответственности руководства предприятий. Система управления, особенно внутрихозяйственный механизм унитарных предприятий, не отвечает современным условиям, должна быть полностью модернизирована и приспособлена к современным рыночным формам хозяйствования.

В-четвертых, механизм функционирования унитарных предприятий тормозит адаптацию виноградарских и винодельческих предприятий к рыночным условиям, ограничивает развитие их межхозяйственных связей, горизонтальной и вертикальной интеграции. Именно неадаптированность к рыночным условиям и отсутствие современного менеджмента приводят к нестабильности производственного и финансового положения предприятий.

В-пятых, унитарные предприятия используют на праве хозяйственного ведения государственную собственность (имущество и землю), государство производит определенные капитальные вложения, осуществляет затраты по управлению и т.д., но практически не получает какой-либо отдачи ни от имущества, ни от этих затрат. Согласно действующему законодательству, ГУПы должны ежегодно перечислять в бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и обязательных платежей (ст. 17 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Но виноградарские предприятия «Дагвино» такие отчисления части прибыли, как правило, не производят, и государство как собственник практически не получает даже процента на свой капитал. Механизм реализации государством-собственником права на получение прибыли от использования имущества, переданного в хозяйственное ведение унитарным предприятиям, в настоящее время отсутствует.

В-шестых, сформировался и развивается открытый рынок в сфере виноградарства и виноделия, производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Государственная монополия в этой сфере потеряна и вряд ли может быть восстановлена. Государственные унитарные предприятия виноградарско-винодельческого комплекса и алкогольной промышленности «Дагвино» функционируют на этом конкурентном рынке, но их свобода, отсюда и экономическая ответственность, в определенной мере ограничена. Поэтому в ряде случаев они функционируют в режиме теневой экономи -ки. Использование лицензионных мощностей предприятий, например, в 2007 г., составлял по производству коньяка - 49,2%, водки и ликеро-водочных изделий - 5,5%, вина виноградного - 1,5% [5] при полном насыщении рынка вино-водочной продукцией.

Вышесказанное позволяет сделать вывод: разгосударствление предприятий виноградарско-винодельческого комплекса объективно необходимо не только потому, что к этому обязывают Законы «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», но и потому, что это экономически целесообразно.

Разумеется, разгосударствление и приватизация ГУПов отнюдь не означает, что государство уходит из виноградарско-винодельческой и ликеро-водочной отраслей и, таким образом, они будут предоставлены стихии рынка. Здесь влияние и регулирующая роль государства должны быть многократно усилены, но другими, более действенными, административными и экономическими методами. Должен быть разработан и задействован четкий и эффективный механизм государственного регулирования в условиях функционирования открытого конкурентного рынка виноградарско-винодельческой и алкогольной продукции.

Осуществляя разгосударствление подведомственных Комитету «Даг-вино» ГУПов, крайне важно учесть все ошибки и в целом негативный опыт предыдущей приватизации, в результате которой государство лишилось собственности и практически ничего за нее не получило, а рядовые граждане так

и не стали собственниками. Основными целями приватизации предприятий «Дагвино» должны быть:

> преодоление кризиса, дальнейшее развитие и подъем экономики предприятий, обеспечение их рентабельной работы и конкурентоспособности на рынке;

> обеспечение высокой заинтересованности работников и коллективов в повышении эффективности деятельности предприятий посредством их участия в приобретении акций создаваемых акционерных обществ;

> радикальное изменение системы управления и повышение ее эффективности посредством активного вовлечения акционеров в управление, внедрения внутрихозяйственного коммерческого расчета, повышения заинтересованности и ответственности руководителей.

При разгосударствлении предприятий Комитета «Дагвино» важно учесть особенности виноградарских хозяйств и предприятий вторичного виноделия.

Каждое виноградарское хозяйство является не только единственным работодателем, но и сферой жизнедеятельности населения каждого села. Земельные ресурсы исторически принадлежали жителям села, а имущество хозяйства создавалось, сохранялось и умножалось трудом многих поколений жителей каждого данного села. Колхозы создавались за счет объединения земель и имущества жителей села, они когда-то преобразовывались в совхозы, а последние в 1999 г. на сомнительной правовой основе были названы государственными унитарными предприятиями. Формы хозяйств менялись по воле, а чаще всего против воли жителей села, но истина бесспорна: земля в исторически сложившихся границах принадлежит каждой данной сельской общности людей, а имущество - результат труда многих поколений жителей села.

При приватизации виноградарского хозяйства у жителей села возникает вопрос: почему и у кого они должны выкупать свою землю и созданное их трудом имущество? Еще более обостряется вопрос, когда и земля, и имущество хозяйства, следовательно, вся среда обитания и жизнедеятельности жителей, продается с аукциона. Вот почему приватизация виноградарских унитарных предприятий является не только правовой и экономической, но и нравственной проблемой. Ее решение требует нестандартного и взвешенного подхода с тем, чтобы не создавать напряженность и сохранить социальную стабильность на селе. По существу, приватизация на селе становится политической проблемой, ибо еще жив в памяти людей лозунг: «Землю крестьянам!»

Исключительно сложным является также вопрос о приватизации ГУП вторичного виноделия. Виноградарские предприятия и предприятия вторичного виноделия взаимосвязаны и взаимозависимы. Здесь тесная кооперация объективно необходима. Она должна строиться на основе равных партнерских отношений с учетом экономических интересов сторон. Если заводы вторичного виноделия будут приватизированы и проданы частнику на аук-

ционе как имущественный комплекс, то монополизация и диктат переработчиков в отношениях с виноградарскими хозяйствами неизбежно станет реальностью. Это опасно и для виноградарских хозяйств, и для предприятий вторичного виноделия, а в целом будет тормозить развитие виноградарско-винодельческого комплекса республики. Поэтому нужно использовать способы приватизации, которые не разрушали, а укрепляли бы кооперацию виноградарей и переработчиков, позволяли бы развивать и углублять интеграцию, создавать эффективно работающие агропромышленные холдинги.

Вышесказанное подводит к выводу, что необходимо разработать и ввести в действие четкую взаимоувязанную систему приватизации как виноградарских, так и перерабатывающих предприятий. На подготовительном этапе следует провести следующие мероприятия:

1. Разработать прогнозный план приватизации государственных унитарных предприятий Комитета «Дагвино». Прогнозный план следует составлять на весь период, от начала до полного окончания приватизации всех предприятий, подведомственных Комитету «Дагвино». В нем следует отразить перечень подлежащих приватизации ГУПов, продажи акций акционерных обществ, срок (год) приватизации (продажи акций), основные мероприятия подготовки предприятия к приватизации (оздоровление экономики, восстановление ликвидности имущества и т.д.), предполагаемый способ приватизации, ответственные лица за подготовку предприятия к приватизации.

2. Разработать программу приватизации предприятий Комитета «Дагвино» на предстоящий год и представить ее в Правительство РД для включения в республиканскую Программу приватизации государственного имущества. В программу включаются предприятия и акции, приватизация которых планируется в течение следующего года. В Программе следует отражать перечень унитарных предприятий и акций акционерных обществ, их местонахождение, основные данные о характере деятельности и состоянии предприятия, стоимость и характеристика имущества, сроки, а также предлагаемые способы и условия приватизации.

По унитарным предприятиям Комитета «Дагвино» для включения в республиканскую Программу приватизации государственного имущества необходимо провести обширную подготовительную работу и решить весьма сложные методические, правовые и экономические вопросы. Эти вопросы, разумеется, необходимо решать на единой методологической основе в соответствии с федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Однако этим Законом установлено, что законодательство субъектов РФ о приватизации состоит из законов субъектов РФ о приватизации государственного имущества и принимаемых в соответствии с этими законами иных нормативных правовых актов субъектов РФ (ст. 4.2). В Законе Республики Дагестан «О приватизации государственного и муниципального имущества Республики Дагестан» от 9 ноября 2004 года № 29 не учтены особенности формирования государственной собственности сельскохозяйственных унитарных предприятий, в частности виноградарских ГУП,

отсюда и специфика способов, условий и механизма приватизации унитарных предприятий в республике.

Поэтому специфику Дагестана при приватизации унитарных сельхозпредприятий и других нестандартных объектов следует учитывать в республиканской Программе приватизации государственного имущества, утверждаемой специальным постановлением Правительства Республики Дагестан.

С учетом особенностей формирования государственной собственности, экономической и социальной значимости унитарных предприятий виногра-дарско-винодельческого комплекса возможны различные подходы к приватизации предприятий Комитета «Дагвино».

3. Приватизация государственных унитарных предприятий вторичного виноделия.

Способы приватизации. Как выше подчеркивалось, при приватизации предприятий вторичного виноделия крайне важно исключить монополизацию этих предприятий частными собственниками, которые могут диктовать свои условия и цены виноградарским хозяйствам, разрушая, таким образом, существующую кооперацию и осложняя интеграционный процесс. Надо исходить из того, что в последующем вокруг и на базе крупных и экономически мощных предприятий вторичного виноделия будут формироваться агрохол-динги. Для этого надо обеспечить взаимное владение акциями перерабатывающих и виноградарских предприятий. То есть предприятия вторичного виноделия должны выкупить и владеть акциями виноградарских предприятий, а виноградарские предприятия - акциями перерабатывающего предприятия, с которым они кооперируются. Как показывает мировой опыт, такое взаимное владение акциями является объективно необходимым условием формирования корпоративного капитала и эффективно функционирующих холдингов.

Ясно, что такое рассредоточение акций предприятий вторичного виноделия в виноградарских хозяйствах и, наоборот, акций виноградарских предприятий в собственности перерабатывающих предприятий невозможно при продаже государственных предприятий как имущественного комплекса или их акций на аукционе, на конкурсе или иными способами, предусмотренными ст. 13 Федерального закона о приватизации.

Кроме того, приватизация госпредприятий «Дагвино» посредством аукционов и конкурсов вообще не приемлемо в условиях отсутствия в республике фондового рынка и рынка ценных бумаг, а также исключительной ограниченности свободных капиталов и инвестиционного потенциала в Дагестане. Привлечение в эту сферу российских или иностранных инвесторов не только не целесообразно, но и опасно для экономики Дагестана.

С учетом вышесказанного, государственные унитарные предприятия вторичного виноделия, подведомственные Комитету «Дагвино», следует приватизировать в несколько этапов:

1-й этап - преобразование ГУП в акционерное общество с закреплени-

ем в собственность Республики Дагестан 100% акций;

2-й этап - продажа 25% акций акционерного общества работникам

предприятия по номинальной стоимости;

3-й этап - продажа 24% акций акционерного общества виноградарским ГУП, преобразованным в акционерные общества и желающим быть участниками агрохолдинга, создаваемого на базе данного перерабатывающего предприятия.

В данном случае продажу акций акционерного общества вторичного виноделия следует производить в обмен на акции виноградарских акционерных обществ, что уже на этом этапе обеспечит взаимное владение акциями, консолидация их капиталов и создание экономической основы для создания агрохолдингов.

В итоге 3-х этапов приватизации 51% (контрольный пакет) акций сохраняется в собственности РД, что на данном этапе обеспечит полный государственный контроль за производством и оборотом алкогольной продукции в виноградарско-винодельческом комплексе Комитета «Дагвино». В последующем, по мере создания эффективно функционирующих агрохолдингов, усиления их организационно-регулирующей роли, на 4-м этапе долю республиканской собственности следует довести до 25%, плюс одна акция, а остальные 24 с лишним процента акций продать работникам и виноградарским акционерным обществам - участникам агрохолдинга или новым хозяйствам, желающим войти в агрохолдинг.

План приватизации. В соответствии с утвержденной Правительством РД Программой приватизации государственного имущества необходимо составить план приватизации каждого ГУП. На этом этапе должны быть поставлены и решены следующие задачи:

❖ проведение полной инвентаризации имущества государственного унитарного предприятия;

❖ определение состава имущественного комплекса, подлежащего приватизации, и составление передаточного акта;

❖ расчет балансовой стоимости активов ГУП, определение размера уставного капитала, количества и номинальной стоимости акций.

Для проведения инвентаризации необходимо создать инвентаризационную комиссию, в состав которого включаются специалисты различного профиля. Учету при инвентаризации подлежит все имущество, переданное унитарному предприятию в хозяйственное ведение.

Инвентаризацию следует проводить в соответствии с общепринятым порядком и положением об инвентаризации имущества предприятия. При этом особое внимание необходимо обратить на состояние самортизированного, а также физически и морально устаревшего имущества, подлежащего списанию, отдельно выделить объекты, не подлежащие приватизации в составе имущественного комплекса предприятия. Результаты инвентаризации сводят в акт инвентаризации.

Передаточный акт составляется в соответствии с Законом о приватизации на основе акта инвентаризации, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных унитарному предприятию в установленном порядке. В передаточный акт включаются не только здания, сооружения, имущество и т.д., но и долги предприятия, права на обозначения

(фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания). Следует также иметь в виду, что в передаточный акт включаются также земельные участки несельскохозяйственного назначения. Земельные участки сельскохозяйственного назначения отчуждению при приватизации не подлежат и в передаточный акт не включаются.

Исключительно ответственным и сложным этапом подготовки ГУП к приватизации является расчет балансовой стоимости активов и определение размера уставного капитала акционерного общества. Для расчета балансовой стоимости имущественного комплекса и размера уставного капитала необходимо:

❖ провести инвентаризацию приватизируемого имущества, как указано выше;

❖ списать самортизированное, устаревшее имущество в соответствии с действующим законодательством;

❖ определить реальную восстановительную стоимость объектов основных средств путем их переоценки (если такая переоценка в текущем году не производилась) в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств;

❖ на основе данных инвентаризации, с учетом списаний и переоценки стоимости основных средств, составить промежуточный бухгалтерский баланс на дату инвентаризации;

❖ рассчитать стоимость земельных участков, включенных в передаточный акт;

❖ определить стоимость чистых активов по данным промежуточного бухгалтерского баланса как сумму активов предприятия, уменьшенную на сумму его обязательств.

Балансовая стоимость активов, подлежащих приватизации, отсюда размер уставного капитала акционерного общества, определяется как сумма стоимости чистых активов и стоимости земельных участков.

4. Приватизация виноградарских государственных унитарных предприятий.

Вариант первый. С учетом чрезвычайной сложности и остроты проблемы следует рассмотреть и экспериментально проверить различные способы приватизации виноградарских унитарных предприятий. Наиболее приемлемым представляется поэтапный способ приватизации, аналогичный предложенному выше для унитарных предприятий вторичного виноделия, то есть:

1-й этап - преобразование виноградарского ГУП в акционерное обще-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ство с закреплением в собственности Республики Дагестан 100% акций;

2-й этап - продажа 25% акций работникам предприятия по номиналь-

ной стоимости с оплатой в рассрочку;

3-й этап - продажа 24% акций акционерному обществу вторичного ви-

ноделия, с которым предполагается объединиться в агропромышленный холдинг в обмен на его акции.

При этом в республиканской собственности сохранится 51% акций, часть из которых в последующем также следует распространить (продать) среди работников. Причем целесообразно в акционерных обществах создавать из прибыли специальный фонд акционирования работников общества (ст. 35.2 Закона «Об акционерных обществах»), за счет которого можно оплачивать размещаемые среди работников акции. В уставных капиталах виноградарских акционерных обществ целесообразно также сохранить долю (пакет акций) республиканской собственности в размере 25%, плюс одна акция.

Изложенный выше порядок планирования и подготовки ГУП вторичного виноделия к приватизации вполне приемлем также для виноградарских хозяйств. Однако, в отличие от ГУП вторичного виноделия, особую сложность для виноградарских хозяйств представляет приватизация земельных участков.

Действие Федерального и Республиканского законов «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости. Отчуждению в соответствии с указанными законами не подлежат земельные участки сельскохозяйственного назначения. Земельный Кодекс РФ и Земельный Кодекс РД земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), также относят к землям сельскохозяйственного назначения. Следовательно, эти земли приватизации по Закону о приватизации госимущества не подлежат.

Однако такое толкование указанных законодательных норм представляется не бесспорным. Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, многолетние насаждения относятся к основным средствам и числятся на балансе предприятия. Естественно, они подлежат приватизации в составе имущественного комплекса ГУП. Многолетние насаждения - виноградники, сады и другие - «служат» 25-30 и более лет, и их, как других основных средств, можно приравнять к недвижимости. При таком подходе земельные участки, на которых расположены виноградники, сады и другие многолетние насаждения, могут быть учтены в составе имущественного комплекса виноградарского ГУП и приватизированы по Закону о приватизации.

Если же земли под многолетними насаждениями являются землями сельскохозяйственного назначения, то они, согласно Закону Республики Дагестан «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан», могут быть приватизированы лишь с 1 января 2052 года. Такая весьма отдаленная перспектива приватизации земли под виноградниками вряд ли будет способствовать привлечению инвестиций в развитие виноградарства и виноградарских хозяйств в Дагестане. В этом случае виноградарским акционерным обществам приходится с 1 января 2004 года платить за все используемые земли арендную плату, которая во много крат превышает размер земельного налога, что резко снижает и без того невысокие доходы хозяйств.

Приватизацию земли под виноградниками целесообразно осуществлять по кадастровой оценке с поэтапной оплатой в течение 5-10 лет. Срок и размеры поэтапного выкупа земли можно дифференцировать в зависимости от финансового состояния виноградарского акционерного общества.

Вариант второй. Представляется возможным рассмотреть вариант разгосударствления виноградарских унитарных предприятий путем возврата им прежнего статуса совхозов и преобразования последних в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года, № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» и последующими постановлениями Правительства РФ и указов Президента РФ.

Выше отмечалось, что совхозы были преобразованы в государственные унитарные предприятия на сомнительной правовой основе. По Конституции СССР 1990 г. совхозы являлись негосударственными сельскохозяйственными предприятиями и они не были занесены в реестр объектов государственной собственности. В реальной действительности с 1991 г. совхозы в правовом и в экономическом отношении перестали быть государственной собственностью.

С учетом реального положения и в соответствии с Конституцией РФ был издан Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», который предусматривал приватизацию земли и проведение реорганизации колхозов и совхозов. Указ предполагал бесплатную передачу земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в т.ч. созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий. В соответствии с этим Указом было принято Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», которое наметило конкретные меры по реорганизации совхозов и колхозов, наделению членов колхозов и работников совхозов правом на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

Детальный механизм реализации основных положений указанных правовых актов был установлен Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Этим же Постановлением было утверждено Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий. Согласно Положению при реорганизации совхозов и колхозов по желанию членов трудовых коллективов могли быть образованы товарищества, акционерные общества, производственные кооперативы, крестьянские фермерские хозяйства и их объединения. В каждом реорганизуемом совхозе и колхозе должны были быть определены для каждого работника совхоза и члена колхоза индивидуальные имущественные паи и земельные доли. В последующем было решено, что граждане и юридические лица - собственники земельных участков -имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в аренду,

в залог, передавать в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов и т.д.

Изложенные выше принципы приватизации земли и реорганизации совхозов и колхозов получили дальнейшее развитие и детализацию в ряде других нормативных актов, в частности в Указе Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», постановлениях Правительства РФ от 15 апреля 1994 г. № 324 «О практике аграрных преобразований в Нижегородской области», от 27 июля 1994 г. № 874 «О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области», от 1 февраля 1995 г. № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» и ряде других документов.

Таким образом, вопрос о реорганизации совхозов и колхозов, о преобразовании их в современные организационно-правовые формы, также как о приватизации земли и использовании работниками сельхозпредприятий земельных долей и имущественных паев, в правовом отношении был решен. Реализация этих решений и организация преобразований было задачей органов власти и руководителей сельскохозяйственных предприятий. Во многих районах, сельхозпредприятиях осуществили такие преобразования, изменили статус сельхозпредприятий, работники совхозов и члены колхозов получили земельные доли и имущественные паи.

Созданные в результате преобразования совхозов и колхозов сельскохозяйственные производственные кооперативы, акционерные общества, товарищества, крестьянские фермерские хозяйства получили в собственность землю и имущество бесплатно, также как работники совхозов и члены колхозов земельные доли и имущественные паи. Согласно новому Земельному кодексу РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (п. 5 ст. 79). В соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» владелец земельной доли вправе по своему усмотрению продать, обменять, завещать, отдать в залог, внести в уставный (складочный) капитал юридического лица свою долю или распорядиться ею иным образом (п. 1 ст. 12). Участник долевой собственности вправе также требовать выдела земельного участка в счет доли в общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (п. 1 ст. 13). Таким образом, как юридические лица, так и граждане, получившие земли и земельные доли в результате преобразований совхозов и колхозов, и по новому законодательству стали собственниками земли и полностью владеют, пользуются и распоряжаются ею.

Однако во многих совхозах и колхозах не была проведена реорганизация. Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708, предусматривало, что в случае принятия собраниями трудовых коллективов государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов решений о сохранении прежней формы хозяйствования осущест-

вляется их перерегистрация с закреплением земли в соответствии с действующим законодательством. Но это положение касалось не совхозов, а колхозов и государственных сельскохозяйственных предприятий.

Совхозы при этом вообще не могли сохранить свой статус даже по решению коллектива работников, так как это не было предусмотрено Положением.

Известно, что Гражданский кодекс (часть первая), принятый 30 ноября 1994 г., не предусмотрел совхозы как организационно-правовую форму хозяйствования. В связи с этим возникла задача приведения организационно-правовой формы совхозов в соответствие с новым Гражданским кодексом. Совхозы после принятия Гражданского кодекса все еще могли быть приватизированы и преобразованы в иные формы хозяйствования на правовой и нормативной базе, подробно изложенной выше. Однако вместо этого многим совхозам был придан статус государственных унитарных предприятий. Постановлением Правительства РД от 26 декабря 1999 г. № 276 26 виноградарских совхозов были преобразованы в государственные унитарные предприятия. Таким же образом обрели статус государственных унитарных предприятий совхозы других отраслей сельского хозяйства. Не были реформированы и большинство колхозов, которые формально сохранили свой прежний статус.

Таким образом, в ряде районов и во многих сельхозпредприятиях республики реальные возможности для радикальных преобразований своевременно не были использованы, статус многих предприятий остался прежним, а работники совхозов и члены колхозов остались без земельной доли и имущественного пая. В других районах и сельхозпредприятиях этой возможностью воспользовались сполна, вновь образованные юридические лица и сельские жители стали собственниками земли и имущества. В результате сельское население Дагестана разделилось на два класса: класс собственников имущества и земли (земельных участков (земельной доли) и имущественного пая) и класс безземельных и обездоленных. Последние, разумеется, в конечном счете образуют класс безземельных сельских батраков. Таким образом, создана экономическая основа углубления социального неравенства на селе. Это в конечном счете приводит к нагнетанию социальной напряженности и к социальным конфликтам. Положение усугубляется еще тем, что в соответствии с Земельным кодексом РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» сельскохозяйственные унитарные предприятия и колхозы были вынуждены до 1.01.2004 г. выкупать или брать в аренду земли сельскохозяйственного назначения.

Крайне важно восстановить справедливость и обеспечить равные права всех жителей села на бесплатное получение земельной доли и имущественного пая и вместе с тем предоставить им возможность создавать современные хозяйства различных организационно-правовых форм, наиболее приемлемых для них в конкретных условиях.

Для этого специальным законом необходимо:

❖ упразднить государственные унитарные предприятия, созданные

путем преобразования совхозов, и вернуть им статус совхозов;

❖ в этих совхозах и сохранившихся колхозах определить индивидуальные земельные доли и имущественные паи, бесплатно передать их в собственность работникам совхозов и членам колхозов;

❖ решением коллективов совхозов и колхозов на основе общей совместной или общей долевой собственности на земельные доли и имущественные паи создать сельскохозяйственные производственные кооперативы, акционерные общества, товарищества или иные формы хозяйств;

❖ земли, оставшиеся после определения земельных долей работников, передать новым хозяйственным структурам - юридическим лицам, крестьянским фермерским и индивидуальным крестьянским хозяйствам в аренду с правом поэтапного выкупа.

В этом случае решаются исключительно сложные проблемы реформирования сельхозпредприятий, все жители села на равных основаниях становятся реальными собственниками и пользователями земли, владельцами предприятий. При этом на селе и во всех хозяйствах восстанавливается экономическое равенство и социальная справедливость. Для проведения преобразований на основе этих принципов нужны лишь понимание сложности проблемы и политическая воля. Государство, сельское хозяйство и население Дагестана от этого только выиграют.

Для практической проверки эффективности и отработки предлагаемого механизма представляется целесообразным в порядке эксперимента провести приватизацию 4-5 виноградарских государственных унитарных предприятий по второму варианту и такое же количество (4-5) - по первому варианту.

_Литература_

1. Алиева А.Н., Алиева Б.А., Шарипов Ш.И. О роли виноградарства в экономике аграрного сектора // Агропромышленный комплекс Дагестана. Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан, № 3-4, Махачкала, 2009.

2. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161 - ФЗ.

3. Закон Республики Дагестан «О приватизации государственного имущества Республики Дагестан» от 9 ноября 2004 года, № 29.

4. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» от 4 сентября 1992 года, №708.

5. Социально-экономическое положение Республики Дагестан, ТО Росстата по РД. - Махачкала, 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.