Научная статья на тему 'К вопросу о реализации стратегий развития субъектов РФ (на примере Иркутской области)'

К вопросу о реализации стратегий развития субъектов РФ (на примере Иркутской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИРОВАНИЕ / РЕГИОН / ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / STRATEGY DEVELOPMENT / DISTRICT PLANNING DEVELOPMENT OF THE REGION''S GROSS DOMESTIC PRODUCT / THE CONCEPT OF DEVELOPMENT / INVESTMENT / INVESTMENT IN FIXED ASSETS / CASH INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменко Н. И., Фирсова И. И.

В статье рассмотрены вопросы стратегирования регионов РФ. Реализация стратегического планирования в регионах России неоднозначна. Вопросы стратегического планирования позволяют увеличить показатели социально-экономического развития регионов. Результаты исследования подтверждают факт не выполнения условий стратегирования регионов РФ. Данное условие подтверждают данные Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with strategy development of Russian regions. Implementation of strategic planning in the regions of Russia is ambiguous. Questions of strategic planning can increase the indicators of socio-economic development of regions. Results of the study confirm the fulfillment of the conditions are not strategizing Russian regions. This condition is confirmed by the data of the Irkutsk region.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации стратегий развития субъектов РФ (на примере Иркутской области)»

8 апреля 2015 года создается новый «Инвестиционный банк «Чанг Ан Банк», получивший предварительное разрешение на получение банковских лицензий.

Микрофинансовая компания «Компаньон» 11 января 2016 года получила банковскую лицензию и перерегистрировалась в ЗАО «Компаньон Банк».

На текущий момент в банковской системе Кыргызской Республики действуют 25 коммерческих банков (включая Бишкекский филиал Национального банка Пакистана) и 328 филиалов коммерческих банков.

Список литературы

1. Безуглый Э.А. Банковская инновация как процесс модернизации деятельности банка // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 3. С.26-27

2. Гыязов А.Т., Купуев П.К. Исследование основных направлений развития предпринимательских структур в Кыргызстане // Синергия. 2016. № 1. С. 31-38.

3. Ивлева Н.А., Иголкин С.Л. К задаче выбора инструментов для реализации процедуры кластеризации филиалов банковской сети // Территория науки. 2007. № 2. С. 216-223.

4. Терешев М.А., Аброкова Л.С. Методические основы использования финансовых методов и рычагов в системе финансовой безопасности коммерческих банков // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 3.С. 42-46.

5. Терешев М.А., Зумакулова Ф.С. Зарубежный опыт функционирования рынка кредитных ресурсов // Успехи современной науки. 2015. № 5. С. 62-65

Кузьменко Н.И., Фирсова И.И.

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ

СУБЪЕКТОВ РФ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)

Воронежский экономико-правовой институт, Воронежский государственный педагогический университет

Ключевые слова: стратегирование, регион, планирование развитие региона, валовый внутренний продукт, концепция развития, инвестиции, инвестиции в основной капитал, денежные доходы населения.

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы стратегирования

регионов РФ. Реализация стратегического планирования в регионах России неоднозначна. Вопросы стратегического планирования позволяют увеличить показатели социально-экономического развития регионов. Результаты исследования подтверждают факт не выполнения условий стратегирования регионов РФ. Данное условие подтверждают данные Иркутской области.

Keywords: strategy development, district planning development of the region's gross domestic product, the concept of development, investment, investment in fixed assets, cash income.

Abstract: The paper deals with strategy development of Russian regions. Implementation of strategic planning in the regions of Russia is ambiguous. Questions of strategic planning can increase the indicators of socioeconomic development of regions. Results of the study confirm the fulfillment of the conditions are not strategizing Russian regions. This condition is confirmed by the data of the Irkutsk region.

На сегодняшний день российская экономика тяготеет к сырьевому придатку мирового рынка, что влечет за собой множество негативных последствий для национальной экономики. В связи с чем, требуются меры по ее модернизации.

Выход из сложившейся ситуации государство видит в переводе российской экономики на инновационный путь развития. Данное обстоятельство служит основанием создания системы стратегического планирования и управления РФ. Одним из компонентов данной политики является развитие отдельных регионов [1]. Поэтому возникает множество дискуссий относительно «стратегирования».

До недавнего времени инициатива развития находилась в руках монополий, транснациональных корпораций и т.д. Сейчас же государство берет стратегическую инициативу в свои руки. Государство берет на себя обязательства по развитию регионов нашей страны [2]. В результате чего возникает необходимость понимания реальности того, работает ли Стратегия на практике или нет. В связи с чем, считаем необходимым, рассмотреть это на примере Иркутской области.

Система стратегического планирования Иркутской области включает в себя Концепцию социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года (утверждена от 4 июня 2010 года № 34-р), Программу социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы (утверждена Законом Иркутской области от 31 декабря 2010 года №143-ОЗ) и иные Законы.

Рассмотрим подробнее Концепцию социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года. (Далее Концепция). Данная Концепция входит в систему документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации. Стратегической целью развития области является создание комфортной среды проживания и приближения качества жизни населения к уровню развитых стран (государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития -ОЭСР).

Для достижения стратегической цели объем инвестиций в основной капитал должен быть увеличен не менее чем в 3 раза к 2020 году по отношению к 2008 году. Рассмотрим реальные показатели достижения указанной цели (табл. 1).

Таблица 1 - Инвестиции в основной капитал Иркутской области за 2008-2015 гг.

Показатель 2008 2012 2015

Инвестиции в основной капитал в млн. руб. 114 555 148318 164309

Таким образом, объем инвестиций в основной капитал в 2015 году увеличился в 1,4 раза по сравнению с 2008 годом. Однако, при более детальном рассмотрении данного показателя в субъекте на основе данных мониторинга социально-экономического развития Иркутской области за 2012-2015 год, то можно наблюдать уменьшение инвестиций в основной капитал (табл.2).

Таблица 2 - Инвестиции в основной капитал по отношению к соответствующему периоду прошлого года Иркутской области за 2012-2015 гг.

Показатель 2012 2013 2014 2015

Инвестиции в основной капитал по отношению к соответствующему периоду прошлого года 101,1% 88,1% 96,7% 90,7%

Соответственно, можно предположить, что к 2020 году объем инвестиций не будет увеличен в 3 раза по отношению к 2008 году. То есть данный пункт стратегии не работает. Данное обстоятельство определяет пересмотр целевых установок Стратегии. Государству на наш взгляд, необходимо не просто разрабатывать стратегии, но и контролировать их исполнение с учетом меняющейся социально-экономической системы России или учитывать в исполнении

Стратегии все стороны трансформации региональной социально-экономической системы.

Продолжая анализировать качество исполнения стратегии Иркутской области, приведем еще такой показатель, как реальные денежные доходы населения. Согласно Концепции, к 2020 году они должны увеличиться не менее чем в 1,7 раз по отношению к 2008 году. Какие реально сформировались денежные доходы населения, отражают данные таблицы 3.

Таблица 3 - Динамика реальных денежных доходов населения Иркутской области с 2009 по 2015 год

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Реальные денежные доходы населения по отношению к соответствующему периоду прошлого года 95,6% 100,0% 97,2% 103,2% 106,7% 98,2% 97,9%

По приведенным данным в таблице 3 видим, что в 2015 году наблюдается не увеличение реальных денежных доходов населения, а уменьшение по сравнению с 2009 годом в 1,1 раза. То есть данный пункт «Стратегии» вновь не отвечает заявленным требованиям.

Стратегия социально-экономического развития Иркутской области, исходя из взятых нами показателей, не работает. Причины этого могут быть следующие: снижение цен на нефть; международные санкции; снижение курса рубля; повышение банковских кредитных ставок; рост цен на товары и услуги; рост инфляции; рост безработицы; падение реальных доходов населения; снижение оборота розничной торговли; снижение поступлений в консолидированный бюджет Иркутской области; недостаточная поддержка малого и среднего бизнеса; низкий уровень развития предпринимательства; малая эффективность бюджетных расходов; сотрудничество не в полной мере органов государственной власти и органов местного самоуправления Иркутской области; несовершенное законодательство РФ и Иркутской области в социально-экономической сфере; отток квалифицированных кадров; ориентация экономики на сырьевое производство; отсутствие регламента взаимодействия между органами исполнительной власти субъекта РФ, бизнес-сообществом, общественными организациями, населением; низкая инновационная составляющая в производимой организациями области продукции (оказываемых услугах); высокий

уровень износа инфраструктуры и жилищного фонда; отсутствие единой транспортной системы.

В качестве важнейшей проблемы Иркутской области, можем выделить - низкий уровень и низкое качество жизни. Основными причинами данной проблемы, по нашему мнению, являются (как и в других регионах РФ) [3-5]: неэффективная структура экономики, характеризующаяся, в частности, высокой долей занятых в отраслях с низкой заработной платой; низкая налоговая эффективность, в результате чего уровень бюджетной обеспеченности в области почти в полтора раза ниже, чем в среднем по РФ; низкий уровень развития предпринимательства, определяющий не только низкий уровень доходов населения, но и узость спектра товаров и услуг собственного производства, их невысокое качество и, как следствие, высокую долю импорта; неразвитость городской среды, уровень развития которой даже в городах формирующейся Иркутской агломерации крайне невысок.

Данная проблема в сочетании с неблагоприятной демографической ситуацией определяет высокую вероятность формирования дефицита трудовых ресурсов в области уже в среднесрочной перспективе. Подобный дефицит может стать критическим ресурсным ограничением для реализации перспективных проектов.

Наряду с возможным дефицитом трудовых ресурсов серьезными ограничениями развития Иркутской области могут стать несбалансированность развития транспортно-логистической инфраструктуры и низкий уровень производительности труда в экономике области.

С учетом вышеизложенного, считаем необходимым обратить внимание региональных органов власти Иркутской области на следующее. Прежде чем, заявлять в Стратегию развития высокие показатели социально-экономического развития, следует, во-первых, улучшить производство и обеспечить качественное обслуживание производственного сектора, что позволит увеличить рабочие места, тем самым снизить безработицу, во-вторых, учитывать реальные способности области и показатели достижения результата Стратегии закладывать не такие высокие с достижением их не в такие краткие сроки.

Список литературы

1. Кузьменко Н.И. Государственная информационная политика как показатель реализации информационной структуры инновационного ландшафта региона и ее роль в обеспечении конкурентоспособности

образования //Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты материалы III международной научно-практической конференции. - Воронеж, 2015. С. 134-139.

2. Кузьменко Н.И. Инновационно-инвестиционные процессы и их влияние на развитие предпринимательства Аннинского района Воронежской области // Социально-экономические проблемы повышения эффективности предпринимательской деятельности материалы международной научно-практической конференции. -Воронеж, 2015. С. 66-70.

3. Давыдова Е.Ю. Проблемы управления инновационно-инвестиционной деятельностью транснациональных корпораций // Синергия. 2016. № 2. С. 56-62.

4. Мирзоева А.Р. Организационно-экономическая модель регулирования инвестиционной деятельности в регионе // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 4. С. 120-123.

5. Серебрякова Н.А., Волкова С.А. Региональные компоненты обеспечения роста качества жизни населения (на примере Воронежской области) // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2015. № 1 (63). С. 229-235.

Овсянников С.В.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САНАЦИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: экономическая санация, устойчивое развитие, промышленное предприятие.

Аннотация: в статье раскрыты особенности инструментария санации в механизме устойчивого развития предприятия. Рассмотрены возможности экономической санации на различных этапах развития организаций. С учётом существующих возможностей раскрыты условия устойчивого развития предприятий.

Keywords: economic sanation, sustainable development, industrial enterprise.

Abstract: in the article the features of the toolkit in the mechanism of sustainable development of the enterprise. Considered the opportunities for economic rehabilitation in different stages of organizational development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.