Коновалова А.В.,
аспирант кафедры «Инновационный менеджмент и предпринимательство» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Эл. почта: [email protected]
ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-
ДЕВЕЛОПЕРСКИХ ПРОЕКТОВ К СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В статье приведено обоснование необходимости построения системы адаптации инвестиционно-девелоперских проектов к стратегии развития региона. Доказано высокое значение стратегического планирования для экономики региона, определена роль инвестиционно-строительного комплекса в реализации стратегических целей. Исследованы интересы и возможности бизнеса и власти при реализации инвестиционно-строительных проектов. Выделены базовые предпосылки достижения компромиссных взаимовыгодных решений по вопросам территории размещения, срокам реализации и других параметров инвестиционно-строительных проектов.
Ключевые слова: стратегия развития региона, стратегическое управление, инвестиции, девелопмент, проект.
Konovalova A. V.
SUBSTANTIATION OF THE SYSTEM'S
CONSTRUCTION AIMED AT ADAPTATION OF INVESTMENTDEVELOPMENT PROJECTS TO THE REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY
The article provides a substantiation of necessity of the system's construction aimed at adaptation of investment and development projects to the regional development strategy. The high value of strategic planning for the regional economy is proved. The role of the
investment-construction complex in the implementation of strategic goals is determined. The interests and opportunities of business and authorities in the implementation of investment and construction projects are investigated. Basic prerequisites for achieving of mutually beneficial compromise decisions on issues concerning the terms of implementation and other parameters of investment and construction projects are revealed.
Keywords: the regional development strategy, strategic management, investment, development, project
В современных условиях глобализации экономики России, продолжающегося включения страны в мировые интеграционные экономические процессы, учитывая вступление в ВТО, растёт экономическая и финансовая зависимость от зарубежных партнёров, что отражается и на отдельных регионах. В связи с этим формируется необходимость обеспечения экономической безопасности и перехода к новой государственной политике повышения конкурентоспособности и экономической устойчивости отдельных секторов экономики и регионов, что возможно только на основе долгосрочного стратегирования социально-экономического развития.
Стратегический подход к региональному управлению, разработка и реализация региональных стратегий социально-экономического развития имеют определяющее значение для достижения целей долгосрочного качественного развития.
Стратегическое развитие территории противопоставлено инерционному развитию, сконцентрированному на решении оперативных целей и задач (рис. 1).
Благодаря стратегическому планированию определяются приоритеты социально-экономического развития, максимально задействуется природно-ресурсный, трудовой и экономический потенциал территории, эффективно реализуются рыночные возможности.
К(капитализация территории)
Стратегическое
Рисунок 1 - Развитие территории с использованием инструментария стратегического планирования
Внимание, которое в последние годы в России уделяется стратегическому управлению территориями, по нашему мнению, обусловлено стабилизацией институциональных условий экономики и исчерпанием резервов роста за счёт экстенсивного использования ресурсов (природного сырья, трудовых ресурсов, потребительского дефицита). Сегодня необходимы меры долгосрочного характера, поскольку оперативное управление ситуацией концентрируется на постоянно возникающей угрозе стагнации и решает краткосрочные задачи экономического развития.
Особую роль в создании условий для стратегического регионального развития сыграло принятие «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», которая включает разделы по региональному развитию. Главная цель региональной политики сводится к обеспечению сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни [1].
Необходимость и значение стратегического управления регионом также под-
чёркиваются в проекте Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», где введены нормы, касающиеся стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период [2]. В проекте Закона обозначено, что стратегия субъекта Российской Федерации разрабатывается на основе прогноза его социально-экономического развития на долгосрочный период и в соответствии с принятыми документами долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Также она должна согласовываться с отраслевыми документами государственного стратегического планирования, стратегиями социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий и иными документами федерального уровня. Кроме того, региональная стратегия должна учитывать направления социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в состав соответствующего субъекта Российской Федерации.
Ключевая целевая ориентация любой экономической стратегии - повышение уровня жизни населения, а экономический
базис этого заключается всё-таки в строительно-инвестиционной деятельности, создании нового градостроительного пространства - размещении конкурентоспособных производств, комплексном жилищном и социальном строительстве. Стратегия региона позволяет максимально реализовать как сырьевой (ресурсный) потенциал, так и внешнеэкономический потенциал территории, за счёт формирования рыночных ниш в межрегиональном разделении труда на основе производственной или иной специализации.
Инвесторы, в свою очередь, смотрят на региональные возможности и ресурсы с позиции обеспечения собственной максимальной выгоды. Интерес инвесторов, в конечном счёте, концентрируется в одном - получении прибыли. Им, по определе-
нию, безразлично выполнение социальных целей и обеспечение стратегических целей развития региона. Им интересны лишь факторы инвестиционной привлекательности - налоговые льготы, время и стоимость подключения к инженерным сетям, рынок сбыта, удобная логистика, уровень тран-зитности территории и.
Более того во многих экономических теориях, например в работах Нельсона Р.Р., УинтераС.Дж. [3] встречается положение, что цели частной коммерческой фирмы и интересы общества хотя бы частично, но конфликтны.
На рисунке 2 представлена схема противоречий и сходства интересов бизнеса и власти при реализации инвестиционно-строительных проектов.
Интересы государства
Интересы частного бизнеса
• Повышение уровня жизни
• Общий экономический рост
• Социальная стабильность
• Решение экологических проблем
• Получение прибыли
Рисунок 2 - Интересы бизнеса и власти при реализации инвестиционно-строительных проектов
К целям государства можно отнести: повышение качества жизни населения, обеспечение занятости, стабильное экономическое развитие, максимальное сохранение экологического баланса, социальное обеспечение населения, решение проблем жилобеспеченности населения и масса
других задач. Ключевая цель частного бизнеса - получение прибыли.
В этом порядке вещей ясно отражается противопоставление интересов. Государству не важен уровень прибыли частных компаний, а частному бизнесу нет необходимости решать какие-либо социальные задачи.
Но любой инвестиционно-строительный проект носит в себе потенциал доходности и решение массы социальных задач - это рабочие места, это развитие экономики и смежных производств, развитие инфраструктуры и повышение платёжеспособности работников. Это понимание позволяет частному бизнесу и
государству помогать друг другу достигать общие цели.
Кроме того, за счёт реализации исключительных возможностей государства и преимуществ частного бизнеса повышается эффективность инвестиционно-строительных проектов (рисунок 3).
Возможности государства
Возможности частного бизнеса
• Регулирование нормативно-правовой базы
• Содействие в обеспечении инженерно-транспортной инфраструктурой
• Субсидиарная поддержка из бюджета
• Предоставление налоговых льгот и преференций
• Возможности гарантийной поддержки
• Наличие делового опыта, профессионализма в конкретной сфере / отрасли
• Наличие собственной сырьевой, производственной и сбытовой инфраструктуры
• Наличие кооперационных связей с другими контрагентами
• Личная заинтересованность в успехе - мотивация на лучший результат
• Доступ к финансированию
У
Инвестиционно-строительные проекты
Рисунок 3 - Возможности бизнеса и власти при реализации инвестиционно-строительных проектов
Достижению стратегических целей и задач экономического развития способствует реализация конкретных инвестиционно-строительных проектов, в которых сосуществуют максимально согласованные, сбалансированные интересы частного бизнеса и государства.
С другой стороны, нередко регионы в соперничестве друг с другом за инвестиционный капитал допускают на территорию любые инвестиционные проекты, даже те, которые могут противоречить экономической специализации и стратегиче-
ским векторам развития. Например, в экологически незагрязнённых территориях с высоким рекреационным потенциалом размещаются предприятия грязной промышленности (такие как целлюлозно-бумажное или крахмалопаточное производства), значительно нарушающие экологический баланс и препятствующие, в конечном счёте, привлечению отдыхающих. Непонятны также мотивы привлечения инвесторов в высококонкурентные отрасли, насыщенные местными предприятиями, например, размещение нового крупно-
го мясоперерабатывающего холдинга в уже действующем мясном кластере, что приведёт к усилению конкуренции за местные рынки сбыта, сырьё и персонал, и может отразиться на ухудшении финансового состояния всех компаний сектора.
Показателен пример размещения утиного племрепродуктора в Волгодонском районе Ростовской области. В проект вложит 60 млн руб. агропромышленный холдинг «АГРИКО» [4]. Однако эксперты отмечают невысокую востребованность на рынке инкубационных яиц и птенцов утки, особенно учитывая, что на территории Ростовской области с 2013 г. уже действует аналогичный завод по производству мяса пекинской утки в Миллеровском районе, закрывший пустующие рыночные ниши. В этих условиях многопрофильной компании «АГРИКО» можно было рекомендовать другое производство к размещению в регионе, соответствующей региональной стратегии развития, со сложившимися межрегиональными экономическими связями специализации отдельных муниципальных районов.
Поэтому региональным администрациям важно не просто устраивать погони за инвесторами, но проводить работу по согласованию инвестиционных намерений, достигать компромиссных взаимовыгодных решений по вопросам объекта размещения, территории размещения, срокам реализации, по объёмам региональной и муниципальной поддержки инвестиционно-строительных проектов.
В этой связи формируется задача создания новой региональной системы баланса интересов и ответственности власти и бизнеса, способствующей стабильному характеру воспроизводства, постоянному сохранению и приумножению потенциала региона. Основа этого баланса - эффективная и согласованная стратегия развития, учитывающая весь комплекс природ-но-сырьевых, трудовых, производственных, научно-образовательных и иных ресурсов регионов, и включающая в свой состав коммерческие интересы по реализации конкретных инвестиционно-строительных проектов, обладающих не
только общественной значимостью, но и соответствующих стратегическому вектору развития и повышения конкурентоспособности региона в долгосрочной перспективе.
Гармонизация интересов инвесторов и стратегических задач субъекта федерации в стратегиях развития и инвестиционных стратегиях возможна на основе включения в них приоритетных инвестиционно-девелоперских проектов, обладающих важнейшими для региона параметрами:
- соответствием социально-экономической стратегии региона, прежде всего, направленностью проекта на инновационный характер регионального воспроизводства;
- ориентированность на инвестиции в человеческий капитал;
- приоритетным стимулирование проектов, способствующих значительному увеличению рабочих мест, особенно в новейших отраслях;
- приоритетным стимулированием проектов, направленных на усиление отраслевой диверсификации регионов;
- рекомендациями по размещению производств в определённых локализированных комплексах, способствующих возникновению территориально-отраслевых точек роста, выравниванию социально-экономических индикаторов и смягчению диспропорций в рамках региона.
В рамках формирования стратегических документов необходимым является соблюдение методов, направленных на конвергенцию интересов региональной власти и частного бизнеса. С одной стороны, интеграция определённых приоритетных проектов, описанная выше, учитывает коренные интересы региональных властей, указывающих на порядок, сроки, локализацию размещения тех или иных проектов. С другой стороны, предлагается комплекс направлений, нацеленный на удовлетворение интересов инвесторов в участии в конкретном строительно-инвестиционном проекте. В целом необходима чёткая прозрачная политика, ориентированная на обратную связь с инвестором в контексте оптимизации его деятельности в проекте и
логичное обоснование выделения тех или иных территориальных зон в качестве рекомендуемых к инвестиционно-строительной деятельности.
Важнейшей задачей и направлением формирования принципиально обновлённой региональной экономической политики является учёт интересов обеих сторон, трансформирующийся в разработку системы стимулов. Наиболее типичными механизмами подобного рода с учётом отечественной и зарубежной практики являются:
- предоставление потенциальным инвесторам полной информационно-консультационной поддержки по вопросам, связанным с реализацией проекта;
- применение широкого спектра региональных налоговых льгот для инвесторов, в том числе снижение ставки налога на прибыль;
- льготное кредитование и предоставление региональных субсидий по полному или частичному возмещению процентов по кредитам;
- совместное финансирование рекомендованных проектов из регионального бюджета;
- подключение регионального бюджета к формированию объектов инфраструктурного обеспечения;
- содействие в решении вопросов, связанных с землепользованием;
- приоритетная поддержка зарубежных инвесторов, заключающаяся в информационном и финансовом обеспечении привлечения потенциальных зарубежных инвесторов;
- стимулирование к модернизации действующих предприятий на инновационной основе; создание максимально благоприятных условий для размещения новых производств; поддержка НИОКР, процессов энерго- и ресурсосбережения; развитие кадрового потенциала, повышение его образовательного и профессионального уровня; содействие в финансовом обеспечении инвестиционных процессов, в том числе содействие решению проблем реструктуризации долгов и поиска новых источников финансирования [5].
Действенным эмпирическим механизмом, способным интегрировать целевые установки и интересы, является территориальное функциональное зонирование. Благодаря применению данного метода достигается оптимизация функционирования региональной экономической системы.
В рамках системы территориального функционального зонирования можно определить основные структурно-классификационные элементы:
• производственные зоны, включающие индустриальные парки, промышленные кластеры, перспективные инвестиционные площадки;
• зоны социального строительства, включающие возведение жилых массивов и различных объектов социальной инфраструктуры, в том числе школы, больницы, детские сады, библиотеки, физкультурно-оздоровительные комплексы, развлека-тельно-досуговые центры и ;
• элементы логической инфраструктуры, в том числе мультимодальные логистические центры, авиационные хабы, аэропорты, вокзалы, морские и речные порты, объекты трубопроводного транспорта, объекты дорожно-транспортной системы.
С точки зрения системы региональной власти внедрение принципов территориального функционального зонирования в рамках стратегии развития региона способствует обозначению основных приоритетов развития и ранжированию объектов предполагаемого строительства или модернизации в соответствии с их функциональным экономическим назначением. Таким образом, для системы региональной власти применение территориального функционального зонирования обеспечивает интегрированность функциональных социально-экономических свойств перспективного объекта со спецификой его пространственно-территориальной локализации.
Кроме того, формирование подобных перспективных зон инвестирования позволит инвестору иметь системную картину региона и сформировать представление о комплексном развитии субъекта федера-
ции и его потенциальных точках роста как наиболее приоритетных и перспективных узлов экономического освоения, а следовательно, и инвестиционно-строительной деятельности.
Успешное интегрирование региональных и частнопредпринимательских целей в стратегическом аспекте стимулирует экономическую диверсификацию, создаёт дополнительные преимущества при встраивании экономики региона в систему международной торговли, а также сформирует благоприятные условия для оптимизации позиционирования региона в системе национального и международного разделения труда.
Необходимо отметить, что место как отдельной страны, так и региона в системе современных экономических отношений во многом будет зависеть от адаптации региональной и национальной экономики к объективным параметрам модификации инвестиционно-строительного комплекса современного типа. Взаимный учёт интересов инвестора и региона, заключающийся в интеграции перспективных инвестиционных проектов в рамках стратегий субъекта федерации, направлен на максимизацию плодотворного функционирования производительных сил региона, устойчивого развития на базе повышения инно-вационности производств, усиления взаимодействия и кооперации в рамках межрегионального сотрудничества, формирования потенциала для эффективного им-портозамещения и большей экспортной ориентации производств в противоречивых условиях глобализации мирового хозяйства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р
2. Проект Федерального закона №143912-6 «О государственном стратегическом планировании»
3. Нельсон Р.Р., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений / Пер. с англ. М., 2002. 536 с.
4. Горяев О. Муларду совьют гнездо на Дону / приложение газеты Коммерсантъ.Юг России. Ростов-на-Дону. 28.05.2014. Постоянный адрес в Интернете: http://www.kommersant.ru/doc/ 2480861
5. Джуха В.М., Погосян Р.Р., Мищенко К.Н. Диагностика развития профильных секторов промышленности Ростовской области в период восстановительного роста / Региональная экономика: теория и практика - Москва: ООО «Издательский дом Финансы и Кредит», 2013. - №5 (284) - С.30-39.
BIBLIOGRAPHIC LIST:
1. The concept of long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period till 2020 the Order of the government of the Russian Federation from November 17, 2008 N 1662-R
2. The draft Federal Law №143912-6 "On state strategic planning"
3. Richard R. Nelson, Sidney G. Winter. The evolutionary theory of economic change / TRANS. from English. M., 2002. 536 S.
4. Goryayev O. Mulago will twist Jack-on-don / application Newspapers Kommer-sant Russia. Rostov-on-don. 28.05.2014. Internet address: http://www.kommersant.ru/doc/2480861
5. Dzhukha V.M., Pogosyan R.R., Mishchenko K.N. Diagnostics of development of specialized industries of region in the period of reconstructive growth / Regional Economics: theory and practice - Moscow: the Publishing house of the Finance and Credit Bank, 2013. - №5 (284) - P.30-39.