УДК 316.627: 351.74 DOI: 10.12737/20542
Мурашов Александр Геннадьевич, магистрант,
Российская академия народного хозяйства и
государственной службы при Президенте РФ,
Орловский филиал, (Российская Федерация, г. Орёл)
е-таУ: [email protected]
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
В статье обоснована важность стратегического подхода к управлению экономикой региона, представлен сравнительный анализ стратегических целей и приоритетов стратегий социально-экономического развития регионов Центрального федерального округа РФ, сделан вывод о том, что от способности регионов реализовывать стратегии своего социально-экономического развития зависит их конкурентоспособность и страны в целом.
Ключевые слова: регион, региональное управление, стратегический подход, стратегия социально-экономического развития региона.
MURASHOV A.G., Student of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
ON THE STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS (ON THE EXAMPLE OF THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT)
The article proves the importance of the strategic approach to the management of the economy of the region; a comparative analysis of the strategy objectives and priorities of socio-economic development of the regions of the Central Federal District of Russia is presented; it is concluded that competitiveness of the regions and of Russia as a whole depends on their ability to implement the strategy of their social and economic development.
Keywords: region, regional management, strategic approach, strategy with socio-economic development of the region.
Одной из особенностей социально-экономического развития Российской Федерации является исторически сложившаяся глубокая дифференциация в экономическом развитии регионов страны, во многом связанная с наличием регионов с разной структурой экономики. Это оказывает значительное влияние на государственное устройство, структуру экономики и социально-экономическую политику. Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление
механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Сглаживание чрезмерных различий в экономическом развитии регионов создает благоприятные условия для их развития.
Для современной российской действительности характерна большая и всё усиливающаяся дифференциация между социально-экономическим развитием регионов с преобладанием количества субъектов Федерации, имеющих низкие показатели. Разница между
субъектами Федерации практически по большинству основных параметров достигает десятки раз даже в пределах одного федерального округа, не говоря уже об общероссийском уровне. Так, например, в рамках Центрального федерального округа в настоящее время наблюдается следующая ситуация: по показателю валового регионального продукта Костромская область отстаёт от Московской более чем в 17 раз, по показателю среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций Ивановская область отстаёт от Калужской в полтора раза, а по показателю среднедушевых денежных доходов населения Воронежская область опережает Орловскую почти в два раза. Эти данные свидетельствуют, что в ЦФО имеются благополучные и неблагополучные регионы. Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на комплексное развитие экономики территорий, обеспечение достойных условий жизни граждан.
Важную роль здесь играет стратегический подход к управлению региональным развитием. Федеральные программы развития отдельных территорий и региональные стратегии в России осуществляются с конца ХХ века (например, одними из первых регионов, реализующих такие программы, стали Республика Саха, Санкт-Петербург). В последние годы органы государственной власти также уделяют большое внимание данному вопросу. Под стратегическим управлением региональным развитием понимается процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральное место в котором занимает стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала региона с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором он развивается и функционирует. Стратегическое управление является действенным способом повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, отраслей экономики, регионов и страны в целом.
Во многих российских регионах имеется опыт разработки стратегий развития. Стратегии социально-экономического развития террито-
рий включают в себя сведения о развитии и анализ современного состояния экономики региона, выявление его конкурентных преимуществ, а также определяют цели и задачи, содержат перечень соответствующих программ и проектов. Стратегии разрабатываются для определения целевых ориентиров в социально-экономическом развитии региона, выражающихся в создании условий, позволяющих обеспечить высокие темпы развития экономики, а также сформировать среду для повышения качества жизни населения.
Проанализируем стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации на примере Центрального федерального округа. Они были разработаны исходя из перспектив социально-экономического развития регионов и с учётом стратегических целей, определённых в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В табл. 1 представлена информация о стратегических целях и некоторых приоритетных направлениях существующих стратегий социально-экономического развития регионов Центрального федерального округа Российской Федерации.
Рассмотрим сначала Белгородскую область, в которой реализуется. Стратегия социально-экономического развития на период до 2025 года [5].
В соответствии со стратегической целью можно выделить следующие приоритетные направления развития области: обеспечение конкурентоспособности экономики региона, улучшение социальной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала, а также формирование институциональной среды, способствующей инновационной активности и привлечению инвестиций в экономику.
Рассмотрим теперь Брянскую область. Согласно Стратегии социально-экономического развития области до 2025 года стратегическими целями региона являются повышение уровня жизни населения и создание благоприятных условий для его жизнедеятельности на основе реализации
экономического потенциала области. [7]. Стратегии социально-экономического развития Аналогичную стратегическую цель ставит перед области до 2020 года. собой и правительство Ивановской области в
Таблица 1 - Сравнительный анализ стратегий социально-экономического развития регионов ЦФО1
Субъект ЦФО Приоритетные направления стратегии Стратегическая цель социально-экономического развития
Белгородская область экономика, социальная сфера, институциональная среда повышение качества жиз-
Брянская область социальная сфера, инфраструктура, инвестиции ни населения
Владимирская область экономика, инфраструктура, социальная сфера
Воронежская область экономика, система государственного управления, инновации
Ивановская область социальная сфера, инфраструктура, экономика
Калужская область инновационная инфраструктура, кластеры, человеческий капитал
Курская область инновации, инвестиции, социальная сфера, кластеры
Липецкая область экономика, социальная сфера
Московская область Экономика, социальная сфера
город Москва экономика, социальная сфера, система государственного управления
Орловская область экономика, социальная сфера
Рязанская область экономика, социальная сфера
Тверская область экономика, инфраструктура, социальная сфера
Тульская область социальная сфера, инвестиции, инновации
Ярославская область экономика, социальная сфера, инфраструктура, система государственного управления
Смоленская область экономика, инвестиции, инновации повышение
Тамбовская область инвестиции, социальная сфера, система государственного управления конкурент-способности экономики региона
1 Составлено автором по материалам стратегий социально-экономического развития регионов Центрального федерального округа (источники 2-16)
В Воронежской области принята и реализуется «Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу» [8]. Цель её заключается в достижении роста качества жизни населения путем повышения конкурентоспособности экономики за счет реализации инвестиционных программ и создания эффективной системы государственного управления. При этом выделяется 5 стратегических направлений реализации программ и проектов: привлечение капитала; модернизация экономики; развитие малого бизнеса; стимулирование инноваций.
Что касается Калужской области, то главная цель её стратегического развития, обозначенная в Стратегии социально-экономического развития до 2030 года, состоит в обеспечении роста качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности региона и устойчивого экономического развития [10]. При этом в качестве стратегических приоритетов обозначены следующие: создание инновационной инфраструктуры и поддержка развития кластеров.
В Курской области в современных условиях, согласно Стратегии социальн-экономического развития до 2020 года, основной стратегической целью является создание условий для эффективного использования человеческого потенциала с целью повышения благосостояния и качества жизни населения на основе обеспечения конкурентоспособности области [2].
Рассмотрим теперь основные положения Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года [11]. Главная стратегическая цель развития региона заключаются в повышении благосостояния и качества жизни населения на территории области, обеспечении устойчивых темпов качественного экономического роста, усилении конкурентных позиций области.
Рассмотрим Московскую область, где реализуется Стратегия социально-экономического развития до 2020 года [12]. Её цель - создание на территории области благоприятных условий для жизни населения, достижение которой обеспечивается за счёт создания условий для
формирования конкурентоспособной экономики, позволяющей обеспечить устойчивое экономическое развитие региона.
В Москве, в соответствии со Стратегией развития города Москвы на период до 2025 года основной целью развития экономики является повышение качества и безопасности жизни граждан на основе устойчивого социально-экономического развития города [4]. Это возможно с помощью повышения уровня жизни населения; наращивания экономического и трудового потенциала, повышения качества и эффективности управления городом.
Что касается Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, то главной ее целью также является повышение уровня и качества жизни населения.
В Рязанской области разработана Стратегия социально-экономического развития на двадцатилетний период, целью которой является повышение качества жизни населения и достижение среднероссийского уровня основных показателей социально-экономического развития [13].
В Смоленской области стратегической целью государственной политики по социально-экономическому развитию на долгосрочную перспективу является повышение конкурентоспособности региона в условиях интеграции в глобальный рынок и рост на этой базе благосостояния жителей региона [14]. Это предполагает развитие конкурентных преимуществ региона, рост инвестиций в технологическую модернизацию и современные производства, диверсификацию экономики.
Стратегическим приоритетом развития Тамбовской области, обозначенным в Стратегии развития области до 2020 года, также является повышение конкурентоспособности экономики региона [15]. В числе приоритетов социально-экономического развития области выделены следующие: повышение инвестиционной привлекательности региона; эффективное использование ресурсного потенциала; развитие человеческих ресурсов; обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения; повышение эффективности государственного
управления социально-экономическим развитием области.
Стратегия социально-экономического развития Тверской области на долгосрочную перспективу (до 2025 года) нацелена на обеспечение высокого уровня благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого роста экономики и комплексного развития инфраструктуры [16].
Стратегический выбор Тульской области, обозначенный в Стратегии социально-экономического развития региона до 2028 года, призван способствовать обеспечению устойчивости темпов экономического роста и повышению уровня жизни населения [17]. Для этого необходимо увеличение притока инвестиций в экономику и социальную сферу, а также содействие инновационной активности.
В Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года так же, как и во многих других, стратегической целью обозначено повышение качества жизни населения региона [18].
Как видно из проведённого нами анализа существующих стратегий социально-экономического развития регионов ЦФО на долгосрочную перспективу, в большинстве из них главной стратегической целью является или повышение качества жизни населения (Белгородская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Воронежская, Курская, Липецкая и др. области), или обеспечение конкурентоспособности региона (Смоленская и Тамбовская области). Также практически во всех перечисленных документах в качестве одного из стратегических приоритетов социально-экономического развития обозначено повышение конкурентоспособности экономики региона. Однако во всех рассмотренных стратегиях в перечне приоритетных проектов и программ отсутствует программа повышения конкурентоспособности экономики региона. В связи с этим целесообразно разрабатывать в дополнение к стратегии социально-экономического развития региона отдельную программу повышения его конкурентоспособности. Это имеет особую важность в связи с тем, что стратегической целью государственного управления в РФ является создание
конкурентоспособной экономики, основанной на поддержке инноваций, развитии инфраструктуры, наращивании инвестиций, а страна в целом не может являться конкурентоспособной без достижения высокого уровня конкурентоспособности её регионов. Таким образом, от способности регионов реализовывать стратегии своего социально-экономического развития зависит их конкурентоспособность и конкурентоспособность России в целом.
Библиография:
1. Ивашкова Т.К., Морозова Н.В. Типология регионов Российской Федерации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» - 2014. - № 6 -URL: http://naukovedenie.ru/PDF/87EVN614.pdf
2. Информация о Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Официальный сайт Администрации Курской области. - URL: http://adm.rkursk.ru/index.php=2&mat_id=815.
3. Основные направления стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года [Электронный ресурс]: Портал Орловской области. - URL: http://www.orel-region.ru/.
4. Стратегия развития города Москвы на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Официальный сайт Департамента экономической политики и развития города Москвы. -URL: http://www.depir.ru/.
5. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Официальный сайт губернатора и правительства Белгородской области. - URL: http://www.belregion.ru/.
6. Стратегия социально-экономического развития Брянской области на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Официальный сайт Администрации Брянской области. - URL: http://www.bryanskobl.ru/.
7. Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года [Электронный ресурс]: Официальный сайт Администрации Владимирской области. - URL: http://www.econom.avo.ru/.
8. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на долгосроч-
ную перспективу [Электронный ресурс]: Официальный сайт Департамента экономического развития Воронежской области. - URL: http://www. econom.govvrn.ru/.
9. Стратегия социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года [Электронный ресурс]: Официальный сайт правительства Ивановской области. - URL: http://www.ivanovoobl.ru/.
10. Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года [Электронный ресурс]: Портал органов власти Калужской области. - URL: http://www.admoblkaluga.ru/.
11. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Официальный сайт Администрации Липецкой области. - URL: http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/strategy/strategy.php
12. Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2020 года [Электронный ресурс]: Официальный сайт Правительства Московской области. - URL: http://www.mosreg.ru/.
13. Стратегия социально-экономического развития Рязанской области на двадцатилетний период [Электронный ресурс]: Официальный сайт Правительства Рязанской области. - URL: http://www. ryazanreg.ru/.
14. Стратегия социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года) [Электронный ресурс]: Официальный сайт Департамента экономического развития и торговли Смоленской области. - URL: http://econ.admin-smolensk.ru/.
15. Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Официальный сайт Управления экономической политики Администрации Тамбовской области. - URL: http:// www.tambov.gov.ru/ekon/.
16. Стратегия социально-экономического развития Тверской области на долгосрочную перспективу (до 2025 года) [Электронный ресурс]: Официальный сайт Департамента экономики Тверской области. - URL: http://economy.tver.ru/.
17. Стратегия социально-экономического развития Тульской области до 2028 года [Элек-
тронный ресурс]: Портал органов исполнительной власти Тульской области. - URL: http://www.admportal.tula.ru/.
18. Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года [Электронный ресурс]: Портал органов власти Ярославской области.-URL:http://www.yarregion.ru/.
References:
1. Ivashkova T.K., Morozova N.V. Tipologiia regionov Rossiiskoi Federatsii // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» - 2014. - № 6 - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/87EVN614.pdf (In Russ.)
2. Informatsiia o Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Kurskoi oblasti na period do 2020 goda [Elektronnyi resursj: Ofitsial'nyi sait Administratsii Kurskoi oblasti. - URL: http://adm.rkursk.ru/index.php?id=2&mat_id=815. (In Russ.)
3. Osnovnye napravleniia strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Orlovskoi oblasti do 2020 goda [Elektronnyi resurs]: Portal Orlovskoi oblasti. - URL: http://www.orel-region.ru/. (In Russ.)
4. Strategiia razvitiia goroda Moskvy na period do 2025 goda [Elektronnyi resursj: Ofitsial'nyi sait Departamenta ekonomicheskoi politiki i razvitiia goroda Moskvy. - URL: http://www.depir.ru/. (In Russ.)
5. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Belgorodskoi oblasti na period do 2025 goda [Elektronnyi resursj: Ofitsial'nyi sait guberna-tora i pravitel'stva Belgorodskoi oblasti. - URL: http://www.belregion.ru/. (In Russ.)
6. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Brianskoi oblasti na period do 2025 goda [Elektronnyi resursj: Ofitsial'nyi sait Administratsii Brianskoi oblasti. - URL: http://www.bryanskobl.ru/. (In Russ.)
7. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Vladimirskoi oblasti do 2027 goda [El-ektronnyi resurs]: Ofitsial'nyi sait Administratsii Vladimirskoi oblasti. - URL: http://www.econom.avo.ru/. (In Russ.)
8. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Voronezhskoi oblasti na dolgosrochnuiu perspektivu [Elektronnyi resurs]: Ofitsial'nyi sait
Departamenta ekonomicheskogo razvitiia Voronezhskoi oblasti. - URL: http://www. econom.govvrn.ru/. (In Russ.)
9. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Ivanovskoi oblasti do 2020 goda [Elektronnyi resurs]: Ofitsial'nyi sait pravitel'stva Ivanovskoi oblasti. - URL: http://www.ivanovoobl.ru/. (In Russ.)
10. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Kaluzhskoi oblasti do 2030 goda [Elektronnyi resurs]: Portal organov vlasti Kaluzhskoi oblasti. - URL: http://www.admoblkaluga.ru/. (In Russ.)
11. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Lipetskoi oblasti na period do 2020 goda [Elektronnyi resurs]: Ofitsial'nyi sait Administratsii Lipetskoi oblasti. - URL: http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/strategy/strategy.php (In Russ.)
12. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Moskovskoi oblasti do 2020 goda [Elektronnyi resurs]: Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Moskovskoi oblasti. - URL: http://www.mosreg.ru/. (In Russ.)
13. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Riazanskoi oblasti na dvadtsatiletnii period [Elektronnyi resurs]: Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Riazanskoi oblasti. - URL: http://www.ryazanreg.ru/. (In Russ.)
14. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Smolenskoi oblasti na dolgosrochnuiu perspektivu (do 2020 goda) [Elektronnyi resurs]: Ofitsial'nyi sait Departamenta ekonomicheskogo razvitiia i torgovli Smolenskoi oblasti. - URL: http://econ.admin-smolensk.ru/. (In Russ.)
15. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Tambovskoi oblasti na period do 2020 goda [Elektronnyi resurs]: Ofitsial'nyi sait Upravleniia ekonomicheskoi politiki Administratsii Tambovskoi oblasti. - URL: http:// www.tambov.gov.ru/ekon/. (In Russ.)
16. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Tverskoi oblasti na dolgosrochnuiu perspektivu (do 2025 goda) [Elektronnyi resurs]: Ofitsial'nyi sait Departamenta ekonomiki Tverskoi oblasti. - URL: http://economy.tver.ru/. (In Russ.)
17. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Tul'skoi oblasti do 2028 goda [Elektronnyi resurs]: Portal organov ispolnitel'noi vlasti Tul'skoi oblasti. - URL: http://www.admportal.tula.ru/. (In Russ.)
18. Strategiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Iaroslavskoi oblasti do 2030 goda [El-ektronnyi resurs]: Portal organov vlasti Iaroslavskoi oblasti. - URL: http://www.yarregion.ru/. (In Russ.)