УДК 316.624.3-053.6 DOI: 10.12737/20540
Пчела Александр Васильевич, магистрант,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, Орловский филиал (Российская Федерация, г. Орёл).
e-mail: aleksandrpchela@yandex. ru
ПРИОРИТЕТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
РЕГИОНОВ РОССИИ
В статье рассмотрены приоритеты управления социально-экономическим развитием регионов России в соответствии с Концепцией «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации». Сделан вывод о важности выбора приоритетов эффективного управления социально-экономическим развитием регионов страны в реализации стратегии социально-экономического развития её регионов.
Ключевые слова: регион, региональная политика, субъекты Федерации, региональная экономика, региональное развитие, межрегиональная дифференциация, стратегия социально-экономического развития регионов.
Pchela A.V., Student of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
MANAGEMENT PRIORITIES OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN REGIONS
The article discusses management priorities of socio-economic development of the regions of Russia in accordance with the Concept «Strategy of socio-economic development of the regions of the Russian Federation». The conclusion is made about the importance of the choice of effective management priorities of socio-economic development of the country regions in implementing the strategy of socio-economic development of its regions.
Keywords: region, regional policy, subjects of the Federation, regional economy, regional development, inter-regional differentiation, strategy of socio-economic development of the regions.
Развитие экономики Российской Федерации определяется состоянием экономики её регионов как социально-экономических субъектов, которое, в свою очередь, зависит от их территориального расположения и ресурсов, которыми они обладают. В связи с этим, каждый регион страны может быть конкурентоспособным в рамках тех направлений своего развития, для реализации которых в нём есть необходимый экономический потенциал.
В России вопросы социально-экономического развития регионов решаются
на федеральном, и региональном уровнях управления, поэтому совершенствования управления социально-экономическим развитием регионов требует совершенствования системы эффективного взаимодействия федеральных и региональных органов власти в области социально-экономического развития российских регионов.
Успешное функционирование каждого региона определяется в первую очередь способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, экологической
ситуацией, рациональным использованием ресурсного потенциала и т.д. В связи с тем, что регионы являются составной частью единого государства, возникает необходимость выбора и реализации приоритетных направлений их социально-экономического развития.
Исторически сложившиеся различия в экономическом развитии регионов России оказывают значительное влияние на государственное устройство страны, структуру и эффективность региональной экономики, стратегию проводимой в стране социально-экономической политики. Регионы РФ дифференцируются в зависимости от количества находящихся в их распоряжении природных и человеческих ресурсов, от уровня промышленного и сельскохозяйственного развития и других факторов. Данные различия усугубляются некоторыми доставшимися в наследство от советской экономики проблемами: диспропорциональность развития, сырьевая направленность экспортных отраслей и другими.
В качестве подтверждения вышесказанному можно привести пример региональных различий в величине среднедушевых денежных доходов населения: они могут различаться в 10-15 раз. Стоимость набора прожиточного минимума также отличается в разных регионах в несколько раз. Эти данные свидетельствуют о различиях в покупательной способности населения в разных регионах.
По мнению отечественных исследователей, возможности государства в реализации мероприятий региональной экономической политики ограничены, что определяет необходимость выбора приоритетов в рамках конкретной территории в определённое время. Так, по мнению А.Г. Гранберга, «при внешнем разнообразии формулировок целей региональной экономической политики они всегда представляют собой некий компромисс между стремлением к большей экономической эффективности и поддержанием социальной справедливости в территориальном развитии» [1, с. 429].
Согласно Концепции «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» [2, с. 126], миссия политики регионального развития Российской Федерации обозначена как содействие социально-
экономическому развитию регионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Данное содействие преследует цели повышения благосостояния и качества жизни населения Российской Федерации, достижения устойчивых темпов роста экономики страны, а также усиления конкурентных позиций России и ее регионов на международной арене.
Вышеназванные цели могут быть достигнуты посредством реализации следующих приоритетных направлений региональной политики Российской Федерации: во-первых, это повышение конкурентоспособности России и ее регионов в мировом масштабе; во-вторых, это развитие человеческого капитала регионов; в-третьих, улучшение экологической ситуации в регионах, и в-четвёртых, это повышение качества регионального управления и использования региональных ресурсов.
Рассмотрим подробнее проблему повышения конкурентоспособности России и ее регионов в мировом масштабе. Данный приоритет управления социально-экономическим развитием регионов РФ направлен, в первую очередь, на обеспечение эффективной интеграции российских регионов в мировой рынок. Этому направлению способствует формирование в регионах территориальных кластеров, в первую очередь, в инновационных секторах экономики, что является важным условием модернизации промышленности страны.
Если вновь обратиться к Концепции «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», то можно выделить следующие задачи развития промышленности в регионах РФ: это наращивание потенциала расширенного воспроизводства в отраслях промышленности; повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции на внутренних и внешних рынках; диверсификация промышленности; приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей, значительное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства; наращивание темпов импортозамеще-ния; создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства в сфере
материального производства; эффективная внешнеэкономическая политика [2, с. 130].
При этом значимую роль в промышленной политике РФ на современном этапе играют кластеры, представляющие собой совокупность сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга, что способствует в конечном итоге повышению конкурентоспособности региона, в котором данные кластеры функционируют.
Рассмотрим теперь развитие человеческого капитала регионов как один из приоритетов управления социально-экономическим развитием регионов РФ. Данное направление связано, прежде всего, с обеспечением воспроизводства населения в стране, которому могут способствовать программы стимулирования рождаемости. Неотъемлемой частью развития человеческого капитала в регионе является дальнейшее развитие системы образования, что повлечёт за собой улучшение кадрового потенциала российских регионов. Важно также оказание содействия свободному перемещению трудовых ресурсов, как в рамках региона, так и на межрегиональном уровне. В современных условиях остро стоит проблема миграции населения, связанная с общемировыми тенденциями в этой области. Следовательно, возникает вопрос адаптации мигрантов в российском обществе. Что касается внутренней миграции, то здесь большое значение имеет реализация миграционных программ, обеспечивающих формирование эффективных балансов демографических и трудовх ресурсов в российских регионах.
Далее рассмотрим улучшение экологической ситуации в регионах. Здесь центральное место отводится улучшению состояния окружающей природной среды за счёт экологизации хозяйства и ведения экономической деятельности на основе повсеместного внедрения энергосберегающих технологий.
Наконец, рассмотрим такое приоритетное направление как повышение качества регионального управления и использования региональных ресурсов. Здесь можно выделить следующие аспекты: совершенствование инструментов стратегического и программно-целевого
планирования в регионе; развитие механизмов государственно-частного партнёрства; стимулирование региональных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие регионов.
Таким образом, выбор приоритетов эффективного управления социально-экономическим развитием регионов Российской Федерации является важным этапом в реализации стратегии социально-экономического развития регионов России.
Библиография:
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2001.
2. Концепция «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» (в сокращении) // Среднерусский вестник общественных наук. - 2007. - № 3-2. -С. 122 - 138.
3. Томилина Ю.В. К вопросу об управлении экономикой региона на основе кластерного подхода // Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под редакцией д-ра эконом. наук А.В. Полянина. - Орёл: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. - С. 180 - 182.
4. Троцковский А.Я., Щетинин М.П. Концептуальные основы регулирования территориального развития на мезоуровне // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. -№ 2-2.
5. Федоляк В.С. Приоритеты региональной экономической политики федерального центра // Известия Саратовского Университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. -2009. - Том 9. № 2. - С. 27 - 31.
References:
1. Granberg A.G. Osnovy regional'noi ekonomiki. - M.: Izd vo GU VShE, 2001. (In Russ.)
2. Kontseptsiia «Strategy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia regionov Rossiiskoi Fed-eratsii» (v sokrashchenii) // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. - 2007. - № 3-2. - S. 122 - 138. (In Russ.)
3. Tomilina Iu.V. K voprosu ob upravlenii ekonomikoi regiona na osnove klasternogo pod-khoda // Sovremennye tendentsii razvitiia
menedzhmenta i gosudarstvennogo upravleniia. Materialy mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii / Pod redaktsiei d-ra ekonom. nauk A.V. Polianina. - Orel: Izd-vo OF RANKhiGS, 2016. - S. 180 - 182. (!П Russ.)
4. Trotskovskii A.Ia., Shchetinin M.P. Kontsep-tual'nye osnovy regulirovaniia territorial'nogo razvitiia na mezourovne // Izvestiia Altaiskogo gosudar-stvennogo universiteta. - 2010. - № 2-2. (!П Russ.)
5. Fedoliak V.S. Prioritety regional'noi ekonomicheskoi politiki federal'nogo tsentra // Izvestiia Saratovskogo Universiteta. Novaia seriia. Seriia Ekonomika. Upravlenie. Pravo. - 2009. -^ 9. № 2. - S. 27 - 31. (!П Russ.)