РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРОПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА
Сорокина Наталья Юрьевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: sorokina-tula@mail.ru
В статье представлен авторский подход к определению основных элементов стратегии устойчивого социально-экономического развития старопромышленного региона, которые могут быть положены в основу построения ее модели. Показаны цели и задачи стратегии, действия, необходимые для их достижения. Представлена иерархия целей стратегии, позволяющая осуществить декомпозицию главной цели - обеспечение устойчивого развития территории в этапные цели и задачи. Особое внимание уделено характеристике инструментов реализации стратегии с применением метода дорожного картирования. Предложенный подход к формированию стратегии устойчивого развития старопромышленного региона будет способствовать более полному достижению целевых приоритетов общей стратегии социально-экономического развития территории. Ключевые слова: регион, стратегия, устойчивое социально-экономическое развитие, региональное управление.
THE STRATEGY OF PROVIDING SUSTAINABLE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT IN OLD-INDUSTRIAL REGION
Sorokina, Natalia Yu.
PhD, Assistant Professor of the Department for National and Regional Economy of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: sorokina-tula@mail.ru
The article shows the author's approach to defining the key elements of strategy of sustainable social and economic development in the old-industrial region, which could be used as a foundation for its model. The author demonstrates strategy targets and objectives and steps necessary to attain them. The hierarchy of strategy targets is given, which can help decompose the main target - to provide sustainable development of territory in stage targets and objectives. Special attention is paid to characteristics of tools of strategy implementation by using the method of road card. This approach to designing the strategy of providing
sustainable development of the old-industrial region can contribute to complete attainment of target priorities of the general strategy of social and economic development of the territory. Keywords: region, strategy, sustainable social and economic development, regional administration.
Формирование стратегий - одна из актуальных проблем современной теории и практики региональной экономики. Исследованию закономерностей и стратегических аспектов регионального развития посвящены работы Г. А. Бабкова, Л. Я. Березина, М. Я. Гохбер-га, В. С. Золотарёва, Л. А. Иванченко, В. А. Ильина, В. В. Кузнецова, В. А. Матвеева, П. А. Минакера, Л. И. Муратовой, В. Ю. Наливайского, А. А. Озова, Л. Э. Пашнанова, Х. М. Психомахова, А. А. Татуева и др. В трудах этих российских ученых уделяется внимание проблемам разработки региональной политики на основе управления социально-экономическим потенциалом региона и его отдельными составляющими.
Моделирование стратегии предполагает выделение ее основных элементов и установление связей между ними. Следует отметить, что состав элементов стратегии до сих пор однозначно не определен. Однако большинство исследователей вслед за А. Чандлером [3] к ее базовым элементам относят цели и задачи, а также действия, необходимые для их достижения.
По мнению Г. Минцберга и Дж. Уотерза [4], важным элементом стратегии является оценка ее результативности, обеспечивающая согласование действий с целями и задачами.
Таким образом, элементами стратегии, которые могут быть положены в основу построения ее модели, являются:
1) цели и задачи стратегии;
2) действия, необходимые для их достижения (инструменты);
3) результаты стратегии.
При таком подходе стратегия рассматривается как органическое единство целей и результатов и отражает непрерывный характер процесса обеспечения устойчи-
вого социально-экономического развития старопромышленного региона.
Стратегия обеспечения устойчивого социально-экономического развития старопромышленного региона представляет собой документ регионального стратегического планирования, в котором в систематизированном виде изложены приоритеты, цели и задачи устойчивого развития территории, определены показатели достижения целей и ожидаемые результаты, представлен перечень программных мероприятий, направленных на решение приоритетных проблем развития региона на долгосрочный период1. Основная цель ее разработки состоит в детализации для региона целей и приоритетов устойчивого социально-экономического развития, установленных на федеральном уровне; обеспечении согласованности с целями и приоритетами стратегий развития федеральных округов (макрорегионов); согласовании с соответствующими документами стратегического планирования федерального уровня.
По нашему мнению, разработка стратегии обеспечения устойчивого социально-экономического развития старопромышленного региона предполагает:
- анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на устойчивое развитие региона;
- определение целей и задач регионального развития;
- разработку системы индикаторов и показателей оценки характера развития региона;
- прогнозирование устойчивости социально-экономического развития региона;
1 См.: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
- выбор адекватных инструментов реализации стратегии устойчивого развития региона;
- оценку результативности стратегии устойчивого социально-экономического развития региона.
Указанные действия могут быть положены в основу построения модели формирования стратегии обеспечения устойчивого развития старопромышленного региона, представленной на рисунке.
воздействием результатов стратегии
Рис. Модель стратегии обеспечения устойчивого социально-экономического развития
старопромышленного региона
Анализ факторов, влияющих на устойчивое развитие региона, предполагающий их выявление, классификацию и описание, позволяет выявить характер их влияния на региональное развитие, а также место и роль каждого фактора в процессе обеспе-
чения его устойчивого характера. Изменения в правовых, организационных, экономических и социальных факторах влияют на цели и задачи региональной стратегии социально-экономического развития. Между тем реализация стратегии обеспече-
ния устойчивого развития в свою очередь вызывает изменение в факторах под воздействием ее достигнутых результатов.
Итоги анализа факторов целесообразно представлять в формате матрицы SWOT, позволяющей выявить сильные (конкурентные преимущества) и слабые (факторы, препятствующие устойчивому развитию старопромышленного региона) стороны. Исходя из специфики регионов их социально-экономическая динамика должна основываться на использовании и развитии ресурсного потенциала промышленности как ведущей отрасли региональной экономики.
Определение целей регионального развития в контексте обеспечения устойчивой социально-экономической динамики территории предполагает построение иерархии целей, позволяющей осуществить декомпозицию главной цели в этапные цели и задачи. При построении иерархии целесообразно придерживаться следующих ограничений:
- реализация целей каждого последующего уровня управления является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;
- для каждого уровня управления цели вышестоящих уровней выступают как ограничения;
- цели каждого уровня управления являются независимыми друг от друга и невыводимыми друг из друга;
- формулировка главной цели должна содержать описание конечного результата.
Главная цель стратегии заключается в создании условий для социально-экономического развития региона исходя из приоритетов и требований, определенных в региональных документах стратегического планирования. В соответствии с принципами системного подхода она тесно связана с приоритетной целью регионального управления как системы более высокого порядка - создание условий для повышения качества жизни населения.
Главная цель конкретизируется в этапных целях [2]:
- эффективное использование социально-экономического потенциала региона - его полноценное задействование в социально-экономических процессах, происходящих в региональной системе, для достижения текущих целей функционирования и стратегических целей развития;
- результативное управление развитием социально-экономического потенциала региона - создание условий для количественного увеличения и качественного улучшения потенциала региона до уровня, обеспечивающего полноценную реализацию программ и мероприятий региональной стратегии социально-экономического развития.
Фундамент иерархии целей составляют задачи, которые реализуются в конкретных инструментах стратегии обеспечения устойчивого социально-экономического развития старопромышленного региона -политике в сфере труда и занятости населения, социальной политике, бюджетно-финансовой политике, инвестиционной, инновационной и структурной политике государства.
Разработка целей и задач стратегии обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона осуществляется под влиянием, с одной стороны, стратегических приоритетов национального и регионального развития; а с другой - факторов внешней и внутренней среды, определяющих условия и характер регионального развития, а также возможности региона по достижению целевых приоритетов региональной стратегии.
Разработка системы индикаторов и показателей оценки характера развития старопромышленного региона в контексте обеспечения его устойчивого развития позволит своевременно отслеживать изменения в характере развития региона в процессе реализации стратегии и на этой основе оценивать ее результативность.
Система показателей и индикаторов должна отвечать ряду требований, таким как:
- комплексный характер, т. е. показатели системы должны быть методологически согласованы, опираться на единую концепцию, использовать единые определения и классификации;
- полнота охвата, т. е. использование ограниченного числа наиболее важных показателей и индикаторов, отражающих качественные изменения в процессе регионального развития. При разработке системы показателей в качестве основы следует использовать стандартные классификации, предлагаемые Федеральной службой государственной статистики;
- специфичность, которая заключается в том, что показатели должны отражать особенности, качества, отличительные признаки региона конкретного типа (в нашем случае старопромышленного региона);
- достоверность, т. е. система должна включать показатели и индикаторы, которые могут быть получены органами регионального управления без существенных затруднений в сжатые сроки и на постоянной основе;
- сопоставимость показателей (индикаторов), которая необходима для сравнения динамики развития в отдельные периоды времени, а также процессов обеспечения устойчивого развития в других регионах и странах.
Построенная в соответствии с указанными требованиями система индикаторов и показателей может быть положена в основу оценки результативности стратегии обеспечения устойчивого развития старопромышленного региона.
Прогнозирование устойчивости социально-экономического развития региона призвано научно обосновать программы и мероприятия стратегии на основе постановки целей, адекватных интересам развития старопромышленного региона, и выбора рациональных вариантов их достижения с учетом ограничений со стороны социально-экономического потенциала территории.
Как документ среднесрочного прогнозирования прогноз устойчивости регионального социально-экономического развития содержит оценку достигнутого уровня социально-экономического развития региона; факторов, препятствующих достижению заданного региональной стратегией уровня регионального развития, соответствующего траектории устойчивого развития; целевых показателей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития региона в среднесрочной перспективе.
Инструменты реализации стратегии обеспечения устойчивого социально-экономического развития старопромышленного региона представляют собой рычаги воздействия, которые имеются в распоряжении администрации территории. Они должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечить концентрацию ограниченных ресурсов на важнейших участках процесса обеспечения устойчивого развития региона. Выбор инструментов должен осуществляться в соответствии с приоритетами региональной стратегии социально-экономического развития.
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона должно основываться на единой системе стратегий, программ и планов, согласованных в организационно-правовом, информационном и методическом отношении.
Это предполагает разработку:
- во-первых, самой стратегии обеспечения устойчивого социально-экономического развития старопромышленного региона;
- во-вторых, плана мероприятий по реализации региональной стратегии устойчивого развития;
- в-третьих, государственных программ региона, утверждаемых в целях реализации стратегии.
Стратегия обеспечения устойчивого социально-экономического развития старопромышленного региона представляет собой документ стратегического планирова-
ния, разрабатываемый в рамках целепола-гания на уровне региона.
План мероприятий по реализации региональной стратегии устойчивого развития - это комплекс взаимоувязанных по целям, срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих реализацию стратегии устойчивого развития региона. Его разработка и реализация должны осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
- соответствие целей и задач мероприятий плана прогнозам и региональной стратегии социально-экономического развития;
- отнесение расходов на реализацию программ и мероприятий плана по их экономическому содержанию;
- соответствие расходов на реализацию мероприятий с возможностями регионального бюджета в течение всего срока действия стратегии.
Организационно-экономический механизм разработки и реализации плана мероприятий по реализации стратегии обеспечения устойчивого развития региона должен включать описание системы управления, обеспечивающей в случае необходимости корректировку деятельности ее отдельных участников.
Государственные программы региона представляют собой комплекс мероприятий, нацеленных на создание условий для устойчивого социально-экономического развития региона с указанием исполнителя, сроков исполнения, объемов финансирования.
В современных экономических условиях разработка и реализация указанных инструментов реализации стратегии осуществляются с применением метода дорожного картирования (гоадшаррг^). Дорожная карта - обобщающий документ, представляющий собой визуализацию процесса пошагового достижения стратегической цели [1].
В практике регионального управления под дорожной картой, как правило, понимается комплекс мероприятий, иниции-
руемых, разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающих эффективное решение задач в области социально-экономического развития территории1.
Отправной точкой в составлении дорожной карты является общее описание ее основных элементов - стратегической цели, системы этапных целей и задач, выявленных проблем в исследуемой области, перечня ожидаемых количественных и качественных результатов, призванных обеспечить контроль за ее реализацией путем сравнения фактически достигнутых и запланированных показателей регионального развития.
Построенная таким образом система инструментов реализации стратегии обеспечения устойчивого развития старопромышленного региона призвана создать условия для согласованности действий органов регионального управления за счет лучшей координации процессов принятия управленческих решений в различных структурных подразделениях.
Оценка результативности стратегии проводится на предмет выявления соответствия характера социально-экономического развития старопромышленного региона целям и задачам общей стратегии развития территории, что позволит осуществить выработку адекватных мер по корректировке возникающих отклонений.
Оценка должна быть основана на следующих принципах:
- принципе объективизации, т. е. на объективных критериях, имеющих количественную оценку и качественное содержание;
- принципе сферы оценки, в соответствии с которым наиболее результативна оценка, осуществляемая в динамично действующей (развивающейся) системе;
- принципе пропорциональности, в соответствии с которым объем оценки
1 Официальный портал органов власти Калужской области. - URL: http://admoblkaIuga.ru/sub/econom/ strategy/plan.php
должен быть пропорционален характеристикам процесса и масштабу оценки;
- принципе адекватности, предполагающем соотнесение методов оценки с конкретными целями и спецификой объекта оценки;
- принципе обратной связи, предполагающем учет информации, поступающей по каналам обратной связи.
По аналогии с общей стратегией регионального развития ход реализации стратегии устойчивого социально-экономического развития старопромышленного региона должен координироваться и контролироваться общественной структурой, созданной при высшем органе исполни-
тельной власти региона. В его состав целесообразно включить представителей законодательной и исполнительной власти региона, научных кругов и вузов, бизнес-сообщества и общественных организаций.
Предложенный подход к формированию стратегии обеспечения устойчивого развития старопромышленного региона, представленный в виде схемы согласованных действий по разработке целей и задач стратегии, их достижению и оценке результатов, позволяет обеспечивать условия достижения целевых приоритетов общей стратегии социально-экономического развития региона.
Список литературы
1. Гретченко А. И., Горохова И. В. Новый инструментарий долгосрочного планирования инновационной экономики // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 4 (34). - С. 33-38.
2. Сорокина Н. Ю. Концептуальная модель устойчивого развития региона на основе эффективного управления его социально-экономическим потенциалом // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 2 (68). -С. 79-87.
3. Chandler A. D. Strategy and Strukture. - Cambridge, M. A. : MIT Press, 1962.
4. Mintzberg H., Waters J. Of Strategies, Deliberate and Emergent // Strategic Management Journal. - 1985. - Vol. 6. - N 3. - Р. 257-272.
References
1. Gretchenko A. I., Gorokhova I. V. Novyy instrumentariy dolgosrochnogo planirovaniya innovatsionnoy ekonomiki [New Tools of Long-Term Planning in Innovative Economy]. Vestnik Rossiyskoy ekonomicheskoy akademii imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian Academy of Economics], 2010, No. 4 (34), pp. 33-38. (In Russ.).
2. Sorokina N. Yu. Kontseptual'naya model' ustoychivogo razvitiya regiona na osnove effektivnogo upravleniya ego sotsial'no-ekonomicheskim potentsialom [Conceptual Model of Sustainable Development of the Region Based on the Effective Management of its Social and Economic Potential]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 2 (68), pp. 79-87. (In Russ.).
3. Chandler A. D. Strategy and Strukture. Cambridge, M. A., MIT Press, 1962.
4. Mintzberg H., Waters J. Of Strategies, Deliberate and Emergent. Strategic Management Journal, 1985, Vol. 6, No. 3, pp. 257-272.