Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ФОРМЫ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)'

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ФОРМЫ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инициативный проект / инициативная группа / местное самоуправление / граждане / муниципальная демократия / initiative project / initiative group / local self-government / citizens / municipal democracy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жданова Софья Романовна

Статья посвящена опыту участия во внесении инициативного проекта. Исследуются основы реализации практик инициативного бюджетирования, особенности инициативных проектов и их реализации. Показано, что политическое устройство должно учитывать установочные приоритеты муниципалитета при реализации инициативных проектов. Демонстрируется важность такого института, как института демократии. Приводятся данные, свидетельствующие о развитии практики (на примере Новгородской области). Делаются выводы о роли инициативных проектов в повышении гражданской активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF REALIZATION OF INITIATIVE PROJECTS AS A FORM OF CITIZENS' EXPRESSION OF WILL (ON THE EXAMPLE OF THE NOVGOROD REGION)

Тhe article is devoted to the experience of participation in the introduction of the initiative project. The bases of realization of practices of initiative budgeting, peculiarities of initiative projects and their realization are investigated. It is shown that the political structure should take into account the setting priorities of the municipality in the implementation of initiative projects. The importance of such an institution as the institution of democracy is demonstrated. The data indicating the development of the practice (on the example of the Novgorod Oblast) are given. Conclusions are drawn about the role of initiative projects in increasing civic engagement.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ФОРМЫ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 342.571

Жданова Софья Романовна Саратовская государственная юридическая академия

Институт прокуратуры Россия, Саратов sofya.zhdanova 11 @mail .ru Zhdanova Sofya Saratov State Law Academy Institute of Prosecutor's Office Russia, Saratov

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ФОРМЫ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) Аннотация: статья посвящена опыту участия во внесении инициативного проекта. Исследуются основы реализации практик инициативного бюджетирования, особенности инициативных проектов и их реализации. Показано, что политическое устройство должно учитывать установочные приоритеты муниципалитета при реализации инициативных проектов. Демонстрируется важность такого института, как института демократии. Приводятся данные, свидетельствующие о развитии практики (на примере Новгородской области). Делаются выводы о роли инициативных проектов в повышении гражданской активности.

Ключевые слова: инициативный проект, инициативная группа, местное самоуправление, граждане, муниципальная демократия.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №31

ON THE ISSUE OF REALIZATION OF INITIATIVE PROJECTS AS A FORM OF CITIZENS' EXPRESSION OF WILL (ON THE EXAMPLE OF THE

NOVGOROD REGION) Annotation: the article is devoted to the experience of participation in the introduction of the initiative project. The bases of realization of practices of initiative budgeting, peculiarities of initiative projects and their realization are investigated. It is shown that the political structure should take into account the setting priorities of the municipality in the implementation of initiative projects. The importance of such an institution as the institution of democracy is demonstrated. The data indicating the development of the practice (on the example of the Novgorod Oblast) are given. Conclusions are drawn about the role of initiative projects in increasing civic engagement.

Key words: initiative project, initiative group, local self-government, citizens, municipal democracy.

В современном мире в условиях постоянного поиска оптимальных механизмов взаимодействия власти и общества подобная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления набирает всё большую популярность. Граждане выступают с инициативами реализации проектов, целью которых является стремление населения сделать жизнь человека и общества в целом более комфортной. Причём подобные проекты затрагивают абсолютно разные сферы жизнедеятельности. Не составляет исключение и инициативное бюджетирование в области политической деятельности.

Муниципальная демократия, по мнению Михеевой Т.Н. и Михеева Д.С., характеризуется не только непосредственным участием граждан в местных делах, но и возможностью их влияния на принятие местными органами власти иных решений [7, с. 9]. Местные органы власти управляют субъектом, составляющей единицей которого является население. Именно по этой причине органы местного самоуправления должны решать вопросы местного значения с

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №31

учётом мнения населения, принимая во внимание его взгляды и идеи по поводу развития муниципальных территорий, обеспечения комфортной среды и т.д. [6, с. 156].

В российском законодательстве закреплены многочисленные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Так в Российской Федерации в начале 2000-х годов при поддержке государства уже реализовывались разнообразные проекты с участием граждан. Однако на тот момент ещё не была выработана бюджетная технология и инструмент бюджетирования подобных проектов, опорой для которых было вовлечение граждан [4, с. 8]. В противовес прошлому опыту в последние несколько лет практика создания и реализации подобных проектов становится гораздо успешнее.

В 2021 году в Российской Федерации появилась ещё одна форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. Помимо муниципальных выборов, голосований, референдумов и других способов участия существует и такая форма, как выдвижение и реализация инициативных проектов. Это относительно новое явление для законодательства нашего государства, но в то же время и проблематичное сточки зрения практической и теоретической разработанности [3, с. 5].

Нормативной основой, регламентирующей организацию осуществления деятельности граждан в рамках инициативного проектирования в наши дни, стал Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно положениям ст.26.1 Федерального закона №131-ФЗ инициативный проект может быть внесен в целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования, по решению вопросов местного значения, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления [8].

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №31

Развитие института правотворческой инициативы граждан позволяет выявлять реальные общественные потребности в правовом регулировании тех или иных отношений, учитывать интересы различных групп населения, стимулировать их правовую активность [1, с. 10]. Процедуру внесения инициативного проекта нельзя назвать простой. Например, она осложнена громоздкой и сложной системой сбора подписей. Но с каждым годом наблюдается рост использования такой формы осуществления народовластия в местном самоуправлении.

Нельзя не отметить такой важный аспект, как гарантии реализации в сфере правотворческой инициативы. Федеральным законом № 131-ФЗ не установлен весь комплекс гарантий реализации правотворческой инициативы граждан, за исключением основной гарантии - обязательного рассмотрения поступившего проекта органом, в компетенцию которого входит принятие данного акта.

Стоит ещё раз обратиться к уже упомянутому Федеральному закону №131 -ФЗ и обозначить, что с инициативой о внесении инициативного проекта вправе выступить инициативная группа численностью не менее десяти граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих на территории соответствующего муниципального образования [8]. Однако стоит отметить, что численность жителей, образующих инициативную группу, в практике различных муниципальных образований заметно различается, следовательно, реализовать это требование федерального законодателя в муниципалитетах можно по-разному. Муниципальные правовые акты самостоятельно устанавливают требование к минимальному числу участников инициативной группы граждан, реализующих правотворческую инициативу, что опосредованно фиксированной численностью населения и процентным соотношением [5, с. 85].

В 2019 году на территории Новгородской области губернатором Андреем Сергеевичем Никитиным было подписано соглашение с агентством

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №31

стратегических инициатив (АСИ) о реализации проекта «Кадры будущего для регионов» [2]. В рамках летней «Губернаторской школы» осуществлялась программа «Кадры будущего для регионов. Новгородская область». Программа была направлена на формирование и развитие лидерских команд из активных и неравнодушных представителей молодежного населения региона, которые способны внести идеи и осуществить организацию важных для своего субъекта социально-экономических проектов. Конечным результатом программы стали создание и выдвижение инициативных проектов от каждой из команд.

Одна из команд была заинтересована сферой деятельности политического управления в Новгородской области. Особый интерес был вызван идеей взаимоотношения, сотрудничества представителей власти региона и молодежи. Основываясь на подобной концепции был разработан инициативный проект «РшСвязь».

Вектор деятельности данного проекта был направлен главным образом на проведение мероприятий, которые посвящены неформальному общению молодёжи с представителями власти в формате творческих мероприятий, таких как рисование, настольные игры и многое другое. Такие встречи, по мнению представителей команды, позволят вовлечь молодежь в активную социальную деятельность региона и создать более открытую и прозрачную для граждан систему управления.

Дальнейшая работа проходила уже в формате поэтапной реализации проекта. В первую очередь, инициативной группой была организована встреча с должностными лицами различных министерств и ведомств Новгородской области, целью которой было обсуждение возможности дальнейшей совместной работы команды с представителями управленческих структур Новгородской области и презентация паспорта проекта. Далее были проведены встречи, где должностные лица выступили в качестве наставников для участников проекта «РшСвязь» в рамках реализации стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов». Участники проекта обсудили

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №31

предложения по формату мероприятий, а также возможные варианты взаимодействия с представителями органов власти.

Предзащита проектов проходила в рамках экспертной сессии стратегической инициативы "Кадры будущего для регионов. Новгородская область". На площадке «Точка кипения» были представлены промежуточные итоги деятельности реализуемого проекта. Подобная деятельность внесла вклад в личностное развитие каждого участника инициативной группы, давая возможность воплотить свои идеи и мысли в проектные решения, предлагая проявить свои лидерские качества, которые в дальнейшем смогут повлиять на жизнь и развитие Новгородской области.

Что же касается вклада инициативных проектов граждан в потенциал территории Новгородской области, то стоит отметить рост правового сознания и правовой культуры населения Новгородской области, заинтересованности в совершенствовании различных сфер жизни. Согласно имеющимся на сайте Правительства Новгородской области [9] статистическим данным, представленным в виде графика на рисунке 1, число реализуемых проектов в Новгородской области за год после внесения новой формы участия граждан в местном самоуправлении в Федеральный закон № 131-ФЗ возросло практически в пять раз (см. Диаграмму 1).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что опыт участия в реализации подобных инициативных проектов сможет оказать значительное влияние на формирование гражданской позиции, социальной активности и неравнодушия к общественным началам всех участников инициативной группы. Подобные программы в рамках развития молодежной политики способны улучшить условия жизни граждан, их приближённость к властным структурам общества, позволяют решать актуальные вопросы на уровне местного самоуправления. Закрепление основ участия населения в осуществлении местного самоуправления в правотворческом процессе на

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №31

нормативном уровне способствует развитию и процветанию демократического гражданского общества.

Список литературы:

1. Авакьян С.А. Общественный фактор в законотворчестве: некоторые проблемы и предложения // Конституционное и муниципальное право, 2006. №

3. С. 8-12.

2. «Кадры будущего для регионов». Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс] // URL: https://asi.ru/.

3. Бычкова Е.И. Реализация правотворческой инициативы граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления :автореф.диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Челябинск, 2011. 26 с.

4. Вагин В.В., Поминова К.В., Гаврилова, Н.В. и др. 50 вопросов об инициативном бюджетировании - М.: Филинъ, 2018. 86 с.

5. Кузьмич Н.М. Правотворческая инициатива граждан в муниципальных образованиях // Вестник СурГУ, 2017. С. 84-86.

6. Михеева Т.Н., Бояринцева И.А. Инициативные проекты - новая форма непосредственной муниципальной демократии // Юридические науки, 2021. №

4. С. 155-159.

7. Михеева Т.Н., Михеев Д.С. Формы взаимодействия общественных институтов с органами местного самоуправления // Правовое государство: теория и практика, 2011. № 1. С. 9-11.

8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-ФЗ: [принят Государственной думой 16 сентября 2003 года: одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года]. - Москва: Проспект; Санкт-Петербург: Кодекс, 2023. 185 с. Текст: непосредственный.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции

9. Правительство Новгородской области: [Электронный ресурс] // URL: https://www.novreg.ru/.

официальный сайт

^ вопросы российской юстиции выпуск №31

Приложения

Диаграмма 1. Статистика реализуемых инициативных проектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.