Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СФЕРЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СФЕРЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
857
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / EDUCATION SYSTEM / SPHERE OF EDUCATION / STATE POLICY IN THE FIELD OF EDUCATION / RUSSIAN EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проводина О.А., Сотиев И.Б.

В статье рассматриваются основные направления развития системы российского образования до 2025 г. для обеспечения конкурентоспособности на международном уровне. Определены основные направления государственной политики в сфере образования, факторы, влияющие на качество российского образования, а также ключевые задачи, реализация которых будет способствовать более эффективному и динамичному развитию отечественной образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF REFORMING THE EDUCATIONAL SYSTEM

This article discusses the main directions of development of the Russian education system until 2025 to ensure competitiveness at the international level. The main directions of the state policy in the field of education, as well as factors affecting the quality of Russian education and the main tasks, the implementation of which will contribute to a more effective and dynamic development of the educational system of the Russian Federation, are determined.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СФЕРЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

• ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ -ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

О.А. Проводина,

старший преподаватель кафедры административного и финансового права юридического института Северо-Кавказского федерального университета И.Б. Сотиев, преподаватель кафедры уголовного права Юго-Осетинского государственного университета им. А.А. Тибилова

0.A. Provodina,

Senior lecturer of Department of administrative and financial law of law Institute of North Caucasus Federal University

19_ lelya_ 91 @mail. ru

1.B. Sotiev,

Lecturer of Department of criminal law South Ossetian state University named after. A.A. Tibilova

К вопросу о реализации государственной политики РФ в сфере реформирования образовательной системы*

Аннотация: в статье рассматриваются основные направления развития системы российского образования до 2025 г. для обеспечения конкурентоспособности на международном уровне. Определены основные направления государственной политики в сфере образования, факторы, влияющие на качество российского образования, а также ключевые задачи, реализация которых будет способствовать более эффективному и динамичному развитию отечественной образовательной системы.

Ключевые слова: образование, система образования, сфера образования, государственная политика в сфере образования, российское образование.

On the implementation of the state policy of the Russian Federation in the field of reforming the education system

Abstract: this article discusses the main directions of development of the Russian education system until 2025 to ensure competitiveness at the international level. The main directions of the state policy in the field of education, as well as factors affecting the quality of Russian education and the main tasks, the implementation of which will 120 contribute to a more effective and dynamic development of the educational system of the Russian Federation, are determined.

Keywords: education, education system, sphere of education, state policy in the field of education, Russian education.

На сегодняшний момент во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Для России мо-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Министерства образования и науки Республики Южная Осетия в рамках научного проекта № 19-511-07005.

дернизация образования также является ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.

Возможность получения качественного образования — одна из наиболее важных жизненных ценностей граждан, основа политической стабильности и социализации. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Государственная политика в сфере образования призвана обеспечивать создание необходимых условий для реализации гражданами одного из основных конституционных прав — права на образование.

Одна из основных целей реформирования российского образования — повышение конкурентоспособности отечественных вузов на мировом рынке образовательных услуг, что обеспечивается комплексным, всесторонним обновлением всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности.

Система образования представляет собой сложный механизм, со-^ вокупность множества элементов, находящихся в тесной взаимосвязи ^ и характеризующихся целостностью и единством. О- Стратегическая цель российской государственной политики в обла-^ сти образования в первую очередь направлена на повышение доступности О качественного образования, соответствующего требованиям инноваци-

^ онного развития экономики и экономическим потребностям общества. ^ В настоящее время Россия старается активно перенять зарубежный опыт формирования системы образования, тем самым демонстрируя _ соответствие международным образовательным стандартам. ^ Представляется, что низкая эффективность национальной системы I- образования зависит от определенных факторов, на которые необходимо обратить значительное внимание при реализации государственной ^ политики в сфере образования, ведь именно влияние государственной политики воздействует на конкурентоспособность национальных вузов в системе престижных международных образовательных площадок.

Государственная политика находит свою реализацию в актах

Щ нормативного правового характера, государственных программах, ¡Х проектах, концепциях, которые нацелены на решение задач, направленных на улучшение качества жизни общества, в том числе и в и сфере образования.

126 Основным нормативным документом, определяющим направления государственной образовательной политики, является Федеральный 2 закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской О Федерации».

¡^ Наряду с названным законом, основные приоритеты российской ^ государственной политики в области образования отражены и в ряде других документов, определяющими из которых являются:

1) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

2) государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018—2025 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642;

3) проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9);

4) проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», 8 утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской § Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам о (протокол от 25 октября 2016 г. № 9) и др. |

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития § РФ на период до 2020 г. образованию отведена особая роль двигателя

системных изменений в экономике и обществе. При этом основной |

целью государственной образовательной политики стало повышение |

доступности качественного образования, соответствующего требо- §

ваниям инновационного развития экономики, современным потреб- §

ностям общества и каждого гражданина. о

В части, касающейся конкретных мероприятий, предполагаемых ■§.

к реализации в рамках данной Концепции, следует выделить: -

1) обновление организационно-экономических механизмов на всех -уровнях системы образования; §

2) повышение гибкости и многообразия форм предоставления § услуг дошкольного образования; ■§

3) переход на индивидуализацию и ориентация на практические навыки и фундаментальные умения в общем образовании; |

4) расширение участия работодателей на всех этапах образова- о тельного процесса в профессиональном образовании; "§ §

5) вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные и § О прикладные исследования; 8

5

I о

§ "О о то

6) создание системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ; 1 |

7) обеспечение равных условий доступа государственных и не- да государственных организаций, предоставляющих качественные об- | | разовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию; 127

8) формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителя [1]. ^ °

0 а 2 о

1 §

Немаловажное значение имеют поставленные цели, утвержденные в рамках государственной программы «Развитие образования» с 2018 до 2025 г. [2]. Данная программа призвана обеспечить соответствие § | качества российского образования меняющимся запросам населения и | перспективным задачам развития российского общества и экономики, создать условия для формирования и функционирования системы непрерывного образования.

I

I

о;

0

GQ

1

I

i с

о;

0

GQ

1

128

В рамках реализации данной программы приоритеты определены в следующих направлениях:

1. Улучшение качества образования. Данная цель определяется обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В рамках данной цели поставлены две задачи:

1) установление положения не ниже 10 места в 2024 г. в группе международных исследований;

2) увеличение к 2025 г. удельного веса численности выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, до 59 %.

Относительно положения российских вузов в международных рейтингах, определяющих конкурентоспособность в международном образовательном пространстве хочется отметить, что в ежегодном международном рейтинге QS World University Rankings 2019/2020 Россия представлена единственным университетом — Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, который в мировом ранге занимает 84 место из 200. При определении ранга учитывались следующие критерии: научная репутация, репутация вуза среди работодателей, соотношение ППС к числу студентов, индекс цитируемости научных публикаций, доля иностранных студентов и доля иностранных преподавателей [3].

Для более наглядного примера в таблице приведена сравнительная характеристика значений индексов по критериям с Массачусетским технологическим институтом (США), который занимает первое место в ранге.

Индексы по критериям Массачусетский технологический институт (США) Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия)

Научная репутация 100,0 73,6

Репутация среди работодателей 100,0 84,9

Соотношение ППС и студентов 100,0 99,7

Доля иностранного ППС 100,0 18,0

Доля иностранных студентов 94,1 56,1

Научное цитирование ППС 99,8 7,2

г» О

«V

Следует также отметить, что в рейтинге, направленном на оценку системы высшего образования той или иной страны в целом, — QS

«Рейтинг стран с лучшей системой высшего образования (Топ-50)», в 2016 г. Россия вообще не была представлена [4].

Однако можно проследить и положительную динамику. Уже в 2017 г. в топ-50 рейтинга лучших университетов стран БРИКС вошли 10 российских вузов. В 2018 г. число российских вузов, вошедших в топ-100, возросло с 19 до 25. Улучшению рейтинговых позиций способствовала тщательно проработанная государственная политика, нацеленная г на переход от количества вузов к качеству. В период с 1991 по 2010 8 г. численность российский вузов и их филиалов выросла вдвое, что | резко ухудшило состояние качества российского образования, в связи 2 с чем руководством страны было принято решение о сокращении не- | эффективных вузов. Как результат — к 2017 г. число вузов сократилось § вдвое, улучшилось качество российского образования, произошло увеличение рейтинговых показателей на международной арене [5]. |

2. Улучшение состояния доступности образования. Данное на- | правление предполагает доступность дошкольного образования для § нескольких возрастных категорий — детей в возрасте от 2 месяцев § до 3 лет и детей в возрасте от 3 лет до 7 лет. И в первом и во втором о случае итогом успешного выполнения государственной программы ■§. должно стать увеличение показателей до 100 % к 2025 г. -

3. Воспитание гармонично развитой и социально ответствен- -ной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов § Российской Федерации, исторических и национально-культурных тра- § диций. Обеспечение данной цели характеризуется двумя показателями: ■§

1) увеличением охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет програм- 1 мами дополнительного образования. Ориентируясь на положения § государственной программы, данный показатель к 2024 г. должен о соответствовать 80 %; Ц §

2) численностью обучающихся, вовлеченных в деятельность обще- § О ственных объединений на базе образовательных организаций общего - 8 образования, среднего и высшего профессионального образования. | о Предполагается, что к 2024 г. (нарастающим итогом) данный показатель должен соответствовать 8,8 млн человек. | |

Отдельно хочется уделить внимание проектам «Современная 2 а

цифровая образовательная среда в Российской Федерации» и «Вузы | | как центры пространства создания инноваций».

Целью проекта «Современная цифровая образовательная среда 129 в Российской Федерации» является обеспечение высокого уровня

доступности и качества образовательных ресурсов, а также высокой ^ °

степени индивидуализации образовательных траекторий. Стратегия 0 а

проекта предполагает к концу 2025 г. увеличение численности об- | §

учающихся образовательных организаций, прошедших обучение на § онлайн-курсах, до 11 млн человек. |

В 2017 г. обучение на онлайн-курсах прошли 241 тыс. человек, включая учащихся школ, студентов школ и профессиональных образовательных организаций, при численности банка информационного

«л

ресурса свыше 450 курсов, представленных 13 образовательными он-лайн-платформами (OpenPгofession, Stepik, Национальная платформа открытого образования и др.).

Приоритетным направлением проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» определено обеспечение к 2025 г. вхождения не менее 10 ведущих российских вузов в топ-100 мировых рейтингов университетов и создание в субъектах Российской Федерации не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития.

Показателем успешности реализации данного проекта могут служить первые промежуточные результаты: по итогам 2017 г. в топ-100 мировых рейтингов вошли 11 российских вузов, в топ-300 мировых рейтингов — 13 ведущих российских вузов [6].

Несмотря на то, что государством в последние годы уделяется особое внимание развитию системы образования, тем не менее остается большой спектр проблем, требующих разрешения. В частности,

I

^ к таковым необходимо отнести:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 1) сохранение сложной демографической ситуации в стране (за по-0- следние 17 лет численность школьников сократилась более чем на 21,7 %);

^ 2) нехватка школ и, как следствие, обучение в две, а иногда и в О три смены;

® 3) необходимость дальнейшего обеспечения внедрения в образо-^ вательную деятельность современных образовательных и информационных технологий; _ 4) разработка единых методологических основ оценки и контроля * качества учебных достижений. В данном случае речь идет о необхо-I- димости современного инструментария оценки и контроля качества

учебных достижений; ^ 5) поддержка ведущих российских университетов;

6) подготовка специалистов высшей квалификации.

Для успешного развития заданных направлений необходима § качественно выстроенная система государственной поддержки обЩ разования, которая является центральным звеном востребованности ¡Х российских вузов в мировом образовательном пространстве.

Эффективность, стабильность и приоритетность государственной системы образования — то, к чему стремится Россия в рамках мо-130 дернизации национальной образовательной системы, и прежде всего это определяется качеством образования. Подтверждением служат положения государственных программ, где основной ориентир ставится © на улучшение этого показателя.

¡^ По мнению авторов, в рамках улучшения качества российского об-^ разования необходимо провести тщательное реформирование как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, нуждающимся в преобразовании, следует отнести как государственное управление образованием в целом, так и организационно-правовое обеспечение, финансовое обеспечение, социальные и демографические критерии.

Факторы внутренней среды представляют совокупность переменных показателей, которые находятся в области деятельности вуза и являются сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента. Непосредственно факторы внутренней среды необходимо разделять на экономические и социальные факторы.

В данном случае базой определения экономических факторов

внутренней среды является наличие экономического потенциала вуза, г

в понимание которого входит совокупность ресурсов и возможностей 8

вуза, определяющих перспективы его деятельности при тех или иных §

сценарных вариантах внешних условий. 22

Таким образом, современное состояние мировой системы образо- |

вания зависит от разных экономических, политических, социальных § и иных процессов.

Для того чтобы повысить конкурентоспособность российской |

системы образования в мировом образовательном пространстве, не- |

обходима грамотная политика в области образования, проводимая §

государством, учитывающая не только общие тенденции мирового §

развития, но и особенности социально-экономического развития. о

В заключение следует отметить, что эффективное развитие системы ■§.

образования напрямую зависит от экономического и социального развития -

страны. Содержание и технология образования прежде всего должны от- -

вечать требованиям современного общества и экономики. Необходимо соз- §

дать благоприятные условия для развития системы образования, включая §

разработку новых механизмов финансирования и методов качественного ■§

государственного регулирования, что позволит России встраиваться в международную повестку развития высшего образования и претендовать на ведущую роль в глобальном образовательном пространстве.

Список литературы: 8 |

1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития § "§

Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долго- § §

Й .Q

срочного социально-экономического развития Российской Федерации на ¿и

период до 2020 года»): распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. и

№ 1662-р (в ред. от 28 сентября 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. g |

Федерации. — 2008. — № 47, ст. 5489. § g

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации 3 | «Развитие образования»: постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. s № 1642 (в ред. от 14 августа 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.

— 2018. — № 1, ч. 2, ст. 375. _

3. URL: https://na.ria.ru/20190618/1555290583.html s Q

4. URL: https://sn.ria.ru/20160518/1432025012.html O O

5. URL: https://nation-news.ru/352865-putin-o-razvitii-rossiiskogo-obrazovani- ° а ya-esli-my-ne-khotim-otstat-my-vsegda-dolzhny-byt-vperedi | "§

6. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию g g Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. U RL: http://static.government.ru/media/files/i6yH0TiCpoJ6dcd0zeb Kpxcts8ttFE42.pdf

"f х

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.