АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА И ВЫСШАЯ ШКОЛА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РФ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
Т.В. Комарова
В статье рассматриваются государственная политика Российской Федерации в области образования, ее основные принципы и инструменты. Одна из целей реформ российского образования - повышение конкурентоспособности отечественных вузов на мировом рынке образовательных услуг. Достижение этой цели обеспечивается за счет внедрения передовых технологий, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и улучшения инфраструктуры вузов. Изучаются расходы на образование в РФ и странах мира как инструмент политики государства в сфере образования. Проводится анализ влияния инструментов государственной политики в сфере образования на повышение конкурентоспособности национальных вузов в мировом образовательном пространстве. Различные государственные программы в сфере образования являются мощным инструментом в реформировании системы образования в целом, повышении уровня образования граждан и повышении конкурентоспособности национальных вузов в мировом образовательном пространстве. В рамках реализации государственной программы в сфере образования РФ сформирована сеть ведущих вузов страны. Возросло число российских вузов, признаваемых в рейтингах мировых университетов. Достижению этих результатов способствует программа повышения конкурентоспособности российских вузов «5-100». Приоритетными задачами проекта являются развитие научно-исследовательского потенциала, приведение уровня образования российских вузов к мировым стандартам, совершенствование системы дополнительного образования и переподготовки кадров, расширение междуна-
© Комарова Т.В., 2017 г.
Комарова Татьяна Витальевна, старший преподаватель Российского университета дружбы народов, Москва, котагоуа_^@гМп.ишуегейу
родной деятельности. Подчеркивается важность сбалансированной политики государства в сфере образования для социально-экономического развития России. В современных социально-экономических условиях в сложной структуре мирохозяйственных связей возрастает значение конкурентоспособности национальных систем образования на мировом рынке образования. Ключевые слова: университет, высшее учебное заведение, мировое образовательное пространство, Россия, образование, государственная политика в области образования, образовательное учреждение, конкурентные преимущества, рейтинги вузов. JEL: 120, 121, 128.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс реформирования систем образования развитых и развивающихся стран, в том числе России, в последние годы идет активными темпами и затрагивает все направления данной области. Среди прочих целей реформ российского высшего образования правительство провозгласило повышение конкурентоспособности отечественных вузов на национальном и мировом образовательных рынках. Очевидно, что достижение данной цели предполагает решение ряда важнейших задач: внедрение лучших зарубежных технологий, адаптированных к российской специфике, систематическое повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, совершенствование инфраструктуры вузов и пр. Этих целей невозможно достичь без грамотно выстроенной системы государственной поддержки образования, которая является ключевым фактором становления и востребованности российских вузов в глобальном пространстве образования.
Вопросы развития конкурентных преимуществ российских вузов в целях повышения их конкурентоспособности в глобальном образовательном пространстве не достаточно широко освещены в отечественной литературе. Отдельные аспекты управления обра-
зовательными учреждениями на протяжении прошлого столетия затрагивались в трудах В.И. Загвязинского (Загвязинский, 2011), А.М. Новикова (Новиков, 2000), И.Н. Сизем-ской (Сиземская, 2011), А.Г. Асмолова (Ас-молов, 2010), Е.Д. Липкиной (Липкина, 2006) и некоторых других исследователей. В настоящее время особое значение представляет анализ влияния государственной политики на повышение конкурентоспособности национальных вузов в мировом образовательном пространстве.
Источниками, на которых основывались положения и выводы данной публикации, стали рейтинги в области образования (рейтинг стран мира по уровню развития систем высшего образования, рейтинг вузов России «Топ-100», рейтинг вузов стран BRICS), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральная программа развития образования в РФ до 2020 г.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РФ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Государственная политика в сфере образования представляет собой комплекс мер в области функционирования и развития системы образования. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который является основным документом в этой области, отражающим государственную образовательную политику, под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Образованием в этом законе названа совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и
сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Государственная политика в области образования основывается на следующих ключевых принципах: гуманистическая направленность образования, приоритет общечеловеческих ценностей, демократия и
свободное развитие личности, воспитание гражданственности, единство федерального культурного и образовательного пространства, доступность образования всем слоям населения, светский характер образования и пр.
Среди важнейших направлений государственной политики в сфере образования до 2020 г. в Российской Федерации можно выделить следующие (табл. 1).
Таблица 1
Основные направления государственной политики в области образования до 2020 г. в Российской Федерации
Область реализации Основные направления
Дошкольное образование Достижение 100% доступности дошкольного образования от трех до семи лет. Изменение дошкольных образовательных учреждений в обновленную многофункциональную сеть. Переход на новые организационно-экономические механизмы. Создание условий бизнес-структурам для инвестирования. Повышение качества дошкольного образования
Общее образование Обеспечение доступности качественного общего образования. Поэтапный переход общеобразовательных учреждений на новые федеральные государственные стандарты. Достижение эквивалентного мировым образовательным стандартам качества школьного образования. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Обеспечение всеобщего доступа к образовательным ресурсам глобальной сети Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения
Дополнительное образование Обеспечение детям доступности дополнительного образования в различных формах. Расширение взаимодействия общего и дополнительного образования детей. Укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования
Профессиональное образование Формирование перечня востребованных профессий на рынке труда. Приведение системы подготовки кадров в соответствие актуальным и перспективным потребностям рынка труда. Создание регионального центра оценки и сертификации квалификаций. Укрепление материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования
Специальное образование Обеспечение доступности всех видов образования для детей с ограниченными возможностями, детей-сирот. Создание условий для интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями. Реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями
Кадровая политика Стимулирование развития инновационного потенциала педагогических работников. Повышение социального статуса педагогических работников. Совершенствование механизмов оплаты труда педагогов. Привлечение в отрасль высококвалифицированных специалистов
Источник: Составлено автором по материалам: «Федеральная программа развития образования РФ до 2020 года» // Официальные документы в образовании. 2000. № 8. С. 21-28.
РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ -ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В России расходы на образование являются достаточно низкими по сравнению с развитыми и другими развивающимися странами. Так, в 2016 г. по оценке МВФ в РФ расходы на образование составили 7742 долл. США на одного студента. Пример: этот показатель составлял в Канаде - 40 409 долл., Японии - 34 870, Израиле - 35 905, США -57 200, Великобритании - 42 105; Ирландии - 54 464 долл. (Список стран по ВВП (ППС) на душу населения, 2016). Тем не менее абсолютная величина расходов на образование в России - значительная. Так, согласно данным Министерства образования и науки доля расходов федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по высшим учебным заведениям по разделу «Образование» составляла чуть более 154 млрд р. (Расходы на образование, 2016). Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» пред-
усматривает финансирование этой сферы в объеме более 4 трлн р. (Развитие образования, 2014).
Так, расходы федерального бюджета на повышение конкурентоспособности ведущих университетов в последние три года составляли от 10,5 млрд до 12,5 млрд р. (табл. 2).
Следует отметить, что для оценки уровня расходов на образование применяются аналогичные показатели стран мира, измеряющиеся в процентах ВВП. Рейтинг стран мира по доле расходов на образование составляется Всемирным банком. Последний рейтинг составлялся в 2014 г., где странами с высокой долей расходов на образование стали Тимор-Лешти, Лесото, Куба и пр. (табл. 3). Менее всего (менее 2%) на образование из ВВП тратят Ливан, Замбия, ЦАР, Монако и ОАЭ. Тем не менее следует подчеркнуть, что это лишь отношение (процентное) расходов на образование к ВВП, не позволяющее произвести комплексную оценку уровня государственной поддержки в образовательной сфере.
Таблица 2
Расходы федерального бюджета на реализацию особо значимых мероприятий в сфере образования, млрд р.
Наименование Годы
2014 2015 2016
Повышение конкурентоспособности ведущих университетов 10,5 12,0 12,5
Программы развития федеральных университетов 6,9 6,9 6,9
Мероприятия по интеграции в экономику российских выпускников веду-
щих университетов мира «Глобальное образование» 1,5 1,5 1,5
Материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без по-
печения родителей, в федеральных государственных образовательных
учреждениях 5,8 5,8 5,8
Субсидии на поддержку образовательного кредитования 0,6 0,6 0,6
Субсидии на предоставление грантов Правительства РФ, выделяемых для
государственной поддержки научных исследований, проводимых под ру-
ководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях
высшего профессионального образования 3,0 2,4 2,4
Источник: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы"».
Таблица 3
Десять стран мира с самыми высокими расходами на образование (фрагмент рейтинга) по состоянию на 2014 г.
Место Страна Расходы, %
1 Демократическая Республика
Тимор-Лешти 14,0
2 Лесото 13,0
3 Куба 12,9
4 Бурунди 9,2
5 Молдова 9,1
6 Дания 8,7
7 Мальдивская Республика 8,7
8 Джибути 8,4
9 Намибия 8,1
10 Кипр 7,9
Источник: Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий, 2006-2016 (последняя редакция: 30.10.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info.
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ
Различные программы, включенные в общую государственную политику в сфере образования, являются мощным инструментом реформирования системы образования, повышения уровня образования граждан и усиления конкурентоспособности национальных вузов в мировом образовательном пространстве. Так, к примеру, государственная программа в сфере образования РФ до 2020 г. пока только дала результаты в виде формирования сети ведущих вузов страны и увеличения числа российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов (Горчакова-Сибирская, 2017).
Тем не менее пока в рейтинге эффективности национальных систем образования Рос-
сия занимает 34-е место (Рейтинг эффективности..., 2016), а в рейтинге стран с лучшей системой высшего образования в 2016 г. из 25 стран Россия не представлена совсем (Рейтинг стран, 2016).
В последние годы российские университеты усилили свое присутствие в рейтинге лучших университетов мира QS WorldUniversityRankings. Так, в 2017 г. в тысячу лучших университетов мира вошли 24 российских вуза. Например, МГУ им. М.В. Ломоносова вернулся в первую сотню рейтинга, впервые в рейтинг попали Саратовский государственный университет и Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) (Эксперт QS, 2017).
В рейтинге вузов стран БРИКС (The BRICS & Emerging Economies Rankings), в котором несколько лет лидирует Пекинский университет, в 2017 г. попали Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (3-е место), МФТИ (12-е место), МИФИ (19-е место) (Новости рейтингов вузов, 2017). Так, среди конкурентных российских университетов можно выделить учебные заведения, представленные в табл. 4.
Немаловажную роль в достижении этих результатов сыграла программа повышения конкурентоспособности российских вузов «5-100», предполагающая, что пять отечественных вузов к 2020 г. войдут в первую сотню ведущих университетов мира. К участию в проекте был допущен 21 отечественный вуз, в том числе: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российский университет дружбы народов, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Сибирский федеральный университет, Томский национальный исследовательский политехнический университет и пр. Масштабное финансирование этих вузов происходит в таких направлениях,
Таблица 4
Рейтинг вузов России (Топ-100) по состоянию на 2017 г. (фрагмент рейтинга)
Место в
Название вуза Оценка
рейтинге
1 Московский государственный уни-
верситет им. М.В. Ломоносова 1000
2 Национальный исследовательский
ядерный университет «МИФИ» 856
3 Санкт-Петербургский государствен-
ный университет 735
4 Национальный исследовательский университет - Высшая школа эко-
номики 734
5 Новосибирский национальный исследовательский государственный
университет 727
6 Московский физико-технический
институт (НИУ) 722
7 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, меха-
ники и оптики 715
8 Томский национальный исследовательский государственный универ-
ситет 707
9 Российский университет дружбы
народов 706
10 Томский национальный исследовательский политехнический универ-
ситет 680
67 Балтийский федеральный универси-
тет им. И. Канта 414
Источник: Топ-100. Рейтинг вузов России [Электронный ресурс]. URL: http://www.univer-rating.ru/rating_common.asp.
как международная мобильность студентов и преподавателей, уровень и число научных исследований, достижения в инновационной деятельности, цитирование научных статей, практическая направленность обучения и пр. Среди основных задач проекта: повышение уровня научно-исследовательского потенциала; приведение уровня образования в российских вузах к мировым стандартам; уровень развитие дополнительного образования; расширение международной деятельности (Данилина, 2017).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При росте глобаоизации и в современных социальных, экономических, политических, культурных условиях, влияющих на все сферы жизни общества, увеличивается значение конкурентоспособности национальных систем образования на мировом глобальном рынке образования. Эти обстоятельства актуализируют необходимость трансформации системы российского образования во всех направлениях: структурном, содержательном, функциональном.
На современное состояние мировой сферы образования влияют различные экономические, социальные, политические, культурные и другие процессы. Среди основных можно выделить: переход к экономике знаний, демократизацию общества, информатизацию всех процессов, в том числе образования, социальных и природных проблем, касающихся всего мирового сообщества, и пр. Все это обозначает острую необходимость переформатирования старых систем образования и создания новых, инновационных образовательных систем, где важными станут непрерывное обучение, формирование у обучающихся ответственности за будущее состояние планеты, гуманное отношение друг к другу.
Для того чтобы российской системе образования остаться конкурентоспособной в мировом образовательном пространстве, очевидно необходима грамотная политика в области образования, проводимая государством, политика, учитывающая общие тенденции мирового развития. Однако важна сбалансированная, адекватная целям и задачам политика государства в сфере образования, учитывающая особенности и вызовы в тот или иной период социально-экономического развития.
Список литературы
Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 4-18 [Электронный ресурс]. URL: http://pmedu.ru/ res/2010_4_1.pdf.
Горчакова-Сибирская М.П. Национальная система образования в контексте развития экономики и качества жизни // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 2 (18) [Электронный ресурс]. URL: http://Ul21.petrsu.m/journal/ article.php?id=3505.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/проекты/438/файл/3039/ Государственная %20программа% 20 Российской%20Федерации^£/.
Данилина Я.В. Модернизация организаций высшего образования: анализ на основе ресурсно-ком-петентностного подхода // Экономическая наука современной России. 2017. № 2 (77). С. 90-101.
Загвязинский В.И. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2011.
Липкина Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: монография. Омск: Изд-во Омск. гос. пед. ун-та, 2006.
Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе/ парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000.
Новости рейтингов вузов. Рейтинг университетов стран БРИКС и стран с развивающимися экономиками ТНЕ-2017. 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://unirating.ru/news. asp?lnt=7&id=686.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы"».
Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации по разделу «Образование». М.: Министерство образования и науки РФ, 2016
[Электронный ресурс]. URL: http://fin.edu.ru/ InfoPanel/min_obr1.html.
Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий, 2006-2016 (последняя редакция: 30.10.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/ expenditure-on-education/info.
Рейтинг стран с лучшей системой высшего образования // РИА Новости. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/sn_ edu/20160518/1432025012.html.
Рейтинг эффективности национальных систем образования. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий, 2006-2016 (последняя редакция: 30.10.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/global-index-of-cognitive-skills-and-educational-attainment/info.
Российские вузы в мировом рейтинге QS // РИА Новости. 2017 [Электронный ресурс]. URL: https:// ria.ru/abitura_world/20170608/1496002156.html.
Сиземская И.Н. Образование на волне российской модернизации // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 7. Философия. 2011. № 2 (14). С. 137-142 [Электронный ресурс]. URL: http://www.volsu.ru/upload/medialibrary/7f6/1_ qbkygsylkwdogkqjqg.pdf.
Список стран по ВВП (ППС) на душу населения. 2016 [Электронный ресурс]. URL: http:// investorschool.ru/spisok-stran-po-vvp-pps-na-dushu-naseleniya-2016.
Топ-100. Рейтинг вузов России. 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.univer-rating.ru/ rating_common.asp.
Федеральная программа развития образования РФ до 2020 года // Официальные документы в образовании. 2000. № 8. С. 21-28.
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174.
Рукопись поступила в редакцию 31.10.2017 г.
STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN EDUCATION: TRENDS AND PROBLEMS
T.V. Komarova
Komarova Tat'jana V., Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
In the article are analyzed the state policy of the Russian Federation in the field of education, its basic principles and tools. One of the goals of the Russian education reforms is to increase the competitiveness of domestic universities in the world market of education. This goal has been achieved through the introduction of advanced technologies, professional development and the improvement of the universities infrastructure. Was studied such instrument of state policy in the sphere of education in the Russia and different countries as the costs of education. The public policy instruments in education have strengthened the competitiveness of national universities in the world educational space; these polices were in the article focus. Various state programs in education development are a powerful tool in reforming the education system in general, improving the level of education and strengthening the competitiveness of national universities in the world educational space. Within the framework of the state program of education development in the Russian Federation, a network of leading higher educational institutions of the country has been formed, the number of Russian universities recognized by the world universities has increased. Achievement of these results is promoted by the program of increasing the competitiveness of the Russian universities «5-100». The priority tasks of the project are the development of scientific and research potential, upgrading the level of educational services of Russian universities to the world standards, improving the system of additional education and retraining personnel, expanding international activity. In the study highlights the importance of a balanced state policy in education, necessary for socio-economic development of the country. In modern socio-economic conditions, the complex structure of global economic ties, the highly competitive national education systems in the global market of educational services is growing.
Keywords: university, higher educational institution, world educational space, Russia, education, state policy in the
field of education, educational institution, competitive advantages, university ratings.
JEL: I20,121, I28.
References
Asmolov A.G. (2010). Sociocultural modernization of education - strategy and methodology. Problems of modern education, no. 4, pp. 4-18 [Electronic resource]. URL: http://pmedu.ru/res/2010_4_1. pdf (in Russian).
Danilina Ya.V (2017). Modernization of higher education institutions: analysis on the basis of resource-competence approach. Economics of Contemporary Russia, no. 2 (77), pp. 90-101 (in Russian).
Federal'naya programma razvitiya obrazovaniya RF do 2020 goda (2000). [Federal Program for the Development of Education of the Russian Federation until 2020] // Ofitsial'nye dokumenty v obra-zovanii, no. 8, pp. 21-28 (in Russian).
Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation"] [electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174/ (in Russian).
Gorchakova-Sibirskaya M. National system of education in the context of economic development and quality of life. Lifelong Education: XXI Century, vol. 2 (18) [Electronic resource]. URL: http:// lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3505 (in Russian).
Gosudarstvennaya Programma Rossiyskoy Federatsii "Razvitie obrazovaniya" na 2013-2020 gody (2014). [The State Program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020] [Electronic resource]. URL: http:// MHHo6pHayKH.p$/npoeKTLi/438/$aHn/3039/ rocygapcTBeHHaa%20nporpaMMa%20 Россннскон%20®едерaцнн.pdf/ (in Russian).
Lipkina E.D. (2006). Competitiveness of universities in the modern market of educational services: monograph. Omsk: Izd-vo Omskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta (in Russian).
Novikov A.M. (2000). Russian education in a new era/ paradoxes of heritage, vectors of development. Moscow, Egves (in Russian).
Novosti reytingov VUZov (2017). Reyting universite-tov stran BRIKC i stran s razvivayushchimisya ekonomikami TNE-2017 [News of ratings of high schools. Rating of Universities of BRICC Countries and Emerging Economies TNE-2017] [electronic resource]. URL: http://unirating.ru/news. asp?lnt=7&id=686 (in Russian).
Postanovlenie Pravitel'stva ot 15 aprelya 2014 g. № 295 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Razvitie obrazovaniya na 2013-2020 gody"». [Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014. No. 295 "On the approval of the state program of the Russian Federation» Development of Education for 2013-2020] (in Russian).
Raskhody konsolidirovannogo byudzheta Rossiyskoy Federatsii po razdelu "Obrazovanie" (2016). [Expenditures of the consolidated budget of the Russian Federation under the heading "Education"]. Moscow, Ministerstvo obrazovanija i nauki RF [Electronic resource]. URL: http://fin.edu.ru/In-foPanel/min_obr1.html (in Russian).
Reyting effektivnosti natsional'nykh sistem obrazovani-ya. Gumanitarnaya entsiklopediya [The rating of the effectiveness of national education systems. Humanitarian Encyclopedia]. Tsentr gumani-tarnykh tekhnologiy, 2006-2016 (last revised: 30.10.2016) [Electronic resource]. URL: http:// gtmarket.ru/ratings/global-index-of-cognitive-skills-and-educational-attainment/info (in Russian).
Reyting stran (2016). Reyting stran s luchshey sistemoy vysshego obrazovaniya. [Rating of countries with the best system of higher education]. RIA Novosti [Electronic resource]. URL: https://ria.ru/sn_ edu/20160518/1432025012.html (in Russian).
Reyting stran mira (2016). Reyting stran mira po urovnyu raskhodov na obrazovanie. Gumanitarnaya en-tsiklopediya [Rating of the countries of the world in terms of expenditure on education. Humanitarian encyclopedia]. Tsentr gumanitarnykh tekhnologiy, 2006-2016 (last revised: 30.10.2016) [Electronic resource]. URL: http://gtmarket.ru/
ratings/expenditure-on-education/info (in Russian).
Rossiyskie vuzy v mirovom reytinge QS (2017). [Russian universities in the world ranking QS]. RIA Novosti [Electronic resource]. URL: https://ria. ru/abitura_world/20170608/1496002156.html (in Russian).
Sizemskaya I.N. (2011). Education in the Process of Russia's Modernization // Vestnik Volgograd-skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya, no. 2 (14), pp. 137-142 [Electronic resource]. URL: http://www.volsu.ru/upload/ medialibrary/7f6/1_qbkygsylkwdogkqjqg.pdf (in Russian).
Spisok stran po VVP (PPS) na dushu naseleniya (2016) [List of countries by GDP (PPP) per capita] [Electronic resource]. URL: http://investorschool.ru/ spisok-stran-po-vvp-pps-na-dushu-naseleni-ya-2016 (in Russian).
Top-100 (2017). Reyting vuzov Rossii [Top-100. Rating of Russian universities] [Electronic resource]. URL: http://www.univer-rating.ru/rating_com-mon.asp (in Russian).
Zagvyazinskiy VI. (2011). Pedagogical innovation: Problems of strategy and tactics: Monograph. Tyumen': Izd-vo Tyumenskogo gos. universiteta (in Russian).
Manuscript received 31.10.2017