Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ГОСУДАРСТВО / STATE / ЗАКОН / LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варсеев Василий Валерьевич

Национальная безопасность - термин, который прочно вошел в жизнь современного общества, стал неотъемлемой частью внутренней и внешней политики многих государств мира. Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей. Проблемы обеспечения национальной экономической безопасности в последнее время становятся все более актуальными. Мировой финансовый кризис заставляет задуматься о формировании новой концепции глобальной и национальной структуры безопасности. Какие требования эта задача выдвигает перед Россией? Какие меры должны быть предприняты для нейтрализации внешних и внутренних угроз? Данным вопросам уделяется все большее внимание в научных и политических кругах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPLEMENTATION OF THE STATE ECONOMIC SECURITY POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

National security-a term that has firmly entered the life of modern society, has become an integral part of the domestic and foreign policy of many countries. The concept of «economic security of the country» reflects the ability of political, legal and economic institutions of the state to protect the interests of its key actors within the national economic traditions and values. The problems of ensuring national economic security have recently become more and more urgent. The global financial crisis makes us think about the formation of a new concept of a global and national security structure. What requirements does this task put forward for Russia? What measures should be taken to neutralize external and internal threats? These issues have been given increasing attention in academic and political circles

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК - 342 ВАРСЕЕВ Василий Валерьевич,

ББК - 67.0 кандидат юридических наук

12.00.01 - теория государства и права; история учений о праве и государстве

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Национальная безопасность - термин, который прочно вошел в жизнь современного общества, стал неотъемлемой частью внутренней и внешней политики многих государств мира. Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Проблемы обеспечения национальной экономической безопасности в последнее время становятся все более актуальными. Мировой финансовый кризис заставляет задуматься о формировании новой концепции глобальной и национальной структуры безопасности. Какие требования эта задача выдвигает перед Россией? Какие меры должны быть предприняты для нейтрализации внешних и внутренних угроз? Данным вопросам уделяется все большее внимание в научных и политических кругах.

Ключевые слова: экономическая безопасность, экономика, национальная безопасность, глобализация, государство, закон.

VARSEEV Vasily Valeryevich,

PhD in law

ON THE IMPLEMENTATION OF THE STATE ECONOMIC SECURITY POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. National security-a term that has firmly entered the life of modern society, has become an integral part of the domestic and foreign policy of many countries. The concept of «economic security of the country» reflects the ability of political, legal and economic institutions of the state to protect the interests of its key actors within the national economic traditions and values.

The problems of ensuring national economic security have recently become more and more urgent. The global financial crisis makes us think about the formation of a new concept of a global and national security structure. What requirements does this task put forward for Russia? What measures should be taken to neutralize external and internal threats? These issues have been given increasing attention in academic and political circles.

Key words: economic security, economy, national security, globalization, state, law.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности стра-

ны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни. Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности [13, с. 83-88]. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

классификаций опасностей — внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов [4, с. 141-148].

Все элементы триады «личность - общество - государство» одновременно являются и объектом безопасности, и субъектом ее обеспечения. Рассматривая различные стороны национальной безопасности, нельзя обойти экономические аспекты. Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия стабилизации ее текущего состояния и развития привлекают к себе все более пристальное внимание ученых и общественности. Такое внимание отнюдь не случайно. Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их парирования. Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития. Таким образом, можно говорить о том, что экономической безопасности принадлежит определяющее место в общей системе национальной безопасности [16, с. 90-96].

Экономическая безопасность в ряде изданий определяется следующим образом: «...это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз». Ее специфика и значимость подразумеваются выделением экономической безопасности из общего понятия национальной безопасности [11, с. 107-121].

Основываясь на мировом опыте развития данного определения, считаем целесообразным предложить следующую, более

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018

развернутую формулировку: «Экономическая безопасность - это достаточность обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими необходимыми ресурсами, создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны и защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз» [8, с. 39].

Так, в солидном монографическом труде «экономическая безопасность» трактуется как «(состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [18, с. 12].

Важнейший компонент экономической безопасности - признание особых национально-государственных интересов и целей России. Эти интересы существуют как в пределах границ страны, так и вовне: государственный суверенитет; международное положение России, ее место в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансовой и банковской системах, на важнейших рынках товаров и услуг, ценных бумаг; самосохранение, самозащита и саморазвитие России как единого федерального многонационального государства [10, с. 127-137].

Необходимость поддержания баланса интересов различных наций с учетом опыта развития и саморазрушения СССР делает особенно значимой для России задачу самосохранения при наличии внутренних и внешних угроз [3, с. 67-72]. Требуются экономический, правовой и организационный механизмы защиты от саморазрушения. Урок распада СССР состоит в том, что для безопасного существования недостаточно иметь мощную армию и даже высокотехнологичную оборонную промышленность. Нужны многие слагаемые экономики: развитый сектор потребительских благ и услуг; внутренняя социально-полити-

ческая стабильность и широкая и надежная социальная база реформ; достаточный оборонный потенциал, сбалансированный внутренне и с общим потенциалом экономики. Крупные диспропорции между всей экономикой и оборонной ее частью, как показал опыт СССР, очень опасны [9, с. 21-26].

Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Важно подчеркнуть, что экономическая безопасность не есть некая абстрактная теоретическая конструкция. Защищенность национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Важнейшие виды экономической безопасности - финансовая, энергетическая, военная РШИ, точнее оборонная, оборонно-промышленная и продовольственная безопасность.

Рассмотрим наиболее общие характеристики этих видов экономической безопасности.

Финансовая безопасность — часть экономической и национальной безопасности. Возникает вопрос: не дублирует ли это понятие сложившуюся терминологию? Нам представляется, что специальное рассмотрение этого термина нацелено на анализ и прогнозирование широкой совокупности факторов, определяющих устойчивость финансово-банковской системы, выявляющих угрозы и слабые места в ее функционировании с тем, чтобы сделать более структурированным и прозрачным функционирование всех элементов этой системы. Такой подход позволяет определить, в какой мере устойчивость и безопасность экономического и социального развития зависят от факторов, лежащих в сфере финансов, а в какой - от особенностей эко-

номики и технологии развития отраслей реального сектора. Для экономики и социальной жизни человека опасны как недооценка, так и переоценка значимости финансовой системы и инструментов налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Финансовая безопасность — это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов [2, с. 21—23].

Мировой опыт показал, что при построении модели финансовой системы с позиции национальной безопасности важно избежать двух крайностей. Первая крайность — это такая децентрализация, при которой финансовой системе государства не остается необходимого минимума средств для текущих платежей и даже выплаты заработной платы государственным служащим, довольствия военнослужащим. Вторая крайность — это такая централизация средств в бюджете, при которой ни корпорациям, ни малому бизнесу, ни индивидууму не остается средств для самостоятельного инновационного развития. Основные структурные звенья финансовой безопасности для России — федеральный бюджет, бюджеты регионов, консолидированный бюджет, финансовый рынок, государственный долг (внутренний и внешний), платежный баланс, финансы корпораций и домашних хозяйств [3, с. 67 — 72].

Энергетическая безопасность выделяется в специальный раздел экономической безопасности потому, что безопасное состояние российской экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетических отраслей, которые производят, по данным за 2003 г., 35,5% всей промышленной продукции, создают более 30% всех доходов федерального бюджета и более 56,4% всего экспорта. В условиях информатизации, глобализации мировой экономики от слаженной работы энергетического хозяйства во многом зависит бесперебойное функционирование финансовых рынков и эффективность всего товарно-денежного механизма [4, с. 141 — 148].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

Энергия - такой универсальный, структурообразующий товар, непоступление которого на общероссийский рынок нарушает весь ход воспроизводства, останавливает работу компьютеров, Интернета, может резко подорвать функционирование как отраслей старой, традиционной экономики, так и новой экономики высоких технологий. Их высокая доходность сразу резко снизится, что подтверждают законы перелива капитала и невозможность длительного извлечения сверхприбыли от инновационных технологий. России с ее огромными объемами добычи газа, нефти, угля, производства электроэнергии все труднее поддерживать достигнутые объемы производства. Все больше требуется инвестиций для разведки полезных ископаемых и добычи природного сырья. Поэтому для безопасного развития топливно-энергетических отраслей, их безаварийного функционирования первостепенное значение приобретает их модернизация. Применение новых технологий в отраслях, потребляющих топливно-энергетические ресурсы, - другой важный путь обеспечения энергетической безопасности страны.

Расчеты показывают, что нельзя обеспечить устойчивый экономический рост без сокращения энерго- и топливоемкости ВВП. Финансово-экономические возможности страны не позволяют непрерывно увеличивать объемы добычи сырья для необходимого среднегодового роста ВВП в 5-10%. При самых благоприятных условиях развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) среднегодовой прирост его продукции в долгосрочной перспективе может составить 2-3%.

Оборонная безопасность характеризует состояние структуры армии, ее готовность к отражению внешних угроз. Необходимы разработка системы геополитических интересов России, определение условий прочности ее геополитического статуса и на этой основе аналитическая оценка следующих составляющих частей оборонной безопасности под углом зрения современных угроз: количественного и качественного состава армии, ее структуры, боевой и моральной готовности, управляемости войск, взаимодействия различных

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018

родов войск и т.д.; состояния и качества оборонных сооружений, обустройства границ и т.д.; состояния и качественного состава всех видов вооружения [4, с. 141-148].

Оборонно-промышленная безопасность - это состояние военно-промышленного комплекса, его способность к поддержанию военной (оборонной) безопасности при самом неблагоприятном развитии международной ситуации и угрозах понижения геополитического статуса России. Аналитическая характеристика оборонно-промышленной безопасности с позиции структуры современных угроз содержит следующие оценки: состояние мощностей, способных производить вооружение, по количеству и качеству соответствующее требованиям военной доктрины; состояние квалифицированных кадров; состояние научно-исследовательских и конструкторских организаций, способных разрабатывать новые, современные виды вооружений.

В качестве субъектов безопасности в обществе выступают отдельные граждане (индивиды), социальные группы, общественные, хозяйственные организации, которые осознают угрозы и опасности обществу, государству и призваны осуществлять определенную деятельность по их профилактике и преодолению. В той или иной мере каждая личность, социальная группа, этническая и национальная общности занимаются обеспечением своей безопасности.

В Законе РФ «О безопасности» подчеркивается: граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенций в данной сфере.

Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты. Наиболее сильной подготовленной

формой организации, призванной обеспечить национальную и экономическую безопасность, является государство. Государство осуществляет деятельность по обеспечению всех видов национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической и оборонной. Государство направляет усилия всех граждан общества, независимо от их национальной принадлежности, на создание условий, способствующих защите их национальных интересов и интересов самого государства. Государство через систему своих органов принимает законы и другие нормативные акты и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными. Государству принадлежит монополия на законотворчество и принуждение при его реализации. Государство представляет объединяемое им общество людей в качестве целостности во взаимоотношениях с другими странами и народами. Через систему государственных механизмов устанавливаются и поддерживаются политические, экономические договоры и соглашения, создаются региональные и мировые организации и союзы, направленные на защиту политических и экономических прав и свобод граждан.

Посредством разработки общенациональной стратегии и целеполагания государство привносит в общество интегрированное сознательное начало, на осуществлении которого сосредоточиваются усилия всех социальных слоев и групп общества. Осуществляется системный подход к обеспечению всех составляющих национальную безопасность видов, в том числе экономической безопасности [7].

Об этом следует сказать особо. Дело в том, что в российских СМИ и специальной экономической литературе активно обсуждается идея о том, что экономика не может быть объектом государственного управления, экономике, мол, надо предоставить неограниченную возможность стихийной саморегуляции. Сторонники подобной идеи предали забвению весь мировой опыт экономического развития в течение ХХ столетия. Ни в одной стране, в том числе и в США, рыночная экономика никогда

не приобретала системные свойства помимо и без государственного регулирования и управления. Другое дело — методы, формы и средства государственного управления. В современном обществе и экономика, и политика, и социальная жизнь подлежат государственному регулированию и управлению. Но в каждой стране масштабы, формы государственного регулирования и управления различны, что определяется действиями многих условий и факторов. Государство обладает значительными материальными и финансовыми ресурсами, формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие.

Вопросами обеспечения экономической безопасности занимаются все ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная. При этом очень важно разграничение их полномочий в области обеспечения безопасности страны и ее регионов. Это закреплено в Законе РФ «О безопасности». В Законе указывается, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в России осуществляет Президент [5, с. 19—29].

Но, поскольку это направление деятельности представляет большую сложность и требует профессиональных знаний и умений в различных областях, Закон предусмотрел создание специального органа — Совета безопасности Российской Федерации, который призван осуществлять подготовку решений Президента страны в области обеспечения всех составляющих национальной безопасности, включая экономическую безопасность. Совет безопасности — это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз. В Законе «О безопасности» сформулированы следующие основные задачи Совета безопасности:

• определение жизненно важных интересов государства, выявление внутренних и внешних угроз;

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018

• разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства;

• подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в стране;

• разработка предложений о координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности личности, общества и государства и др.

При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Российской Федерации к участию в работе Совета безопасности, как правило, привлекаются их полномочные представители и руководители федеральных органов исполнительной власти. Секретарь Совета безопасности подчиняется непосредственно Президенту РФ. Законом «О безопасности» установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет безопасности может создавать специальные межведомственные комиссии [2, с. 21-23].

Кроме государственных органов и институтов управления, обеспечением экономической безопасности в обществе сложилась и действует система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и физических лиц. Они осуществляют агрегирование жизненно важных экономических и социальных интересов, защиту экономических прав и свобод различных общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают влияние на выработку экономической политики, стратегии и тактики экономической безопасности [6].

Взять, например, деятельность такой массовой негосударственной организации как профсоюзы. Они последовательно проводят в жизнь политику защиты экономических интересов работников, работаю-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

щих по найму, ведут борьбу с безработицей, добиваются полной занятости и улучшения условий труда. Значительна роль профсоюзов в осуществлении института социального партнерства. В России социальное партнерство осуществляется в форме сотрудничества профсоюзов, объединений предпринимателей и государства. Обоснованная и эффективная политика профсоюзов по реализации принципов социального партнерства позволяет обеспечить участие членов трудового коллектива в разработке коллективных договоров и соглашений, в управлении производством, определении достойных условий работы, оплаты труда, установления контроля над соблюдением оплаты труда [9, с. 21-26].

Экономическая безопасность России тесно связана с активизацией поддержки бизнеса. С учетом опыта развитых стран необходимо обеспечить рыночную ориентацию всей управленческой деятельности администрации предприятий [1, с. 17, 18].

Уходит в прошлое стиль управления, базирующийся на жесткой административной иерархии. На первый план выходит инициатива снизу, доверие к рядовому и среднему персоналу. Итак, в управлении по обеспечению экономической безопасности страны ведущую роль играет государство и его институты экономического управления, особенно такой конституционный орган, как Совет безопасности. С формированием гражданского общества в России все большую роль в обеспечении экономической безопасности будут играть неформальные организации, предприниматели и бизнесмены, работники частных и государственных предприятий [7].

Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества [12, с. 45-52].

Несмотря на сложность переживаемого переходного периода, Россия имеет

широкие возможности для обеспечения своей экономической безопасности, сохранения политического и военного статуса великой державы. Страна располагает квалифицированными кадрами ученых, инженеров, рабочих, подавляющим большинством видов минерально-сырьевых ресурсов, созданный производственный потенциал способен обеспечить потребности ее дальнейшего развития [9, с. 21—26].

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

— расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

— увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений — наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

— рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

— задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

— усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

— отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

— низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

— свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей

промышленности, прежде всего в машиностроении;

— снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России [14].

Экономика как наиболее сложная система имеет тысячи показателей (индикаторов), характеризующих ее состояние. В теоретическом плане проблема параметров, критериев и индикаторов (показателей) экономической безопасности во многом связана с результатами функционирования экономики в целом. Соответственно на первый план выдвигаются макроэкономические показатели. Параметрами макроэкономической деятельности принято называть те переменные, которые характеризуют тот или иной вариант макроэкономической политики государства (политика регулирования спроса либо предложения; в рамках политики регулирования спроса — кредитно-денежная политика валютного курса, бюджетно-налоговая, таможенная политика) [15, с. 50, 51].

Наиболее эффективно результаты функционирования экономики оцениваются тремя общими экономическими критериями: инфляцией, экономическим ростом (спадом), безработицей. На базе этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня безработицы. Это исходные параметры, на основе которых с различной степенью детализации и учета разнообразных факторов макроэкономической динамики можно развернуть представительную систему показателей.

Целесообразно использовать и такие индикаторы, как процентные ставки, данные важнейших балансов (госбюджета, торгового, платежного), величина внутреннего госдолга, внешняя задолженность.

Следует подчеркнуть, что игнорирование стандартных зависимостей параметров экономической политики, пороговых критериев безопасности, показателей экономической динамики в конечном счете привело к событиям августа 1998 г., когда

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

страна оказалась фактически в состоянии финансового дефолта [17].

Длительное время высказывались сомнения в возможностях оценки угроз с помощью сигнальной системы индикаторов. Утверждалось, что, несмотря на мнение большинства российского общества о кризисном состоянии экономики, всей ее системы, экономическая жизнь продолжается, хотя, если судить о сигналах бедствия, которые подавали индикаторы, должен был наступить коллапс системы.

Из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделить те, которые отражают критические «болевые точки» в развитии экономики. Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Они характеризуют предельные значения, игнорирование которых препятствует нормальному развитию экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения [14].

Возникают вопросы: нужны ли предельные пороговые значения, не есть ли это возврат к прошлой практике планирования?

Пороговые значения - важный инструмент системного анализа, прогнозирования и индикативного социально-экономического планирования. С помощью этого инструмента тот или иной объект, в данном случае экономика, рассматривается с позиции соответствия тенденций ее развития (внутри и во взаимодействии с экономиками других стран) национальным интересам страны [15, с. 50, 51].

Для развитой рыночной экономики существуют, например, максимально возможные пределы дефицита бюджета, пределы ассигнований на оборону, пределы безработицы, экологические пределы охраны окружающей среды, пределы в распределении богатства между богатыми и бедными и т.д.

Список литературы:

[1] Бакулина А.А. Анализ отечественной практики оценки арестованного имущества // Транспортное дело России. 2013. № 6.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

[2] Бакулина А.А. Пути решения сложных задач при оценке арестованного имущества // Транспортное дело России. 2013. № 2.

[3] Бакулина А.А., Топчий П.П. Справедливая стоимость и ее влияние на оборонно-промышленный комплекс // Финансы: теория и практика. 2016. Т. 20. № 5.

[4] Линников А.С. Влияние международных санкций на деятельность иностранных компаний в России // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 3.

[5] Линников А.С. Экономические последствия расширения масштабов киберпреступ-ности в России и мире // Банковское право. 2017. № 5.

[6] Линников А.С., Карпов Л.К., Пазына Е.О. Правовые и экономические основы финансовой системы Европейского союза: Учебное пособие. Москва, 2018.

[7] Линников А.С., Салмов А.Н., Вирин Ф.Ю. Малое предпринимательство России в международном бизнесе и электронной коммерции. Москва, 2017.

[8] Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. М.: РАГС, 2002.

[9] Оголева Л.Н., Разгильдеев А.В., Селезнев П.С. Необходимость инновационного стимулирования российской экономики // Консультант директора. 2005. № 6.

[10] Разгильдеев А.В., Селезнев П.С. Новые подходы к финансированию инновационной деятельности в России // Финансовый менеджмент. 2006. № 5.

[11] Селезнев П.С. Европейский путь инновационной политики // Научно-аналитический журнал «Обозреватель - Observer». 2012. № 6 (269).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Селезнев П.С. Инновационная стратегия выживания и успеха в конкурентной среде: опыт Сингапура // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 1 (35).

[13] Селезнев П.С. Инновационное развитие России в начале XXI века: национальный приоритет и вынужденная необходимость // Мир и политика. 2011. № 11.

[14] Селезнев П.С. Инновационные проекты современности: политико-экономический опыт для России. Москва, 2013.

[15] Селезнев П.С. Особая роль международного сотрудничества // Международная экономика. 2014. № 5.

[16] Селезнев П.С. Региональная инновационная политика Франции // Научно-аналити-

ческий журнал «Обозреватель - Observer». 2009. № 3 (230).

[17] Федотова М.А., Тазихина Т.В., Якубова Д.Н., Бакулина А.А., Багинова О.М., Королев И.В. Основы оценки стоимости имущества: Учебник. Москва, 2011.

[18] Экономическая безопасность. Производство - финансы - банки. М.: ЗАО «Финста-тинформ», 1998.

Spisok literatury:

[1] Bakulina A.A. Analiz otechestvennoj praktiki ocenki arestovannogo imushhestva // Transportnoe delo Rossii. 2013. № 6.

[2] Bakulina A.A. Puti resheniya slozhny'x zadach pri ocenke arestovannogo imushhestva // Transportnoe delo Rossii. 2013. № 2.

[3] Bakulina A.A., Topchij P.P. Spravedlivaya stoimost' i ee vliyanie na oboronno-promy'sh-lenny'j kompleks // Finansy': teoriya i praktika. 2016. T. 20. № 5.

[4] Linnikov A.S. Vliyanie mezhdunarodny'x sankcij na deyatel'nost' inostranny'x kompanij v Rossii // Finansy': teoriya i praktika. 2017. T. 21. № 3.

[5] Linnikov A.S. E'konomicheskie posledst-viya rasshireniya masshtabov kiberprestupnosti v Rossii i mire // Bankovskoe pravo. 2017. № 5.

[6] Linnikov A.S., Karpov L.K., Pazy'na E.O. Pravovy'e i e'konomicheskie osnovy' finansovoj sistemy' Evropejskogo soyuza: Uchebnoe posobie. Moskva, 2018.

[7] Linnikov A.S., Salmov A.N., Virin F.Yu. Maloe predprinimatel'stvo Rossii v mezhdu-narodnom biznese i e'lektronnoj kommercii. Moskva, 2017.

[8] Obshhaya teoriya nacional'noj bezopas-nosti: Uchebnik / Pod obshh. red. A.A. Proxozheva. M.: RAGS, 2002.

[9] Ogoleva L.N., Razgil'deev A.V., Seleznev P.S. Neobxodimost' innovacionnogo stimuli-rovaniya rossijskoj e'konomiki // Konsul'tant direktora. 2005. № 6.

[10] Razgil'deev A.V., Seleznev P.S. Novy'e podxody' k finansirovaniyu innovacionnoj deyatel'nosti v Rossii // Finansovy'j menedzhment. 2006. № 5.

[11] Seleznev P.S. Evropejskij put' innova-cionnoj politiki // Nauchno-analiticheskij zhurnal «Obozrevatel' - Observer». 2012. № 6 (269).

[12] Seleznev P.S. Innovacionnaya strategiya vy'zhivaniya i uspexa v konkurentnoj srede: opy't Singapura // Kaspijskij region: politika, e'konomika, kul'tura. 2014. № 1 (35).

[13] Seleznev P.S. Innovacionnoe razvitie Rossii v nachale XXI veka: nacional'ny'j prioritet i vy'nuzhdennaya neobxodimost' // Mir i politika. 2011. № 11.

[14] Seleznev P.S. Innovacionny'e proekty' sovremennosti: politiko-e'konomicheskij opy't dlya Rossii. Moskva, 2013.

[15] Seleznev P.S. Osobaya rol' mezhdu-narodnogo sotrudnichestva // Mezhdunarod-naya e'konomika. 2014. № 5.

[16] Seleznev P.S. Regional'naya innovacion-naya politika Francii // Nauchno-analiticheskij zhurnal «Obozrevatel' - Observer». 2009. № 3 (230).

[17] Fedotova M.A., Tazixina T.V., Yakubova D.N., Bakulina A.A., Baginova O.M., Korolev I.V. Osnovy' ocenki stoimosti imushhestva: Uchebnik. Moskva, 2011.

[18] E'konomicheskaya bezopasnost'. Proizvodstvo - finansy' - banki. M.: ZAO «Finstatinform», 1998.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.