Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / INFORMATION LAW / ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / PROBABILISTIC AND STATISTICAL THEORY / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СОЦИУМА / BEHAVIORAL PROGRAM OF SOCIETY / САМООРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАН / SELF-ORGANIZATION OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куняев Николай Николаевич, Чернявский Александр Геннадиевич

В системе гражданского общества, состоящей из множества взаимодействующих друг с другом элементов (отдельных людей, их организаций, сообществ), меняющихся и дополняющих друг друга, восприятие, переработка и передача информации является той основой, которая формирует на ближнюю и дальнюю перспективу их поведение. Иными словами, от того, какую информацию получит индивид или сообщество индивидов, и от того, как эта информация будет проанализирована (сделаны выводы), зависит формирование поведенческой программы и динамика развития всей системы гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION LAW AND CIVIL SOCIETY DEVELOPMENT IN RUSSIA

In a system of civil society, consisting of many interacting elements (individuals, their organizations, communities), changing and complementing each other, the perception, processing and transmission of information is the basis that forms the near and long-term behavior. In other words, the formation of a behavioural programme and the development dynamics of the entire civil society system depend on what information the individual or the community of individuals receive and how this information is analysed (conclusions are drawn).

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ»

УДК - 340 Куняев Николай Николаевич,

ББК - 67 доктор юридических наук, профессор

Чернявский Александр Геннадиевич,

доктор юридических наук, профессор 12.00.13 - информационное право

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Аннотация. В системе гражданского общества, состоящей из множества взаимодействующих друг с другом элементов (отдельных людей, их организаций, сообществ), меняющихся и дополняющих друг друга, восприятие, переработка и передача информации является той основой, которая формирует на ближнюю и дальнюю перспективу их поведение. Иными словами, от того, какую информацию получит индивид или сообщество индивидов, и от того, как эта информация будет проанализирована (сделаны выводы), зависит формирование поведенческой программы и динамика развития всей системы гражданского общества.

Ключевые слова: информационное право, вероятностно-статистическая теория, поведенческая программа социума, самоорганизация граждан.

Kunjaev Nikolaj Nikolaevich,

doctor of law, Professor Cherniavsky Alexander Gennadievich,

doctor of law, Professor

INFORMATION LAW AND CIVIL SOCIETY DEVELOPMENT IN RUSSIA

Annotation. In a system of civil society, consisting of many interacting elements (individuals, their organizations, communities), changing and complementing each other, the perception, processing and transmission of information is the basis that forms the near and long-term behavior. In other words, the formation of a behavioural programme and the development dynamics of the entire civil society system depend on what information the individual or the community of individuals receive and how this information is analysed (conclusions are drawn).

Key words: information law, probabilistic and statistical theory, behavioral program of society, self-organization of citizens.

Информационному праву, вопросам его теории и практики посвящены работы А.Б. Агапова [1]; И.Л. Бачи-ло [12; 13, с. 5-14], В.А. Копылова [30], А.К. Моденова, М.М. Рассолова [40], А.А. Тедеева [47], М.С. Трофимова [48, с. 409-418], Г.Х. Шабанова [36, с. 829-839] и других современных исследователей [28]. Ю.М. Батурин своими трудами один из первых ввел понятие компьютерного права [9, 10, 11].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

Авторы пишут об информации как объекте правового регулирования (Ю.А. Белевская [14, с. 783-788]) о и теоретических аспектах понимания информации в науке и законодательстве (М.Ю. Ежек, Г.В. Шевченко [26, с. 96-104]), о принципах взаимосвязи информации и права (В.П. Лагушкин, О.Г. Цимбалист [31, с. 189192]), о правовой информации, содержащейся в нормах права (А.Т. Аминев [2, с. 51-54]).

Отмечая правовое регулирование информа-

ционной деятельности как фактор реализации права на информацию [23, с. 165-170], ученые, например Д.С. Тарасова [19, с. 557-567], поднимают вопрос о проблемах зависимости от власти реализации права на информацию. Место информации в становлении гражданского общества и реализации прав и свобод человека и гражданина (А.И. Портнягин [38, с. 114-120]) и ее дуализм в конструкции «право на информацию» (Ю.В. Волков [20, с. 202-204]) исследуются с точки зрения практического применения [3, с. 80-91].

Слово «информация» происходит от латинского слова т/оттаИо, означающего «излагать», «разъяснять», «знакомиться» [33, с. 19-29]. В Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова (1935 г.) информация определяется как действие по глаголу «информировать» или как сообщение, осведомление и положении дел как сведения о чем-либо [39, с. 127-137].

Н. Винер дал следующее определение: «Информация - это информация, а не материя и не энергия» [18, с. 201]. Определение не бесспорно, но именно оно стало отправной точкой для многих исследований в этой сфере [42, с. 107-121].

В вероятностно-статистической теории информация характеризуется как антипод неопределенности, как преодолеваемая неопределенность (известная теория К. Шеннона). Исходя из этого дается определение количества информации как степени уменьшенной (снятой) неопределенности (вероятности) в результате передачи сообщений [4, с. 12], иными словами, как пишет А. Д. Урсул, «когда эта неопределенность присуща или нашим знаниям об объекте или же самому этому объекту» [49, с. 6]. Характерной чертой шенновской теории является то, что за исходное, первичное понятие берется вероятность, а на этой основе строится понятие «количества информации». Однако сам факт существования информации говорит о том, что она (ее количество) существует безотносительно теории вероятности, именно это доказал академик А. Н. Колмогоров, открывший новый способ измерения объема информации без помощи вероятности - алгоритмический. Важность этого открытия состоит в том, что А.Н. Колмогоров предложил за основу взять само понятие «информация», и затем на этой базе строить всю теорию вероятностей и выводить понятие вероятности [29]. В

науке информация представлялась как снятая, уничтоженная неопределенность, т. е. различие, многообразие. Разнообразие становится основой информации [3, с. 80-91]. В дальнейшем была доказана неразрывная связь отражения и информации; появилась формула, измеряющая количество информации в одном объекте относительно другого [45, с. 83-88].

Анализ результатов исследований отечественных и зарубежных ученых и специалистов позволяет говорить о широком спектре взглядов на содержание этого понятия. Рамки его ограничены от наиболее широкого, в общесистемном, философском смысле [50], до весьма узкого, технократического и прагматического смысла: информация есть все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования [16, с. 20]. Встречаются мнения о неопределенности этого термина; например, Н. Винер: «Информация - это не материя, информация - это не энергия, информация - это информация» [15]. В 1928 г. А. Гарри рассматривал информацию как всякое сообщение, имеющее актуальный интерес, являющееся новостью [22, с. 42]. Попытка ответить на «детский вопрос», - могут ли разные люди извлечь разный объем информации из одних и тех же данных, - позволяет увидеть различия в узком и в широком подходах к определению информации. Вынос за скобки смысла термина только откладывает решение проблемы, но не решает ее [37].

И. Засурский отмечает: «Средства массовой информации становятся основной средой политической коммуникации. Происходит полное переплетение сферы политического и СМИ, что позволяет говорить о медиатизации политики и формировании медиаполитической системы» [17, с. 87].

«Информатизация» и «медиатизации» социальной жизни и политики фактически означают изменение роли СМИ, которые становятся «системообразующим элементом политики», приобретают в ней «новый институциональный статус, постепенно теряя прежнюю роль - просто средства, инструмента» [21, с. 5]. Согласно белорусским исследователям В. Воробьеву и Е. Дмитриеву, в современном обществе происходит информационный метаболизм, основу которого составляют «функциональные информационные системы (ФИС), то есть динамические,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО№ 4 • 2018

саморегулирующиеся системы, деятельность которых направлена на подержание динамического равновесия в обществе... Идеологическая сущность ФИС состоит в том, что они занимают промежуточное положение между государством и обществом, тем самым обеспечивая гармоническое единство политической системы и легитимность политического механизма» [21, с. 10].

В системе гражданского общества, состоящей из множества взаимодействующих друг с другом элементов (отдельных людей, их организаций, сообществ), меняющихся и дополняющих друг друга, восприятие, переработка и передача информации является той основой, которая формирует на ближнюю и дальнюю перспективу их поведение [6]. Иными словами, от того, какую информацию получит индивид или сообщество индивидов, и от того, как эта информация будет проанализирована (сделаны выводы), зависит формирование поведенческой программы и динамика развития всей системы гражданского общества. Если совсем просто, то правильно подобранная информация - это конкретная управленческая модель, применимая к индивиду (или социальной группе) с учетом конкретных условий и обстоятельств [46, с. 90-96].

Право как составляющая информации также является в самом широком смысле управленческой моделью [27, с. 62-66], в которой с помощью определенной информации (научно-правовой, действующего законодательства, комментариев к законодательству, выступлений политиков, судебной практики и т.д.) корректируется поведенческая программа социума, гражданского общества в зависимости от обстоятельств [8, с. 74-79]. Сначала должны возникнуть и сформироваться отношения в обществе, а затем наступить фаза их регулирования законом [24, с. 52]. От того, какая информация поступает (продуманно «вбрасывается» государством) в свободный «оборот» системы гражданского общества, как она «обрабатывается» и насколько свободно может передаваться между элементами (частями) системы, зависит не только их развитие и направления взаимодействия, но и развитие и изменения всей системы [5, с. 156]. В вопросе «поступления» информации в оборот гражданского общества важно определить роль государства в регулировании (фильтровании) поступающей информации.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

Медленное развитие в России институтов гражданского общества вызвано исторически, в том числе, отсутствием у населения страны социальной ответственности и кризисом самоидентификации личности, отдельных социальных групп и общества в целом. Здесь можно обнаружить очередной парадокс: даже если государство санкционирует «сверху» развитие гражданских свобод и даст все законные возможности для самоорганизации граждан на местах, если народ не готов воспринимать поступающую от государства информацию, не готов к самоорганизации и саморазвитию, не имеет должного уровня образования и культуры, любые усилия со стороны государства в скором времени сойдут на нет [7, с. 57-60]. Если проанализировать, например, изменения российского законодательства об образовании и науке последних 15 лет (вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), то можно сделать вывод, что государственная политика в этой сфере направлена отнюдь не на повышение образования граждан - потенциальных членов гражданского общества [35]. Если посмотреть на то, что происходит сейчас с культурой и на весьма ограниченный (по факту) доступ к культурным ценностям, то о высокой культуре среднестатистического гражданина также говорить не приходится [41].

Из этого, в том числе, складывается такое важное понятие, как правосознание. Вместо него, у большинства населения России присутствует лишь правовой нигилизм, незнание законов и неверие власти. Понимание же социальной ответственности (каждого гражданина, бизнеса и т. д.) является результатом достигнутого высокого уровня осознания каждым своей роли в стране и обществе. До этого современным гражданам России еще далеко [43].

Ответственность как социальный феномен определяет пределы допустимой деятельности индивидов, групп, организаций в обществе, а значит, является индикатором возможности саморегулирования обществом своих отношений, их социокультурной и экономической трансформации (без привлечения к этому процессу государства или при минимальном привлечении последнего) [34, с. 10-14].

Идеал, по крайней мере, в ближайшем будущем для России недостижим: когда уча-

стие государства в формировании российского гражданского общества должно быть весьма взвешенным, и само это участие должно контролироваться (при открытости государственной политики, цивилизованном диалоге между властью и обществом) общественными институтами, чтобы не допустить информационного манипулирования процессом формирования гражданского общества в интересах самой власти [32, с. 141-148]. А для этого власть (не только в России, но и в любом государстве) должна осознать оптимальные пределы регулирования, пойти во многом против своей природы. Особенно это касается тоталитарных традиций государственного управления в России [44, с. 21-36]. Но в любой сложной системе случаются сбои, отклонения от общих законов развития, которые невозможно было предсказать и предотвратить [25, с. 20-25].

Список литературы:

[1] Агапов А.Б. Основы федерального информационного права. М.: Экономика, 1995. - 220 с.

[2] Аминев А. Т. Правовая информация, содержащаяся в нормах права: основные признаки и предъявляемые требования // Актуальные проблемы правоведения. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2009. № 2, 3 (23, 24).

[3] Атерекова А., Журов А., Селезнев П. Перспективы российской инновационной сферы // Научно-аналитический журнал «Обозреватель - Observer». 2007. № 3.

[4] Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат, 1975.

[5] Бакулина А.А. Анализ использования солнечных батарей для автономного энергообеспечения загородных домов // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика: тезисы докладов Двадцать второй Международной научно-технической конференции студентов и аспирантов: в 3-х томах. 2016.

[6] Бакулина А.А. Стоимостные аспекты об-ременений и ограничений. Москва, 2016.

[7] Бакулина А.А., Растеряев К.О. Создание условий для устойчивого экономического роста в России // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 3.

[8] Бакулина А.А., Топчий П.П. Построение модели ценообразования на продукцию ОПК с

применением математических методов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 9 (192).

[9] Батурин Ю.М. Право и политика в ком -пьютерном круге. М.: Наука, 1987. - 110 с.

[10] Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М.: Юридическая литература, 1991. - 272 с.

[11] Батурин Ю.М. Теоретические проблемы компьютерного права: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М.: Институт государства и права РАН, 1991. - 39 с.

[12] Бачило И.Л. Информационное право. Основы практической информатики: Учебное пособие. М.: Юринформцентр, 2001. - 352 с.

[13] Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. М.: Наука, 2001. № 2.

[14] Белевская Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. М.: Юрист, 2009. Вып. 9. Т. 1.

[15] Белевская Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина // Юрист. 2006. № 6.

[16] Берг А.И. Информация и управления. М.: Экономика, 1966.

[17] Бурдье Пьер. Социология политики / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.

[18] ВинерН. Кибернетика, М.: Наука, 1968.

[19] Власть и реализация права на информацию // Ученые записки: Сборник научных трудов юридического факультета ОГУ. Проблемы реализации конституционных норм: от истории к современности. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009, Вып. 6.

[20] Волков Ю.В. Дуализм информации в конструкции «право на информацию» // Права человека: регулирование, реализация, защита: Материалы конференции (14 декабря 2007 г.). Екатеринбург: Филантроп, 2008.

[21] Воробьев В.П., Дмитриев Е.И. Информационное поле Беларуси: Социально-политический анализ. Мн.: Изд. центр БГУ, 2003. - 136.

[22] Гарри А. Что такое информация // Журналист. 1928. № 1.

[23] Гришина В.В. Правовое регулирование информационной деятельности как фактор ре-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО№ 4 • 2018

ализации права на информацию // Государство и право. Материалы заочной всероссийской научной конференции. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008.

[24] Дмитриев Ю.А. О современном этапе развития российской конституционно-правовой науки // Право и жизнь. 2014. № 189 (3).

[25] Дорошенко Д.Р., Селезнев П.С. Инвестиционная привлекательность России (с позиции иностранных инвесторов) // Консультант директора. 2006. № 1.

[26] Ежек М.Ю., Шевченко Г.В. Теоретические аспекты понимания информации в науке и законодательстве. Статус информации в праве // Проблемы частноправового регулирования: пробелы и пути решения: Межвузовский сборник научных трудов. Невинномысск: Изд-во НГГТИ, 2008.

[27] Заболотный Е.А., Бакулина А.А. Состояние отрасли тяжелого машиностроения в России и перспективы ее развития // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 19 (101).

[28] КилясхановИ.Ш., СаранчукЮ.М. Информационное право в терминах и понятиях: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 136 с.

[29] Колмогоров А.Н. Три подхода к определению понятия «количество информации» // Проблемы передачи информации. М., 1965.

[30] Копылов В.А. Информационное право: вопросы теории и практики. М.: Юристъ, 2003. - 623 с.

[31] Лагушкин В.П., Цимбалист О.Г. К вопросу о принципах взаимосвязи информации и права // «Черные дыры» в российском законодательстве. Юридический журнал. М.: ООО «К-Пресс», 2009. № 3.

[32] Линников А.С. Влияние международных санкций на деятельность иностранных ком -паний в России // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 3.

[33] Линников А. С. Экономические последствия расширения масштабов киберпреступности в России и мире // Банковское право. 2017. № 5.

[34] Линников А.С., Масленников О.В. Влияние современных технологических изменений на финансовую безопасность // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2017. № 1 (31).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

[35] Линников А.С., Салмов А.Н., Вирин Ф.Ю. Малое предпринимательство России в международном бизнесе и электронной коммерции. Москва, 2017.

[36] Моденов А.К., Шабанов Г.Х. Информационное право как комплексная отрасль права // Научные труды РАЮН. В 2-х томах. М.: Юрист, 2002. Вып. 2: Т. 2.

[37] Нестеров А.В. Закон принят. Проблемы остались // Информационное право. 2006. № 4.

[38] Портнягин А.И. Взаимодействие общественных правозащитных организаций и средств массовой информации в становлении гражданского общества и реализации прав и свобод человека и гражданина (по материалам Волгоградской области) // 60-летие Всеобщей декларации прав человека и 15-летие Конституции РФ: итоги и перспективы: Материалы IX Международной научной конференции. Москва, 16 апреля 2009 г. М.: РГГУ, 2009.

[39] Разгильдеев А.В., Селезнев П.С. Новые подходы к финансированию инновационной деятельности в России // Финансовый менеджмент. 2006. № 5.

[40] Рассолов М. М. Информационное право. М.: Юристъ, 1999. - 400 с.

[41] Селезнев П.С. Государственная инновационная политика стран Запада и России (конец XX - начало XXI века): Монография. Федеральное гос. образовательное бюджетное учреждение высш. проф. образования «Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый ун-т), Каф. политологии. Москва, 2012.

[42] Селезнев П. С. Европейский путь инновационной политики // Научно-аналитический журнал «Обозреватель - Observer». 2012. № 6 (269).

[43] Селезнев П.С. Инновационная политика в современной России и ведущих странах Запада: Дисс. ... канд. полит. наук. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). Москва, 2009.

[44] Селезнев П. С. Инновационная политика России: в поисках мотивации // Философские науки. 2013. № 3.

[45] Селезнев П.С. Инновационное развитие России в начале XXI века: национальный приоритет и вынужденная необходимость // Мир и политика. 2011. № 11.

[46] Селезнев П.С. Региональная инновационная политика Франции // Научно-аналитический журнал «Обозреватель - Observer». 2009. № 3 (230).

[47] Тедеев А.А. Информационное право (право Интернета): Учебное пособие. М.: Изд-во «Эксмо», 2005. - 304 с.

[48] Трофимов М.С. Информационное право как комплексная отрасль парва // Проблемы понимания и тенденции развития государства и права в XXI веке: Сборник научных трудов. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004.

[49] Урсул А.Д. Информация и мышление. М.: Знание, 1970.

[50] Чернявский А.Г. Социальные основания изменения пределов юридической ответственности. - М., 2016.

Spisok literatury:

[1] Agapov A.B. Osnovy' federal'nogo infor-macionnogo prava. M.: E'konomika, 1995. - 220 s.

[2] Aminev A.T. Pravovaya informaciya, soder-zhashhayasya v normax prava: osnovny'e priznaki i pred"yavlyaemy'e trebovaniya // Aktual'ny'e prob-lemy' pravovedeniya. Samara: Izd-vo Samar. gos. e'kon. un-ta, 2009. № 2, 3 (23, 24).

[3] Aterekova A., Zhurov A., Seleznev P. Per-spektivy' rossijskoj innovacionnoj sfery' // Nauch-no-analiticheskij zhurnal «Obozrevatel' - Observer». 2007. № 3.

[4] Afanas'ev V.G. Social'naya informaciya i upravlenie obshhestvom. M.: Politizdat, 1975.

[5] Bakulina A.A. Analiz ispol'zovaniya sol-nechny'x batarej dlya avtonomnogo e'nergoobespech-eniya zagorodny'x domov // Radioe'lektronika, e'lek-trotexnika i e'nergetika: tezisy' dokladov Dvadcat' vtoroj Mezhdunarodnoj nauchno-texnicheskoj konfer-encii studentov i aspirantov: v 3-x tomax. 2016.

[6] Bakulina A.A. Stoimostny'e aspekty' obremenenij i ogranichenij. Moskva, 2016.

[7] Bakulina A.A., Rasteryaev K.O. Sozdanie uslovij dlya ustojchivogo e'konomicheskogo rosta v Rossii // Finansy': teoriya i praktika. 2017. T. 21. № 3.

[8] Bakulina A.A., Topchij P.P. Postroenie modeli cenoobrazovaniya na produkciyu OPK s primeneniem matematicheskix metodov // Imush-hestvenny'e otnosheniya v Rossijskoj Federacii. 2017. № 9 (192).

[9] Baturin Yu.M. Pravo i politika v komp'yuter-nom kruge. M.: Nauka, 1987. - 110 s.

[10] Baturin Yu.M. Problemy' komp'yuternogo prava. M.: Yuridicheskaya literatura, 1991. - 272 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] Baturin Yu.M. Teoreticheskie problemy' komp'yuternogo prava: Avtoref. diss. ... dokt. yu-rid. nauk. M.: Institut gosudarstva i prava RAN, 1991. - 39 s.

[12] Bachilo I.L. Informacionnoe pravo. Osnovy' prakticheskoj informatiki: Uchebnoe posobie. M.: Yurinformcentr, 2001. - 352 c.

[13] Bachilo I.L. Informacionnoe pravo. Rol' i mesto v sisteme prava Rossijskoj Federacii // Gosu-darstvo i pravo. M.: Nauka, 2001. № 2.

[14] Belevskaya Yu.A. Informaciya kak ob"ekt pravovogo regulirovaniya konstitucionny'x prav cheloveka i grazhdanina // Nauchny'e trudy' RAYuN. V 3-x tomax. M.: Yurist, 2009. Vy'p. 9. T. 1.

[15] Belevskaya Yu.A. Informaciya kak ob"ekt pravovogo regulirovaniya konstitucionny'x prav cheloveka i grazhdanina // Yurist. 2006. № 6.

[16] Berg A.I. Informaciya i upravleniya. M.: E'konomika, 1966.

[17] Burd'e P'er. Sociologiya politiki / Sost., obshh. red. i predisl. N.A. Shmatko. M.: Socio-Logos, 1993. - 336 s.

[18] Viner N. Kibernetika, M.: Nauka, 1968.

[19] Vlast' i realizaciya prava na informaciyu // Ucheny'e zapiski: Sbornik nauchny'x trudov yu-ridicheskogo fakul'teta OGU. Problemy' realizacii konstitucionny'x norm: ot istorii k sovremennosti. Orenburg: IPK GOU OGU, 2009, Vy'p. 6.

[20] Volkov Yu.V. Dualizm informacii v kon-strukcii «pravo na informaciyu» // Prava cheloveka: regulirovanie, realizaciya, zashhita: Materialy' konferencii (14 dekabrya 2007 g.). Ekaterinburg: Filantrop, 2008.

[21] Vorob'ev V.P., Dmitriev E.I. Informacionnoe pole Belarusi: Social'no-politicheskij analiz. Mn.: Izd. centr BGU, 2003. - 136.

[22] Garri A. Chto takoe informaciya // Zhur-nalist. 1928. № 1.

[23] Grishina V.V. Pravovoe regulirovanie in-formacionnoj deyatel'nosti kak faktor realizacii prava na informaciyu // Gosudarstvo i pravo. Materialy' zaochnoj vserossijskoj nauchnoj konferencii. Tambov: Izd-vo Tamb. gos. texn. un-ta, 2008.

[24] Dmitriev Yu.A. O sovremennom e'tape razvitiya rossijskoj konstitucionno-pravovoj nauki // Pravo i zhizn'. 2014. № 189 (3).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО№ 4 • 2018

[25] Doroshenko D.R., Seleznev P.S. Investi-cionnaya privlekatel'nost' Rossii (s pozicii inostran-ny'x investorov) // Konsul'tant direktora. 2006. № 1.

[26] Ezhek M.Yu., Shevchenko G.V. Teore-ticheskie aspekty' ponimaniya informacii v nauke i zakonodatel'stve. Status informacii v prave // Prob-lemy' chastnopravovogo regulirovaniya: probely' i puti resheniya: Mezhvuzovskij sbornik nauchny'x trudov. Nevinnomy'ssk: Izd-vo NGGTI, 2008.

[27] Zabolotny'j E.A., Bakulina A.A. Sostoy-anie otrasli tyazhelogo mashinostroeniya v Rossii i perspektivy' ee razvitiya // Problemy' sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2017. № 19 (101).

[28] Kilyasxanov I.Sh., Saranchuk Yu.M. Infor-macionnoe pravo v terminax i ponyatiyax: Ucheb-noe posobie. M.: YuNITI-DANA, 2008. - 136 c.

[29] Kolmogorov A.N. Tri podxoda k opredele-niyu ponyatiya «kolichestvo informacii» // Proble-my' peredachi informacii. M., 1965.

[30] Kopy'lov V.A. Informacionnoe pravo: vo-prosy' teorii i praktiki. M.: Yurist", 2003. - 623 c.

[31] Lagushkin V.P., Cimbalist O.G. K vopro-su o principax vzaimosvyazi informacii i prava // «Cherny'e dy'ry'» v rossijskom zakonodatel'stve. Yu-ridicheskij zhurnal. M.: OOO «K-Press», 2009. № 3.

[32] Linnikov A.S. Vliyanie mezhdunarodny'x sankcij na deyatel'nost' inostranny'x kompanij v Rossii // Finansy': teoriya i praktika. 2017. T. 21. № 3.

[33] Linnikov A.S. E'konomicheskie posled-stviya rasshireniya masshtabov kiberprestupnosti v Rossii i mire // Bankovskoe pravo. 2017. № 5.

[34] Linnikov A.S., Maslennikov O.V. Vliyanie sovremenny'x texnologicheskix izmenenij na finansovuyu bezopasnost' // Izvestiya vy'sshix uchebny'x zavedenij. Seriya: E'konomika, finansy' i upravlenie proizvodstvom. 2017. № 1 (31).

[35] Linnikov A.S., Salmov A.N., Virin F.Yu. Maloe predprinimatel'stvo Rossii v mezhdunarodnom biznese i e'lektronnoj kommercii. Moskva, 2017.

[36] Modenov A.K., Shabanov G.X. Informacionnoe pravo kak kompleksnaya otrasl' prava // Nauchny'e trudy' RAYuN. V 2-x tomax. M.: Yurist, 2002. Vy'p. 2: T. 2.

[37] Nesterov A.V. Zakon prinyat. Problemy' ostalis' // Informacionnoe pravo. 2006. № 4.

[38] Portnyagin A.I. Vzaimodejstvie obsh-hestvenny'x pravozashhitny'x organizacij i sredstv massovoj informacii v stanovlenii grazhdanskogo obshhestva i realizacii prav i svobod cheloveka i

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

grazhdanina (po materialam Volgogradskoj oblasti) // 60-letie Vseobshhej deklaracii prav cheloveka i 15-letie Konstitucii RF: itogi i perspektivy': Ma-terialy' IX Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 16 aprelya 2009 g. M.: RGGU, 2009.

[39] Razgil'deev A.V., Seleznev P.S. Novy'e podxody' k finansirovaniyu innovacionnoj deya-tel'nosti v Rossii // Finansovy'j menedzhment. 2006. № 5.

[40] Rassolov M.M. Informacionnoe pravo. M.: Yurist", 1999. - 400 s.

[41] Seleznev P.S. Gosudarstvennaya innova-cionnaya politika stran Zapada i Rossii (konec XX -nachalo XXI veka): Monografiya. Federal'noe gos. obrazovatel'noe byudzhetnoe uchrezhdenie vy'ssh. prof. obrazovaniya «Finansovy'j un-t pri Pravi-tel'stve Rossijskoj Federacii» (Finansovy'j un-t), Kaf. politologii. Moskva, 2012.

[42] Seleznev P.S. Evropejskij put' innova-cionnoj politiki // Nauchno-analiticheskij zhurnal «Obozrevatel' - Observer». 2012. № 6 (269).

[43] Seleznev P.S. Innovacionnaya politika v sovremennoj Rossii i vedushhix stranax Zapada: Diss. ... kand. polit. nauk. Moskovskij gosudarst-venny'j universitet im. M.V. Lomonosova (MGU). Moskva, 2009.

[44] Seleznev P.S. Innovacionnaya politika Rossii: v poiskax motivacii // Filosofskie nauki. 2013. № 3.

[45] Seleznev P.S. Innovacionnoe razvitie Rossii v nachale XXI veka: nacional'ny'j prioritet i vy'nuzhdennaya neobxodimost' // Mir i politika. 2011. № 11.

[46] Seleznev P.S. Regional'naya innova-cionnaya politika Francii // Nauchno-analiticheskij zhurnal «Obozrevatel' - Observer». 2009. № 3 (230).

[47] Tedeev A.A. Informacionnoe pravo (pravo Interneta): Uchebnoe posobie. M.: Izd-vo «E'ks-mo», 2005. - 304 c.

[48] Trofimov M.S. Informacionnoe pravo kak kompleksnaya otrasl' parva // Problemy' ponimani-ya i tendencii razvitiya gosudarstva i prava v XXI veke: Sbornik nauchny'x trudov. Stavropol': Stav-ropol'servisshkola, 2004.

[49] Ursul A.D. Informaciya i my'shlenie. M.: Znanie, 1970.

[50] Chernyavskij A.G. Social'nye osnovaniya izmeneniya predelov yuridicheskoj otvetstvennosti. - M., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.