Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ (В ЧАСТИ ФИНАНСОВЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)'

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ (В ЧАСТИ ФИНАНСОВЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / РОССИЙСКИЙ РЫНОК КОНСАЛТИНГА И ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE RUSSIAN MARKET OF CONSULTING AND LEGAL SERVICES / КАПИТАЛИЗАЦИЯ КОРПОРАЦИИ / THE CAPITALIZATION OF THE CORPORATION / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ / NATIONAL SECURITY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернявский Александр Геннадиевич, Грудцына Людмила Юрьевна

В современных экономических реалиях проблема привлечения инвестиций приобретает особую важность. Экономический кризис последних лет заставил руководство компаний серьезно задуматься об их инвестициях. Некоторые авторы не одинаково акцентируют свое внимание на исходной основе сущности понятия «инвестиционная привлекательность». Авторы статьи ставят следующие проблемы: 1) Аутсорсинг в юридической, финансовой, экономической сферах как основная угроза государственным корпорациям и государственной безопасности России. 2) Борьба за человеческий капитал. Формирование и реализация инвестиционных программ корпорации с использованием отечественных кадров, а не зарубежных менеджеров (защита и кадровый потенциал российских корпораций как основа защиты российской экономики). 3) Формирование положительного имиджа и положительной (успешной) инвестиционной политики российских корпораций в сети «Интернет». 4) Изменение уголовного законодательства в части криминализации и ужесточения наказаний за коррупционные действия чиновников и сотрудников государственных корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF STATE CORPORATIONS AND ENSURING THE SECURITY AND PROTECTION OF STATE SECRETS (IN TERMS OF FINANCIAL AND ECONOMIC PERFORMANCE)

In today's economic realities, the problem of attracting investment is of particular importance. The economic crisis of recent years has forced the management of companies to think seriously about their investments. Some authors do not equally focus their attention on the initial basis of the essence of the concept of «investment attractiveness». The authors pose the following problems: 1) Outsourcing in the legal, financial and economic spheres as the main threat to state corporations and state security of Russia. 2) the Fight for human capital. Formation and implementation of investment programs of the Corporation with the use of domestic staff, not foreign managers (protection and personnel potential of Russian corporations as a basis for the protection of the Russian economy). 3) Formation of a positive image and positive (successful) investment policy of Russian corporations in the Internet. 4) Change of the criminal legislation in terms of criminalization and toughening of penalties for corrupt actions of officials and employees of state corporations

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ (В ЧАСТИ ФИНАНСОВЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ

НАУКИ -

ПОЛИТИКА И ПРАВО

ЧЕРНЯВСКИЙ Александр Геннадиевич,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного (государственного) и международного права Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения «Военный университет» Министерства обороны РФ, член-корреспондент Российской академии естественных наук

e-mail: [email protected] ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна, эксперт РАН, главный научный сотрудник отдела образовательного права и контроля Центра образовательного права ФГБНУ «Институт управления образованием» Российской академии образования, доктор юридических наук,

профессор, Почетный адвокат России e-mail: [email protected]

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ (В ЧАСТИ ФИНАНСОВЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Аннотация. В современных экономических реалиях проблема привлечения инвестиций приобретает особую важность. Экономический кризис последних лет заставил руководство компаний серьезно задуматься об их инвестициях. Некоторые авторы не одинаково акцентируют свое внимание на исходной основе сущности понятия «инвестиционная привлекательность». Авторы статьи ставят следующие проблемы:

1) Аутсорсинг в юридической, финансовой, экономической сферах как основная угроза государственным корпорациям и государственной безопасности России.

2) Борьба за человеческий капитал. Формирование и реализация инвестиционных программ корпорации с использованием отечественных кадров, а не зарубежных ме-

Статья подготовлена в рамках проведенной Институтом управления образования РАО НИР «Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования и отраслевая регистрация произведений науки» в 2018 году (27.9383.2017/8.9).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

Ф

УДК - 347 ББК - 67.404

неджеров (защита и кадровый потенциал российских корпораций как основа защиты российской экономики).

3) Формирование положительного имиджа и положительной (успешной) инвестиционной политики российских корпораций в сети «Интернет».

4) Изменение уголовного законодательства в части криминализации и ужесточения наказаний за коррупционные действия чиновников и сотрудников государственных корпораций.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, российский рынок консалтинга и юридических услуг, капитализация корпорации, Стратегия национальной безопасности РФ.

CHERNIAVSKY Alexander Gennadievich,

doctor of law, Professor, Professor of the Department of constitutional (state) and international law of the Federal state military educational institution «Military University» The Ministry of defence of the Russian Federation, corresponding member of the Russian Academy of natural Sciences

e-mail: [email protected] GRUDTSINA Ludmila Yurevna, the expert of the Russian Academy of Sciences, chief researcher of the division of educational law and the control of the Centre of educational law Federal state scientific institution «Institute of management education» Russian Academy of education,

doctor of juridical Sciences, Professor, The honourable lawyer of Russia e-mail: [email protected]

INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF STATE CORPORATIONS AND ENSURING THE SECURITY AND PROTECTION OF STATE SECRETS (IN TERMS OF FINANCIAL AND ECONOMIC PERFORMANCE)

Annotation. In today's economic realities, the problem of attracting investment is of particular importance. The economic crisis of recent years has forced the management of companies to think seriously about their investments. Some authors do not equally focus their attention on the initial basis of the essence of the concept of «investment attractiveness». The authors pose the following problems:

1) Outsourcing in the legal, financial and economic spheres as the main threat to state corporations and state security of Russia.

2) the Fight for human capital. Formation and implementation of investment programs of the Corporation with the use of domestic staff, not foreign managers (protection and personnel potential of Russian corporations as a basis for the protection of the Russian economy).

3) Formation of a positive image and positive (successful) investment policy of Russian corporations in the Internet.

4) Change of the criminal legislation in terms of criminalization and toughening of penalties for corrupt actions of officials and employees of state corporations.

Key words: investment attractiveness of the Russian market of consulting and legal services, the capitalization of the Corporation, the national security Strategy of the Russian Federation.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

Инвестиционная привлекательность - это набор характеристик, делающих компанию объектом выгодных вложений для инвесторов. На наш взгляд, вышеуказанные определения сущности понятия «инвестиционная привлекательность» не противоречат, напротив, дополняют друг друга, выражая мно-гоаспектность данной категории.

Стратегическое развитие российской государственности доктринально основывается на нескольких важных документах, в их числе:

— Концепция внешней политики Российской Федерации [16] (утв. Президентом РФ 30 ноября 2016 г.);

— Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 г. (утв. Президентом РФ 24 июля 2013 г., № Пр-1753);

— Военная доктрина Российской Федерации [18] (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976);

— Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

— Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» [25];

— Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [26] и др.

1) Аутсорсинг в юридической, финансовой, экономической сферах как основная угроза государственным корпорациям и государственной безопасности России.

30 ноября 2016 г. была утверждена Концепция внешней политики Российской Федерации, согласно п. 3 которой основными задачами внешнеполитической деятельности России являются, в том числе: обеспечение безопасности страны, ее суверенитета и территориальной целостности, укрепление правового государства и демократических институтов; создание благоприятных внешних условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности экономики Рос-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018

сии, ее технологического обновления, повышения уровня и качества жизни населения; дальнейшее продвижение курса на укрепление международного мира, обеспечение всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой демократической международной системы [2, с. 140-146].

На передний план наряду с военной мощью выдвигаются такие важные факторы влияния государств на международную политику, как экономические, правовые, технологические, информационные. Стремление использовать соответствующие возможности для реализации геополитических интересов наносит ущерб поиску путей урегулирования споров и разрешения существующих международных проблем мирными средствами на основе норм международного права.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: 1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; 2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; З) реализацию права на доступ к информации.

Согласно справочникам Chambers Global и European Legal 500, в перечне highly recommended (особо рекомендованных) юридических фирм для работы в России абсолютное лидерство принадлежит иностранным компаниям. Списки возглавляют:

британские: Freshfields, Linklaters, Allen&Overy, Clifford Chance и Herbert Smith;

американские: Baker Botts LLP, Hogan&Hartson, Latham&Watkins LLP, Macleod Dixon LLP, White&Case, LeBoeuf, Lamb, Greene&MacRae и Baker& McKenzie;

французская: Salan;

шведская: Mannheimer Swartling.

Эти же юридические гиганты возглавляют аналогичные списки для большинства других стран мира. Именно с ними сотрудничают российские концерны и холдинги.

В начале 1990-х гг. трансатлантические юридические (адвокатские) фирмы «заняли» российский рынок консалтинга и юридических услуг, во-первых, потому что этот рынок был пуст, российские юристы еще не понимали складывающегося права, правовая, судебная, правоохранительная системы только формировались, иностранные фирмы были сильнее, увереннее и с деньгами; во-вторых, капитализация фирм обеспечивалась, по крайней мере, на первых порах вливаниями денег государствами, из которых эти фирмы «пришли» на российский рынок; в-третьих, важной целью «внедрения» международных юридических (адвокатских) фирм в Россию являлось и является получение конфиденциальной информации и работа на свои спецслужбы. Таким образом, под официальным прикрытием иностранные государства имеют доступ к конфиденциальной информации, а информационная и промышленная безопасность России не обеспечивается.

По оценкам экспертов, объем сектора рынка юридических услуг, включающего в себя доходы крупных западных фирм, составляет более $ 500 млн. в год. Эти деньги ежегодно уходят из страны (вместе с информацией).

Чтобы начать менять эту ситуацию, необходимо научиться готовить юристов-международников и адвокатов-международников, хорошо знающих законодательство не только России, но и зарубежных государств и свободно владеющих иностранными языками [22, с. 65—73].

Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование для решения внешнеполитических задач инструментов «мягкой силы», прежде всего возможностей гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов и технологий, дополняющих

традиционные дипломатические методы [7, п. 9].

2) Борьба за человеческий капитал. Формирование и реализация инвестиционных программ корпорации с использованием отечественных кадров, а не зарубежных менеджеров.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» [25], МИД России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти призвано содействовать созданию благоприятных внешних условий для долгосрочного развития России, модернизации ее экономики, укреплению позиций России как равноправного партнера на мировых рынках. Кроме того, Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 605 был провозглашен принцип равной и неделимой безопасности.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [26] (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации») основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны. В пункте 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации используются следующие основные понятия:

Национальная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством России, прежде всего, государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную,

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018

энергетическую безопасность, безопасность личности.

Национальные интересы Российской Федерации — объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития.

Угроза национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам.

Обеспечение национальной безопасности — реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов [3, с. 102—112].

Понятие капитализация в системе экономических отношений рассматривается с точки зрения синтеза позиции «стоимости» и «ликвидности» (рыночности). На капитализацию корпорации и инвестиционную привлекательность влияют факторы конкурентной среды, финансово-экономического состояния, производственного потенциала и организационной структуры. В рамках формирования и корректировки инвестиционной стратегии до и после капитализации выявление факторов необходимо, так как от результатов капитализации зависит перспективное финансовое положение и инвестиционная привлекательность корпорации. Оценив воздействие факторов, влияющих на капитализацию корпорации, повышая ее с помощью предложенной модели, можем говорить о инвестиционной привлекательности корпорации, так как, управляя капитализацией, можем повышать инвестиционную привлекательность [23, с. 23—27].

Повышение капитализации корпорации является залогом роста инвестиций. Для корректировки инвестиционной стратегии корпорации нахождение ее на различных этапах процесса капитализации, а также стремление увеличить капитализа-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018

цию весьма актуально [2, с. 140 — 146]. Предложенная методика определения этапов процесса капитализации в условиях инвестиционной активности корпораций полезна не только для разработки и корректировки инвестиционной стратегии, но и для обеспечения постановки уровня контроля над рисками, стратегической неопределенностью и критическими факторами эффективности повышения капитализации корпорации [20, с. 83—88].

Согласно п. 13 Стратегии национальной безопасности РФ, процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта. Конкуренция государств все в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы. В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб.

Согласно п. 42 Стратегии национальной безопасности РФ, стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности России, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [11].

Главные направления обеспечения государственной и общественной безопасности — усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе, в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие вза-

имодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам РФ, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности [22, с. 65-73].

3) Формирование положительного имиджа и положительной (успешной) инвестиционной политики российских корпораций в сети «Интернет».

В соответствии с п. 21 Стратегии национальной безопасности РФ все большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе, путем манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории [13].

1Т-технологии стали неотъемлемой частью всех операций с деньгами. Никакой альтернативы в этом смысле, по всей вероятности, не существует, и тема информационной безопасности, вообще безопасности в кредитно-финансовой сфере, касается любого человека [27].

Появляются новые формы противоправной деятельности, в частности, с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий. Обостряются угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональной организованной преступности.

В соответствии с п. 10 Концепции внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 30 ноября 2016 г.) в мировой экономике в условиях накопления элементов кризисных явлений складывается новая реальность, для которой характерны общее замедление темпов роста, вола-тильность финансовых и товарно-сырьевых рынков, дробление глобального экономического пространства на региональные

структуры с конкурирующими тарифными и нетарифными ограничениями. На этом фоне региональная интеграция на основе норм и правил Всемирной торговой организации (далее - ВТО), усиление роли региональных резервных валют являются факторами укрепления конкурентоспособности, безопасности и финансово-экономической стабильности. Особую актуальность приобретает продвижение коллективных подходов к управлению международной экономикой и ее регулированию, укрепление транспарентности в глобальном торгово-экономическом пространстве, формирование всеохватных, более открытых, сбалансированных, отвечающих реалиям эпохи глобализации мировых торговой и ва-лютно-финансовой систем [21, с. 51-57].

Инвестиционная политика - составная часть общей экономической политики корпорации, которая определяет выбор и способы реализации наиболее перспективных путей обновления и расширения ее производственного и научно-технического потенциала [3, с. 102-112]. Она направлена на выживание корпорации в сложной рыночной среде, на достижение ею финансовой устойчивости и гибкости, а также на создание условий для будущего развития [10, с. 19-29].

Потребность в ресурсах для реализации инвестиционной политики корпорации определяют с учетом ее производственного и научно-технического потенциала, необходимого для выпуска продукции в соответствии с потребностями рынка. Инвестиционная политика, определенная менеджментом корпорации, подлежит рассмотрению и утверждению руководством. Ключевые положения данной политики рекомендуется учитывать при технико-экономическом обосновании инвестиционных проектов и выборе различных источников их финансирования [1, с. 15231531].

Эффективность инвестиционной политики оценивают по сроку окупаемости долгосрочных инвестиций, который устанавливают на основе параметров бизнес-плана и предварительных расчетов по обоснованию инвестиционных проектов [21, с. 51-57].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

Россия принимает необходимые меры для обеспечения национальной и международной информационной безопасности, противодействия угрозам государственной, экономической и общественной безопасности, исходящим из информационного пространства, для борьбы с терроризмом и иными криминальными угрозами с применением информационно-коммуникационных технологий, противодействует их использованию в военно-политических целях, не соответствующих нормам международного права, включая действия, направленные на вмешательство во внутренние дела государств или представляющие угрозу международному миру, безопасности и стабильности, добивается выработки под эгидой ООН универсальных правил ответственного поведения государств в области обеспечения международной информационной безопасности, в том числе, посредством интернационализации на справедливой основе управления информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет» [7, п. 28].

4) Изменение уголовного законодательства в части криминализации и ужесточения наказаний за коррупционные действия чиновников и сотрудников государственных корпораций.

Согласно п. 45 Стратегии национальной безопасности РФ, обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений [12, с. 10 — 14].

В Военной доктрине Российской Федерации [18] (утв. Президентом РФ 25.12.2014 г. № Пр-2976) учтены основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Феде-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018

рации на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а также соответствующие положения Концепции внешней политики Российской Федерации на период до 2020 года и других документов стратегического планирования.

Согласно данным Мирового экономического форума [28], ключевыми факторами, уменьшающими инвестиционную привлекательность России, являются коррупция, неэффективная бюрократия, высокие налогов, инфляция, налоговое регулирование, высокий уровень рисков ведения бизнеса [19, с. 45—52].

В России неблагоприятные ожидания отечественных менеджеров и собственников предприятий усиливает существующая практика уголовного преследования генеральных директоров и других руководителей тех организаций, которые сочтены неправомерно укрывающими налоги, выводящими капитал или обналичивающими деньги (т.е. неправомерно зачисляющими НДС). В условиях весьма неудовлетворительной работы судебной системы и постоянного изменения российского законодательства руководители постоянно сталкиваются с различными трактовками одних и тех же законодательных норм и противоречивой судебной практикой. В ситуации, когда руководитель, при всем желании, не выполняет полностью все требования контролирующих органов, он ощущает занесенную над собой «карающую» руку контролирующих органов и огромнейший риск потери бизнеса в целом. В связи с этим логично предположить, что российские руководители не чувствуют себя защищенными и будут рады всякой возможности продать свой бизнес, пока он чего-то стоит [4, с. 78—85].

Если внимательно проанализировать поведение зарубежных компаний на российском рынке, то можно сделать вывод, что в последнее время существенно увеличилась инвестиционная деятельность транснациональных корпораций в России. Растет доля сделок по поглощению российских предприятий, при этом наибольшую активность проявляют крупные транснациональные корпорации [8, с. 141 — 148].

Относительно недавно закончилась сделка по покупке «Вимм-Билль-Данн» корпорацией PepsiCo (сумма сделки превысила $5,8 млрд.) [6], в октябре 2011 г. Unilever приобрел 82% акций парфюмерно-косметического концерна «Калина», а Walt Disney приобрел 49% телеканала «Семерка» у холдинга ЮТВ [14]. На основании этих данных можно судить о том, что интерес к российскому рынку у крупнейших мировых транснациональных корпораций находится на вполне высоком уровне [17].

Часть факторов, которые положительно влияют на склонность к инвестированию в Российской Федерации, не действует (прежде всего, это касается защиты прав собственности, коррупции и качества налоговой системы), и их можно не рассматривать. В то же время наблюдается прогресс российской экономики по ряду перечисленных выше позиций. Прежде всего, это касается того, что за последнее десятилетие был достигнут приемлемый уровень политической стабильности; экономический темп роста оказался высоким по сравнению с развитыми странами [24, с. 14-23].

Стабильный уровень инфляции, преодоление большей части тарифных ограничений в ряде отраслей (например, в автомобилестроении), возможность использования недорогих источников сырья, а также недавнее вступление в ВТО способствовали улучшению инвестиционного климата, добавив привлекательности российскому рынку [9, с. 6-11]. Кроме того, оживленность зарубежных корпораций подстегнута мировым финансовым кризисом, когда развитые страны, долгое время представлявшие собой безрисковый актив, стали некой «проблемной зоной» мировой экономики [5, с. 67-72]. В данной ситуации выгоднее инвестировать в развивающиеся рынки с недооцененными активами, самым привлекательным из которых по показателю отношения капитализации к прибыли (P/E) является именно российский [15].

Что касается инвестиционной привлекательности российских предприятий, то, в отличие от рынков развитых стран, где

транснациональные корпорации привлекают в первую очередь конкурентоспособные активы, положительное влияние на интерес к приобретению активов у нас в стране оказывает именно невысокая конкурентоспособность многих отечественных предприятий [24, с. 14-23]. Это не только позволяет транснациональным корпорациям диктовать свои условия работы партнерам и получать основную часть добавленной стоимости продукта, но и делает слабые российские предприятия привлекательным активом для приобретения крупными транснациональными корпорациями.

Отсутствие желания у российского бизнеса производить инвестиции в собственной стране, обусловленное описанными выше отрицательными ожиданиями отечественных руководителей, ослабляет борьбу за активы, интересующие иностранные крупные транснациональные корпорации.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Бакулина А.А. Во что России обходится «несправедливая» оценка кадастровой стоимости? // Развитие современной России: проблемы воспроизводства и созидания: Сборник научных трудов / Под редакцией Р.М. Нурее-ва, М.Л. Альпидовской. 2015.

[2] Бакулина А.А. Действия оценщика на стадиях исполнительного производства // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. № 4.

[3] Бакулина А.А. Роль оценщика в исполнительном производстве // Предпринимательство. 2013. № 4.

[4] Бакулина А.А., Раудсепп Я.В. Контра-факт - связующее звено в экономической цепочке банкротств // Финансы: теория и практика. 2016. № 1 (91).

[5] Бакулина А.А., Топчий П.П. Справедливая стоимость и ее влияние на оборонно-промышленный комплекс // Финансы: теория и практика. 2016. Т. 20. № 5.

[6] Канаев П., Карапетян М., Бахарев И. Pepsi с молоком. Pepsi покупает «Вимм-Билль-Данн» // URL: http://www.gazeta.ru/ business/2010/12/02/3453245.shtml (дата обращения: 05.10.2013).

[7] Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 30 ноября 2016 г.).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

[8] Линников А.С. Влияние международных санкций на деятельность иностранных компаний в России // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 3.

[9] Линников А.С. Концепция эффективного регулирования деятельности финансовых организаций // Лизинг. 2014. № 2.

[10] Линников А.С. Экономические последствия расширения масштабов киберпреступ-ности в России и мире // Банковское право. 2017. № 5.

[11] Линников А.С., Карпов Л.К., Пазына Е.О. Правовые и экономические основы финансовой системы Европейского союза: Учебное пособие. Москва, 2018.

[12] Линников А.С., Масленников О.В. Влияние современных технологических изменений на финансовую безопасность // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2017. № 1 (31).

[13] Линников А.С., Салмов А.Н., Вирин Ф.Ю. Малое предпринимательство России в международном бизнесе и электронной коммерции. Москва, 2017.

[14] Новости РБК // URL: http:// www.rbc.ru/fnews.frame/ (дата обращения: 03.12.2016).

[15] Оверченко М. Кризис только начинается, а вкладываться надо в развивающиеся страны // Ведомости. 2011. URL: http:// www.vedomosti.ru/finance/ news/1419907/ v_sem_let_ne_ulozhitsya (датаобращения: 02.10.2013).

[16] Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации // http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/ asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/ 2542248.

[17] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Р32. Стат. сб. / Рос-стат. М., 2012. - 990 с.

[18] Российская газета. 2014. № 298.

[19] Селезнев П.С. Инновационная стратегия выживания и успеха в конкурентной среде: опыт Сингапура // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 1 (35).

[20] Селезнев П.С. Инновационное развитие России в начале XXI века: национальный приоритет и вынужденная необходимость // Мир и политика. 2011. № 11.

[21] Селезнев П.С. Инновационный потенциал Индии: состояние и возможности развития

// Проблемы теории и практики управления. 2014. № 5.

[22] Селезнев П.С. Инновационный путь Бразилии // Научно-аналитический журнал «Обозреватель - Observer». 2014. № 2 (289).

[23] Селезнев П.С. Политическая идеология инноваций: выбор Запада и выбор Востока // Власть. 2014. № 3.

[24] Селезнев П.С., Соснило А.И. Шестой технологический уклад и индустриализация // Власть. 2014. № 10.

[25] СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2342.

[26] СЗ РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.

[27] Совещание об информационной безопасности в кредитно-финансовой сфере 3 июня 2016 г. // http://government.ru/news/23263/.

[28] World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2010-2011. Geneva, 2010.

Spisok literatury:

[1] Bakulina A.A. Vo chto Rossii obxoditsya «nespravedlivaya» ocenka kadastrovoj stoimosti? // Razvitie sovremennoj Rossii: problemy' vosproizvodstva i sozidaniya: Sbornik nauchny'x trudov / Pod redakciej R.M. Nureeva, M.L. Al'pidovskoj. 2015.

[2] Bakulina A.A. Dejstviya ocenshhika na stadiyax ispolnitel'nogo proizvodstva // Problemy' e'konomiki i yuridicheskoj praktiki. 2013. № 4.

[3] Bakulina A.A. Rol' ocenshhika v ispol-nitel'nom proizvodstve // Predprinimatel'stvo. 2013. № 4.

[4] Bakulina A.A., Raudsepp Ya.V. Kontrafakt - svyazuyushhee zveno v e'konomicheskoj cepochke bankrotstv // Finansy': teoriya i praktika. 2016. № 1 (91).

[5] Bakulina A.A., Topchij P.P. Spravedlivaya stoimost' i ee vliyanie na oboronno-promy'sh-lenny'j kompleks // Finansy': teoriya i praktika. 2016. T. 20. № 5.

[6] Kanaev P., Karapetyan M., Baxarev I. Pepsi s molokom. Pepsi pokupaet «Vimm-Bill'-Dann» // URL: http://www.gazeta.ru/ business/2010/12/02/3453 245.shtml (data obrashheniya: 05.10.2013).

[7] Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (utv. Prezidentom RF 30 noyabrya 2016 g.).

[8] Linnikov A.S. Vliyanie mezhdunarodny'x sankcij na deyatel'nost' inostranny'x kompanij v Rossii // Finansy': teoriya i praktika. 2017.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

T. 21. № 3.

[9] Linnikov A.S. Koncepciya e'ffektivnogo regulirovaniya deyatel'nosti finansovy'x organizacij // Lizing. 2014. № 2.

[10] Linnikov A.S. E'konomicheskie posledst-viya rasshireniya masshtabov kiberprestupnosti v Rossii i mire // Bankovskoe pravo. 2017. № 5.

[11] Linnikov A.S., Karpov L.K., Pazy'na E.O. Pravovy'e i e'konomicheskie osnovy' finansovoj sistemy' Evropejskogo soyuza: Uchebnoe posobie. Moskva, 2018.

[12] Linnikov A.S., Maslennikov O.V. Vliyanie sovremenny'x texnologicheskix izmenenij na finansovuyu bezopasnost' // Izvestiya vy'sshix uchebny'x zavedenij. Seriya: E'konomika, finansy' i upravlenie proizvodstvom. 2017. № 1 (31).

[13] Linnikov A.S., Salmov A.N., Virin F.Yu. Maloe predprinimatel'stvo Rossii v mezhdu-narodnom biznese i e'lektronnoj kommercii. Moskva, 2017.

[14] Novosti RBK // URL: http:// www.rbc.ru/fnews.frame/ (data obrashheniya: 03.12.2016).

[15] Overchenko M. Krizis tol'ko nachinaetsya, a vklady'vat'sya nado v razvivayushhiesya strany' // Vedomosti. 2011. URL: http:// www.vedomosti.ru/finance/ news/1419907/ v_sem_let_ne_ulozhitsya (dataobrashheniya: 02.10.2013).

[16] Oficial'ny'j sajt Ministerstva inostranny'x del Rossijskoj Federacii // http://www.mid.ru/ foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2542248.

[17] Regiony' Rossii. Social'no-e'konomi-cheskie pokazateli. 2012: R32. Stat. sb. / Rosstat. M., 2012. - 990 s.

[18] Rossijskaya gazeta. 2014. № 298.

[19] Seleznev P.S. Innovacionnaya strategiya vy'zhivaniya i uspexa v konkurentnoj srede: opy't Singapura // Kaspijskij region: politika, e'konomika, kul'tura. 2014. № 1 (35).

[20] Seleznev P.S. Innovacionnoe razvitie Rossii v nachale XXI veka: nacional'ny'j prioritet i vy'nuzhdennaya neobxodimost' // Mir i politika. 2011. № 11.

[21] Seleznev P.S. Innovacionny'j potencial Indii: sostoyanie i vozmozhnosti razvitiya // Problemy' teorii i praktiki upravleniya. 2014. № 5.

[22] Seleznev P.S. Innovacionny'j put' Brazilii // Nauchno-analiticheskij zhurnal «Obozre-vatel' - Observer». 2014. № 2 (289).

[23] Seleznev P.S. Politicheskaya ideologiya innovacij: vy'bor Zapada i vy'bor Vostoka // Vlast'. 2014. № 3.

[24] Seleznev P.S., Sosnilo A.I. Shestoj texnologicheskij uklad i industrializaciya // Vlast'. 2014. № 10.

[25] SZ RF. 2012. № 19. St. 2342.

[26] SZ RF. 2016. № 1 (chast' II). St. 212.

[27] Soveshhanie ob informacionnoj bezopasnosti v kreditno-finansovoj sfere 3 iyunya 2016 g. // http://government.ru/news/ 23263/.

[28] World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2010-2011. Geneva, 2010.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.