УДК /UDC 378 EDN UFNMRM
Тимочкин Антон Сергеевич
подполковник, преподаватель кафедры физической подготовки и спорта, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск
BS
Timochkin Аnton S.
lieutenant colonel, lecturer, Department of physical training and sports, Novosibirsk military order of Zhukov institute named after I. K. Yakovlev of the national guards of the Russian Federation, Novosibirsk
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
ON THE ISSUE OF DEVELOPING MANAGERIAL COMPETENCE OF CADETS AT MILITARY UNIVERSITIES
Аннотация. В статье представлены результаты педагогического исследования по развитию управленческой компетенции у курсантов в процессе профессиональной подготовки. Опытно-экспериментальная работа проведена с курсантами 3-го курса Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.
Целью описанного в статье этапа исследования явилось обоснование результативности рефлексивной технологии развития управленческой компетенции курсантов военных вузов и выявление педагогических условий ее реализации, способствующих развитию управленческой компетенции у будущих командиров.
Abstract. The article presents the results of pedagogical research on the development of managerial competence among cadets in the process of professional training. The experimental work carried out with the 3rd year cadets of the Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation. The purpose of the research stage described in the article was to substantiate the effectiveness of the reflexive technology for developing the management competence of military cadets and to identify the pedagogical conditions for its implementation that contribute to the development of management competence among future commanders.
Ключевые слова: развитие управленческой компетенции, профессиональные компетенции курсантов, рефлексивная технология, профессиональная подготовка, знаниево-деятельностный критерий, опытно-экспериментальная работа.
Keywords: development of managerial competence, professional competencies of cadets, reflective technology, professional training, knowledge-activity criterion, experimental work.
Введение
В наше время управленческая компетенция играет важную роль в подготовке будущих военных специалистов (командиров). Современные военные конфликты и операции требуют не только высокой физической подготовки, но и глубоких навыков управления и принятия стратегических решений. В этом контексте новые технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в военных вузах.
Эффективность технологии для развития у курсантов военных вузов управленческой компетенции является актуальной исследовательской проблемой, требующей детального анализа и изучения. Эта тема оправдывает свое значение не только в контексте подготовки будущих военных командиров и офицеров, но и в свете широких тенденций в образовании и управлении образовательным процессом в целом.
Целью исследования,представленного в данной статье, является анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию управленческой компетенции у курсантов военных институтов, результаты которого положены в разработку рефлексивной технологии. В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:
1. Обобщить и интерпретировать развитие управленческой компетенции курсантов, используя методические возможности разработанной технологии.
2. На основе полученных результатов предложить рекомендации по использованию разработанной технологии.
Научная новизна данного исследования заключается в адаптированных к военной сфере методических подходах, направленных на развитие управленческой компетенции у курсантов военных институтов.
Практическая значимость исследования заключается в способности предоставить конкретные методы и подходы для эффективного развития управленческой компетенции у будущих офицеров. Эти методы и подходы, как подтвердил эксперимент, имеют непосредственное воздействие на подготовку курсантов и их профессиональную карьеру в будущем.
Основное внимание в данном исследовании было сосредоточено на процессе профессиональной подготовки курсантов с использованием персонализированного и деятельностно-ориентированного подходов. В многочисленных исследованиях [3; 6; 8] в рамках научного сообщества рассматривался этот вопрос, особенно в контексте менеджмента, подходы, изложенные в них, являются адекватно обоснованными и заслуживающими внимания. Тем не менее, специфические особенности профессиональной подготовки курсантов в военных вузах не позволяют нам полагаться исключительно на работы авторов, которые в первую очередь рассматривают подготовку гражданских специалистов.
Анализируя предлагаемые различными авторами решения, касающиеся развития управленческих компетенций у курсантов в образовательном процессе военных вузов, становится очевидным, что каждый подход сталкивается с проблемами с точки зрения эффективности представленных методик. Однако ни один из этих методов не решает проблему с современной точки зрения. Общее качество сформированных у курсантов управленческих компетенций напрямую связано с эффективностью их применения [7].
Разрешение этого противоречия требует разработки эффективной технологии повышения управленческой компетенции. Внедрение такой технологии способствовало бы повышению навыков и умений, необходимых офицеру, а также созданию надежной диагностической базы для оценки его профессионального уровня [1; 2].
Методология
В Новосибирском военном ордена Жукова институте имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации проведено исследование, направленное на развитие управленческой компетенции курсантов высших военных учебных заведений.
Экспериментальную базу исследования составили курсанты 3-го курса факультета сил специального назначения, обучающиеся по направлению «Национальная безопасность».
Опытно-экспериментальная работа состояла из 4 этапов: подготовительного, этапа констатирующего эксперимента, этапа формирующего эксперимента и заключительного, на котором подводились итоги.
На подготовительном этапе систематизированы знания о особенностях развития и формирования управленческой компетенции, определена ее структура и выявлены критерии (знаниево-деятельностный и личностный).
На этапе констатирующего эксперимента проанализирован исходный уровень развития управленческой компетенции у курсантов военного института. В рамках констатирующего эксперимента проведен сравнительный анализ результатов в контрольной и экспериментальной группе, в результате чего был определен вектор направления проведения формирующего эксперимента.
На формирующем этапе эксперимента осуществлено внедрение рефлексивной технологии основанной на рефлексивных механизмах управленческой деятельности. Результаты формирующего эксперимента были обобщены, систематизированы и обнародованы спустя один год (два семестра обучения) применения рефлексивной технологии у курсантов военного института.
На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы проведена оценка и анализ результатов эксперимента, а также сформулированы основные выводы и рекомендации.
Результаты
Значимость исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена наличием противоречия между потребностью в существовании боеспособной военной организации государства и недостаточным инструментарием в развитии необходимого уровня управленческой компетенции у будущих офицеров. На научно-теоретическом уровне актуальность данного исследования обусловлена всесторонним пониманием опыта и основ, которые способствуют развитию управленческой компетенции у курсантов военных институтов.
Гипотеза, предложенная в данном исследовании, предполагает, что рефлексивные технологии могут служить педагогическим инструментом для необходимого уровня развития управленческой компетенции у курсантов при соблюдении следующих условий:
- выявить связи между рефлексивными механизмами управленческой деятельности и развитием управленческой компетенции;
- разработать технологию, включающую в себя конкретные педагогические принципы;
- создать диагностический аппарат на основе рефлексивной технологии для оценки уровней развития управленческой компетенции курсантов;
- внедрить рефлексивную технологию в профессиональную подготовку курсантов с учетом уникальных особенностей высших военных учебных заведений.
Особое внимание в исследовании было сосредоточено на оценке эффективности разработанной технологии и ее потенциального использования в образовательных рамках военного института.
Основным средством подтверждения результатов исследования стала экспериментальная работа, позволившая подтвердить поставленную гипотезу на эмпирическом уровне.
Так, для получения объективных результатов был выполнен ряд мероприятий:
- создан диагностический инструмент для оценки развития управленческой компетенции на основе выявленных критериев и показателей;
- проведена диагностика управленческой компетенции у курсантов контрольной и экспериментальной групп в рамках исследовательского этапа;
- реализована технология развития управленческой компетенции у курсантов, основанная на применении рефлексивных механизмов в управленческой деятельности.
По итогам формирующего эксперимента, проведенного на базе курсантов 3-го курса факультета сил специального назначения Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева, в период с октября 2021 года по сентябрь 2022 года была проведена итоговая диагностика уровней развития управленческой компетенции в контрольной и экспериментальной группах. При анализе данных, полученных в ходе эксперимента, были изучены результаты курсантов контрольной группы в рамках знаниево-деятельностного критерия, которые наглядно представлены в таблице 1.
Данные результаты получены при помощи использования тестовых методик диагностического аппарата исследования [4].
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что в контрольной группе произошел небольшой рост по уровню показателей знаниево-деятельностного критерия по сравнению с показателями констатирующего эксперимента.
Необходимо отметить, что в отношении показателя «Способность осуществлять контроль деятельности» практически не наблюдается роста, что может свидетельствовать о том, что на третьем курсе обучения этот показатель практически не подвергается педагогическому воздействию.
В экспериментальной группе в ходе проведения формирующего эксперимента были получены следующие результаты (табл. 2).
Таблица 1
Уровни развития управленческой компетенции по показателям знаниево-деятельностного критерия в контрольной группе
Показатели Уровень критерия Средний балл
Высокий Средний Низкий
Способность планировать деятельность 2 чел. (5,6 %) 27 чел. (75,0 %) 7 чел. (19,4 %) 17,5
Способность организовывать деятельность 9 чел. (25,0 %) 22 чел. (61,1 %) 5 чел. (13,9 %) 13,2
Способность мотивировать подчиненных 4 чел. (11,1 %) 23 чел. (63,9 %) 9 чел. (25,0 %) 6,3
Способность осуществлять контроль деятельности 4 чел. (11,1 %) 22 чел. (61,1 %) 10 чел. (27,8 %) 18,8
Таблица 2 Уровни развития управленческой компетенции по показателям знаниево-деятельностного критерия в экспериментальной группе
Показатели Уровень критерия Средний балл
Высокий Средний Низкий
Способность планировать деятельность 5 чел. (13,9 %) 26 чел. (72,2 %) 5 чел. (13,9 %) 19,3
Способность организовывать деятельность 14 чел. (38,9 %) 21 чел. (58,3 %) 1 чел. (2,8 %) 15,1
Способность мотивировать подчиненных 3 чел. (8,4 %) 20 чел. (55,5 %) 13 чел. (36,1 %) 5,2
Способность осуществлять контроль деятельности 8 чел. (22,2 %) 18 чел. (50,0 %) 10 чел. (27,8 %) 19,3
25 20 15 10 5 0
18,8 19,3
Способность Способность Способность Способность
планировать организовывать мотивировать осуществлять
деятельность деятельность подчиненных контроль деятельности
В Средний балл КГ □ Средний балл ЭГ
Рис. 1. Сравнительный анализ показателей в контрольной и экспериментальной группах
В ходе анализа уровней развития управленческой компетенции в экспериментальной группе стало очевидно, что произошел рост показателей по сравнению с констатирующим экспериментом. Можно предположить, что данный рост обусловлен влиянием профессиональной подготовки в процессе обучения курсантов в течении периода обучения, так как в ходе проведения плановых занятий происходит рост показателей знаниево-деятельностного критерия управленческой компетенции, но вместе с тем налицо и разница между показателями контрольной и экспериментальной групп. Эта разница может быть интерпретирована как положительный результат в данном этапе педагогического эксперимента, свидетельствующий о достижении желаемых целей или улучшении исследуемой ситуации. Увеличение показателей может быть следствием оптимизации процессов, свидетельствующей о более эффективном педагогическом воздействии на экспериментальную группу.
В результате проведенной работы нами были решены поставленные задачи. Так, в результате анализа зна-ниево-деятельностного критерия в контрольной и экспериментальной группах можно сделать вывод, что уровень управленческой компетенции в экспериментальной группе курсантов военного института демонстрирует значительное улучшение по сравнению с контрольной группой. Средние показатели способности планировать деятельность, организовывать деятельность, осуществлять контроль деятельности в экспериментальной группе превышают показатели контрольной группы соответственно на 1,8, 1,9, и 0,5 балла (рис. 1).
Заключение
Полученные результаты исследования позволили сделать вывод, что предложенная технология по подготовке офицеров обеспечивает:
- улучшение профессиональной подготовки: развитие управленческих компетенций у курсантов способ-
ствует более глубокому пониманию принципов организации и управления;
- адаптацию к сложным ситуациям: современные военные операции и геополитические события требуют от офицеров гибкости, приспособляемости и быстрого принятия решений [9; 10];
- укрепление лидерских качеств: формирование офицеров с высоким уровнем лидерства, что положительно сказывается на дисциплине и, как следствие, улучшении военной организации.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на более детальное изучение эффективных методов обучения, способствующих развитию управленческой компетенции у будущих командиров.
Литература
1. Бережнова Л. Н., Воронов С. А., Сидоров И. А. Педагогическая диагностика профессиональных компетенций военнослужащих. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология, 2016. том 53 (4.5), с. 44-49.
2. Воронов С. А. Диагностика сформированности профессиональных компетенций военнослужащих РФ. Мир образования и воспитание в мире, 2017. № 4 (68). с. 194-198.
3. Дудаев Г. С.-Х. Анализ теоретических подходов к формированию управленческой компетенции у будущего специалиста государственного управления / Фундаментальные исследования. 2014. № 9-12. С. 2760-2764.
4. Ефремов О. Ю. Военная педагогика. Санкт-Петербург. 2014. 640 с.
5. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. Москва. 1991. 238 с.
6. Кобзев М. В., Цормутян Л. С. Развитие управленческих компетенций у студентов экономических специальностей. Вестник ГУУ 2013. № 8, С. 195-200.
7. Марченко С. М. Формирование управленческих компетенций у командиров подразделений войск национальной гвардии РФ для противодействия информационному воздействию противника на военнослужащих. Материалы научно-методического семинара «Управленческая компетентность как результат подготовки курсантов». Санкт-Петербург. 2016. С. 71-73.
8. Мальгин В. Е. Развитие управленческой компетентности руководителя спортивной школы. Материалы V Международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования». Пермь. 2014. С. 3-5.
9. Сидоров И. А. Рефлексивная технология развития управленческой компетентности у курсантов военных институтов войск национальной гвардии : автореф. ... канд. дис. Санкт-Петербург, 2018. 19 с.
10. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. «Эйдос». 2005. 12 декабря. Доступно по адресу: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm (дата обращения: 01.11.2016).
References
1. Berezhnova L. N., Voronov S. A., Sidorov I. A. Pedagogicheskaya diagnostika professional'nyh kompetencij voennosluzhashchih [Pedagogical diagnostics of professional competencies of military personnel]. Problems of Modern Pedagogical Education. Series: Pedagogy and Psychology, 2016, vol. 53 (4.5), p. 44-49. (In Russian).
2. Voronov S. A. Diagnostika sformirovannosti professional'nyh kompetencij voennosluzhashchih RF [Diagnostics of the formation of professional competencies of military personnel of the Russian Federation]. World of Education and Education in the World, 2017, no. 4 (68), рp. 194-198. (In Russian).
3. Dudaev G. S.-H. Analiz teoreticheskih podhodov k formirovaniyu upravlencheskoj kompetencii u budushchego specialista gosu-darstvennogo upravleniya [The analysis of theoretical approaches to the formation of managerial competences of the future specialist of public administration]. Fundamental Research, 2014, no. 9-12, рp. 2760-2764. (In Russian).
4. Efremov O. Yu. Voyennaya pedagogika [Military pedagogy]. St. Petersburg, 2014, 640 р. (In Russian).
5. Ingenkamp K. Pedagogicheskaya diagnostika [Pedagogical Diagnostics]. Moscow, 1991, 238 p. (In Russian).
6. Kobzev M. V., Tsormutyan L. S. Razvitie upravlencheskih kompetencij u studentov ekonomicheskih special'nostej [The development of managerial competencies in students of economic specialties]. Bulletin of the GUU, 2013, no. 8, pp. 195-200. (In Russian).
7. Marchenko S. M. Formirovanie upravlencheskih kompetencij u komandirov podrazdelenij vojsk nacional'noj gvardii RF dlya pro-tivodejstviya informacionnomu vozdejstviyu protivnika na voen-nosluzhashchih [Formation of managerial competencies of the commanders of the units of the National Guard troops of the Russian Federation to counteract the informational influence of the enemy on the military personnel]. Materials of the scientific-methodical seminar "Management competence as a result of cadets training", St. Petersburg, 2016, pp. 71-73. (In Russian).
8. Malgin V. E. Razvitie upravlencheskoj kompetentnosti ruko-voditelya sportivnoj shkoly [Development of managerial competence of the head of a sports school]. Materials of the V International Scientific Conference "Problems and Prospects for the Development of Education", Perm, 2014, pp. 3-5. (In Russian).
9. Sidorov I. A. Refleksivnaya tekhnologiya razvitiya uprav-lencheskoy kompetentsii u kursantov voyennykh institutov voysk natsional'noy gvardii. Abstract of Ph. D. thesis. [Reflexive technology development management competence of the cadets of military institutions of the National Guard troops. Abstract of Ph. D. thesis.]. St. Petersburg, 2018, 19 p. (In Russian).
10. Khutorskoy A. V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevyh i pred-metnyh kompetencii [Technology for designing key and subject competencies]. Eidos, 2005, 12 December. URL: http://www. eidos.ru/journal/2005/1212.htm (accessed 01.11.2016).
УДК /UDC 378.14 EDN DRWSAW
Маркова Наталия Александровна
старший преподаватель отделения иностранных языков Школы общественных наук, ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск
Markova Nataliia A.
Senior Lecturer of the Foreign Languages Department, School of Humanities, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk
ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
CONTRADICTIONS IN THE SYSTEM OF ADAPTATION TRAINING AT A TECHNICAL UNIVERSITY
Аннотация. В статье отмечается актуальность и важность решения задачи формирования базового уровня подготовки первокурсников технического вуза, имеющих значительные пробелы в первоначальных знаниях по базовым изучаемым дисциплинам. Подчеркивается необходимость внедрения адаптационных форм работы с обозначенным континген-
том студентов. Цель статьи - выделить и представить описание противоречий, возникающих у компонентов адаптационной системы обучения в техническом вузе. С помощью высокопродуктивного метода категориально-системной методологии («порядок следования целей») выявлены и описаны цели компонентов адаптационного обучения, а также установлены возникаю-