УДК 519.2
МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В ИЗУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ
И.А. Сидоров, кандидат педагогических наук; С.А. Воронов, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Представлена методика применения методов математической статистики, используемая в ходе исследования эффективности рефлексивной технологии для развития управленческой компетенции курсантов образовательных организаций высшего образования силовых структур. Проанализирована актуальность математических методов исследования. Выявлены наиболее подходящие для данной области методы. Более подробно рассмотрен порядок применения методов математической статистики в образовательной среде образовательной организации высшего образования силовой структуры. Выявлен и обоснован состав применяемых методов. На основе представленных подходов авторы предлагают принять комплекс представленных методов для диагностики и других профессиональных компетенций.
Ключевые слова: диагностика профессиональных компетенций, методы математической статистики, управленческая компетенция
METHODS OF MATHEMATICAL STATISTICS IN STUDYING THE TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF MANAGEMENT COMPETENCE OF COURSES
I.A. Sidorov; S.A. Voronov.
Saint-Petersburg military order of Zhukov the institute of the national guard troops of the Russian Federation
The article presents a methodology for applying the methods of mathematical statistics, used in the study of the effectiveness of reflexive technology for the development of managerial competence of cadets of higher education institutions of law enforcement agencies. The relevance of mathematical research methods is analyzed. The most suitable methods for this area have been identified. The procedure for applying the methods of mathematical statistics in the educational environment of the educational organization of higher education of the power structure is considered in more detail. The composition of the applied methods is revealed and substantiated. On the basis of the presented approaches, the author proposes to adopt a set of presented methods for diagnostics and other professional competencies.
Keywords: diagnostics of professional competencies, methods of mathematical statistics, managerial competence
Данные, полученные эмпирическим путем в Санкт-Петербургском военном ордена Жукова институте войск национальной гвардии, показали, что в настоящее время в военном институте проблеме развития у курсантов управленческой компетенции уделяется недостаточно внимания. Профессорско-преподавательский состав и командование курсантских подразделений не уделяют должного внимания важности развития у курсантов способности управлять, которая формируется у будущих выпускников опосредованно, без целенаправленного воздействия в ходе обучения и воспитания.
Предполагалось, что данная проблема будет снята после решения ряда педагогических задач [1-4], таких как:
- разработка инструментария для диагностики развития компетенции;
- создание конкретного перечня критериев и показателей;
- разработка качественной технологии и ее развитие с учетом особенностей военной организации.
В этой связи необходимо отметить интересные аспекты в рамках подходов к решению указанной проблемы, предложенные в публикациях [5-8].
Опытно-экспериментальная работа проводилась в военном институте в течение календарного года с целью апробации и реализации созданной рефлексивной технологии [9].
Однородность выборочной совокупности определялась неизменным составом экспериментальной и контрольной групп и равными условиями служебной деятельности для них.
Объем выборки составлял 72 человека, из них в контрольной группе - 36 человек, в экспериментальной - 36 человек.
При выборе составов групп учитывались следующие условия:
- обе группы (экспериментальная и контрольная) должны быть с одного курса обучения, не младше 3 курса и не старше 4 курса;
- служебная нагрузка должна быть примерно равной на участников групп;
- не должно быть больших отличий по уровню текущей успеваемости групп в течение прошедшего года обучения.
В ходе исследования были получены достоверные результаты [10], которые потребовали обработки для дальнейшей работы по применению разработанной технологии.
Основой для обработки полученных данных явились методы математической статистики [11], расчеты, в рамках которых выполнялись с помощью подпрограммы «Описательная статистика» MS Excel.
В MS Excel вычислялись:
- мода, значение в множестве наблюдений, которое встречается наиболее часто;
- медиана, значение, которое делит упорядоченное множество пополам, определялась для каждой выборочной совокупности с использованием формулы:
Me =
(ч + xk+1)
2
где к=п/2;
- выборочная средняя определялась для каждой выборочной совокупности по формуле:
- 1 п х = — 2 •
пг=1 ;
- выборочная дисперсия определялась для каждой выборочной совокупности по формуле:
? 1 п ? ^х = - - X)2 п1=1 '
Корреляционный анализ как определение степени тесноты связи между двумя случайными величинами Х и Y путем определения коэффициента корреляции [11] осуществлялся в программе MS Excel специальной функцией КОРРЕЛ.
Достоверность различий по t-критерию Стьюдента между результатами контрольной и экспериментальной групп с предварительной проверкой нормальности распределения полученных результатов определялась с использованием специальной функции t-ТЕСТ программы MS Excel.
Для подтверждения наличия различий между показателями контрольной и экспериментальной групп после формирующего эксперимента, а также различий между
полученными данными в экспериментальной группе после констатирующего и формирующего экспериментов применялся математико-статистический анализ данных.
Для результативного анализа полученных результатов и качественного проведения педагогического исследования в показателях критериев управленческой компетенции были определены три уровня (табл. 1, 2).
Таблица 1. Содержание знаниево-деятельностного критерия развития управленческой
компетенции
Показатель Содержание Качественные измерители Количественные измеригели Диагностический инструмент
Способность к планированию деятельности Умение оптимально согласовывать взаимодействие членов организации и ее подразделений для достижения поставленных целей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 21-30 баллов 16-20 баллов 0-15 баллов Тест «Способность к планированию деятельности» [9]
Способность к организации деятельности Умение осуществлять функциональное разделение и последующую координацию основных видов работ между индивидами в управляемой системе Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 29-34 балла 20-28 баллов менее 20 баллов Тест «Уровень организаторских способностей» [9]
Способность к мотивированию подчиненных Умение заинтересовать исполнителя в результате его трудовой деятельности Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 8-10 баллов 5-7 баллов менее 5 баллов Тест «Способность к мотивированию подч иненных »[9 ]
Способность к осуществлению контроля деятельности Умение проверять соответствие временных и качественных рамок выполнения работ плану Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 22-25 баллов 16-21 баллов менее 16 баллов Тест «Способность к контролю деятельности подч иненных »[9 ]
Для анализа применялись следующие значения: высокий уровень - 1; средний уровень - 2; низкий уровень - 3.
Таблица 2. Содержание личностного критерия развития управленческой компетенции
Показатель Качественные измерители Диагностический инструмент
Коммуникативные способности Высокий уровень - 15-20 баллов Средний уровень - 10-14 баллов Низкий уровень - менее 10 баллов Тест «Уровень коммуникативных способностей» [9]
Социальная нравственность Высокий уровень - 11-26 баллов Средний уровень -7-10:27-30 баллов Низкий уровень - 3140 баллов Тест «Оценка личностных качеств руководителя» [9]
Духовная зрелость Высокий уровень - 5-13 баллов Средний уровень -34:14-15 баллов Низкий уровень - 16-20 баллов
Эмоциональная зрелость Высокий уровень - 0-Е баллов Средний уровень -9-12 баллов Низкий уровень - 13-20 баллов
Социальный интеллект Высокий уровень - 3-21 баллов Средний уровень - 0-2: 22-27 баллов Низкий уровень - 2 £40 баллов
Способность к лидерству Высокий вровень - 3640 баллов (если сумма баллов составила более 40 баллов, то данный человек как лидер склонен к диктату) Средний уровень - 26-35 баллов Низкий уровень - менее 26 баллов Тест «Способность к лидерству» [9]
Метод математико-статистической обработки данных функции описательной статистики табличного редактора Microsoft Excel - t-критерий Стьюдента для независимых выборок позволил получить следующие статистические показатели:
1. Для выявления статистически значимых различий между показателями контрольной и экспериментальной групп после формирующего эксперимента (табл. 3).
Таблица 3. Парный двухвыборочный i-тест для средних
Переменная 1 (КГ после ФЭ) Переменная 2 (ЭГ после ФЭ)
Среднее 2,097222222 2,006944444
Дисперсия: 0,34013209 0,41253885
Наблюдения 144 144
Корреляция Пирсона 0,894269522
Гипотетическая: разность средних 0
аг 143
I-статистика 3,767073094
Р(Т<=1) одностороннее 0,000120352
I критическое одностороннее 1.655579143
Р(Т<=0 двухстороннее 0,000240705
1 критическое двухстороннее 1,976692198
Результаты математико-статистической обработки:
Тэмп=3,767073094; Ткрит=1,976692198.
Соответственно, при р=0,05 (р - уровень значимости), Т эмп.>Ткрит., следовательно, присутствуют достоверные различия между группами.
Анализ полученных результатов подтвердил гипотезу о наличии статистически значимых различий между показателями контрольной и экспериментальной групп после проведения формирующего эксперимента (ФЭ).
2. Для выявления статистически значимых различий между показателями экспериментальной группы после проведения констатирующего (КЭ) и формирующего экспериментов (табл. 4).
Таблица 4. Парный двухвыборочный t-тест для средних
Переменная 1 (ЭГ пр и КЭ) Переменная 2 (ЭГ после ФЭ)
Среднее 2,201388889 2,006944444
Дисперсия 0,399718337 0,41253885
Наблюдения 144 144
Корреляция Пирсона 0,805911706
Гипотетическая разность средних 0
аг 143
1- статистика 5,875137563
Р(Т<=0 одностороннее L41996E-08
1 критическое одностороннее 1,655579143
Р(Т<=1) двухстороннее 2,83992Е-08
I критическое двухстороннее 1.976692198
Результаты математико-статистической обработки:
Тэмп=5,875137563; Ткрит=1,976692198.
Следовательно, при р 0,05 Тэмп.>Ткрит. и, следовательно, присутствуют достоверные различия между показателями экспериментальной группы в разные временные промежутки.
Анализ полученных результатов подтвердил присутствие статистически значимых различий между показателями экспериментальной группы после завершения констатирующего и формирующего экспериментов.
Следует отметить, что итоги математико-статистического анализа подтвердили выдвинутую гипотезу, что рефлексивная технология может быть педагогическим средством развития управленческой компетенции у курсантов образовательных организаций высшего образования силовых структур, если:
- подготовлен диагностический аппарат для определения уровней развития управленческой компетенции;
- использование разработанной технологии [9] в обучении курсантов осуществляется с учетом особенностей образовательной организации.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что методика применения методов математической статистики, используемая в ходе исследования эффективности рефлексивной технологии для развития управленческой компетенции курсантов образовательных организаций высшего образования силовых структур, актуальна.
Анализ показал, что предлагаемая методика может быть использована для развития управленческой компетенции курсантов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.
В заключение отметим, что предлагаемую методику целесообразно использовать для диагностики и других профессиональных компетенций.
Литература
1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 20 c.
2. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 432 с.
3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 дек.
4. Воронов С.А., Бережнова Л.Н. Сущность и содержание педагогической диагностики компетенций // Вестник ВГУ. Сер.: Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С.39-42.
5. Вилков В.Б., Кунтурова Н.Б., Черных А.К. К проблеме моделирования процесса кадрового назначения выпускников образовательных организаций высшего образования силовых структур // Труды Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. 2018. № 665. С.252-260.
6. Vilkov V.B., Shcherbakova O.I., Chernykh A.K., Andreev V.P., Khudyakova T.L., Kazakova S.N. The choice of an optimal methodology for the retraining organization of psychologists based on the use of mathematical methods // Espacios. 2018. Т. 39. № 20. С. 16.
7. Вилков В.Б., Черных А.К., Курилов А.В. К вопросу планирования обучения курсантов образовательных организаций высшего образования силовых структур // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2018. № 3 (4). С. 20-27.
8. Вилков В.Б., Флегонтов А.В., Черных А.К. Математическая модель задачи о распределении в условиях неопределенности // Дифференциальные уравнения и процессы управления. 2018. № 2. С. 180-191.
9. Рефлексивная технология развития управленческой компетенции у курсантов военных институтов войск национальной гвардии: дис. ... канд. пед. наук. СПб.: СПб ВИ ВНГ, 2018. 173 с.
10. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» // Успехи современного естествознания. 2007. № 3. С. 67-68.
11. Буре В.М., Парилина Е.М. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. для студентов вузов. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. 252 с.
References
1. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. 20 c.
2. Pedagogika: ucheb. / L.P. Krivshenko [i dr.]; pod red. L.P. Krivshenko. M.: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2004. 432 s.
3. Hutorskoj A.V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevyh i predmetnyh kompetencij // Internet-zhurnal «Ejdos». 2005. 12 dek.
4. Voronov S.A., Berezhnova L.N. Sushchnost' i soderzhanie pedagogicheskoj diagnostiki kompetencij // Vestnik VGU. Ser.: Problemy vysshego obrazovaniya. 2018. № 1. S. 39-42.
5. Vilkov V.B., Kunturova N.B., Chernyh A.K. K probleme modelirovaniya processa kadrovogo naznacheniya vypusknikov obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya silovyh struktur // Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii im. A.F. Mozhajskogo. 2018. № 665. S. 252-260.
6. Vilkov V.B., Shcherbakova O.I., Chernykh A.K., Andreev V.P., Khudyakova T.L., Kazakova S.N. The choice of an optimal methodology for the retraining organization of psychologists based on the use of mathematical methods // Espacios. 2018. T. 39. № 20. S. 16.
7. Vilkov V.B., Chernyh A.K., Kurilov A.V. K voprosu planirovaniya obucheniya kursantov obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya silovyh struktur // Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacional'noj gvardii. 2018. № 3 (4). S. 20-27.
8. Vilkov V.B., Flegontov A.V., Chernyh A.K. Matematicheskaya model' zadachi o raspredelenii v usloviyah neopredelennosti // Differencial'nye uravneniya i processy upravleniya. 2018. № 2. S. 180-191.
9. Refleksivnaya tekhnologiya razvitiya upravlencheskoj kompetencii u kursantov voennyh institutov vojsk nacional'noj gvardii: dis. ... kand. ped. nauk. SPb.: SPb VI VNG, 2018. 173 s.
10. Haritonova E.V. Ob opredelenii ponyatij «kompetentnost'» i «kompetenciya» // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2007. № 3. S. 67-68.
11. Bure V.M., Parilina E.M. Teoriya veroyatnostej i matematicheskaya statistika: ucheb. dlya studentov vuzov. SPb.: RGPU im. A.I. Gercena, 2013. 252 s.