Научная статья на тему 'ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА'

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
955
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / военно-профессиональные компетенции / когнитивный компонент / ценностно-мотивационный компонент / операционально-деятельностный компонент / competencies / military-professional competencies / cognitive component / value-motivational component / operational-activity component

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Е.И., Дедик Н.А., Боброва Р.Ю.

В статье на основе анализа сложившихся в отечественной педагогической науке представлений о содержании и структуре профессиональных компетенций предлагается авторский подход к определению понятия «военно-профессиональные компетенции», которые рассматриваются как целостный феномен. Приводится краткая характеристика выделяемых в структуре военно-профессиональных компетенций курсантов когнитивного, ценностно-мотивационного и операционально-деятельностного компонентов. Определяются направления дальнейшего изучения проблемы формирования военно-профессиональных компетенций курсантов в образовательном процессе военных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещерякова Е.И., Дедик Н.А., Боброва Р.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-PROFESSIONAL COMPETENCIES: CONCEPT AND STRUCTURE

The author's approach to the definition of the concept of «military-professional competencies», which are considered as an integral phenomenon, is proposed in the article based on the analysis of the ideas that have developed in Russian pedagogical science about the content and structure of professional competencies. A brief description of the cognitive, value-motivational and operational-activity components allocated in the structure of military-professional competencies of cadets is given. The directions of further study of the problem of the formation of military professional competencies of cadets in the educational process of military universities are determined.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА»



УДК 378 ГРНТИ 14.35.07

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Е.И. МЕЩЕРЯКОВА, доктор педагогических наук, профессор Н.А. ДЕДИК Р.Ю. БОБРОВА

В статье на основе анализа сложившихся в отечественной педагогической науке представлений о содержании и структуре профессиональных компетенций предлагается авторский подход к определению понятия «военно-профессиональные компетенции», которые рассматриваются как целостный феномен. Приводится краткая характеристика выделяемых в структуре военно-профессиональных компетенций курсантов когнитивного, ценностно-мотивационного и операционально-деятельностного компонентов. Определяются направления дальнейшего изучения проблемы формирования военно-профессиональных компетенций курсантов в образовательном процессе военных вузов.

Ключевые слова: компетенции, военно-профессиональные компетенции, когнитивный компонент, ценностно-мотивационный компонент, операционально-деятельностный компонент.

Введение. В своем обращении к Федеральному Собранию Российской Федерации (2021 год) Верховный главнокомандующий В.В. Путин отметил, что Вооруженные силы нашей страны активно перевооружаются и к 2024 году доля новейших образцов вооружений в войсках превысит 76 %, а для современных образцов вооружений армии необходимы профессиональные кадры, подготовка которых должна быть в приоритете [1]. В условиях утвердившейся в современном российском образовании компетентностной парадигмы особенно важное значение приобретает исследование проблем, связанных с формированием компетентных военных специалистов, офицеров Вооруженных сил Российской Федерации, обладающих таким уровнем сформированности профессиональных компетенций, способностями и готовностью к их реализации в повседневной военно-профессиональной деятельности, который гарантирует не только надлежащее исполнение обязанностей по защите Отечества, но и постоянное развитие и совершенствование личностно-профессиональных качеств военнослужащих. В этом заключается залог успешного освоения новых и новейших образцов вооружений, поступление в войска которых в связи со стремительным развитием науки и техники, информатизацией и цифровизацией всех сфер жизнедеятельности не прекратится, а будет происходить нарастающими темпами.

Актуальность. Формирование компетенций курсантов в образовательном процессе военных вузов является основой достижения выпускниками - офицерами Вооруженных сил России высокого уровня компетентности специалиста-профессионала по мере приобретения опыта несения военной службы. Результаты исследований, связанных с формированием компетенций в образовательном процессе вузов, с соотношением понятий «компетенции» и «компетентность», в последние десятилетия нашли отражение в сотнях диссертационных работ и тысячах научных статей. Однако говорить с уверенностью о том, что в научном сообществе педагогов-исследователей достигнуто единство в понимании указанных феноменов, а также о том, что разрешены педагогические проблемы, возникающие в процессе формирования

компетенций и становления (развития) компетентности, еще преждевременно. В связи с этим особую актуальность и значимость в контексте решения проблем подготовки курсантов -будущих военных специалистов к эффективному, грамотному и обоснованному исполнению служебного долга в процессе осуществления военно-профессиональной деятельности сохраняют исследования, в которых изучаются и раскрываются возможности эффективного формирования компетенций курсантов в образовательном процессе военных вузов.

Ключевым феноменом исследования формирования компетенций в образовательном процессе военных вузов являются военно-профессиональные компетенции. В связи с этим возникает необходимость конкретизировать понятие «военно-профессиональные компетенции», определив его как особый вид компетенций. Для этого нужно обратиться к содержательному наполнению понятия «компетенции», характеристике видов компетенций, к их структурированию.

Стремительное повышение интереса к использованию компетентностного подхода к образованию на рубеже ХХ-ХХ1 веков нашло отражение во множестве научных исследований, где к настоящему времени содержатся уже сотни определений понятий «компетенция», «компетентность» и связанных с ними дефиниций, конкретизированных в соответствии с целями проводимых исследований. Действительно, в зависимости от области профессиональной деятельности исследователя, сферы профессиональной подготовки будущих специалистов, специфики образования и многих других обстоятельств в научный оборот вводятся конкретизированные понятия, отражающие позицию каждого исследователя. Подробный анализ генезиса понятия «компетенция» выходит за рамки проводимого исследования, так как он занял бы слишком много времени. Ведь начинать исследование пришлось бы примерно с IV века до нашей эры, когда, как считает одна из основоположников компетентностного подхода в отечественном образовании И.А. Зимняя, Аристотель (384-322 гг. до н.э.) изучал «силу, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности» [2, с. 155], он называл ее «^еге» от греческого слова, обозначающего «возможности состояния человека». И до настоящего времени в научном педагогическом сообществе ведутся дискуссии о том, как определить и структурировать компетенции, что общего и в чем различия в понятиях «компетенция» и «компетентность».

Так, например, на основе глубокого анализа процесса становления компетентностного подхода и понятий компетентности, содержащихся в трудах современных отечественных ученых, исследователи Н.Н. Колодкина и А.Д. Черемухин приходят к выводам [3, с. 24-26]:

1) «о множественности трактовок термина «компетенция», причем наиболее часто у российских исследователей встречаются выделенные авторами 26 подходов к определению понятия;

2) «о рассогласованности мнений различных отечественных ученых о содержании и структуре компетенции как объекта исследования»;

3) о том, что «необходимо разработать и утвердить на государственном уровне единую трактовку всех понятий, используемых в рамках педагогического процесса в современной высшей школе».

Тем самым исследователи соглашаются с выводом, сформулированным несколько ранее А.А. Рыбаковой (2009 год): «в настоящий момент отсутствует однозначная трактовка понятий «компетентность» и «компетенция», расходятся мнения ученых относительно соотношения данных категорий, их классификации и видов» [4, с. 52].

Конкретизация любого понятия предполагает проведение анализа более общих определений, а также аналогичных частных определений, что составляет теоретическую базу процесса конкретизации. В нашем исследовании в качестве общих определений понятия « компетенция» были использованы несколько десятков дефиниций, содержащихся в педагогических исследованиях, соответствующих общей педагогике, наиболее важными из которых стали следующие:

1) компетенция - это «свойства, качества личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных навыков и умений» (Э.Г. Азимов) [5, с. 107];

2) компетенция - это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» (А.В. Хуторской) [6, с. 8] и др.

На рубеже веков (1999 год) определение понятия «компетенция» получило и нормативное закрепление: в Приказе Минобразования РФ от 14 сентября 1999 г. № 286 «Об утверждении макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и требований (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников» «под компетенцией понимается комплексная характеристика готовности выпускника применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности» [7, с. 8].

В изученных нами исследованиях, где в качестве объекта определяется образовательный процесс военных вузов, а в качестве предметов - различные направления формирования компетенций у курсантов, выделить внятное определение понятия профессиональных компетенций военнослужащих крайне сложно, так как в них либо:

1) «переплетаются» компетентность и компетенции, как это происходит, например, в работе В.А. Глебова, где сущность компетенций не показана (автор ограничивается только их перечнем), а сами компетенции не определяются совсем, но с их помощью определяется компетентность: «под компетентностью понимается комплексный ресурс личности, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной сфере деятельности и который зависит от необходимого для этого набора компетенций» [8, с. 3-4];

2) не разграничиваются (характеризуются как целое и часть) понятия «профессиональные компетенции» и «профессиональная компетентность», как это делает, например, в диссертационном исследовании А.С. Родионов, для которого «понятие «профессиональные компетенции» является составной частью военно-профессиональной компетентности будущих офицеров в военном вузе» [9, с. 22].

Проанализировав различные по смыслу, содержанию, научной глубине определения понятий «компетенции», «профессиональные компетенции», «профессиональные компетенции военнослужащих», мы конкретизируем определение понятия «военно-профессиональные компетенции курсантов» и представляем его следующим образом: военно-профессиональные компетенции курсантов - это совокупность взаимосвязанных профессионально-личностных качеств, формирующихся в образовательном процессе военного вуза и определяющих способность курсантов к осуществлению военно-профессиональной деятельности на основе полученных знаний, приобретенных умений и навыков, которые нормативно закреплены в качестве требований к образовательной подготовке будущих военных специалистов.

Представленное таким образом определение понятия «военно-профессиональные компетенции курсантов» позволяет выделять из совокупности взаимосвязанных профессионально-личностных качеств отдельные составляющие, структурировать компетенции, характеризовать процесс их формирования. Однако именно для военно-профессиональных компетенций особенно важно акцентировать их нормативное закрепление в качестве требований к их профессиональной подготовке.

Распределение компетенций по группам может осуществляться с использованием различных классификационных признаков. Например, исследователями выделяются: 1) общие (ключевые, универсальные) и предметно-специализированные компетенции (И.Ю. Тарханова) [10, с. 14]; 2) ключевые, общепредметные, предметные компетенции как трехуровневая иерархия компетенций (А.В. Хуторской) [6, с. 9]; 3) информационные, коммуникативные, ролевые, самосовершенствования (Г.А. Сергеев) [11, с. 11] и др.

Результаты научных исследований и обобщение педагогической практики нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (так называемых стандартах 3++), где компетенции, которые должны быть сформированы в результате освоения программы обучения, распределяются по трем группам: универсальные, общепрофессиональные и профессиональные. При этом универсальные компетенции объединяются в группы и закрепляются в стандартах по соответствующим направлениям подготовки (системное и критическое мышление; межкультурное взаимодействие; самоорганизация и саморазвитие и др.). Общепрофессиональные компетенции устанавливаются программами подготовки специалистов (способность применять теоретические знания, знания российского законодательства и др.; способность применять современные технологии и методы оперативного управления и др.).

Что касается профессиональных компетенций, то они определяются образовательной организацией самостоятельно. Мы провели анализ Квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, разработанных в «Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации (ВУНЦ ВВС «ВВА») для выпускников нескольких факультетов. Такой анализ показал, что для различных направлений подготовки будущих военных специалистов структура профессиональных компетенций, определяемых военной образовательной организацией, примерно одинаковая. Это позволяет нам проводить дальнейший анализ на примере двух очень разных военных специальностей:

1) военной специальности «Кадровая и организационно-мобилизационная работа». Эта военная специальность включена в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки 56.00.00 Военное управление, специальность 56.05.04 Управление персоналом (Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации), специализация Штабная и организационно-мобилизационная работа (далее - ВС 56.05.04);

2) военной специальности «Применение подразделений и эксплуатация средств инженерно-аэродромного обеспечения полетов авиации». Эта военная специальность включена в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки 08.00.00 Техника и технология строительства, специальность 08.05.02 Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей, специализация № 3 Строительство (реконструкция), эксплуатация и восстановление аэродромов государственной авиации (далее - ВС 08.05.02).

Для будущих офицеров - специалистов в области военного управления (ВС 56.05.04) Квалификационными требованиями применительно к достижению военно-профессиональных компетенций установлены требования, различающиеся в зависимости от определенных типов задач военно-профессиональной деятельности: служебный (боевая и повседневная деятельность, военно-политическая работа) и организационно-управленческий.

Первому типу задач соответствуют, например, такие компетенции: способен организовывать мероприятия, обеспечивающие постоянную боевую готовность авиационных подразделений и частей ВВС к выполнению боевых задач в различных условиях обстановки (ВП.ПК-1); способен организовывать и осуществлять радиационную, химическую и биологическую защиту подразделений в различных условиях (ВП.ПК-3); способен осуществлять военно-профессиональную деятельность по организации эффективной, безопасной эксплуатации базовых шасси вооружения, военной и специальной техники и управлять транспортными средствами (ВП.ПК-7) и др.

Второму типу задач соответствуют такие компетенции: способен разрабатывать конкретные варианты решения проблем по организации полетов авиации, связанные с эксплуатацией авиационной техники, авиационного вооружения ... (ВП.ПК-8); способен

организовывать применение средств связи и автоматизации управления для эффективного руководства подразделениями (ВП.ПК-9).

Для будущих офицеров - специалистов в области строительства, эксплуатации, восстановления и технического прикрытия автомобильных дорог, мостов и тоннелей техники и технологии строительства (ВС 08.05.02) Квалификационными требованиями применительно к достижению военно-профессиональных компетенций установлены требования, распределенные по двум группам в соответствии с задачами военно-профессиональной деятельности: первая группа - военно-профессионально ориентированные общепрофессиональные компетенции; вторая группа - военно-профессионально ориентированные профессиональные компетенции.

В первую группу включена такая компетенция: способен использовать базисные ценности, законы, категории и методы гуманитарных и социальных наук в военно-научном познании и практике (ВП.ОПК-1). Во вторую группу включены, например, такие компетенции: способен организовывать мероприятия, обеспечивающие постоянную боевую готовность авиационных подразделений и частей ВВС к выполнению боевых задач в различных условиях обстановки (ВП.ПК-1); способен обеспечивать высокую строевую выучку (ВП.ПК-5); способен эффективно участвовать в организации и проведении мероприятий информационного обеспечения военной деятельности при выполнении своих должностных обязанностей (ВП.ПК-10) и др.

Структурирование военно-профессиональных компетенций предполагает выделение в содержании компетенций отдельных компонентов. В отечественных психолого-педагогических исследованиях определяются различные подходы к структурированию профессиональных компетенций. Среди наиболее значимых для настоящего исследования выделим следующие определяемые и описываемые исследователями в своих работах компоненты профессиональных компетенций:

1) когнитивный, операционно-технологический, мотивационный, этический, социальный и поведенческий (В.И. Байденко) [12];

2) гносеологический, ценностно-смысловой, деятельностный и личностный (А.К. Маркова) [13];

3) когнитивный (знание и понимание), деятельностный (практическое и оперативное применение знаний) и ценностный (Ю.Г. Татур) [14];

4) ценностный, когнитивный и деятельностный (Н.Ю. Данилова) [15].

Внимательное изучение позиций исследователей, аргументирующих выделение

структурных компонентов компетенций, анализ военно-профессиональных компетенций, содержащихся в Квалификационных требованиях, в соответствии с которыми осуществляется подготовка будущих специалистов в ВУНЦ ВВС «ВВА», в других военных вузах, отдельные из которых (компетенции) приведены ранее, а также следование данному в настоящей работе конкретизированному определению понятия «военно-профессиональные компетенции курсантов» позволяют выделить следующие компоненты структуры таких компетенций:

1) когнитивный (знаниевый), являющийся базовым для системы компетенций. В этом компоненте представлены актуальные интегрированные знания, определяемые как форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности курсантов, а также способности: а) к их постоянному приобретению, накоплению, совершенствованию, к анализу различных профессиональных ситуаций с использованием знаний; б) к осознанному (т.е. основанному, главным образом, на полученных знаниях) ценностному восприятию действительности; в) к мотивированному военно-профессиональному и обыденному поведению (связь с ценностно-мотивационным компонентом); г) к совершению грамотных, продуманных, основанных на полученных знаниях и приобретенном опыте военно-профессиональных действий (связь с операционально-деятельностным компонентом);

2) ценностно-мотивационный, в котором находят отражение профессионально-личностные качества, связанные с восприятием курсантами избранной военной профессии как

важнейшей жизненной ценности, с пониманием значимости военно-профессиональной деятельности для защиты Отечества от внешней угрозы, с их желанием совершать действия, диктуемые необходимостью решения задач, на максимально высоком уровне, достигать при этом наилучшего результата и др. Важно отметить, что высокому уровню сформированности ценностно-мотивационного компонента компетенций, к которому должны стремиться курсанты, соответствует «постоянная, осознанная, эмоционально окрашенная потребность в постоянном личностном и профессиональном самосовершенствовании» (Е.Г. Гуцу, Е.И. Смирнова) [16];

3) операционально-деятельностный, который включает приобретенные будущими военными специалистами умения и навыки, а также способности их использовать для решения задач военно-профессиональной деятельности в самых разных по сложности и скорости выполнения действий операциях. Сосредоточенные в этом компоненте умения и навыки должны не только обеспечивать успешное осуществление профессиональных действий посредством выполнения операций с использованием уже приобретенных умений и навыков, но и обеспечивать потребности военного специалиста в овладении новыми (связь с ценностно-мотивационным компонентом), в познании новых способов, средств и технологий выполнения военно-профессиональных действий, включающих новые, незнакомые, но требующие понимания и изучения операций (связь с когнитивным компонентом).

Представляя структурные компоненты военно-профессиональных компетенций, мы акцентировали внимание на существовании тесной связи между компонентами структуры. Такой взаимосвязью обеспечивается целостность военно-профессиональных компетенций, которая находит выражение в том, что объединение выделенных компонентов (когнитивного, ценностно-смыслового, операционально-деятельностного) в единое целое носит необходимый характер. В связи с этим уместно привести следующее утверждение: «Характерной особенностью целостности как определенной системы является то, что объединение соответствующих частей происходит под эгидой целого ... именно целое, объединяя свои части, определяет их сущность, содержание и формы, функциональное назначение и роль в составе целостной системы, формы и способы их взаимодействия» (И.А. Полещук) [17].

Выводы. В процессе проведения исследования изучение и анализ различных подходов к определению понятия «компетенции» и их содержательного наполнения, а также к структурированию компетенций позволили конкретизировать понятие «военно-профессиональные компетенции». При этом конкретизация проведена с учетом специфики подготовки будущих офицеров в образовательном процессе военных вузов. Военно-профессиональные компетенции курсантов характеризуются как совокупность взаимосвязанных профессионально-личностных качеств, формирующихся в образовательном процессе военного вуза и определяющих способность курсантов к осуществлению военно-профессиональной деятельности на основе полученных знаний, приобретенных умений и навыков, которые нормативно закреплены в качестве требований к образовательной подготовке будущих военных специалистов. В совокупности обозначенных взаимосвязанных профессионально-личностных качеств курсантов, которые определяются и исследуются как целостное образование, выделяются отдельные структурные компоненты: когнитивный, ценностно-мотивационный и операционально-деятельностный. Важно подчеркнуть, что объединение выделенных компонентов в единое целое осуществляется, прежде всего, в соответствии с сущностно-содержательными признаками компетенций.

Конкретизация понятия «военно-профессиональные компетенции» и структурирование этого феномена - это лишь одна из составляющих исследования сложной, актуальной, многоаспектной проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов для Вооруженных сил Российской Федерации. В аспекте формирования военно-профессиональных компетенций курсантов в связи с уже полученными и представленными в настоящей статье результатами исследования необходимо: изучить процесс формирования военно-

профессиональных компетенций, выявить те факторы, которые оказывают на него влияние, разработать педагогическую модель формирования именно этого вида компетенций - военно-профессиональных с учетом его специфики, представить те педагогические условия, которые необходимо создать для обеспечения целенаправленного и успешного формирования компетенций и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46794 (дата обращения 30.01.2022).

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода. Москва: Исследовательский центр подготовки специалистов, 2004. 38 с.

3. Колодкина Н.Н., Черемухин А.Д. О множественности трактовок термина «компетенция» // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4. С. 24-28.

4. Рыбакова А.А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению // Наука. Инновации. Технологии. 2009. № 2. С. 51-57.

5. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

6. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека. 2011. № 1. С. 1-13.

7. Приказ Минобразования РФ от 14 сентября 1999 г. № 286 «Об утверждении макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и требований (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru>1586475/ (дата обращения 30.01.2022).

8. Глебов В.А. Сущность профессиональных компетенций курсантов военного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 170-171.

9. Родионов А.С. Формирование военно-профессиональных компетенций будущих офицеров в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки: дисс. ... канд. пед. наук. Орел, 2019. 181 с.

10. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под. науч. ред. д.п.н. И.Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 383 с.

11. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. Москва: АРКТИ, 2007. 129 с.

12. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Москва: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2006. 55 с.

13. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 312 с.

14. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. Москва: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. 16 с.

15. Данилова Н.Ю. Компоненты профессиональных компетенций и пути их формирования у студентов - будущих педагогов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 2. С. 258-267.

16. Гуцу Е.Г., Смирнова Е.И. Мотивационно-ценностный компонент в структуре профессиональной компетенции преподавателя вуза: критерии и уровни развития // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23101 (дата обращения 30.01.2022).

17. Полещук И.А. Принцип целостности // Современные инновации. 2015. № 2 (2). С. 64-67.

REFERENCES

1. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 21.04.2021. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46794 (data obrascheniya 30.01.2022).

2. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda. Moskva: Issledovatel'skij centr podgotovki specialistov, 2004. 38 p.

3. Kolodkina N.N., Cheremuhin A.D. O mnozhestvennosti traktovok termina «kompetenciya» // Karel'skij nauchnyj zhurnal. 2016. T. 5. № 4. pp. 24-28.

4. Rybakova A.A. Suschnost' ponyatij «kompetenciya» i «kompetentnost'»: ot kolichestvennogo izmereniya k kachestvennomu napolneniyu // Nauka. Innovacii. Tehnologii. 2009. № 2. pp. 51-57.

5. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). Moskva: Izdatel'stvo IKAR, 2009. 448 p.

6. Hutorskoj A.V. Opredelenie obschepredmetnogo soderzhaniya i klyuchevyh kompetencij kak harakteristika novogo podhoda k konstruirovaniyu obrazovatel'nyh standartov // Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. 2011. № 1. pp. 1-13.

7. Prikaz Minobrazovaniya RF ot 14 sentyabrya 1999 g. № 286 «Ob utverzhdenii maketov gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya i trebovanij (federal'nogo komponenta) k obyazatel'nomu minimumu soderzhaniya i urovnyu podgotovki vypusknikov». ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://base.garant.ru>1586475/ (data obrascheniya 30.01.2022).

8. Glebov V.A. Suschnost' professional'nyh kompetencij kursantov voennogo vuza // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 5. pp. 170-171.

9. Rodionov A.S. Formirovanie voenno-professional'nyh kompetencij buduschih oficerov v voennom vuze sredstvami informacionno-tehnologicheskogo obespecheniya fizicheskoj podgotovki: diss. ... kand. ped. nauk. Orel, 2019. 181 p.

10. Izmerenie i ocenka sformirovannosti universal'nyh kompetencij obuchayuschihsya pri osvoenii obrazovatel'nyh programm bakalavriata, magistratury, specialiteta: kollektivnaya monografiya / pod. nauch. red. d.p.n. I.Yu. Tarhanovoj. Yaroslavl': RIO YaGPU, 2018. 383 p.

11. Sergeev I.S., Blinov V.I. Kak realizovat' kompetentnostnyj podhod na uroke i vo vneurochnoj deyatel'nosti: prakticheskoe posobie. Moskva: ARKTI, 2007. 129 p.

12. Bajdenko V.I. Vyyavlenie sostava kompetencij vypusknikov vuzov kak neobhodimyj 'etap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya. Moskva: Issled. centr problem kachestva podgot. specialistov, 2006. 55 p.

13. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva: Mezhdunar. gumanitar. fond «Znanie», 1996. 312 p.

14. Tatur Yu.G. Kompetentnostnyj podhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Issled. centr problem kachestva podgot. specialistov, 2004. 16 p.

15. Danilova N.Yu. Komponenty professional'nyh kompetencij i puti ih formirovaniya u studentov - buduschih pedagogov // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2017. № 2. pp. 258-267.

16. Gucu E.G., Smirnova E.I. Motivacionno-cennostnyj komponent v strukture professional'noj kompetencii prepodavatelya vuza: kriterii i urovni razvitiya // Sovremennye problemy nauki i

ы и

obrazovaniya. 2015. № 2-2. рБ1екгоппу| геБиге]. Я^Ыш ёоБШра: ЬйрвУ/ваепсе-education.ru/ru/artic1e/view?id=23101 (ёа1а оЬгавсЬешуа 30.01.2022).

17. Ро^Лик 1.А. Princip celostnosti // Sovremennye innovacii. 2015. № 2 (2). рр. 64-67.

© Мещерякова Е.И., Дедик Н.А., Боброва Р.Ю., 2022

ы Э1

и

UDK 378 GRNTI 14.35.07

MILITARY-PROFESSIONAL COMPETENCIES: CONCEPT AND STRUCTURE

E.I. MESCHERYAKOVA, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor N.A. DEDIK R.Y. BOBROVA

The author's approach to the definition of the concept of «military-professional competencies», which are considered as an integral phenomenon, is proposed in the article based on the analysis of the ideas that have developed in Russian pedagogical science about the content and structure of professional competencies. A brief description of the cognitive, value-motivational and operational-activity components allocated in the structure of military-professional competencies of cadets is given. The directions of further study of the problem of the formation of military professional competencies of cadets in the educational process of military universities are determined.

Keywords: competencies, military-professional competencies, cognitive component, value-motivational component, operational-activity component.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.