Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВИДЫ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лутовинова Н.В., Смагин А.А., Чижикова В.В., Ильин В.А., Бекбулатов Д.Р.

Российская Федерация обладает колоссальным туристским потенциалом, при гармоничной реализации которого туризм может стать одной из основных статей дохода государства. Туризм - это смежная сфера, поэтому коммерческий успех в этой индустрии зависит от уровня инфраструктуры во многих других областях, в особенности, это касается дорожно-транспортной сферы. В настоящее время особую актуальность приобретает аспект восстановления индустрии туризма, в частности наиболее быстрые и эффективные способы. Составление стратегии развития туризма является основополагающем шагом на пути к качественному улучшению этой сферы. В статье рассматриваются варианты стратегий развития туризма в Российской Федерации, анализируется состояние отрасли, определены приоритетные виды туризма в России. Сформулированы задачи стратегии и выдвинуты предложения, способствующие развитию сферы туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The Russian Federation possesses a colossal tourism potential, with the harmonious implementation of which tourism can become one of the main items of state income. Tourism is a related field, therefore commercial success in this industry depends on the level of infrastructure in many other areas, especially in the road transport sector. Currently, the aspect of the restoration of the tourism industry is acquiring particular relevance, in particular the fastest and most effective ways. Drawing up a tourism development strategy is a fundamental step towards a qualitative improvement in this area. The article examines the options for strategies for the development of tourism in the Russian Federation, analyzes the state of the industry, identifies priority types of tourism in Russia. The objectives of the strategy have been formulated and proposals have been made to promote the development of the tourism sector.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

К вопросу о развитии туризма в Российской Федерации

сч о сч

СП О!

о ш т

X

<

т О X X

Лутовинова Наталья Викторовна,

старший преподаватель, юридический факультет, Российский государственный социальный университет, LutovinivaNV@rgsu.net

Смагин Андрей Андреевич,

преподаватель, колледж, Российский государственный социальный университет, SmaginAA@rgsu.net

Чижикова Вера Викторовна,

преподаватель, колледж, Российский государственный социальный университет, ChizhikovaVV@rgsu.net

Ильин Виктор Анатольевич

преподаватель, колледж, Российский государственный социальный университет, аспирант, АНОО ВО ЦС РФ «Российский университет кооперации», IlinVA@rgsu.net

Бекбулатов Дамир Равилович,

старший преподаватель, факультет экологии и техносферной безопасности, Российский государственный социальный университет, bek.aigul@mail.ru

Российская Федерация обладает колоссальным туристским потенциалом, при гармоничной реализации которого туризм может стать одной из основных статей дохода государства. Туризм - это смежная сфера, поэтому коммерческий успех в этой индустрии зависит от уровня инфраструктуры во многих других областях, в особенности, это касается дорожно-транспортной сферы. В настоящее время особую актуальность приобретает аспект восстановления индустрии туризма, в частности наиболее быстрые и эффективные способы. Составление стратегии развития туризма является основополагающем шагом на пути к качественному улучшению этой сферы. В статье рассматриваются варианты стратегий развития туризма в Российской Федерации, анализируется состояние отрасли, определены приоритетные виды туризма в России. Сформулированы задачи стратегии и выдвинуты предложения, способствующие развитию сферы туризма.

Ключевые слова: туризм, виды туризма, туристский потенциал, стратегия развития, направление развития.

Туризм - это многогранное явление, связанное с перемещением и пребыванием в туристических направлениях за пределами постоянного места жительства путешественника. Туризм - явно ресурсоориентированная отрасль, но может развиваться только тогда, когда социально-экономический уровень человека достигает определенного уровня. В месте назначения концентрация посетителей вместе с необходимыми удобствами и услугами будет иметь многомерное воздействие и влияние, которое наиболее очевидно в изменениях в местных экономических показателях.

Туризм - это экономика общих услуг, потому что туризм взаимодействует со многими отраслями в сфере услуг и имеет тесные связи. Турист, отправляющийся в поездку, будет пользоваться различными услугами, такими как телекоммуникации, транспорт, финансы, торговля, развлекательные услуги, услуги здравоохранения и другие.

Составление стратегии развития туризма является основополагающем шагом на пути к качественному улучшению этой сферы. Туризм - это одна из самых быстрорастущих статей международного экспорта, которая уже сейчас занимает третье место в несырьевом секторе. Для многих развитых стран темпы роста составляют от 4 до 7% в год. Для сравнения, процент темпа роста по статье "плата за пользование интеллектуальной собственностью" составляет 1,4.

Стратегия развития определяет приоритетные направления в сфере туризма и основывается на состоянии индустрии, ее преимуществах и недостатках. Поэтому, чтобы составить качественный план развития, нужно ознакомиться со сложившийся на данный момент ситуацией в России и выделить наиболее значимые задачи.

Комитет по туризму Организации экономического сотрудничества и развития сообщает, что туристический сектор составляет 3,8% ВВП и имеет потенциал для стабильного роста.

ВЦИОМ отмечает, что на протяжении 5 лет всего 45% россиян отдыхали за пределами своего региона проживания, что свидетельствует о низкой туристской активности среди населения. Одни из основных причин такого пассивного поведения граждан это: недостаточно высокая доступность туристических продуктов для жителей России и отсутствие мотивации к путешествиям на фоне падающей покупательной способности.

Туристический поток в сфере въездного туризма отличается стабильностью. Больше половины всех туристов приезжают только в Санкт-Петербург и Москву.

Россияне совершают от 30 до 40 миллионов поездок за границу каждый год. Около 60% всех туров осуществляются в за пределами России. ВТО сообщает, что в 2018 году Россия вошла в тройку лидеров по темпам роста расходов выездных туристов с показателем в 11%.

На сегодняшний день туризм в России нуждается в помощи со стороны государства. При высоком потенциале в культурно-познавательном, оздоровительном, экологическом и многих других видах туризма, все еще

наблюдается достаточно низкий уровень его реализации. Отсутствие продуманной инфраструктуры в сфере туризма, гостиничного дела и транспорта, является препятствием для людей, желающих совершить путешествие. Также отмечается низкая информированность иностранцев о разнообразных туристических дестина-циях в России, кроме городов федерального значения.

Чтобы стимулировать туристскую сферу, предлагается осуществить следующее:

• повышение уровня инфраструктуры, качества предоставляемых услуг и квалификации кадрового резерва;

• повышение уровня доступности статистических данных и их качества;

• повышение уровня развития цифровой инфраструктуры туризма, создание и улучшение цифровых платформ;

• актуализация требований безопасности в сфере туризма.

Реализация этих предложений способствует ускоренному развитию туристического сектора и увеличивает его роль в экономике государства. Создание качественного продукта с развитой инфраструктурой способно привлечь инвестиции и привлечь больший туристический поток.

Конкретными задачами стратегии развития туризма являются:

1. Повышение доступности туристского продукта;

2. Стимулирование спроса граждан;

3. Совершенствование нормативно-правового аспекта сферы и системы управления и контроля;

4. Совершенствование системы сбора статистических данных и их анализа.

Туристический продукт часто является труднодоступным для граждан. В первую очередь это обусловлено его высокой стоимостью и ограниченной временной актуальностью. Для смягчения ситуации стоит обеспечить потенциальных клиентов актуальной информацией о возможностях туристского рынка. Нередко представления граждан о курортах ограничиваются самыми популярными курортами, отдых на которых может быть затруднительным в финансовом плане и актуальный для курортов сезон может не подходить туристу. Однако существует множество курортов, не пользующихся столь высоким спросом, из-за чего затраты на них ниже. Также, стоит поощрять введение семейных туров и транспортных билетов. Сейчас во многих популярных среди туристов странах существуют специальные семейные абонементы на все виды транспорта, посещения музеев, расселения в гостиницах и многое другое. Такой подход помогает сохранять и увеличивать туристический поток.

Мобильность является одной из особенностей сферы туризма, что затрудняет сбор актуальных статистических данных. Достоверно отследить перемещения людей внутри страны очень сложно, так как пересечение границы региона никак не фиксируется и далеко не все туристы останавливаются в отелях и гостиницах, где ведется учет. Поэтому рекомендуется прибегнуть к методу сбора данных с последующей обработкой результатов методами математической статистики, а для выявления факторов, влияющих на сферу, использовать расчетно-аналитический метод исследования точности.

В стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года, утвержденной Правительством, выделяются приоритетные виды туризма:

• Детский туризм;

• Культурно-познавательный туризм;

• Горнолыжный туризм;

• Круизный туризм;

• Экологический туризм;

• Деловой туризм.

Для каждого из видов предлагается уникальная программа по развитию, так как каждый привлекает разные категории туристов, преследующие разные цели в путешествиях. Однако существуют и общие аспекты, актуальные для всех отраслей: глубокая интеграция интернет-ресурсов в работу предприятий и оптимизация законодательства.

Есть вероятность, что спрос на круизный туризм упадет после ситуации с карантином на лайнере Diamond Princess, что приведет к замедлению темпов развития данного вида на территории России. Стоит отметить, что и сейчас данная отрасль практически не развита, показатели круизного судоходства стабильно невысоки и имеют тенденцию к уменьшению.

Невозможно не отметить текущую ситуацию в условия постпандемического развития туристской индустрии России и мира. Советник Всемирной туристской организации X. Вавилон оценил, что вспышка Covid-19 серьезно повлияла на мировую туристическую и авиационную отрасль, став самым большим препятствием для роста. мировой экономический рост. По словам эксперта, спрос на авиаперелеты значительно снизился из-за перевода Covid-19 и может привести к снижению доходов авиакомпаний на 29 миллиардов долларов в этом году. По оценкам, 9-12% прибытий туристов сократились за счет авиакомпаний, что делает Азиатско-Тихоокеанский регион наиболее пострадавшим регионом, из данных очевидно , что вспышка Covid-19 серьезно повлияла на мировую индустрию путешествий и авиации, став самым большим препятствием для мирового экономического роста.

В настоящее время особую актуальность приобретает аспект восстановления индустрии туризма, в частности наиболее быстрые и эффективные способы.

Тут эксперты выделяют следующие направления : во-первых, сосредоточить внимание на развитии внутреннего рынка на постковидный период. В условиях все еще сложной эпидемической ситуации во внешних странах, ведущей к возможности продления ограничения на международные рейсы, внутренний рынок «спасет» туристическую отрасль -особенно если рассматривать летний период. Таким образом, вместо того, чтобы рассчитывать на выход на международный туристический рынок, турнаправлениям следует рассмотреть вопрос о приоритетности разработки продуктов или наличии специальной политики привлечения для внутреннего туристического рынка в 2020 году.

Однако при разработке продукта или коммуникационного плана для внутреннего рынка следует также обратить внимание на возможность продления требований к изоляции, ограничения скоплений людей и сокращения на некоторое время частоты полетов. длинный. Поэтому рекомендуется отдавать приоритет решениям по привлечению ближайших местных рынков, отдавать приоритет частным продуктам и избегать программ и мероприятий, направленных на привлечение большого количества людей.

Многие эксперты утверждаю, что экономические проблемы не будут полностью решены после того, как эпидемия COVID-19 будет взята под контроль. Проблемы

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

со здоровьем могут длиться месяцами, в результате чего многие люди принимают решение о путешествии только при крайней необходимости. В этой ситуации целесообразно: во-первых, принять меры, чтобы успокоить туристов за счет усиления медицинских мер, таких как выделение ресурсов для обеспечения гигиены транспортных услуг, предоставление медицинских справок.

В заключении хочется отметить, Российская Федерация обладает колоссальным туристским потенциалом, при гармоничной реализации которого туризм может стать одной из основных статей дохода государства. Туризм - это смежная сфера, поэтому коммерческий успех в этой индустрии зависит от уровня инфраструктуры во многих других областях, в особенности, это касается дорожно-транспортной сферы.

Литература

1. О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г.//Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р - 2019 - С.5-23

2. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]- Статистические данные по РФ в период 20182020 годы URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statistiches kie-dannye-po-rf-2/statisticheskie-dannye-po-rf-v-period-2018-2020-gody/ (дата обращения 28.06.2020)

3. Крюкова Е.М., Шадская И.Г., Соколова А.Г. Пандемия covid-19: вызовы и точки роста индустрии туризма. Инновации и инвестиции. 2021. № 4. С. 340-342.

4. Крюкова Е.М., Донскова Л.И., Солодуха П.В., Хе-тагурова В.Ш. Актуальные вопросы инноваций в сфере туризма: российский опыт. Социальная политика и социология. 2020. Т. 19. № 4 (137). С. 31-39.

5. UNWTO[Электронный ресурс] Tourism Highlights, 2019 Edition. URL: https://www.e-un-wto.org/doi/pdf/10.18111/9789284421152

On the development of tourism in the Russian Federation Lutovinova N.V., Smagin A.A., Chizhikova V.V., Iljin VA., Bekbulatov D. R.

Russian State Social University

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32

The Russian Federation possesses a colossal tourism potential, with the harmonious implementation of which tourism can become one of the main items of state income. Tourism is a related field, therefore commercial success in this industry depends on the level of infrastructure in many other areas, especially in the road transport sector. Currently, the aspect of the restoration of the tourism industry is acquiring particular relevance, in particular the fastest and most effective ways. Drawing up a tourism development strategy is a fundamental step towards a qualitative improvement in this area. The article examines the options for strategies for the development of tourism in the Russian Federation, analyzes the state of the industry, identifies priority types of tourism in Russia. The objectives of the strategy have been formulated and proposals have been made to promote the development of the tourism sector. Keywords: tourism, types of tourism, tourist potential, development strategy,

direction of development. References

1. On the Strategy for the Development of Tourism in the Russian Federation

for the Period up to 2035 // Order of the Government of the Russian Federation of September 20, 2019 No. 2129-r - 2019 - C.5-23

2. Federal Agency for Tourism [Electronic resource] - Statistical data for the

Russian Federation in the period 2018-2020 URL: https://www.rus-siatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2/statis-ticheskie-dannye -po-rf-v-period-2018-2020-gody / (date of access 28.06.2020)

3. Kryukova E.M., Shadskaya I.G., Sokolova A.G. Covid-19 pandemic: chal-

lenges and growth points of the tourism industry. Innovation and investment. 2021. No. 4. S. 340-342.

4. Kryukova E.M., Donskova L.I., Solodukha P.V., Khetagurova V.Sh. Topical

issues of innovation in the field of tourism: Russian experience. Social policy and sociology. 2020.Vol. 19.No. 4 (137). S. 31-39.

5. UNWTO [Electronic resource] Tourism Highlights, 2019 Edition. URL:

https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284421152

СЧ

0

СЧ

on

01

о ш m

X

<

m О X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.