Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ УГРОЗ ПАНДЕМИИ COVID-19: МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ УГРОЗ ПАНДЕМИИ COVID-19: МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1044
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / ВЛИЯНИЕ НА ТУРИЗМ ПАНДЕМИИ COVID-19 / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ РОССИИ / ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС ТУРИЗМА / ТРЕНДЫ В ТУРИЗМЕ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОГО РЫНКА / TOURISM INDUSTRY / THE IMPACT ON TOURISM OF THE COVID-19 PANDEMIC / THE TOURISM INDUSTRY IN RUSSIA / THE GLOBAL TOURISM CRISIS / TRENDS IN TOURISM / MEASURES TO SUPPORT THE SUBJECTS OF THE TOURISM MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев Олег Евгеньевич, Афанасьева Александра Владиславовна

Статья посвящена вызовам, поставленными пандемией COVID-19 перед туристской индустрией России. Туризм давно уже стал образом жизни многих людей, что до недавнего времени отражалось в приросте туристических прибытий и доходов от туризма в разных дестинациях мира, в том числе и в России. Поэтому удар, нанесенный пандемией туристической индустрии, ощущается столь болезненно как ее отдельными сферами, так и потребителями туристских услуг. И именно поэтому мы можем наблюдать стремительный рост прибытий в дестинациях, где снимаются частично или полностью ограничения, связанные с мерами предотвращения пандемии. Сегодня формируется мнение, что пандемия - это не приговор, а скорее стимул инновационного, креативного развития индустрии, возможность пойти по более устойчивому пути. И тем не менее, в российской индустрии сложился ряд проблем, связанных с пандемией и мерами по ее предотвращению. В статье структурированы и проанализированы эти проблемы. На сегодня уже разработаны механизмы поддержки туристической отрасли как в мире, так и в России, авторы систематизировали их и сравнили, а также попытались выявить причины, по которой эти меры не всегда работают должным образом. Экспертами и практиками отрасли активно высказываются гипотезы относительно того, какой будет индустрия туризма после окончания пандемии, однако эти прогнозы относительны, они строятся на многих неизвестных. Тем не менее, уже сегодня мы можем наблюдать формирование новых трендов развития отрасли, которые будут определять ее облик в ближайшем будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TRENDS AND GLOBAL THREATS OF COVID-19 PANDEMIC: MECHANISMS FOR THE TOURIST INDUSTRY OF RUSSIA

The article focuses on the challenges posed by the COVID-19 pandemic to the tourism industry in Russia. Tourism has long become a way of life for many people. It have been recently reflected in an increase in tourist arrivals and income from tourism in various destinations around the world, including Russia. Therefore, pandemic hit the travel industry so hard, and that is why individual industries and consumers of tourism services felt it so painfully. And thence we can see a rapid increase in arrivals in destinations, where the restrictions associated with measures to prevent a pandemic are being removed partly or completely. Today, the opinion is being formed that a pandemic is not a sentence, but rather a stimulus for the industry’s innovative, creative development, an opportunity to take a more sustainable path. Nevertheless, Russian industry problems related to the pandemic and measures to prevent it. These problems are structured and analyzed in the article. Today, experts and industry are actively making hypotheses about what the tourism industry will be like after the end of the pandemic, but these forecasts are based on many unknowns and are only partly true. However, already today we can observe the formation of new trends in the industry development in the near future.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ УГРОЗ ПАНДЕМИИ COVID-19: МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ»

локальное в глобальном: формула туризма

LOCAL IN GLOBAL: FORMULA FOR TOURISM

УДК 338.48

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10401

АФАНАСЬЕВ Олег Евгеньевич

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); доктор географических наук, профессор; e-mail: olafn_dp@mail.ru

АФАНАСЬЕВА Александра Владиславовна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ) кандидат географических наук, доцент; slimm_82@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ УГРОЗ ПАНДЕМИИ COVID-19: МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Статья посвящена вызовам, поставленными пандемией COVID-19 перед туристской индустрией России. Туризм давно уже стал образом жизни многих людей, что до недавнего времени отражалось в приросте туристических прибытий и доходов от туризма в разных дестинациях мира, в том числе и в России. Поэтому удар, нанесенный пандемией туристической индустрии, ощущается столь болезненно как ее отдельными сферами, так и потребителями туристских услуг. И именно поэтому мы можем наблюдать стремительный рост прибытий в дестинациях, где снимаются частично или полностью ограничения, связанные с мерами предотвращения пандемии. Сегодня формируется мнение, что пандемия - это не приговор, а скорее стимул инновационного, креативного развития индустрии, возможность пойти по более устойчивому пути. И тем не менее, в российской индустрии сложился ряд проблем, связанных с пандемией и мерами по ее предотвращению. В статье структурированы и проанализированы эти проблемы. На сегодня уже разработаны механизмы поддержки туристической отрасли как в мире, так и в России, авторы систематизировали их и сравнили, а также попытались выявить причины, по которой эти меры не всегда работают должным образом. Экспертами и практиками отрасли активно высказываются гипотезы относительно того, какой будет индустрия туризма после окончания пандемии, однако эти прогнозы относительны, они строятся на многих неизвестных. Тем не менее, уже сегодня мы можем наблюдать формирование новых трендов развития отрасли, которые будут определять ее облик в ближайшем будущем.

Ключевые слова: туристская отрасль, влияние на туризм пандемии COVID-19, туристская отрасль России, глобальный кризис туризма, тренды в туризме, меры поддержки субъектов туристского рынка.

Для цитирования: Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Инновационные тренды в контексте глобальных угроз пандемии COVID-19: механизмы для туристской отрасли России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т.14. №4. С. 7-26. DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10401.

Дата поступления в редакцию: 24 октября 2020 г. Дата утверждения в печать: 6 ноября 2020 г.

UDC 338.48

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10401

Oleg E. AFANASIEV

Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia) PhD (Dr.Sc.) in Geography, Professor; e-mail: dneprgeo@gmail.com

Alexandra V. AFANASIEVA

Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia) PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: slimm_82@mail.ru

INNOVATIVE TRENDS AND GLOBAL THREATS OF COVID-19 PANDEMIC: MECHANISMS FOR THE TOURIST INDUSTRY OF RUSSIA

Abstract. The article focuses on the challenges posed by the COVID-19 pandemic to the tourism industry in Russia. Tourism has long become a way of life for many people. It have been recently reflected in an increase in tourist arrivals and income from tourism in various destinations around the world, including Russia. Therefore, pandemic hit the travel industry so hard, and that is why individual industries and consumers of tourism services felt it so painfully. And thence we can see a rapid increase in arrivals in destinations, where the restrictions associated with measures to prevent a pandemic are being removed partly or completely. Today, the opinion is being formed that a pandemic is not a sentence, but rather a stimulus for the industry's innovative, creative development, an opportunity to take a more sustainable path. Nevertheless, Russian industry problems related to the pandemic and measures to prevent it. These problems are structured and analyzed in the article. Today, experts and industry are actively making hypotheses about what the tourism industry will be like after the end of the pandemic, but these forecasts are based on many unknowns and are only partly true. However, already today we can observe the formation of new trends in the industry development in the near future.

Keywords: tourism industry, the impact on tourism of the COVID-19 pandemic, the tourism industry in Russia, the global tourism crisis, trends in tourism, measures to support the subjects of the tourism market.

Citation: Afanasiev, O. E., & Afanasieva, A. V. (2020). Innovative trends and global threats of COVID-19 pandemic: mechanisms for the tourist industry of Russia. Service and Tourism: Current Challenges, 14(4), 7-26. doi: 10.24411/1995-0411-2020-10401. (In Russ.).

Article History Disclosure statement

Received 24 October 2020 No potential conflict of interest was reported by

Accepted 26 November 2020 the author(s).

© 2020 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/

Введение

Туризм был и остается для современного человека одним из наиболее притягательных видов проведения свободного времени. Ощутив однажды ветер дальних странствий уже практически невозможно остановиться. Хочется путешествовать все больше и больше, все чаще и интенсивней, все дальше и все необычнее. Туристическая индустрия научилась быстро подстраиваться под эти желания и разрабатывает множество туров на любой вкус, открывает новые направления, предлагает нестандартные виды отдыха, работает над созданием незабываемых впечатлений. Туризм - это не только одна из самых быстрорастущих и прибыльных отраслей экономики как на мировом, так и на национальном уровне, но и популярный формат проведения досуга и отдыха. Продолжительный период самоизоляции и карантинных мер в первой половине 2020 г. показал, что туризм стал образом жизни для многих людей, и в регионах и странах, где карантинные меры в летний период были ослаблены раньше остальных, стремительно увеличился туристический поток.

Туристическая отрасль уже имеет примеры, когда масштабные эпидемии сказывались негативно на развитии как отдельных стран, так и целых регионов. Так, вирус атипичной пневмонии (SARS), разразившийся некоторых странах Восточной и Юго-Восточной Азии в 2003 г., унес жизни 774 человек и негативно повлиял на экономику и туризм стран, которых эта эпидемия не коснулась. Регион сотрясали вспышки свиного и птичьего гриппа, и необходимость преодоление негативных стереотипов после окончания эпидемии в этих странах потребовало комплексных решений, что вылилось в общую маркетинговую стратегию развития Юго-Восточной Азии, но и уже тогда обострило вопросы безопасности в туризме [1]. Туристическая отрасль не раз испытывала локальные потрясения, связанные с эпидемиями, природными и техногенными катастрофами. В связи с этим накоплен теоретический, аналитический и практический опыт изучения последствий их влияния на индустрию и общество в целом, разработаны и внедрены механизмы преодоления не-

гативных последствий и восстановления туризма в пострадавших странах и регионах (Afanasiev & al. [1], Al-Tawfiq J.A., Zumla A., Memish Z.A. [2], Bell C., Devarajan S., Gersbach H. [4], Berry M., Gamieldien J., Fielding B.C. [5], Joo H. & al. [13], Maphanga P.M., Henama U.S. [14], Novelli M. & al. [15], Rassy D., Smith R. D. [19] и др.).

Однако механизмы преодоления последствий эпидемий в туризме, выработанные разными государствами, сегодня не могут быть применены в полной мере в связи с масштабом распространения COVID-19 и продолжительностью влияния ее на общество и индустрию в целом. При этом многими экспертами отмечается разрушительная роль собственно туризма, который сам стал причиной распространения коронавирусной инфекции в глобальном масштабе. Урбанизация и глобализация приводят к быстрому распространению вируса, но туризм явно играет роль в обострении возникающих кризисов общественного здравоохранения.

В России туризм - это важная отрасль экономики, обеспечивающая занятость более 4 млн. чел. (5,6% от общей занятости). При этом по данным на 2019 год 5% экономики страны приходилось на туризм, вклад в ВВП составлял 5,5 трлн. руб.1. При этом именно туризм оказался одной из наиболее пострадавших отраслей в связи с экономическими последствиями коронавирусной инфекции, включая падение спроса, введенные ограничения на работу организаций и учреждений туристского профиля.

Туризм в России является одной из немногих сервисных отраслей, обеспечивающих значительный экспорт услуг. Отрасль туризма в России в основном представлена малым и средним бизнесом, который не имеет финансовых резервов, позволяющих выполнять финансовые обязательства и сохранять рабочие места.

Никакие аналитики не могли предвидеть, что произойдет ситуация, когда практически все жители в мире окажутся запертыми не только в своих странах, но и в

1 Меры поддержки туристической отрасли: международный опыт. М.: Агентство стратегических инициатив, 2020. URL: https://old.asi.ru/ library/tourism/125947/

своих домах. Это вынужденное нахождение в домах на карантине показало, насколько важной частью жизни является для людей возможность путешествовать. Не имея возможности отправиться в реальную поездку, люди пользовались виртуальными турами, делились впечатлениями о прошлых путешествиях, планировали будущие поездки, объединялись в виртуальные группы.

В конце марта 2020 г. российские власти приняли решение о закрытии границ, в стране был введен режим самоизоляции, строгость которого варьировалась в регионах в зависимости от условий и уровня заболеваемости. Этот режим, призванный ослабить рост заболеваемости в стране, негативно сказался на туристической отрасли в целом, поставив под угрозу существования небольшие турагентские компании, и принеся убытки крупным игрокам на туристическом рынке.

Анализ научных публикаций по проблематике исследования Влияние, которое оказала пандемия COVID-19 на развитие туристической сферы и на общество в целом, обусловило повышенный интерес к этой проблематике как со стороны ученых, так и со стороны практиков. За короткий срок с февраля 2020 года накоплен обширный объем аналитических статей, прогнозных материалов и практических рекомендаций по восстановлению экономики и туризма в постковидный период.

Множество публикаций сегодня посвящается оценке последствий влияния пандемии COVID-19 на туристическую отрасль, а также на изучение вопросов устойчивости отрасли, механизмов государственной поддержки.

Все публикации по теме влияния пандемии COVID-19 на туристическую отрасль можно условно разделить на следующие группы:

1. Изучение социальных рисков и влияние кризиса индустрии, вызванного пандемией, на общество, в том числе изучение социальных издержек [3, 12, 18 и др.]);

2. Кризис-менеджмент и практические рекомендации по вопросам преодоления кризиса (подходы к разработке антикризисных стратегий, характеристика и оценка кон-

кретных мер, применяемых правительством или частным сектором) [6, 21, 22];

3. Вопросы устойчивости отрасли и отдельных дестинаций к вызовам [16, 17 и др.];

4. Страноведческий подход в изучении развития кризиса, вызванного пандемией COVID-19 (например, [7] и др.);

5. Общие вопросы оценки пандемии COVID-19 на туристическую отрасль, оценка последствий и перспектив [8, 9, 11 и др.].

Экспертами все чаще высказываются мнения, что пандемия и последовавший кризис - это начало нового витка развития общества, экономики и, в частности туризма. Сложившаяся ситуация позволяет переосмыслить сложившиеся бизнес-модели и подходы к реализации турпродуктов, принципы функционирования туристических пространств, стимулирует развитие инноваций и цифровизацию отрасли, работает по принципу естественного отбора - «выживает сильнейший» (в частности, такие мысли мы находим у Hall C.M., Scott D., Gössling S. [11]; Gills B. [8] и др. McKinsey & Company2 видят в пандемии не только глобальный кризис в области здравоохранения, но и феномен неотвратимой реструктуризации глобального экономического порядка, что находит отражение в туристической индустрии уже сегодня.

Одновременно можно говорить и о том, что пандемия COVID-19 обострила дискуссию относительно механизмов и принципов устойчивости развития мирового туризма. Теперь мы наглядно можем видеть, что, по сути, в этом всегда было больше теории и разговоров, нежели реальных практических механизмов обеспечения этой устойчивости для отрасли. В итоге можем констатировать, что отрасль туризма не смогла сформировать ни одного сколь-либо эффективного механизма устойчи-

2 Beyond Coronavirus: The path to the next normal. McKinsey & Company. 2020. URL: https://www. mckinsey.com//media/McKinsey/Industries/Health-care%20Systems%20and%20Services/0ur%20In-sights/Beyond%20coronavirus%20The%20path%20 to%20the%20next%20normal/Beyondcoronavi-rus-The-path-to-the-next-normal.ashx

вости перед лицом глобальной угрозы и кризиса, и туризм вынуждены спасать правительства всех стран, оказывая различные меры поддержки занятым в нем людям и предприятиям. Очевидно, что в будущем надлежит выработать конкретные, а не абстрактные, как сегодня, критерии устойчивости для отрасли, измеряемые и, следовательно, прогнозируемые, в конкретных измеряемых показателях и параметрах.

Пандемия может рассматриваться как возможность для перестройки и повышения производительности всей системы туризма как на макроуровне [16], так и на уровне отдельных туристических центров, выживание наиболее конкурентоспособных видов туристической деятельности, а также преобразование отраслей, которые находятся в состоянии стагнации из-за карантинных ограничений. Многие дестинации, в которых ранее наблюдались явления овертуриз-ма (например, Венеция, Барселона, Прага и др.), сегодня переосмысливают свои туристические системы и подходы к управлению отраслью, больше внимания уделяя нуждам местных жителей. Можно констатировать факт исчезновения явления овертуризма, что было немыслимо еще год назад. Так, например, власти Барселоны планируют «открыть» жителям города Бульвар Рамбла - главную туристическую артерию, которую местные всегда обходили стороной из-за толп туристов и дороговизны. Бульвар будет преобразован в культурный центр, уменьшена арендная плата для предпринимателей, чтобы снизить цены и привлечь местных жителей. Преобразования коснутся знаменитого театра «Лисео», где вместо одного зала в здании оборудуют многофункциональное пространство не только для театральных постановок, но и для выставок, концертов и перформансов. Изменения в сторону большей открытости для местного сообщества коснутся также популярного рынка Ла Боке-рия и ресторанов на бульваре.

В Венеции, где местные жители страдали от овертуризма, и даже устраивали «похороны Венеции», сегодня оказались без работы (в туристической сфере города до пандемии было занято около 25 тыс. чел.) и доходов от сдачи жилья. Практически полная остановка отрасли заставила задумать-

ся как местных жителей, так и власти над вопросами о том, как сделать туризм более ответственным и как перестать полагаться только на негоЗ. Звучат предложения о перезагрузке отрасли, а власти предлагают в будущем ограничить для туристов доступ к историческому центру города с помощью системы квот и предварительного бронирования (это не будет касаться жителей города и постояльцев гостиниц). Мэр Луиджи Брюньяро заявил, что городские власти надеются «отрегулировать туристические потоки так, чтобы они были совместимы с повседневной жизнью венецианцев»1. Кроме того, планируется развивать другие виды туризма для рассредоточения туристов по территории города (большая часть туристов в Венеции до пандемии в течение всего времени своего пребывания пребывала в исторической части города и не покидала ее). Специалисты предлагают делать ставку на образовательный, научный или деловой туризм через формирование привлекательной бизнес-среды, а также продвигать Венецию как рождественское направление для богатых иностранных туристов, готовя специальные культурные программы совместно с музеями.

Во многих странах власти стремятся обратить пандемию в толчок для развития внутреннего туризма через внедрение механизмов стимулирования поездок собственных граждан внутри страны.

С другой стороны, любая дестинация может рассматриваться как туристическая территориальная система, которая обладает определенным уровнем устойчивости к внешним кризисам [16]. Потенциал устойчивости зависит от объема финансовых средств в отрасли и дестинации, успешности докризисного менеджмента, последовательности развития, диверсификации туристической деятельности, силы бренда дестинации, обеспеченности квалифицированными кадрами, а также продолжительности кризисного периода, силы фактора негативного влияния и грамотного кризис-менеджмента. И перечисленные выше примеры являются

3 Momigliano, A. (2020). Venice Tourism May Never Be the Same. It Could Be Better. The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2020/07/02/travel/ venice-coronavirus-tourism.html

достаточно резистентными социально-экономическими системами с высоким запасом прочности, на них даже в условиях пандемии формируется устойчивый отложенный спрос.

Однако жители и власти не столь устойчивых дестинаций, представители туристической отрасли видят в пандемии лишь стремительно приближающийся конец. Сложно планировать свою деятельность в условиях неопределенности, тем более если территория всецело зависит от туристической отрасли, если не создана финансовая подушка безопасности и развитие туризма происходило стихийно. Многие пляжные дестинации развивающихся рынков, например, Албания и Черногория, всегда сильно зависели от фактора сезонности, и основная часть доходов в туризме поступала в летний сезон. Именно поэтому такие дестинации первыми открыли границы для туристов, что впоследствии повлияло на формирование второй волны пандемии.

Поэтому мнения о том, что все изменится к лучшему или что экономическое развитие, включая туризм, станет более устойчивым, - это не предрешенный вывод4 [16], а вопросы понимания пандемии COVID-19 как эволюционного толчка для отрасли очень неоднозначны и спорны.

Рассмотрим и охарактеризуем основные проблемы туристической отрасли в России в связи с проявлениями последствий пандемии COVID-19.

Проблемы взаимодействия между субъектами туристического рынка (турагентами и туроператорами) В России организация туристской сферы достаточно сложна. Пакетные туры разрабатываются туроператорами, тогда как функция реализации турпакета лежит на турагентских компаниях. Основной функцией турагента является подбор тура в зависимости от потребностей туриста, советы по выбору направления, коммуникация между туристом и туроператором в случае нарушения программ, отказа туриста от поездки и прочих обстоятельств. Туропера-

4 Mair, S. (2020, March 30). What will the world be like after coronavirus? Four possible futures. The Conversation. URL: https://theconversation.com/ what-will-the-world-be-like-after-coronavirus-four-possible-futures-134085

торские компании, которые ранее видели в турагентах надежные каналы дистрибью-ции своей продукции, в последние годы стараются выйти на потребителя туристских услуг напрямую, создавая на своих сайтах продажный функционал. То есть, теперь туристу не обязательно обращаться к турагенту для приобретения тура. Тура-генты постепенно теряют свою аудиторию.

Пандемия коронавируса существенно обострила проблемы взаимоотношений туроператоров и турагентов. Претензии туристов, которые приобрели пакетные туры, направлены в первую очередь к тураген-там, тогда как последние перечисляют денежные средства туристов туроператорам, оставляя себе только небольшую комиссию. Поэтому туристы, обращаясь с судебными исками к турагентам, как правило, не получают их удовлетворения или же взыскание происходит с турагента, который потом оспаривает решение суда. Турагенты высказывают туроператорам следующие претензии, в том числе в связи с пандемией:

- слабая обратная связь, обращения турагентов после бронирования остаются без ответа или ответ дается в течение двух-трех дней;

- нарушение заявленных программ вознаграждения турагентов;

- изменения в программе тура без согласования с турагентом и туристом, что вызывает претензии от туристов;

- неясный механизм переноса туров или возврата денежных средств, нарушение условий замены (например, замена пляжного тура в Греции на более дешевый в Турции);

- турагенты не получали консультационной поддержки от туроператоров в период карантинных ограничений в марте-июне 2020 г., в пане взаимодействия с туристами по вопросам возврата или переноса туров;

- турагенты и туроператоры не смогли организовать полноценного сотрудничества для совместного оперативного реагирования на вызовы коронавирусной инфекции;

- неясный механизм возврата денежных средств туристу в случае обнаружения у него COVID-19 накануне поездки, чаще всего тур аннулируется с большими штрафами для туриста.

Последняя претензия привела к тому, что туристы, имея положительный тест или даже первые симптомы заболевания, отправлялись в поездку, боясь полностью потерять деньги за уже оплаченный тур. Это во многом приводило к распространению инфекции. Эта проблема была характерна для туристов многих стран.

Существенной проблемой взаимоотношений туроператорских и турагентских компаний стали действия принимающих сторон. Так, например, была отмечена масса случаев, когда туристы, приезжая в Турцию, на второй или третий день узнавали от администрации отелей, что они контактировали с ковидным больным в трансферном автобусе. Таких туристов изолировали в номере для соблюдения двухнедельного карантина, и многим людям, у которых тур был рассчитан на меньшее количество дней, приходилось самостоятельно доплачивать за проживание в оставшиеся дни и самостоятельно приобретать обратный билет. Подобное наблюдалось и на Кубе, которая сравнительно недавно открыла границы для российских туристов. По прилету гости страны должны сдавать тест на COVID-19, а учитывая то, что люди боялись потерять деньги за тур, многие отправлялись в поездку, не сделав тест перед поездкой. И по факту выявления ковидных туристов механизм их пребывания в стране был тот же - двухнедельный карантин и доплаты за проживание и обратный билет. При этом туристы в первую очередь обращались за помощью к турагентам, у которых они приобретали туры, а те - к туроператорам, у которых в принимающей стране есть представители. Однако, в силу слабой связи между туроператором и турагентом, цепочка действий на каком-то этапе обрывалась, и туристы оказывались наедине со своими проблемами. Учитывая неслаженность действий по вывозу туристов в марте 2020 года из закрытых на карантин дестинаций, подобные ситуации усугубили недоверие туристов к массовому организованному туризму, что в ближайшее время приведет к увеличению числа самостоятельных туристов и сужению потребительского рынка туроператов и турагентов. К тому же, в ближайшее время туропера-

торы будут реализовывать перенесенные туры (до конца 2021 года), что в сумме с вышеперечисленным затянет восстановление отрасли на годы.

Компании столкнулись не только с образованием серьезного кассового разрыва из-за того, что перед началом ограничительных мер были выплачены крупные суммы налогов и имеются предоплаты по всему миру, но и с многочисленными требованиями туристов вернуть депозиты по турам. Выручка 95% компаний туристической отрасли за период самоизоляции упала до нуля, а глубина отмены бронирования туров по России составила 3-6 месяцев (50-80%), по выездному туризму - 100% с глубиной бронирования 4-7 месяцев.

К тому же кризис-менеджмент отрасли сталкивается с тем, что планирование деятельности ведется в условиях неопределенности - неясно, как будет нарастать статистика заболеваемости и в каких регионах, какие меры будут вводить власти для минимизации этого процесса, какие направления будут открыты для туристов и как долго. Например, продолжительный режим самоизоляции во многих регионах России закончился в конце июня, в это время открылись популярные внутренние пляжные дестинации - Южный берег Крыма, побережье Краснодарского края и Балтийского моря. Для туристов из России открыласвоиграницыТурция, Куба,Абхазия и ряд других стран. Снятие ограничений пришлось почти на начало туристического сезона, и туристический бизнес воспрял духом, однако уже к сентябрю заболеваемость резко выросла, что привело к возобновлению ограничений, хотя и не в полном масштабе. Соответственно, представители туристического бизнеса задаются вопросами: ждать ли нового закрытия границ и когда, как долго будут закрыты европейские страны, введут ли новые карантинные ограничения в России и в каком объеме? Все это затрудняет поиск путей выхода из кризисной ситуации.

Еще одна проблема - это функционирование гостиничного сектора. Во-первых, сами гостиничные предприятия сегодня вынуждены тратить средства на обеспечения мер санитарно-гигиенической безопасно-

сти (закупать маски, антисептики и пр.). В предусмотренных мерах государственной поддержки на нужды обеспечения предприятием санитарно-гигиенических условий безопасности есть субсидия, но она разовая, и ее объем не достаточный для покрытия затрат отелей. К тому же отрасль уже понесла убытки за период самоизоляции в России и несет их до сих пор из-за сокращения числа въездных туристов. Это привело к существенному снижению загрузки коллективных средств размещения в России - в период самоизоляции до 0-3%. Многие отели выдвигают требования на наличие отрицательного теста на COVID-19, из-за чего туристы пользуются альтернативными средствами размещения. На популярных внутренних российских курортах и пляжных направлениях уже давно активно функционирует во многом серый рынок частного жилья. Владельцы таких апартаментов, как правило, не уделяют особого внимания соблюдения мер предотвращения распространения инфекции, так как не нуждаются в сертификации. Некоторые отели пытались предлагать услуги по самоизоляции в период с марта по июнь 2020 года, однако широкой популярности у гостей эта идея не получила. К тому же многие российские семьи сокращают свои расходы, и сегодня выбирают непродолжительные поездки с размещением в недорогих средствах размещениях или апартаментах с кухней, чтобы иметь возможность готовить еду самостоятельно и не посещать кафе и рестораны в дестина-циях. Все это сокращает как доходы отельной индустрии в России, так и доходы от туризма в туристических дестинациях страны.

Кризисный этап проходит и экскурсионная сфера страны. Запрет на экскурсии в популярных экскурсионных дестинациях - таких как Москва или Санкт-Петербург, был снят самым последним, тогда, когда уже вовсю принимали туристов пляжные направления. Экскурсионный бизнес в России представлен в основном субъектами малого бизнеса - так называемыми индивидуальными предпринимателями. Чаще всего это экскурсоводы, работающие «на себя», у которых основной источник дохода - это проводимые ими же экскурсии. Поэтому запрет на проведение экскурсий свел доходы экскурсоводов на нет, по

факту обширный штат работников экскурсионной сферы оказался на продолжительный период без денег и без работы. Некоторые экскурсоводы попытались перейти в онлайн-формат, проводя онлайн-экскурсии и виртуальные прогулки, а также образовательные лекции и мастер-классы. Но учитывая, что большая часть дохода от экскурсионной сферы в популярных дестинациях формируется въездными туристами, такой шаг помог лишь временно продержаться «на плаву», и не стал форматом «перестройки» модели функционирования экскурсионной отрасли.

В музейных учреждениях России экскурсоводы также прекратили на время свою основную деятельность, но при этом финансирование сферы культуры осуществлялось в полном объеме, что позволило многим государственным и муниципальным музеям сохранить зарплаты своим работникам, в том числе и экскурсоводам.

Пандемия COVID-19 негативно сказалась и на сфере перевозок и индустрии общественного питания. Наиболее сильно пострадали небольшие аутентичные кафе и рестораны, которые помимо питания, создавали особую атмосферу, представляя собой тематические пространства (например, воссоздавая русский быт XIX века, советское прошлое, сказочную атмосферу и пр.), и которые привлекали туристов не кухней, а именно обстановкой. Большинство таких кафе и ресторанов, концепция которых была выстроена на интересной идее, были особыми туристическими аттракция-ми, но, как и многие предприятия малого бизнеса, не имели ресурсов для поддержания режима простоя в течение 3 месяцев. Это привело к закрытию многих из них. С другой стороны, сетевые пункты общественного питания быстро переориентировались на доставку своей продукции, и так преодолели кризисный этап самоизоляции. Более того, такие предприятия расширили свою деятельность и в посткарантинный этап за счет работы на доставку еды.

В транспортной сфере наиболее пострадал речной транспорт и индустрия речных круизов. Причинами этого стал длительный простой транспортных средств, а также общие негативные тренды в отрасли, такие как ограниченный период навигации в России (в

основном с мая по октябрь), небольшое количество перевозимых пассажиров и низкая рентабельность отрасли, низкий спрос в связи с дороговизной билетов, устарелость речного круизного флота и инфраструктуры, заиливание рек и отсутствие должных мер по их очистке. К тому же отрасль в России отражает общемировые тенденции круизной отрасли, для которой последствия коронакризиса могут быть серьезнее и долгосрочнее, чем для авиа- или туристических компаний в целом. За время эпидемии несколько круизных лайнеров, в том числе управляемый Carnival Diamond Princess, приобрели печальную известность из-за объявленного на них во время плавания карантина и сотен заразившихся на борту. Репутации круизов и раньше вредили нередко распространяющиеся на лайнерах норовирусы, эпидемия же коронавируса уже укрепляет туристов во мнении о том, отправляясь в круиз, можно заболеть и оказаться в ловушке посреди открытой акватории. Еще одной угрозой является то, что среди потребителей круизных продуктов преобладают люди старшей возрастной категории, например, по данным Международной ассоциации круизных линий, около трети отдыхающих в морских круизах старше 60 лет. Пожилые люди, как прогнозируется, теперь могут с большей осторожностью относиться к круизам, а среди молодежи они и так не очень популярны. Комбинация этих фактов вполне может привести к тому, что круизный рынок просто не оправится от кризиса.

Быстрее всего восстанавливается наземный и воздушный транспорт. Железнодорожные перевозки осуществляются крупной государственной корпорацией «Российские железные дороги» (РЖД) и ее дочерним предприятием «РЖД-тур». Авиакомпании в России также представляют крупный бизнес, и в условиях повышенного спроса на перевозки после снятия ограничений в конце мая и в июне, а также с учетом государственной поддержки, они практически не пострадали, хотя ожидалось, что пандемия ударит по авиаперевозкам сильнее всего. Российские аэропорты Шереметьево и Домодедово вошли в десятку самых посещаемых в 2020 году, наравне с аэропортами Турции.

Еще одной проблемой является сектор подготовки кадров в сфере туризма.

Перевод многих учреждений подготовки кадров в дистанционном формат показал несовершенство системы дистанционного обучения. Проблема имеет под собой психологическую и технологическую основы. Психологический аспект проблемы подготовки кадров заключается с одной стороны, в неготовности студентов России учиться дистанционно, их низкой мотивации и самоорганизации, отсутствии тесного контакта с преподавателем, сложностях восприятия лекций в привычном формате монолога, и с другой стороны - в сложностях адаптации преподавателей к дистанционному формату, неумении или трудностях преобразования лекционного материала и использования техник взаимодействия с аудиторией в онлайн формате.

Технические сложности связаны с отсутствием качественного интернет-соединения в некоторых регионах и населенных пунктах страны, особенностями образовательных платформ, где трансляция идет с задержкой, что делает невозможным проведение дискуссий, ограниченность преподавателя в выборе удобной для себя образовательной платформы, отсутствием адаптированных систем-тренажеров для студентов (например, программы-тренажеры систем бронирования есть только в компьютерных классах университетов), ограниченность доступа к онлайн-библиотекам и репози-ториям (например, подписка на ресурсы БД Е^шег в российских университетах осуществляется с помощью механизма гран-товой поддержки и доступна только для 1Р-адресов конкретного университета, что делает невозможным работу с ними сотрудников и студентов из дома), и пр. С другой стороны, можно привести и положительные примеры влияния пандемии COVID-19 на образовательную отрасль в сфере туризма и гостеприимства в России. Для минимизации проблем с доступом к образовательным ресурсам, многие российские онлайн-репози-тории открыли бесплатный доступ к своим материалам на время карантина. Представители отрасли и руководства профильных организаций, которые ранее из-за высокой занятости не могли приезжать в вузы и ретранслировать свой опыт учащимся, теперь активно задействованы в образовательных

программах, ведь благодаря онлайн-плат-формам они могут проводить мероприятия из дома или офиса для студентов как одного, так и нескольких вузов. Студенты могут подключаться к профессиональным вебинарам и общаться с представителями отрасли. Тем более, что количество проводимых обучающих мероприятий увеличилось в разы благодаря общественной инициативе и мерам государственной поддержки отрасли.

Нужно особо отметить объекты развлекательного туризма. Функционирующие в России тематические парки и развлекательные учреждения испытали огромный спрос на свои услуги после снятия карантинных мер. Как пример, можно привести популярный у российских туристов тематический парк «Сочи-парк». Несмотря на высокие цены, в летний сезон, после снятия карантинных ограничений, загруженность парка приблизилась к обычной, что говорит о том, что вопреки кризисной ситуации и ограничениям, у туристов формируется отложенный спрос на востребованные туристические объекты и направления. Сокращение доходов и урезание расходов, как и временные ограничения, не становятся ключевым фактором, влияющим на выбор туристом места отдыха. Этот факт учитывается сегодня многими органами управления сферой туризма для планирования постковидного развития отрасли и выражается в группе мер поддержки, связанных с продвижением дестинаций и формированием отложенного спроса.

Механизмы поддержки туристической отрасли

Все механизмы поддержки туристической отрасли в условиях пандемии, применяемые сегодня в мировой практике, можно разделить на такие группы:

1. Освобождение от налогов/сборов/ штрафов - общие временные и частичные налоговые льготы, разные виды отсрочки по уплате налогов, отсрочка или отмена взносов на здравоохранение и/или социальное обеспечение, отмена или приостановка аэронавигационных, аэропортовых сборов, туристического сбора, налога на проживание и др., продление сроков обновления на-

циональных реестров организаций, освобождение от судебного преследования предприятий, испытывающих серьёзные трудности; пересмотр судебных исков, не подлежащих апелляции, и др.

2. Обеспечение и поддержка ликвидности - отсрочки платежей за коммунальные услуги, возмещение расходов, понесённых организаторами мероприятий, чьи мероприятия в 2020 году были перенесены или отменены из-за пандемии и кризиса, снижение арендной платы или субсидии на аренду, гранты и субсидии, инвестиционное стимулирование, государственные займы с очень низким процентом или без процентов, кредитные каникулы, реструктуризация долгов и пр.

3. Предотвращение увольнений и обеспечение дополнительных рабочих мест - краткосрочные компенсации и субсидии на заработную плату, приостановление увольнений сотрудников.

4. Содействие будущему развитию: специальные меры поддержки / фонды для системообразующих предприятий (например, авиаиндустрия, туризм, гостиничное дело, ресторанный сектор), консультационная и информационная помощь предприятиям туристической отрасли, меры финансовой поддержки в отношении высокотехнологичных и цифровых стартапов, профессиональное обучение и подготовка кадрового резерва для туристической отрасли в режиме онлайн цифровым компетенциям, проведение специальных тренингов для компаний туристического сектора по антикризисному управлению.

5. Развитие внутреннего туризма: субсидированные внутренние туристические путёвки, скидочные купоны, ваучеры на посткризисный период, финансирование маркетинговых кампаний на перспективу, ребрендинг, продвижение страны на внутреннем и внешнем рынках.

В связи с этим представляется целесообразным провести сравнительную харак-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

теристику мер поддержки туризма в России и за рубежом (табл. 1).

Таблица 1 - Сравнительная характеристика мер поддержки субъектов туристского рынка со стороны государства: мировой и российский опыт

Table 1 - Comparative analysis of market entities support measures by the state: world and Russian practice

Практика применения в мире5

Практика применения в России

Финансовая помощь бизнесу (субсидии, гранты и беспроцентные кредиты для поддержки ликвидности

компаний)

Португальское агентство Turismo de Portugal создало линию поддержки в размере €60 млн для туристических микропредприятий, оказавшихся в затруднительном финансовом положении

В Португалии правительство утвердило кредитные линии для компаний, гарантированные государством, выделив 600 млн. евро сектору общественного питания, коллективных средств размещения - 900 млн. евро. В Республике Корея малые и средние турком-пании могут получить льготное беззалоговое финансирование на общую сумму $8,1 млн по низкой процентной ставке (1%). В Гонконге около 1350 турпродуктов получили финансовую поддержку от Противоэпидемического фонда в рамках программы субсидирования турагентов. Каждый удовлетворяющий критериям турагент может получить единовременную субсидию - более $10 тыс. Для получения выплат зарегистрировались 98% всех лицензированных в Гонконге турагентов. В Турции предоставляется дополнительная скидка после восстановления авиаперелетов для туристических агентств, имеющих полномочия на покупку групповых билетов со скидкой Правительство Канады приняло пакет чрезвычайной помощи и экономического стимулирования в размере 107 млрд канадских долларов (75 млрд долл. США) для оказания помощи канадцам, испытывающим финансовые трудности. Из них 27 млрд долл. США направлены на прямую поддержку канадских рабочих и предприятий, ещё 55 млрд долл. США предоставляются через отсрочку налоговых платежей.

Субсидии для туроператоров на возмещение убытков, связанных с авиаперевозками (3.5 млрд рублей выделены на возмещение затрат туроператоров, связанных с невозвратными тарифами по авиаперевозкам, а также с организацией вывоза туристов из иностранных государств, в которых сложилась неблагоприятная эпидемиологическая обстановка) Доступ к фонду персональной ответственности (ФПО) туроператора6 (возможность использовать накопленные средства ФПО для возврата денежных средств туристам). В настоящее время в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» внесены изменения, которые предусматривают использование средств ФПО туроператора для выплат туристам в случаях невозможности исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта по причине принятия иностранным государством решения об ограничении въезда туристов в страну или возникновения в иностранном государстве угрозы безопасности туристов. В целях оказания дополнительной поддержки туроператорам предусмотрена возможность переноса (отсрочки) ежегодного взноса за 2020 г. в ФПО до 15 апреля 2021 г. Приостанавливаются взносы туроператоров в сфере выездного туризма в резервный фонд Ассоциации «Турпомощь» на 2020 г. (размер взноса за 2020 г. составит 1 рубль)7.

Отсрочка предоставления бухгалтерской и отраслевой отчетности, а также подачи сведений, подтверждающих обеспечение ответственности туроператора Возмещение расходов авиакомпаний на вывоз туристов Продление лицензий и разрешений с 15.03.2020 г. до 31.12.2020 г.

Субсидия, предоставляемая единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 г. мероприятий по профилактике новой корона-вирусной инфекции.

5 Меры поддержки туристической отрасли: международный опыт. М.: Агентство стратегических инициатив, 2020. URL: https://old.asi.ru/ library/tourism/125947/

6 Фонд персональной ответственности туроператора формируется для выплаты денежных средств туристам в случае неисполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в силу критических ситуаций или в связи с прекращением туроператорской деятельности. Особенности формирования и использования фонда персональной ответственности туроператора устанавливаются законом.

7 Ассоциация «ТУРПОМОЩЬ» - это объединение туроператоров в сфере выездного ту-

ризма, задачей которого является оказание экстренной помощи российским туристам за рубежом из-за финансовой несостоятельности туроператора. Для этого Ассоциация формирует резервный фонд для оказания экстренной помощи туристам. Размер ежегодных взносов в резервный фонд Объединения, обязательных к уплате членами Объединения, определяется Федеральным законом.Правительство Российской Федерации вправе уменьшить размер взноса в резервный фонд Объединения на очередной финансовый год в случае отсутствия выплат из резервного фонда за предшествующий год (сайт Ассоциации - https://www. tourpom.ru/).

Налоговые каникулы, льготы и отсрочки

• В Турции приостановили выплаты в фонды социального страхования и отчисления НДС на 6 месяцев в различных секторах, включая турагентства. Сбор налога на проживание перенесли на ноябрь 2020 г. Также турецкие власти на 6 месяцев приостановили выплаты, связанные с правом аренды отелями и выплатами доли выручки. НДС на рейсы внутренних авиакомпаний снижен с 18% до 1% в течение трех месяцев. • В Германии компаниям разрешили отсрочить налоговые платежи до 31 декабря 2020 г. • В Португалии продлены сроки уплаты налогов и предоставления других деклараций (например, срок по налогу на прибыль организаций "Modelo 22" за 2019 г. был сдвинут с 31 мая 2020 г. до 31 июля 2020 г.) • Заём и рефинансирование кредитов по сниженной ставке 8,5% для индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и малого бизнеса • Отсрочка оплаты по договорам аренды государственного имущества, заключённым с субъектами малого и среднего предпринимательства • Компании, ведущие деятельность в пострадавших отраслях, могут получить отсрочку или рассрочку по налогам (авансовым платежам) со сроками уплаты в 2020 г., кроме НДС. Для организаций из пострадавших отраслей не будут применяться меры взыскания по уже образовавшейся налоговой задолженности, вводится запрет на запрет на принятие решений о приостановлении операций по счетам для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа. • Запрет на санкции за несвоевременную подачу документов: предоставление налоговых деклараций - сроки продлены на 3 месяца, перенесены сроки начала проведения налоговых проверок. • Мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса до 30 июня 2020 г. и на весь 2021 г. Исключение составили лишь внеплановые проверки, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Отмена отчислений на социальное обеспечение с зарплат работников

• В США отложили выплаты по налогам на социальное обеспечение для работодателей и самозанятых до 1 января 2021 г. • В Испании для малых и средних предприятий, не увольняющих работников, отменили требования о взносах на социальное обеспечение. Самозанятые, чей доход снизился на 75% и более, получат субсидию и будут освобождены от уплаты налога на соцобе-спечение. • В Швеции до 30 июня сократили взносы работодателей на социальное обеспечение, выплачивается только пенсионный взнос по старости. • Для организаций и индивидуальных предпринимателей совокупный объем страховых взносов снижается с 30 до 15% для части зарплат, превышающей минимальный размер оплаты труда в РФ (12130 рублей). Ставка взносов в пенсионный фонд России составит 10%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5%. Взносы в Фонд социального страхования (по нетрудоспособности и материнству) не уплачиваются.

Субсидирование зарплат сотрудников для предотвращения увольнений и обеспечения рабочих мест

» Правительство Великобритании запустило схему поддержки туристических дести-наций «Destination Management Resilience Scheme». Она должна сохранить персонал, работающий с клиентами и поддержать связь турорганизаций с ними. На финансирование организаций по маркетингу туристических направлений - Destination Management Organisations - выделили почти €1,5 млн. Турбизнес может обращаться за поддержкой для покрытия расходов на содержание не более двух сотрудников с выплатой до €2,8 тыс. на одного работника в месяц, а также расходов работодателя по страхованию и пенсионным взносам в течение трех месяцев. • Беспроцентные кредиты на выплату зарплат. Кредитование предприятий из пострадавших отраслей на выплату зарплат сотрудникам будут осуществлять банки при поддержке Центрального Банка. Гарантия по кредиту обеспечивается поручительством ВЭБ (до 75%). Кредит будет предоставляться по ставке 0% первые 6 месяцев и 4% - в последующие 6 месяцев • Субъектам МСП (ИП и юридические лица), осуществляющим деятельность в пострадавших отраслях, будет выплачиваться 1 МРОТ (12 130 руб.) на каждого занятого в организации при условии сохранения занятости на уровне не менее 90% от численности на 1 апреля 2020 г. Действие этой меры - с 18 мая 2020 г. до конца июня 2020 г.

• В Италии запущен механизм приостановления увольнений сотрудников • В Австралии запланированы субсидии на поддержку заработной платы стажёров и учеников, также правительство обеспечит выплаты за сохранение рабочих мест (JobKeeper Payment) для имеющих на это право предприятий (в том числе предприятий туристической отрасли), оборот которых сократился более чем на 30%, если они имеют оборот менее чем 1 млрд. долл. США, или более чем на 50%, если они имеют оборот более чем 1 млрд. долл. США. После подачи заявок предприятиям, отвечающим критериям, правительство выделит 3000 долл. США в месяц на одного отвечающего критериям сотрудника в течение максимум 6 месяцев.

Коммуникационные и маркетинговые кампании для формирования отложенного спроса и продвижения дестинаций

• В Республике Корея правительство стимулирует потребление с помощью выпуска скидочных купонов, которые можно использовать для компенсации расходов на туризм. • В Австралии перезапустили кампанию по развитию внутреннего туризма «Holiday Here This Year». На сайте собраны маркетинговые инструменты, которые туротрасль может использовать для восстановления спроса. • В Португалии реализуются коммуникационные кампании, ориентированные на туристов по предоставлению информации о правах потребителей в условиях кризиса, советами по защите путешественников, текущими ограничениями и полезными контактами. • Субсидированные внутренние туристические путёвки / скидочные купоны, ваучеры на посткризисный период в Исландии, Республике Корее, Турции, Чешской Республике. • Финансирование маркетинговых кампаний на перспективу, ребрендинг, продвижение страны на внутреннем и внешнем рынке в таких странах, как Австралия, Италия, Испания, Исландия, Португалия, Республика Корея, Гонконг, Исландия, Китай, Великобритания • Правительство РФ выделило 15 млрд рублей на программу стимулирования внутреннего туризма, разработанную Ростуризмом - т.н. туристический кэшбек для граждан, отправляющихся в турпоездки по стране. • Программа стимулирования внутреннего туризма, предполагающая возврат средств туристам в размере 20% стоимости туров, включающих размещение в гостинице и авиабилет на любой транспорт, или размещения в отеле. • Программа кэшбека действует и для клиентов туроператоров, и для самостоятельных путешественников -можно купить как тур, так и отдельно проживание. • Участие субъектов туристического рынка (туроператоров, гостиниц и пр.) в программе добровольное. Таким образом туристы заинтересованы в отдыхе в своей стране, а субъекты рынка - в участии в программе, так как для них предоставлена площадка продвижения и мотивированные туристы. • Для дестинаций и предприятий реализовывается гран-товая поддержка объемом до 3 млн руб. от Федерального агентства по туризму (Ростуризм) на конкурсных основаниях.

Создание цифровых платформ-навигаторов, консолидирующих информацию о туристической отрасли и мерах поддержки для помощи компаниям в принятии управленческих решений

• Федеральный госцентр передового опыта в области туризма Германии запустил платформу по мониторингу влияния коро-навируса на отрасль. Навигатор собирает и размещает информацию для туркомпаний, включая данные по конкретным отраслевым мерам, принятым правительством, а также новости и анализ ситуации в индустрии туризма во всем мире. На сайте работает «барометр настроения в секторе туризма», где ежедневно отображаются бизнес-ожидания в туристической отрасли. • Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) на своем сайте публикует актуальную информацию о влиянии коронавирусной инфекции на туристическую отрасль • Стопкоронавирус.рф - официальный сайт по распространению и профилактике коронавируса в России • Бесплатный доступ к онлайн-экскурсиям по музеям, выставкам, спектаклям и кинофильмам на портале культура.рф

Обучение компаний туристической отрасли созданию новых продуктов, продвижению, цифровым технологиям

• В Колумбии запустили тренинги для компаний турсектора по антикризисному управлению, а также чаты для мониторинга ситуации в отрасли и реагирования на запросы предпринимателей. • В Португалии предоставляются стипендии на обучение в Институте занятости и профессиональной подготовки Португалии (^Р). • Австралийский туристический экспортный совет (АТЕС) каждую среду проводит вебина-ры для представителей отрасли с информацией о текущей ситуации и возможностях по получению поддержки для компаний отрасли для сохранения бизнеса. • На государственном уровне осуществляется грантовая поддержка образовательных организаций на проведение обучающих программ и серии мастер-классов и вебинаров. • На общественном уровне проводятся бесплатные образовательные вебинары от бизнес-сообществ и профильных агентств по антикризисному управлению, работе в удаленном режиме и пр.

Использование инфраструктуры турсектора в борьбе с коронавирусом

• Португалия, Франция, США, Великобритания и Колумбия предоставляют средства коллективного размещения для медиков, правоохранителей и сотрудников вспомогательных служб, борющихся с пандемией. Например, Ассоциация отельеров Колумбии COTELCO предоставила 5,6 тыс. номеров своих 70 дочерних отелей в 22 муниципалитетах под нужды правительства в ликвидации коронавируса • Не применяется

Помощь гражданам

• В Исландии приостановлено взимание туристического налога на проживание с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2021 г. Выплата указанного налога с 1 января 2020 г. по 31 марта 2020 г. отложена до 5 февраля 2022 г. Жители Исландии старше 18 лет получат от правительства путёвки на общую сумму в 1,5 млрд исландских крон для путешествий внутри страны. • В Турции не будут применяться штрафы за неявку на рейс по авиабилетам, выпущенным до 19 марта, и за билеты, которые не могли быть использованы в период с 12 марта по 12 апреля 2020 г. Эти билеты могут использоваться в течение одного года после даты снятия ограничений на полёты. • Помощь будет оказана гражданам РФ, находящимся за рубежом, имеющим на руках проездные документы для возвращения в РФ в период с 16 марта по 31 мая 2020 г. • Упрощенная форма получения больничного листа, возможность оформить больничный лист в формате онлайн,увеличены выплаты по нетрудоспособности • Социальные пособия и льготы автоматически продлеваются на 6 месяцев - без дополнительных справок и личного присутствия • Кредитные льготы и каникулы • Опережающее профессиональное обучение • Развитие программ дистанционного обучения

Почему механизмы поддержки туротрасли в России не работают в полной мере?

Во-первых, многие меры разработаны в основном на период самоизоляции с марта до июня 2020 г., однако кризис в отрасли в последующий этап только усугубляется в связи с закрытыми границами, перенесенными турами, ужесточением карантинных мер в отдельных регионах страны, недоверием туристов к выездным направлениям.

Во-вторых, механизмы оказания помощи не до конца продуманы, и имеют множество ограничений и препятствий для предпринимателей. Так, например, размер максимального размера кредита, по которому заемщик вправе обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора (договора займа) должен не превышать 300 000 рублей, и предприятия, у которых задолженность больше этой суммы, не могут претендовать на данную льготу.

Не находит одобрения в отрасли и мера кредитования предприятий в целях выплат зарплат сотрудников, ведь эти кредиты нужно будет отдавать, а после провального сезона и последующих лет восстановления, ожидается, что возвращать кредитным организациям эти кредиты предприятиям туротрасли будет нечем.

Льготы по аренде жилья распространяются только на муниципальные объекты, но не все предприниматели снимают помещения в них. Например, многие мелкие турагентские фирмы снимают помещения в торговых центрах - как правило, объектах частной собственности.

Отсрочка по налогам и их отмена во II квартале 2020 г. также критикуется представителями отрасли, ведь им не с чего платить налоги, так как в этот период имели место только возвраты.

Широкую критику в отрасли получила и программа туристического кэшбека. Причинами этого стали выбранные сроки реализации программы - первый этап был запущен с 21 по 28 августа. К этому времени многие туристы уже успели провести свой отпуск в традиционных пляжных дестинациях страны. К тому же минимальная стоимость тура для возврата средств должна составлять не менее 25 тыс. рублей (на одного туриста), а время пребывания в месте отдыха - не менее 4 ночей. Это достаточно дорого для многих российских семей. Такая цена неадекватна и для малых городов России, которые больше всего посещаются в рамках туров выходного дня, и где стоимость проживания меньше необходимой для возврата средств суммы. Зафиксированы случаи, когда средства размещения поднимали цену на услуги для участия в программе. Многие отельеры и туроператоры оказались не готовы к столь быстрому подключению к программе. У отельеров не оказалось сайтов с возможностью он-лайн-оплаты, некоторые туроператоры не смогли сформировать ликвидный продукт и просто выставляли на продажу номерной фонд, который турист мог самостоятельно забронировать напрямую у отельеров.

К тому же, туристу для соблюдения условий программы, необходимо иметь карту платежной системы «МИР», зареги-

стрировать ее в программе и осуществлять покупки только через сайт мирпутеше-ствий.рф. Оплату турпродукта необходимо провести сразу, одним платежом, что тоже создает трудности для туристов.

Не все туристы были готовы купить туры в такие сжатые сроки и отправиться в отпуск в межсезонье. Многие санатории не могли принять участие в акции, поскольку с октября по декабрь не принимают туристов. К программе не присоединились «агрегато-ры», которые аккумулируют примерно 30% продаж средств размещений (отелей) и являются мощным инструментом продвижения и информирования туристов.

Недовольны программой и турагенты, так как такой формат делает туриста более самостоятельным в выборе, а также не предусматривает агентского вознаграждения. Хотя некоторые туроператоры разработали механизмы поощрения турагентов, которые бронируют у них туры для своих туристов в рамках программы.

Тем не менее, услугами представителей отечественного рынка, по данным Росту-ризма, в рамках первого этапа программой туристического кешбэка воспользовались более 70 000 путешественников.

В октябре правительство РФ продлило программу на второй этап, доработав ее условия. Теперь нет минимальной стоимости тура, а минимальная продолжительность отдыха скорректирована от двух ночей вместо четырех. Сама программа продлится почти два месяца - с 15 октября по 5 декабря, а забронировать тур можно на любые даты, главное - вернуться до 10 января 2021 года.

В итоге второй этап показал значительный рост бронирований в рамках программы, а также расширение географии путешествий российских туристов - помимо традиционных направлений, особым спросом начал пользоваться Русский Север - Мурманская, Вологодская и Архангельская области, а также Карелия.

Таким образом, нельзя однозначно утверждать, что меры поддержки туризма в России не работают, многие из них оказывают положительное влияние.

Однако очевидно, что предпринимаемых мер недостаточно, особенно в бли-

жайшей перспективе сложного и болезненного восстановления отрасли.

Поэтому ряд некоммерческих организаций настаивают на дополнительных мерах поддержки. Рассмотрим их вкратце.

В России отдельные общественные, профессиональные организации предлагают правительству и самой отрасли рассмотреть возможности для реализации ряда мер поддержки туристической отрасли и ее скорейшего восстановления8:

• Проведение особой визовой политики: ключевой идеей здесь является отмена виз для граждан развитых стран и исключение действующего «принципа взаимности», при этом составлен перечень государств, для граждан которых целесообразно отменить визы в одностороннем порядке, - например, Австралия, Австрия, Бельгия, Болгария, Германия, Дания, Испания, Канада, Норвегия, Польша, Словакия, США, Франция, Швеция и т.д.). Такой шаг позволит увеличить туристический поток за счет упрощения визовых формальностей для граждан «путешествующих» стран и привлечь их в Россию.

• Меры поддержки гостиничного бизнеса: предлагается повысить качество сервиса гостиничных услуг, усилить конкуренцию и максимально дерегулировать отрасль, а также ввести трехлетние налоговые каникулы для вновь открываемых предприятий гостиничного бизнеса со штатом менее 20 человек, ИП и физлиц, получающих доходы от краткосрочной сдачи жилых помещений в аренду, а предприятия гостиничного бизнеса и ИП, ведущих деятельность по краткосрочной аренде жилых помещений с оборотом менее 1 млн руб. в год - освободить от всех налогов, кроме НДФЛ и страховых взносов. Также пред-

8 Комплекс мер по развитию туристической отрасли после пандемии COVID-19 // Общественная российская инициатива. URL: https://www. roi.ru/66688/

лагается расширить аудиторию от-ельеров за счет мотивированных граждан, сдавая или передавая им помещения за символическую цену с обязательством в ответ содержать и развивать помещение как объект гостиничного бизнеса. Такая практика может быть применима и для сохранения и монетизации материального историко-культурного наследия.

• Меры поддержки транспортной инфраструктуры: возможно ввести режим «открытого неба» для всех региональных аэропортов с пассажиропотоком менее 5 млн человек в год, а впоследствии - для всех аэропортов страны. Также предлагается обеспечить транспортную доступность природных туристических объектов.

• Укрепление и усиление национальной идентичности: предлагается введение моратория на снос жилых зданий ранее 1940 года постройки вне зависимости от наличия у них статуса объекта архитектурного наследия, установление дизайн-кодов в крупных населенных пунктах, минимизацию барьеров по благоустройству придомовых территорий местными жителями и арендаторами.

• Меры поддержки сферы общественного питания: предлагается незамедлительно активировать механизм «регуляторной гильотины», предполагающий отмену целого ряда нормативно-правовых актов, излишне регулирующих отрасль. Также предлагается обеспечить дублирование меню в ресторанах на английском языке и предоставить персоналу возможность прохождения базовых курсов владения английским языком на безвозмездной основе.

Эти меры могут способствовать увеличению вклада туристической отрасли в экономику России с 3% до 11% ВВП в течение пяти лет. Но точных гарантий и расчетов их эффективности также пока нет.

Основные тренды и перспективы туристской отрасли в России и в мире

Анализ отраслевых трендов последних лет (табл. 2), показывает, что какие-то направления и виды туристской деятельности повторяются в том или ином виде, часто появляются новые интересы. Но налицо главная тенденция - индивидуализация туризма. При чем этот тренд четко проявился

еще в предковидный период, и значительно обострился в период пандемии COVID-19. Очевидно, что в постковидный период массовый туризм уже не сможет возродиться в прежнем объеме, уступив лидирующие позиции формам и видам индивидуального туризма. Это, конечно же, привет к существенному удорожанию туристских услуг и их определенной элитаризации.

Таблица 2 - Туристические тренды последних лет (Gunare & Afanasiev, 2020)

Table 2 - Tourist trends of recent years (Gunare & Afanasiev, 2020)

2018 2019 2020-2021

• Гастрономический туризм • Соцсети и планирование • Гастрономический туризм

• Цель поездки - личные путешествия • Путешествия с пользой

достижения. • Растет спрос на эко и • Путешествие с целью

• Путешествия одного родителя образовательные туры • Отдых с внуками

с детьми. • На первом плане впечатления • Путешествия без спешки

• Путешествие нескольких • Туристы все больше хотят получать • В дорогу — с любимым

поколений новые впечатления и опыт в питомцем

• Экстрим уступает место поездках • Технологии в помощь

впечатлениям от экзотики • Люкс-путешествия на новый лад • Undertourism:

• Общение между гостями • Индивидуальные туристические андеграундный туризм

• Акцент на групповые программы • Экотуризм

путешествия • Растет спрос на погружение в • Путешествия по

• Погружение в местную местную культуру нераскрученным местам

культуру • Тренд на пешеходные экскурсии • Микроотпуск недалеко от

• Рост популярности круизов • Туристы устремятся в новые места дома

• Развитие неизвестных • Любовь к приключениям по-

направлений прежнему сильна

• Два в одном - работа и • Посещения достопримечательностей

путешествие и экскурсии остаются самыми

• Одиночный туризм популярными туруслугами

Проведенное нами изучение общественного мнения методом случайной статистической выборки посредством опроса 300 человек в социальной сети Facebook в период изоляции показало, что до 75% респондентов радует мысль о новых предстоящих поездках, а около 40% отметили, что стали больше ценить возможность путешествовать. При этом в течение 12 месяцев после снятия ограничений опрошенные респонденты планируют совершить примерно столько же поездок внутри страны и за ее пределами, сколько и в предшествующем пандемии аналогичном по продолжительности периоде. При этом более 50% участников исследования отметили усилившееся желание посмотреть мир, а около 60% утверждают, что хотят наверстать упущенные в 2020 г. туристические возможности в предстоящем 2021 году, и планируют еще больше путешествовать в будущем.

При этом для более 80% опрошенных очень пугающей являются перспективы ограничений на возможность путешествовать по территории своей страны в 2021 году, а для 48% - угроза закрытия границ и возможности выезда из страны с туристскими целями.

Основным трендом 2020 и в перспективе 2021 года в туротрасли России станет внутренний туризм. Люди, уставшие от продолжительного режима самоизоляции, в июне-августе 2020 г. начали массово совершать короткие поездки на выходные. Самолету в текущей ситуации россияне предпочитают автомобиль - с его помощью можно спонтанно уехать из города одному или небольшой компанией. Следовательно, в ближайшее время актуальными станут туристические места, поездка в которые напрашивалась, но долго откладывалась, например, Суздаль, Ярославль, Владимир и другие. Также сейчас наблюдается

бум городских экскурсий для местных жителей - экскурсионные авторские проекты никогда ранее не имели такого спроса на свои услуги. Вместо гостиниц путешественники отдают предпочтение более экономичным вариантам - например, апарт-отелям или квартирам, где можно приготовить еду, не посещая кафе или рестораны, также растет спрос и интерес к глэмпингам, число которых растет в геометрической прогрессии по всей стране.

Российский турбизнес уже делает ставки на индивидуальные путешествия и путешествия в небольших группах. Вероятно, путешественники будут отходить от того, чтобы пользоваться общественным транспортом и большими туристическими автобусами. Ожидается спрос на автомобильные путешествия и путешествия на небольших автобусах (не более 15-17 человек). Туристы будут стремиться проживать в небольших отелях, где будет обеспечена возможность дистанцироваться от большого количества людей (хотя опыт работы летом 2020 г. популярных пляжных дестинаций в России опровергает это предположение - многие туристские центры были переполнены, в аэропортах не соблюдался масочный режим и дистанция, кафе и рестораны работали в обычном режиме. И при этом сколь-либо существенного всплеска заболеваемостью COVID-19 в этот период отмечено не было.

Тем не менее, популярность зарубежного выездного туризма, вопреки многим прогнозам, не снизится. Об этом свидетельствуют некоторые тренды, которые проявляются уже сегодня. Летний сезон 2020 г. показал, что российские туристы в целом готовы отдыхать даже при угрозе корона-вируса, и «рванут» в любую сторону, куда только будет открыта дорога и границы. Так, ранее мало кому из туристов известный остров Занзибар в Танзании этому является хорошим примером - сейчас на острове наблюдается невиданное там ранее явление овербукинга благодаря именно российским туристам: российские туристы на Занзибаре по состоянию на начало декабря 2020 г. заняли 2-е место по турпотоку (16,1% всех туристов на острове), уступив только французам (17% туристов на острове). Однако очевидно, что ситуация с «закрытыми» для

россиян направлениями продолжит негативно сказываться на туризме - такая ситуация заставляет весь рынок нервничать, а туристов - откладывать возможное путешествие на неопределённое будущее.

В некотором выигрыше могут оказаться владельцы собственной недвижимости в курортных зонах - собственных домов, квартир, таймшеров9. Они могут воспользоваться прямыми или стыковочными регулярными авиарейсами для посещения своих владений. Массово же обычных туристов за рубеж в ближайшее время из России не выпустят под предлогом обеспечения карантинных мер.

Не увеличивает привлекательность туризма обязательное тестирование на ко-ронавирус, а также разговоры о введении обязательной вакцинации для допуска на рейсы. ПЦР-тесты уже требуются для въезда на многие направления, а главное - для возврата в Россию. Такие же требования власти могут ввести и для российских отелей на наиболее массовых направлениях, особенно если ситуация с коронавирусом не улучшится.

И наконец - за уже почти год действия коронавирусные ограничения (год им исполнится уже в марте 2021 г.) изрядно истощили финансовые «запасы» как потенциальных туристов, так и турфирм. Это чревато дальнейшим обнищанием потенциальной клиентуры, а также постепенной «самоликвидацией» на туррынке - массовый уход бизнеса из туристической деятельности уже идет полным ходом, об этом свидетельствуют в том числе и массовая самоликвидация российских туроператоров: за 11 месяцев из Федерального реестра туроператоров России, который определяет всех реально работающих туроператоров,

9 Американская ассоциация развития курортов (ARDA) прогнозирует очень быстрый, в сравнении с другими отраслями туризма, процесс восстановления отрасли таймшеринга в «постковидный» период. Так, согласно специальному исследованию среди владельцев таймшеров в США, около 56% респондентов высказывают готовность реализовать свой ближайший отпуск по таймшеринговым программам в течение ближайших шести месяцев после окончания пандемии Covid-19 (The U.S. Shared Vacation Ownership Owners Survey conducted by Leger for the AIF)

и участие в котором стоит очень недёшево, было вычеркнуто 229 компаний, занимающихся выездным туризмом. На момент конца ноября 2020 г. в реестре выездных туроператоров осталось лишь 437 компаний, тогда как еще 5 лет назад этот список насчитывал около 2.5 тысяч туроператоров. В 2021 году при сохранении тех же условий, ситуация только усугубится.

Выводы

Исходя из обозначенных проблем и проявляющихся трендов обоснованно выделять следующие предположения о туризме «постCovidного» будущего:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Туризм будет все более индивидуализироваться, туристские группы будут уменьшаться в численности (тренд на микро-группы);

• Туристы будут отдавать предпочтение личному транспорту;

• Следствием предыдущего пункта станет уменьшение среднего расстояния между местом жительства и местом отдыха (дестина-цией);

• Произойдет перезагрузка экскурсионного туризма и изменится роль туроператора, будет наблюдаться более тесное взаимодействие турбизнеса и дестинаций;

• Будут развиваться маркетинговые технологии дистанционных путешествий, в т.ч. с полным погружением через дополненную реальность;

• Будет расти интерес к новым локациям за пределами топовых дестинаций;

• Отдыхающие станут предъявлять более высокие требования к местам размещения, транспорту, объектам показа, в т.ч. по соблюдению и обеспечению санитарно-эпидемиологических норм, технологиям обеззараживания и т.п.;

• Рост интереса к лечебному и оздоровительному видам туризма,

лечебным курортам, в т.ч. у более молодых туристов;

• Бут наблюдаться рост к активному отдыху и интереса к природе: хайкинг, треккинг, велотуры, глэм-пинг, личное владение местом отдыха (таймшеринг и т.п.);

• Бизнес вынужден будет диверсифицировать свои виды деятельности и услуги, научиться оперативно перестраиваться в критических ситуациях и под быстро меняющийся спрос;

• Бизнес должен разработать новые продукты и оптимизировать существующие под требование рационализации использования времени отдыхающего, реализации его запросов и интересов.

Анализируя ситуацию в туризме, газета The Guardian отмечает, что «несмотря на ряд проблем, которые пандемия создала для туристической отрасли, она может привести к позитивным изменениям в поведении путешественников. Туризм будет медленно восстанавливаться, качество поездок повысится. В частности, станет больше поездок в межсезонье и по необычным туристическим маршрутам. Туристы чаще начнут путешествовать поездом и велосипедом. В целом туризм станет более экологичным. В любом случае, индустрия путешествий не будет такой, как до COVID-19. Но отрасль, безусловно, адаптируется к новым реалиям»10. Вполне возможно, что на смену одним игрокам на туристических рынках придут другие, с новыми идеями, креативными решениями и нестандартными предложениями. Но только время покажет, как будет проходить этот процесс, и какие изменения ожидают рынок туризма в ближайшем будущем.

10 'Things have to change': tourism businesses look to a greener future. The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/travel/2020/ may/28/things-had-to-change-tourism-business-es-look-to-a-greener-future#top

Список источников

1. Afanasiev, O. E., Afanasieva, A. V., Sarancha, M. A., & Oborin, M. S. (2020). The Territory of the Country as an Object of Tourist Safety: Global Practice and the Case of Russia. In M. E. Korstanje & H. Seraphin (Eds.), Tourism, Terrorism and Security (pp. 63-87). Emerald Publishing Limited, 63-87. doi: 10.1108/978-1-83867-905720201005.

2. Al-Tawfiq, J. A., Zumla, A., & Memish, Z. A. (2014). Travel implications of emerging coronaviruses: SARS and MERS-CoV. Travel Medicine and Infectious Disease, 12(5), 422-428. doi: 10.1016/j.tmaid.2014.06.007.

3. Baum, T., & Hai, N. T. T. (2020). Hospitality, tourism, human rights and the impact of COVID-19. International Journal of Contemporary Hospitality Management, 32(7), 2397-2407. doi: 10.1108/IJCHM-03-2020-0242.

4. Bell, C., Devarajan, S., & Gersbach, H. (2003). The long-run economic costs of AIDS: Theory and an application to South Africa. Policy research working papers. doi: 10.1596/1813-9450-3152.

5. Berry, M., Gamieldien, J., & Fielding, B. C. (2015). Identification of new respiratory viruses in the new millennium. Viruses, 7(3), 996-1019. doi: 10.3390/v7030996.

6. Filimonau, V., & De Coteau, D. (2020). Tourism resilience in the context of integrated destination and disaster management (DM2). International Journal of Tourism Research, 22(2), 202-222. doi: 10.1002/jtr.2329.

7. Gaffney, C., & Eeckels, B. (2020). Covid-19 and Tourism Risk in the Americas. Journal of Latin American Geography, 19(3), 308-313. doi: 10.1353/lag.2020.0054.

8. Gills, B. (2020). Deep restoration: From the great implosion to the great awakening. Globalizations, 17(4), 577579. doi: 10.1080/14747731.2020.1748364.

9. Gossling, S., Scott, D., & Hall, C. M. (2020). Pandemics, tourism and global change: A rapid assessment of CO-VID-19. Journal of Sustainable Tourism, 29(1), 1-20. doi: 10.1080/09669582.2020.1758708.

10. Gunare, M., & Afanasiev, O. E. (2020). Individual tourism is a waiting for change. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 14(2), 197-204. (In Russ.).

11. Hall, C. M., Scott, D., & Gossling, S. (2020). Pandemics, transformations and tourism: Be careful what you wish for. Tourism Geographies, 22(3), 577-598. doi: 10.1080/14616688.2020.1759131.

12. Higgins-Desbiolles, F. (2020). Socialising tourism for social and ecological justice after COVID-19. Tourism Geographies, 22, 610-623. doi: 10.1080/14616688.2020.1757748.

13. Joo, H., Maskery, B. A., Berro, A. D., Rotz, L. D., Lee, Y. K., & Brown, C. M. (2019). Economic impact of the 2015 MERS outbreak on the Republic of Korea's tourism-related industries. Health Security, 17(2), 100-108. doi: 10.1089/hs.2018.0115.

14. Maphanga, P. M., & Henama, U. S. (2019). The tourism impact of Ebola in Africa: Lessons on crisis management. African Journal of Hospitality, Tourism and Leisure, 8(3), 1-13.

15. Novelli, M., Burgess, L. G., Jones, A., & Ritchie, B. W. (2018). No Ebola... still doomed' - The Ebola-induced tourism crisis. Annals of Tourism Research, 70, 76-87. doi: 10.1016/j.annals. 2018.03.006.

16. Prayag, G. (2020). Time for Reset? Covid-19 and Tourism Resilience. Tourism Review International, 24(2), 179184. doi: 10.3727/154427220x15926147793595.

17. Prayag, G., Spector, S., Orchiston, C., & Chowdhury, M. (2020). Psychological resilience, organizational resilience and life satisfaction in tourism firms: Insights from the Canterbury earthquakes. Current Issues in Tourism, 23(10), 1216-1233. doi: 10.1080/13683500.2019.1607832.

18. Qiu, R. T. R., Park, J., Li, S., & Song, H. (2020). Social costs of tourism during the COVID-19 pandemic. Annals of Tourism Research, 84. doi: 10.1016/j.annals.2020.102994.

19. Rassy, D., & Smith, R. D. (2013). The economic impact of H1N1 on Mexico's tourist and pork sectors. Health Economics, 22(7), 824-834. doi: 10.1002/hec.2862.

20. Yang, Y., Zhang, H., & Chen, X. (2020). Coronavirus pandemic and tourism: Dynamic stochastic general equilibrium modeling of infectious disease outbreak. Annals of Tourism Research, 83. doi: 10.1016/j.annals.2020.102913.

21. Yeh, S.-S. (2020). Tourism recovery strategy against COVID-19 pandemic. Tourism Recreation Research, 1-7. doi: 10.1080/02508281.2020.1805933.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.