Научная статья на тему 'К вопросу о развитии социальной рекламы в Республике Бурятия'

К вопросу о развитии социальной рекламы в Республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
630
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / PR-ТЕХНОЛОГИИ / ADVERTISEMENT / SOCIAL ADVERTISEMENT / PR-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Базаров Аюр Бимбаевич, Базарова Татьяна Содномовна

Рассматриваются основные аспекты понятия социальной рекламы, ее видов и сущности. Приводятся результаты опроса по данной теме. Характеризуются проблемы и перспективы развития социальной рекламы в Республике Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ADVERTISEMENT IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

In the article the basic aspects of the concept of social advertisement, its forms and essence are considered. The results of interview on this theme are given. The problems and prospects for the development of social advertisement in the Republic of Buryatia are characterized.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии социальной рекламы в Республике Бурятия»

важнейших причин является отсутствие взаимопонимания.

Приемная семья может вполне заменить родную семью и тем более стационарное учреждение. На сегодняшний день созданы все условия для комфортного проживания пожилого человека в приемной семье - это обучающие курсы «Старшее поколение: особенности социальной работы в современных условиях» для кандидатов приемной семьи, где рассматриваются вопросы старения, статус старшего поколения в обществе, медико-социальные основы обслуживания людей старшего возраста.

Таким образом, с развитием приемной семьи, во-первых, будет снята острота проблемы жизнеустройства одиноких пожилых людей, во-вторых, им будет обеспечен постоянный уход, в-третьих, предупрежден резкий рост очередности на стационарное обслуживание. Семейная обстановка, уход за пожилым человеком положительно влияют на его психологическое, а иногда и физическое здоровье. Он имеет возможность обрести социальный статус бабушки или дедушки, родителя, наставника, передать традиции старшего поколения. Внедрение данной формы жизнеустройства граждан старшего возраста позволит значительно улучшить социальное самочувствие пожилых людей, послужит укреплению связи поколений.

Для более эффективной работы с кандидатами необходим четкий алгоритм действий по организации приемной семьи, профессиональная подготовка и комплексная система сопровождения. Повышение информированности населения

о приемной семье для граждан пожилого возраста через средства массовой информации также будет способствовать развитию данной формы жизнеустройства.

Литература

1. Бадя Т.П. Инновационные методы социальной работы с пожилыми гражданами // Отечественный журнал социальной работы. - 2009. - № 4. - С. 42-48.

2. Бикмурзина Н.А. Приемная семья - новая модель социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов // Социальное обслуживание. - 2008. - № 3. - С. 31-38.

3. Бутуева З.А. Социализация пожилых людей в современных условиях: исследовательский аспект // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 4 Психология, социальная работа. - 2007. - С. 201-203.

4. Постановление правительства Республики Буря-

тия от 22.09.2010 г. № 409 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 09.02.2009 г. № 38 «О социальном обслуживании населения на дому и в полустационарных условиях государственными учреждениями социального обслуживания Республики Бурятия» // иКЬ: http://www.minsoc-buryatia.ru/ (Дата обращения

06.11.12 г.).

5. Постановление правительства Республики Бурятия от 28.02.2011 г. № 85 «Об утверждении Республиканской программы «Повышение качества жизни пожилых людей Республики Бурятия» на 2011-2013 гг. // иЯЬ: http://www.minsoc-buryatia.ru/(Дата обращения 06.11.12 г.).

6. Постановление правительства Республики Буря-

тия от 06.09.2012 г. №512 «Об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2013-2017 гг. и на период до 2020 г.)» // иКЬ: http://www.minsoc-buryatia.ru/ (Дата обращения

04.12.12 г.).

7. Приемная семья как форма жизнеустройства граждан пожилого возраста // иЯЬ: http://gendocs.ru/

v39433/?page=2 (дата обращения 04.12.2012 г.).

Долгова Татьяна Михайловна, магистрант Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Dolgova Tatyana Mikhailovna, graduate student, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolin str. 24a

УДК 316.77 © А.Б. Базаров, Т.С. Базарова

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Рассматриваются основные аспекты понятия социальной рекламы, ее видов и сущности. Приводятся результаты опроса по данной теме. Характеризуются проблемы и перспективы развития социальной рекламы в Республике Бурятия.

Ключевые слова: реклама, социальная реклама, PR-технологии.

A.B. Bazarov, T.S. Bazarova

TO THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ADVERTISEMENT IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

In the article the basic aspects of the concept of social advertisement, its forms and essence are considered. The results of interview on this theme are given. The problems and prospects for the development of social advertisement in the Republic of Buryatia are characterized.

Keywords: advertisement, social advertisement, PR-technologies.

В условиях модернизации современного российского общества деятельность по объяснению целей и задач данного процесса особенно важна, т.к. он сопровождается неоднозначными и сложными событиями в политической, экономической и социальной областях, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь конкретных людей. В таких условиях принципиально важной становится способность общества к обеспечению самосохранения, саморазвития и целостности. Существенным потенциалом для решения данной задачи обладает социальная реклама.

Принято считать, что социальная реклама -вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям и направленный на актуализацию проблем общества. Предназначение такой рекламы заключается в формировании нравственных ценностей общества, привлечении внимания к проблемам социума, гуманизации общества. Миссия социальной рекламы состоит в изменении поведенческих моделей в обществе [2, с. 9].

В соответствии с федеральным законом «О рекламе» социальная реклама представляет собой общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. Таким образом, важно подчеркнуть, что социальная реклама носит исключительно некоммерческий характер. Поэтому можно выделить некоторые типы организаций и институтов, которые ее размещают:

• некоммерческие организации (благотворительные фонды), основная цель рекламы которых - помощь нуждающимся людям и больным;

• ассоциации (торговые, гражданские) пользуются такой рекламой ради создания позитивного общественного мнения. Например, реклама «Позвоните родителям», которая нашла большой отклик среди людей. Этот ролик был создан по заказу Рекламного совета России для решения проблемы стариков и напоминания о заботе о своих родителях;

• государственные структуры (налоговая полиция, ГИБДД и др.).

Исходя из целей, социальную рекламу подразделяют на следующие виды:

• реклама определенного образа жизни. Такая реклама одновременно направлена как против негативных проявлений в обществе (курения, наркомании, алкоголизма, неуважения старших), так и на поддержку здорового образа жизни (укрепление семьи, защиту от СПИДа,

образование детей, занятия спортом, гигиена и правильное питание (например, поощрение грудного вскармливания). Примеры - реклама «Позвоните родителям» и «Не затмевай свое сознание алкоголем»;

• реклама законности и правопорядка направлена на развитие правосознания, защиту институтов гражданского общества, конституционных прав и свобод человека: примеры -реклама «Впиши себя в историю России», «Заплати налоги и спи спокойно»;

• адресная реклама - это информация о местоположении и координатах специальных служб государства и общественных организаций (противопожарные службы, службы спасения, службы охраны порядка, службы психологической поддержки);

• событийная реклама несет пропаганду общественно-значимых событий, ориентированных на сплочение нации посредством определенных идей и концепций (праздники, торжества, спортивные мероприятия). В частности, такой является реклама к 300-летию Санкт-Петербурга — «С праздником, великие люди великого города»;

• реклама милосердия и благотворительности. Например, сбор средств на восстановление храма, проведение сложной операции ребенку, открытие столовых для бездомных, строительство питомников для домашних животных и т.д. [3, с. 39].

Как показывают опросы, в России знают о социальной рекламе достаточно мало. К сожалению, такие ролики существует в небольшом количестве и человек, зачастую, просто не замечает такую рекламу. Часто реклама просто не может дойти до своего адресата. Заказывают социальную рекламу редко и бессистемно, т.к. нет четкого понятия, какие темы и в каком объеме должны освещаться.

В то же время возможности социальной рекламы практически не ограничены. С ее помощью государство может объяснить населению свою идеологию и свои цели и таким образом взрастить союзников. Можно создать любую модель поведения людей, сформировать отношение общества к тем или иным событиям, явлениям, человеческим порокам или, наоборот, достоинствам.

Вместе с тем социальная реклама сегодня имеет ряд проблем, которые требуют решения.

Одна из проблем социальной рекламы - качество рекламных роликов. Большинство социальных роликов не идут ни в какое сравнение с коммерческой рекламой в плане творческого

воплощения. Неудивительно, что, вынуждая СМИ и рекламные агентства работать практически бесплатно, государство получает продукт неудовлетворительного качества.

Вторая проблема заключается в том, что российское законодательство практически не регулирует сферу социальной рекламы.

Третья проблема - в России нет ни специального координирующего органа в этой сфере, ни определенной программы.

Следующая проблема заключается в том, что отсутствует четкое определение социальной рекламы в законе, понятия социальной и государственной реклам имеют схожий смысл. Очень слабо разработана законодательная база.

Еще одна проблема обусловлена недостаточным финансированием социальной рекламы.

Говоря о реализации социальной рекламы в РБ, можно отметить, что данная область постепенно набирает обороты и различные организации и объединения проявляют интерес к использованию подобного метода формирования позитивного общественного мнения. Есть результаты реализации данной работы, и они вполне успешны и ориентированы на дальнейшую работу в этом направлении.

В нашей республике активно используют технологии социальной рекламы. В частности, Республиканский центр медицинской профилактики Министерства здравоохранения Республики Бурятия и Республиканский центр профилактики СПИД и инфекционных заболеваний инициируют создание рекламных роликов, постоянно напоминают жителям республики о необходимости профилактики серьезных заболеваний.

Кроме того, одними из мощных инструментов формирования общественного мнения стали традиционно проводимые «Фондом безбарьер-ной среды» республиканские кинофестивали «Кино без барьеров» и конкурсы среди журналистов, пишущих на тему инвалидности.

Например, социальная реклама о проблемах инвалидов. Инвалидность — не свойство человека, а препятствие. Нам кажется, что пора системно и последовательно разрушать стереотипы об определении «инвалид» как о человеке, не способном работать и заниматься умственной и трудовой деятельностью. Ведь инвалид - это такая же личность как мы, просто с некоторыми физическими ограничениями. Социальная реклама помогает обратить внимание на эту проблему.

В Республике Бурятия большое внимание уделяется рекламе к различным праздничным датам. В г. Улан-Удэ можно увидеть такие рек-

ламные щиты, как «Папа, не пей», «Стоп наркотикам!», «Играйте в шахматы». А также отмечаем большой объем асоциальной рекламы (реклама алкогольной и табачной продукции) [1, с. 27].

Таким образом, приходится констатировать, что в нашем городе доминирует формальный подход - необходимо больше социальной рекламы, поскольку во всем мире это престижно. Социальная реклама - это РЯ-лицо государства. Формальный подход, хотя и бесспорный в тактическом отношении, в стратегическом плане обречен на поражение.

Чтобы наиболее наглядно представить данную ситуацию, приведем анализ результатов пилотажного исследования, проведенного нами в 2012 г. в г. Улан-Удэ [1, с. 28]. Объектом нашего исследования являлось взрослое население г. Улан-Удэ. Предметом - общественное мнение о социальной рекламе. Цель исследования заключалась в выявлении отношения населения к социальной рекламе.

В результате опроса выяснилось, что большинство опрошенных (52%) не могут объяснить, что такое социальная реклама.

Респондентами было отмечено, что общество чаще встречается с социальной рекламой на вывесках и рекламных щитах - 72%. На втором месте находятся рекламные ролики, транслируемые по телевидению - 65%. На радио социальная реклама встречается намного реже, чем на телевидении - 58%. Лишь 12% опрошенных встречались с социальной рекламой в газетах и журналах. Неудивительно, что рекламные щиты оказались на первом месте, потому что они являются самым доступным средством информации в любое время суток и для любых слоев населения.

Выразили необходимость социальной рекламы 65% всех респондентов. Еще 20% не видят в ней большой пользы и помощи в решении социальных проблем. 15% считают, что в целом социальная реклама необходима и может сыграть не последнюю роль в формировании общественного мнения, но очень маленькая распространенность и низкий профессионализм этих методов в настоящее время в России не позволяет им выполнять свою функцию, поэтому эффективность социальной рекламы очень мала.

Большая часть опрошенных (63%) думает, что производством социальной рекламы в первую очередь должны заниматься государственные органы, социальная реклама нуждается в ответственной государственной поддержке. 19% отметило необходимость финансирования дан-

ной рекламы со стороны различных коммерческих структур.

Что касается количества социальной рекламы - 78% респондентов хотят, чтобы ее было больше. По закону 5% всей российской рекламы должно носить социальный характер, но на деле получается намного меньше.

Самой актуальной темой респонденты посчитали пропаганду здорового образа жизни, профилактику опасных инфекционных заболеваний, популяризацию социально одобряемых действий и правильное поведение в экстренных ситуациях. На втором месте по актуальности укрепление семейных ценностей и распространение соблюдения норм морали. И третье место занимает реклама общественных организаций по охране природы и профилактика межнациональных конфликтов. Как самую запоминающуюся респонденты отметили рекламу антинаркотиче-ской тематики и рекламу против курения. Большинство опрошенных отметили, что на их выбор повлияли удачный слоган и визуальное оформление рекламы.

На вопрос «Как вы оцениваете качество социальной рекламы нашего города и в России в целом на сегодняшний день?» только 24% респондентов ответили положительно, 45% опрошенных недовольны состоянием социальной рекламы. Несмотря на то, что социальная реклама стремительно развивается, не перестает быть актуальной проблема ее качества.

Большая часть горожан (55%) полагает, что социальная реклама может повлиять на поведение человека в конкретной ситуации, т.е. большая часть участников опроса согласна с тем, что реклама может быть эффективным профилактическим средством [1, с. 28].

Превращение социальной рекламы в эффективный механизм саморегуляции современного общества требует значительных усилий по выведению такой рекламы в России на качественно новый уровень - преодоление общего безадресного характера многих рекламных сюжетов, ориентация на позитивное гуманистическое понимание человека, четкой дифференциации социальной, коммерческой и политической рекламы, использование интерактивных социальных технологий. Моментально социальная реклама повлиять не может. Общественное мнение по какой-либо проблеме формируется постепенно.

И она может воздействовать на людей колеблющихся, например, еще не до конца пристрастившихся к пагубным привычкам.

Как свидетельствует проведенное исследование, люди знают о социальной рекламе крайне

мало, и если сравнивать роль социальной рекламы в зарубежных странах и в России, то в нашей стране уровень ее распространения гораздо ниже.

Для того чтобы социальная реклама в полной мере могла повлиять на граждан, требуется усиленная работа и внимание со всех сторон для ее развития. От ее развития зависит в какой-то степени сознание общества, его взгляд на тот или иной институт, мнение о происходящих процессах в различных областях нашей действительности. Люди серьезно озабочены происходящими негативными тенденциями в обществе, следят за акциями, проводимыми в поддержку решения актуальных вопросов: стремительное распространение наркомании, алкоголизма и СПИДа и призывают к большей активности в данной области.

РЯ -значимость социальной рекламы для государства очевидна. Граждане хотят чувствовать себя подопечными, хотят видеть, что о них проявляют заботу. Но помимо РЯ-аргумента есть соображения, связанные с тем, что социальная реклама в умелых руках может быть эффективным инструментом социальной политики и давать зримые и важные для общества практические результаты. Именно в этой роли она ценна и ничем иным не заменима. Социальная реклама - это способ мобилизации и координации добровольной активности членов общества с целью решения актуальных, общезначимых социальных проблем, которые невозможно удовлетворительно решать с помощью стандартного набора государственных административноправовых средств.

На наш взгляд, есть следующие выходы из данной ситуации.

Во-первых, надо попытаться пробудить интерес рекламных агентств и СМИ к социальной рекламе. Если специалисты искренне заинтересуются этим видом рекламы, то они будут подходить более ответственно и креативно к своей работе, а это сделает социальную рекламу более заметной и популярной в нашей стране. То же самое касается и СМИ. Как это сделать? Государство должно выделять создателей социальной рекламы, проводить творческие конкурсы на выявление лучших роликов, лучших специалистов в этой сфере, делать обзор социальной рекламы на рекламном рынке РФ.

Во-вторых, ввести материальное поощрение в виде льгот для рекламных агентств и СМИ. В этом случае социальная реклама вполне могла бы быть механизмом поддержки конкурентоспособной прессы.

Можно также сделать вывод, что в современной России отсутствуют четкие правовые нормы в отношении социальной рекламы. Социальная реклама пока не стала явлением, серьезно влияющим на общество.

Таким образом, на сегодняшний день все больше признается необходимость применения социальной рекламы, более того она должна приносить пользу как обществу, так и бизнесу, власти.

Специалисты утверждают, что по уровню развития социальной рекламы можно судить об уровне развития гражданского общества страны.

Стоит предположить, что у социальной рекламы в нашей стране, также как и в нашем регионе, есть огромный потенциал развития. Ведь она является мощным инструментом формирования общественного мнения. Это весьма необходимо российскому обществу в данный период, поскольку такая реклама способствует социальной поддержке населения, восстановлению гу-

манистических отношений между этими людьми и на этой основе - развитию новых экономических связей и построению гражданского общества.

Вопрос о новых направлениях социальной рекламы, о том, кто должен финансировать социальную рекламу, какой она должна быть, остается открытым и подлежит дальнейшему исследованию.

Литература

1. Базаров А.Б., Бадмаева Н.И. Социальная реклама: проблемы и перспективы развития в современном обществе // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: мат-лы науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. -С. 27-29.

2. Николайшвилли Г.Г. Социальная реклама: теория и практика. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 175 с.

3. Федотова Л.Н. Реклама в коммуникационном процессе. - М.: Камерон, 2008. - 124 с.

Базаров Аюр Бимбаевич, студент филологического факультета Бурятского государственного университета.

Базарова Татьяна Содномовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: tbazarova@mail.ru

Bazarov Ayur Bimbaevich, undergraduate student, philological department, Buryat State University.

Bazarova Tatyana Sodnomovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the theory of social work department, Buryat State University. E-mail: tbazarova@mail.ru

УДК 316.356.2

© А.А. Трусова

ПОДГОТОВКА КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Рассмотрен опыт работы Республиканского агентства по делам семьи и детей по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализировано развитие школ подготовки кандидатов в замещающие родители и служб сопровождения замещающих семей, выявлен ряд проблем.

Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, замещающие семьи, подготовка кандидатов в замещающие родители, сопровождение замещающей семьи.

A.A. Trusova

TRAINING OF PROSPECTIVE FOSTER FAMILIES AND SUPPORT OF THESE FAMILIES IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

This article considers the experience of Republican Agency for Family and Children concerning family arrangement of children left without parental custody. The development of schools that train prospective foster families and support system for these families has been analyzed, a number of problems has been revealed.

Keywords: orphans and children left without parental custody, foster families, training of prospective foster families, support system of foster family.

Каждому ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия общая численность детско-

го населения в Республике Бурятия составляет около 250 тыс. человек [здесь и далее статистические данные Республиканского агентства по делам семьи и детей].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К сожалению не все из этих детей имеют родителей. В Республике Бурятия насчитывается более 6 тыс. детей-сирот и детей, которые по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.