DOI: 12737/21705 УДК 332
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СФЕРЫ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В РАМКАХ НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЙ ПРОФИЛАКТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
кандидат экономических наук, доцент А. Ю. Шевяков1 доктор экономических наук, профессор И. А. Кузнецов1 1 - ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация
Целевой направленностью данного исследования является выявление и анализ предпочтений и мотивов, а также нормативно-правовой профилактики, оказывающих влияние на развитие сферы молодежного туризма на примере Там-бовкой области. Методологическую основу исследования составил комплексный подход к разработке теоретических и практических направлений и рекомендаций по развитию молодежного туризма на региональном и муниципальном уровне. Формирование экономических и политических ограничений для социально-экономической системы России, создали объективные предпосылки для развития системы внутреннего туризма, и особенно такого важного для социума с позиций нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, как молодежный туризм. Развитие молодежного туризма - это своего рода методологическая система по профилактике и нивелированию асоциального поведения подрастающего поколения. Это один из прямых методов борьбы за здоровый образ жизни и развитие индивидуума как социально-экономической личности - Россиянина. В работе при обосновании важности развития молодежного туризма на основе социологического анализа (анкетирования, опросов), методов описательной статистики, институционально-правовых методов формируется обоснование предложенных институционально-организационных, информационно-коммуникационных, нормативно-правовых направлений по обеспечению методологическим инструментарием организационных региональных и муниципальных решений. В качестве выводов авторы предлагают ряд направлений по совершенствованию и развитию молодежного туризма, которые позволят своевременно и адаптивно проводить модернизацию туристического регионального и муниципального пространства, а также скорректировать нормативно-правовую профилактику асоциального поведения молодежи. Выводы и рекомендации данного исследования могут быть использованы региональными и муниципальными органами власти при институциональной и нормативно-правовой адаптации программ регионального и муниципального развития молодежного туризма. Также отдельные положения статьи и некоторые выводы применимы при формировании региональной и муниципальной нормативно-регулирующей правовой базы социально-экономической сферы.
Ключевые слова: развитие молодежного туризма, нормативно-правовая профилактика молодежного туризма, предпочтения в сфере молодежного туризма, молодежный туризм в Тамбовской области.
ABOUT THE QUESTION OF THE YOUTH TOURISM DEVELOPMENT WITHIN THE REGULATORY PREVENTATIVE MEASURES (BASED UPON THE EXAMPLE OF TAMBOV REGION)
PhD in Economics, Associate Professor A. Yu. Sheviakov1 DSc in Economics, Professor I. A. Kuznetsov1 1 - Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Tambov state university named after G.R. Derzhavin»,
Tambov, Russian Federation
Abstract
The goal of this article is to find and analyze the preferences and motivations, as well as regulatory preventative measures, influencing the youth tourism development basing upon the example of Tambov region. The methodological framework of the study is a complex approach to the development of theoretical and practical guidelines and recommendations for the youth tourism development at regional and municipal level. Economic and political limitations for the social and economic system of Russia created the objective basis for the development of domestic tourism system and the youth tourism which is the most important one for the society and for the younger generation from the moral and patriotic education point of view. The development of youth tourism is a kind of methodological system for the prevention and leveling non-social behavior of the younger generation. This is one of the direct methods to struggle for a healthy lifestyle and mode of life and development of a person as a social and economic identity - a citizen of the Russian Federation. In this paper when justifying the importance of the development of youth tourism on the basis of sociological analysis (questionnaires, interviews), methods of descriptive statistics, institutional and legal
methods, formed the ground of proposed institutional and organizational, information and communication, regulatory trends to provide a methodological tool to organize regional and municipal solutions. Finally, a number of areas to improve and to develop youth tourism is suggested, these areas will enable to improve municipal and regional tourist places in time and well as well as to adjust the legal prevention of non-social behavior of young people. The conclusions and recommendations of this article can be used by regional and municipal authorities in the institutional and regulatory adaptation programs of regional and municipal development of youth tourism. Also certain provisions of the article and some of the findings are useful to form regional and municipal regulatory framework for the social and economic sphere.
Keywords: youth tourism development, regulatory preventative measures of youth tourism, preference in the field of youth tourism, youth tourism in Tambov region.
Молодёжный туризм является многогранной ветвью развития туристкой деятельности. Чтобы понять социально-экономические механизмы развития и продвижения этого направления, необходимо изучить контингент, на который опирается этот вид туризма, т. е. молодежь. Традиционно под категорией «молодёжь» понимается социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств [2].
Для изучения предпочтений и мотивов, а также основных направлений и продолжительности путешествий было проведено интервьюирование 840 жителей Тамбовской области и города Тамбова, среди них 100 человек в возрасте от 15 до 16 лет, 560 человек в возрасте от 17 до 22 лет, 180 человек в возрасте от 23 до 29 лет. Все опрошенные интервьюеры положительно относятся к туристским поездкам как внутри страны, так и за территорию России. Некоторые результаты социологических исследований приведены в сводной таблице.
На сегодняшний день одним из главных аспектов путешествий традиционно остается «пляжный отдых». Во время путешествий молодые люди предпочитают «...отдохнуть, расслабиться, позагорав и покупавшись в море» (51,1 %).
Отличительная черта молодежи - стремление к общению. Многие люди ищут во время поездки необходимые им социальные контакты. Большое значение в этой группе занимают посещения друзей, знакомых, родственников, поэтому вторым важным мотивом стало общение и знакомство с новыми людьми (20,2 %).
Во время своих путешествий молодые люди также проявляют большой интерес к осмотру достопримечательностей (13,1 %), развлечениям (6 %), например, посещению аквапарков, ночных клубов, ката-
нию на аттракционах и т. д., и шопингу (2,4 %). Повышением образования и знакомством с образом жизни и культурой в путешествиях занимаются 2,4 % и 4,8 % интервьюеров соответственно.
Исследовав предпочтения молодых людей, становится возможным определить наиболее популярные виды путешествий, обладающие высоким спросом: «пляжный отдых на море», экскурсионные туры с посещением главных достопримечательностей той или иной местности и в меньшей степени - «образовательные туры» [3, 12].
Мотивация и предпочтения определяют и спрос на туристские направления. Рейтинг наиболее популярных туристских направлений среди молодых людей Тамбова выстроился следующим образом:
> путешествия по России - 37 %;
> по странам СНГ - 33 %
> по странам дальнего зарубежья - 30 %.
Таким образом, молодежь Тамбова большее
предпочтение отдает путешествиям по России, в частности, городам Москва, Санкт-Петербург и курортам Краснодарского края.
В ходе исследования была выявлена и величина туристских расходов молодежи на туры выходного дня (такая продолжительность тура выбрана в силу ее наибольшей востребованности). По результатам проведенного интервьюирования, молодежь готова расходовать в течение выходных дней до 10 тысяч рублей [9].
Также на основе исследования были выявлены и негативные моменты. Люди тратят на путешествия не только деньги, но и свое время. Никакие доходы, даже самые высокие, не смогут помочь человеку совершить турпоездку, если у него нет на это времени. Поэтому высокую стоимость поездки (71,5 %), так же как и нехватку времени (20,2 %), молодые люди определили как основные ограничения туризма.
В последнее время особую актуальность приоб-
Таблица
Выявление мотивов и предпочтений в сфере молодежного туризма
15-16 17-22 23-29
лет (%) лет ( %) лет (%)
Какие территории для путешествий Вы предпочитаете?
1. Российская Федерация (укажите регион) 39 33 43
2. Страны СНГ (укажите страну) 14 13 37
3. Зарубежные поездки (укажите страну) 37 42 19
Какой вид путешествий (активного туризма) Вы предпочитаете?
1. «Пляжный отдых на море»» 38 62 54
2. Пешие, велосипедные, байдарочные турпоходы 3 2 3
3. Палаточный лагерь (кемпинги) 7 11 2
4. Посещение турбаз (горных, рыболовных, лесных и пр.) 2 4 17
5. «Дачный отдых» 33 19 16
Предпочитаете ли Вы культурно-образовательный туризм как вид отдыха (посещение музеев, театров,
иных памятников культуры и достопримечательных мест)?
1. ДА 37 35 74
2. НЕТ 57 37 3
3. Затрудняюсь ответить 6 28 23
Какую краткосрочную (1-3 дня) экскурсию Вы бы выбрали ?
1. Осмотр достопримечательностей на территории Тамбовской области. 74 70 34
2. Осмотр достопримечательностей на территории соседних регионов (Пензенской, Воронежской, Липецкой, 14 22 11
Рязанской областей)
3. Осмотр достопримечательностей на территории более дальних регионов (укажите город, регион) 11 4 42
Вы предпочитаете путешествовать?
1. Один - - -
2. С семьей 7 11 21
3. В компании друзей, товарищей 32 56 36
4. В организованной группе (где есть знакомые и незнакомые люди) 24 19 23
Какую продолжительность путешествия (отдыха) Вы бы выбрали?
1. 1-3 дня 7 1 -
2. 3-5 дней 6 3 1
3. 7-10 дней 34 12 9
4. 11-14 дней 35 61 69
5. более 14 дней 2 5 1
Вы готовына финансовые затраты на путешествие (1-3 дня) по Российским регионам?
1. до 10 000 рублей 54 45 31
2. до 20 000 рублей 24 23 20
3. от 20 000 до 50 000 рублей 11 31 22
4. свыше 50 000 рублей - - 2
Вы готовы на финансовые затраты на путешествие (1-3 дня) по Тамбовской области?
1. до 10 000 рублей 65 64 52
2. до 20 000 рублей 4 8 4
3. от 20 000 до 50 000 рублей - - -
4. свыше 50 000 рублей - - -
Как Вы считаете (с позиций личной безопасности), путешествовать по России безопасно?
1. ДА 64 52 41
2. НЕТ 2 7 19
3. Затрудняюсь ответить 13 14 24
Как Вы считаете (с позиций личной безопасности), путешествовать по странам СНГ и дальнему зару-
бежью безопасно?
1. ДА 9 17 37
2. НЕТ 57 34 11
3. Затрудняюсь ответить 30 21 28
рел и вопрос безопасности поездок в связи с угрозой терроризма и военными действиями по всему миру [4]. В связи с этим еще одним ограничивающим турпоездки фактором стала низкая безопасность путешествий -так считают 8,3 % интервьюеров.
Поскольку в ходе интервьюирования среди молодежи Тамбова выяснилось, что наибольшей популярностью пользуются туры по России, группе интервьюеров, наиболее интересной для исследования, в
возрасте от 17 до 22 лет, представленной школьниками и студентами города, были заданы дополнительные вопросы с целью выявления предпочтений на услуги сферы молодежного туризма Тамбовской области.
В результате исследования было выяснено, что региональные туристские продукты востребованы большинством интервьюеров. Так, 70 % молодых людей совершали туристские поездки по территории области, 14,3 % ежегодно пользуются услугами регио-
нального туризма, 15,7 % никогда не интересовались региональными туристскими продуктами.
Перспективной формой организации молодежного туризма в регионе следует считать туры выходного дня, поскольку около 60 % школьников и студентов предпочитают активно проводить выходные дни, выезжая на природу, занимаясь спортом, участвуя в туристских походах. Выяснилось, что подавляющее большинство интервьюеров заинтересовано в появлении новых туристских маршрутов, в том числе ориентированных на пропаганду здорового образа жизни и профилактику асоциального поведения среди молодых людей [5, 11].
По данным статистики, 60 % молодежи в России не могут представить свой отдых без алкоголя и наркотиков. Существует явная угроза для процесса воспитания гармоничной развитой личности, достойного гражданина своей страны. Молодежный туризм предлагает альтернативу, позволяющую воспитать самостоятельного, умеющего принимать ответственные решения, целеустремленного, здорового физически и морально юного патриота [9]. Молодежный туризм имеет возможность справиться с наибольшим количеством воспитательных задач, необходимо лишь всесторонне изучить имеющиеся проблемы и найти пути их решения.
В настоящее время курение, алкоголизм и наркомания являются острыми социальными проблемами в Тамбове, которые необходимо не только обсуждать, но и разрабатывать реальные пути их решения.
Согласно социологическим опросам, в которых приняли участие 400 тамбовчан (опрос проводился в поликлиниках города), среди которых юноши (42 %) и девушки (58 %) от 13 до 23 лет, преимущественно школьники (42 %), большинство которых из полных семей (71 %), выяснилось, что регулярно употребляет алкоголь только 1 % опрошенных; изредка - 49 %; только пробовали - 21 % и 29 % ответили - «нет»; большинство (56 %) опрошенных не подвержены вредной привычке курения, но 13 % школьников уже регулярно курят, 16 % лишь изредка, остальные 15 % только пробовали; подавляющее большинство опрошенных (95 %) не употребляют и не пробовали наркотики [7].
По официальным данным УФСКН России по Тамбовской области [6], ежегодно на профилактиче-
ские наркологические учеты по городу Тамбов ставится от 5 до 8 несовершеннолетних (2012 год - 6 человек, 2013 год - 8 человек, на 25.12.2014 года - 8 человек). Наблюдается положительная динамика совершения преступлений лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста, на 40 % (2013 год - 5; 2014 год - 7).
Возросло количество несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел за употребление наркотиков. За истекший период 15 несовершеннолетних совершили 20 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. С 0 до 4 выросло число несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения. Также растет количество впервые выявленных наркоманов. Специалисты связывают этот факт с резким увеличением оборота синтетических наркотиков, употреблением спайсов [7]. Данные статистики лишь подтверждают необходимость усиления профилактической работы среди молодежи.
Согласно данным Фонда общественного мнения, наиболее эффективными методами по борьбе с вредными привычками россияне считают: разъяснительную, воспитательную работу среди детей и подростков, вовлечение в занятия спортом, туризмом и пропаганду здорового образа жизни. Таким образом, важны профилактические мероприятия.
Все мероприятия по профилактике вредных привычек можно условно разделить на два типа: действительно эффективные и псевдоэффективные. К псевдоэффективным мероприятиям, как ни странно, относятся различные лекции и семинары, в процессе которых научными терминами объясняется суть вреда, оказываемого вредными веществами на организм человека. Сухие цифры и обилие понятий отнюдь не всегда способны переубедить молодых людей в том, что их образ жизни не самый верный и им пора что-то менять. Наиболее эффективными мероприятиями считаются те, которые в основе содержат больше интерактивных моментов. В связи с этим одним из перспективных направлений в молодежном туризме является создание социальных экскурсионных программ, главная цель которых - эффективная воспитательная работа среди молодежи [13].
Согласно Интернет-опросу, проводимому Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков, в котором приняли участие 26297 посетителей
официального сайта ФСКН России, выяснилось, что к наиболее эффективным способам первичной профилактики немедицинского потребления наркотиков среди молодежи (первая проба) относятся [7]:
> 26 % - развитие спорта и организация
досуга;
> 20 % - введение обязательного тестирования на потребление наркотиков в школах и вузах;
> 16 % - повышение уровня жизни;
> 15 % - запрет на пропаганду наркотиков через СМИ и Интернет;
> 12 % - профилактические уроки в учебных заведениях;
> 11 % - распространение информации о вреде наркотиков в СМИ.
В целях профилактики подростковой наркомании и наркопреступности УФСКН России по Тамбовской области совместно с Управлением образования и науки области подписали межведомственный план проведения мероприятий областной акции «За здоровье и безопасность наших детей», профилактических антинаркотических акций «Тамбов молодой» и операции «Мак», профилактики употребления спайсов. Помимо распространенных методов: лекций, бесед, тренингов, демонстраций фильмов, круглых столов, родительских собраний - сотрудники УФСКН России по Тамбовской области практикуют такие формы профилактики молодежного наркотизма, как:
> участие в открытых приемных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, проводимых в учебных заведениях;
> рейды по обследованию условий жизни и воспитания подростков в наркозависимых семьях и семьях группы риска;
> рейды по проверке соблюдения запрета на продажу несовершеннолетним алкогольной, табачной продукции;
> рейды по местам массового досуга молодежи.
Широкий общественный резонанс имело проведение первого культурно-образовательного православного Форума ЦФО «От сердца к сердцу», двухдневной международной конференции по формированию здорового образа жизни. В мероприятии приняли участие более 50 представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, руководителей и сотрудников образовательных, лечебно-
профилактических организаций. Международный опыт представили делегации Германии, Италии, Китая, Польши, Армении, Беларуси.
В рамках работы с подростками группы риска сотрудниками наркоконтроля разработана специализированная универсальная программа проведения спортивных и военно-патриотических мероприятий с подростками в летнем лагере. Программа включает в себя планы занятий, сценарии спортивных соревнований, игры «Зарница», антинаркотические праздники. В 2014 году программа реализована в лагере интерната № 1 «Салют». Сотрудники УФСКН России по Тамбовской области прикомандировывались на 3 недели к лагерю для проведения занятий по начальной военной, туристской подготовке, гражданской обороне [8].
В реализации профилактических мероприятий принимают участие различные органы городской администрации, муниципальные образовательные и медицинские учреждения, подростковые клубы, учреждения культуры, спорта и туризма [10].
В Тамбовской области реализуется комплекс программ, ориентированных на проведение определенных мероприятий, в том числе на снижение уровня преступности и правонарушений, а также пропаганду здорового образа жизни среди молодежи:
> государственная программа Тамбовской области «Развитие здравоохранения Тамбовской области» на 2013 - 2020 годы;
> государственная программа Тамбовской области «Развитие физической культуры, спорта и туризма» на 2014 - 2020 годы;
> региональная программа Тамбовской области «Не оступись!» на 2013 - 2015 годы;
> целевая программа Тамбовской области «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Тамбовской области» на 2012 - 2015 годы.
В целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у молодежи Тамбовской области, включая популяризацию здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, потреблению табака, в области прияты и реализуются следующие нормативные правовые акты [14]:
> Постановление администрации Тамбовской области от 26.03.2008 № 374 «Об утверждении Плана мероприятий по улучшению демографической ситуа-
ции в Тамбовской области на период 2008 - 2015 гг.»;
> Постановление администрации области от 01.07.2009 № 776 «О координационном совете по формированию здорового образа жизни населения области» (в редакции от 26.04.2010);
> Закон Тамбовской области от 09.11.2009 № 576-З «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей» (в редакции от 30.11.2012);
> Распоряжение администрации области от 05.09.2011 № 281-р «Об утверждении Концепции региональной политики в области здорового питания населения Тамбовской области на период до 2020 года»;
> Закон Тамбовской области от 24.05.2012 № 141-З «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в Тамбовской области»;
> Закон Тамбовской области от 06.06.2014 № 414-З «О государственной политике в сфере физической культуры и спорта в Тамбовской области».
В кризисных ситуациях проблема девиантного поведения молодых людей - это проблема гармонии личности и общества, проблема согласованности процессов их развития и функционирования, и эта проблема продиктована как сложными социальными отношениями общества, так и психофизиологическими особенностями данного возрастного периода [15]
В период политической, экономической нестабильности, дисфункций основных социальных институтов становится все сложнее и сложнее воспитывать подрастающее поколение. Проблема воспитания молодежи, духовного и физического оздоровления подрастающего поколения вышла на первый план и стоит особенно остро [9].
Город Тамбов и Тамбовская область обладают уникальными ресурсами, позволяющими реализовы-вать государственные и региональные программы по профилактике курения, алкоголизма и наркомании среди детей и подростков. К данным объектам стоит отнести Музей наркотиков, Музей греха и Музей спорта. Работа данных музеев ориентирована на пропаганду здорового образа жизни.
В качестве выводов по данному исследованию хотелось бы отметить, что наряду с традиционными
мероприятиями по формированию здорового образа жизни - семинары, изготовление и размещение социальной рекламы, лекции, беседы, встречи со специалистами, спортивные соревнования и акции по пропаганде здорового образа жизни - требуется активизировать работу по развитию молодежного туризма [1] как одного из эффективных методов оздоровления нации.
Данная активизация должна идти по нескольким направлениям:
> Институциональное. Мы предлагаем в Тамбовском регионе создать общественный «Фонд Молодежного Туризма» по принципу некоммерческой организации, финансовой основой которого должны быть социально значимые субсидии администраций Тамбовской области и города Тамбов, федеральные и региональные гранты, спонсорские средства меценатов. Его целевой основой и задачами будут являться поддержка развития молодежного туризма для социально незащищенных слоев населения и нравственно-патриотическое воспитание на малой Родине.
> Правовое. Дополнить разделы (с позиций развития молодежного туризма) и продлить срок действий следующих нормативно-правовых актов, действующих в Тамбовской области:
- дополнить Закон Тамбовской области от 06.06.2014 № 414-З «О государственной политике в сфере физической культуры и спорта в Тамбовской области» разделом «Стратегические направления и организационные мероприятия по развитию молодежного туризма»;
- дополнить Закон Тамбовской области от 09.11.2009 № 576-З «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей» (в редакции от 30.11.2012) перечнем мер о социально-значимых субсидиях для общественного «Фонда Молодежного Туризма»;
- продлить и дополнить целевую программу Тамбовской области «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Тамбовской области» на 2012-2015 годы концепцией по развитию молодежного туризма и созданием общественного «Фонда Молодежного Туризма».
> Информационно-коммуникационное. Создание и функционирование службы мобильной Интернет- и телефонной туристической поддержки на базе
Центра здоровья и «Фонда Молодежного Туризма» (с поддержкой регионального и муниципального телевидения), а также посредством проведения образовательно-информационных кампаний в учебных заведениях региона.
Таким образом, развитие молодежного туризма как формы профилактики и пропаганды здорового образа жизни является актуальным, перспективным направлением и определяет современные тенденции в развитии туризма.
Библиографический список
1. Авдеева, И. А. Управление развитием отраслевых предприятий [Текст] / И. А. Авдеева // Лесотехнический журнал. - 2015. - Т.5. - №3 (19). - С.305-315.
2. Артемова, Е. Н. Молодежный сегмент туристского рынка как объект маркетинговых исследований [Электронный ресурс] / Е. Н. Артемова, В. А. Козлова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 4. - Режим доступа: http://dis.ru/
3. Горбовская, А. С. Перспективы развития молодежного туризма в России [Текст] / А. С. Горбовская // Социально-экономические коммуникации в современном российском обществе : сб. ст. всерос. науч. - практ. интернет-конф., Омск : БОУДПО «ИРООО», 2009. - С. 336-337.
4. Колесниченко, Е. А. Факторы экономической безопасности: региональный уровень анализа [Текст] / Е. А. Колесниченко, Е. В. Спицына // Лесотехнический журнал. 2015. - Т. 5. - № 3(19). - С. 273-282.
5. Палаткина, Г. В. Молодежный туризм [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Палаткина. - Астрахань, 2012. -
6. Сайт Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области: Наркотическая ситуация в Тамбовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.68.fskn.gov.ru
7. Сайт Федеральной службы РФ по контролю за оборотами наркотиков: Результаты всех опросов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fskn.gov.ru
8. Чувинова, И. В. Особенности формирования здорового образа жизни среди молодежи: результаты социологического исследования [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии: электрон. науч.изд. 2006. n 2 (6). -Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru
9. Юдина, Т. А. Молодежный туризм как фактор развития международного туризма на территории Краснодарского края [Электронный ресурс] / Т. А. Юдина // Теория и практика общественного развития : научный журнал. - 2015. - № 5. - Режим доступа: http://teoria-practica.ru
10. Busarina, U. Mechanisms of support of export-oriented small enterprises: the regional aspect [Text] / U. Busarina, S. Morkovina, E. Kolesnichenko, S. Budkova // Asian Social Science. 2014. - Vol. 10. - № 23. - pp. 95-101.
11. Концепция развития инфраструктурных объектов поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур [Текст] : колл. моногр. / С. С. Морковина, Е. А. Колесниченко, Т. Л. Безрукова [и др.]. -Воронеж, 2015. - 194 с.
12. Marketing Mechanism of Consumer Demand for Ecological Products Identification [ТеХ] / U. Pozdniakova, L. Ponomareva, V. Lapshin, A. Bolotin & G. Khmeleva // Asian Social Science. - 2014. - Vol. 10. - № 23. - pp. 123-135.
13. Кузнецов, И. А. К вопросу о проблемах экономической безопасности производителей и потребителей регионального и муниципального уровня [Текст] / И. А. Кузнецов, А. Ю. Шевяков // Социально-экономические процессы и явления. - 2014. - Т 9. - № 11. - С. 96-102.
14. Шевяков, А. Ю. Экономическая безопасность экологического состояния человека в коммунальной сфере [Текст] / А. Ю. Шевяков, И. А. Кузнецов // Социально-экономические процессы и явления. - 2015. - Т.10. - № 3. - С. 47-53.
15. Кузнецов, И. А. Экономическая безопасность потребителя: предпосылки методологического дуализма хозяйственного поведения [Текст] / И. А. Кузнецов // Социально-экономические процессы и явления. - 2015. - Т. 10. -№ 3. - С. 41-46.
206 с.
References
1. Avdeeva I.A. Upravlenie razvitiem otraslevyh predprijatij [Management of development of the branch enterprises] Le-sotekhnicheskii zhurnal, 2015, Vol. 5, no. 3(19), pp. 305-315. (In Russian)
2. Artyomova E.N., Kozlova V.A. Molodezhnyj segment turistskogo rynka kak ob#ekt marketingovyh issledovanij [A youth segment of the tourist market as object of market researches] Marketing v Rossii i za rubezhom [Marketing in Russia and abroad]. 2004, no. 4, Available at: http://dis.ru (In Russian)
3. Gorbovskaya A.S. Perspektivy razvitija molodezhnogo turizma v Rossii [Prospects of development of youth travel in Russia] Social'no-jekonomicheskie kommunikacii v sovremennom rossijskom obshhestve : sb. st. vseros. nauch. - prakt. internet-konf. [Social and economic communications in modern Russian society: Internet konf.]. Omsk, 2009, pp. 336-337. (In Russian)
4. Kolesnichenko E.A., Spitsyna E.V. Faktory jekonomicheskoj bezopasnosti: regional'nyj uroven' analiza [Factors of economic security: regional level of the analysis]. Lesotekhnicheskii zhurnal, 2015, Vol. 5, no. 3(19), pp. 273-282. (In Russian)
5. Palatkina G.V. Molodezhnyj turizm: uchebnoeposobie [Youth travel: education guidance]. Astrakhan, 2012, 206 p. (In Russian)
6. Sajt Upravlenija Federal'noj sluzhby RFpo kontrolju za oborotom narkotikov po Tambovskoj ob-lasti: Narkoticheska-ja situacija v Tambovskoj oblasti [The website of Management of Federal Drug Control Service of the Russian Federation across the Tambov region]. - Available at: http://www.68.fskn.gov.ru (In Russian)
7. Sajt Federal'noj sluzhby RF po kontrolju za oborotami narkotikov: Rezul'taty vseh oprosov [The website of Federal service Russian Federation on control of drug trafficking]. Available at: http://fskn.gov.ru (In Russian)
8. Chuvinova I.V. Osobennosti formirovanija zdorovogo obraza zhizni sredi molodezhi: rezul'taty so-ciologicheskogo is-sledovanija [Features of formation of a healthy lifestyle among youth: results of sociological research] Analitika kul'turologi: jelektron.nauch.izd. [Analytics culturologists: ЭflекIрон.наун.нзц]. 2006, no. 2 (6), Available at: http://www.analiculturolog.ru (In Russian)
9. Yudina T.A. Molodezhnyj turizm kak faktor razvitija mezhdunarodnogo turizma na territorii Krasnodarskogo kraja [Youth travel as a factor of development of the international tourism in the territory of Krasnodar Krai]. Teorija i praktika obsh-hestvennogo razvitija: nauchnyj zhurnal [Theory and practice of social development: scientific magazine]. - 2015, no. 5, Available at: http://teoria-practica.ru (In Russian)
10. Busarina U., Morkovina S., Kolesnichenko E., Budkova S. Mechanisms of support of export-oriented small enterprises: the regional aspect. Asian Social Science. 2014, Vol. 10, no. 23, pp. 95-101.
11. Morkovina S.S., Kolesnichenko E.A., Bezrukova T.L., [et al]. Koncepcija razvitija infrastrukturnyh ob#ektov pod-derzhki innovacionnoj deja-tel'nosti predprinimatel'skih struktur [Concept of development of infrastructure facilities of support of innovative activity of enterprise structures: monograph]. Voronezh, 2015, 194 p. (In Russian)
12. Pozdniakova U., Ponomareva L., Lapshin V., Bolotin A. & Khmeleva G. Marketing Mechanism of Consumer Demand for Ecological Products Identification. Asian Social Science, 2014, Vol. 10, no. 23, pp. 123-135
13. Kuznetsov I.A., Shevyakov A.Yu. Kvoprosu oproblemahjekonomicheskoj bezopasnostiproizvoditelej ipotrebitelej regional'nogo i municipal'nogo urovnja [To a question of problems of economic security of producers and consumers of regional and municipal level] Social'no-jekonomicheskieprocessy ijavlenija [Social and economic processes and the phenomena]. 2014, Vol. 9, no. 11, pp. 96-102. (In Russian)
14. Shevyakov A.Yu., Kuznetsov I.A. Jekonomicheskaja bezopasnost'jekologicheskogo sostojanija cheloveka v kommunal'noj sfere [Economic security of an ecological condition of the person in the municipal sphere [Text] Social'no-jekonomicheskie processy i javlenija [Social and economic processes and phenomena]. 2015, Vol.10, no. 3, pp, 47-53. (In Russian)
15. Kuznetsov I.A. Jekonomicheskaja bezopasnost' potrebitelja: predposylki metodologicheskogo dualizma hoz-jajstvennogo povedenija [Economic security of the consumer: prerequisites of methodological dualism of economic behavior] Social'no-jekonomicheskie processy i javlenija [Social and economic processes and phenomena]. 2015, Vol. 10, no. 3, pp. 41-46 (In Russian)
Сведения об авторах
Шевяков Александр Юрьевич - заведующий кафедрой сервиса, туризма и торгового дела Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», кандидат экономических наук, доцент, г. Тамбов, Российская Федерация; e-mail: [email protected]
Кузнецов Игорь Анатольевич - профессор кафедры сервиса, туризма и торгового дела Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», доктор экономических наук, профессор, г. Тамбов, Российская Федерация; e-mail: [email protected]
Information about authors
Sheviakov Alexander Yurievich - Head of the Department "Service, Tourism and Trade" of Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Tambov state university named after G.R Derzhavin», PhD in Economics, Associate Professor, Tambov, Russian Federation; e-mail: [email protected]
Kuznetsov Igor Anatolievich - Professor of the Department "Service, Tourism and Trade" of Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Tambov state university named after G.R. Derzhavin», DSc in Economic, Professor, Tambov, Russian Federation; e-mail: [email protected]