Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты / развитие / нравственные качества / патриотизм / честность / альтруизм / справедливость и порядочность / cadets / development / moral qualities / patriotism / honesty / altruism / justice and decency

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксенова Галина Ивановна, Светлана Леонидовна Яковлева

В статье приведен анализ исследований по проблеме развития нравственных качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. Представлен обобщенный нравственный профиль обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аксенова Галина Ивановна, Светлана Леонидовна Яковлева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF MORAL QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The article provides an analysis of research on the problem of the development of moral qualities of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service. A generalized moral profile of students is presented.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

44 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Научная статья

УДК 378.6:343.83

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Галина Ивановна Аксенова1, Светлана Леонидовна Яковлева2

1 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, [email protected]

2 Следственный изолятор № 6 УФСИН России по г. Москве, г. Москва, Россия, miss.

[email protected]

Аннотация. В статье приведен анализ исследований по проблеме развития нравственных качеств курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. Представлен обобщенный нравственный профиль обучающихся.

Ключевые слова: курсанты, развитие, нравственные качества, патриотизм, честность, альтруизм, справедливость и порядочность

Для цитирования

Аксенова Г И., Яковлева С. Л. К вопросу о развитии нравственных качеств курсан-тов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 1(02). С. 44-51.

© Аксенова Г И., Яковлева С. Л., 2024

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 45

CULTURE OF PROFESSIONAL TRAINING OF A SPECIALIST

Original article

ON THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF MORAL QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Galina Ivanovna Aksenova1, Svetlana Leonidovna Yakovleva2

1 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia, [email protected]

2 Pre-trial detention center No. 6 of the FPS of Russia in Moscow, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The article provides an analysis of research on the problem of the development of moral qualities of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service. A generalized moral profile of students is presented.

Keywords: cadets, development, moral qualities, patriotism, honesty, altruism, justice and decency

For citation

Aksenova, G. I. & Yakovleva, S. L. 2024, 'On the issue of the development of moral qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia', Vectors of psychological and pedagogical research, iss. 1(02), pp. 44-51.

В условиях модернизации пенитенциарной системы Российской Федерации, ориентации на положительный опыт иных государств в сфере исполнения наказаний особый смысл и актуальность приобретает профессиональная подготовка курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), обеспечивающая у них развитие потребности в непрерывном совершенствовании и пополнении имеющегося багажа знаний, творческом поиске, стремлении к осознанию высоких жизненных смыслов, выработке необходимых для профессиональной деятельности важных качеств. Как показывает практика, достижение данных целей невозможно без специального развития у курсантов нравственных качеств, являющихся базовыми в профессиональной деятельности по исправлению осужденных.

Исследование сформированности нравственных качеств курсантов проводилось нами с помощью оценки следующих показателей: «честность» - по опроснику «Честность» [2]; «патриотизм (отношение к Родине)» - по методике «Оценка и самооценка уровня сформированности гражданской идентичности» Л. В. Байбородова, Н. К. Андре -ева, В. Н. Рябкова (модификация И. Ф. Бережная, И. И. Болдырев) [1]; «альтруизм» - по опроснику личностной установки «Альтруизм-эгоизм» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г М. Мануйлов) [4]; «порядочность», «справедливость» - по опроснику «Уровень развития нравственных качеств личности (УРНКЛ)» (Т. В. Пивоварова, И. И. Купцов) [3, с. 200-204]. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики (корреляционный, факторный и кластерный анализ, U-критерий Манна-Уитни). Об-

46 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

работка полученных эмпирических данных осуществлялась в программе Psychometric Expert 9.2.6, STATISTIKA 10.0.

Честность представлена как правдивость, прямота, соответствие слова и дела действительному положению вещей, верность своему слову и принятым обязательствам, выражается в беспристрастности и отсутствии предвзятости при выполнении служебных задач.

Патриотизм есть нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и осознание величия своей Родины и гордость ее достижениями, переживание духовной связи с ней, желание сохранять ее культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и уголовно-исполнительной системы в целом.

Альтруизм - принятие морального принципа самоотверженного, добровольного служения другим людям, сознательное стремление бескорыстно помогать им, подразумевает добровольное соблюдение установленного служебного распорядка, поддержание имиджа силовых структур и уголовно-исполнительной системы, содействие укреплению их авторитета.

Справедливость обусловлена равным отношением к другим членам общества как к самоценностям, включающим определенную меру воздаяния, меру требования и правомерность оценки осужденных и сотрудников ФСИН России.

Порядочность выражается неспособностью к сознательному, намеренному нарушению общепринятых норм и правил, антиобщественным поступкам, надежностью в выполнении служебных задач.

Оценки по шкале «честность» (Мх = 23,38) свидетельствуют об отсутствии у курсантов склонности ко лжи. В большинстве случаев их поведение отличается искренностью и честностью, хотя в ряде случаев они могут стремиться несколько приукрашивать себя или свое поведение. Однако эти стремления все равно остаются в рамках нравственных норм и правил.

Анализ показателя «патриотизм» (Мх = 3,93) показывает, что курсанты образовательных организаций ФСИН России характеризуются устойчивым положительным отношением к своей Родине, стремятся остаться в своей стране и прикладывают усилия для того, чтобы верно служить своему Отечеству.

Оценки по шкале «альтруизм-эгоизм» (Мх = 8,21) указывают на то, что для курсантов характерно сочетание альтруистических и эгоистических установок, с некоторым преоб -ладанием альтруизма. Курсанты готовы к помощи и бескорыстной заботе о других людях, совершению добрых поступков, исходя из собственного понимания нравственности, допускают возможность самопожертвования для спасения другого. Одновременно с этим курсантам присущи забота о собственных интересах, готовность их отстаивать и защищать, стремление удовлетворять собственные потребности.

Оценки по шкале «справедливость» (Мх = 3,23) говорят о сформированности у курсантов понятий долга, прав и обязанностей, соответствия труда и вознаграждения, заслуг и признания. Курсанты способны к беспристрастному, непредвзятому отношению к чему-либо или кому-либо, стремятся оценивать окружающую действительность в соответствии с общепринятыми моральными и правовыми нормами.

Оценки по шкале «порядочность» (Мх = 3,36) указывают на соблюдение курсантами нравственных и этических принципов, неприемлемость для них подлости, безнравственности, аморальных и антиобщественных поступков, умышленного причинения вреда

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 47

окружающим. В своем поведении они руководствуются чувством долга, стремятся выполнять данные ими обещания и соответствовать возложенным на них обязательствам.

Значение общего показателя нравственных качеств (Мх = 17,06) говорит о его близости к среднему уровню выраженности (значение располагается ближе к его нижней гра -нице). В целом курсанты обладают достаточной выраженностью различных нравственных качеств, однако их проявление может носить нестабильный характер. Например, в эмоционально трудных ситуациях, ситуациях моральных дилемм поведение курсантов не всегда предсказуемо, а моральный выбор не всегда очевиден. Вероятно, в незнако -мых, непонятных или опасных ситуациях у них актуализируется напряженная внутренняя борьба, исход которой зависит от целого ряда внутренних и внешних факторов.

Используя методику «Самооценка личности», разработанную С. А. Будасси, в авторской модификации, нами обобщены результаты самооценки нравственных качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России и сделано заключение о том, что они оценивают развитие своих нравственных качеств на среднем уровне - 46,84 %. Самыми выраженными, на их взгляд, стали честность, патриотизм, альтруизм. Данные, полученные после применения методики «Оценка и самооценка уровня сформирован-ности гражданской идентичности» Л. В. Байбородова, Н. К. Андреева, В. Н. Рябкова (модификация И. Ф. Бережная, И. И. Болдырев); опросников «Честность», «Диагностика личностной установки "Альтруизм-эгоизм"» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г М. Мануйлов), методики «Уровень развития нравственных качеств личности (УРНКЛ)» (Т. В. Пи-воварова, И. И. Купцов), и данные, полученные с помощью «Самооценки личности» не отличаются: курсанты не преувеличивают выраженности исследуемых качеств. Мнение экспертов несколько отлично от результатов самооценки курсантов. Установлено, что большинство курсантов адекватно оценивают основные понятия и категории нравственности, выраженность у себя нравственных качеств; лишь у некоторых убеждения, моральные ценности, представления о нравственном самосознании личности недостаточно сформированы, о чем свидетельствует расхождение высказываний курсантов и их отношение к поступкам, действиям, поручениям и т. д.

На вопрос: «В Вашем понимании нравственные качества - это...», курсанты дали такие варианты ответов: «качество человека и личности», «уважительное отношение к окружа -ющим людям», «ответственность, возлагаемая на человека», «ответственность», «справедливость, а также когда тебе что-то нравится или кто-то», «приличие», «культурное поведение», «вежливость», «когда человек выполняет честно то, что должен обществу», «норма поведения», «что-то хорошее», «положительные черты характера». В основном в ответах были названы такие качества, как патриотизм (23,7 %), честность (21,6 %), альтруизм (20,9 %), справедливость (16,7 %), порядочность (12,1 %), иные качества (5,0 %).

В других людях курсанты ценят такие нравственные качества, как честность, альтруизм, патриотизм и справедливость. Можно предположить, что отмеченные у себя положительные нравственные качества курсанты в основном ценят и в других людях. Примером нравственного человека в жизни курсантов, по данным анкетирования, являются: родители (91 %), литературные (исторические) герои (9 %).

На вопрос анкеты: «Как Вы считаете, какие факторы более всего влияют на повыше -ние уровня развития нравственных качеств?», у курсантов образовательных организаций ФСИН России доминирует ответ «семья» - 54 %, при этом 40 % - указали на то, что влияние связано со СМИ (интернет, телевидение, газеты, журналы и т. д.), остальные 6 % называли учреждения культуры (музеи, выставки, театры, библиотеки и др.), а также

48 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

самого человека - как личность, влияющую на уровень развития собственных нравственных качеств.

Ответ соотносится с данными самооценки нравственных качеств и данными по методикам «Оценка и самооценка уровня сформированности гражданской идентичности» Л. В. Байбородова, Н. К. Андреева, В. Н. Рябкова в модификации И. Ф. Бережной, И. И. Болдырева; «Диагностика личностной установки "Альтруизм-эгоизм"» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г М. Мануйлов), «Уровень развития нравственных качеств личности (УРНКЛ)» (Т. В. Пивоварова, И. И. Купцов).

Диагностика нравственных качеств курсантов осуществлялась нами с помощью ме -тодики «Уровень развития нравственных качеств личности (УРНКЛ)». На рисунке представлены средние значения по шкалам методики УРНКЛ.

Наиболее ярко выраженными нравственными качествами у курсантов выступают честность (Мх = 2,70), альтруизм (Мх = 2,76), чувство долга (Мх = 3,51), патриотизм (Мх = 2,92), порядочность (Мх = 3,36), справедливость (Мх = 3,23). Курсанты отличаются развитым человеколюбием, отзывчивостью, готовностью помогать нуждающимся, стремлением совершать добрые дела. При этом для них характерна способность к сопереживанию, сочувствию, умение понять чувства и переживания другого человека без осуждения и критики. В своих поступках и взаимоотношениях курсанты склонны руководствоваться принципами долга, порядочности и справедливости. Они стараются не нарушать общепринятые этические и нравственно-правовые нормы, действуют в соответствии с принятыми на себя обязательствами, стараются выполнять данные другим обещания и не наносят умышленного вреда окружающим. В своих оценках себя и других курсанты стараются придерживаться принципов справедливости, соблюдая соответствие между правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием.

Несколько менее выраженными по сравнению с другими (однако в границах среднего уровня) являются у курсантов такие характеристики, как искренность (Мх = 3,07) и

5 4,5 4

3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

Рис. Средние значения по методике «Уровень развития нравственных качеств личности» у курсантов образовательных организаций ФСИН России

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 49

скромность (Мх = 2,93). В некоторых случаях курсанты могут отступать от собственных нравственных принципов и правил, проявляя доминирующую заботу об эгоистических интересах и потребностях, несколько искажая истинные мотивы своих поступков, преувеличивая или преуменьшая правдивую информацию. Однако подчеркнем, что подобное поведение является для курсантов скорее исключением и, по всей вероятности, они прибегают к нему в сложных, запутанных или субъективно опасных ситуациях.

Аналогичные результаты получены и по методикам «Честность», «Диагностика лич -ностной установки "Альтруизм-эгоизм"» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов) и «Оценка и самооценка уровня сформированности гражданской идентичности» (Л. В. Бай-бородова, Н. К. Андреева, В. Н. Рябкова в модификации И. Ф. Бережной, И. И. Болдырева), «Уровень развития нравственных качеств личности (УРНКЛ)» (Т. В. Пивоварова, И. И. Купцов). Данные методики были использованы для диагностики отдельно взятых нравственных качеств курсантов - честность, альтруизм, патриотизм, справедливость и порядочность (табл.).

Как уже было указано, оценки по методике «Честность» свидетельствуют о средней выраженности данной личностной характеристики. Значение среднего балла по диагностической шкале составляет 68,8 % от максимально возможного. В подавляющем большинстве ситуаций курсанты стараются быть правдивыми, искренними в своих проявлениях и верными обязательствам. Они не стремятся вводить других людей в заблуждение, умеют признавать ошибки и промахи, стараются оценивать и себя и других по одним и тем же меркам, не прибегая к оправданиям и уловкам.

Показатель «патриотизм» отражает средний уровень патриотизма у курсантов (3,93). При этом подчеркнем, что значение этого показателя располагается на границе с высоким уровнем. Курсанты демонстрируют любовь к своему Отечеству, желание верно служить на его благо, не испытывают стремления уехать в другую страну.

Средние значения по показателю «альтруизм-эгоизм» указывают на относительно бесконфликтное сочетание данных личностных установок. С одной стороны, курсанты проявляют стремление к добрым бескорыстным поступкам, с другой - стараются учесть и собственные интересы и желания. На наш взгляд, подобное сочетание может рассматриваться как вполне адекватное и нормативное, так как эти установки являются не взаимоисключающими и очень тесно связанными между собой. Крайние варианты как альтруизма, так и эгоизма принято рассматривать как неадаптивные.

Средние значения по показателю «справедливости» (3,23) указывают на то, что у курсантов достаточно хорошо сформировано представление о должном. Они стремятся соблюдать в поведении и оценках принципы беспристрастности и равенства (труда и вознаграждения, проступка и наказания, действия и последствий).

Таблица

Результаты исследования отдельных нравственных качеств

№ п/п Исследуемая шкала Средние значения

1 Честность 23,38

2 Альтруизм 8,21

3 Патриотизм 3,93

4 Справедливость 3,23

5 Порядочность 3,36

50 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Средний показатель «порядочности» (3,36) говорит о том, что курсанты характеризуются ярко выраженным внутренним стремлением к честности и достойному поведению, соблюдению моральных и правовых норм. Они стремятся следовать чувству долга, всегда выполнять обещания. Порядочность предполагает также и неспособность личности к низким, подлым, аморальным и антиобщественным поступкам.

В целом обобщенный личностный портрет курсантов образовательных организаций ФСИН России характеризуется наличием достаточного (среднего) уровня сформирован-ности различных нравственных качеств и выраженной социальной направленностью. Наибольшую трудность для курсантов могут представлять необычные, непривычные ситуации и ситуации морального выбора, которые связаны с обострением внутренней борьбы, возникновением конфликта ценностей или мотивов.

Считаем, что полученные данные указывают на необходимость создания специальных психологических условий для развития нравственных качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Список источников

1. Болдырев И. И. Воспитание гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО : дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2021. 184 с.

2. Опросник «Честность» // Кадровые вести. Психология. URL: https://azps.ru/psychotest. html?ysclid = lr143vrnq4708160543 (дата обращения: 05.01.2024).

3. Пивоварова Т. В. Психолого-педагогические детерминанты формирования нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных женского пола : дис. . канд. пси-хол. наук. Рязань, 2015. 319 с.

4. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. 362 с.

References

1. Boldyrev, I. I. 2021, Education of the civic qualities of adolescents by means of the TRP complex: PhD thesis (Pedagogy), Voronezh.

2. The "Honesty"questionnaire' n.d., Personnel news. Psychology, viewed 5 January 2024, https://azps.ru/psychotest.htmPysclid = lr143vrnq4708160543.

3. Pivovarova, T. V. 2015, Psychological and pedagogical determinants of the formation of moral and volitional qualities of female juvenile convicts: PhD thesis (Psychology), Ryazan.

4. Fetiskin, N. P., Kozlov, V. V. & Manuilov, G. M. 2002, Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups, Publishing House of the Institute of Psychotherapy, Moscow.

Информация об авторах

Г. И. Аксенова - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и педагогической психологии;

С. Л. Яковлева - старший инспектор отдела кадров и работы с личным составом.

Information about the authors

G. I. Aksenova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of General and Pedagogical Psychology;

5. L. Yakovleva - Senior Inspector of the Personnel and Personnel Department.

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 51

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.4. Педагогическая пси -хология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки).

Статья поступила в редакцию 05.01.2023; одобрена после рецензирования 19.02.2024; принята к публикации 26.02.2024.

The article was submitted 05.01.2023; approved after reviewing 19.02.2024; accepted for publication 26.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.