Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛИРУЕМОГО ОБУЧЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛИРУЕМОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельное обучение / обучение на протяжении всей жизни / самореализация / учебный процесс / роль преподавателя / творческое мышление / independent learning / lifelong learning / self-realization / learning process / role of a teacher / creative thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Андрей Юрьевич

Навык управления собственной познавательной деятельностью рассматривается сегодня как залог успеха в личностном и профессиональном развитии. В современном информационном обществе способность определять дефициты знаний, идентифицировать собственные потребности в обучении и самостоятельно их удовлетворять приобретает особое значение. В статье рассматриваются некоторые направления деятельности преподавателя, направленные на совершенствование навыков самостоятельной познавательной деятельности обучающихся и подготовку к обучению на протяжении всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The skill of managing one’s own cognitive activity is considered today as the key to success in personal and professional development. In today’s information society, the ability to identify knowledge deficits and learning needs and to meet them on one’s own acquires special importance. The article considers some areas of activity of a teacher, aimed at improving the skills of independent cognitive activity of students and their readiness for learning throughout life.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛИРУЕМОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378:37.041

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛИРУЕМОГО ОБУЧЕНИЯ

БарановАндрей Юрьевич кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Способность к самостоятельному обучению - это чрезвычайно важный навык, позволяющий человеку обрести независимость и развиваться, полагаясь на собственные возможности и руководствуясь собственными целями, интересами и потребностями. Именно эта способность характеризует современного конкурентоспособного специалиста и является одним из фундаментальных навыков непрерывного обучения на протяжении всей жизни. Признаками готовности человека к самостоятельному обучению являются: автономность, организованность, ответственность, самодисциплина, способность к самооценке, саморефлексии и самоконтролю. Самоуправляемое обучение обеспечивает человеку личностный и профессиональный успех, развивает его творческий потенциал и уверенность в себе. Развитие навыков самостоятельного приобретения знаний является в настоящее время одной из приоритетных задач современной системы образования.

Изложение основного материала исследования. В условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий способы получения и использования информации существенно изменились. Доступность информации привела к изменению представлений о природе знаний и обучении. Взгляд на обучение как на запоминание информации уступил место проблемно ориентированному подходу, в основе которого лежит осмысление и понимание. В связи с этим вопрос самостоятельного приобретения знаний как действенный способ самосовершенствования и развития новых навыков получил особую актуальность. Под самостоятельностью понимается одно из внутренних качеств обучающегося, включающее в себя способность самостоятельно мыслить, ставить перед собой определенные цели, критически оценивать учебные и практико-ориентированные задачи, искать и анализировать информацию, приобретать самостоятельно знания, исходя из личных потребностей и потребностей, продиктованных профессиональной деятельностью [2, С. 107]. Самостоятельное обучение предполагает наличие у человека высокой степени самомотивации, побуждающей его проявить инициативу для получения более глубокого понимания интересующих его проблем и предметов.

Самостоятельное обучение имеет целый ряд преимуществ, базовым из которых представляются именно знания и навыки, приобретаемые человеком в ходе этого процесса, и открывающиеся перед ним возможности применения этих знаний и навыков в жизни. Самообучение является реальным способом преуспеть, получить возможность карьерного роста, смены профессии. Разнообразие источников информации и инструментов для обучения делают самостоятельное обучение доступным вариантом саморазвития, реализовать которое человек может в любое удобное для него время и в любом месте. Поскольку этот процесс полностью осуществляется самостоятельно, человек приобретает возможность не только учиться в удобном для него темпе, но и отклоняться от первоначальных целей, пересматривать траекторию собственного развития, адаптировать ее к меняющимся интересам и учебным потребностям.

К неоспоримым преимуществам самоуправляемого обучения относится развитие мягких навыков, например, навыков решения проблем, поскольку человеку приходится самостоятельно принимать решения относительно лучшего способа изучения интересующего его предмета. Самообучение воспитывает упорство и настойчивость, способность преодолевать трудности. Для личностного и профессионального развития большое значение имеет умение находить источники для самомотивации, проявлять инициативу для достижения поставленных целей. Работа над собой, умение сохранять позитивный настрой развивают эмоциональный интеллект, который позволяет человеку анализировать, идентифицировать и управлять своими чувствами и эмоциями. Оптимистичный настрой помогает преодолевать трудности, повышает уверенность в себе и в своих силах. Поскольку независимое обучение неизбежно предполагает совершение ошибок, умение не бояться их допускать наряду с умением учиться на собственных ошибках формируют устойчивость и целеустремленность. На пути к достижению цели может появиться чувство разочарования и неудовлетворенности собой, в связи с этим крайне важным становится умение ставить перед собой достижимые, реалистичные цели, разбивая их на более мелкие, посильные шаги. Таким образом, человек приобретает и совершенствует навык планирования и прогнозирования возможных неудач, а заблаговременная готовность к ним помогает сохранить концентрацию и мотивацию, развивая при этом такое важное качество, как стрессоустойчивость. Нельзя не упомянуть и о том, что самостоятельное обучение, предоставляя человеку различные варианты доступа к информации, позволяют ему не только выбрать тот, который максимально полно соответствует его стилю обучения, но и освоить иные стили, оценить их преимущества и, возможно, расширить представление о собственных возможностях. Стремление к самосовершенствованию оказывает положительное влияние и на психическое здоровье, повышает удовлетворенность жизнью и в целом делает человека более счастливым.

Задачей современного преподавателя является формирование готовности студентов к самостоятельному решению учебных, научных, общественных и иных задач, творческому и критическому мышлению, систематическому самостоятельному обновлению знаний, приобретению новых умений и навыков с целью их применения на практике. Развитие интереса студентов к самостоятельному обучению, осознание важности постоянного самосовершенствования, расширение знаний о преимуществах саморазвития и его влиянии на построение карьеры и достижение успеха, как в профессиональной, так и в личной сферах жизни, позволит подготовить их к обучению на протяжении всей жизни. Рассмотрим некоторые направления деятельности педагога для развития у студентов навыков самостоятельного обучения, которые могут быть реализованы при работе над проектами, при выполнении курсовых и научно-исследовательских работ. Что именно может сделать преподаватель для того, чтобы подготовить студентов к саморегулируемому обучению?

Предоставление большей самостоятельности. Обучающимся должна быть дана свобода при выборе тем для исследования, в том числе при определении его цели и средств ее достижения, используемых информационных ресурсов и способов представления полученных результатов. Составление опросника, с помощью которого обучающиеся будут анализировать и оценивать свой прогресс, позволит развивать рефлексивные навыки. Студентам может быть предложено с определенной регулярностью в ходе самостоятельной работы отвечать на ряд вопросов с целью ее критического осмысления, осуществления самооценки и самоконтроля, например:

- Какая была поставлена цель?

- Удалось ли ее достичь в установленное для этого время?

- Если нет, что препятствовало?

- Какие существуют возможности для устранения этих препятствий?

- Можно ли достичь поставленной цели иными способами?

- Какова степень удовлетворенности полученным результатом?

- Какими способами был получен результат?

- Какие новые проблемы и вопросы были выявлены в ходе работы?

- Следует ли рассматривать их как новые цели?

- Не утрачен ли интерес к поставленной цели?

- Существует ли необходимость в корректировке цели?

- Корректен ли способ отбора информации?

- Достаточно ли собрано информации по теме?

- В состоянии ли обучающийся самостоятельно оценить полученный результат, выявить проблемы?

- Каковы критерии оценки результата работы над темой?

- Приносит ли удовольствие и удовлетворение самостоятельная работа?

- Влияет ли самостоятельная работа на самовосприятие, повышает ли самооценку и чувство уверенности в собственных силах?

- Влияет ли самостоятельная работа на академическую успеваемость?

- Как работа над темой помогает в развитии навыков самостоятельного обучения?

Приведенный перечень вопросов не является исчерпывающим, содержание опросника может варьироваться в зависимости от множества факторов, в том числе с учетом курса обучения, уровня подготовки студентов и т.д. Однако опросник позволяет обучающимся развивать навыки самонаблюдения, а преподавателю - своевременно выявлять проблемы, которые возникают у студентов в ходе самостоятельной работы, и оперативно на них реагировать. К наиболее типичным из проблем относятся недостаточно развитые навыки поиска, отбора и проверки достоверности информации, недостаточная самодисциплина, низкий уровень навыков планирования, частичная утрата мотивации, угасание интереса к

На основе ответов, данных студентами на поставленные преподавателем вопросы, педагог может корректировать их самостоятельную деятельность, активизировать творческую ее составляющую, определять новые средства для формирования учебной самостоятельности, иллюстрировать эффективные способы самостоятельного получения знаний, воздействовать на мотивационный аспект самостоятельной работы обучающихся.

Таким образом, к приоритетным направлениям, по которым педагогам следует активизировать свою деятельность, следует отнести проработку базовых компонентов основных этапов самоуправляемого обучения, обеспечивающих успешность самостоятельной познавательной деятельности, а именно:

- повышение готовности обучающихся к самостоятельному приобретению знаний;

- расширение ответственности за результаты обучения;

- определение собственных учебных потребностей и грамотная постановка целей;

- практическое овладение необходимыми для достижения этих целей инструментами и навыками;

- организация непосредственно самого процесса самостоятельного обучения;

- оценка его результатов на основе самоконтроля и самоанализа;

- укрепление уверенности в себе, повышение мотивации и самооценки [1].

Выводы. Самостоятельное обучение сегодня рассматривается как необходимое условие успешности человека, как в профессиональном, так и в личном плане. Наличие навыков самоуправляемого обучения является залогом эффективной самореализации. Самостоятельная работа обучающихся, являясь неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса, должна быть направлена не только на формирование предметных знаний, развитие профессиональных компетенций, но и на совершенствование навыков саморегулируемого обучения, являющегося основой обучения на протяжении всей жизни.

Аннотация. Навык управления собственной познавательной деятельностью рассматривается сегодня как залог успеха в личностном и профессиональном развитии. В современном информационном обществе способность определять дефициты знаний, идентифицировать собственные потребности в обучении и самостоятельно их удовлетворять приобретает особое значение. В статье рассматриваются некоторые направления деятельности преподавателя, направленные на совершенствование навыков самостоятельной познавательной деятельности обучающихся и подготовку к обучению на протяжении всей жизни.

Ключевые слова: самостоятельное обучение; обучение на протяжении всей жизни; самореализация; учебный процесс; роль преподавателя; творческое мышление.

Annotation. The skill of managing one's own cognitive activity is considered today as the key to success in personal and professional development. In today's information society, the ability to identify knowledge deficits and learning needs and to meet them on one's own acquires special importance. The article considers some areas of activity of a teacher, aimed at improving the skills of independent cognitive activity of students and their readiness for learning throughout life.

Key words: independent learning; lifelong learning; self-realization; learning process; role of a teacher; creative thinking.

Литература:

1. Малкова, T.B. Навык управления самостоятельной познавательной деятельностью как залог успеха в личностном и профессиональном развитии / Т.В. Малкова // Педагогический вестник. - 2023. - № 27. - С. 58-60

2. Пугачева, С.А. Роль самостоятельности в подготовке обучающихся к самообразовании / С.А. Пугачева // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2023. - № 2. - С. 106-108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.