Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА'

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / САМОРАЗВИТИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаранина Р. М., Фомин И. В.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью подготовки компетентного специалиста, способного к реализации профессиональной деятельности в условиях трансформации общества. Раскрыты аспекты успешной реализации поэтапных самостоятельных действий, составляющих всю сущность самостоятельной работы, организация и управление которой требуют гибкого подхода к планированию и наполнению ее содержания. Обоснован комплекс оптимальных педагогических условий, создаваемых для актуализации познавательной активности и самостоятельности студентов в учебной деятельности, формирование значимых профессионально-личностных качеств, раскрытие, приращение и развитие личностного потенциала обучающегося. Раскрыта сущность процесса саморазвития, движущей силой которого выступает противоречие между новыми потребностями, возникающими в процессе самостоятельной учебной деятельности, и открывающимися новыми возможностями для их удовлетворения, между возникающими новыми требованиями к уровню развития и имеющимися знаниями и навыками. Доказано, что осознанный и самоуправляемый процесс саморазвития направлен на воспитание культуры самостоятельной деятельности и реализуется с опорой на собственные личностные ресурсы, собственный опыт, адекватную самооценку, на готовность и умение использовать существующие средства и способы достижения поставленной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаранина Р. М., Фомин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES IN ORGANIZATION INDEPENDENT WORK AS A MEANS OF DEVELOPING THE STUDENT'S PERSONAL POTENTIAL

The relevance of the article is due to the need to train a competent specialist capable of implementing professional activities in the conditions of transformation of society. The aspects of the successful implementation of step-by-step independent actions, which constitute the whole essence of independent work, the organization and management of which require a flexible approach to planning and filling its content, are revealed. The complex of optimal pedagogical conditions created for the actualization of cognitive activity and independence of students in educational activities, the formation of significant professional and personal qualities, disclosure, increment and development of the student's personal potential is substantiated. The essence of the process of self-development is revealed, the driving force of which is the contradiction between new needs arising in the process of independent educational activity and new opportunities opening up to meet them, between emerging new requirements for the level of development and existing knowledge and skills. It is proved that the conscious and self-controlled process of self-development is aimed at fostering a culture of independent activity and is implemented based on one's own personal resources, one's own experience, adequate self-evaluation, readiness and ability to use existing means and ways to achieve the goal.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА»

УДК 378

Вопросы организации самостоятельной работы как средства развития личностного потенциала студента

Issues in organization independent work as a means of developing the student's personal potential

Гаранина Р.М., Самарский государственный медицинский университет,

CorolevaAnna@yandex. ru

Фомин И.В., Самарский государственный медицинский университет, Kaplya464@mail.ru

Garanina R., Samara State Medical University, CorolevaAnna@yandex.ru

Fomin I., Samara State Medical University, Kaplya464@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.011

Ключевые слова: самостоятельность, самостоятельная работа студентов, познавательная активность, личностный потенциал, саморазвитие, самоорганизация, субъектная позиция.

Keywords: independence, independent work of students, cognitive activity, personal potential, self-development, self-organization, subjective position.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью подготовки компетентного специалиста, способного к реализации профессиональной деятельности в условиях трансформации общества. Раскрыты аспекты успешной реализации поэтапных самостоятельных действий, составляющих всю сущность самостоятельной работы, организация и управление которой требуют гибкого подхода к планированию и наполнению ее содержания. Обоснован комплекс оптимальных педагогических условий, создаваемых для актуализации познавательной активности и самостоятельности студентов в учебной деятельности, формирование значимых профессионально-личностных качеств, раскрытие, приращение и развитие личностного потенциала обучающегося. Раскрыта сущность процесса саморазвития, движущей силой которого выступает противоречие между новыми потребностями, возникающими в процессе самостоятельной учебной деятельности, и открывающимися новыми возможностями для их удовлетворения, между возникающими новыми требованиями к уровню развития и имеющимися знаниями и навыками. Доказано, что осознанный и самоуправляемый процесс саморазвития направлен на воспитание культуры самостоятельной деятельности и реализуется с опорой на собственные личностные ресурсы, собственный опыт, адекватную самооценку, на готовность и умение использовать существующие средства и способы достижения поставленной цели.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to train a competent specialist capable of implementing professional activities in the conditions of transformation of society. The aspects of the successful implementation of step-by-step independent actions, which constitute the whole essence of independent work, the organization and management of which require a flexible approach to planning and filling its content, are revealed. The complex of optimal pedagogical conditions created for the actualization of cognitive activity and independence of students in educational activities, the formation of significant professional and personal qualities, disclosure, increment and development of the student's personal potential is substantiated. The essence of the process of self-development is revealed, the driving force of which is the contradiction between new needs arising in the process of independent educational activity and new opportunities opening up to meet them, between emerging new requirements for the level of development and existing knowledge and skills. It is proved that the conscious and self-controlled process of self-development is aimed at fostering a culture of independent activity and is implemented based on one's own personal resources, one's own experience, adequate self-evaluation, readiness and ability to use existing means and ways to achieve the goal.

Введение. Трансформация медицинского актуализация технологического аспекта

образования, его цифровизация, дифференциация, современной парадигмы образования диктуют

необходимость выработки принципиально новых компетенций, внедрения в учебный процесс новых технологий: образовательных,

медицинских, цифровых, информационно-коммуникационных, проектных технологий и технологий исследовательской деятельности.

В условиях цифровой трансформации экономики, промышленного производства, образования, медицинской науки и практического здравоохранения важной задачей педагогического коллектива становится развитие

интеллектуальной, творчески мыслящей, креативной личности, готовой и способной к решению разноплановых задач и принятию ответственных решений, формирование будущего специалиста с новым типом мышления: инновационным, системным, глобальным и нестандартным, способного к самообучению, самообразованию, саморазвитию и

самореализации в профессиональном сообществе.

Подготовка компетентного специалиста, способного реализовать свой потенциал (знания, умения, личностные качества) в области здравоохранения, профессиональное и общекультурное развитие специалиста нового типа, обладающего системным

профессиональным мышлением, владеющего динамично развивающимися и постоянно обновляющимися компетенциями, способного к осуществлению профессиональной деятельности в новых условиях - главная задача, решение которой следует проводить системно и комплексно, с учетом всего потенциала образовательной системы и ее специфики, заключающейся в рациональном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов.

Умение самостоятельно добывать знания, применять их на практике, высокая самомотивация, способность мобилизовать собственные личностные ресурсы для самообучения и самообразования, выстраивать траекторию собственного поступательного движения в поле образовательной, а затем и профессиональной деятельности, - все это в совокупности отвечает требованиям

современного образования и отражает сформированность субъектной позиции студента, непременными атрибутами которой мы считаем способности к самостоятельному и осознанному целеполаганию, саморазвитию, творческому самовыражению, самоорганизации,

самомониторингу, адекватной самооценке своей деятельности, а также готовность к самореализации учебной и учебно-исследовательской деятельности.

«В процессе самостоятельной работы для

студентов создается возможность для реализации выдвигаемых ими инициатив, проявления творческого начала; поддерживается и развивается их познавательная активность и познавательная самостоятельность, возрастает и стимулируется мотивация, а это является одним из значимых педагогических условий формирования субъектной позиции студентов» [7, с.49].

Многие знают, что такое самостоятельная работа, понимают цели самостоятельной работы, моделируют ее структуру и результат, однако сегодня нет единого понимания полного цикла того, как должна происходить организация самостоятельной работы, как организовать ее динамичный мониторинг, актуализировать обратную связь со студентом. Вместе с тем лишь немногие представляют и понимают, как именно можно обеспечить качественный результат этого процесса в реалиях сегодняшнего дня, в условиях принципиальной новой информационной образовательной среды, цифровизации образования, его стремительной технологизации.

Самостоятельную работу можно

рассматривать, с одной стороны, как деятельность, закономерным результатом которой становятся: формирование ключевых компетенций, мотивированное приобретение, рациональное усвоение и углубление знаний, осознанное стремление к постижению основ профессионального мастерства еще на этапе обучения в вузе.

С другой стороны, самостоятельная работа формирует в структуре личности самостоятельность, ответственность, способность к самостоятельному целеполаганию, поэтому она является движущим фактором развития самой личности и ее субъектной направленности. Именно в процессе самостоятельной работы проявляется творческая мотивация студента, индивидуализация стиля учебной и учебно-исследовательской деятельности, такие значимые личностные качества будущего врача, как способность к самоактуализации,

самоорганизации, самостоятельному выполнению исследовательских задач, самоконтролю, самоуправлению, саморазвитию [8, с.46].

В структуре самостоятельности особое значение имеет внутреннее самодвижение (внутренние процессы, самопроцессы), определяющее направление, содержание, результативность и эффективность

самостоятельной деятельности студента, среди которых - внутренняя мотивация, самомобилизация для выполнения собственных целевых установок, волевое усилие, потребность

в самообучении, самообразовании и саморазвитии, приращение личностного потенциала, самопрезентация достижений. «Самостоятельность студентов в процессе обучения необходима, поскольку призвана обеспечить осуществление одного из важнейших принципов педагогики высшей школы -принципа сознательности» [2, с.14].

Самостоятельная работа студента, как правило, невозможна без самоорганизации познавательной деятельности, без проявления такого свойства личности как познавательная активность. Успешность реализации поэтапных самостоятельных действий, составляющих всю сущность самостоятельной работы, зависит от личностных качеств студента, глубины развития познавательного интереса, интеллектуальных способностей, освоенных компетенций, сформированности профессиональной

направленности и выражается в способности к решению задач исследовательского уровня.

В деятельностном определении

самостоятельная работа - это самоорганизуемая, саморегулируемая и самонаправляемая, актуализируемая внутренними познавательными мотивами, самостоятельно контролируемая по результату деятельность на основе системного управления ею со стороны преподавателя [8, с.47].

При выполнении самостоятельной работы актуализируется саморазвитие личности студента; движущей силой саморазвития выступает противоречие между новыми потребностями, возникающими в процессе учебной деятельности, и открывающимися новыми возможностями для их удовлетворения, между возникающими новыми требованиями к уровню развития и имеющимися знаниями и навыками.

Понятие «саморазвитие личности» изучали многие отечественные и зарубежные исследователи: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.

Л.С. Выготский считает саморазвитие неотъемлемой частью жизни [6, с.78], В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев описывают саморазвитие как фундаментальную способность человека к формированию субъектности, превращению собственной жизнедеятельности в авторскую самопреобразующую деятельность, в процессе которой он становится творцом практического самопреобразования [10, с.159], а в толковом словаре русского языка С.А. Кузнецова саморазвитие трактуется как развитие посредством собственных усилий, без

воздействия и влияния каких-либо внешних сил [5, с.872].

Саморазвитие является процессом самоосознанным, реализуемым исключительно с опорой на собственные личностные ресурсы, собственный опыт, самооценку своих сильных и слабых сторон, на готовность и умение использовать существующие средства и способы достижения поставленной цели, на перспективу развития сильных сторон и лучших качеств и управление слабыми сторонами [9, с.48].

Процесс организации самостоятельной работы в зависимости от ее целевого и функционального назначения, требует гибкого подхода к планированию и наполнению ее содержания, при котором особую ценность и значимость приобретает воспитание культуры самостоятельной деятельности. Являясь наиболее оптимальным средством обучения и развития, самостоятельная деятельность студентов включает в себя и самостоятельный поиск необходимой информации, и участие в проектной деятельности, и самостоятельное наполнение и формирование учебного кейса. Основные достижения презентуются в виде устных докладов или видеопрезентаций, а важным результатом становится актуализация процессов мотивации и воспитание потребности к самостоятельному приобретению знаний и их применению на практике. «Ценность таких знаний заключается в том, что, будучи самостоятельно открытыми и осмысленными самими студентами, они становятся более устойчивыми, а если со временем и забываются или теряют свою значимость, то при необходимости легче и быстрее восстанавливаются и обновляются» [1, с.93].

Понятие самостоятельной работы соотносится с ролевой функцией преподавателя, как организатора процесса самостоятельной деятельности обучающегося; как куратора, ведущего постоянный мониторинг и контроль этого процесса и оказывающего содействие развитию познавательных интересов студента. Живая заинтересованность педагога в успешной учебной деятельности студента, в сотрудничестве и сотворчестве, творческий настрой преподавателя нередко становятся

определяющими в развитии познавательной инициативы и творческой активности студента [4, с.12].

Материалы и методы исследования. В основе продуктивной организации самостоятельной работы лежит эффективный педагогический менеджмент, направленный на реализацию принципов системного и индивидуального

подходов, а также принцип постепенного и постоянного усложнения форм и содержания самостоятельной деятельности обучающегося.

Основной задачей нашего исследования мы наметили изучение особенностей

самостоятельной работы студента как средства саморазвития его личностного потенциала.

В ходе исследования мы произвели выборку респондентов - студентов-первокурсников институтов клинической медицины, педиатрии и профилактической медицины; посредством наблюдений, опросов, анкетирования выявили наиболее важные качества, актуализирующие сущность самостоятельной работы студента и придающие ей субъектный характер и провели анализ результатов экспериментальной работы.

Важным элементом педагогического менеджмента, по нашему мнению, являются оптимальные педагогические условия, реализация которых способствует активизации

познавательной активности, самостоятельности студентов в учебной деятельности, формированию значимых профессионально-личностных качеств, раскрытию и развитию личностного потенциала обучающегося.

Для проверки гипотезы был использован комплекс разнообразных методов, взаимно дополняющих друг друга и обеспечивающих релевантность исследования:

- теоретические - анализ литературы, материалов самостоятельных и контрольных работ, результатов тестирования; изучение, анализ и обобщение данных педагогического исследования, педагогического опыта;

- эмпирические - наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, изучение результатов учебной деятельности студентов (тесты, контрольные работы), а также методы математической статистики.

Оценка эффективности самостоятельной работы студентов производилась посредством использования следующих критериев:

- уровень развития самостоятельности студента - как показатель мотивированности, компетентности и мобильности будущего специалиста;

- уровень самостоятельности студента в деятельности - как показатель способности к самоорганизации, саморегуляции и самоуправлению.

Реализуя основной замысел нашего исследования, мы предлагали студентам решение индивидуальных тестовых заданий и кейсов профессиональной направленности по курсу медицинской химии. В поисках ответов студенты активно включались в поисковую деятельность,

используя не только учебную литературу, но и научную, а также знакомились с монографиями, справочниками, находили правильные ответы и решения. Задания выдавались в начале изучения курса, обговаривались сроки выполнения заданий (обычно 2 недели или месяц), периодически обсуждались промежуточные результаты, формировался отчет, готовилась презентация. В целях контроля качества были даны рекомендации по поиску первоисточников, совместно просматривались диаграммы, таблицы, при необходимости вносились коррективы, оказывалось содействие в формулировании выводов.

В ходе реализации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентам предоставлялась возможность самостоятельного и более детального изучения основных разделов химии, особенностей протекания химических процессов в живых организмах, познание междисциплинарных связей в медицинском образовании, интеграция которых позволяет обеспечить более осознанное и глубокое понимание основ жизнедеятельности организма человека.

Критериями оценки ответа мы выбирали полноту и правильность представленных на проверку материалов в виде письменных отчетов, резюме, реферата, задач профессиональной направленности, мини-кейсов, докладов на студенческой научной конференции, умение логично, кратко и аргументировано формулировать собственное мнение, делать выводы, выражать субъектное отношение к обсуждаемым вопросам, публично презентовать свои достижения.

Для изучения мнения студентов о роли и значении таких личностных качеств, как самостоятельность и самоорганизация, мы провели опрос студентов. Выборка ставила 92 человека - студенты первого курса институтов клинической медицины, педиатрии и профилактической медицины, в возрасте от 18 до 19 лет.

В числе вопросов, адресованных студентам, были следующие: «Как вы понимаете самостоятельную работу?», «Умеете ли вы самостоятельно работать?», «Самостоятельны ли вы в принятии решений?», «От каких факторов зависит успешность самостоятельной работы?» и другие. Респондентам предлагалось несколько вариантов ответов, а также была предоставлена возможность самостоятельных ответов и выводов. Анализ и обобщение результатов опроса позволили выяснить отношение студентов к смысловому содержанию понятий

«самостоятельность», самостоятельная работа», «самоорганизация», «саморегуляция», понимание роли активности и самостоятельности в самостоятельной деятельности и т.д.

Результаты исследования. Выяснилось, что выполнение самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня самостоятельности (98,9% опрошенных), сознательности (38,04% опрошенных), рефлексивности (26,1%), самодисциплины (81,5%), личной

ответственности (84,8%). Респонденты считают, что самостоятельная работа доставляет студенту удовлетворение как процесс самоактуализации (обозначить себя, свою познавательную активность, 40,2%), саморегуляции (способность контролировать и направлять себя, 39,1%), самопознания (способность к самомониторингу, самооценке и самоанализу, 31,5%), саморазвития (самосравнение и самооценка личностного потенциала, 30,4%) и самосовершенствования (постоянно обновляющиеся установки на

Мониторинг самостоятельной работы, см. таблицу 1, рисунок 1, показал, что у студентов вырабатывалось позитивное отношение к учебно-познавательной деятельности (у 46,74% респондентов); отчетливо проявлялось желание и умение планировать свой личностный рост (у 23,91%), формировалось осознание и понимание перспектив развития своего личностного потенциала (17,39%), готовность к совершенствованию личностно-

профессиональных качеств (61,96%), стремление к проявлению активности и мобильности для достижения целей самостоятельной работы (70,65%), готовность решать вопросы личностного саморазвития (47,83%).

В процессе исследования у нас появилась возможность оценить перспективность работы над созданием оптимальных педагогических условий, реализация которых подразумевает актуализацию познавательной активности и самостоятельности студентов в учебной деятельности, формирование значимых профессионально-личностных качеств,

достижение личных результатов, 25%).

Среди наиболее важных качеств, способных влиять на результативность самостоятельной работы, студенты отметили мобильность (46,7% респондентов), познавательную активность (66,3%), коммуникативность (84,8%), организованность (77,2%), личную

ответственность (93,5%). Важными качествами были названы трудолюбие (96,7%), умение работать с базовыми программами Microsoft Office (97,8%), графическими редакторами, навыки работы в сети Интернет и т.д.

В ходе экспериментального исследования было отмечено, см. таблицу 1, рисунок 1, что в процессе выполнения самостоятельной работы у студента происходила актуализация и активация процессов самомотивации (рост на 34,78% по сравнению со стартовыми данными), саморегуляции (рост на 11,96%), самореализации (прирост - на 36,96%), повышение качества обучения (рост составил 31,52%).

раскрытие, приращение и развитие личностного потенциала обучающегося.

Предложенные условия положительно повлияли на координацию и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, на совершенствование процесса организации самостоятельной работы студента, на повышение эффективности движения обучающегося по пути их личностного развития посредством раскрытия творческого потенциала с непременными атрибутами осмысления и понимания ценности знаний и умений для приобретения основ профессионального мастерства [8, с.47].

Педагогическими условиями,

обеспечивающими оптимальную организацию самостоятельной работы, оптимизирующими развитие самостоятельности и способствующими приращению и развитию личностного потенциала студента, были признаны следующие: организационно-педагогические (ориентация образовательного процесса на профессиональные знания, направленность на формирование профессионально-личностных качеств

Таблица 1. - Сводные результаты опытно-экспериментальной работы по развитию личностных качеств

Личное качество или достижение Количество студентов с Приращение личностного качества

(категория) положительной динамикой (свойства, способности), в %

Самомотивация 32 34,78

Саморегуляция 11 11,96

Самореализация 34 36,96

Повышение качества обучения 29 31,52

Позитивное отношение к учебе 43 46,74

Активность и мобильность 65 70,65

Стремление к саморазвитию 44 47,83

обучающихся, педагогическое руководство самостоятельной работой студентов,

сотрудничество и сотворчество), дидактико-технологические (организация самостоятельной работы студентов с применением кейс-технологий, метода проектов, методов поисковой деятельности, основ информационной

технологии), психолого-педагогические

(обеспечение готовности студента к самостоятельности, творческому самовыражению самореализации, формирование субъектной позиции будущего специалиста в процессе самостоятельной практической деятельности).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

с/

¿г

□ Количество студентов с положительной динамикой

4?

«Г

Г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Приращение личностного качества (свойства, способности), в %

✓ ^ у /

с

Ж

Рисунок 1. -Оценка положительной динамики показателей приращения личностного потенциала

Полагаем, что активная познавательная деятельность студента, основным результатом которой становится раскрытие и приращение личностного потенциала, развитие творческих способностей, умение самостоятельно добывать знания, может детерминироваться как самостоятельная работа, в процессе которой происходит формирование рефлексивного мышления, развитие интеллектуальных, исследовательских, аналитических,

рефлексивных и коммуникативных способностей обучающегося.

Эффективность самостоятельной работы увеличивается, если субъект-субъектное взаимодействие выстраивается в форме постоянного сотрудничества, «сотворчества» и диалога преподавателей и студентов в образовательном процессе. К сожалению, без организующей и контролирующей роли преподавателя самостоятельная работа у студентов-первокурсников вызывает

значительные затруднения. Им сложно определиться с направлением, темой и целью работы, они не владеют методами исследования, навыками работы с научной литературой, испытывают сложности с анализом, обобщением и систематизацией данных исследования, определенный аспект вносят также процессы адаптации и социализации в образовательном пространстве вуза.

Заключение. Проведенное нами исследование не исчерпывает весь круг возможностей, связанных с организацией самостоятельной работы, актуализацией мотивационных усилий, развитием познавательных способностей, формированием профессионально значимых личностных качеств. Нами установлено, что закономерным результатом опыта

самостоятельной деятельности становятся: мотивированное приобретение, рациональное усвоение и углубление знаний, формирование ключевых компетенций, постижение основ

профессионального мастерства еще на этапе вузовского образования.

Формирование в структуре личности студента творческой мотивации, самостоятельности, ответственности, способность к

самостоятельному целеполаганию,

самоорганизации также происходит в процессе самостоятельной деятельности. Являясь средством вовлечения студента в активную познавательную деятельность, самостоятельная работа становится эффективной при реализации комплекса педагогических условий,

направленных на воспитание компетентного специалиста, способного к творческому решению профессиональных задач, готового к непрерывному пополнению своих знаний, генерации новых идей и успешному внедрению их в практику.

В ходе исследования нами раскрыты аспекты успешной реализации поэтапных

самостоятельных действий, составляющих всю сущность самостоятельной работы, организация и управление которой требуют гибкого подхода к планированию и наполнению ее содержания. Обоснован комплекс оптимальных

педагогических условий, создаваемых для актуализации познавательной активности, развития самостоятельности студентов в учебной деятельности, формирование значимых профессионально-личностных качеств,

способствующих раскрытию, приращению и развитию личностного потенциала

обучающегося.

Для повышения эффективности организации самостоятельной работы (как движущего фактора развития личности обучающегося) мы рассматривали ее как средство индивидуализации стиля учебной, учебно-профессиональной и учебно-исследовательской деятельности,

формирования способности к самоактуализации, самоорганизации, саморазвитию,

самоуправлению, самоконтролю, адекватной самооценке и других значимых личностных

качеств будущего врача.

Проведенное исследование позволило выявить сущность процесса саморазвития, движущей силой которого выступает противоречие между новыми потребностями, возникающими в процессе самостоятельной учебной деятельности, и открывающимися новыми возможностями для их удовлетворения, между возникающими новыми требованиями к уровню развития и имеющимися знаниями и навыками.

Доказано, что осознанный и самоуправляемый процесс саморазвития направлен на воспитание культуры самостоятельной деятельности и реализуется с опорой на собственные личностные ресурсы, собственный опыт, адекватную самооценку, на готовность и умение использовать существующие средства и способы достижения поставленной цели.

Практическая значимость статьи заключается в обосновании оптимизации процесса самостоятельной работы студентов как средства саморазвития его личностного потенциала, актуализации способов и форме ее организации, возможности анализа индивидуальных результатов работы каждого педагога по развитию личностных качеств обучающегося.

В ходе решения поставленной проблемы было установлено, что основное назначение самостоятельной работы, как наиболее оптимального средства развития и приращения личностного потенциала, заключается как в реализации потребности личности в самообразовании, самоорганизации и самореализации, содействии обучающемуся в формировании его субъектной позиции, так и в воспитании будущего специалиста нового типа, обладающего широким кругозором,

инновационным мышлением, высокой квалификацией, способного к созидательной деятельности в условиях трансформации общества.

1. Амиров А.Ф. Разработка и реализация подходов к эффективному решению обучающимися медицинского вуза познавательных и профессиональных проблем / А.Ф. Амиров // Казанский педагогический журнал. - 2022. - №1. - С. 91-97. DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.011.

2. Амиров А.Ф., Аввакумова Н.П. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: учебно-методическое пособие для преподавателей / А.Ф. Амиров, Н.П. Аввакумова, Р.М.

Гаранина, А.А. Гаранин. - Самара: ООО «Офорт», 2012. - 101 с.

3. Амиров А.Ф., Хусаинова А.А. Организация самостоятельной работы студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС / А.Ф. Амиров, А.А. Хусаинова // Вестник ПГП1У. - 2014. - № 2-2. - С. 182-187.

4. Бабошина Е.Б. Саморазвитие личности студента в образовательном пространстве вуза: учебное пособие / Е.Б. Бабошина. - Курган: Изд-во КГУ, 2004. - 162с.

5. Большой толковый словарь русского языка; сост., гл. ред. канд. филол. наук С.А. Кузнецов. -Санкт-Петербург: Норинт, 1998. - 1534 с.

6. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.

7. Гаранина Р.М. Комплексная реализация педагогических условий формирования субъектной позиции студента в пространстве самостоятельной работы. Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 2(31). - С. 45-51. DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0009.

1. Amirov A.F. Development and implementation of approaches to the effective solution of cognitive and professional problems by students of a medical university / A.F. Amirov // Kazan Pedagogical Journal. - 2022. - № 1. -P. 91-97. DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.011.

2. Amirov A.F., Avvakumova N.P. Organization of independent work of students in a medical university: teaching aid for teachers / A.F. Amirov, N.P. Avvakumova, R.M. Garanina, A.A. Garanin. - Samara: OOO "Ofort", 2012. - 101 p.

3. Amirov A.F., Khusainova A.A. Organization of independent work of students of medical educational institutions of higher education based on the requirements of the Federal State Educational Standard / A.F. Amirov, A.A. Khusainova // Bulletin of PSGPU. - 2014. - № 2-2. -P. 182-187.

4. Baboshina E.B. Self-development of the student's personality in the educational space of the university: study guide / E.B. Baboshina. - Kurgan: Publishing house of KGU, 2004. - 162 p.

5. Large explanatory dictionary of the Russian language; comp., ch. ed. cand. philol. sciences S.A. Kuznetsov. - St. Petersburg: Norint, 1998. - 1534 p.

8. Гаранина Р.М. Самостоятельная работа -средство развития потенциала студента / Р.М. Гаранина // ALMA MATER (Вестник высшей школы). - 2012. - № 1. - С. 46-48.

9. Зонис М.М., Казин Ф.А. Жизненная навигация: технологии саморазвития личности студента в процессе обучения в вузе / М.М. Зонис, Ф.А. Казин, А.Л. Мальчукова, Е.В. Оленина, А.Г. Причисленко. -СПб: Университет ИТМО, 2016. - 109 с.

10. Слободчиков В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие / В.И. Слободчиков. -Москва: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 395 с.

ces:

6. Vygotsky L.S. Psychology of human development / L.S. Vygotsky. - M.: Publishing House of Meaning; Eksmo Publishing House, 2005. - 1136 p.

7. Garanina R.M. Comprehensive implementation of the pedagogical conditions for the formation of the student's subjective position in the space of independent work. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. -2020. - T. 9. - № 2 (31). - P. 45-51. DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0009.

8. Garanina R.M. Independent work as a means of developing the student's potential / R.M. Garanina // ALMA MATER (Bulletin of higher education). - 2012. -№ 1. - P. 46-48.

9. Zonis M.M., Kazin F.A. Life navigation: technologies of self-development of the student's personality in the process of learning at the university / M.M. Zonis, F.A. Kazin, A.L. Malchukova, E.V. Olenina, A.G. Prichischenko. - St. Petersburg: ITMO University, 2016. - 109 p.

10. Slobodchikov V.I. Psychology of human development. Development of subjective reality in ontogeny: textbook / V.I. Slobodchikov. - Moscow: PSTGU Publishing House, 2013. - 395 p.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Сведения об авторах:

Гаранина Резеда Мухаррамовна (г. Самара, Россия), кандидат педагогических наук, доцент

кафедры медицинской химии, Самарский государственный медицинский университет, e-mail: CorolevaAnna@yandex.ru

Фомин Игорь Викторович (г. Самара, Россия), кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры медицинской химии, Самарский государственный медицинский университет, e-mail: Kaplya464@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.