Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белолипецкая Софья Александровна

Данная статья посвящена теоретическому обоснованию проблемы развития мыслительной деятельности у детей школьного возраста с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР»



К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Белолипецкая Софья Александровна, МБОУ г. Мценска «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Мценск

E-mail: sofochka.bel@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена теоретическому обоснованию проблемы развития мыслительной деятельности у детей школьного возраста с ЗПР.

Ключевые слова: мыслительная деятельность, школьный возраст, задержка психического развития (ЗПР).

Начало школьного обучения связано с новым этапом в жизни ребёнка, ведущим видом деятельности которого становится учебная деятельность. Большая уравновешенность и подвижность нервных процессов помогает ребёнку перестраивать своё поведение в соответствии с изменившимися условиями, возросшими требованиями взрослых, что является важным для нового этапа жизни. Особое внимание в период школьного обучения требуется школьникам с трудностями обучения, к которым относятся дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно дети с задержкой психического развития (ЗПР). Задержка психического развития определяется как «пограничная» форма дизонтогенеза, характерной особенностью которого является парциальный характер поражений и замедленный темп созревания психических функций. Однако, дети данной категории являются наиболее интересным объектом исследований многих специалистов, что обусловлено значительные трудности их социальной адаптации, особенно в процессе школьного обучении. В отличие от умственно отсталых сверстников у детей с ЗПР при правильно построенной коррекционно-развивающей работе наблюдается положительная динамика в развитии.

В связи с введением инклюзивного образования дети с ОВЗ получили возможность обучаться с нормально развивающимися сверстниками в одном образовательном пространстве. Особый интерес в данной ситуации вызывают особенности мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР. Многие исследователи, такие как Сухарева Г.Е., Лебединский В.В., Лебединская К.С., Власова Т.А., Певзнер М.С., Мустаева Л.Г. отмечают своеобразие развития

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

мыслительной деятельности детей данной категории, так как общее психическое развития такого ребёнка может находиться на более ранней ступени, что создаёт определённые трудности уже в начальной школе.

Являясь сложным полиморфным нарушением, при котором отмечаются недостатки развития разных компонентов познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития и деятельности, задержка психического развития обусловлена диффузным поражением мозговых структур, что в отличие от умственной отсталости определяет благоприятный прогноз в процессе воспитания и обучения [5; 6]. Многие исследователи (Сухарева Г.Е., Лебединский В.В., Певзнер М.С., Власова Т.А., Лебединская К.С., Мустаева Л.Г.) определяют задержку психического развития как нарушения темпа нормального психического развития, проявляющееся в гетерохронности проявления отклонений, когда в одном случае на первый план выступает задержка развития эмоциональной сферы, а нарушения интеллектуальной сферы выражены не резко, в другом, наоборот, преобладает интеллектуальная недостаточность [3; 5; 7]. Полиморфная клиническая симптоматика, которая является характерной чертой развития большинства детей с ЗПР, проявляется в незрелости сложных форм поведения, недостатках мотивации и целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемо сти, пониженной работоспособности, энцефалопатических расстройствах [1; 3; 6]. Так, у одних детей страдает работоспособность, у других - произвольность в организации и регуляции деятельности, у третьих - мотивационный компонент деятельности.

Проблема развития мышления у детей младшего школьного возраста является центральной в специальной педагогике и психологии, потому что именно недостаточность интеллектуальной деятельности определяется как основная причина школьной неуспеваемости детей данной категории, что подтверждается в работах таких исследователей, как Лубовский В.И., Шевченко С.Г., Ульенкова У.В., Цимбалюк Н.А., Кузьмина Е.С., Рождественская Т.Н., Мачихина В.Ф., Стрекалова Г.А., Макарова О.А., Моргачёва Е.Н., Поливара З.В., Тищенко А.Н. [2; 3; 4; 5; 7]. В психолого-педагогических исследованиях отмечается неоднородность уровня мыслительной деятельности у детей с ЗПР, что подтверждается практическими данными. Некоторые дети (их небольшое число) выполняют задания на исследование мыслительной деятельности на довольно высоком уровне, и по результатам диагностики близки к нормально развивающимся сверстникам. Большая часть младших школьников данной категории получает невысокие баллы за выполненные задания, что определяет сниженную познавательную активность, отсутствие интереса и сосредоточенности при выполнении заданий, требующих наибольшей мыслительной активности, неумение контролировать свои действия, отсутствие ориентировки в задании, потребность в помощи со стороны взрослого [2; 3; 4; 5; 7]. Наиболее сильное отставание у детей с ЗПР в младшем школьном возрасте

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

наблюдается в процессе развития словесно-логического мышления, которое на данном возрастном этапе у детей с нормальным интеллектом становится ведущим [2; 6]. Это отставание также отмечается и в средних классах. Кузьмина Е.С., Рождественская Т.Н. отмечают, что мышление детей с ЗПР, в целом, характеризуется нарушениями операционной стороны мышления (недостатки операций анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования, классификации), непоследовательностью, конкретностью, инфантильностью и стереотипностью мышления, трудностями обоснования своего выбора [2]. Кроме того, при выполнении мыслительных задач дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию [2].

Данные особенности психического развития обусловливают трудности обучения школьников с ЗПР, что приводит к необходимости поиска обходных путей в процессе воспитания и обучения детей данной категории. Кроме этого различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР обусловливает потребность в разнообразии специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Это решается с помощью дифференциации образовательных программ для обучающихся с ЗПР, которая соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития.

Литература:

1. Булатова О.В., Кузьмина Н.А. К вопросу о развитии младших школьников с задержкой психического развития как субъектов учебной деятельности // Бизнес. Образование. Право. - 2011. - №4 (17) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eHbrary.m/item.asp?id=17753305

2. Кузьмина Е.С., Рождественская Т.Н. Особенности мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Цивилизация знаний: российские реалии: сб. трудов девятнадцатой межд. науч. конф., Москва, 20-21 апреля 2018 г. / Российский новый университет (Москва), 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/ item.asp?id=37325472

3. Макарова О.А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. - 2013. - №01 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aspektnyy-analizzaderzhki-psihicheskogo-razvitiya-v-otechestvennoypsihologii

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

4. Моргачёва Е.Н. Становление психолого-педагогического направления изучения проблемы задержки психического развития детей в контексте школьной неуспеваемости // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2015. - №4 (34) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^:// elibrary.ru/item.asp?id=25010015

5. Поливара З.В., Мамедова К.Б. Нейропсихологический аспект анализа школьных трудностей у детей с задержкой психического развития // Вестник Костромского государственного университета. - 2016. - №2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26622209

6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgosreestr.ru/registry/ primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obsh heobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-szaderzhkoj-psixicheskogo-razvitiya/

7. Тищенко А.Н. Возрастные особенности младшего школьного возраста детей с задержкой психического развития // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сб. трудов межр. науч. конф., Горно-Алтайск, 14 декабря 2017 г. / Горно-Алтайский государственный университет (Горно-Алтайск), 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32842699

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.