Научная статья на тему 'Индивидуальная коррекционная работа с младшими школьниками с задержкой психического развития'

Индивидуальная коррекционная работа с младшими школьниками с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1491
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лосева А. В.

Многоаспектность и многофакторность школьных трудностей у млад­ших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) позволяет специалистам по-разному определять значимость тех или иных факторов в возникновении трудностей у детей в процессе их обучения. Развитие индивидуальности учащегося с задержкой психического развития в условиях единообразия школьного образования серьезная психолого-педагогическая проблема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная коррекционная работа с младшими школьниками с задержкой психического развития»

тельности, при передаче связного содержания устанавливать постоянные пространственные отношения, согласовывать предметы по величине. Для передачи многообразия цветовой гаммы окружающего мира ребенок должен уметь дифференцированно использовать цвет в рисунке, для передачи характерных признаков предметов (пушистый, прозрачный, колючий и т.п.) дети должны хорошо усвоить различные способы работы кистью и красками.

Изображение фигур в движении позволяет снизить стереотипность. Само тематическое рисование, которое включает умение изображать не только предметы, но и людей, в движении и действиях, предоставляет дошкольникам максимальную возможность воспринимать, осознавать, чувствовать и изображать реальные повседневные ситуации. Овладение техникой рисования позволяет детям свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки содержанием которых будут предметы и явления окружающей действительности.

Таким образом, развитие эстетического восприятия к окружающей действительности, стремление выразить свои чувства и эмоции, мысли и настроение наиболее полно и продуктивно проявляется в тематическом рисовании. Вариативность тематики расширяет у детей представления об окружающей действительности, учит выделять красивые, радующие глаз компоненты окружающего мира, формирует умения обосновывать свой выбор и давать эстетическую оценку.

Список литературы:

1.Длугач Т.Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность. - М.: ИФ РАН, 2002. - С. 221.

2.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961. -С. 181.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Лосева A.B.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

Многоаспектность и многофакторность школьных трудностей у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) позволяет специалистам по-разному определять значимость тех или иных факторов в возникновении трудностей у детей в процессе их обучения.

* Старший преподаватель кафедры Специальной педагогики, психологии и предметных методик.

Развитие индивидуальности учащегося с задержкой психического развития в условиях единообразия школьного образования серьезная психолого-педагогическая проблема.

Существует множество педагогических и психологических исследований, доказывающих, что при обеспечении систематического индивидуального подхода к ребенку при изучении любого предмета можно получить гораздо более высокие учебные результаты.

Во-первых, принцип индивидуального подхода, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника.

Во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ученика.

В-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика [2].

Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения.

Индивидуализация обучения определяется как «организация процесса обучения» - любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся: 1) от минимальной модификации и групповом обучении до полностью независимого обучения; 2) варьирование форм, целей, методов обучения и учебного материала; 3) использование индивидуального обучения всем предметам, по части предметов, в отдельных частях учебного материала [3].

Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуально-дифференцированной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе [4].

В ходе эксперимента, проведенного в МОУ СОШ № 39 и МОУ СОШ № 112 г. Челябинска, были выявлены характерные особенности младших школьников с ЗПР:

- отставание в психическом развитии;

- несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту;

- снижение работоспособности;

- неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте);

- низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);

- недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения;

- отставание в развитии всех форм мышления (несформирован-ность основных мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения);

- снижение познавательной активности;

- отставание в речевом развитии (дефекты произношения, аграмма-тизм, ограниченность словаря);

- несформированность произвольной регуляции поведения;

- отсутствие или слабость учебной мотивации;

- специфические трудности в усвоении учебных предметов.

Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекци-

онно-развивающего обучения младших школьников с ЗПР в условиях общеобразовательной школы осуществлялась на основе принципов коррек-ционной педагогики и предполагала со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в психической деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального развития ребенка и обеспечивать создание личностно-развивающей среды, позволяющей реализовать познавательные резервы обучающихся.

Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока была систематической, комплексной, индивидуализированной.

Основные подходы, которые осуществлялись к организации учебно-воспитательного процесса для младших школьников с задержкой психического развития:

1. подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности;

2. приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР;

3. индивидуальный подход;

4. сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями;

5. повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных задании;

6. постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;

7. использование многократных указаний, упражнений;

8. проявление большого такта со стороны учителя;

9. использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы;

10. поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

11. использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций [1].

Каждому ребенку оказывалась индивидуальная помощь при выявлении пробелов в знаниях и восполнении их.

Основные задачи, решаемые на индивидуальных коррекционных занятиях:

- повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания;

- коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики;

- подготовка к восприятию трудных тем учебной программы;

- восполнение пробелов предшествующего обучения и др.

Работа на индивидуальных занятиях была направлена на общее развитие младших школьников с ЗПР, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей. Коррекционные занятия проводились с учащимися по мере выявления учителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом и педагогом-дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

В деятельность педагогов, работающих в условиях интегрированного обучения детей с ЗПР, входило:

1. Диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК, характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам и ориентировки в окружающем мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми; по возможности, проведение предварительной коррекционной работы.

2. Составление на основе диагностических данных коррекционного индивидуального образовательного маршрута ребенка:

- индивидуальная траектория образования в календарно-тематичес-ком, поурочном планировании;

- в планировании индивидуальных коррекционных занятий с педагогом.

3. Отслеживание динамики развития ребенка:

- регулярное изучение учащихся с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-раз-вивающей работы,

- фиксация динамики развития обучающихся с ЗПР в диагностических документах (дневник наблюдения, характеристика), плане коррекционных занятий с учётом усвоения учащимися образовательных программ.

При отсутствии положительной динамики развития детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения учащиеся в установленном порядке направлялись на ПМПК для решения вопроса о форме дальнейшего обучения;

4. Взаимодействие со специалистами и родителями:

- изучение педагогом класса, специалистами условий семейного воспитания детей с ЗПР и, как результат, выработка конкретных рекомендаций для родителей;

- знакомство специалистов с данными обследования и планом работы педагога, а педагога - с результатами диагностики и планами специалистов;

- предоставление родителям учащихся с ЗПР в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями, как со стороны учителя, так и специалистов;

- проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, педсоветов, семинаров по вопросам диагностики, коррекционного обучения, социальной адаптации учащихся с ЗПР, работе с их родителями;

- участие имеющихся узких специалистов образовательного учреждения (дефектологов, логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей) в работе методических объединений учителей, проведении родительских собраний;

- ведение педагогической документации, обеспечивающей взаимосвязь в работе специалистов (тетради взаимосвязи логопеда, психолога, дефектолога с педагогом, дневник наблюдений за учащимся, написание характеристик);

- работа с родителями обычных детей, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям.

5. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др., создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах.

6. Реализация коррекциоиной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых кор-рекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п.

Таким образом, для осуществления индивидуальной коррекционной работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, нужно разработать специфическое содержание обучения, воспитания и коррекции недостатков психического развития.

Список литературы:

1. Власова Т.А., Лубовский В.И. Обучение детей с ЗПР. - М.: Просвещение, 1981.

2. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. - М.: «Школьная Пресса», 2004. - 64 с.

3. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. - М.: Изд-во «Аркти», 2005. - 52 с.

4. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. - М.: Владос, 2001. - 136 с.

К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИА-ОБРАЗОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

© Максименко Н.В.

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В статье рассматривается состояние проблемы формирования медиа-образованности студентов высших учебных заведений. Автором выделены исторические периоды развития медиа-образования в России.

Проблема формирования медиа-образованности студентов вузов является одной из актуальных проблем современного профессионального образования.

Сегодня человечество переживает стадию развития, на которой доминирующим объектом производства и потребления становятся информационные, медиа-продукты и услуги. Происходит переход от индустриального общества к обществу информационному. В документах Правительства Российской Федерации подчеркивается, что переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства. Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и медиа-технологий и их ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.