Инновации в образовательных учреждениях
УДК 37 (082)
J
Е. Ю. Ложкина
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНКУРСОВ
л____________________________________________г
Аннотация. Автор рассматривает компоненты индивидуального человеческого капитала: капитал здоровья, капитал образования, культурно-нравственный капитал, трудовой, интеллектуальный и организационно-предпринимательский капитал через призму проведения образовательных профессиональных конкурсов, выявляет их влияние на развитие человеческого капитала образовательного учреждения.
Ключевые слова: компоненты индивидуального человеческого капитала, образовательные профессиональные конкурсы, теоретические основы и организационно-педагогические условия, функционально-деятельностная модель.
Abstract. The author considers the individual components of human capital: health capital, capital formation, cultural and moral capital, labor, intellectual and institutional venture capital in the light of educational professional competitions, identifies their impact on the human capital development of the educational institutions.
Keywords: individual components of human capital, educational professional competitions, the theoretical basis and the organizational and pedagogical conditions of functional activity-based model.
Актуальность темы определяется значимостью влияния современных образовательных профессиональных конкурсов на формирование и развитие человеческого капитала образовательного учреждения, рост профессионального мастерства участников [2,3].
Глобальный характер изменений в современном российском образовании заключается в серьезном обновлении целей образования, углублении индивидуализации обучения, развитии самоуправления и связи с общественностью, расширении инновационных методов образования и самообразования. Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации.
Главным резервом нашей страны, позволяющим выйти из кризиса и вернуться в число мировых держав, является человеческий капитал, способный продвигать научно-технический прогресс. Успех ускорения экономического роста любого региона зависит от успешного продвижения реформы образования.
Решение поставленных задач возможно при наличии педагогов, обладающих мотивацией, высокой профессиональной квалификацией, компетентностью и творческим потенциалом [1,4].
Важнейшей предпосылкой развития творческой деятельности служит способность выделять свое профессиональное «Я» из окружающей педагогической действительности, противопоставлять себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать по поводу своих действий, слов и мыслей. Это возможно на уровне самоанализа собственной деятельности, в том числе в процессе участия в образовательных профессиональных конкурсах.
Человеческий капитал является экономической категорией, которая характеризует совокупность сформированных и развитых в результате инвестиций производительных способностей, личных черт и мотиваций индивидов, которые находятся в их собственности, используются в экономической деятельности, способствуют росту производительности труда и благодаря этому влияют на рост доходов (заработков) своего владельца и национального дохода.
Компоненты индивидуального человеческого капитала включают: капитал здоровья, капитал образования, культурно-нравственный капитал, трудовой, интеллектуальный и организационно-предпринимательский капитал и имеют общую черту - они неотчуждаемы от человеческой личности. В целом, становление человеческого капитала осуществляется через механизм социализации и профессионализации в институциональной форме (система непрерывного
58
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
Инновации в образовательных учреждениях
образования, профессиональных конкурсов, информационного и культурного обслуживания, изучение развития системы производства) и в неинституциональной форме воспитания в семье, механизмов социального взаимодействия и общения.
Применительно к сфере образования следует заметить, что является недостаточно разработанной проблема влияния профессиональных образовательных конкурсов на развитие человеческого капитала, в частности, педагогов и директоров образовательных учреждений.
Объект исследования - организационные формы развития человеческого капитала образовательного учреждения.
Предмет исследования - образовательные профессиональные конкурсы как форма развития человеческого капитала образовательного учреждения.
Цель исследования: определить теоретические основы и организационно-педагогические условия реализации возможностей образовательных профессиональных конкурсов как средства развития человеческого капитала образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: конкурс профессионального мастерства может стать средством развития человеческого капитала, если:
• на всех этапах конкурса и в постконкурсный период осуществляется пролонгированное научно-методическое сопровождение учителей - участников конкурса;
• проводится целенаправленная подготовка организаторов конкурса к реализации его потенциальных развивающих возможностей;
• организационно-педагогические условия обеспечивают мотивацию самоактуализации и профессионального роста учителя - участника конкурса.
Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования, выдвинуты следующие задачи:
1. Обосновать педагогическую целесообразность развития образовательных профессиональных конкурсов как средства развития человеческого капитала педагогов.
2. Выявить тенденции и проблемы всероссийских и региональных образовательных профессиональных конкурсов как развивающейся практики повышения квалификации педагогов.
3. Определить организационно-педагогические условия мотивации саморазвития и повышения квалификации субъектов образовательных профессиональных конкурсов.
4. Разработать функционально-деятельностную модель развития человеческого капитала средствами образовательных профессиональных конкурсов.
5. Разработать научно-методическое обеспечение подготовки и проведения образовательных профессиональных конкурсов.
В соответствии с поставленными задачами нами осуществлен выбор следующих методов исследования:
1. Анализ научной литературы, периодических изданий, документов, материалов архивов.
2. Социологические методы (опросы, анкеты, интервью), наблюдения.
3. Обобщение педагогического управленческого опыта по организации, подготовке и проведению региональных и Всероссийских профессиональных конкурсов.
4. Анализ продуктов творческой профессиональной деятельности организаторов и экспертов региональных и Всероссийских образовательных профессиональных конкурсов (планы, заявки, программы, справки, рецензии, протоколы, рекомендации, памятки и др.)
5. Анализ продуктов творческой деятельности участников конкурсов на подготовительном этапе, на этапе участия в конкурсе, после конкурса (творческое сочинение, эссе, тезисы выступления на этапе защиты системы педагогической работы, обобщение своего педагогического опыта, конспекты конкурсных уроков и др.).
6. Мониторинг системы стимулирования творческой активности учителей в условиях конкурса.
В настоящее время проведен констатирующий эксперимент, выявлены особенности, характеристики и затруднения, возникающие в ходе проведения и анализа региональных и Всероссийских образовательных профессиональных конкурсов профессионального мастерства (2009-2011 гг.), выявлено их влияние на развитие отдельных компонентов индивидуального человеческого капитала: здоровья, образования,
культурно-нравственного капитала, трудового капитала и интеллектуального капитала, проявляющееся в мотивации самоактуализации и профессионального роста учителя - участника конкурса.
Литература
1. Бакурадзе А. Б. Влияние ценностей на мотивацию труда педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2013.- № 1.
2. Ложкина Е. Ю., Агапкина Н. И., Турыгина Г. А. Методические рекомендации по заполнению форм отчетности реализации мероприятия приоритетного национального проекта «Образование» - «Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство» // Эксперимент и инновации в школе.- 2013.- № 1.
3. Пахомова Е. М. Конкурс профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя: Дис... канд. пед. наук: Москва, 2003.- 208 с.
4. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2012.- № 4.
Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4
59