Инновации в образовательных учреждениях
УДК 371
J
Давыдова Н. Н.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ САМООРГАНИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, НАХОДЯЩИМСЯ
в Позиции сетевого взаимодействия*
л_________________________________________г
Аннотация. В работе доказано, что в сложной открытой системе, какой является сегодня образовательное учреждение, за счет действия нелинейных связей возникают процессы коэволюции, характерные тем, что общий темп развития ОУ становится выше темпов развития его составных частей. Представлены основные принципы развития процессов самоорганизации управления современным ОУ. Описан алгоритм перевода ОУ в режим самоорганизации. Показано, что деятельность всех субъектов образовательного процесса в рамках перехода в режим саморазвития и самоорганизации существенно обогащает образовательную среду современного ОУ.
Ключевые слова: национальная инновационная система, человеческий капитал, открытые самоорганизующиеся системы, разработка модели перевода ОУ в режим саморазвития в условиях сетевого взаимодействия.
Abstract. In this work it is proved that in difficult open system what the educational institution is today, at the expense of action of nonlinear communications there are processes of co-evolution, characteristic that the general rate of EI development becomes above rates of development of its components. Main principles of development of processes of self-organizing of management of modern EI are presented. The algorithm of transfer the EI in a self-organizing mode is described. It is shown that activity of all subjects of educational process within the limits of transition in a selfdevelopment and self-organizing mode essentially enriches the educational environment of modern EI.
Keywords: national innovative system, the human capital, opened self-organizing systems, working out of model of EI transfer in a mode of self-development in the conditions of network interaction.
Важным элементом инновационного сценария развития экономики сегодня является развитие национальной инновационной системы (далее НИС), обеспечивающей необходимые условия для разработки новых технологий, скорейшего их внедрения, налаживание масштабного производства новых, конкурентоспособных на мировом уровне товаров и услуг. Под национальной инновационной системой понимается совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности. [1]. Сегодня наращивание интеллектуальных преимуществ является залогом достижения успеха. В сформированных экономических условиях развитие интеллектуального фактора более эффективно, чем, например, капиталоемкое совершенствование организации использования разных устаревших технологий. По мнению Питера Друкера «независимо от того, какими материальными ресурсами обладает система, сами по себе они не приумножаются. И го-
* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 11-06-00771а.
сударство, и фирма развиваются энергией и интеллектом составляющих их людей» [2]. Мы солидарны с мнением [3], о том человеческий капитал является экономической категорией, которая характеризует совокупность сформированных и развитых в результате инвестиций производительных способностей, личных черт и мотиваций индивидов, которые находятся в их собственности, используются в экономической деятельности, способствуют росту производительности труда и благодаря этому влияют на рост доходов (заработков) своего владельца и национального дохода [4, с. 34]. Компоненты индивидуального человеческого капитала включают: капитал здоровья, капитал образования, культурно-нравственный капитал, трудовой, интеллектуальный и организационно-предпринимательский капитал и имеют общую черту - они неотчуждаемы от человеческой личности. В целом становление человеческого капитала осуществляется через механизм социализации и профессионализации в институциональной форме (система непрерывного образования, информационного и культурного обслуживания, изучение развития системы производства)
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6
37
Инновации в образовательных учреждениях
и в неинституциональной форме воспитания в семье, механизмов социального взаимодействия и общения. Понимание человеческого капитала как совокупности общественно-целесообразных производственных знаний, навыков, способностей дает основания для таких важных обобщений:
• человеческий капитал - это совокупность природных способностей и человеческой энергии с приобретенными общеобразовательными и профессиональными знаниями. Такое единение происходит в процессе формирования человеческого капитала посредством всех видов приобретения новых знаний на основе определенных вложений;
• человеческий капитал стоит рассматривать на трех уровнях: макроэкономическом, на уровне предприятия и индивидуальном уровне;
• человеческий капитал разделяется на вещественную и невещественную формы. Вещественной формой человеческого капитала являются расходы на физическое формирование человека, а к невещественной форме относятся расходы на образование, охрану здоровья и перемещение рабочей силы.
По данным сайта www.auditfin.com в развитых странах более 68% прироста национального дохода сегодня обусловлены приростом знаний и образованности общества. Американские учёные подсчитали величину ВВП, производимого работниками, имеющими длительность образования в 10,5; 12,5 и более 14 лет: оказалось, что именно третья группа (с образованием более 14 лет) даёт свыше половины ВВП. Подобные исследования несколько лет назад проводились и в России. По данным «Российской газеты» результаты были сходными: люди с высшим образованием, составляющие четверть работающих, производили 56% стоимости национального дохода.
В то же время исследования международных и российских аналитиков привели к пессимистическому выводу: Россия быстро теряет свой человеческий капитал. Этому способствуют миграционные и демографические процессы, снижение уровня и качества систем образования, культуры и здравоохранения, а также низкие темпы модернизации производства, поэтому стратегия развития России на период до 2025 года определяет восстановление человеческого капитала как одну из главных целей реформ. Сегодня именно качество национального человеческого капитала не только лежит в основе социально-экономического развития государства, но и выступает в качестве важнейшего фактора национальной безопасности. Прогноз развития мировой экономики показывает, что к 2050 году лидерами экономического развития могут стать 4 страны - Бразилия, Россия, Индия и Китай (в последнее время более известные под термином BRIC) [5]. В России эту динамику развития будут обеспечивать специалисты, родившиеся в период 1990-2020 гг. А это означает, что система общего и профессионального образования уже сегодня должна быть нацелена на формирование у школьников и студентов более развитых способностей, знаний и компетенций.
В учреждении Российской академии образования «Уральское отделение» с 2007 года ведется работа по созданию сети инновационных образовательных учреждений Уральского региона [6, 7]. Мы рассматриваем сеть как совместный организационный капитал, который является основанием развития всех остальных капиталов ОУ В процессе формирования этого капитала происходит перенос индивидуальных знаний во внутрисетевое знание и их закрепление в корпоративной базе данных в целях широкого использования всеми участниками сети. Особенностью корпоративного знания является возможность его развития в режиме «открытого кода», которое определяется юридическим понятием «copy left», противоположному по значению «copy right». Знания из сети можно взять, усовершенствовать и вернуть в сеть, т. е. знания в сети не просто хранятся, но саморазвиваются. В своей книге «Революционное богатство: как оно будет создано, и как оно изменит нашу жизнь» Э. Тоффлер делает вывод о том, что за последние пятнадцать лет полностью трансформировалось традиционное понимание экономики, что самым революционным богатством мира становится неучтенный, бесплатный продукт, добровольно и бескорыстно производимый людьми, которые даже не замечают этого [8]. Без этого «революционного богатства» невозможна экономика знаний. В базу данных сети заносятся и хранятся данные всех участников сети, документы, информация о текущих и перспективных событиях, научные тексты, учебные программы, варианты курсов лекций, уроки лучших педагогов и комментарии к ним, проекты и заказы, предложения и варианты решений, меморандумы и послания, реальные и потенциальные партнеры, образцы и формы документов, методические инструкции и пособия, дискуссионный материал и экспертные оценки. Каждый участник сети назначает куратора этой деятельности, задача которого вносить данные субъекта сети в корпоративную базу данных и привлечение внимания к имеющимся в сети информационным данным. Важным достоинством сетевой организации является то, что сеть предлагает новые формы коммуникации. Формирующиеся тематические центры (научные, образовательные, технологические, кадровые и т. д.) интересны руководителям, администраторам, профессорско-преподавательскому составу учреждений профессионального образования, педагогам системы общего образования, студентам, школьникам. Они становятся фокусами кристаллизации и развития необходимых знаний и умений. Накопленные в сети ресурсы, по нашему мнению, являются более эффективными инструментами развития ОУ отдаленных территорий, чем просто административные усилия руководителей.
Проблема падения эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях усиления внешнего административного контроля, наблюдаемая в последнее время, требует срочного преодоления технократических и административнобюрократических методов управления развитием инновационных процессов в образовании, в частности, процессов сетевого взаимодействия образовательных
38
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6
Инновации в образовательных учреждениях
учреждений. Основу для преодоления негативных тенденций могут составить такие компоненты как самоорганизация, самоуправление, саморегуляция, целе-полагание управления образовательными процессами и др. Эти компоненты определяют гуманистическую сущность неформального, гибкого управления, где в равной степени востребованы потенциалы личностного развития и управляющего и управляемых [9]. Новая парадигма управления рассматривает и отдельное образовательное учреждение, и локальную сетевую структуру как открытые самоорганизующиеся системы, обладающие эмерджентными свойствами, для управления которыми необходимо знание и правильное применение принципов синергетики с целью продуктивного использования потенциала самоорганизации. Под самоорганизацией в реализуемом в УрО РАО проекте понимается свойство системы к саморазвитию посредством надстраивания, «выращивания» из себя новых, более жизнестойких управленческих структур. Под педагогической самоорганизацией мы понимаем способность управленца и педагога к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов личностных структур сознания, придающих гуманный смысл его деятельности. В качестве основного механизма саморазвития школы сегодня выступает совокупность основных и вспомогательных направлений деятельности основных субъектов образовательного процесса, использование разработанного ОУ методического и технологического инструментария, обеспечивающих достижение требуемого результата и направленных на обеспечение самоорганизации образовательной системы. Проблемы перехода от традиционной парадигмы в управлении образованием к гуманистической и демократической возникают вследствие противоречий, к которым можно отнести следующие:
• Несоответствие системы управления новым особенностям управляемых объектов. Повсеместно распространённая система управления образованием является по существу административно-распорядительной. Она по-прежнему сохраняет традиционные подходы к руководству объектами управления, в то время как их качественное содержание претерпело существенные изменения. В существующей системе практически отсутствуют ориентации на взаимодействие с субъектами управления, которые и определяют потенциал развития локальных образовательных систем.
• Большинство руководителей образовательных учреждений не подготовлены к инновационной деятельности в новых условиях, когда законодательно признано их право самостоятельно решать широкий круг проблем, связанных с развитием учебных заведений.
• Формы, методы, содержание управления образованием, сохраняя традиционные для предшествующего периода цели, способы и средства своего осуществления, противоречат тенденциям общественного развития, обусловленного целями динамично развивающегося мира.
Следовательно, можно выделить ключевое противоречие между потребностью педагогических коллекти-
вов осуществлять творческий поиск новых, нестандартных решений возникающих педагогических проблем в рамках сетевого взаимодействия и формализацией и регламентацией административными структурами вышестоящих уровней управления образованием реальной деятельности в рамках подобного взаимодействия. Концептуализация процессов самоорганизации управления современным ОУ достаточно сложна и определяется в числе прочих составляющих следующими основными принципами:
• открытости, то есть включения в процессы управления синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека. Природы и общества, обращение к мировоззренческим и смысловым моделям, установку субъектов управления на сверхзадачу.
• субъектности, то есть руководство, способствующее актуализации внутренней творческой активности личности. В синергетике субъектность рассматривается как позитивное проявление изначально хаотических взаимосвязей, упорядочивающихся по мере развития процессов самоорганизации
• становления, выражающийся через изменение соотношения хаоса и порядка в процессах управления, взаимодействие которых раскрывает образ субъекта, переходящего из потенции в актуальность по мере усложнения форм существования.
• ценностно-личностного подхода руководства, когда рост эффективности самоорганизации прямо зависит от развития отношений доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, когда задействованы знания и опыт всех участников образовательного процесса, а не только небольшого числа лиц, участвующих в процессах управления
• Нелинейности, основывающейся на положении, что сумма управленческих воздействий не всегда равна их результату.
Для раскрытия потенциала самоорганизации управленческих систем также важно определить основные принципы, ориентирующие управление на овладение разными способами инициирования процессов саморазвития [9]:
• резонанса, когда внешние воздействия резонируют (совпадают) с внутренним механизмом самоорганизации. Если сознательно ввести в среду соответствующее воздействие можно направить движение в требуемом направлении, конечно при учете потенциальных возможностей этой среды.
• направленность на возникающее целое, то есть планирование деятельности сложной системы самоуправляемого развития
• приоритет развития целого, когда целое развивается быстрее составляющих его частей, при этом существенную роль играет согласованность действий, кооперация усилий для объединения в единое целое. Определяющим становится процесс вовлечения управляемых в процессы из собственного развития для создания нового целого
• взаимодействие самоорганизации и организации. Данный принцип основывается на понимании того фак-
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6
39
Инновации в образовательных учреждениях
та, что, если самоорганизация выступает объективным основанием для активизации человеческой деятельности, то организация является способом упорядочения выявленной инициативы в определенном виде. Так как самоорганизация может привести и к негативным последствиям, она нуждается в корректировке и поддержке процессов развития со стороны сторонних организаций, облеченных властными функциями.
Таким образом, мы рассматриваем самоорганизацию образовательного учреждения в условиях сетевого взаимодействия как неравновесную систему особого вида, устойчивость которой обеспечивается взаимодействием внешних по отношению к ОУ и внутренних факторов. Искусство управления открытой образовательной системой состоит в том, чтобы обеспечить развитие многообразия и сохранить одновременно стабильность структуры образовательной системы. Для сохранения этого единства необходимо, чтобы управление носило превентивный характер, предвидело возникновение новых элементов, поддерживало гибкость, вариативность связей между элементами, сохраняло определенную меру их свободы. Возникновение нового возможно там, где предоставлены для этого большие возможности, где имеется большая свобода выбора. Именно избыточное многообразие создает спектр возможных направлений развития системы, предоставляет материал для отбора наиболее оптимальных тенденций этого развития. Для того, чтобы образование было способно к социальному конструированию, культуротворчеству, а не только к трансляции знаний и норм, в управлении образовательными системами должны происходить постоянные изменения, которые стимулируют образовательные системы к самоорганизации. Проследим возможности реализации этого положения на примере управленческой деятельности в МАОУ лицее № 110 им. Л. Г. Гришиной г. Екатеринбурга. В 2008-2009 годах в лицее была обеспечена передача определенной части управленческих функций на уровень педагогических коллективов кафедр и временных творческих содружеств педагогов, малых творческих групп педагогических работников, отдельных педагогов, работающих в позиции педагогического эксперимента. Мы считаем, что это способствовало развитию образовательной среды лицея, живущей по законам самоорганизации и творческого взаимодействия, что, в свою очередь, привело к появлению новых целей и направлений развития. Целью управленческой деятельности стало обеспечение условий для развития индивидуальности и самореализации основных субъектов образовательного процесса: как учащихся, так и педагогов. В лицее как открытой системе постоянно появляются новые элементы многообразия, возникающие спонтанно в ходе инновационной деятельности педагогов, сетевого взаимодействия в ходе работы академической площадки УрО РАО [11, 12] и т. д., требующие своевременного реагирования со стороны педагогического коллектива лицея и администрации. В этой связи процесс управления лицеем
должен предвидеть возникновение новых элементов, поддерживать гибкость, вариативность связей между ними, что позволяет обеспечивать условия для возникновения новых, важных для развития лицея элементов, нужно понимать, что возникновение нового возможно только там, где имеется большая свобода выбора. Это многообразие и создает широкий спектр направлений развития лицея, предоставляет возможности для отбора наиболее оптимальных тенденций развития. На протяжении ряда лет МОУ лицей № 110 работает в рамках международных, российских и региональных проектов «Создание условий для развития индивидуальности учащихся и педагогов через интеграции урочной и внеурочной деятельности на принципах «культуроориентированности» и информационно-коммуникативной направленности образования», «Дизайн-студия «Город моей мечты», «Новые технологии мотивации в образовании, развития интереса к учению и интеллектуальному труду», «Математический клуб лицея № 110» «Ступени - проектные технологии в иностранном языке»,. «Создание ресурсного центра изучения французского языка», «Шаг в будущее», «Становление личности учащегося в сфере этнической толерантности в условиях образовательного консорциума». В табл. 1 представлена динамика эффективного использования новых образовательных технологий педагогами лицея за последние 4 года
Таблица 1
Динамика эффективного использования новых образовательных технологий педагогами МАоу лицея № 110 им. л. к. Гришиной за 4 года
Показатели эффективности использования современных образовательных технологий 1 L. h- 00 о о о о см см 20082009 г 2009- 2010. СТ> т© О см см
Процент учителей, участвующих в инновационных процессах 65 72 75 78
Процент учителей, владеющих компьютерной техникой 94 100 100 100
Процент учителей, систематически использующих весь спектр современных образовательных технологий в учебном и воспитательном процессах 65 69 75 77
Процент учителей, прошедших повышение квалификации в области современных образовательных технологий, том числе получивших удостоверение государственного образца по ИКТ 90 100 100 100
Представленные данные наглядно свидетельствуют о положительном влиянии процессов самоорганизации педагогического коллектива на качество образования в лицее. Таким образом, в качестве основных инструментов самоорганизации в лицее можно выделить следующие:
40
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6
Инновации в образовательных учреждениях
• саморазвитие членов педагогического коллектива лицея на основе обучения и самообучения, реализация системы мер по проектированию сильной организационной культуры;
• делегирование ряда полномочий кафедрам лицея;
• создание горизонтальных структур управления на основе самоуправляемых временных творческих коллективов;
• расширение применения востребованных форм мотивирования субъектов образовательной деятельности
Критически важным фактором успешности лицея при переводе организации в режим саморазвития стали творческие способности педагогического коллектива, навыки совместной мотивированной работы. При построении модели перевода лицея в режим саморазвития важнейшим условием на начальном этапе являлось возникновение состояния неустойчивости образовательного пространства, поэтому первый этап совершенствования управленческой деятельности был направлен на обеспечение открытости и увеличение многообразия. Чтобы система стала неустойчивой, было необходимо создать условия для возникновения многообразия в системе, т. е. создать избыточность в формах, методах и средствах достижения поставленной цели. В нашем лицее это было достигнуто организационной и управленческой деятельностью, направленной на создание условий для расширения многообразия форм деятельности. На этом этапе работа велась по следующим направлениям:
• использование коллективных форм деятельности, развитие умения работать коллегиально, что содействовало формированию источников саморазвития (точек роста).
• использование проектной деятельности. Выполняя коллективные проекты, учащиеся учатся согласовывать результаты с другими членами школьного общества, предварительно планировать исследовательскую работу.
Таким образом, проектируя многообразные формы деятельности между субъектами образовательной деятельности, удалось получить насыщенную образовательную, самоорганизующуюся среду, в которой идет саморазвитие всех субъектов образовательной деятельности. Среди основных задач этого этапа можно выделить обеспечение расширения культурно-образовательного пространства лицея, увеличение числа субъектов образовательного процесса, объединение их усилий для увеличения многообразия содержания и форм образовательной деятельности, установление способов взаимосвязи элементов этого многообразия. Содержание управленческой деятельности: на этом этапе включало организацию взаимодействия с другими образовательными учреждениями, поддержку инновационной деятельности педагогов, организация взаимодействия с научными учреждениями и организацию деятельности педагогического коллектива по повышению профессионального мастерства. Среди основных результатов следует отметить существенное увеличение многообразия форм образовательной деятельности, увеличение многообразия содержания образовательного процесса, развитие инновационной деятельности педагогов, увеличение многообразия форм взаимодействия с другими образовательными и научными учреждениями, возникновение многообразия форм внеучебной деятельности в рамках дополнительного образования(см.табл. 2)
Таблица 2
Многообразие форм учебной и внеучебной деятельности в лицее на примере работы кафедры словесности.
Формы учебной и внеучебной деятельности Формы развития профессиональных качеств педагогов Организации партнеры
Федеральные уроки чтения “Библио-браз”, посвященные юбилеям П. П. Бажова, Л. Н. Толстого и др. Федеральная игра “Медвежонок” Городской орфографический конкурс “Грамотей” Олимпиада УрФО по основам наук Предметные олимпиады и НПК разного уровня Декада словесности Проведение общели-цейских дебатов по актуальным проблемам современности Городской поэтический марафон Всероссийская гуманитарно-просветительская конференция “История моей семьи - страница многовековой истории Отечества” Пушкинские праздники Программа “Сетевой город” Создание авторских учебно-методических комплексов Овладение образовательными технологиями проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, развития критического мышления, технологией дебатов, информационно-коммуникационными технологиями, технологией оценивания для обучения в ходе теоретических и ме6 тодических семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских, Круглых столов, подиумных дискуссий, творческих встреч, ролевых игр и т. д. Участие в открытых городских педагогических чтениях Создание программ повышения квалификации для педагогов лицея, района и города Публикации в журналах и сборниках разного уровня Объединенный музей писателей Урала; Муниципальный музей Екатеринбурга; Свердловский краеведческий музей; Дом-музей П. Бажова; Уральское отделение Российской академии образования; Уральский государственный педагогический университет; Уральский государственный университет; Институт развития образования; Екатеринбургский дом учителя; Уральское отделение Союза писателей России; Уральская государственная филармония; Журналы “Любимый жук”; “Веселая минутка” Издательский клуб “Обычные дела”. Издательский дом “Инновации в образовании”
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6
41
Инновации в образовательных учреждениях
Второй этап был направлен на структурирование образовательной деятельности, рост ее упорядоченности, что способствовало переходу лицея к периоду устойчивого развития. В этот период в лицее, как любой открытой системе при существенном накоплении многообразия, были созданы условия для активного взаимодействия не только между участниками образовательного процесса внутри лицея, но и социумом (другими образовательными и научными учреждениями, организациями, предприятиями). Возникли новые образовательные проекты, в том числе международные, что свидетельствует об открытом характере образовательной среды лицея, создании сложной, нелинейной системы, находящейся во взаимодействии с другими моделями образовательного пространства, способной к принятию в свою систему новых субъектов и созданию новых отношений. На этом этапе были созданы предпосылки для возникновения новых организационных структур, тесного
взаимодействия существующих организационных структур развивающегося многообразия образовательной деятельности.
На третьем этапе в лицее идет процесс нормативного оформления найденных форм, методов и содержания образования, упорядоченности деятельности. В то же время особое внимание уделяется созданию условий для сохранения в структуре образовательного пространства лицея как системы отношений многообразия, избыточности, демократичности, что сохраняет устойчивость отношений и высокие темпы развития учреждения. В этот период с целью создания оптимальных условий для осуществления эффективного образовательного процесса в лицее: окончательно сформирована кафедральная структура управления и определены основные формы взаимодействия возникших управленческих структур. Организовано нормативно-правовое оформление сложившейся структуры управления лицеем, что соз-
Таблица3
Организационно-педагогическая модель процесса перевода образовательной системы лицея в режим самоорганизации
№ Базисные принципы самоорганизации образовательной системы Профессиональные качества педагогического коллектива, создающие возможность для реализации базовых принципов Необходимые организационно-содержательные условия
1 Открытость образовательной системы лицея Способность педагогического коллектива к постоянному взаимодействию с внешней средой Создание открытой информационно-образовательной среды лицея Учет требований рынка труда и системы профессионального образования к образовательной системе лицея
2 Стратегическое управление развитием лицея Способность управленческой команды к стратегическому управлению Стратегия и тактика формирования механизма саморазвития образовательной системы лицея на основе педагогического SWOT - анализа
3 Ориентация образовательной системы лицея на результат Способность педагогического коллектива достигать поставленные цели Определение цели образовательной деятельности, миссии лицея, модели выпускника лицея Выявление факторов результативности образовательной системы лицея
4 Синергетичность процесса образования Способность внутренней самоорганизации образовательной системы в целом Управление образовательной системой на принципах самоорганизации Обратная связь и самоорганизация образовательной системы в зависимости от потребностей учащихся, родительской общественности, системы профессионального образования
5. Устойчивое привлечение всех видов ресурсов Способность получать необходимые ресурсы из внешней среды Реализация программы опережающего развития материально-технической базы лицея
6. Разработка индивидуальных образовательных траекторий учащихся и педагогов Способность выстраивать образовательные программы в соответствии с индивидуальными запросами личности, рынка труда и системы профессионального образования Внедрение современных технология обучения Организация педагогического взаимодействия в процессе конструирования знаний Мотивация лицеистов к проектной и исследовательской деятельности в условиях информатизации образования в лицее
7. Тесная связь с внешней средой Способность выстраивать партнерские отношения с субъектами внешней среды Организация социального партнерства с внешней средой
8. Постоянный контроль качества обучения Способность к обеспечению системного контроля качества подготовки выпускников лицея Комплексная система управления качеством образования в лицее анализ достижения фактических результатов образования
42
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6
Инновации в образовательных учреждениях
дало необходимые организационно-содержательные условия для профессионального и личностного роста педагогов, способствовало созданию системы непрерывного образования лицеистов и обеспечению стабильной успешности учащихся лицея, укреплению связей с учреждениями образования и науки. Организационно-педагогическая модель процесса перевода образовательной системы лицея в режим самоорганизации приведена в табл. 3
Эффективные организационные изменения в лицее стали возможны при условии, что лидеры идущих в ОУ перемен понимают базовые принципы управления происходящими преобразованиями. К таким принципам мы относим:
• наличие эффективных лидеров (руководителей временных творческих коллективов), которые становятся инициаторами успешных преобразований в коллективе;
• обеспечение баланса между администрацией, педагогическим коллективом, лицеистами, родителями, представителями вышестоящих управленческих структур и общественностью;
• возможность сохранения и превращения энергии творческого поиска педагогов, управление системой организационного знания, высвобождение энергии человеческих ресурсов для формирования новых поведенческих моделей и последующих организационных преобразований.
• Выявление ключевых областей, перемены в которых должны дать мультипликационный эффект для всего лицея.
• Принцип демократической корректировки программы преобразований на основе системы управления с обратной связью позволяет корректировать «входные параметры» и своевременно гибкими ответными действиями улучшать результаты и высвобождать и направлять энергию коллектива лицея на «узловые точки» роста.
Основные результаты инновационной деятельности лицея по переводу образовательной системы в режим развития были высоко оценены в ходе приоритетного Национального проекта «Образование»: лицей становился победителем конкурса среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в 2006, 2007, 2008 годах. Лицей за последние 4 года неоднократно становился лауреатом Всероссийских и городских конкурсов инновационных проектов в образовании.
Таким образом, деятельность всех субъектов образовательного процесса в рамках перехода в режим саморазвития существенно обогащает образовательную среду современного ОУ. В сложной открытой системе, какой является сегодня образовательное учреждение, за счет действия нелинейных связей возникают процессы коэволюции, характерные тем, что общий темп развития ОУ становится выше темпов развития его составных частей. Для учащихся, оказавшихся в среде, спо-
собствующей и поощряющей творчество во всех его разумных проявлениях, создается оптимальное сочетание условий достаточных для самоактуализации ребенка как творца. В ходе работы по проекту сетевого взаимодействия ОУ УрО РАО неоднократно отмечалось, что чем больше учащиеся вовлечены в совместную образовательную проектную деятельность, тем быстрее развиваются их творческие способности. Дальнейшее развитие ОУ, участвующих в работе сети УрО РАО с позиции теории самоорганизации обеспечивает новые возможности для создания такой системы обучения и воспитания, в рамках которой осуществляется активное взаимодействие образования, науки, экономики и общества, формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, позволяющей всем субъектам образовательного процесса адаптироваться к изменяющимся социокультурным условиям развивающегося информационного общества.
Литература
1. Моргунов Е.В., Снегирев Г.В. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание // Собственность и рынок. - 2004. - №7. - С.10-21.
2. Друкер П. Эффективное управление. - М: ГРАНД, 2001.
3. Лысков А.Ф. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями // Менеджмент в России и за рубежом. - №6. - 2004. - С.3-11.
4. Астахова Т., Толкачева Е. Человеческий ресурс и человеческий капитал: разница понятий или подходов управления? // Управление человеческим потенциалом. -2006. - №4.
5. Wilson D., Parashothaman R. Dreaming with BRICs: The Path to 2050 // Goldman Sachs Global Economics Paper 99. 2003. P. 19-20.
6. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, №8 (76), с. 32-42.
7. Давыдова Н.Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, №11(79), с. 23-33.
8. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство (Revolutionary Wealth) Москва, АСТ, Профиздат, 2007, 576 с.
9. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монограф. - Воронеж, 1997. - 235 с.
10. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика и принципы коэволюции сложных систем. М. Категории. 1997. №3, стр. 37-49.
11. Давыдова Н.Н. Решетняк Л.В. Временное творческое содружество как основа деятельности кафедры начальных классов ОУ повышенного статуса // Инновационные проекты и программы в образовании, 2010, №1, с. 46-49.
12. Давыдова Н.Н., Пермякова И.Г Пути раскрытия человеческого потенциала педагогических работников в условиях саморазвивающегося образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №1. - С. 55-58.
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6
43