^ИННОВАЦИОННЫЕИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕПРОЕКТЫ^ПРОГРАММЫПОДХОДЫ^
Давыдова Наталия Николаевна
нач. отдела инновационных проектов УрО РАО Федоров Владимир Анатольевич
проректор по научной работе и внешним связям ФГАОУ ВПО РГППУ
к.п.н, профессор г. Екатеринбург
J ^
К РАЗРАБОТКЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ
САМООРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*
Л______________________________________________________г
Аннотация. В статье приводятся результаты процессов самоорганизации образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия. Выделены пять методологических уровней, являющихся основанием проведенного исследования. В ходе исследования установлены основные принципы, ориентирующие управление ОУ на овладение разными способами инициирования процессов саморазвития; разработан граф процесса реализации инноваций для управления процессами самоорганизации; определены основные типы инструментов развития процессов самоорганизации в ОУ; разработан критериальный комплекс, позволяющий рассматривать процесс изменений как инновационный процесс.
Ключевые слова: научно-образовательная сеть, управление процессами самоорганизации образовательных систем, сетевое взаимодействие, методологические основания исследования самоорганизации ОУ.
С2011 года в Уральском регионе работает Федеральная экспериментальная площадка АПК и ПРО (г. Москва), деятельность которой направлена на изучение возможностей работы распределенной научно-образовательной сети в интересах развития системы образования. Важная роль в ходе исследований отведена изучению процессов самоорганизации образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия, так как любая сеть может существовать только при активности ее членов [1,3,4]. В ходе исследования возможностей разработки организационно-педагогической модели управления процессами самоорганизации образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия было выяснено, что методологические основания исследования включают следующие уровни:
Первый уровень - система философских знаний, позволяющая определить общую стратегию исследования, общие принципы познания и категориальный строй науки в целом, осуществить выбор средств научного познания. В качестве методологических принципов получения новых сведений и их интерпретации в исследовании используются законы диалектики, философские 1
1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 11-06-00771а.
принципы и положения гносеологии. Их роль в разработке организационно-педагогической модели управления процессами самоорганизации заключается в том, что они обеспечивают направленность, руководящие идеи исследования и его основные принципы (объективности, детерминированности явления, рассмотрения их в развитии и взаимодействии), выступают в качестве категориальной структуры мышления и ориентируют относительно общей природы объекта исследования.
Второй уровень - теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин, общенаучных принципов и процедур исследования. Для объективного изучения процессов управления образовательными системами учреждений общего образования мы основываемся на полинаучном подходе, привлечении идей, понятий, закономерностей и принципов из разных наук, предметом которых является человек.
Третий уровень - методологический уровень исследования включает идеи, теории, концепции и закономерности педагогики и управления образовательными системами. При исследовании проблем формирования механизмов саморазвития и самоорганизации образовательной системы в условиях сетевого взаимодействия для достижения высокой результативности
32
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
образовательного процесса к наиболее важным методологическим положениям на наш взгляд относятся следующие закономерности педагогического процесса:
1. обусловленность педагогического процесса соответствующими организационно-содержательными условиями;
2. зависимость эффективности функционирования педагогического процесса от согласованности деятельности всех его субъектов и учета потребностей внешней среды;
3. зависимость достижения максимально возможных результатов педагогического процесса от использования знаний об его внешних и внутренних взаимосвязях;
4. взаимосвязь всех компонентов образовательной системы.
Четвертый уровень методологии исследования составляют методологические положения отдельных дисциплин педагогики, дидактики, теории управления образовательными системами. В том числе положение о ведущей роли управляющих систем в образовательном процессе, требование обязательного учета непрерывных изменений в развитии составных частей образовательного процесса с целью обеспечения его требуемой результативности (В. И. Загвя-зинский), требование преемственности и учета накопленного опыта и традиций управленческой практики в сфере образования, достижений педагогической и управленческой науки при организации образовательного процесса.
Пятый уровень методологии составляют идеи, положения, закономерности, теории, относящиеся непосредственно к формированию механизма управления самоорганизацией образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия. Важными составляющими этого уровня являются [2]:
1. идея самоорганизации развивающейся адаптивной образовательной системы;
2. идея «составного» субъекта управления предполагающая рациональное распределение обязанностей, реализуемых функций, соотношение централизации и децентрализации при соблюдении принципа функциональной коррекции;
3. идея ресурсного (сетевого) управления образовательными инновациями - стратегия синергизма (И Ансо-фф, Э. Кембелл, Ларс К. Саммерс) - состоящая в том, что взаимодействие и взаимозависимость участников позволяют создать новый продукт и владение этим продуктом осуществляется совместно. В нашем случае речь идет о создании новых образовательных программ, технологий, структур, институций в сфере общего образования.
В ходе исследования возможностей разработки организационно-педагогической модели управления процессами самоорганизации образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия обобщен и систематизирован педагогический опыт, связанный с разработкой и реализацией существующих моделей создания условий для самоорганизации членов сете-
вого взаимодействия и научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности субъектов сети. Установлены основные принципы, ориентирующие управление ОУ на овладение разными способами инициирования процессов саморазвития:
• резонанса, когда внешние воздействия резонируют (совпадают) с внутренним механизмом самоорганизации. Если сознательно ввести в среду соответствующее воздействие, можно направить движение в требуемом направлении, конечно при учете потенциальных возможностей этой среды;
• направленности на возникающее целое, то есть планирование деятельности сложной системы самоуправляемого развития ОУ;
• приоритета развития целого, когда целое развивается быстрее составляющих его частей, при этом существенную роль играет согласованность действий, кооперация усилий для объединения в единое целое. Определяющим становится процесс вовлечения управляемых в процессы из собственного развития для создания нового целого;
• взаимодействия самоорганизации и организации. Данный принцип основывается на понимании того факта, что, если самоорганизация выступает объективным основанием для активизации человеческой деятельности, то организация является способом упорядочения выявленной инициативы в определенном виде. Так как самоорганизация может привести и к негативным последствиям, она нуждается в корректировке и поддержке процессов развития со стороны сторонних организаций, облеченных властными функциями.
Разработан граф процесса реализации инноваций для управления процессами самоорганизации образовательных систем учреждений в условиях сетевого взаимодействия, который графически отражает суть инновационной деятельности по управлению этими процессами.
Определены основные типы инструментов развития процессов самоорганизации в ОУ, находящихся в позиции сетевого взаимодействия:
• саморазвитие членов педагогического коллектива ОУ на основе обучения и самообучения;
• реализация системы мер по проектированию сильной организационной культуры;
• создание горизонтальных структур управления на основе самоуправляемых временных творческих коллективов и делегирование им ряда полномочий;
• расширение применения востребованных форм мотивирования субъектов образовательной деятельности.
Разработан критериальный комплекс, позволяющий рассматривать процесс изменений, проводимых в школе - участнике сетевого взаимодействия, как инновационный процесс:
• «единицей» изменений является вся школьная организация, а не отдельные ее элементы;
• изменения предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы;
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013
33
ИННОВАЦИОННЫЕИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕПРОЕКТЫ,ПРОГРЛММЫ^ПОДХОДЫ
• процесс изменений строится на основе соответ- Литература
ствующей исследовательской и проектной деятельности;
• изменения происходят в контексте реализации разработанной школой модели организации жизнедеятельности учащихся, отличной от общепринятых в большинстве других школ;
• изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога;
• изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе;
• данные изменения приводят к новому уровню качества интеллектуального и психолого-социального развития личности как учащихся, так и самих педагогов.
1. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование.- 2012.- № 1.- С. 88-94.
2. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Самоорганизационное управление образовательными учреждениями в сетевом взаимодействии: подходы к исследованию // Вестник ФГАО ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина.- 2011.- № 5.- С. 56-63.
3. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2012.- № 1 (90).- С. 56-64.
4. Сиденко А. С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 6.
Зыбина Ольга Олеговна
главный специалист отдела менеджмента качества РГППУ
E mail: [email protected] Франц Аза Степановна
доктор культурологии, профессор кафедры акмеологии общего и профессионального образования РГППУ E mail: [email protected] г. Екатеринбург
J ^
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ КАК НРАВСТВЕННАЯ ПРЕДПОСЫЛКА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Л____________________________________________г
Аннотация. Статья посвящена проблеме этико-культурологической поддержки интеллектуально-творческой деятельности. Методологической основой исследования является дифференцированное осмысление отечественной нравственной культуры и аксиологический анализ ее образовательного потенциала.
Рассмотрены особенности аристократической системы нравственных качеств человека и интеллигентности, названы их важнейшие характеристики. Новизна подхода заключается в том, что аристократическая модель системы нравственных ценностей осмыслена как личностное условие продуктивной интеллектуально-творческой деятельности. Осуществлен исторический экскурс ее формирования, сформулированы функции и специфика проявления рассматриваемого типа российской поливариантной нравственной культуры, выделены объективные и субъективные условия ее становления, обоснована органичность интеллигентности для субъектов интеллектуально-творческой деятельности.
Авторы статьи считают, что воспроизводство интеллигентности в качестве одного из вариантов нравственной культуры России в настоящее время зависит как от собственного пути развития нашего народа, так и от перспектив прогресса мирового сообщества в целом. На современном этапе, когда постиндустриальная эпоха сменяется информационной и в общественной жизни ведущее место постепенно занимает информационное производство, всеобщим продуктом которого является знание и информация, появляются новые возможности для дальнейшей эволюции такого явления, как интеллигентность. Ее педагогический потенциал необходимо использовать в воспитательно-образовательном процессе.
Ключевые слова: отечественная нравственная культура, вариант аристократической нравственной культуры, интеллигентность, образованность, духовность, индивидуальность, великодушие, творчество, познание мира.
34
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013