Научная статья на тему 'К вопросу о развитии бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях вступления России в ВТО'

К вопросу о развитии бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО / RUSSIA’S ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION CONDITIONS / DEVELOPMENT OF BUSINESS PROCESSES / DOMESTIC AUTOMOTIVE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Т. Е.

Обоснованы актуальность, научная гипотеза и алгоритм решения проблемы развитии бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях вступления России в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE BUSINESS PROCESSES IN THE LOCAL ENGINEERING IN RUSSIA’S WTO ACCESSION

The urgency, a scientific hypothesis and algorithm of a solution development of business processes in domestic automotive industry in the conditions of Russia’s accession to the World Trade Organization are proved.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях вступления России в ВТО»

связанного с агропромышленным комплексом, социальные риски, экономические и природные.

- Внутренние, такие как заболевания и травмы персонала, халатное отношение ветеринаров к животным, отказ клиента от продления договора, потеря ликвидности, технические риски.

Проведем оценку управляемых рисков на примере свиноводческого комплекса и дадим оценку эффективности управления ими.

Выделим основные риски для данного сегмента, остаточная оценка которых больше единицы. И составим таблицу (табл. 2), где рассмотрим вероятность реализации рисков, их последствия и максимальный ущерб от реализации данного риска.

На основании данных показателей построим карту рисков. (Рис.

1.)

Следует отметить, что большинство рисков находятся в зоне доступного значения, но есть риски, которые попали в зону критического риска. Поэтому необходимо разработать мероприятия по уменьшению рисков (таб. 3)

На основе проведенных организационных мероприятий по уп-

равлению рисками составим (табл. 4.). При этом нужно иметь в виду, что ущерб от реализации рисков останется неизменным, а вероятность рисков уменьшится.

На рис. 2. изображена карта рисков проекта по строительству свиноводческого комплекса после проведения мероприятий по риск-менеджменту.

Как видно по карте рисков, после проведения мероприятий по управлению рисками все основные риски предприятия попали в безрисковую зону и зону допустимого значения. Можно сделать вывод, что организация мер по уменьшению рисков прошла успешно и данные риски для свиноводческого комплекса были минимизированы.

Для эффективного ведения хозяйства целесообразно применять мероприятия по снижению себестоимости свинины, среди которых

- увеличение степени механизации и автоматизации в отрасли; совершенствование кормовой базы, переход от универсальных хозяйств на узкоспециализированные, желательно с полным циклом производства.

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Попова Т.Е., аспирантка ФАОУ ДОУ ГАСИС

Обоснованы актуальность, научная гипотеза и алгоритм решения проблемы развитии бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях вступления России в ВТО.

Ключевые слова: развитие бизнес-процессов, отечественное автомобилестроение, условия вступления России в ВТО.

THE DEVELOPMENT OF THE BUSINESS PROCESSES IN THE LOCAL ENGINEERING IN RUSSIA’S WTO ACCESSION

Popova T., the post-graduate student, FAOUDPO GASIS

The urgency, a scientific hypothesis and algorithm of a solution development of business processes in domestic automotive industry in the conditions of Russia s accession to the World Trade Organization are proved.

Keywords: development of business processes, domestic automotive industry, Russia’s accession to the World Trade Organization conditions.

Ускорение научно-технического прогресса в сочетании с возрастающей информатизацией и глобализацией экономики, а также интеллектуализацией основных факторов производства привело к существенному изменению бизнес-процессов в промышленности.

Расширение географии и ускорение пространственного распространения связанных бизнес-процессов в сочетании с сохраняющимся высоким градиентом социально-экономического развития стран и регионов в мировом хозяйстве требует реализации качественно новых подходов к осуществлению бизнес-процессов как совокупности взаимосвязанных мероприятий по решению задач, направленных на создание определенного продукта (товара, работы, услуги) для потребителей.

Отечественное автомобилестроение в условиях глобализации экономики одним из первых в нашей стране преступило к масштабной реализации бизнес-процессов, связанных с производством на территории Российской Федерации автомобилей ведущих мировых марок Toyota, Chevrolet, Opel, Nissan, Hyudai, Kia, Scania, Fiat, Volkswagen, Skoda, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Volvo, Renault, Iveco, BMW, Cadillac, Ssang Yong и др.

В то же время в отечественном машиностроении продолжают сохраняться проблемы реализации бизнес-процессов, формирования механизмов их эффективного развития.

Во-первых, эффективное развитие бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении объективно затруднено в связи с существенным (до 85-90%) физическим износом и моральным устареванием производственных фондов и, соответственно, используемых производственных технологий.

Во-вторых, при реализации бизнес-процессов по производству автомобилей ведущих мировых марок в РФ сохраняется проблема недостаточного участия отечественных предприятий в производственной цепочке создания добавленной стоимости, что во многом обусловлено проблемой обеспечения приемлемого уровня качества производства, напрямую связанного с уровнем квалификации персонала.

В-третьих, приобретенный опыт производства автомобилей ведущих мировых компаний в России, к сожалению так и не был перенесен на производство отечественных марок.

В-четвертых, вступление России в ВТО для эффективной реализации предоставляющихся возможностей перед Россией остро стоит задача доказательства конкурентоспособности бизнес-процессов отечественного автомобилестроения не только благодаря масштабному рынку сбыта, но и благодаря преимуществам звеньев производственной цепочки по соотношению цены и качества.

В пятых совершенствование механизмов развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении связано с обеспечением конкурентного превосходства российского производства по соотношению цены и качества, не только ведущих мировых брендов, но и отечественных автомобилей.

В то же время, рассмотрение в качестве основных конкурентных преимуществ развития бизнес-процессов в российском автомобилестроении в условиях глобализации экономики наличия большого рынка сбыта и более дешевой и одновременно более качественной рабочей силы, является стратегически неверным. Поскольку воспроизводство морально устаревающих зарубежных моделей автомобилей, по сути, гарантирует России отставание в этой отрасли.

Следовательно, решение задачи развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях глобализации экономики представляет достаточную сложность в силу морального устаревания и физического износа оборудования, снижающих рентабельность производства, и в конечном итоге сдерживающих процессы технического перевооружения, совершенствования технологических бизнес-процессов и организационно-производственной среды предприятий.

Указанные обстоятельства требуют качественного совершенствования механизмов развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях глобализации экономики.

Следует признать, что проблемы развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях глобализации экономики требуют поиска новых решений.

В частности, детального рассмотрения требуют проблемы развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях вступления России в ВТО с целью поиска вероятных путей их решения.

Подробного анализа требуют особенности реализации технологий функционирования предприятий отечественного автомобилестроения в условиях глобализации экономики. Самостоятельного решения требует задача формирования подхода к оценке эффективности развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ в условиях вступления России в ВТО.

На качественно новом уровне должна быть решена задача совершенствования механизмов развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях вступления России в ВТО.

В целом, предлагаемая гипотеза исследования предполагает, что в условиях жесткой конкурентной борьбы, достаточный объем российского сбыта позволяет не только последовательно увеличивать долю производственной составляющей, и, соответственно, добавленной стоимости отечественных предприятий при воспроизводстве автомобилей зарубежных марок, но и развивать производство автомобилей отечественных марок за счет повышения инновационной активности российских предприятий автомобильной промышленности. Это обусловливает необходимость в разработке механизмов развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях глобализации экономики, обеспечивающих приращение добавленной стоимости как за счет увеличения доли операций по переработке при производстве автомобилей зарубежных марок, так за счет опережающего инновационного развития автомобилей отечественных марок. При этом только комплексная реализация указанных механизмов способна обеспечить инновационно-инвестиционную базу развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях глобализации экономики.

Разработка методов формирования, оценки и оптимизации бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях глобализации экономики, обеспечивающих международную конкурентоспособность российских предприятий, на наш взгляд, может быть осуществлена по следующему алгоритму.

На первом этапе, в процессе исследования теоретико-методологических основ эволюции бизнес-процессов в промышленности, с учетом определения содержания, сущности и методологических принципов развития бизнес-процессов в промышленности, выявляются тенденций развития бизнес-процессов в отраслях промышленности в условиях глобализации. На этой основе детально исследуются проблемы развития бизнес-процессов в отечествен-

ном автомобилестроении в условиях вступления России в ВТО и определяются пути их решения.

На втором этапе, связанном с анализом особенностей реализации технологий функционирования предприятий отечественного автомобилестроения в условиях глобализации экономики, на основе исходного анализа структуры и особенностей отечественного автомобилестроительного комплекса производятся исследования современного состояния и определяются перспективные направления развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ с учетом тенденции глобализации.

Решение указанных задач позволит сформировать подхода к оценке эффективности развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ в условиях вступления России в ВТО.

На третьем этапе исследований, посвященном совершенствованию механизмов развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях вступления России в ВТО производится анализ потенциальных механизмов развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении.

Результаты указанного анализа с учетом сформировать подхода к оценке эффективности развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе позволяют определить рациональный механизм развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях вступления России в ВТО.

В целом полученные результаты позволят сформировать методический инструментарий реализации рациональных механизмов развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении.

Реализация предложенного алгоритма позволит осуществить развитие экономических отношений, возникающих в процессе реализации механизмов развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении с учетом тенденций глобализации экономических процессов.

Литература:

1. Майкл Ротер, Джон Шук. Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности (2-е издание). - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

2. Майкл Хаммер, Лиза Хершман. Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов. - М.: Альпина Паблишер, 2012.

3. Репин Владимир. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

4. А. О. Блинов, О. С. Рудакова, В. Я. Захаров, И. В. Захаров. Реинжиниринг бизнес-процессов. - Юнити-Дана, 2010.

5. Кочетков А.Г. Новационные бизнес-процессы. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.