В-третьих, наличие двух спектральных максимумов, отражающих доли банков, реализующих в основном имитационные и улучшающие инновации, свидетельствует о том, что оцениваемые отечественные банки принадлежат различным выборкам (при условии, что исследованию были подвергнуты все банки - то есть, рассмотрена генеральная совокупность значений). А это значит, что для различных отечественных банков сохраняются неравные условия для осуществления деятельности вообще и инновационной деятельности, в частности.
В интересах инновационного развития банков на основе проведенных исследований была сформирована модель инновационного развития, представленная на рис. 3.
В основе предложенной модели лежит принцип сопряжения, присущий моделям инновационного развития третьего поколения ^3) Р. Россвелла.
Таким образом, предложенная модель инновационного разви-
тия банков предполагает поэтапное наращивание инновационной активности банков от уровня имитаций и рационализаций до улучшающих и кардинальных инноваций на основе синхронного анализа и учета в инновационной деятельности: новых рыночных потребностей в услугах банка, с одной стороны, и возможностей развития новых технологий предоставления услуг банка, с другой стороны.
Литература:
1. Зверев О.А. Современные инновации в области организационно-экономического развития коммерческого банка / Под общей ред. проф. А.Ю.Егорова. - М.: Изд-во «Палеотип», 2008.
2. Остапюк С.Ф. Инновации и экономический рост / Под ред. проф. К.И.Микульского. - М.: Наука, 2003.
3. Тебекин А.В. Формирование модели инновационного развития экономики. - М.: Риалтекс, 2008.
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
Попова Т.Е., аспирантка ФАОУ ДОУ ГАСИС
В статье рассматриваются вопросы построения модели инновационного развития бизнес-процессов в автомобильной промышленности. К традиционным моделям Д.Нортона и Р.Каплана а также модели качества Дж.Джурана предложено включение инновационной составляющей бизнес-процессов, оказывающей значительное влияние на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Ключевые слова: автомобильная промышленность, бизнес-процессы, модель, инновационные процессы, критерии эффективности.
FORMATION MODEL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF BUSINESS PROCESSES IN ENTERPRISES DOMESTIC AUTOMOTIVE
Popova T., the post-graduate student, FAOU DOU GASIS
The article deals with the construction of a model of innovative development of business processes in the automotive industry. D.Norton R.Kaplan traditional models and quality model proposed Dzh.Dzhuran inclusion innovative component of business processes that have a significant impact on the competitiveness of products.
Keywords: automotive, business process model, innovation, performance criteria.
В условиях жесткой конкурентной борьбы, достаточный объем российского сбыта позволяет не только последовательно увеличивать долю производственной составляющей, и, соответственно, добавленной стоимости отечественных предприятий при воспроизводстве автомобилей зарубежных марок, но и развивать производство автомобилей отечественных марок. Такое развитие базируется на повышении инновационной активности российских предприятий автомобильной промышленности и обусловливает необходимость разработки механизмов инновационного развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении. Формирование указанных механизмов обеспечит приращение добавленной стоимости как за счет увеличения доли операций по переработке при производстве автомобилей зарубежных марок, так за счет опережающего инновационного развития автомобилей отечественных марок.
Результаты анализ современного состояния и выявления перспективных тенденций развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ в условиях глобализации экономики позволили сформировать модель инновационного развития бизнес-процессов на предприятиях отечественного автомобилестроения.
Результаты анализа современного состояния и выявление перспективных направлений развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ позволили сформировать модель инновационного развития бизнес-процессов на предприятиях отечественного автомобилестроения.
Исходная схема, используемая для формирования модели инновационного развития бизнес-процессов на предприятиях отечественного автомобилестроения, приведены на рис.1.1
В предложенной схеме модель инновационного развития бизнес-процессов в автомобильной промышленности развивает на комплексной основе:
- модель системы сбалансированных показателей Д. Нортона и
Р. Каплана в части обеспечения сбалансированности основных и вспомогательных бизнес-процессов, с одной стороны,
- и модель триады качества Дж. Джурана в части бизнес-процессов развития и совершенствования, с другой стороны, применительно к выделенным перспективных направлений инновационного развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ.
Предлагаемая модель инновационного развития бизнес-процессов на предприятиях отечественного автомобилестроения предполагает помимо основных и вспомогательных бизнес-процессов, включающих инновации в области организации производственных процессов, реализацию перспективных технологий производства, организационно-технологические и сырьевые инновации, инновации в области планирования технологического обеспечения, выделить бизнес-процессы развития и совершенствования. Инновационное развитие бизнес-процессов в национальном автомобилестроении обеспечивается на основе введения четвертого блока в модель управления качества Джурана в виде блока развития. Данный блок основан на требовании постоянного изменения уровня приемлемого качества бизнес-процессов в автомобилестроении. Механизм реализации данного блока представлен на рис.22.
Изменение уровня приемлемого качества происходит с применением Форсайт-технологий в виде постановки конечной цели выделения этапов её достижения и в рамках бизнес-процессов развития и совершенствования реализации программы инновационного изменения качества бизнес-процессов в национальном автомобилестроении.
Контроль достижения поставленных целей и выделенных задач в рамках четвертого блока системы управления качеством происходит на базе модифицированной системы сбалансированных показателей Д. Нортона и Р. Каплана в виде выделения отдельного блока - инновации, отражающего не только внутренние процессы
Рис.1. Исходная схема, используемая для формирования модели инновационного развития бизнес-процессов на предприятиях
отечественного автомобилестроения.
и показатели инновационной активности, но и степень интеграции национальной автомобильной промышленности в мировое сообщество, уровень трансфера технологий и степень внешних проявлений эффективности инновационных бизнес-процессов в виде выходных параметров продукции национального автомобилестроения.
Разработанная модель требует адекватных механизмов оценки эффективности инновационного развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе России.
Формирование модели инновационного развития бизнес-процессов на предприятиях отечественного автомобилестроения позволило перейти к формированию методического подхода к оценке эффективности инновационного развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ.
Таким образом, в результате проведенных исследований сформирована модель инновационного развития бизнес-процессов в автомобильной промышленности, ориентированная на совершенствование:
- модели системы сбалансированных показателей Д. Нортона и Р. Каплана в части обеспечения сбалансированности основных и вспомогательных бизнес-процессов внутри циклов реализации биз-
Рис.2. Модифицированная модель управления качеством бизнес-процессов.
1 Сформирован автором.
2 Сформирован автором.
нес-процессов, с одной стороны,
- модели триады качества Дж. Джурана в части развития и совершенствования бизнес-процессов между циклами их реализации, с другой стороны.
Исследования показывают, что существующие критерии оценки эффективности развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ не отражают инновационную составляющую.
В связи с этим, предложен обобщенный критерий оценки эффективности инновационного развития бизнес-процессов в автопроме России:
тг тг тг тг тг
Кэ — Кх • К2 • К3 • К4 ■
(1)
где
- групповой критерий эффективности результатов реализации бизнес-процессов через выходные параметры продукции, добавленную ценность и степень удовлетворенности потребителя;
К2 - групповой критерий результативности бизнес-процессов
как соотношение запланированных и фактических результатов бизнес-процессов предприятий отечественного автопрома по объемам, ассортименту и технологической конкурентоспособности производства предприятий отечественной автомобильной промышленности;
Кз - групповой критерий гибкости бизнес-процессов предприятий отечественного автопрома к изменениям рыночной конъюнктуры в условиях глобализации;
К4 - групповой критерий уровня интегрированности системы
управления бизнес-процессами предприятий отечественного автопрома.
Каждый групповой критерий эффективности инновационного развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ представляет собой мультипликативную модель вида:
(2)
где К^ - частный критерий эффективности инновационного
развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ в _]-ой группе по 1-ой составляющей.
При этом мультипликативный характер критериев (1) и (2) обеспечивает учет синергетического эффекта при оценке эффективности инновационного развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ.
Каждый частный критерий эффективности инновационного развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе
РФ К представляет собой универсальную комбинацию статических и динамических показателей инновационного развития бизнес-процессов по 1-ой составляющей:
U.
и
e ij
dUdU
fij . mij
dt ‘
dt
(3)
где и ^ - фактический уровень развития 1-ой составляющей
оценки бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ в _]-ой группе;
и ец - эталонный уровень развития 1-ой составляющей оценки эффективности бизнес-процессов в мировом автопроме в _]-ой группе;
Wfij
dt
- приращение фактического уровня развития 1-ой
составляющей оценки эффективности бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ в j-ой группе;
Mmij
dt
приращение среднего уровня развития 1-ой со-
ставляющей оценки эффективности бизнес-процессов в мировом автопроме в j-ой группе.
В качестве частных критериев эффективности инновационного развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ Кц , например, по группе критериев эффективности результатов реализации бизнес-процессов через выходные параметры продукции рассматриваются:
- расход топлива на единицу объема двигателя на километр пробега,
- качество потребляемого топлива,
- уровень эргономичности,
- уровень экологической безопасности,
- уровень технической безопасности,
- абсолютные и динамические характеристики скорости,
- уровень аэродинамичности и др.
Таким образом, в результате проведенных исследований научно обоснован подход к оценке эффективности инновационного развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе России, базирующийся на использовании системы показателей:
- эффективности реализации бизнес-процессов через выходные параметры продукции, добавленную стоимость и степень удовлетворенности потребителя;
- результативности бизнес-процессов как соотношения запланированных и фактических результатов по объемам, ассортименту и динамике конкурентоспособности производства предприятий автомобильной промышленности;
- гибкости бизнес-процессов предприятий отечественного автопрома к изменениям рыночной конъюнктуры в условиях глобализации;
- уровня интегрированности системы управления бизнес-процессами предприятий отечественного автопрома.
Литература:
1. Рядовой Н.Н. Переход на инновационный путь становления производства на основе качественного развития кадрового потенциала предприятия (на примере холдинга АМО ЗИЛ).// Вестник Московского Университета МВД России. № 3. - 2010.
2. Астафьева И.А., Широкова Л.В. Социально-экономические тенденции развития автомобильной промышленности // М.: Изд-во «Машиностроение», «Справочник Инженерный журнал», №12,
2010. С. 25-29.
3. Кузнецов М. Ю. Особенности разработки государственных отраслевых стратегий развития (на примере автомобилестроения).
- М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2008.
4. Зверев, А.В. Стратегия инновационного развития экономики России: роль финансовой и банковской системы (по материалам международной научно-методической конференции “Формирование современной образовательной среды уровневой подготовки экономистов”) // Деньги и кредит. - 2008. - № 7.
5. Плехова Ю.О. Экономико-организационные особенности использования резервов развития промышленного предприятия в постиндустриальной экономике / Ю.О. Плехова: Монография. М.: Институт экономики РАН, 2006. 279 с.
6. Парадо А.О. Инновационные методы повышения эффективности управления компаниями отечественной автомобильной промышленности. Научно-практический межотраслевой журнал «Интеграл» выпуск №2, -М.: 2010 г., с. 37-40.
7. Никифорова Л.Е., Леонов В.В. Концептуальная модель системы публичного управления социально-экономическим развитием территории // Сибирская финансовая школа. 2012. № 3.
8. Кретов С.И. Методология и практика исследования социально-экономических явлений в свете теории сложных систем. // «Путеводитель предпринимателя. Научно-практическое издание». Выпуск XV. Москва, Российская Академия предпринимательства, 2012.
9. Антонов А.С. Определение потенциала системы управления инвестициями на инновационных предприятиях Российской Федерации // Вестник Российской академии естественных наук. -
2011. - №4.