Научная статья на тему 'Формирование модели инновационного развития коммерческих банков'

Формирование модели инновационного развития коммерческих банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИЕ ИННОВАЦИИ / УЛУЧШАЮЩИЕ ИННОВАЦИИ / КАРДИНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / INNOVATION / MANAGEMENT SYSTEM / INNOVATIVE ACTIVITY / RATIONALIZATION INNOVATIONS HAVE INNOVATIONS / RADICAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапачева И. В.

В статье рассмотрены характер и уровень организации инновационной деятельности в коммерческих банках, построена модель их инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сапачева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING A MODEL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF COMMERCIAL BANKS

The article describes the nature and level of organization of innovation in commercial banks, a model of innovation.

Текст научной работы на тему «Формирование модели инновационного развития коммерческих банков»

нии выпуска необходимых объемов конечного продукта обладающего передовыми свойствами, что определяет интенсивный путь экономического развития.

Экстенсивный цикл хозяйственного развития располагается в нижней части экономической спирали. Уровень финансирования экстенсивного развития определяется объемами реализации традиционного продукта с уровнем качества (К!) на товарном рынке (М^. Далее полученный уровень финансирования направляется на организацию ресурсного обеспечения, определяющего загрузку производственных мощностей (Р^ с целью выпуска требуемых объемов конечного продукта (П^ с уровнем качества (К!) в соответствии с требованиями рынка (М^.

Период развития традиционного экономического цикла соответствует периоду времени (Дх)- В течение этого временного интервала уровень общественных потребностей изменился от значения качества продукта (К!) до уровня (К2), причем (К^К^. В этих обстоятельствах партии готового продукта (П^ с уровнем качества (К!) продолжают поступать на товарный рынок (М^, и в ситуации когда общество игнорирует традиционный товар происходит затоваривание складских помещений, т.е. наступает кризис перепроизводства (С).

В данных обстоятельствах общество вынуждено приступить к поиску новых технологических решений, которые сформируют новые качественные и количественные свойства конечного продукта необходимые для текущего уровня экономического развития. С этой целью мобилизуются интеллектуальные и духовные ресурсы человеческого сообщества для поиска инновационных решений, которые заключаются в активизации проектной деятельности (ДТ) по модификации конечного продукта и модернизации средств производства. Уровень финансового обеспечения этих процессов с случае отсутствия возможностей самофинансирования основывается на организации долговых обязательств и кредитных линий ^), что

означает начало процесса выполнения инновационного цикла обозначенного сплошной линией.

Далее полученное дополнительное ресурсное обеспечение направляется на выполнение задачи по модернизации средств производства (Р2), которое способно выпускать инновационный продукт (П2) с уровнем качества (К2). Поступление первых партий нового продукта (К2) на товарный рынок (М2) полностью удовлетворяют текущие требования общественного развития и компенсируют финансовые издержки инвесторов определяющих сбалансированное развитие инновационного и инвестиционного циклов.

Инновационный цикл определяет интенсивный период развития экономической спирали до момента полного соответствия общественных потребностей и производственных возможностей. Далее традиционный экономический цикл определяет экстенсивный период развития экономической спирали до момента начала не соответствия или дисгармонии общественных потребностей и возможностей. В процессе экономического развития хозяйствующего субъекта происходит непрерывная смена интенсивного и экстенсивного периодов производственных отношений, что формирует направление и величину вектора стратегического развития.

Литература:

1. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. М.: Изд-во ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009 г.

2. Сельсков А.В. Система сбалансированного развития инновационного, инвестиционного и производственного процессов промышленной корпорации. Изд-во «Риалтекс», 2009, 15 п.л.

3. Хаберлер Г. Процветание и депрессия. Теоретический анализ циклических колебаний. Челябинск: Изд-во «СОЦИУМ», 2008 г.

4. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М: «Издательствово «Эксмо», 2008 г.

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Сапачева И.В., соискатель Института мировой экономики и информатизации

В статье рассмотрены характер и уровень организации инновационной деятельности в коммерческих банках, построена модель их инновационного развития.

Ключевые слова: инновационная деятельность, система управления, инновационная активность, рационализаторские инновации, улучшающие инновации, кардинальные инновации.

FORMING A MODEL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF COMMERCIAL BANKS

Sapacheva I., the applicant, Institute of World Economy and Informatization The article describes the nature and level of organization of innovation in commercial banks, a model of innovation.

Keywords: innovation, management system, innovative activity, rationalization innovations have innovations, radical innovations.

Система организации инновационной деятельности банка может быть рассмотрена как составная часть общей системы управления деятельностью банка, представленной на рис. 1. В системе управления деятельностью банка цепь операций основного производства, начиная от каналов взаимодействия с конечными потребителями, и заканчивая каналами связи с внешними финансовыми системами, поддерживается системой обеспечивающего производства, включающей: подсистему корпоративного управления и подсистему управления взаимоотношениями с клиентами.

Проведенные исследования показали, что характер организации инновационной деятельности в отечественных банках имеет традиционную схему обслуживания функций, представленную в табл. 1.

Статистические исследования уровня организации инновационной деятельности в 940 отечественных банках на основе оценок эффективности инвестиций в инновации различной степени радикальности показали (рис. 2), что:

- часть банков (порядка 16%) практически не осуществляет инновационную деятельность, фактически реализуя экстенсивный путь развития с отрицательным эффектом интенсификации (Э с ОЭ);

- наибольшая часть банков (порядка 36%) осуществляет в основном имитацию заимствованных инноваций, не приносящих дол-

жного положительного эффекта, фактически реализуя преимущественно экстенсивный путь развития (ПЭ);

- определенная часть банков (порядка 14%) осуществляет в основном рационализаторские инноваций (РИ), приносящие небольшой положительный эффект;

- значительная часть банков (порядка 32%) осуществляет в основном улучшающие инноваций (УИ), приносящие определенный положительный эффект;

- минимальная часть банков (порядка 2%) осуществляет в основном кардинальные инноваций (КИ), приносящие высокий положительный эффект.

Проведенные исследования уровня организации инновационной деятельности в отечественных банках позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, общий средний уровень организации инновационной деятельности в отечественных банках достаточно низок и находится между имитационными и рационализаторскими инновациями.

Во-вторых, доля банков, осуществляющих в основном кардинальные инновации (около 2%), в условиях построения инновационной экономики недопустимо мала.

2

С/Э

►-а

О

С ¡уз —(

2

И

¡уз

¡уз

С

¡уз

¡УЗ —(

>

Г

Каналы взаимодействия с конечными потребителями (начиная от каналов прямого соединения с биржевыми площадками и заканчивая каналами связи по предоставлению услуг банк-клиента)

Фронт-офис (предоставление услуг от депозитарных до управления фондовыми операциями)

Мидл-офис (начиная от подсистемы управления активами и заканчивая подсистемой управления кредитными рисками)

о к я

о о

ч Й

о

р £ 5

к ГО О

V: Ч го

к х к

н к <ь ч р

л р я

а го о

о X 43

Я а а

о КС о я о 45

О Р

К 43 Ч

о Р 5

н С 03

8 О X о

о X ч

Ыс X о

43 го

к X а

о 43 45

р р

О 03

го X

гг о О

П) и X

и 5

* £

2 К ,,—ч

а из и:

гп Р р

ч Я X

со Р X

X X

X р

к га

го р » о ч

Бэк-офис (начиная с банковского обслуживания по кредитам и заканчивая банковским обслуживанием по бондовым операциям)

Подсистема учета (начиная от учета кредитования юридических и физических лиц и заканчивая учетом хозяйственной деятельности банка)

Подсистема хранилища данных (начиная от курсов котировок и заканчивая сведениями о

клиентах)

XX

го

из

р

к 2 к я и а

о X о

(Т> го ь

О» я X о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кс ч ч 5

о к Р О

ч го е- 2 Н Л

к м к я р 5 5 2 &9

о о о к к к Р5 О X V! а "О

о я н &9

нЗ я ¡=1 к а> 43 Р н СО <6

к И а

го р 5 ч о го X ч р а а

Е к 2 я и

к из 5 &9

2 р /—V а

к р К 2

о р к я я к X X го К к ¡Я о о н а о Е

о о

к -а р ч а> к о ч О) 2 ч о к о ч л а а а 2

X о о 5

ч КС

р го Г5

£

Каналы связи с внешними финансовыми системами (начиная от центра электронных договоров российской торговой системы, и заканчивая расчетной палатой межбанковской валютной биржи)

ЭКОНОМИКА

Таблица 1. Характер организации инновационной деятельности в отечественных банках

Этап Содержание действий по организации инновационной деятельности

Маркетинг Общий анализ развития рынка. Анализ процессов развития инновационной деятельности конкурентов. Сбор предложений и инициатив развития банка внешней и внутренней направленности. Анализ внутренних возможностей и возможностей привлечения внешних ресурсов для реализации предложений и инициатив инновационного развития банка. Сценарный анализ перспективного развития инновационной деятельности банка.

НИР Формирование базового варианта модели инновационного развития банка. Разработка инновационных продуктов (услуг), методами физикоматематического моделирования. Разработка функциональной или процессной модели управления. Имитационное моделирование процессов функционирования разработок. Разработка макетного образца инновационного продукта (системы предоставления инновационных услуг)

ОКР Выбор площадки для тестирования инновационной разработки. Формирование опытной системы предоставления инновационного продукта (услуги). Тестирование инновационной разработки. Подготовка комплекта нормативно-технологической документации на инновационную разработку

Внедрение Формирование плана внедрения инновационной разработки. Подготовка, обучение и мотивация персонала, участвующего в процессе внедрения инновационной разработки. Запуск «пилотного» проекта инновационной разработки. Контроль функционирования «пилотного» проекта по данным мониторинга. Анализ и оценка эффективности результатов внедрения. Принятие решения о запуске банковской инновации в производство. Доработка комплекта нормативно-технологической документации на инновационную разработку

Рис. 3. Модель инновационного развития коммерческих банков.

В-третьих, наличие двух спектральных максимумов, отражающих доли банков, реализующих в основном имитационные и улучшающие инновации, свидетельствует о том, что оцениваемые отечественные банки принадлежат различным выборкам (при условии, что исследованию были подвергнуты все банки - то есть, рассмотрена генеральная совокупность значений). А это значит, что для различных отечественных банков сохраняются неравные условия для осуществления деятельности вообще и инновационной деятельности, в частности.

В интересах инновационного развития банков на основе проведенных исследований была сформирована модель инновационного развития, представленная на рис. 3.

В основе предложенной модели лежит принцип сопряжения, присущий моделям инновационного развития третьего поколения ^3) Р. Россвелла.

Таким образом, предложенная модель инновационного разви-

тия банков предполагает поэтапное наращивание инновационной активности банков от уровня имитаций и рационализаций до улучшающих и кардинальных инноваций на основе синхронного анализа и учета в инновационной деятельности: новых рыночных потребностей в услугах банка, с одной стороны, и возможностей развития новых технологий предоставления услуг банка, с другой стороны.

Литература:

1. Зверев О.А. Современные инновации в области организационно-экономического развития коммерческого банка / Под общей ред. проф. А.Ю.Егорова. - М.: Изд-во «Палеотип», 2008.

2. Остапюк С.Ф. Инновации и экономический рост / Под ред. проф. К.И.Микульского. - М.: Наука, 2003.

3. Тебекин А.В. Формирование модели инновационного развития экономики. - М.: Риалтекс, 2008.

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ

Попова Т.Е., аспирантка ФАОУ ДОУ ГАСИС

В статье рассматриваются вопросы построения модели инновационного развития бизнес-процессов в автомобильной промышленности. К традиционным моделям Д.Нортона и Р.Каплана а также модели качества Дж.Джурана предложено включение инновационной составляющей бизнес-процессов, оказывающей значительное влияние на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, бизнес-процессы, модель, инновационные процессы, критерии эффективности.

FORMATION MODEL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF BUSINESS PROCESSES IN ENTERPRISES DOMESTIC AUTOMOTIVE

Popova T., the post-graduate student, FAOU DOU GASIS

The article deals with the construction of a model of innovative development of business processes in the automotive industry. D.Norton R.Kaplan traditional models and quality model proposed Dzh.Dzhuran inclusion innovative component of business processes that have a significant impact on the competitiveness of products.

Keywords: automotive, business process model, innovation, performance criteria.

В условиях жесткой конкурентной борьбы, достаточный объем российского сбыта позволяет не только последовательно увеличивать долю производственной составляющей, и, соответственно, добавленной стоимости отечественных предприятий при воспроизводстве автомобилей зарубежных марок, но и развивать производство автомобилей отечественных марок. Такое развитие базируется на повышении инновационной активности российских предприятий автомобильной промышленности и обусловливает необходимость разработки механизмов инновационного развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении. Формирование указанных механизмов обеспечит приращение добавленной стоимости как за счет увеличения доли операций по переработке при производстве автомобилей зарубежных марок, так за счет опережающего инновационного развития автомобилей отечественных марок.

Результаты анализ современного состояния и выявления перспективных тенденций развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ в условиях глобализации экономики позволили сформировать модель инновационного развития бизнес-процессов на предприятиях отечественного автомобилестроения.

Результаты анализа современного состояния и выявление перспективных направлений развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ позволили сформировать модель инновационного развития бизнес-процессов на предприятиях отечественного автомобилестроения.

Исходная схема, используемая для формирования модели инновационного развития бизнес-процессов на предприятиях отечественного автомобилестроения, приведены на рис.1.1

В предложенной схеме модель инновационного развития бизнес-процессов в автомобильной промышленности развивает на комплексной основе:

- модель системы сбалансированных показателей Д. Нортона и

Р. Каплана в части обеспечения сбалансированности основных и вспомогательных бизнес-процессов, с одной стороны,

- и модель триады качества Дж. Джурана в части бизнес-процессов развития и совершенствования, с другой стороны, применительно к выделенным перспективных направлений инновационного развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ.

Предлагаемая модель инновационного развития бизнес-процессов на предприятиях отечественного автомобилестроения предполагает помимо основных и вспомогательных бизнес-процессов, включающих инновации в области организации производственных процессов, реализацию перспективных технологий производства, организационно-технологические и сырьевые инновации, инновации в области планирования технологического обеспечения, выделить бизнес-процессы развития и совершенствования. Инновационное развитие бизнес-процессов в национальном автомобилестроении обеспечивается на основе введения четвертого блока в модель управления качества Джурана в виде блока развития. Данный блок основан на требовании постоянного изменения уровня приемлемого качества бизнес-процессов в автомобилестроении. Механизм реализации данного блока представлен на рис.22.

Изменение уровня приемлемого качества происходит с применением Форсайт-технологий в виде постановки конечной цели выделения этапов её достижения и в рамках бизнес-процессов развития и совершенствования реализации программы инновационного изменения качества бизнес-процессов в национальном автомобилестроении.

Контроль достижения поставленных целей и выделенных задач в рамках четвертого блока системы управления качеством происходит на базе модифицированной системы сбалансированных показателей Д. Нортона и Р. Каплана в виде выделения отдельного блока - инновации, отражающего не только внутренние процессы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.