Научная статья на тему 'Информационное обеспечение инновационных и маркетинговых бизнес-процессов инжиниринговых центров'

Информационное обеспечение инновационных и маркетинговых бизнес-процессов инжиниринговых центров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНЖИНИРИНГОВЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шушкин Михаил Александрович

На современном этапе развития отрасли автомобилестроения информационное обеспечение инновационных и маркетинговых бизнес-процессов инжиниринговых центров получает все большее значение. Совершенствование информационного обеспечения вносит огромный вклад в интеграцию отрасли автомобилестроения в международное разделение труда, а также в процесс вхождения автомобильных предприятий в соответствующие инновационно-производственные сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение инновационных и маркетинговых бизнес-процессов инжиниринговых центров»

Информационное обеспечение инновационных и маркетинговых бизнес-процессов инжиниринговых центров

Шушкин Михаил Александрович

д.э.н., доцент, заведующий каф. «Маркетинг» ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Нижний Новгоро

mshushkin@hse.ru

Аннотация

На современном этапе развития отрасли автомобилестроения информационное обеспечение инновационных и маркетинговых бизнес-процессов инжиниринговых центров получает все большее значение. Совершенствование информационного обеспечения вносит огромный вклад в интеграцию отрасли автомобилестроения в международное разделение труда, а также в процесс вхождения автомобильных предприятий в соответствующие инновационно-производственные сети.

Annotation

At the present stage of development of the automotive industry information provision and marketing of innovative business process engineering centers is becoming increasingly important. Improving information support makes a huge contribution to the integration of the automotive industry in the international division of labor, as well as in the process of entering the automobile enterprises in the relevant innovation and production networks.

Ключевые слова: инновации, информация, информационное обеспечение инновационной деятельности, инжиниринговый центр, innovation and marketing business processes.

Keywords: innovation, information, information technology for innovation, engineering œnter, innovation and marketing business processes.

Введение

В настоящее время, рассматривая вопрос индустриального партнерства инжиниринговых центров, на примере российских автомобильных производителей, можно выделить следующий набор стратегий:

- интегрирование;

- покупка лицензий;

- контрактное производство;

- имитирование.

Все приведенные выше стратегии в условиях глобальной конкуренции практически невозможно реализовать без вовлечения реализующих их предприятий в инновационные и маркетинговые бизнес-процессы на международном уровне. Взаимодействие инжиниринговых центров в автомобильной сфере в вышеуказанных процессах возможно благодаря прикладным инструментам. Одним из основополагающих инструментов является «Управление планированием жизненного цикла продукции (PLM)», т.е. информационное обеспечение инновационных и маркетинговых бизнес-процессов.

Информационное обеспечение инновационных и маркетинговых бизнес-процессов инжиниринговых центров

В разрезе выбранного нами инструментария (PLM) рассмотрим понятие жизненного цикла. Жизненный цикл, как его определяет стандарт ISO 9004-1 - «это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта». Исходя из вышеизложенного, любой жизненный цикл состоит из этапов, обладающих своими характеристиками и особенностями, которые необходимо

учитывать для качественной разработки, поддержки, а также снятия продукта с производства.

Управление планирования жизненного цикла продукции состоит из базовых стандартов и технологий (средства визуализации и интеграции, XML и другие); базовых приложений, которые управляют информацией и документооборотом; специализированных отраслевых решений; а также методов и средств авторинга (например, CAM).

Вышеуказанная система является залогом для информационного обеспечения инновационных и маркетинговых процессов всех участников производственной сети, а именно - заказчиков, поставщиков, структурных подразделений самого производителя. В автомобильной отрасли PLM представляет собой информационную сеть в сфере автокомпонентов и автомобилей. Интегратором данной сети может являться любая крупная автомобилестроительная компания. Модульный принцип работы обеспечивает информационной сети разнообразие участников, свободу их действий и позволяет принимать нестандартные решения. Единый результат, а также строго установленные правила взаимодействия позволяют обеспечивать общность информационной сети. Сочетание вышеуказанных факторов поддерживает интеграционные процессы с учетом высокого разнообразия ресурсов и параллельной инновационной деятельности участников сети [1, 2, 3, 4, 5].

Разнообразие хозяйствующих субъектов автомобилестроительной отрасли позволяет нам поставить их функции в зависимость от стадий жизненного цикла. Инициация разработки продукта; определение концепции продукта; проектирование; разработка технологии производства продукта; производство продукта; эксплуатация и утилизация продукта - это основные этапы, на которые имеет смысл разделить жизненный цикл, исходя из концепции индустриального сотрудничества (рисунок 1).

Далее рассмотрим основные функции предприятий применительно к каждому выделенному этапу.

Маркетинговая аналитика и исследование потребителей лежат в основе все основополагающих управленческих решений, именно поэтому данная функция реализуется на всех этапах жизненного цикла. Возможен вариант, когда вышеуказанная функция передается для выполнения специализированной организации на аутсорсинг. Однако собственные маркетинговые службы, способные качественно выполнять свои функции, обеспечивают более эффективное принятие решений.

Программный менеджмент также является функцией, которая занимает важное место на протяжении всего жизненного цикла продукции и координирует всех участников инновационных и маркетинговых бизнес-процессов инжиниринговых центров, возникающие в процессе изготовления продукции. Вышеуказанная функция является основополагающей, и ее передача на аутсорсинг является нецелесообразной. Оперативность и быстрое реагирование на любые рыночные изменения достигаются путем построения программного менеджмента по матричному принципу.

разработки \ концепции \ Проектирование продукта ! продукта ! продукта 1 1 • 1 1 1 производства продукта Производство продукта Эксплуатация и утилизация

1 1 ■ 1 I I V-

Исследование потребителей и маркетинговая аналитика

Программный менеджмент

1

Решения по продуктовому портфелю

> Разработка концепции продукции 1

Стандартизация и сертификация материалов и автокомпонентов

Формирование и управление цепью поставок автокомпонентов

Разработка дизайна

Моделирование продукта

Разработка базовой платформы

Разработка автокомпонентов

Разработка электроники и программного обеспечения

- функции, реализуемые ОЕМ-производителем

- функции, передаваемые ОЕМ-производнтелем на аутсорсинг

Разработка технологии производства

Производство

Сервис и утилизация

Рисунок 1 - Реализация функций управления разработкой и производством на автомобилестроительном предприятии на основе РЬМ - концепции

Обращаясь к первым этапам жизненного цикла продукции, стоит особое внимание уделить двум следующим функция - решения по продуктовому портфелю и разработка концепции продукции. Продуктовый портфель определяется на управленческом уровне, современные тенденции в автомобильной сфере характеризуются проектированием единой базы для различных кузовов автомобиля. Вышеуказанное решение позволяет охватить максимальное количество рыночных сегментов путем минимальных вложений. Таким образом автомобили различных типов: «джип», «пикап», «минивэн», «седан» и «универсал», выпускаются на единой базе. Аналогичное решение возможно применить и иначе - производство различными брендами автомобилей на единой базе.

Для разработки концепции продукции используются рассмотренные выше маркетинговые исследования, а также решения, принятые по продуктовому портфелю. Данная функция заключается в определении потребительских характеристик продукции и их реализацию в конкретных решениях, в сфере автомобилестроения - выбора типа кузова, набора двигателей, различных комплектаций модели и так далее. Разработка концепции продукции - принципиально важная функция, которая не может быть передана на аутсорсинг.

Процесс стандартизации и сертификации материалов и компонентов -залог качества изготавливаемой продукции, так в сфере отечественного автомобилестроения выявлено, что брак чаще всего возникаем именно по причине поставке некачественных автокомпонентов. На международном уровне эту проблему решают путем ознакомления с международными сертификатами поставщиков. Самым распространенным стандартом на сегодняшний день является ИСО 14000 [6, 7, 8, 9]. Стандартизация и сертификация затрагивает все этапы жизненного цикла производства продукции начиная с взаимодействия с поставщиками и продолжая формированием сбытовой и сервисной сетей.

На основании проведенной сертификации осуществляются такие функции как формирование и управление цепью поставок автокомпонентов. Управление планирования жизненного цикла продукции подразумевает собой выбор поставщика, способного на разработку и усовершенствование компонентов, а не только на их выпуск. Разработкой автокомпонентов в PLM-концепции занимаются их производители, а не ОЕМ-производитель, благодаря чему у предприятий существует право выбора инновационных продуктов среди наиболее конкурентоспособных.

Разработкой дизайна и автокомпонентов, моделированием продукции, а также разработкой электроники и программного обеспечения, чаще всего занимаются специализированные компании, которым эти функции передаются на аутсорсинг. Разработкой базовой платформы автомобиля и технологии производства занимаются собственные конструкторские бюро предприятий, т.к. от основных комплектующих зависит дальнейшая конкурентоспособность продукции.

В современной практике встречаются случаи, когда производство продукции также передается на аутсорсинг, подобным примером является выход на рынки КНР, РФ, а также - передача производства устаревшей продукции.

Информационное обеспечение инновационных и маркетинговых бизнес-процессов состоит из (рисунок 2):

- работа с базами интеллектуальной собственности предприятия-интегратора;

- управление процессом разработки автокомпонентов и автомобильных технологических баз;

- управление проектами и программами;

- интеграция инновационной деятельности с поставщиками автокомпонентов;

- визуализация жизненного цикла продукции.

Реализация основных PLM направлений осуществляется на основе специализированного программного обеспечения (CATIA PLM Express, Teamcenter и других).

Информационное обеспечение инновационных и маркетинговых бизнес-процессов инжиниринговых центров включает в себя:

- результаты проведенной маркетинговой аналитики и требования к разработке продукции;

- данные и графики планирования проектов по всем этапам жизненного цикла продукции;

- государственные стандарты, связанные с разработкой продукции;

- результаты мониторинга реализации проектов по разработке и производству продукции;

- систематизация инженерных данных по реализуемым проектам;

- коммуникационный блок, который позволяет информировать всех участников проекта об изменениях и корректировках;

- дерево иерархии состава технологической базы с разбивкой на автокомпоненты и автокомплектующие;

- программное обеспечение, на основе которого производится автоматизированная работа с поставщиками;

- инструменты моделирования, создания прототипов и имитации процессов производства;

- инструменты информационной поддержки предпродажной подготовки и сервисного обслуживания.

Заключение

Информационное обеспечение инновационных и маркетинговых бизнес-процессов инжиниринговых центров позволяет осуществить интеграцию отрасли автомобилестроения в международное разделение труда, а также вхождение автомобильных предприятий в соответствующие инновационно-производственные сети, что является важнейшим фактором выживания отрасли автомобилестроения.

Библиографический список

1. Акмаева, Р.И. Менеджмент организации на основе принятия новой управленческой парадигмы / Р.И.Акмаева // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №11.

2. Виханский, О.С. Менеджмент: век XX - век XXI: сборник статей / О.С.Виханский, А.И.Наумов, А.Окумура и др.; под ред. О.С.Виханский, А.И.Наумов; сост. И.А.Петровская / Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. Высшая школа бизнеса. - М.: Экономистъ, 2004. - 334 с.

3. Владимирова, И.Г. Классификация стратегий развития автомобилестроительных компаний в современном мире и перспективы отечественного автопрома / И.Г.Владимирова, А.В.Дубинский // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - №1.

4. Львов, Д.Г. Региональная политика как фактор экономического роста / Д.Г.Львов // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - №1. -С. 21.

5. Мазур, И.И Реструктуризация предприятий и компаний: справочное пособие / И.И.Мазур. - М.: Высшая школа, 2000.

6. Goold, M. The (limited) role of the board / M.Goold // Long range planning. - 1996. - Vol. 29. - №4. - P. 572-575.

7. Макридакис, С. Менеджмент в XXI веке. Новые технологии и человек / С.Макридакис. - М.: ЮНИТИ, 2003.

8. Маршалл, А. Принципы экономический науки / А.Маршалл. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.

9. Смольянова, Е.Л. Управление инновационными изменениями: монография / Е.Л.Смольянова, Ю.В.Журавлев, А.Н.Лазарев. - Воронеж: ВГТА, 2010. - 180 с.

10. Тироль, Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности / Ж.Тироль; под ред. В.М.Гальперина, Л.С.Тарасевича. -СПб.: «Экономическая школа, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.