Научная статья на тему 'Совершенствование механизмов инновационного развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях вступления России в ВТО'

Совершенствование механизмов инновационного развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ВТО / MECHANISM / INNOVATION PROCESSES / BUSINESS PROCESSES / THE AUTOMOTIVE INDUSTRY / THE WTO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Т. Е.

Рассматривается разработка механизма инновационного развития бизнес-процессов в автомобильной промышленности, а также даны практические рекомендации по его реализации в условиях вступления России в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING MECHANISMS FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF BUSINESS PROCESSES IN THE LOCAL CAR IN RUSSIA’S WTO ACCESSION

We consider the development of an innovative mechanism for the development of business processes in the automotive industry, as well as practical recommendations for its implementation in terms of Russia’s accession to the WTO.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизмов инновационного развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях вступления России в ВТО»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Попова Т.Е., аспирантка ФАОУ ДОУ ГАСИС

Рассматривается разработка механизма инновационного развития бизнес-процессов в автомобильной промышленности, а также даны практические рекомендации по его реализации в условиях вступления России в ВТО.

Ключевые слова: механизм, инновационные процессы, бизнес-процессы, автомобильная промышленность, ВТО.

IMPROVING MECHANISMS FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF BUSINESS PROCESSES IN THE LOCAL CAR IN RUSSIA’S WTO ACCESSION

Popova T., the post-graduate student, FAOU DOU GASIS

We consider the development of an innovative mechanism for the development of business processes in the automotive industry, as well as practical recommendations for its implementation in terms of Russia s accession to the WTO.

Keywords: mechanism, innovation processes, business processes, the automotive industry, the WTO.

Отечественное автомобилестроение в условиях глобализации экономики одним из первых в нашей стране преступило к масштабной реализации бизнес-процессов, связанных с производством на территории Российской Федерации автомобилей ведущих мировых марок Toyota, Nissan, VoIkswagen, Renault, BMW и др.

В то же время, в отечественном машиностроении продолжают сохраняться проблемы формирования механизмов эффективного инновационного развития.

Во-первых, эффективное инновационное развитие бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении объективно затруднено в связи с существенным (до 85-90%) физическим износом и моральным устареванием производственных фондов и, соответственно, используемых производственных технологий.

Во-вторых, при реализации бизнес-процессов по производству автомобилей ведущих мировых марок в России сохраняется проблема недостаточного участия отечественных предприятий в производственной цепочке создания добавленной стоимости, что во многом обусловлено проблемой обеспечения приемлемого уровня качества производства, напрямую связанного с уровнем квалификации персонала. Этот фактор также существенно сдерживает инновационное развитие бизнес-процессов.

В-третьих, приобретенный опыт производства автомобилей ведущих мировых компаний в России, к сожалению так и не был перенесен на производство отечественных марок в целом, что также не способствует инновационному развитию бизнес-процессов.

В-четвертых, при вступлении в ВТО для эффективной реализации предоставляющихся возможностей, перед Россией остро стоит задача доказательства конкурентоспособности бизнес-процессов отечественного автомобилестроения не только благодаря масштабному рынку сбыта, но и благодаря преимуществам звеньев производственной цепочки по соотношению цены и качества, базирующихся на инновационном развитии бизнес-процессов.

При совершенствовании механизмов инновационного развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении проведен анализ потенциальных механизмов инновационного развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении.

Анализ известных работ показал, что применительно к проблеме инновационного развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении задача систематизации потенциальных механизмов не решена.

В этой связи за основу была принята схема факторов социально-экономического развития и конкурентоспособности ресурснотехнологического комплекса (рис.1).

Учитывая необходимость поиска динамических, комплексных (внутренних и внешних), интенсивных позитивных комбинированных (жестких и мягких) изменений при решении проблемы инновационного развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении, была сформирована логическая цепочка, определяющая состав потенциальных механизмов инновационного развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении (рис.2)1.

Рис.1. Схема факторов социально-экономического развития и конкурентоспособности ресурсно-технологического комплекса.

Группы бизнес-процессов

-Li- ■U -11

Частные бизнес- Частные бизнес- Частные бизнес-

процессы процессы процессы

развития и осуществления вспомогательные

совершенствован основной

ИЯ деятельности

JL - 1 4.J-

Потенциальные механизмы инновационного развития частных бизнес-процессов

1

Ограничения, распространяющиеся на механизмы инновационного развития частных бизнес-процессов:

- динамичность,

- комплексность (внутренние и внешние),

- интенсивность при позитивности;

- комбинаторность (сочетание жестких и мягких механизмов)

Рис.2. Логическая цепочка, определяющая состав потенциальных механизмов инновационного развития бизнес-процессов в

отечественном автомобилестроении.

Таким образом, рассматриваемая триада группы бизнес-процессов детализируется на частные бизнес-процессы, для которых анализируются потенциальные механизмы с учетом заданных ограничений. На следующей фазе производится обратная операция -интеграции частных механизмов с целью поиска варианта наиболее эффективного селективного воздействия. С этой целью в работе решалась задача определении рациональных механизмов инновационного развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении.

На основе проведенных исследований был предложен рациональный механизм инновационного развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении, включающий совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных блоков (рис.32), оказывающих наибольшее селективное воздействие на инновационное развитие бизнес-процессов.

В качестве фильтра, определяющего эффективность комбинаций тех или иных рычагов воздействий, выступает критерий оценки эффективности инновационного развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ (рис.3).

Именно этот фильтр позволяет отобрать из потенциальных механизмов инновационного развития частных бизнес-процессов (с учетом накладываемых на них ограничений - рис.2) эффективную совокупность механизмов инновационного развития частных бизнес-процессов, образующих интегральный механизм с максимумом требуемого рычага воздействия.

Результаты оценки влияния селективности воздействий на инновационное развитие бизнес-процессов на примере ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «ГАЗ» в период с 2007 по 2011 годы приведены на рис.43.

Полученные оценки наглядно свидетельствуют, что при превосходстве ОАО «АВТОВАЗ» над ОАО «ГАЗ» по объему вложений в инновации более чем на порядок (в 11,7 раза), коэффициент отдачи от инвестиций в инновации в ОАО «ГАЗ» за счет их селективного характера выше, чем в ОАО «АВТОВАЗ» в 8 раз.

В число блоков механизма, оказывающих наибольшее селективное воздействие на инновационное развитие бизнес-процессов в ОАО «ГАЗ» выделяются:

- подготовка персонала и аттестация рабочих мест, увеличившие выработки производственного персонала;

- совершенствование процессов производства (основных бизнес-процессов);

- управление качеством, включая сертификацию производства поковки (кузнечное производство), отливки (литейное производство), инструментальной оснастки (изготовления штампов и пресс-форм);

- внедрение инновационных технологий (покрытий мостов, осей, каркасов платформ, полистовой окраски рессор и др.);

- организация новых производств и модернизация ряда действующих производств.

В целом проведенные исследования наглядно демонстрируют преимущество рационализации механизма инновационного развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении, перед, например, схемой мягкой фильтрации, или других традиционных вариантов построения механизмов инновационного развития.

Таким образом, в результате проведенных исследований сформирован рациональный механизм инновационного развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях вступления России в ВТО, включающий в качестве взаимодействующих блоков:

- формирования единой системы оценки инновационного развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ на основе системы предложенных показателей, охватывающей как проблемы сбалансированности основных и обеспечивающих бизнес-процессов, так и проблемы циклического роста их качества в условиях сокращения бизнес-циклов, адекватно темпам ускорения научно-технического прогресса;

- формирования рациональных сфер ответственности в рамках локальных бизнес-процессов при создании добавленной стоимости, минимизирующих затраты на организационные межфирменные и межоперационные интерфейсы;

- бизнес-процессов, направленных на разработку и внедрения прогрессивных технологий и видов техники, повышающих науко-емкость предприятий отечественного автомобилестроения и в конечном итоге эффективность их инновационной деятельности;

- управления качеством бизнес-процессов на основе модели делового совершенства Т. Конти, позволяющей одновременно охарактеризовать возможности и риски внедряемых процессов повышения качества производства;

- бизнес-процессов, направленных на повышение производительности и уровня культуры производства на предприятиях отечественного автопрома;

- бизнес-процессов, направленных на увеличение глубины переработки побочных продуктов производства;

- бизнес-процессов, связанных с обеспечением экологической безопасности на предприятиях отечественного автопрома.

Литература:

1. Сельсков А.В., Сафронова А.А., Егорова Е.А. Управление инновационными проектами промышленной корпорации: инвестиционный аспект. - М.: Изд-во «Палеотип», 2007.

Блок потенциальных Блок потенциальных Блок потенциальных

механизмов реализации: механизмов реализации: механизмов реализации:

- стратегического - материально- - процессов поддержания

управления; технического обеспечения инфраструктуры;

- развития технологий; деятельности; - инженерно-технического

- управления проектами; - производственных обеспечения;

- управления качеством процессов; - информационного

- материально- обеспечения;

технического обеспечения - документооборота;

сбыта; - управления персоналом;

- маркетинга и продаж; - экономической

- обслуживания; безопасности;

- закупок. - дополнительных услуг

Критерий оценки эффективности инновационного развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ К

■ КГК2К з

Блоки рационального механизма инновационного развития бизнес-процессов в отечественном автомобилестроении в условиях вступления России в ВТО:

- формирования единой системы оценки инновационного развития бизнес-процессов в автомобилестроительном комплексе РФ на основе системы предложенных показателей, охватывающей как проблемы сбалансированности основных и обеспечивающих бизнес-процессов, так и проблемы циклического роста их качества в условиях сокращения бизнес-циклов, адекватно темпам ускорения научно-технического прогресса;

- формирования рациональных сфер ответственности в рамках локальных бизнес-процессов при создании добавленной стоимости, минимизирующих затраты на организационные межфирменные и межоперационные интерфейсы;

- разработки и внедрения прогрессивных технологий и видов техники, повышающих наукоемкость предприятий отечественного автомобилестроения и в конечном итоге, эффективность их инновационной деятельности;

- управления качеством бизнес-процессов на основе модели делового совершенства Т. Конти и триады качества Дж. Джурана, позволяющих одновременно охарактеризовать возможности и риски внедряемых процессов повышения качества производства;

- управления производительностью и уровнем культуры производства на предприятиях отечественного автопрома;

- управления переработкой побочных продуктов производства;

- управления экологической безопасностью на предприятиях отечественного автопрома.

Передовые достижения в мировом автомобилестроении + отечественные достижения в сфере: НИОКР, технологий развития средств производства, логистического, сервисного обслуживания и подготовки кадров.

Рис.3. Схема формирования рационального механизма инновационного развития бизнес-процессов в отечественном

автомобилестроении.

2. Карась Д.Е. Разработка механизма управления инновационным развитием сферы культуры в рыночных условиях // Вестник Российской академии естественных наук. - 2012. - №16(1).

3. Понетайкина Л.А. Механизм регулирования развития инновационного процесса / Л.А. Понетайкина // Развитие инновационной экономики региона в условиях глобализации: Материалы международной научно-практической конференции; Саранский кооперативный институт РУК - Саранск, 2007 г. - С.449 - 454.

4. Парадо А.О. Инновационные методы повышения эффективности управления компаниями отечественной автомобильной промышленности. Научно-практический межотраслевой журнал «Интеграл» выпуск №2, -М.: 2010 г., с. 37-40.

5. Шутова Д. Ю. Механизмы обеспечения конкурентоспособ-

ности алмазообрабатывающих предприятий России [Текст] // Информатика, математическое моделирование, экономика: Сб. научных статей П-ой Международной научно-практической конференции, Т. 3 - Смоленск: Смоленский филиал АНО ВПО ЦС РФ «Рос-

---------------------------------------------------------- сийский университет кооперации», 2012. - С.56-60.

1 Сф°рмир°вана авт°р°м. 6. Лясковская, Е.А. Организационно-экономический механизм

2 Сф°рмир°ван авт°р°м. управления экономической устойчивостью фирмы / Е.А. Лясковс-

3 Сформирован автором. кая. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.

Рис.4. Сравнение коэффициентов отдачи от инвестиций в инновации в ОАО «ГАЗ» и ОАО «АВТОВАЗ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.