Научная статья на тему 'Использование деривативов для хеджирования рисков российских автопроизводителей'

Использование деривативов для хеджирования рисков российских автопроизводителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1073
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ХЕДЖИРОВАНИЕ РИСКОВ / ДЕРИВАТИВ / ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилов К.Ю.

В условиях «турбулентной» экономической среды предприятия автомобилестроения сталкиваются с рисками изменения стоимости сырья, комплектующих, изменением валютных курсов и ростом процентных ставок. Эффективный механизм защиты от этих рисков хеджирование рисков с помощью производных финансовых инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование деривативов для хеджирования рисков российских автопроизводителей»

УДК 333

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕРИВАТИВОВ ДЛЯ ХЕДЖИРОВАНИЯ РИСКОВ РОССИЙСКИХ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

К. Ю. КУРИЛОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета Е-mail: К. Kurilov@vaz. ш Тольяттинский государственный университет

В условиях «турбулентной» экономической среды предприятия автомобилестроения сталкиваются с рисками изменения стоимости сырья, комплектующих, изменением валютных курсов и ростом процентных ставок. Эффективный механизм защиты от этих рисков - хеджирование рисков с помощью производных финансовых инструментов.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, производство транспортных средств, хеджирование рисков, дериватив, финансовый инструмент.

На вопрос журналиста газеты «Коммерсантъ» по поводу использования финансовых инструментов в деятельности подконтрольных ГК «Рос-технологии» предприятий автопромышленности глава корпорации С. В. Чемезов выразил мнение, что хеджирование рисков в российском автопроме является сложной задачей [8, с. 1].

Практика деятельности зарубежных предприятий, в том числе автомобилестроительных, показывает, что в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности они активно используют финансовые инструменты для хеджирования широкого спектра рисков, от изменения стоимости сырья и комплектующих до рисков изменения процентных ставок и валютных ресурсов. Так, по данным исследований Зенке М. Бартрама, Григория В. Брауна и Франка Р. Фехле, из 7 309 нефинансовых компаний из 48 стран, включая США, более половины (54,3 %) используют в своей хозяйственной деятельности

деривативы для хеджирования различных видов рисков. При этом 35,9 % от объемов сделок приходится на валютные деривативы, 32 % - на производные ценные бумаги, базовым активом по которым являются процентные ставки, 9,2 % составляют фьючерсы, опционы и др., связанные с ценами на сырьевые товары. Что касается автомобильной промышленности, то доля предприятий, использующих производные финансовые инструменты, намного выше: из 165 зарубежных предприятий автопрома около 118 осуществляют хеджирование рисков с помощью деривативов [2, с. 1].

История применения деривативов началась в Голландии в первой половине XVII в., где они использовались в спекуляции во время «мыльного пузыря» на рынке луковиц тюльпанов. Хеджирование рисков с использованием деривативов начинает свою историю с марта 1851 г., когда для снижения негативного влияния колебаний цен на кукурузу на Чикагской товарной бирже в США была запущена торговля форвардными контрактами, базовым активом по которым была кукуруза. В настоящее время помимо форвардных контрактов для хеджирования рисков используются различные финансовые инструменты - фьючерсные контракты, опционы, свопы, своп-опционы. Толчком к массовому применению фьючерсных контрактов для хеджирования рисков стали кризисные явления в мировой экономике начала 1970-х гг., которые по характеру воздействия на мировую экономику очень похожи на кризис 2008-2009 гг.

Российские предприятия автомобилестроения периодически испытывают негативное влияние внешней среды, которое выражается в росте стоимости сырья, комплектующих, процентных ставок и изменении валютных курсов. Наибольшее негативное влияние оказали последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. и связанной с ними «турбулентности» внешней экономической среды, которая сохраняется и в настоящее время. Это подтверждается ведущими специалистами и руководителями автопрома. Так, в интервью газете «Ведомости» генеральный директор ОАО «КАМАЗ» С. А. Когогин пояснил по поводу сложившейся ситуации в производстве грузовых российских автомобилей: «Последние два с половиной года мы бились, чтобы оптимизировать затраты, однако экономического эффекта не получили. Металлурги и шинники подняли цены и добились того, что доходности у нас не осталось. Но это не единственная причина. Виновато и нарушение макроэкономических показателей страны. Мы заснули в одном бизнес-климате, проснулись в другом и не знаем, что делать» [3].

Таким образом, предприятия автомобилестроения России испытывают негативное влияние в первую очередь роста цен на сталь, которая составляет от 70 до 80 % от массы автомобиля. При этом за последнее время наблюдается резкий рост цен на сталь: с 2000 по 2012 г. цены выросли более чем в 3 раза [4].

Учитывая значительную долю стали в массе автомобиля, рост цен на нее приводит к адекватному росту себестоимости продукции автомобилестроения. Возрастающая конкуренция среди производителей автомобилей и рост объемов производства, в первую очередь в Китае, делают невозможным соответствующую компенсацию роста себестоимости ростом цены на реализуемую продукцию.

Однако на финансовый результат предприятий автомобилестроения оказывает влияние не только рост цен на сталь, но и колебания стоимости валютных ресурсов. При этом влияние возрастает по мере увеличения доли импортных комплектующих в стоимости автомобиля. Так, новинка отечественного автомобилестроения «Лада Ларгус» на 76 % состоит из импортных комплектующих. Очевидно, что по мере интеграции российских автопроизводителей в мировое производство влияние изменения валютных курсов в сторону ослабления национальной валюты будет возрастать [1].

Ослабление национальной валюты и повышение курсов иностранных валют происходят в кризисные для российской экономики периоды, которые обычно сопровождаются падением объемов продаж автомобилей, снижением объемов потребительского кредитования и прочими негативными последствиями. Компенсация потерь автопроизводителя в это время за счет повышения цены невозможна, так как рынок в это время «лежит на боку», и любое даже незначительное увеличение цен на продукцию вызовет еще большее падение продаж.

Вместе с тем производители сталкиваются и с обратными последствиями валютных колебаний, связанными с укреплением национальной валюты. Это происходит при экспорте автомобилей. Например, по итогам 2011 г. ОАО «АВТОВАЗ» реализовало 43 839 шт. автомобилей собственного производства на экспорт, что составляет 8 % от общего объема продаж продукции. Увеличение стоимости национальной валюты приводит к снижению доходности заключенных экспортных контрактов и потерям ОАО «АВТОВАЗ», а также других предприятий автомобилестроения, экспортирующих свою продукцию.

Помимо роста цен на сталь и изменения валютных курсов негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятий автомобилестроения оказывает положительное изменение процентных ставок.

Как и в случае с ростом курса иностранной валюты, рост процентных ставок начинается в самый «неподходящий» момент - во время прогрессирующих кризисных явлениях в экономике.

Обычно к этому моменту на складах дилеров скапливаются остатки нереализованной продукции, поставщики сырья и комплектующих начинают испытывать недостаток в оборотных средствах, сокращают поставки продукции на условиях рассрочки платежа, требуя предоплаты. Поэтому долговая нагрузка на предприятия автомобилестроения, являющиеся своеобразным центром приложения кредитной нагрузки всего бизнес-процесса, критически возрастает, а рост процентов за обслуживание кредитов делает обеспечение существующей задолженности критическим для жизнедеятельности предприятия. Это может привести к дестабилизации финансового состояния предприятия, падению его ликвидности и банкротству предприятия. Яркий пример - кризис 2008-2009 гг., последствиями которого стали:

- банкротство крупнейшего производителя автомобилей - компании «Дженерал Моторс»;

- техническое банкротство одного из членов американской тройки - компании «Крайслер»;

- финансовые проблемы немецкого производителя «Опель» и российского ОАО «АВТОВАЗ»;

- банкротство шведской автомобилестроительной компании «СААБ» и др. Автомобилестроение столкнулось в 2008-2009 гг.

с крупнейшим в истории кризисом, одна из причин которого - высокая долговая нагрузка компаний и невозможность ее обслуживания в связи с резким ростом стоимости финансирования. Долговой кризис автомобилестроительных компаний был преодолен за счет правительственной поддержки. Например, на спасение ОАО «АВТОВАЗ» Правительством РФ было направлено 70 млрд руб., причем большая часть этих финансовых ресурсов (54 млрд руб.) была потрачена на погашение текущего долга в виде полученных кредитов, выпущенных облигаций и векселей.

В целом предприятия автомобилестроения в своей хозяйственной деятельности встречаются с множеством рисков: от риска соблюдения договорных отношений в процессе поставок комплектующих и сырья до рисков, связанных с изменением правовой системы и форс-мажором (рис. 1). Пос-

ледствия большинства из этих рисков минимизируются при помощи системы выбора контрагентов, заключения договоров со страховыми компаниями, использования юридической поддержки и пр.

Из всей совокупности рисков необходимо выделять те, которые связаны с ростом стоимости сырья, изменением курсов валют и процентных ставок, по следующим причинам:

- во-первых, для этих рисков существует эффективная система снижения потерь путем их хеджирования на финансовых и сырьевых рынках за счет совершения сделок с производными финансовыми инструментами; во-вторых, риски носят периодический, цикличный характер, который объясняется периодическими разнонаправленными изменениями цен на активы на финансовых и товарных рынках; в-третьих, хеджирование этих рисков без использования внебиржевых и биржевых производных финансовых инструментов практически невозможно.

При этом под хеджированием понимают страхование, снижение риска от потерь, обусловленных неблагоприятными для продавцов или покупателей

Производственные

Риск изменения требований по лицензированию

Риск изменения

налогового законодательства

Риски

Региональные

Страновые

Форс-мажор

Рис. 1. Риски предприятий автомобильной промышленно сти

изменениями рыночных цен на товары в сравнении с теми, которые учитывались при заключении договора.

Применительно к финансовым рынкам под хеджированием понимают снижение риска от потерь, обусловленных для продавцов (заимодавцев) или покупателей (заемщиков) изменениями рыночных цен на товары, валюту или процентных ставок за счет продажи (покупки) производных финансовых инструментов.

Как же на практике осуществлять хеджирование рисков производителей автомобилей с помощью деривативов?

Рассмотрим практический пример хеджирования валютных рисков автопроизводителя. Необходимо отметить, что от всех производных финансовых инструментов, используемых при хеджировании автопроизводителями, 57,6 % составляют валютные деривативы. Это позволяет сделать вывод о важности хеджирования валютных рисков.

Предположим, российский автопроизводитель привлек кредитные ресурсы в долларах США. В случае роста стоимости валюты автопроизводитель несет риск увеличения роста объема привлеченного кредита и будущих процентных платежей прямо пропорционально увеличению курса российского рубля. Учитывая, что основной объем производимой продукции продается в России за российскую национальную валюту, рост курса доллара США будет приводить к незапланированному оттоку денежных средств, что, в зависимости от размера кредита, может привести к ухудшению финансового состояния автопроизводителя. На курс доллара США оказывает влияние множество факторов - это решения Центрального банка РФ, поведение цен на сырьевых рынках и т. д. Поэтому предсказать будущий курс валюты практически невозможно, а размер потенциального убытка может быть очень значительным. Предположим, что автопроизводитель привлек кредит в размере 1 млн долл. США 01.01.2008 сроком на один год по ставке 6 % годовых. Плата за пользование кредитом составит 0,06 млн долл., или 1 831 986 руб. по курсу на 12.01.2009. Потери от роста курса доллара к рублю в период действия кредитного договора составят: (30,5331 - 24,4285) 1 000 000 долл. = 6 104 600 руб., где 30,5331 - курс доллара к рублю на 14.01.2008;

24,4285 - курс доллара к рублю на 12.01.2009.

Таким образом, полученный в иностранной валюте кредит будет эквивалентен рублевому кредиту с процентной ставкой в размере 32,48 %.

Как избежать негативной ситуации, связанной с привлечением кредитов в иностранной валюте, в условиях высокой волатильности валютных курсов?

Для минимизации дополнительных расходов на оплату кредита в иностранной валюте автопроизводитель может использовать деривативы валютного рынка. В этом случае он мог приобрести производный финансовый инструмент или комбинацию из нескольких финансовых инструментов с условием поставки долларов США на момент выплаты процентных платежей по кредиту и на дату выплаты основного долга. Таким образом, риски производителя, связанные с возможным ростом курса доллара, были бы сведены к минимуму. Выбор конкретного инструмента хеджирования валютного риска будет зависеть от состояния системы хеджирования рисков конкретного производителя. При наличии эффективной системы хеджирования возможно применение фьючерсных контрактов, в случае отсутствия такой системы наиболее эффективными и безопасными с точки зрения рисков, связанных с приобретением производной ценной бумаги, будут покупка опциона или заключение внебиржевой сделки своп.

Рассмотрим пример хеджирования валютного риска по привлеченному валютному кредиту путем приобретения опциона на доллары на бирже ММВБ. Предположим, что право купить доллар на момент выплаты основного долга по кредиту на 12.01.2009 будет стоить 1,18 руб./долл. (используется максимальная величина затрат, так как предприятие будет вынуждено купить несколько опционных контрактов сроком исполнения через три месяца в течение действия кредитного договора). Таким образом, предприятие потратит на хеджирование валютного риска 1 180 000 руб., что значительно меньше потерь от колебаний валютного курса в размере 6 104 600 руб., а эффективная процентная ставка эквивалентная аналогичному рублевому кредиту, составит 12,32 %.

Для предприятий автомобильной промышленности, экспортирующих продукцию в другие страны, характерны потери, связанные с обратной ситуацией - ростом курса рубля по отношению к доллару США. Например, автопроизводитель поставил легковые автомобили и машинокомплекты в Египет на общую сумму 5 млн руб. Платежи по контракту будут осуществляться в долларах США. При снижении курса доллара, например на 10 %,

произойдет снижении выручки предприятия на аналогичную величину, т. е. предприятие фактически получит убыток от сделки в размере 0,5 млн руб. от данного контракта.

Таким образом, автопроизводители обычно сталкиваются с двумя разновидностями валютного риска - рисками обесценения и удорожания национальной валюты. При этом одна валютная позиция может превалировать над другой, а в некоторых случаях валютные позиции предприятия могут компенсировать друг друга. Например, полученный кредит в размере 1 млн долл. и заключенный экспортный контракт на поставку автомобилей на ту же сумму и с той же датой экспирации создают нейтральную валютную позицию, т. е. предприятие будет нечувствительно к изменению стоимости доллара и национальной валюты. Поэтому для автопроизводителей целесообразно определять совокупную валютную позицию - нетто-позицию по всем заключенным договорам на конкретные даты и принимать в зависимости от нетто-позиции соответствующие решения о хеджировании рисков (рис. 2).

Существует ли возможность хеджирования рисков удорожания стоимости сырья и стоимости финансирования для российских производителей?

Хеджирование рисков удорожания стоимости сырья и комплектующих может также осуществляться с помощью деривативов. Однако в отличие от хеджирования валютных рисков хеджирование рисков удорожания сырья на российских биржевых площадках для производителей автомобилей доста-

19.06.2012

Платеж по кредиту - 500 000 долл. Поступление выручки от экспорта автомобилей - 700 000 долл. Нетто-позиция: 500 000 - 700 000 = = -200 000 долл.

точно затруднительно в силу отсутствия торговли необходимыми финансовыми инструментами, например контрактами на алюминий и сталь, а также невысокой ликвидности рынков.

Более перспективным является хеджирование рисков на зарубежных биржевых площадках, обладавших высокой ликвидностью, а также возможностью покупки фьючерсного контракта или опциона, «привязанного» к значению стоимости товарных ресурсов на одной из биржевых площадок.

Торговля товарными активами осуществляется на международных биржах:

- лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов LBMA (золото, серебро);

- лондонском рынке платины и палладия LPPM (платина, палладий);

- лондонской бирже металлов LME (медь, алюминий, цинк, никель, свинец, олово, сталь). Используя производные финансовые инструменты, которые торгуются на международных биржах, автопроизводитель может хеджировать риски удорожания стоимости сырья путем покупки производных финансовых инструментов аналогично приведенному примеру с хеджированием валютных рисков.

Учитывая определенную сложность в организации процесса хеджирования рисков роста стоимости сырья путем покупки-продажи производных финансовых инструментов на международных финансовых рынках, на начальном этапе российским автопроизводителям можно рекомендовать заключение внебиржевых контрактов с российскими банками, которые предлагают эффективные схемы хеджирования сырьевых рисков.

28.09.2012

Платеж за поставленные комплектующие - 100 000 долл.

Нетто-позиция: 100 000 долл. -^-

н-1-9—I-1-1-^-

01.05.2012 01.06.2012 01.07.2012 01.08.2012 01.09.2012 01.10.2012 25.10.2012

26.04.2012

+--►

Покупка/продажа финансового Покупка/продажа финансового инструмента,

инструмента, обеспечивающего обеспечивающего хеджирование рисков роста курса

хеджирование рисков снижения доллара США курса доллара США

Рис. 2. Процесс определения нетто-позиции в зависимости от объема заключенных экспортно-импортных контрактов

Таблица 1

Сравнительные варианты хеджирования рисков изменения стоимости сырья в результате заключения внебиржевого договора ISDA

Инструмент Преимущества Недостатки

Фиксация (своп) Защита цены приобретаемого актива. Не предполагает премий и комиссионных Возможны потери в результате падения цены на актив

Покупка гарантии (опцион) Защита цены приобретаемого актива Высокая стоимость стратегии за счет уплаты премий и комиссионных

Ограничение колебаний (коллар) Относительно небольшая стоимость финансового инструмента Верхняя граница часто выше бюджетной цены, возможны потери в результате падения цены на актив ниже границы коридора

Для этого между банком и автопроизводителем должен быть заключен типовой договор ISDA, определяющий права и обязанности сторон в процессе хеджирования рисковых позиций клиента. Значительным преимуществом данного варианта хеджирования является отсутствие фактических сделок на рынке со стороны клиента, т. е. банк осуществляет покупку или продажу биржевого инструмента от своего имени по поручению клиента.

Обычно банками предлагаются три варианта хеджирования рисков изменения стоимости сырья: - фиксация цен (своп);

гарантирование максимального уровня цен (опцион);

ограничение потенциальных колебаний цен

(коллар).

Сравнительная характеристика вариантов хеджирования рисков представлена в табл. 1.

Рассмотрим пример хеджирования рисков роста стоимости сырья российских автопроизводителей на примере алюминия -металла, который завоевывает все большую долю в автомобилях, производимых во всем мире, постепенно вытесняя традиционную сталь.

Российские автопроизводители оплачивают за поставляемый алюминий поставщикам в соответствии со среднемесячной котировкой алюминия на бирже LME.

Цена на алюминий отличается высокой во-латильностью, средне-

квадратическое отклонение за период с 29.08.2007 по 28.05.2012 составило 421,7 долл./т, максимальное значение цены составило 3 291 долл./т (рис. 3).

Предположим, что в бюджете предприятия заложена средняя цена за период, т. е. 2 220,4 долл./т. Существующая ситуация положительна для предприятия, так как бюджет по данной статье образует экономию в размере 200,9 долл./т потребляемого алюминия. Однако в том случае, если цена вырастет, например, на величину среднеквадратического отклонения и составит 2 441,2 долл./т, то бюджет по данной статье окажется дефицитным, в конкретном случае - на 220,8 долл./т потребляемого алюминия. Это вызовет соответствующий рост затрат на производство и, вероятнее всего, приведет к сокращению прибыли или убыткам предприятия, так как компенсация потерь с помощью повышения цены на реализуемые автомобили будет вряд ли возможна в условиях жесткой конкуренции в сфере производства автомобилей.

3 500

3 000

2 500

2 000

1 500

1 000

500

29.08.2007

29.08.2008

Цена закрытия биржи

29.08.2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29.08.2010

29.08.2011

Средняя цена (2 220,4 долл./т)

Рис. 3. Динамика изменения цен на алюминий на ЬМБ с 29.08.2007 по 28.05.2012 г.,

долл./т [1, с. 2]

7х"

37

Чтобы избежать этого предприятие может за-хеджировать риски путем приобретения внебиржевого контракта ISDA. Рассмотрим экономический эффект от различных вариантов хеджирования рисков.

Первым вариантом хеджирования (см. табл. 1) является фиксация цен, т. е. заключение сделки своп (SWAP). Цель этой сделки - зафиксировать цену на закупаемый продукт на определенном уровне в течение оговоренного периода. В случае если рыночная цена на алюминий в течение оговоренного периода окажется ниже зафиксированной цены, покупатель свопа выплачивает продавцу разницу между фиксированной и рыночной ценой.

Другой вариант хеджирования рисков - покупка опциона колл (call), т. е. фиксация максимального уровня цен. Приобретая опцион, клиент получает право, но не обязанность, осуществить покупку актива в указанную дату по заранее оговоренной цене (страйку). Если на дату истечения опциона рыночная цена выгоднее уровня страйка, то клиент отказывается от исполнения опциона и осуществляет сделку по рыночной цене. Покупка опциона клиентом предполагает выплату опционной премии. В отличие от соглашения своп, опцион не только защищает покупателя от неблагоприятного изменения цены, но и позволяет «участвовать» в позитивном для клиента развитии рынка.

Третьим предлагаемым российскими банками вариантом хеджирования являются приобретение опциона колл (call) и продажа опциона пут (put). За счет этого достигается фиксация рыночной цены на закупаемый продукт в определенном гарантированном коридоре в течение оговоренного периода. В момент заключения сделки клиент выплачивает банку единовременную страховую премию. Можно подобрать границы коридора таким образом, что страховая премия будет равна нулю. Комбинация пут и колл с минимальной премией позволяет добиться практически идеального для предприятия варианта хеджирования. Так, в случае

если рыночная цена окажется выше фиксированной цены (границы коридора), банк выплатит разницу между фиксированной и рыночной ценой. Если рыночная цена в течение оговоренного периода окажется в границах коридора, то обязательства по опционам обнулятся без выплат дополнительных премий и комиссий. В случае если цена опустится ниже границы коридора, предприятие будет нести неограниченные убытки.

Проведем оценку стоимости алюминия при различных вариантах изменения цен, исходя из трех возможных сценариев (бычий тренд, медвежий тренд и боковой тренд) и следующих условий:

- дата - 28.05.2012;

- спот - 2 019,15 долл./т;

- соглашение своп может быть заключено по средневзвешенной цене в размере 2 220,4 долл./т;

- премия продавцу опциона колл (банку) составляет 35 долл. при цене исполнения (страйке) 2 250 долл./т;

- нижняя граница комбинации опционов пут и колл - 2 100 долл./т;

- верхняя граница комбинации опционов пут и колл - 2 300 долл./т;

- стоимость комбинации опционов пут и колл -0 долл.

По результатам приведенного в табл. 2 расчета видно, что нельзя однозначно выбрать ни один из предлагаемых инструментов, так как при различных сценариях результат от операций по хеджированию рисков будет различным. Например, при значительном падении рынка наиболее выгодным будет отсутствие инструментов хеджирования, при этом, выбирая между инструментами, дешевле всего обойдется покупка опциона. При стабильном рынке и бычьем тренде наиболее выгоден своп. В условиях неопределенности, при наличии тенденций роста цен на актив будет выгоден коллар.

Поэтому для принятия окончательного решения о выборе того или иного варианта хеджирования необходимо производить оценку ценового риска, на-

Таблица 2

Сравнительные варианты хеджирования рисков изменения стоимости сырья в результате заключения внебиржевого договора ISDA, долл.

Показатель Цена актива Инструмент Без хеджирования

Своп Колл Коллар

Стоимость хеджирования - 0 35 0 0

Медвежий тренд (снижение цен) 2 000 2 220,4 2 035 2 100 2 000

Боковой тренд (цены значительно не изменяются) 2 120 2 220,4 2 054,15 2 120 2 120

Бычий тренд (рост цен) 2 500 2 220,4 2 054,15 2 300 2 500

пример с помощью метода Монте-Карло, используя временной ряд, характеризующий колебание цен на тот или иной актив.

Как захеджировать риски роста процентных ставок по привлекаемым российскими производителями кредитам?

Риски хеджирования роста процентных ставок по привлекаемым российскими производителями кредитам могут быть захеджированы с помощью биржевых и внебиржевых деривативов аналогично рискам изменения стоимости валютных и сырьевых ресурсов.

Необходимо отметить важность хеджирования рисков изменения процентных ставок для предприятий автомобилестроения, так как большинство из них привлекает заемные средства на краткосрочной основе для пополнения оборотного капитала и на долгосрочной основе для финансирования программ по перевооружению и модернизации оборудования. Поэтому рост процентных ставок свыше запланированных в бюджете может значительно ухудшить финансовое положение автомобильных компаний и вызвать в том числе сворачивание инвестиционных программ.

Существуют ли риски применения хеджирования для предприятий автомобильной промышленности?

Операции, связанные с торговлей дериватами, всегда относились к высокорискованным операциям. Существует множество неудачных примеров операций с производными финансовыми инструментами, которые привели к значительным потерям и даже банкротству хозяйствующих субъектов. Наиболее известным примером является банкротство известного английского банка «Barings», к которому привели незаконные операции с производными финансовыми инструментами одного из трейдеров банка, а также крупные потери японской компании «Сумитомо корпорейшен» в результате неправильной стратегии торговли срочными «медными» контрактами на LME. Поэтому автомобилестроительные предприятия, формирующие систему хеджирования рисков изменения стоимости активов, должны одновременно предусматривать систему предотвращения и ограничения потерь в результате заключения срочных сделок. Построение этой системы необходимо осуществлять во взаимосвязи с общей системой хеджирования рисков изменения стоимости активов, используемых в процессе хозяйственной деятельности российских автопроизводителей.

Существует ли необходимость учета цикличности экономических процессов при осуществлении операций хеджирования?

При построении системы хеджирования рисков на предприятии большое внимание необходимо уделять цикличности экономических процессов, а также цикличности финансовых и товарных рынков. При этом под цикличностью понимается процесс повторения подъемов и спадов объемов производства, цен на активы финансовых и товарных рынков и т. д.

Автомобилестроение является одним из цикличных видов экономической деятельности, т. е. спрос на продукцию периодически изменяется. При этом производство оказывается подверженным влиянию множества видов циклов, начиная от циклов длинной в два - три года, до циклов, имеющих большую длительность [7, с. 33]. Также автопром сталкивается с циклами изменения стоимости сырья, процентных ставок и стоимости валюты. Построение системы хеджирования без учета временных циклов может привести к ситуации, в которой предприятия, осуществляя операции по хеджированию, заведомо теряют финансовые ресурсы, затрачиваемые на хеджирование. Вместе с тем, начиная операции по хеджированию в начале цикла, предприятие может получить значительную выгоду от хеджирования рисков роста цен на актив (рис. 4).

Поэтому, приступая к хеджированию тех или иных рисков, необходимо учитывать фактор цикличности при принятии управленческих решений, касающихся покупки рыночных деривативов.

Для диагностирования циклов и их основных параметров, таких как амплитуда, период, фаза и пр. должны использоваться как наиболее простые методы, такие как визуальное наблюдение и средние величины, так и программные продукты, основанные на статистических методиках выявления циклов, например, Бокса-Джен-кинза, спектральном анализе и анализе Фурье. Для систематизации циклов и выявления силы их влияния на финансово-хозяйственную деятельность предприятиям предлагается формировать специальные учетные документы, отражающие основные параметры циклов, период, когда они были диагностированы, и их влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

В случае значительных операций по хеджированию рисков целесообразно создать специальное подразделение, отслеживающее цикличность

Наиболее благоприятные периоды для операций по хеджированию роста стоимости актива

Цена актива

Наименее благоприятные периоды для операций по хеджированию роста стоимости актива

— — — Среднее значение цены актива

Рис. 4. Динамика изменения цены на «цикличный» актив и наиболее и наименее благоприятные периоды

для хеджирования рисков роста цен на актив

различных процессов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. В качестве такой структуры может выступать комитет по управлению рисками, созданный при совете директоров автомобилестроительных корпораций, или отдельный комитет по цикличности при одном из органов управления.

Как система хеджирования должна быть связана с системой бюджетирования предприятий?

При построении системы хеджирования автомобилестроительных предприятий необходимо обеспечить связь системы бюджетирования и системы хеджирования рисков предприятия. При этом именно предполагаемый бюджет предприятия, наряду с информацией о волатильности тех или иных биржевых активов, должен стать базой для принятия решения о хеджировании тех или иных рисков.

На первом этапе должна выявляться уязвимость статей бюджета предприятия для рисков колебания цен на тот или иной биржевой актив, используемый в хозяйственной деятельности предприятия. Для этого необходима оценка исторических данных о фактах невыполнения той или иной бюджетной статьи по причине роста цен, например на металлы (алюминий, сталь), а также исследование зависимости затрат предприятия от цен на биржевые активы по соответствующим статьям при помощи определения тесноты связи между показателями (корреляции) [5, с. 2].

Автомобилестроительное предприятие может определить коэффициент корреляции между стоимостью иностранной валюты и затратами на приобретение импортных комплектующих, затратами на приобретение стального листа и биржевыми

ценами на сталь, затратами на оплату процентов и колебаниями ставок LIBOR и т. д.

Положительная связь (коэффициент корреляции более 0,6) будет свидетельствовать о наличии зависимости между показателями затрат и ценами на биржевой актив и о возможном будущем успешном хеджировании тех или иных рисков. Возможен поиск зависимостей путем оценки влияния затрат на приобретение конкретных комплектующих. В качестве примера можно привести каталитический нейтрализатор отработанных газов, в котором используется палладий, имеющий биржевые котировки и, как следствие, возможность для хеджирования роста его стоимости.

Далее предприятие должно определить возможный эффект от хеджирования (потенциально возможный убыток от изменения цен на актив) и сравнить его с затратами на проведение операций по хеджированию рисков. Если эффект от хеджирования превышает затраты на его осуществление, предприятие должно принимать решение о хеджировании рисков и выборе инструментов хеджирования.

После проведения операций по хеджированию рисков должна проводиться фактическая оценка эффекта от этих операций, а также осуществляться необходимые корректировки по результатам оценки. Упрощенная блок-схема хеджирования во взаимосвязи с процессом бюджетирования представлена на рис. 5.

Как построить систему хеджирования рисков на конкретном предприятии?

Формирование системы хеджирования рисков на конкретном автомобилестроительном предпри-

Формирование прогнозного бюджета производителя автомобилей на период

Ретроспективная оценка влияния изменения стоимости активов на выполнение

бюджета

Поиск статей бюджета, имеющих значительную зависимость от цены биржевых

активов

Оценка потенциальных убытков предприятия от изменения цен биржевых активов с учетом фактора цикличности

X

Оценка затрат на хеджирование рисков при использовании различных вариантов

Выбор наиболее эффективного варианта хеджирования

Формирование бюджета с учетом предполагаемых операций по хеджированию. Хеджирование рисков в бюджетном периоде

Оценка эффективности операций по хеджированию по завершении бюджетного

периода

Формирование бюджета без учета операций по хеджированию. Осуществление финансово-хозяйственной деятельности без хеджирования в данном бюджетном периоде

Совет директоров ОАО «АВТОВАЗ»

Рис. 5. Блок-схема хеджирования во взаимосвязи с процессом бюджетирования

ятии должно проводиться с учетом масштабов его деятельности и имеющейся структуры управления предприятием. Для ряда предприятий будет целесообразно создать специализированную службу по хеджированию рисков, передав ей практически все функции от выбора инструментов хеджирования и покупки производных ценных бумаг до анализа бизнес-циклов предприятия и отрасли и циклов изменения стоимости активов и внесения соответствующих корректировок в бюджет предприятия. Для других, например ОАО «АВТОВАЗ», будет целесообразно использовать уже имеющиеся функционал и структуру с созданием дополнительных подразделений, групп. Применительно к ОАО «АВТОВАЗ» структура управления хеджевыми операциями показана на рис. 6.

В настоящее время отечественное автомобилестроение находится на переломном этапе своего

Комитеты совета директоров ОАО «АВТОВАЗ»

Коллегиальный и исполнительный органы общества

Финансовая служба

Экономическая служба

Группа по хеджированию рисков невыполнения бюджета

Рис. 6. Предлагаемая для ОАО «АВТОВАЗ» структура управления хеджевы-ми операциями

развития. Вступление России в ВТО, усиление конкуренции делают архиважным скорейшую работу по оптимизации всех видов затрат не только путем тривиального их сокращения по всем статьям но и путем поиска методов безболезненного для производства и потребителей их сокращения [6, с. 123]. Одним из возможных вариантов является хеджирование рисков роста стоимости сырья и финансирования, а также изменения курсов валют. Создание системы хеджирования на отечественных предприятиях автомобилестроения - это один из эффективных способов оптимизации затрат без снижения потребительских свойств продукции.

Список литературы

1. АВТОВАЗ намерен увеличить долю импортных комплектующих до 70-80 %// За рулем, 2009. 7 августа.

2. Зенке М. Бартрам, Григорий В. Браун и Франк Р. Фехле. Международный опыт использования производных финансовых инструментов. Американская финансовая ассоциация. URL: http:// www. afajof. org/pdfs/2004program/UPDF/P562_ Derivatives. pdf.

3. Иванова ^«КамАЗу» мешают ВТО, экология, энергетика и транспорт Татарстана. URL: http://www. vedomosti. ru/auto/news/1500039/

kamazu_meshayut_vto_ekologiya_energetika_i_transp ort#ixzz1nHOXZTbwhttp://www. vedomosti. ru/auto/ news/1500039/kamazu_meshayut_vto_ekologiya_ energetika_i_transport.

4. Индексы цен на сырьевые товары// Индекс Мунди. URL: http://www. indexmundi. com/commodities/?commodity=steel-wire-rod&months=360.

5. Курилов К. Ю. Место российского автопро-ма в мировой автомобильной промышленности: путь тернист но перспективы при эффективной государственной поддержке светлые // Новосибирск. ЭКО. 2012. № 5.

6. Курилов К. Ю., Курилова А. А. Определение направлений формирования финансового механизма управления затратами на основе результатов кластерного анализа предприятий автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ.

2011. № 4.

7. Курилов К. Ю., Курилова А. А. Цикличность развития мировой автомобильной промышлен-нос-ти // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 35.

8. «Мы вполне можем конкурировать с Mercedes». Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов об АвтоВАЗе, КамАЗе и Евросоюзе // Коммерсантъ,

2012. 28 сентября.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Экономический анализ: теория и практика»

ISSN 2073-039X

Выпускается с 2002 года. Включен в перечень ВАК.

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формат A4, объем 64 - 80 с. Периодичность - 4 раза е месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34142 81287 83874

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.