Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗМЕРАХ ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ '

К ВОПРОСУ О РАЗМЕРАХ ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗМЕРАХ ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ »

pa кистей была значительно ниже нормальной и составляла 18—27°. Изменения в мышцах плечевого пояса наблюдались у рабочих с большим стажем и имели характер миофасцитов; механическая возбудимость мышц у большинства обследованных была повышена и часто отмечался тендовагинит длинных головок двуглавых мышц (табл.2).

Анализ полученных данных с учетом анамнеза каждого рабочего позволил считать, что вегетативный полиневрит развивается значительно раньше миофасцитов. С 6-го года работы у 70% осмотренных установлен вегетативный полиневрит, который в дальнейшем прогрессировал; к нему присоединились дистрофические изменения в мышцах плечевого пояса.

Данные медицинского осмотра в производственных условиях были уточнены нами исследованием 45 человек в условиях клиники. При этом были подтверждены ранее полученные результаты. В профессиональных группах, представители которых испытывают передачу на руки ударных вибраций, часто встречаются характерные для вибрационной патологии симптомы — периферический ангиодистонический синдром в сочетании с дистрофическими изменениями в мышцах и костях верхних конечностей и плечевого пояса.

Для предупреждения неблагоприятного воздействия шума и вибрации на названных нами участках производства следует добиваться их снижения демпфированием вибрации обрабатываемого материала (резиновые юбки на бойке пневматического молота, демпфирующие зажимы, бандажи, прокладки и т. д.), а также рекомендэзать звукоизоляцию рабочих участков рихтовки и выколотки от остальных менее шумных помещений цехов, использование средств индивидуальной защиты от шума (наушники, вкладыши) и вибрации (рукавицы, зажимы, прокладки), проведение гидропроцедур рабочим указанных профессий и их витаминизацию. Но наиболее радикальный путь оздоровления условий труда — это внедрение новой техники и технологии, исключающих передачу на руки работающих вибрации и ограничивающих возникновение интенсивного шума.

ЛИТЕРАТУРА

Niese Н„ Hochfreqtech. Elektroakust., 1956, Bd 65, S. 98.— Idem, Z. Laryng., Rhinol., 1965, Bd 44, S. 209.

Поступила 17/1 1967 г.

УДК 371.63

К ВОПРОСУ О РАЗМЕРАХ ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ

Л. В. Михайлова

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Вопрос о правильной позе учащихся во время занятий и удобной школьной мебели — один из наиболее актуальных в гигиене детей и подростков. Несмотря на то что имеется множество работ, касающихся размеров и конструкции школьной мебели, полного единства взглядов здесь до сих пор нет. Сравнение размеров школьной мебели, принятых в СССР, с рекомендациями чешских гигиенистов (Ф. Янда с соавторами) показывает, что высота столов и стульев для одинаковых ростовых групп в Чехословакии на 2—5 см ниже, чем у нас. Примерно то же отмечается в Финляндии, ГДР, Англии. Основные размеры школьной мебели в СССР, нормируемые действующими стандартами (ГОСТ 5994-64, 11 015-64, 11 016-64), разработаны в 1928 г. М. И. Корсун-ской и уточнены в 1946 г. О. В. Флеровым. Большие изменения в физическом развитии детей, происшедшие с тех пор, значительно изменили возрастной состав детей в ростовых группах. Преобладающий возраст детей в одних и тех же ростовых группах стал сейчас по сравнению с 1928 г. на 2 года, а в некоторых на 3 года моложе. Изменение возрастного состава детей в одинаковых ростовых группах может в какой-то мере сказаться и на размерах отдельных частей тела детей, так как с изменением возраста пропорции претерпевают известные изменения. Эти соображения и послужили основанием для настоящего исследования.

Антропометрические исследования проведены в 9 московских школах и школах-интернатах. В них участвовало 2247 детей и подростков из всех классов средней школы ростом от 110 до 189 см. Разработку материала производили по ростовым интервалам в 10 см в соответствии с принятой в СССР градацией номеров мебели. Измерения детей производили металлическим антропометром и толстотным циркулем по 24 показателям, необходимым для определения различных размеров мебели. В результате исследований выявлены различное соотношение и разная коррелятивная зависимость отдельных размеров тела учащихся с их ростом. Например, высота голени имеет прямую тесную связь с длиной тела (коэффициент корреляции от +0,89 до +0,84). Высота

локтевой точки над сиденьем из-за больших индивидуальных колебании и значительной вариабельности показателя имеет менее тесную связь с ростом (коэффициент корреляции от +0,51 до +0,49).

Размеры мебели принято определять, исходя из средних величин частей тела в каждой ростовой группе, так как средние и близкие к ним величины встречаются чаще всего среди представителей данной группы роста. Небольшое несоответствие размеров мебели анатомическим данным не влияет на удобство позы. По данным М. И. Кор-сунской, поза становится неудобной, если различия в размерах мебели и частей тела превышают 2 см. Таким образом, если разброс показателей анатомических размеров в ростовой группе небольшой и сигмальные отклонения не превышают ±2 см, то можно предположить, что размеры мебели будут удобны для большинства учащихся, так как число случаев в пределах Ai±la охватывает около 70% изучаемого контингента. Учитывая это, можно сказать, что высота сиденья, рассчитанная по средней высоте голени, будет удобна большинству учащихся в каждой из ростовых групп, так как сигма, по нашим данным, во всех случаях, кроме одного (рост 150—159 см), не превышает 2 см.

Сложнее обстоит дело с высотой стола. Сигмальные отклонения от средней высоты локтя, над сиденьем, определяющей разницу высоты стола и стула, в обследованных нами 3 ростовых группах превышают 2 см.

Все это говорит о том, что необходимо более детально рассмотреть принципы подбора школьной мебели, вопрос о ее размерах и конструкции. Может возникнуть вопрос и о том, нужно ли иметь 7 номеров школьной мебели или, может быть, следует ограничиться 3—4 номерами, конструкции которых будут предусматривать изменение основных размеров, допускающее индивидуальный подбор мебели. Вместе с тем сейчас еще нельзя отказываться и от ростового принципа подбора мебели, а индивидуальный подбор мебели путем изменения ее размеров не исключает и наличия мебели со стационарными размерами. Необходимо только, чтобы размеры мебели были уточнены в соответствии с пропорциями тела в ростовых группах современных детей.

Сравнивая размеры отдельных частей тела, полученные нами, с данчыми .VI. И. Корсунской и О. В. Флерова, можно отметить некоторые расхождения показателей в средних ростовых группах. По нашим данным, у подростков средних ростовых групп в 1966 г. дл'ина голени, бедра и предплечья несколько короче, чем у школьников того же роста в 1928 и 1946 гг., но более старших по возрасту. Однонаправленная разница различных показателей в средних ростовых группах, т. е. именно там, где возрастные отличия проявляются особенно резко, указывает на известную закономерность обнаруженных изменений и позволяет нам считать целесообразным внести уточнения в размеры школьной мебели в соответствии с данными последних изменений. Наши рекомендации относительно размеров мебели в известной степени являются предварительными, так как они основаны лишь на анатомических сведениях и могут быть уточнены при дальнейших физиологических исследованиях.

Таким образом, рассмотрение существующих размеров школьной мебели (высота стола и стула, глубина сиденья) показывает несоответствие отдельных размеров мебели средним анатомическим размерам частей тела в ростовых группах современных школьников, что говорит о необходимости уточнения размеров школьной мебели Работа по уточнению размеров и рациональных конструкций этой мебели, помимо антропометрических исследований, должна включать многостороннее изучение рабочей позы школьника.

ЛИТЕРАТУРА

Корсунская М. И. Социальная гиг., 1928, в. 11, с. 17. — Флеров О. В. В кн.: Вопросы школьной гигиены. М., 1953. — Янда Ф., Капалин В., К у к у р а И. Гигиена детей и подростков. М., 1962.

Поступила 7/1 1967 г.

УДК 614.898.5:615.776] :612.791

К ВОПРОСУ О ДЕЙСТВИИ НА КОЖУ МОЮЩИХ СРЕДСТВ И ВЛИЯНИИ ИХ НА ВСАСЫВАНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМ

Я. Ю. Тарасенко, М. А. Ходырева

Изыскание эффективных средств очистки кожных покровов от радиоактивных загрязнений — одна из важных и вместе с тем весьма сложных задач радиационной гигиены. Исследованиями ряда авторов (Н. Ю. Тарасенко и М. А. Ходырева; М. А. Ходырева; И. М. Нейман с соавторами; П. Жено; Ьа\У50п, и др.) показано, что при невысоких уровнях загрязнения очистка кожных покровов от радиоактивных изотопов достигается сравнительно легко обычными средствами (мытье в теплой воде хозяйственным мылом). Наряду с этим при попадании на кожу а-излучателей, особенно при вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.