разрушается полностью, в 10 мг% растворе при этих же условиях сохраняется 20—30% первоначального ее количества.
Аскорбиновая кислота в 5 мг% растворе на кипяченой водопроводной воде после 2 часов хранения при 70° совсем не обнаруживается, в 10 мг% растворе сохраняется 15—20% ее первоначального количества.
Аскорбиновая кислота в 5 мг% растворе на дестиллированной воде через 2 часа хранения при 70° сохраняется в количестве 65—78%, а в 10 мг% растворах — 73—80% первоначального количества. В 10 мг% растворе в конце 2-часового хранения была обнаружена дегидроаскорби-новая кислота, составлявшая около 18% исходного количества аскорбиновой кислоты.
Таким образом, сохранность аскорбиновой кислоты в растворах находится в прямой зависимости от ее концентрации, что особенно ясно видно из опытов с сырой водопроводной водой.
Выявлена также зависимость между объемом слабых растворов (10 мг%) аскорбиновой кислоты и ее сохранностью при 60°. В больших объемах аскорбиновая кислота сохраняется лучше.
Д. В. Киссина
Tür -fr Т*
А. Ф. Листов
Простейшие формулы для определения номера (размера) парты, высоты стола и скамьи по росту учащихся
Не останавливаясь подробно в этой работе на изложении различных гигиенических требований к конструкции школьных парт, на описании их многочисленных образцов, систем и классификаций, отметим, что основным требованием, предъявляемым к детской мебели, является прежде всего ее соответствие росту и пропорциям детского тела. Тем более необходимо предъявлять такое требование к учебной мебели, особенно к парте, так как выполнение его обеспечивает правильное положение тела учащегося во время учебной работы (письмо и чтение) и свободную перемену этого положения (вставание, вход и выход из-за парты). Хорошо сконструированная парта, соответствующая возрастно-ростовым особенностям школьника, имеет большое значение и для правильного физиче ского развития и сохранения здоровья детей, предоставляя возможность соблюдать при занятиях правильную позу с наименьшей затратой мышечных усилий.
Длительная (в течение ряда лет) работа за партой, не соответствующей возрастно-ростовым особенностям детей, ведет к искривлению позвоночника (сколиозы и кифозы), деформации грудной клетки и близорукости. При правильно сконструированной и подобранной по росту учащегося парте и правильной посадке при учебных занятиях книга или тетрадь находится на надлежащем расстоянии от глаз ученика (30—35 см), наряду с соблюдением гигиенических требований к освещению и оформлению книги это является профилактическим средством против развития близорукости. Таким образом, основные гигиенические требования к конструкции парты и ее размерам связаны с морфолого-фи-зиологическими особенностями растущего детского организма, с сохранением при работе за партой нормальных функций его органов и систем и с выработкой учеником гигиенических навыков правильной посадки.
Можно сказать, что наиболее подходящими для оборудования школ являются парты, имеющие наклонную плоскость стола (12—15°) и взаимосвязанные стол и сиденье, определенную диференцию и дистанцию, как наиболее обеспечивающие выполнение гигиенических условий при учебных занятиях. Конечно, в конструкции парты должны быть учтены и другие необходимые условия. Парта должна быть простой по устройству, прочной, устойчивой и вместе с тем обладать легкой подвижностью
(важно при уборке). Она не должна иметь острых углов и граней, выступающих петель и винтов во избежание ушибов и ранений. Стоимость парты не должна быть высокой, — при многомиллионном количестве учащихся это также имеет серьезное значение.
В нашей стране принята двухместная, приготовленная из дерева школьная парта конструкции проф. Ф. Ф. Эрисмана с небольшими последующими изменениями в ее первоначальной модели. Парта Эрисмана приобрела заслуженное признание и распространение еще в дореволюционной России. Эта парта простой конструкции, удобна и соответствует пропорциям тела ребенка. Стол и сиденье конструктивно между собой связаны, следовательно, все размеры и соотношения отдельных частей фиксированы, что значительно лучше обеспечивает правильную посадку учащихся, чем сидение на стуле за отдельным столом. Нижняя часть наклонной крышки стола парты, обращенная к сидящему ученику, распилена пополам и откидывается на петлях. Это позволяет изменять необходимую при письме и чтении отрицательную дистанцию между столом и скамьей на положительную при вставании ученика или выходе из-за парты.
Парта Эрисмана отвечает не только гигиеническим, но и педагогическим требованиям: 1) учащийся может занять и оставить свое место, встать и сесть, не мешая соседу; 2) отвечая учителю стоя, ученик может оставаться за партой, не выходя из-за нее; 3) педагогу легко подойти непосредственно к каждому учащемуся, что невозможно при трехместной парте; 4) ученику легче соблюдать правильную посадку, а педагогу следить за ней, так как в парте все размеры фиксированы (дистанция и др.), 5) рассаживание учащихся за парты вызывает значительно меньше шума, чем при отдельных столах и стульях.
Парта Эрисмана удовлетворяет и хозяйственным требованиям: стоимость ее невысока, она прочна и не вызывает больших расходов на ремонт.
В последнее время внесены новые небольшие изменения в размеры отдельных частей парты Эрисмана и предложены на испытание образцы, в которых все, кроме крышки стола и сиденья, сделано из металлических трубок (Флеров). Эти новые модели парт Эрисмана изготовлены некоторыми отделами народного образования в Москве, Ленинграде, Калинине и проверяются на практике в нескольких школах.
Правильная посадка за партой (прямая с опорой на спинку парты) обеспечивается в том случае, если отдельные части парты — стол, скамья, спинка по своим размерам соответствуют величине отдельных частей тела ученика, сидящего за партой, и если эти основные части парты находятся в определенном соотношении и на определенном расстоянии друг от друга. Размеры и взаимоотношения отдельных частей парты разработаны в соответствии с пропорциями тела детей и подростков путем специальных антропометрических измерений.
Педагогами и гигиенистами еще в половине прошлого века были выработаны определенные гигиенические и педагогические требования к школьной парте. Врачи установили, что нерационально устроенная парта, несоответствующая росту ребенка, при длительной работе за ней ведет к искривлению позвоночника, деформации грудной клетки и близорукости, которые постепенно нарастают по мере перехода учащихся в старшие классы. По данным лозаннской комиссии, обследовавшей всех учащихся начальных школ в городе Лозанне (Швейцария), число детей с кифозом, т. е. искривлением позвоночника в виде дуги, обращенной выпуклостью кзади, возрастает в течение семилетнего курса от 2,7 до 9,5%, число детей со сколиозами, т. е. с боковыми искривлениями позвоночника, возрастает от 8,7 до 31 % и процент близоруких с 3 до 19,4%. Аналогичные данные об искривлении позвоночника получили и другие авторы (например, Гагман в дореволюционной Москве, Кальбах в Петер-
бурге и др.), причем эти исследователи, как и лозаннская комиссия, определяют число страдающих сколиозом от 25 до 29% (Бекарюков). Термин «школьные сколиозы» в настоящее время оспаривается ортопедами, но это не может опровергнуть приведенных здесь статистических данных о нарастании числа сколиозов в старшем школьном возрасте. В работе о сколиозах Лист отмечает1: «Школа ухудшает уже имевшееся у ребенка небольшое искривление, так как длительное неподвижное сидение, несвойственное детскому организму, утомляет его, расслабляет мышцы и связки и позвоночник легко устанавливается в неправильном асимметричном положении», и далее: «У детей с неполноценным связочно-мышеч-ным аппаратом, гипотонией, зависящей от целого ряда моментов (пониженное питание, недавно перенесенные болезни), неправильная установка позвоночника выравнивается медленно и неполностью. Вследствие изо дня в день повторяющейся неправильной псчн, дети как бы теряют чувство правильной осанки и постоянно принимают неправильное положение, ставшее для них удобным, привы^ын... Привычные сколиозы обычно развиваются в более старшем во1, 1 ге, от 8 до 15 лет». Следовательно, ни нарастания числам сколиозов уТ лей в старшем школьном возрасте, ни вредного влййния на позвоночник1 длительно повторяющейся неправильной позы>Школьника за работой современная ортопедия не отрицает и во всяком случае учитывает этиологическое значение этих моментов, способствующих развитию привычных сколиозов. А так как искривления позвоночника трудно поддаются лечению, то знакомство с основными принципами профилактики сколиозов, особенно в школьной жизни учащихся, обязательно не только для врачей, но и для широкой массы педагогов. Педагоги и школьные врачи должны правильно подобрать парту по росту учащихся и следить за посадкой школьников во время учебных занятий, особенно при письме и чтении; они должны также строго чередовать учебные занятия с отдыхом, физкультурой, играми и прогулками.
Многочисленными исследованиями по вопросу о близорукости среди учащихся, в частности, работами Эрисмана, исследовавшего зрение более 4 ООО учащихся Петербурга, Лаврентьева, исследовавшего зрение почти 2 ООО учащихся Москвы, Гинзбурга, обследовавшего боле^ 400 учащихся в Воронеже, и другими был установлен весьма важный факт закономерного роста близорукости по годам обучения в дореволюционных школах с плохими санитарными условиями. Рост близорукости по годам обучения констатирован также и зарубежными авторами.
В наших школах-новостройках обеспечены благоприятные условия освещения, особенно в классах. Но хотя фактор хорошей освещенности имеет большое значение для профилактики близорукости, однако недопустимое приближение книги к глазам при неправильной посадке за низким или слишком высоким столом при несоответствующей росту парте также ведет к перенапряжению органа зрения и может усилить развитие близорукости. Весьма важно и соблюдение гигиенических требований в оформлении учебников. Необходимо отметить также, что постоянная неправильная поза за плохо сконструированной или неправильно подобранной по росту партой, например, работа за низким столом при согнутом положении туловища, нарушает нормальную функцию органов дыхания, кровообращения и других органов и вредно влияет на здоровье детей.
Определение размеров отдельных составных частей парты (стол, скамья, спинка) и их правильного соотношения между собой произведено на основании специальных массовых измерений длины тела детей
1 Е. В. Лист, «Искривления позвоночника» в книге: Зацепин Т. С., «Ортопедия детского и подросткового возрастов», изд. Центрального научно-исследовательского института Охраны здоровья детей и подростков, М., 1935.
и отдельных его сегментов, а также наблюдений над позой учащихся при учебных занятиях. Рост является показателем при определении размеров мебели для различных возрастных групп детей, так как отдельные части и пропорции тела находятся в определенном соотношении с ростом.
Еще проф. Эрисман в конце прошлого века и врачи — Нагорский, Михайлов, Тезяков, Смородинцев и другие — определяли средний рост учащихся и соотношение размеров отдельных частей тела с его общей длиной. На этом основании определялось и соответствие роста ученика основным размерам парты. Так, например, было установлено, что высота сиденья должна соответствовать 28% роста, ширина сиденья — 20%, ди-ференция— 16% роста и т. д. Правильность принципа определения размеров мебели по росту и по размерам отдельных частей тела у детей подтверждена в настоящее время многочисленными специальными антропометрическими измерениями больших групп детей и точной вариацион-но-статистической обработкой этих материалов.
В одной и той же возрастно-пэловой группе детей нередко встречаются ростовые индивидуальные различия; йо в размерах отдельных частей тела у детей одинакового роста эти различия незначительны; например, размеры бедра, голени и предплечья*в пределах от 3 до 9 см.
Таким образом, рост реб.ецка (длина тела) является основным показателем при определении размеров парты и другой учебной мебели. Размеры парты и основных отдельных ее частей разрабатывались многими отечественными авторами: в прошлом проф. Эрисманом и другими, а в наше время Маловым, Корсунской и Флеровым.
Наблюдениями за позой детей во время учебных занятий было установлено, что без ущерба для здоровья и правильной посадки парты одинаковых размеров могут быть использованы учащимися с разницей в росте не более 10 см. Следовательно, за одной и той же партой допускается посадка детей ростом, например, в 110—119 см или 140—149 см и т. д.
Парты различаются по номерам, соответственно их размерам. Для различного роста школьников (110—179 см) разработаны размеры парт, соответствующие семи номерам: с № 6 по № 12.
Количество парт различных размеров (номеров), необходимых для каждого класса, определяется количеством учащихся и данными роста детей. Размещение детей в классах по партам производится в начале учебного года классным руководителем или педагогом. Парты размещают по высоте: впереди более низкие, в задних рядах самые высокие. Учащихся распределяют по росту на соответствующих по размеру партах. Учащихся со слабым зрением и пониженным слухом усаживают на соответствующих росту партах в первом ряду, поближе к учителю и классной доске, причем слабо видящих ближе к окнам. Для правильного размещения учащихся на партах, соответствующих росту детей, педагоги пользуются данными врачебных измерений роста учащихся, произведенных в самом начале учебного года, или же сами определяют рост детей ростомером, а затем по таблицам размеров парты, имеющимся в учебных пособиях, находят соответствующий номер для каждого ученика.
Имеется и другой, несколько упрощенный способ подбора парт: на стене прикрепляется на уровне 110 см над полом шкала с делениями в 10 см и обозначением против каждого десятка сантиметров соответствующих номеров парт (рис. 1). Ученики проходят мимо этой шкалы и учитель записывает подходящий для каждого номер парты (110—119 см роста—парта № 6 и т. д.). Каждая парта должна иметь штамп с номером, соответствующим ее размерам по таблице. Это необходимо для правильного размещения детей и правильной расстановки парт. Однако нередко обозначение номера йа парте отсутствует. Для определения номера парты, если он на ней не обозначен, Соколов предлагает следующий простой способ: деревянная планочка в метр длиной
делится поперечной жирной чертой на две части. На нижнем отрезке планки размещаются номера парт и соответствующая им высота сидений скамьи в сантиметрах по данным таблиц, а на верхнем — те же показатели для столов (рис. 2). При правильно изготовленной парте номеру сиденья должен соответствовать и номер стола. В условиях школы указанные размеры размещаются на одной такой планочке, причем жирная линия проходит на высоте 50 см, высота сидений — от 31,5 см (пар га № 6) до 50 см (парта № 12), а высота стола ,по краю, обращенному к сидящему ученику, от 52 см (парта № 6) до 82 см (парта № 12).
Учитывая всю важность для здоровья детей подбора парты, соответствующей их возрастно-ростовым особенностям, а также прочно установленный опытом факт, что дети, рост которых разнится в пределах 10 см, могут пользоваться партами одного размера, можно предложить следующий простой способ определения подходящего номера парты, а также высоты,- стола и скамьи, по установленным мной формулам. Если из пер вы* двух цифр роста (число десятков) вычесть установленную мной цифру пять, то получим число, показывающее подходящий для данного роста номер парты. N = п — 5, где N — номер парты, п — число десятков сантиметров роста. Например, рост ученика равен ПО см; вычитая из первых двух цифр (11) число пять, получаем шесть. Следовательно подходящей для этого роста будет парта № 6. Если рост ученика 148 см, то, произведя указанные вычисления, получим размер парты № 9, что точно соответствует данным таблиц.
Пользуясь цифровыми данными этой основной формулы, можно по ее обратному значению определить, какому росту учащихся соответствует данный номер парты. Например, в классе имеются парты № 9,— пользуясь нашей формулой, можно быстро определить, что эти парты годны для учеников роста 140—149 см.
Для того чтобы определить правильную для учащегося определенного роста высоту крышки стола над полом (в парте высоту края крышки, обращенного к ученику), надо первые две цифры роста (десятки сантиметров) умножить на 5 и из произведения вычесть цифру 3. X = п X X 5 — 3, где X — высота крышки стола в сантиметрах, п —- число десятков сантиметров роста. Например, рост равен 115 см; умножая две первые цифры роста, т. е. 11 на 5, получаем 55, вычтя 3 имеем 52 см, что точно соответствует по таблицам высоте крышки стола над полом для детей роста 110 — 119 см.
Неточность в пределах одного сантиметра получается по этой формуле только для высоты трех столов — парты № 7, № 9 и № 10. Однако эта незначительная неточность высоты стола, притом только для трех из семи номеров парт, для практических целей в школе существенного значения не имеет.
Чтобы определить правильную для данного роста высоту скамьи (сиденья) над полом, надо две первые цифры роста детей (десятки сантиметров) умножить на 3 и из произведения вычесть единицу: У =п X
СМ ММ
КО п
■150/, ш ш
9
Ьзо\ щ ш
120 7
Я 1
I
и
гг
1Г
ю
9 8
7 6
гг // ю 9
8 7 6
СМ 82 77 73 68 62 56 52 5О 47 44 4/ 38 34 31,5
Рис. 1. Шкала с делениями в 10 см для определения номера парты по росту
Рис. 2. Планочка для определения номера парты
X 3—1, где У—высота скамьи в сантиметрах, п — число десятков сантиметров роста. Например, рост ученика равен 135 см. Умножив две первые цифры роста — 13 на 3, получаем 39, и, вычтя единицу, имеем 38 см, что точно соответствует высоте скамьи (сиденья) над полом по таблицам для роста от 130 до 139 см.
Неточность в пределах 0,5 см для высоты скамьи парты № 6 и в 2 см для парты № 7 (т. е. 32 см вместо 31,5 см и 36 см вместо 34 см, как получаем по формуле) не нарушает общего практического значения моей формулы.
Если «е известен номер имеющихся в школе парт, то на основании данных высоты крышки стола или сиденья над полом можно без ошибки точно определить любой номер парты.
Чтобы определить номер самой парты по данным высоты крышки стола, обращенной к ученику, надо эту высоту, представленную в сантиметрах, разделить на 5 и из полученного в целых числах частного вычесть 4: N = — 4, где N — номер данной парты, х — высота крышки стола в сантиметрах. Например, высота стола по внутреннему краю крышки равна 56 см. Делим это число на 5, получаем в целых числах II, вычитаем 4, остается 7. Это и будет точный номер данной парты.
Так как высота стола и высота скамьи парты находятся в определенных соотношениях и соответствуют друг другу, то неизвестный номер любой парты можно определить или проверить по высоте сиденья скамьи парты.
Чтобы определить номер самой парты по данным высоты скамьи, надо имеющуюся высоту скамьи в сантиметрах разделить на 3 и из полученного в целых числах частного вычесть 4. Полученная разность и будет показывать номер парты: N --4, где N — номер данной парты,
у — высота скамьи в сантиметрах.
Например, высота скамьи равна 34 см. Разделив это число на 3, имеем в целых числах 11. Вычитаем 4 и получаем 7. Это и будет номером парты.
В целях сравнения цифровых данных, получаемых посредством предложенных мной формул при определении соответствующего росту учащихся номера парты, высоты стола и скамьи с данными размеров этих же элементов парты по таблицам, а также определения номера самой парты, приведем отдельно эти важнейшие размеры, принятые для мебели школ РСФСР (см. таблицу).
Номер парты и размер высоты стола и сиденья скамьи (по данным Института школьной гигиены АПН СССР, 1946)
Группа роста в см Номер парты Высота заднего крышки стола полом в см края над Высота над сиденья скамьи полом в см
110-119 6 52 31,5
120—129 7 56 04
130-139 8 62 38
140-149 9 68 41
150-159 10 73 44
160—169 11 77 47
170—179 12 82 50
Практическое удобство представленных здесь пяти простейших арифметических формул, легкость запоминания и положительная оценка их студентами и педагогами позволяют автору надеяться, что эти формулы найдут широкое применение в повседневной практической работе педагогов и школьных врачей.