Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДЕЙСТВИИ НА КОЖУ МОЮЩИХ СРЕДСТВ И ВЛИЯНИИ ИХ НА ВСАСЫВАНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМ '

К ВОПРОСУ О ДЕЙСТВИИ НА КОЖУ МОЮЩИХ СРЕДСТВ И ВЛИЯНИИ ИХ НА ВСАСЫВАНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДЕЙСТВИИ НА КОЖУ МОЮЩИХ СРЕДСТВ И ВЛИЯНИИ ИХ НА ВСАСЫВАНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМ »

локтевой точки над сиденьем из-за больших индивидуальных колебании и значительной вариабельности показателя имеет менее тесную связь с ростом (коэффициент корреляции от +0,51 до +0,49).

Размеры мебели принято определять, исходя из средних величин частей тела в каждой ростовой группе, так как средние и близкие к ним величины встречаются чаще всего среди представителей данной группы роста. Небольшое несоответствие размеров мебели анатомическим данным не влияет на удобство позы. По данным М. И. Кор-сунской, поза становится неудобной, если различия в размерах мебели и частей тела превышают 2 см. Таким образом, если разброс показателей анатомических размеров в ростовой группе небольшой и сигмальные отклонения не превышают ±2 см, то можно предположить, что размеры мебели будут удобны для большинства учащихся, так как число случаев в пределах Ai±la охватывает около 70% изучаемого контингента. Учитывая это, можно сказать, что высота сиденья, рассчитанная по средней высоте голени, будет удобна большинству учащихся в каждой из ростовых групп, так как сигма, по нашим данным, во всех случаях, кроме одного (рост 150—159 см), не превышает 2 см.

Сложнее обстоит дело с высотой стола. Сигмальные отклонения от средней высоты локтя, над сиденьем, определяющей разницу высоты стола и стула, в обследованных нами 3 ростовых группах превышают 2 см.

Все это говорит о том, что необходимо более детально рассмотреть принципы подбора школьной мебели, вопрос о ее размерах и конструкции. Может возникнуть вопрос и о том, нужно ли иметь 7 номеров школьной мебели или, может быть, следует ограничиться 3—4 номерами, конструкции которых будут предусматривать изменение основных размеров, допускающее индивидуальный подбор мебели. Вместе с тем сейчас еще нельзя отказываться и от ростового принципа подбора мебели, а индивидуальный подбор мебели путем изменения ее размеров не исключает и наличия мебели со стационарными размерами. Необходимо только, чтобы размеры мебели были уточнены в соответствии с пропорциями тела в ростовых группах современных детей.

Сравнивая размеры отдельных частей тела, полученные нами, с данчыми .VI. И. Корсунской и О. В. Флерова, можно отметить некоторые расхождения показателей в средних ростовых группах. По нашим данным, у подростков средних ростовых групп в 1966 г. дл'ина голени, бедра и предплечья несколько короче, чем у школьников того же роста в 1928 и 1946 гг., но более старших по возрасту. Однонаправленная разница различных показателей в средних ростовых группах, т. е. именно там, где возрастные отличия проявляются особенно резко, указывает на известную закономерность обнаруженных изменений и позволяет нам считать целесообразным внести уточнения в размеры школьной мебели в соответствии с данными последних изменений. Наши рекомендации относительно размеров мебели в известной степени являются предварительными, так как они основаны лишь на анатомических сведениях и могут быть уточнены при дальнейших физиологических исследованиях.

Таким образом, рассмотрение существующих размеров школьной мебели (высота стола и стула, глубина сиденья) показывает несоответствие отдельных размеров мебели средним анатомическим размерам частей тела в ростовых группах современных школьников, что говорит о необходимости уточнения размеров школьной мебели Работа по уточнению размеров и рациональных конструкций этой мебели, помимо антропометрических исследований, должна включать многостороннее изучение рабочей позы школьника.

ЛИТЕРАТУРА

Корсунская М. И. Социальная гиг., 1928, в. 11, с. 17. — Флеров О. В. В кн.: Вопросы школьной гигиены. М., 1953. — Янда Ф., Капалин В., К у к у р а И. Гигиена детей и подростков. М., 1962.

Поступила 7/1 1967 г.

УДК 614.898.5:615.776] :612.791

К ВОПРОСУ О ДЕЙСТВИИ НА КОЖУ МОЮЩИХ СРЕДСТВ И ВЛИЯНИИ ИХ НА ВСАСЫВАНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМ

Я. Ю. Тарасенко, М. А. Ходырева

Изыскание эффективных средств очистки кожных покровов от радиоактивных загрязнений — одна из важных и вместе с тем весьма сложных задач радиационной гигиены. Исследованиями ряда авторов (Н. Ю. Тарасенко и М. А. Ходырева; М. А. Ходырева; И. М. Нейман с соавторами; П. Жено; Ьа\У50п, и др.) показано, что при невысоких уровнях загрязнения очистка кожных покровов от радиоактивных изотопов достигается сравнительно легко обычными средствами (мытье в теплой воде хозяйственным мылом). Наряду с этим при попадании на кожу а-излучателей, особенно при вы-

соких уровнях загрязнения во время случайного нарушения целостности перчаток и других средств защиты, возникает необходимость применения специальных средств очистки.

Мы ставили своей целью изучить на животных действие на кожу наиболее эффективных моющих препаратов, разработанных в Институте биофизики Министерства здравоохранения СССР и Институте радиационной гигиены. В частности, испытывали пасты № 11, 11е» 6 и «НЭДЭ», мыло № 3, дезактивирующий раствор ОП-7 с поликом-плексоном (ПК) и препарат «Защита-7». Помимо этого, провели экспериментальную работу по выяснению влияния моющих препаратов на всасывание плутония через кожу. В качестве контроля использовали 72% хозяйственное мыло.

При проведении испытаний определяли раздражающие и сенсибилизирующие свойства моющих средств. Кроме того, вели наблюдение за общим состоянием животных, их весом и температурой тела. Опыты ставили на 74 кроликах серой масти породы шиншилла весом 2,5—-3 кг. Работу мы разделили на 2 этапа. На 1-м этапе изучали действие моющих средств на кожу кроликов. Для этого ежедневно в течение 30 дней проводили обработку выстриженного участка кожи размером 25 см2 одним из испытуемых средств с помощью ватно-марлевого тампона по методике, рекомендуемой для очистки кожи человека. Для выявления сенсибилизирующего действия отдельных моющих средств их наносили в количестве 0,5 мл на новый участок кожи животного после 30-дневной обработки. Появление реакции (гиперемии кожи) через 24 часа должно было свидетельствовать о развитии сенсибилизации.

При ежедневной систематической обработке кожи животных пастами № 6 и И6, мылом № 3, раствором ОП-7 с ПК и препаратом «Защита-7» не установлено выраженного раздражающего действия на нее, если не считать легкой пигментации, наблюдавшейся в ряде случаев как в опытных, так и в контрольной группах. При использовании паст «НЭДЭ» и № 11 пигментация кожи имела более выраженный характер и заканчивалась шелушением. Как правило, пигментация появлялась на 7—12-й день от начала опыта и исчезала на 12—18-е сутки. В дальнейшем кожа приобретала нормальную окраску, была гладкой, эластичной. Шерсть отрастала равномерно по всему опытному участку. Существенных различий в состоянии кожи после обработки специальными моющими средствами и хозяйственным мылом не выявлено.

Общее состояние животных всех групп было хорошим, они прибавляли в весе. Температура их тела на всем протяжении опытов оказалась нормальной. Реакция сенсибилизации во всех случаях была отрицательной.

Изучение действия на кожу сложных композиций моющих средств, включающих в себя комплексообразователи, адсорбенты и ионообменные смолы, показало, что испытанные препараты, за исключением пасты «НЭДЭ», не оказывают раздражающего и сенсибилизирующего влияния. Отмеченную в ряде случаев кратковременную пигментацию можно объяснить, по-видимому, индивидуальной чувствительностью кожи кроликов в ответ на механическое воздействие.

На 2-м этапе прослежено влияние моющих средств на всасывание растворимого соединения плутония через кожу. Другими авторами установлено, что при нанесении растворимых соединений изотопа на кожу плутоний всасывается в организм животных (М. А. Ходырева; ЬапйЬаш, и др.). Вопрос о влиянии моющих средств на всасывание радиоактивных веществ через кожу освещен в литературе недостаточно.

Мы изучали влияние различных моющих рецептур на всасывание азотнокислого плутония и двуокиси его через кожу на 58 кроликах. Для этого на выстриженный участок кожи площадью 25 см2 из расчета 1 мккюри/см2 наносили 0,4 н. раствор азотнокислой соли плутония (IV). Перед нанесением изотопа на кожу аппликационное поле в течение 30 дней обрабатывали раствором ОП-7 с ПК, пастами № 6 и 11е и хозяйственным мылом (контроль). Через 3 дня животных забивали, брали навески органов и тканей для определения в них плутония. После озоления и растворения осадка в 1 мл азотной кислоты кратную часть раствора (0,1 мл) наносили на мишень для радиометрического подсчета. Измеренную активность проб пересчитывали на 1 г ткани и орган в целом.

Таблица 1

Содержание плутония во внутренних органах кроликов

Использованные моющие средства Число опытов Активность 1 г ткани ( в мккюри X 10 "4)

печень селезенка почки сердце легкие мышцы кости

Раствор ОП-7 с ПК ..... 10 0,05 0,29 0,04 0,04 0,03 0,03 1,72

Паста № 6 ........ 10 0,09 0,16 0,04 0,04 0,01 0,09 1,30

» № 116 .... 10 0,06 0,21 0,03 0,01 0,03 0,05 0,76

Хозяйственное мыло (контроль) 8 0,10 0,11 0,05 0,07 0,06 0,02 1,33

Примечание. 1. Активность скелета принимали равной активности бедрах 20. 2. Принят вес мышц, равный 40% веса тела кролика.

Данные о накоплении плутония во внутренних органах животных представлены в табл. 1.

Большая часть изотопа определялась в костной ткани (от 0.76Х10-4 до 1,72X10-* мккюри/г в опытных группах и 1,ЗЗХ10~4 мккюри/г в контроле), печени и селезенке.

Представляло интерес проследить процентное содержание изотопа в организме животных от нанесенного на кожу количества его. Эти данные приведены в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что после 3-дневной экспозиции всасывание азотнокислого плутония через кожу при использовании отдельных моющих средств варьировало от 0,094 до 0,12%| нанесенного количества его, а при использовании хозяйственного мыла равнялось 0,15%; иными словами, во всех случаях отмечалось всасывание изотопа через кожу. Вместе с тем на основании экспериментальных исследований было показано, что испытанные эффективные моющие средства по сравнению с хозяйственным мылом не приводят к увеличению резорбции плутония через кожу. Полученные нами данные согласуются с результатами опытов ряда других авторов (М. А. Ходырева; Langham).

В опытах с исследованием всасывания нерастворимой двуокиси плутония через кожу мы определяли влияние пасты № 11, мыла № 3 и препарата «Защита-7». В качестве контроля взяли животных, кожу которых обрабатывали хозяйственным мылом. Как и в I серии опытов, двуокись плутония наносили на выстриженный участок кожи (25 см2) в виде водной суспензии с каолином из расчета 0,5 мг на животное (в пересчете на чистый элемент). Через 3 дня животных забивали. Дальнейший ход определения изотопа в организме животных был аналогичен тому, который принят в 1 серии опытов. Во внутренних органах и тканях подопытных и контрольных животных плутоний не был обнаружен. Таким образом, установлено, что нерастворимая соль плутония через кожу не всасывается и испытанные моющие средства не приводят к ее резорбции через кожу.

Выводы

1. Систематическая ежедневная (30 дней) обработка кожи животных наиболее эффективными моющими средствами (пасты № 11, 11®, 6, раствор ОП-7 с ПК, мыло № 3, препарат «Защита-7» и 72% хозяйственное мыло) не вызывает выраженного повреждающего и аллергического действия.

2. Во всех случаях отмечено поступление в организм растворимой соли плутония и отсутствие резорбции через кожу при нерастворимом соединении.

3. Предварительная обработка кожи специальными моющими препаратами не увеличивает всасывания азотнокислой соли плутония в организм через кожу по сравнению с хозяйственным мылом.

4. Результаты исследований позволяют рекомендовать моющие средства, в частности пасты № 11е и 6, раствор ОП-7 с ПК, мыло № 3 и препарат «Защита-7» для систематической очистки кожных покровов от радиоактивных загрязнений, а пасту №11 — для домывок.

ЛИТЕРАТУРА

Н а и м а н И. М., Полонский 3. Б., Хобаров П. Т. Средства индивидуальной защиты на производстве. М., 1958, с. 44. — Тарасенко Н. Ю., Ходырева М. А. Защита рук при работе с радиоактивными веществами. М., 1960. — Ходырева М. А. Гиг. труда, 1964, № 10, с. 14. — Жен о Г1. Защита от радиоактивных элементов. М., 1954, с. 100. — Ьап§Ьат ИНЬ РЬуз., 1959, V. 2, р. 172.

Поступила 18/1 1967 г.

Таблица 2

Влияние моющих средств на отложения плутония в организме кроликов

Использованные моющие средства Содержание плутония в организме (в % нанесенного количества)

Раствор ОП-7 с ПК Паста № 6 . . . . » № И6 ... Хозяйственное мыло (контроль) . . . 0,12±0,04 0,106± 0,08 0,094±0,02 0,148±0,02

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.