Научная статья на тему 'Гигиенические требования к устройству школьной парты'

Гигиенические требования к устройству школьной парты Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
165
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиенические требования к устройству школьной парты»

ются инфекционными заболеваниями. Более подробное и уже целенаправленное изучение природы наблюдаемых заболеваний при сопоставлении эпидемиологических и клинических данных позволило в январе 1951 г. высказать вполне определенное мнение о том, что эти гак называемые энцефалиты являются результатом токсического поражения централыной нервной системы, вызванного злаками сорных растений, засоряющих пшеничные посевы на богарных землях.

Подобный взгляд на природу наблюдаемых заболеваний позволил предложить практические профилактические мероприятия, диктующие необходимость очистки полей от сорных растений и зерна от сорняков. Проведенные подобные профилактические мероприятия в одном из неблагополучных районов дали ясно выраженный профилактический эффект, что явилось своего рода опытом, показавшим токсическую, а не вирусную природу наблюдаемых заболеваний.

В настоящее время экспериментальными работами на животных проф. Н. И. Ходукину с сотрудниками и проф. М. Н. Ханину удалось доказать токсическое действие, избирательно направленное на центральную нервную систему, злаков сорного растения триходесмы (ТпсИос^эта 1псапит), известного в Узбекистане под местным названием кампыр-чапан. Проф. С. Ю. Юнусовым (АН Узбекской ССР) получен алкалоид триходеомин, который, так же как и злаки триходесмы, в эксперименте дал поражение центральной нервной системы.

Экспериментальные работы упомянутых авторов подтверждают м:нение о токсической природе заболеваний, рассматривавшихся ранее как первичные вирусные энцефалиты.

Установление природы этих заболеваний заставляет отказаться от названия их энцефалитами. Правильнее считать их токсическими поражениями центральной нервной системы и дать им этиологическое название, ориентирующее на правильные профилактические и терапевтические мероприятия.

Задача органов здравоохранения и научных работников заключается в том, чтобы ознакомить население и врачей с токсическими свойствами сорного растения триходесмы.

Установление токсических поражений центральной нервной системы, эпидемиологически и клинически укладывающихся в картину первичного сезонного энцефалита, диктует необходимость ретроспективно бросить критический взгляд на работы по этиологии описанных ранее некоторыми авторами местных сезонных так называемых вирусных заболеваний центральной ¡нервной системы, вирусная этиология которых не была доказана.

* -й-

| О. В. Флеров I

и

Гигиенические требования к устройству школьной парты

Условия внешней среды, в которых протекает обучение и воспитание детей, влияют на здоровье и физическое развитие растущего организма школьника, на эффективность обучения и воопитания в целом. Одним из важнейших факторов внешней среды, влияющих на здоровье, физическое развитие и работоспособность, является школьная обстановка, в том числе и школьная мебель.

Особое значение имеет школьная парта, за которой в течение десяти лет обучения учащийся проводит значительную часть своего времени.

Важнейшее значение учебной парты явствует из того, что это первый предмет учебного оборудования, устройство которого решено стандартизировать. Согласно предложению Всесоюзной государственной санитарной инспекции, разработку научных обоснований и составление ГОСТ взял на себя Институт физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР, где давно велись исследования учебной мебели. Краткому изложению результатов этой работы и посвящена настоящая статья. Как выяснилось, вплоть до последнего времени кое-где сохранились еще неправильные установки в отношении устройства парты, вызванные чуждой нам «теорией» отмирания школы. Поскольку обучение чтению и письму отодвигалось представителями этой теории на задний план, для начальных лет обучения считались обоснованными, исходя только из величины предплечий, такие размеры крышки парты (50 см), при которых на ней нельзя правильно разместить тетрадь при письме, а на горизонтальной части крышки — учебник. Рекомендовалось ввести вместо парты отдельные стол и стул, отрицалось значение дистанции спинки для соблюдения правильной осанки и предупреждения утомления учащихся. Все эти отошедшие в историю установки были коренным образом осуждены и пересмотрены и взамен их были разработаны современные педагогические и гигиенические требования к учебной парте.

Работы велись в следующих направлениях: наблюдения за учащимися, работающими за партами, массовые антропометрические измерения учащихся в позе для занятий, разработка и изготовление последовательных серий улучшенных в гигиеническом отношении образцов парт с проверкой их в школах. Такая постановка исследований гарантировала и точность новых размеров, и доступность массового изготовления мебели улучшенной конструкции.

Особое внимание было обращено на методы исследования. Как известно, Ф. Ф. Эрисман подходил к определению размеров парты, исходя из соотношения величины тела и его частей; например, высота сиденья устанавливалась им в 28,5—30% от общей длины тела и пр. Мы считали необходимым пользоваться результатами применения ряда методов и приемов, а именно:

а) данные наблюдений за учащимися, сидящими за партой, имеющей подвижные части; анализ позы и движений частей тела (рук и ног) при различных занятиях и отдыхе с учетом нормального расположения учебных принадлежностей, при котором для занятий учащегося и жизнедеятельности всего организма создаются условия, наиболее благоприятные в физиологическом и педагогическом отношении;

б) наблюдения за учащимися во время занятий, опрос учащихся ■старших классов (IX—X) и высказывания педагогов, школьных врачей, экспертов;

в) анализ внешних габаритов мебели, удовлетворяющей отмеченным требованиям, в связи с размерами учебных помещений и числом учащихся.

Величины нормативов отдельных элементов парты устанавливались, исходя из следующих соображений.

Высота сиденья парты должна находиться в таком отношении к длине голени (вместе со стопой), чтобы во время занятий обеспечивалось одновременное использование скамьи как опоры для бедер и пола как опоры для ног (стоп). В этом случае тяжесть туловища и нижних конечностей распределяется наиболее равномерно.

При недостаточной высоте сиденья передняя часть бедер приподнимается над скамьей и значительно сокращается площадь опоры: в качестве опоры туловища используется только область седалищных бугров. В итоге такая посадка утомляет и ведет к ишемии в области седалищ-

'3 Гигиена и санитария, № 9

ных бугров. Кроме того, ¡между бедрами и голенью возникает острый угол и появляются препятствия для кровообращения голеней и стоп. Низкая скамья приучает к сидению вразвалку, полулежа; вставание требует ¡ряда предварительных движений и времени.

Следует отметить, что вплоть до последнего времени выдвигаются неправильные предложения об уклоне скамьи назад на 15° с целью обеспечения полулежачей позы как наименее утомительной (Львовский медицинский институт).

При чрезмерно высоком сиденьи стопы ног не достают пола, и потому вся тяжесть туловища и конечностей падает лишь на нижнюю поверхность бедер и область седалищных бугров. Излишняя высота сиденья принуждает вытягивать стопы и опираться на носки или продвигать бедра вперед, чтобы ноги могли достать до пола; это снижает устойчивость положения тела, вызывает утомление, сползание со скамьи вперед, застойные явления в голенях.

Ноги сидящего должны стоять на полу полностью, всей подошвой; благодаря такому положению достигается наибольшая площадь опоры, наилучшая устойчивость, наименьшая утомляемость. При этом наиболее правильно ставить голени (со стопой) на пол под прямым или несколько тупым углом; под прямым или несколько тупым углом друг к другу должны находиться также бедра и голени; при таком положении ног тяжесть соответствующих частей тела наиболее равномерно распределяется на все возможные поверхности опоры — сиденье, пол, спинку скамьи. Нервные стволы и окончания наименее страдают от сжатия. Опорная функция и кровообращение конечностей ставятся при этом положении ног в благоприятные условия вследствие экономного направления сил тяжести и уменьшения препятствий для тока крови.

Высота скамьи должна давать возможность сидящему ставить ноги всей подошвой на пол не только под прямым, но и под тупым углом; этим предусматривается возможность перемены положения ног без изменения устойчивости позы в целом, что позволяет сидящему в случае утомления конечностей (из-за однообразного их положения) продвигать голени вперед и назад, опираясь всей поверхностью стопы на пол или ставя ноги на подножку.

Высота голени вместе со стопой измерялась нами от пола до подколенной впадины при положении ее под прямым углом к бедру. Принимая полученные величины (табл. I) в качестве исходных данных, мы сочли обязательным установить высоту переднего края скамьи на 1 —1,5 см ниже длины голени со стопой (плюс высота каблука). Это дает возможность изменять положение ног, сохраняя опору «а всю подошву, повышает устойчивость посадки.

Таблица 1. Высота силенья парты (в см)

№ парты и рост Показатели 6 1 '0-1 9 7 1 0- 1<:9 8 130-'39 9 Н0-149 10 150-159 и 160— 169 12 170— 179

Высота голени со стопой..... ?9,6 2,5 36,2 39,3 42,4 44,6 47,3

Прибавка на обувь (каблук) .... 2.' ¿,5 2,7 2,7 2.7 3 3

Снижение высоты сиденкя..... 0.« 1 1 1 1 1.2 1.5

Снижение вогнутой части сиденья 1.3 1,3 1,3 1,3 1,5 1.5 1.5

Высота силенья (проект Г >СТ) 31,3 34 37,9 41 44,1 46,4 48,7

Высота си„енья, принятая * I ОС.Т

5994-51............ 31 34 37 41 44 46,5 48

Для равномерного распределения тяжести тела, лучшего использования сиденья, для опоры с учетом сужения поперечника бедра книзу и предупреждения сползания бедер вперед необходимо опустить заднюю часть сиденья на 1,5—2 см. Для этого весьма целесообразно придавать ему слегка вогнутый профиль с расположением центра вогнутости на расстоянии 8—10 см от заднего края сиденья, сообразно положению седалищных бугров.

Дистанция спинки не привлекала в последнее время внимания иссле. дователей школьной мебели.

В работе М. И. Корсунской (1928—1929) сводная таблица размеров не содержала нормативов дистанции спинки; ею не измерялся передне-задний диаметр грудной клетки. С. М. Малов ввел в альбомы Нарком-проса РСФСР чрезмерно большую дистанцию опинки, на несколько сантиметров превышавшую нормы, предложенные проф. Ф. Ф. Эрисманом. Этим самым учащиеся были лишены возможности использовать спинку как добавочную опору во время занятий, что сказывалось на их работоспособности и физическом развитии.

Изучение компонентов дистанции спинки показало, что она складывается из следующих величин: а) передне-заднего диаметра грудной клетки; б) прибавки в размере 2 з для детей 110—129 ом и 3 одля учащихся последующих ростовых групп (для детей, имеющих существенное отклонение в диаметре грудной клетки по сравнению со средней величиной): в) свободного расстояния между крышкой парты и туловищем учащихся—величиной 4—4,5 ом, из которых 1 —1,5 ом предусматриваются на толщину одежды.

Полученные нами материалы по измерению передне-заднего диаметра (как и прочие материалы) были подвергнуты вариационно-статисти-ческой обработке (табл. 2).

Таблица 2. Дистанция спинки (в см)

м парты Передне-задний диаметр грудной ьлетки Прибавка (2—За) Свободное расстояние между крышкой и туло пишем в см Необходимая дистанция спинки Ди( танция спинки согласно проекту ГОСТ

К 14,2 0,8x2=1,6 4 19,8 20

7 15,3 0,«х2=1,6 4 20,9 21

8 15,8 1,1x2=2,2 4 22 22

9 16,6 0,9x3=2,7 4,5 23,8 24

10 18,3 1x3=3 4,5 25,8 26

11 19 1,3x3=3,9 4,5 27,4 28

12 19,9 1,2x3=3,6 4,5 28 30

Таким образом, были установлены размеры дистанции спинки, которые необходимы для правильной позы во время занятий и правильной осанки учащихся.

Новые данные были получены нами при изучении размеров других элементов парты: величины крышки парты, ширины горизонтальной части ее, ширины скамьи и пр. Так было установлено правильное расположение подножки, при котором она не мешает учащимся ставить ноги полной стопой на пол во время письма и других занятий, но обеспечивает возможность переместить ноги на подножку и изменить их положение в то время, когда они слушают учителя, отдыхают и т. д. Установлена несо-

3*

35

стоятельность широко распространенного взгляда, будто разница высот скамьи и полки парты должна быть не менее половины диференции. Все эти данные были приняты при утверждении ГОСТ на парты.

В последние годы был введен в ГОСТ образец парты на металлическом основании. Парта эта обладает значительными педагогическими и гигиеническими преимуществами: она имеет двойную спинку, нижняя планка которой используется во время письма и других занятий, а обе планки — во время позы частичного отдыха; создание условий для перемены позы придает этой парте большую гигиеническую ценность. Устранены громоздкие бокоЕые стойки и полозья. Парта является как бы сквозной, чем облегчается надзор за положением ног учащихся и чистотой пола. Парта прочна и проста. Конструкция парты разработана автором статьи. Кронштейн крышки стола имеет обтекаемую форму, минимально выступает за край неподвижной части крышки парты.

В ГОСТ 5994-51 «Парты школьные» включены также одноместные парты из дерева и на металлическом основании; в основном они предназначаются для санаторно-лесных школ с небольшим наполнением классов. Новый ГОСТ после экспертизы и внесения исправлений введен в действие с 1.1.1952 г.

Трудно переоценить значение ГОСТ для практики оборудования школ доброкачественной, гигиенически полноценной мебелью. С введением ГОСТ прекращаются имевшие место многочисленные случаи изготовления произвольных образцов мебели, искажения размеров ее и т. д.

До введения стандарта парты нередко распределились по школам без учета показателей роста детей. Более того, как правило, органы народного образования заказывали только парты средних номеров (№ 8—10). ГОСТ определенно указывает, какие номера парт должны изготовляться для учащихся каждой ростовой группы. В школах недооценивалось значение распределения парт по классам в соответствии с ростом учащихся. При проверке распределения парт в школе № 23 Москвы было установлено, что в тех 16 классах, где занятия шли в одну смену, лишь 26% учащихся сидели за соответствующими их росту партами.

Между тем правильная расстановка этих же парт по классам и размещение на них детей сообразно росту давали возможность разместить 69% детей этих классов без нарушения гигиенических нормативов.

Школьная санитарная инспекция, санитарно-эпидемиологические станции и школьные врачи, опираясь на ГОСТ, обязаны добиваться изготовления учебной мебели согласно ГОСТ и требовать распределения парт разных номеров в соответствии с ростом детей в каждом классе, внедрять приемы обучения детей правильной посадке.

Очередными задачами школьных гигиенистов следует признать разработку нормативов и подготовку стандартов на остальную учебную мебель и в первую очередь на классную доску. Лишь с текущего года в Институте физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР началась разпаботка стандартов учебно-гимнастического и спортивного инвентаря. Пора тщательно проанализировать условия занятий детей в учебных кабинетах, где, например, в помещении лаборатории по биологии работают за одной и той же мебелью учащиеся V—IX классов с разницей роста до 50 см.

Проверенных норм приточно-вытяжной вентиляции для лабораторий химии также фактически не существует.

Требуют внимания и контроля гигиенистов конструкции и размеры мебели в прочих учебных и внеклассных помещениях школы, а также

оформление учебников (бумага, набор, печать, краска), наглядных ■пособий, детских книг, средств письма — перья и чернила, карандаши, тетради, писчая бумага и пр.

Академия медицинских наук СССР и Академия педагогических ¡наук РСФСР явно недооценивают круг этих вопросов, имеющих большое значение для здоровья подрастающего поколения страны, строящей коммунизм.

« -А- *

Г. А. Бейлихис

Вопросы гигиены и охраны труда в русской марксистской печати 1895—1911 гг.

Одним из результатов сооружения великих строек нашей эпохи, направленных на создание материально-технической базы коммунизма, несомненно, явится дальнейшее улучшение санитарно-гигиенических условий труда. »

Сбывается гениальное предвидение В. И. Ленина о том, что при социализме электрификация всех фабрик и железных дорог «...сделает условия труда более гигиеничными, избавит миллионы рабочих от дыма, пыли и грязи, ускорит превращение грязных, отвратительных мастерских в чистые, светлые, достойные человека лаборатории»1.

Подлинный расцвет гигиены и охраны труда в нашей стране стал возможен только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Однако и в дореволюционный период партия, начиная с ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», уделяла этим вопросам много внимания.

Листовки, выпускавшиеся «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса», собраны и переизданы. Две из них написаны В. И. Лениным. В листовке «К рабочим и работницам фабрики Торнтона» читаем:

«Рабочие новой красильни! Вы вырабатываете ценой 14'Аг часов ежедневного труда, пропитываемые с ног до головы убийственными испарениями красок, уже и теперь всего 12 р. в месяц!»2. Во второй листовке В. И. Ленина «Рабочий праздник 1-го Мая» отмечено: «Большинство стачек кончилось удачно для рабочих; но и неудачные стачки неудачны только повидимому. На самом деле они страшно пугают хозяев, приносят им большие убытки и заставляют из страха перед новой стачкой итти »а уступки. Фабричные инспектора тоже начинают суетиться и замечать бревна в глазу фабрикантов. Они бывают слепы до тех пор, пока рабочие стачкой не откроют им глаза»3.

Во многих листовках «Союза борьбы за освобождение рабочего* класса» ставились вопросы о 8-часовом рабочем дне, об охране женского и детского труда, обращалось внимание на несчастные случаи, на неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия труда, на влияние их на здоровье рабочих, на недостаточность медицинской помощи. Листовки содержали также политические требования.

В листовке «К рабочим Невской писчебумажной фабрики Варгуиина» говорится: «Заглянем... в тряпичное отделение. Вот грязное, зловонное тряпье, побывавшее и в помойном ведре и в навозной куче. Собствен-

1 В. И. Л е н и н, Сочинения, т. 19, изд. 4-е, стр. 42.

г Листовки Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» 1895—1897 гг., Партиздат, 1934, стр. 8.

'Там же, стр. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.