Научная статья на тему 'Об эргономических размерах тела детей, учащихся начальных классов'

Об эргономических размерах тела детей, учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
546
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ / ANTHROPOLOGY / ДЕТСКАЯ ЭРГОНОМИКА / ERGONOMICS OF CHILDREN / ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА / SCHOOL ERGONOMIC FURNITURE / ПЕРЦЕНТИЛИ / PERCENTILES / ШКОЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ / SCHOOLCHILDREN MEASUREMENTS

Аннотация научной статьи по биотехнологиям в медицине, автор научной работы — Строкина Алла Николаевна, Бутарева Ирина Ивановна

Представлены размеры тела детей, предназначенные для конструирования технических средств деятельности коллективного пользования и связанных с их применением пространств. Такие данные в эргономике и, в частности, в школьной гигиене, в нашей стране отсутствуют. Эргономические размеры тела детей получены при помощи антропометрического обследования школьников 7-11 лет, учащихся Южного и Центрального округов г. Москвы. Программа исследования включает 33 эргономических размера в положении стоя и сидя, а также размеры стопы и кисти. Полученные данные позволяют восполнить пробел, существующий в проектировании школьной мебели для начальных классов и наметить пути дальнейшей работы по обеспечению удобной учебной мебелью и старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ergonomics measurements of body schoolchildren

The article presents the children’s body size, intended for the construction of facilities and activities for communities associated with their use of spaces. Such data in ergonomics and, in particular, in school health in our country are not available. The article shows the ergonomic body size of children results anthropometric survey of school children 7-11 years, students of South and Central districts of Moscow. 33 measurements on each child in standing (body length, vertical reach of the hands, arm span, arm span, bent at the elbows, the front horizontal reach of hands, eye height above the floor, height 3 phalanx point above ground level the elbow above the floor) and sitting (vertical reach of hands, the height of the apical point of the seat, the height of the apical point of the seat, the height of eye above the seat, the height of the shoulder slope above the seat, the height of the elbow over the seat, thigh height above the seat, the height of the waist above the seat, the height of the knee off the floor, the height above the floor of the popliteal fossa, the back seat the outer corner of the eye, the back seat the front surface of the body, seat back 3 point phalanx, the back seat knee, back seat popliteal angle, elbow 3 phalanx point bideltoidny diameter, maximum width of the pelvis, the largest diameter of the ulna), as well as the size of the foot and hand. The measurement results can be used for calculating the parameters of school ergonomic furniture, i.e. those elements of the student’s workplace, which in the classroom immediately and over time have an impact on him (desks, backpacks, books, and working spaces and so on). The data obtained to fill a gap in the design of school furniture for primary schools and to identify a way forward to ensure a comfortable furnishings and high school curriculum.

Текст научной работы на тему «Об эргономических размерах тела детей, учащихся начальных классов»

ОБ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ РАЗМЕРАХ ТЕЛА ДЕТЕЙ, УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

А.Н. Строкина, И.И. Бутарева

МГУ имени МВЛомоносова, НИИ и Музей антропологии, Москва

Представлены размеры тела детей, предназначенные для конструирования технических средств деятельности коллективного пользования и связанных с их применением пространств. Такие данные в эргономике и, в частности, в школьной гигиене, в нашей стране отсутствуют. Эргономические размеры тела детей получены при помощи антропометрического обследования школьников 7-11 лет, учащихся Южного и Центрального округов г. Москвы. Программа исследования включает 33 эргономических размера в положении стоя и сидя, а также размеры стопы и кисти. Полученные данные позволяют восполнить пробел, существующий в проектировании школьной мебели для начальных классов и наметить пути дальнейшей работы по обеспечению удобной учебной мебелью и старшеклассников.

Ключевые слова: антропология, детская эргономика, эргономические размеры тела, перцен-тили, школьная мебель

Введение

Настоящая статья посвящена вопросам возрастной эргономики. Эргономические исследования на эту тему в нашей стране проводились односторонне, в основном гигиенистами. Между тем, эргономика - это система знаний, изучающая человека (или группу людей) в процессе той или иной деятельности, в которую вовлечена и предметно-пространственная среда (станок, трактор, компьютер, письменный стол, парта, конторка и многое другое) [Зинченко, Мунипов, 1979]. Это комплексные исследования физиологических и биомеханических возможностей человека, антропологических особенностей, его психологических проявлений и т.п., обеспечивающие проектировщиков данными о возможностях и особенностях человека и о его реакции на те или иные предметы среды.

Особое значение имеют данные по эргономике при проектировании предметно-пространственной среды для детей. Начиная с 6-7 лет, ребенок переходит в новую для него среду - школьную. Дети по-разному приспосабливаются к этому процессу. Такой переход часто сопровождается стрессами, так как в школе ребенок сталкивается с новыми предметами деятельности, новыми условиям взаимодействия с ними и новыми социальными отношениями (ученик - учитель, ученик - ученик, ученик - учебная мебель). Предметно-пространственная среда школьника и ребенок в ней -

объект комплексного исследования эргономистов, психологов, антропологов и гигиенистов.

Одним из путей адаптации учащихся к предметной среде является использование предметов с учетом антропометрических данных школьников, и при соответствии параметров элементов предметной среды в классе и параметров рабочих пространств размерам тела школьников. Предметы учебного быта очень разнообразны и по характеру использования носят временный характер. Они меняются в течение суток (занятия в классе, в спортивном зале, пребывание в столовой), времени года, всего периода обучения в школе. Дома ребенок сталкивается с другими предметами быта (другой стол, стул, игрушки и т. п.). Организация любого вида деятельности - это, прежде всего, организация предметной среды в пространстве, в котором располагаются средства деятельности и ученик или группа учащихся. 1. Это, прежде всего, кубатура класса, расстояния между рядами парт, между рядами парт и стенами, вдоль которых располагаются стеллажи, окна. 2. Размещение и организация такого коллективного рабочего места как работа ученика у классной доски и зрительная доступность для учеников рабочего места учителя. 3. Площадь коридоров, спортзала, столовой, туалетов. Поэтому дизайнер при создании проекта, в первую очередь, должен рассчитать как параметры предметов школьной среды (парта, сиденье, классные доски, стеллажи и т.п.), так и параметры пространств (габариты класса,

коридора, туалета, спортивного зала, столовой, гардероба и т.п.), в которых находится ребенок. Все это должно быть приспособлено к возможностям моторики учащихся и обеспечивать их комфортное психологическое состояние. Антропометрические данные позволяют рассчитать то минимальное пространство, которое занимает школьник, сидя за партой, учитывая размах его рук (размах локтей), пространство для размещения учебника, тетради, пенала, так, чтобы дети не мешали друг другу, если парта рассчитана на двоих. Эти данные также позволяют рассчитать пространство, занимаемое школьником, стоящим у конторки или у классной доски, и проходы между рядами парт. Следует сказать, что пространство деятельности является таким же важным объектом эргономического внимания, как и предметы, в нем размещаемые.

Отметим, что антропологические исследования детей применительно к задачам эргономики у нас в стране не проводились. В силу сказанного выше, эргономическое исследования учебной деятельности школьников, особенностей их взаимодействия с предметной средой класса представляется интересным и чрезвычайно важным.

Материал и методы

В НИИ и Музее антропологии имени Д.Н. Ану-чина МГУ имени М.В.Ломоносова в 2004-2008 гг. были проведены антропометрические исследования учащихся начальных классов в школах Южного (№ 840, 987, 1998 («Лукоморье»), 2000) и Центрального (№ 182) административных округов г. Москвы. Измерено 1013 человек, из них 498 мальчика и 515 девочек (табл. 1 и 2).

Все материалы были собраны анонимно, с соблюдением правил биоэтики и подписанием протоколов информированного согласия. В соответствии с законом о персональных данных, данные были деперсонифицированы.

Среди измеренных детей русские составляют 73%, армяне - 5.7%, азербайджанцы -5.3%, дети от смешанных браков - 8.8%, причем 72% из них имеют русскую мать или отца.

Антропометрические признаки в эргономических исследованиях имеют определенную специфику, которая определяется задачами эргономики. При конструировании предметов и определении параметров пространства используются специальные размеры, которые называются эргономическими размерами тела [Строкина, 1997, 2000; Строкина, Пахомова, 1999]. Они отличаются от классических размеров тем, что внешне ориентированы в пространстве также как и рабочие дви-

Таблица 1. Распределение обследованных учащихся по возрастам (измерения 2004-2008 гг.)

Возраст Численность Общее количество детей

Девочки Мальчики

7 лет 104 90 194

8 лет 1 16 134 250

9 лет 95 104 199

10 лет 112 118 230

11 лет 71 69 140

Всего 498 515 1013

Таблица 2. Распределение обследованных учащихся по классам (измерения 2004-2008 гг.)

Возраст Численность Общее количество детей

Девочки Мальчики

1 класс 181 176 357

2 класс 85 114 199

3 класс 105 89 194

4 класс 127 136 253

Всего 498 515 1013

жения и позы, а, следовательно, соответствуют ориентации параметров производственного оборудования. Кроме того, эргономические размеры тела отличны по структуре, базам отсчета, способам измерений и т.п. Они измеряются в положении стоя, сидя и лежа, а также в переходных положениях тела. Наиболее употребительны статические антропометрические признаки - эргономические размеры тела, измеренные однократно в статическом положении испытуемого в условной и постоянной позе и положении тела. В свою очередь они делятся на габаритные размеры и размеры отдельных частей тела. И габаритные, и размеры отдельных частей тела делятся на продольные, поперечные и переднезадние, а также на проекционные и прямые.

Многие эргономические размеры являются составными, т.е. они не только не идентичны по тканевому составу (мышечная, жировая, костная ткани) но, как правило, состоят из двух и более сегментов тела, которые по правилам классической антропометрии ориентированы в разных плоскостях. Например, «размах рук» складывается из поперечного размера «ширина плеч» и продольного - «длина руки». «Передняя досягаемость рук» измеряется от наиболее выступающей назад точки спины до III фаланговой или III пальцевой точки вытянутой вперед руки и зависит не только от длины руки (костного рычага), но и от формы позвоночного столба, степени развития мышц спины и т.п. Размер «спинка сиденья - колено» определяется степенью развития ягодичных мышц, подкожного жира и длиной бедра. В силу сказанного,

эргономические размеры тела характеризуются множественностью, большой вариабельностью и независимой диагностической значимостью.

Эргономические размеры тела подчиняются тем же биологическим закономерностям изменчивости, что и классические [Строкина, 2000; Строкина, Пахомова, 1999]. Для настоящего исследования была разработана специальная программа, которая включала в себя 33 эргономических размера тела, измеренных в положении стоя и сидя. Некоторые размеры, измеряемые в этих положениях, по сути, совпадают: высота верхушечной точки над опорной поверхностью, вертикальная досягаемость рук, высота глаз над опорной поверхностью. Есть и специфические размеры, измеряемые только в одном из положений. Так, в положении «сидя» измеряются высота плечевого ската над сиденьем, высота локтя над сиденьем, высота бедра над сиденьем и др. Полный список признаков представлен в таблицах 3-7.

При конструировании рабочего места (например, школьной мебели) именно разработчик или конструктор (дизайнер) решают за пользователя, какие характеристики оборудования будут наиболее удобны, а значит, необходим учет объективных данных о человеке. В число этих данных входит не только набор средних размерных характеристик, но, прежде всего, сведения о морфологическом разнообразии группы населения, для которой создается оборудование. Полиморфизм человечества очень высок, поэтому необходимы объективные показатели, которые позволяли бы оценить, какому количеству индивидов (в процентах) подойдет данная разработка. Таким показателем качества конструкторской (дизайнерской) разработки является расчет степени удовлетворенности населения данной конструкторской разработкой (рабочим местом). Для расчета показателя удовлетворенности используется статистические методы оценки (вычисление перцентилей). Перцентильный (центильный, процентильный) метод основывается на создании легко читаемого и удобного для практического использования набора показателей, которые служат для оценки пороговых значений изученных признаков. Выбор уровня перцентиля зависит от характеристики изучаемого параметра среды. Для того чтобы некоторая разработка удовлетворяла 90% индивидов из числа возможных пользователей, необходимо использовать пороговые значения эргономических размеров тела, соответствующие 5-му и 95-му перцентилям. Очевидно, однако, что если параметр разрабатываемой предметной среды обеспечивает не только удобство, но и безопасность пользователя, то его крайние возможные значения рассчитываются по 1-му и 99-у перцентилям

изменчивости эргономического размера [Строкина, Пахомова, 1999]. Расчет перцентилей позволяет создать оценочные нормативы для разработки того или иного предмета среды. Таким образом, оптимальный вид представления антропометрических данных для конструктора - это таблицы их перцентильных значений (1, 5, 95, 99 пер-центиль).

Перцентильные кривые могут быть получены для большого числа признаков. Необходимо отметить, однако, что сама процедура их получения предполагает наличие нормального распределения, что осложняет задачу их построения для целого ряда характеристик. При нормальном распределении признака [Лакин, 1999] перцентиль определяется по доле квадратического отклонения по формуле:

Р1 = X ± эК,

ср '

где X - среднее арифметическое значение

ср

признака; э - среднее квадратическое отклонение; К - коэффициент, который находят по стандартным таблицам площадей кривой нормального распределения [Дунаевская, Коблякова, Ивлева, 1980].

Для признаков, распределения которых отклоняются от нормального закона, расчет перцен-тильных значений производят после преобразования эмпирических кривых распределения. Для большинства из них наилучшие результаты дает кривая Грама-Шарлье (тип А) 5 или 6 порядка [Дерябин, 1994]. Погрешность между сглаживающими и эмпирическими кривыми при этом не превышает 5%.

Для сравнительного анализа измеренных групп населения в зависимости от пола, возраста, национальности, рода занятий и т.п. проводят оценку достоверности различий между средними арифметическими и перцентильными значениями.

Оценка достоверности разности двух перцен-тилей, например, 5-го и 95-го, для двух совокупностей производится по формуле:

где Р1 - Р2 - разность перцентильных значений.

При этом квадратическая ошибка 5-го и 95-го перцентилей равна:

Формула рассчитана сотрудником НИИ и Музея антропологии МГУ имени М.В. Ломоносова В.Е. Дерябиным [Строкина, 2000].

Так как в ходе онтогенеза морфология тела детей постоянно меняется, то использовать антропометрические данные, необходимые для конструирования предметной среды школьника, следует в зависимости от того, для какого возраста будет предназначено разрабатываемое оборудование.

ными нормативами (стандартами) для разработки предметно-пространственной среды современного московского школьника. Эти данные позволяют существенно восполнить пробел, существующий в проектировании школьной мебели для начальных классов и наметить пути дальнейшей работы по обеспечению удобной учебной мебелью и старшеклассников.

Результаты и их обсуждение

Основным результатом исследования являются представленные в таблицах 3-7 числовые характеристики размеров тела детей, предназначенные для конструирования технических средств деятельности коллективного пользования и расчетов характеристик пространств, в которых будут размещены эти средства деятельности.

До 1970-х годов школьники нашей страны сидели за партами, предложенными Ф.Ф. Эрис-маном, которые по сравнению с современными столами и стульями были не худшим вариантом учебной школьной мебели [Эрисман, 1959]. Затем эти парты были заменены столами и стульями разной конструкции. Были разработаны государственные стандарты на учебную мебель: ГОСТ 5994-51; ГОСТ 5994-64; ГОСТ 11015-64 и ГОСТ 11016-64. Но эта мебель не совсем устраивала гигиенистов и педагогов. Последние стандарты на учебные столы и стулья (ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79) и ГОСТ 11016-93 (ИСО 5970-79)) также имеют существенные недостатки и вызывают критику у педагогов и врачей. Эти стандарты разработаны на основе устаревших и малочисленных антропометрических данных, без участия специалистов НИИ и Музея антропологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Мониторинг процессов роста и развития детей показывает, что в последние десятилетия под влиянием различных причин происходит изменение морфологии тела детей и подростков [Година с соавт., 2003]. Очевидно, что использование измерительных данных предыдущих десятилетий приводит к созданию оборудования, априори не подходящего для современного населения. Это особенно опасно, когда речь идет о школьниках начальных классов, так как неправильно подобранные параметры школьной мебели влекут за собой необратимые изменения осанки школьников, изменения опорно-двигательного аппарата и связанные с этим проблемы со здоровьем и у более взрослых детей и подростков. Так как изученная выборка представительна, то приведенные в таблицах 3-7 числовые данные являются оценоч-

Библиография

Година Е.З., Хомякова И.А., Задорожная Л.В., Пурунд-жан А.Л., Гилярова O.A., Зубарева В.В., Степанова A.B., Фомина Е.И. Московские дети: основные тенденции роста и развития на рубеже столетий. Часть 1 // Вопросы антропологии, 2003. Вып. 91. С. 42-60. ГОСТ 59-94-51. Парты школьные. М.: Изд-во стандартов, 1951.

ГОСТ 5994-64. Парты школьные. М.: Изд-во стандартов, 1964.

ГОСТ 11015-64. Столы ученические. М.: Изд-во стандартов, 1964.

ГОСТ 11015-64. Стулья ученические. М.: Изд-во стандартов, 1964.

ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79). Межгосударственный стандарт. Столы ученические. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 11016-93 (ИСО 5970-79). Межгосударственный стандарт. Стулья ученические. Типы и функциональные размеры.

Дерябин В.Е. Биометрия для антропологов. М., 1994. Рук. деп. в ВИНИТИ №1901-В 94. Дунаевская Т.Н., Коблякова Е.Б., Ивлева Г.С. Размерная типология населения с основами анатомии и морфологии. М., 1980.

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., 1980. С. 3-50.

Лакин Г.Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1999. Строкина А.Н. Об использовании метода антропометрии применительно к задачам эргономики // Новые методы - новые подходы в современной антропологии. М.: Старый сад, 1997. С. 171-180. Строкина А.Н. О специфике метода антропометрии в эргономических исследованиях // Вопросы антропологии, 2000. Вып. 90. C. 151-157.

Строкина А.Н., Пахомова В.А. Антропо-эргономичес-кий атлас. М.: МГУ, 1999.

Эрисман Ф.Ф. Избранные произведения. М.: Медгиз, 1959. Т. 1-2.

Контактная информация:

Строкина Алла Николаевна: e-mail: strokin-vit@mail.ru; Бутарева Ирина Ивановна: e-mail: irivbut@mail.ru.

Таблица 3. Статистические параметры эргономических размеров тела у детей 7 лет школ ЮАО и цАо г. Москвы (измерения 2004-2008 гг.)

№ п/п Пол N Значения признака, соответствующие перценти.тям, мм X с

1-му | 5-му | 95-му | 99-му

Положение стоя

] Длина тела

Мальчики 90 1 140.0 ! 170.0 1330.0 1405.0 1245.9 50.2

Девочки 104 1119,0 1 145.0 1360,0 1390.0 1246.6 61.5

2 В ершика! ьная досягаел 1бсть Рук

Мальчики 90 1380.0 1410.0 1655.0 1760.0 1534.4 74.0

Девочки 104 1370.0 1410.0 1695,0 1730.0 1535.6 86.1

3 Размах рук

Мальчики 90 1070.0 1 120.0 1330.0 1390.0 1217.9 63.3

Девочки 104 1045.0 1095,0 1365.0 1390.0 1208.2 75.8

4 Размах рук, согнутых в локтях

Мальчики 90 560.0 580.0 695,0 735.0 636.1 33.9

Девочки 104 550.0 580.0 705.0 720.0 632.0 37.6

5 Передняя го ризонтальная досягаемость рук

Мальчики 90 540.0 560.0 660,0 690.0 607.1 33.9

Девочки 104 500.0 530.0 660.0 675.0 592.6 39.4

6 Высота глаз над полом

Мальчики 90 1003.0 1044.0 1216.0 1270.0 1127.4 49.6

Девочки 104 1021.0 1040.0 1233.0 1281.0 1134.9 60.5

7 Высота 3 фаланговой точки над полом

Мальчики 88 448.0 459.0 577.0 622.0 512.4 34.7

Девочки 104 446.0 468.0 580.0 608.0 523,6 36.2

8 Высота локтя над полом

Мальчики 89 593.0 677.0 794.0 834,0 732.3 38.4

Девочки 104 653.0 671.0 811.0 845.0 739.8 43.2

9 Вес тела

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мальчики 56 20.0 20.3 38.0 51.7 25,9 5.7

Девочки 56 17.7 19.8 38.0 50.8 26.1 6.5

Положение сидя

10 Вертикальная досягаемость рук

Мальчики 90 808.0 819.0 965.0 1032,0 889.7 43.1

Девочки 104 769.0 819.0 968.0 1014.0 889.4 49.4

11 Высота верхушечной точки над сиденьем

Мальчики 90 527.0 616.0 722.0 754.0 672.7 37.7

Девочки 104 603.0 627.0 728.0 737.0 677.5 35.6

12 Высота глаз над сиденьем

Мальчики 90 480.0 509.0 588.0 622.0 550.2 29.3

Девочки 104 484.0 505.0 612.0 618.0 557.2 32.2

13 Высота плечевого ската над сиденьем

Мальчики 90 369.0 381.0 462.0 476.0 421.4 24.6

Девочки 103 366.0 382.0 469.0 476.0 426.0 26.5

14 Высота локтя над сиденьем

Мальчики 90 105.0 132.0 194.0 200.0 164.3 18.8

Девочки 104 126.0 145.0 203.0 215.0 170.6 18.8

15 Высота бедра над сиденьем

Мальчики 90 60.0 71.0 112.0 130.0 89.9 13.3

Девочки 104 66.0 70.0 116.0 121,0 91.9 12.9

16 Высота линии талии над сиденьем

Мальчики 90 149.0 153.0 217.0 232.0 186.3 18.1

Девочки 104 157.0 165.0 226.0 238,0 194.8 19.3

17 Высота колена над полом

Мальчики 90 330.0 349.0 420.0 446.0 383.8 21.9

Девочки 104 333.0 341.0 434.0 446.0 384.2 26.7

Продолжение таблицы 3

№ п/п Пол N Значения признака, соответствующие перцентилям, мм X о

1-му | 5-му 95-му | 99-му

¡8 Высота подколенной ямки над полом

Мальчики 90 283.0 295.0 356.0 383.0 327,4 18.8

Девочки 104 286.0 293.0 363.0 374.0 326.6 19.8

19 Спинка сиденья - наружный угол глаза

Мальчики 89 128.0 137.0 178.0 183.0 157,0 12.3

Девочки 103 131.0 137.0 179.0 187.0 158.3 13.4

20 Си инки сиденья - передняя поверхность туловища

Мальчики 89 134.0 137.0 184.0 222.0 158.0 14.8

Девочки 104 128.0 132.0 186.0 203.0 157.5 15.3

21 Спинка сиденья - третья фаланговая точка

Мальчики 89 456.0 491,0 589.0 61 1.0 536.0 31.4

Девочки 104 458,0 480.0 582.0 609.0 528.7 32.8

22 Спинка сиденья - колено

Мальчики 87 358.0 375.0 456.0 473.0 413.5 24.2

Девочки 104 359.0 365.0 466.0 483.0 421.3 29.6

23 Спинка сиденья — подколенный угол

Мальчики 87 322.0 330.0 394.0 403.0 361.4 19.4

Девочки 104 314.0 336.0 396.0 406.0 364,8 19.8

24 Длина вытянутой вперед ноги

Мальчики 89 655.0 680.0 836.0 858.0 751.9 45.2

Девочки 104 658.0 681.0 840.0 869.0 752.9 48.6

25 Локоть - третья фаланговая точка

Мальчики 90 222.0 234.0 286.0 288.0 256.2 14.3

Девочки 104 221.0 231.0 275.0 282.0 251.7 13.7

26 Биде ': ьтоидный диаметр

Мальчики 90 259.0 274.0 340.0 412.0 304.8 23.0

Девочки 104 267.0 276.0 348.0 359.0 306.2 23.6

27 Наибольшая ширина таза

Мальчики 90 208.0 216.0 299.0 391.0 253.0 26.5

Девочки 104 223.0 228.0 304.0 322.0 257.8 24.2

28 Наибольший локтевой диаметр

Мальчики 90 279.0 285.0 380.0 485.0 332.4 31.3

Девочки 104 282.0 292.0 379.0 397.0 331,8 31.9

Размеры стопы и кисти

29 Длина кисти

Мальчики 87 115.0 118.0 136.0 136.0 143.0 6.1

Девочки 103 112.0 114,0 137.0 143.0 125.1 6.7

30 Ширина кисти

Мальчики 88 50.0 56.0 67.0 70.0 60.8 3.4

Девочки 103 53.0 54.0 66.0 68.0 60.4 3.7

31 Длина стопы

Мальчики 88 169.0 182.0 214.0 220.0 196.0 10.3

Девочки 103 174.0 178.0 216.0 222.0 195.1 ! 1.3

32 Ширина стопы

Мальчики 88 52.0 65.0 81.0 84.0 72.0 4.9

Девочки 103 64.0 65.0 80.0 84.0 71.8 4.8

33 Высота стопы

Мальчики 85 50.0 54.0 71.0 74.0 62.4 4.8

Девочки 102 50.0 53.0 71.0 76.0 62.3 5.3

Таблица 4. Статистические параметры эргономических размеров тела у детей 8 лет школ ЮАО и цАо г. Москвы (измерения 2004-2008 гг.)

№ п/п Пол N Значения признака, соответствующие иерценгилям, мм X а

1-му | 5-му | 95-му | 99-му

Положение стоя

1 Длина тела

Мальчики 134 1183,0 1204.0 1388.0 1454,0 1293.8 56,9

Девочки 116 1180.0 1198.0 1390.0 1440.0 1287.0 58.6

2 Вертикальная досягаемость рук

Мальчики 134 1440.0 1485.0 1730.0 1850.0 1602.2 77.8

Девочки 116 1440.0 1470.0 1 740.0 1780.0 1593.3 78.1

3 Размах рук

Мальчики 134 1150.0 1165.0 1400.0 1460.0 1273.6 66.4

Девочки 116 1110.0 1140.0 1375.0 1410.0 1252.7 70.2

4 Размах рук, согнутых в локтях

Мальчики 134 600,0 610.0 740.0 765.0 665,3 37.0

Девочки 116 585,0 600.0 720.0 740.0 655.2 35.6

5 Передняя го ризонтальная досягаемость рук

Мальчики 134 560,0 570.0 700.0 715,0 631.6 36,9

Девочки 116 560.0 570.0 700.0 710.0 623.8 37.0

6 Высота глаз над полом

Мальчики 133 1057.0 1080.0 1265,0 1323.0 1174.9 55.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Девочки 116 1078.0 1083.0 1280.0 1323.0 1174.5 58.8

7 Высота 3 фаланговой точки над полом

Мальчики 133 474,0 486.0 621.0 669,0 539.3 39.0

Девочки 116 466.0 490.0 608.0 653.0 541.6 36.8

8 Высота локтя над полом

Мальчики 133 676.0 700.0 834.0 878.0 763.6 43.7

Девочки 1 14 683.0 699.0 840.0 882.0 768.2 43.8

9 Вес тела

Мальчики 93 19.5 21.7 41.1 57.5 29.6 6.6

Девочки 73 18.5 20.5 37.6 40.0 26.7 4.7

Положение силя

10 Вертикалы¡ая досягае.моешь РУ'К

Мальчики 134 818.0 853.0 1009.0 1042.0 922.0 46,5

Девочки 116 828,0 849.0 1002.0 1017.0 916.4 45.3

11 Высота верхушечной точки над сиденьем

Мальчики 134 629.0 645.0 757.0 762.0 695.3 32,0

Девочки 116 629.0 642.0 745.0 786.0 690.7 30.9

12 Высота глаз над сиденьем

Мальчики 134 503.0 517.0 628.0 669,0 573.0 33.3

Девочки 116 511.0 523.0 629.0 648.0 571.6 31.8

13 Высота плечевого ската над сиденьем

Мальчики 133 382,0 392.0 485.0 503,0 436.9 26.7

Девочки 116 388.0 395.0 485.0 517.0 435.5 26.4

14 Высота локтя над сиденьем

Мальчики 134 119.0 141.0 211.0 222.0 171.8 21,8

Девочки 116 133.0 145.0 208.0 221.0 173.6 19.4

15 Высота бедра над сиденьем

Мальчики 134 71.0 76.0 121.0 135,0 95.0 14.1

Девочки ! 16 72.0 75.0 ! 19.0 132.0 94.6 13.5

16 Высота линии талии над сиденьем

Мальчики 132 156.0 171,0 237.0 251.0 198.5 19.4

Девочки ! 16 165.0 171.0 235.0 245.0 199.0 18.8

17 Высота колена над полом

Мальчики 134 360.0 368.0 446.0 468.0 404.6 22.8

Девочки 116 348.0 365.0 444.0 463.0 400.8 23.9

Продолжение таблицы 4

№ п/п Пол N Значения признака, соответствующие перцентипям, мм X 0

1-му 5-му 95-му 99-му

18 Высота подколенной ямки над полом

Мальчики 134 311.0 316.0 377,0 386.0 341.8 18.3

Девочки 116 303.0 313.0 376.0 390.0 341.2 19.7

19 Спинка сиденья - наружный угол глаза

Мальчики 134 127.0 137.0 179.0 186.0 159.3 12.1

Девочки 116 126.0 136.0 189.0 195.0 160.9 15.2

20 Спинка сиденья - передняя поверхность туловища

Мальчики 134 135.0 138.0 193.0 214.0 163.4 15.9

Девочки 116 124.0 132.0 192.0 204.0 155.4 16.0

21 Спинка сиденья - третья фаланговая точка

Мальчики 134 485.0 510.0 608.0 631.0 555.0 31.8

Девочки 116 476.0 497.0 603,0 626.0 543.7 30.8

22 Спинка сиденья - колено

Мальчики 132 382.0 392.0 487.0 496.0 439.5 27.2

Девочки 116 384.0 397.0 484.0 498.0 439.3 25.1

23 Спинка сиденья - подколенный угол

Мальчики 133 333.0 344.0 406,0 415.0 378.2 20.2

Девочки 116 344.0 347.0 413.0 418.0 377.8 18.1

24 Длина вытянутой вперед ноги

Мальчики 132 702.0 718.0 872.0 928.0 790.1 45.8

Девочки 116 702.0 713.0 871.0 884.0 787.6 45.4

25 Локоть — третья фаланговая точка

Мальчики 134 237,0 243.0 293.0 305.0 265.3 14.9

Девочки 116 229.0 233.0 282.0 294.0 258.2 15.3

26 Бидельтоидный диаметр

Мальчики 134 273.0 283.0 375.0 395.0 318.7 26.7

Девочки 116 268.0 274.0 359.0 384.0 308.8 25.4

27 Наибольшая ширина таза

Мальчики 134 217.0 227.0 319.0 358.0 264.1 29.3

Девочки 116 214.0 226.0 304.0 332.0 258.4 24.1

28 Наибольший локтевой диаметр

Мальчики 134 560.0 570.0 700.0 715.0 631.6 36.9

Девочки 116 278.0 287.0 411.0 430.0 334.5 36.5

Размеры стоны н кисти

29 Длина кисти

Мальчики 133 113.0 120.0 143.0 150.0 131.1 6.8

Девочки 116 1 14.0 118.0 142.0 147.0 128.2 7.1

30 Ширина кисти

Мальчики 132 55.0 57.0 70.0 74.0 63.7 4.2

Девочки 116 53.0 55.0 68.0 71.0 61.5 3.7

31 Длина стопы

Мальчики 132 183.0 186.0 226.0 237.0 203.6 11.5

Девочки 114 179.0 184.0 227.0 231.0 200.7 11.8

32 Ширина стопы

Мальчики 133 63.0 65.0 84.0 92.0 74.7 5.5

Девочки 116 60.0 63.0 80.0 84.0 72.6 4.9

33 Высота стопы

Мальчики 132 46.0 52.0 73.0 76.0 64.6 6.3

Девочки 114 52.0 55.0 73,0 75.0 63.5 5.6

Таблица 5. Статистические параметры эргономических размеров тела у детей 9 лет школ ЮАО и цАо г. Москвы (измерения 2004-2008 гг.)

№ п/п Пол N Значения признака, соответствующие перцентилям. мы X а

1-му 1 5-му | 95-му 1 99-му

Положение силя

] Длина тела

Мальчики 104 1226.0 1251.0 1455,0 1490.0 1348.7 61.5

Девочки 95 1 145.0 1223.0 1439.0 1520.0 1329.4 66.8

2 Вер/т жапьная досягаел юань рук

Мальчики 104 1510.0 1540,0 1830.0 1880.0 1681.3 86.9

Девочки 95 1410.0 1520.0 1810.0 1910.0 1655.5 90.2

3 Размах рук

Мальчики 103 1200.0 1220.0 1470.0 1500.0 1334.3 74.7

Девочки 95 1110.0 1175.0 1420.0 1505.0 1300.8 73.7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Размах рук. согнутых в локтях

Мальчики 104 610.0 635.0 760.0 795.0 694.1 40.2

Девочки 95 580.0 615.0 745.0 790.0 682.0 39.3

5 Передняя го •уизонталъная досягаемость рук

Мальчики 104 580.0 600.0 730.0 750,0 654,9 41.5

Девочки 95 535.0 580.0 710.0 755.0 640.9 42.5

6 Высота глаз над полом

Мальчики 104 1113.0 1127.0 1334.0 1371.0 1231.5 60.1

Девочки 95 1038.0 1115.0 1320.0 1396.0 1217.5 68.1

7 Высота 3 фаланговой точки над полом

Мальчики 104 493.0 502.0 621.0 633.0 560.1 34.6

Девочки 95 493.0 508.0 638.0 650.0 561.9 36.7

8 Высота локтя над полом

Мальчики 104 705.0 723.0 874.0 896.0 798.7 44.3

Девочки 94 668.0 718.0 886.0 930.0 798.3 48.5

9 Вес тела

Мальчики 74 20.5 22.5 41.5 55.5 30.3 5.8

Девочки 80 20.0 22.3 37.1 51.0 28,8 5.0

Положение сидя

10 Верт 1 /качы шя досягае. масть рук

Мальчики 104 874.0 892.0 1031.0 1065.0 963.1 45.6

Девочки 95 760.0 854.0 1020.0 1094.0 943,3 53.8

11 Высота верхушечной точки над сиденьем

Мальчики 104 655.0 669.0 767.0 774.0 714.! 28.9

Девочки 95 634.0 654.0 758.0 797.0 707.9 33.8

12 Высота глаз над сиденьем

Мальчики 104 516.0 550.0 642.0 658.0 592.0 29.5

Девочки 95 513.0 533.0 646.0 696.0 590.6 33.3

13 Высота плечевого ската над сиденьем

Мальчики 104 396.0 412.0 499.0 509,0 450.! 26.0

Девочки 95 394.0 400.0 492.0 535.0 449.7 26.7

14 Высота локтя над сиденьем

Мальчики 104 134.0 140.0 204.0 213.0 173.9 20.5

Девочки 95 109.0 143.0 216.0 234.0 178.4 21.6

15 Высота бедра над сиденьем

Мальчики 104 69.0 76.0 128.0 139.0 98.6 16.1

Девочки 95 67.0 75.0 122.0 158.0 98.7 15.1

16 Высота линии талии над сиденьем

Мальчики 104 ¡67.0 176.0 238.0 248.0 205.2 19.2

Девочки 95 159.0 177.0 241.0 261.0 207.8 19.9

17 Высота колена над полом

Мальчики 104 375.0 382.0 475.0 492.0 425.4 27.4

Девочки 95 344.0 369.0 469.0 480.0 418.7 28.6

Продолжение таблицы 5

№ п/п Пол N Значения признака, соответствующие перценгияям, мм X а

!-му | 5-му 1 95-му | 99-му

18 Высота подколенной ямки нас) полом

Мальчики 104 314.0 326.0 395.0 405.0 356.7 21.0

Девочки 95 304.0 312.0 389.0 401.0 352.4 21.8

19 Спинка сиденья - наружный угол глаза

Мальчики 104 130,0 140.0 176.0 187.0 158.6 11.4

Девочки 94 131,0 142.0 187,0 213.0 161.8 41.4

20 Спинка сиденья - передняя поверхность туловища

Мальчики 104 134.0 142.0 194.0 206.0 166.1 16.2

Девочки 95 128.0 134.0 193.0 227.0 158.9 17.5

21 Спинка сиденья третья фаланговая точка

Мальчики 104 525,0 534.0 630,0 682.0 580.0 32.5

Девочки 95 483.0 511.0 617.0 640.0 564.0 31.6

22 Спинка сиденья - колено

Мальчики 104 398.0 404.0 503.0 525.0 454.0 30.0

Девочки 95 384,0 409.0 504,0 535.0 455,0 27.6

23 Спинка сиденья - подколенный угол

Мальчики 104 354.0 358.0 436.0 453.0 388.5 22.8

Девочки 95 332.0 354.0 423.0 436.0 388.4 20.5

24 Длина вытянутой вперед ноги

Мальчики 104 729,0 757.0 929.0 972.0 835,9 56.2

Девочки 94 673.0 726.0 899,0 956.0 820.2 53,5

25 Локоть - третья фаланговая точка

Мальчики 104 245.0 250.0 310.0 323.0 276.6 17.2

Девочки 95 223.0 239.0 301.0 319.0 268.4 18.0

26 Биделътоидный диаметр

Мальчики 104 280.0 289.0 370.0 381.0 324.9 25.0

Девочки 95 277,0 288.0 366,0 385.0 320,6 22,0

27 Наибольшая ширина таза

Мальчики 103 223.0 233.0 315.0 335.0 267.4 26.6

Девочки 95 217.0 234,0 321.0 367.0 268.2 27.3

28 Наибольший локтевой диаметр

Мальчики 103 292,0 298.0 408,0 433.0 353,2 35,4

Девочки 95 282.0 292.0 411.0 470.0 344.7 33.5

Размеры стоны и кисти

29 Длина кисти

Мальчики 103 122.0 123.0 151,0 154.0 135,7 8.3

Девочки 95 111,0 121.0 143,0 150.0 131,4 7.4

30 Ширина кисти

Мальчики 103 57.0 60.0 72.0 73.0 65.1 4.0

Девочки 95 50.0 56,0 70.0 75.0 62.6 4.3

31 Длина стопы

Мальчики 103 187,0 192.0 238,0 242.0 212.5 12.8

Девочки 95 169.0 190.0 225,0 243.0 207,2 12.2

32 Ширина стопы

Мальчики 103 64.0 65.0 86.0 87.0 75.9 5.8

Девочки 95 58.0 64,0 83.0 93,0 73.8 5.9

33 Высота стопы

Мальчики 103 55.0 57.0 76.0 81.0 66.7 5.9

Девочки 95 52.0 55.0 76.0 82.0 65.1 5.9

Таблица 6. Статистические параметры эргономических размеров тела у детей 10 лет школ ЮАО и ЦАО г. Москвы (измерения 2004-2008 гг.)

№ п/п Пол N Значения признака, соответствующее перценгилям. мм X о

1-му | 5-му | 95-му | 99-му

Положение стоя

1 Длина тела

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мальчики 117 1254.0 1316.0 1526.0 1555.0 1412.2 63.5

Девочки 111 1260.0 1273.0 1490.0 1516.0 1390.2 60.8

2 Верт икальная досягае. моешь рук

Мальчики 116 1560.0 1625.0 1935.0 1985.0 1769.4 87.9

Девочки 111 1560.0 1580.0 1870.0 1900.0 1738,0 84.1

3 Размах рук

Мальчики 117 1210.0 1280.0 1530.0 1630,0 1402.3 76.8

Девочки 111 1225.0 1240.0 1480.0 1515.0 1365.0 69.4

4 Размах рук. согнутых в локтях

Мальчики 117 635.0 655.0 800.0 820.0 729.2 40.5

Девочки 111 625.0 650.0 770.0 800.0 710.1 39.0

5 Передняя го. ризонтапъная досягаемость рук

Мальчики 117 600.0 625.0 765.0 815.0 695.1 44.2

Девочки 70 590.0 605.0 735.0 752.0 672.7 40.4

6 Высота глаз над полом

Мальчики 117 1150.0 1201.0 1410.0 1446.0 1293.4 62.3

Девочки 111 1137.0 1176.0 1374.0 1402.0 1279.4 60.3

7 Высота 3 фаланговой точки над полом

Мальчики 117 510.0 536.0 659.0 683.0 594.2 36.8

Девочки 111 516,0 535.0 658.0 664.0 594.2 37.5

8 Высота локтя над полом

Мальчики 117 741.0 775.0 945.0 970.0 843.1 47.8

Девочки 111 735.0 750.0 922.0 935.0 837.2 47.1

9 Вес тела

Мальчики 89 24,8 27.5 52.0 60.8 36.6 7.7

Девочки 78 22.0 24.3 46.3 58.0 32.6 7,2

Положение сидя

10 Вертикалышя досягаемость рук

Мальчики 117 906.0 927.0 1093.0 1135.0 1009.3 48.2

Девочки 112 885.0 908.0 1063.0 1101.0 990.2 47.3

11 Высота верхушечной точки над сиденьем

Мальчики 117 641.0 685.0 794.0 848.0 741.6 37.8

Девочки 111 660.0 675.0 793.0 817.0 732.4 35.2

12 Высота глаз над сиденьем

Мальчики 117 533.0 566.0 674.0 710.0 618.5 35.6

Девочки 112 547.0 554.0 673.0 698.0 613.9 35.6

13 Высота плечевого ската над сиденьем

Мальчики 117 405.0 429.0 519.0 564.0 474.2 29.7

Девочки 112 406.0 423,0 529.0 543.0 470.7 31.1

14 Высота локтя над сиденьем

Мальчики 117 113.0 141.0 221.0 233.0 182.3 24.0

Девочки 112 122,0 141.0 230.0 242.0 185.8 26.8

15 Высота бедра над сиденьем

Мальчики 117 72.0 81.0 146.0 151.0 108.3 19.2

Девочки 112 69.0 74.0 134.0 150.0 103.8 18.5

16 Высота линии талии над сиденьем

Мальчики 117 172.0 176.0 257.0 264.0 214.4 20.7

Девочки 112 172.0 185.0 255.0 265.0 218.3 21.7

¡7 Высота колена над полом

Мальчики 117 375.0 406.0 492,0 511.0 448.5 26.8

Девочки 112 382.0 388.0 475.0 483.0 438.6 25.3

Продолжение таблицы 6

№ п/п Пол N Значения признака, соответствующее перцентилям, мм X о

1-му | 5-му 95-му | 99-му

18 Высота подколенной ямки над полом

Мальчики 117 318.0 345.0 410.0 425.0 372.6 20.2

Девочки 112 320.0 330.0 395.0 400,0 365.4 20.5

19 Спинка сиденья - наружный угол глаза

Мальчики 117 130.0 144.0 182.0 195.0 161.3 12.4

Девочки 112 132.0 ¡43.0 189.0 204.0 163.9 15.1

20 Спичка сиденья передняя поверхность туловища

Мальчики 117 137.0 151,0 225.0 236,0 176.5 21.1

Девочки 112 131.0 143.0 213.0 238.0 170.3 22,8

21 Спинка сиденья - третья фаланговая точка

Мальчики 1 14 538.0 553,0 682.0 696.0 610.7 36.0

Девочки 112 527.0 539.0 644.0 703.0 594.7 32.7

22 Спинка сиденья - колено

Мальчики 117 413.0 441.0 548.0 567.0 480.9 30.4

Девочки 112 412.0 433,0 522.0 538.0 476.8 27.5

23 Спинка сиденья — подколенный угол

Мальчики 117 358.0 374.0 459.0 466.0 406.5 23.9

Девочки 112 367.0 371.0 436.0 465.0 403.5 21.6

24 Длина вытянутой вперед ноги

Мальчики 116 774.0 806,0 994.0 1034.0 883.4 56.2

Девочки 112 764.0 785.0 939.0 975.0 867.7 47.1

25 Локоть — третья фаланговая точка

Мальчики 116 263.0 268.0 322.0 341.0 292.5 16.2

Девочки 112 250.0 254,0 31 1.0 320.0 283.9 15.9

26 Бидельтоидный диаметр

Мальчики 116 291.0 303.0 404.0 413.0 342.5 28.2

Девочки 111 283.0 293.0 402.0 434,0 333.3 31.4

27 Наибольшая ширина таза

Мальчики 117 235.0 244.0 357.0 381.0 287.4 34.3

Девочки 112 223.0 242.0 322.0 353.0 279.0 27.1

28 Наибольший локтевой диаметр

Мальчики 117 302.0 314,0 462.0 489,0 374.8 42.1

Девочки 112 293.0 308.0 455.0 478.0 358.8 42.8

Размеры стоны и кисти

29 Длина кисти

Мальчики 116 126.0 130,0 155.0 163,0 141.3 7.4

Девочки 111 122.0 123.0 152.0 155.0 138.3 7.6

30 Ширина кисти

Мальчики 116 58.0 61.0 77.0 82.0 68.7 4.9

Девочки 111 56.0 58.0 72.0 74.0 65.0 4.5

31 Длина стопы

Мальчики 116 202.0 207.0 244.0 247.0 223.3 11.1

Девочки 111 192.0 197.0 235.0 240.0 217.2 12.0

32 Ширина стопы

Мальчики 117 66.0 70.0 91.0 95.0 80.1 6.0

Девочки 111 61.0 65.0 87.0 92.0 77.0 6.6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 Высота стопы

Мальчики 1 14 55.0 60.0 81.0 83.0 69.1 6.8

Девочки 110 53.0 56.0 76.0 80.0 66.9 6.3

Таблица 7. Статистические параметры эргономических размеров тела у детей 11 лет школ ЮАО и ЦАО г. Москвы (измерения 2004-2008 гг.)

№ в/п Пол N Значения признака, соответствующее перцентилям, мм X п

1-му | 5-му | 95-му | 99-му

Положение стон

1 Длина тела

Мальчики 69 1323.0 1351.0 1557.0 1617.0 1438,9 62.8

Девочки 71 1303.0 1308.0 1547.0 1590.0 1446.7 70.3

2 Вертикальная досягаемость рук

Мальчики 69 1645.0 1690.0 1975.0 2050.0 1813.9 85.9

Девочки 70 1620.0 1651.0 1980.0 1990,0 1819,4 96.5

3 Размах рук

Мальчики 69 1295.0 1320.0 1560.0 1660.0 1437.2 81.1

Девочки 70 1260.0 1290.0 1540.0 1595.0 1433.0 76.1

4 Размах рук, согнутых в локтях

Мальчики 69 670.0 680.0 815.0 845.0 743.5 40.6

Девочки 71 660.0 680.0 820.0 890.0 749.3 43.1

5 Передняя горизонтальная досягаемость р\'к

Мальчики 69 600.0 650.0 795.0 815.0 714.9 47.4

Девочки 70 605.0 640.0 780.0 810.0 704.1 42.3

6 Высота глаз над полом

Мальчики 68 1218.0 1233.0 1413.0 1501.0 1320,3 58.5

Девочки 71 1199.0 1214.0 1430.0 1465.0 1332.2 67.5

7 Высота 3 фаланговой точки над полом

Мальчики 68 521.0 551.0 664.0 693.0 603.7 33.6

Девочки 70 518.0 556.0 679.0 707.0 617.8 41.1

8 Высота локтя над ПОЛОМ

Мальчики 68 751.0 800.0 934.0 1010.0 861.7 45.2

Девочки 70 764.0 792.0 960.0 998,0 878.2 53.4

9 Вес тела

Мальчики 43 25.0 27.5 55,5 61.3 36.6 8.3

Девочки 45 27.3 28.1 54.1 63.2 38.4 8.5

Положение сидя

10 Вертикальная досягаемость рук

Мальчики 63 938.0 951.0 11 13.0 1156.0 1026.3 51.4

Девочки 67 934.0 947.0 1123.0 1145.0 1031.9 50.8

11 Высота верхушечной точки над сиденьем

Мальчики 69 644.0 696.0 817.0 835.0 747.3 37.1

Девочки 70 664.0 701.0 823.0 860.0 758.1 37.8

12 Высота глаз над сиденьем

Мальчики 69 517.0 571.0 684.0 730.0 622.8 37.1

Девочки 71 570.0 578.0 699.0 725.0 638.9 34.6

13 Высота плечевого ската над сиденьем

Мальчики 69 399.0 428.0 532.0 556.0 478.4 32.7

Девочки 71 412.0 439.0 562.0 590.0 495.1 36,3

14 Высота локтя над сиденьем

Мальчики 68 98.0 148.0 226.0 241.0 183.0 25.4

Девочки 71 150.0 167.0 237.0 255,0 194.2 20.0

15 Высота ведра над сиденьем

Мальчики 69 78.0 81.0 148.0 161.0 108.1 19.6

Девочки 70 85.0 89.0 145.0 172.0 111.8 17.8

16 Высота линии талии над сиденьем

Мальчики 69 180.0 185.0 249.0 288.0 218.2 21.7

Девочки 70 172.0 ¡90.0 266.0 285.0 224.7 23.2

17 Высота колена над полом

Мальчики 69 405.0 418.0 514.0 535.0 459.4 27.1

Девочки 71 389.0 417.0 505.0 515.0 460.4 27,9

Продолжение таблицы 7

№ п/п Пол N Значения признака, соответствующее перцентилям, мм X а

1-МУ 1 5-му I 95-му 99-му

18 Высота подколенной ямки над полом

Мальчики 69 341.0 349.0 422.0 439.0 383.2 21.5

Девочки 71 321.0 341.0 418.0 424.0 383.1 23.3

!9 Спинка сиденья - наружный угол глаза

Мальчики 69 142.0 152.0 196.0 206.0 165.3 12.6

Девочки 70 139.0 143.0 197.0 212.0 167.7 15.8

20 Спинка сиденья - передняя поверхность туловища

Мальчики 69 125.0 142.0 229.0 248.0 177.5 24.9

Девочки 70 141.0 149.0 225.0 258.0 177,3 24.1

21 Спинка сиденья - третья фаланговая тачка

Мальчики 68 540.0 573.0 701.0 734.0 624.5 38.6

Девочки 70 546.0 562.0 675.0 707.0 619.7 37.2

22 Спинка сиденья - колено

Мальчики 69 435.0 455.0 541.0 579.0 487.3 27.2

Девочки 70 376.0 440.0 551.0 569,0 491.4 34.4

23 Спинка сиденья — подколенный угол

Мальчики 69 375.0 381.0 450.0 498.0 412.1 23.2

Девочки 70 364.0 378.0 459.0 483.0 415.9 26.2

24 Длина вытянутой вперед ноги

Мальчики 69 794.0 832.0 1008.0 1019.0 903.3 48.3

Девочки 70 729.0 802.0 1004,0 1050.0 902.6 64.4

25 Локоть - третья фаланговая точка

Мальчики 69 263.0 271.0 332.0 352.0 298.2 19.3

Девочки 70 251.0 270.0 328.0 333.0 297.0 18.1

26 Биделыпоидиый диаметр

Мальчики 69 291.0 298.0 403.0 430.0 347.1 31.9

Девочки 70 287.0 305.0 403.0 432.0 346.5 30.6

27 Наибольшая ширина таза

Мальчики 68 234.0 244.0 350.0 367.0 286.9 31.8

Девочки 70 228.0 248.0 362.0 398.0 293.9 32.0

28 Наибольший локтевой диаметр

Мальчики 71 297.0 307.0 453.0 510.0 373.5 45.8

Девочки 70 293.0 313.0 435.0 489.0 368.6 40.9

Размеры стоны и кисти

29 Дата кисти

Мальчики 70 126.0 132.0 161.0 163.0 144.1 8.4

Девочки 69 122.0 130.0 157,0 159.0 144.2 8.2

30 Ширина кисти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мальчики 70 62.0 64.0 75.0 85.0 69.4 4.0

Девочки 69 58.0 60.0 75.0 78,0 67.5 4.1

31 Длина стопы

Мальчики 68 201.0 212.0 248.0 265.0 228.2 12.1

Девочки 69 195.0 202.0 244.0 256.0 224.5 13.3

32 Ширина стопы

Мальчики 70 69.0 70.0 92.0 99.0 80.2 6.3

Девочки 69 68.0 71.0 90.0 93.0 79.3 5.7

33 Высота стопы

Мальчики 67 55.0 60.0 80.0 90.0 69.5 6.8

Девочки 69 52.0 57.0 76.0 77.0 66.4 5.8

ERGONOMICS MEASUREMENTS OF BODY SCHOOLCHILDREN

A.N. Strokina, I.I. Butareva

Lomonosov Moscow State University, Institute and Museum of Anthropology, Moscow

The article presents the children's body size, intended for the construction of facilities and activities for communities associated with their use of spaces. Such data in ergonomics and, in particular, in school health in our country are not available. The article shows the ergonomic body size of children - results anthropometric survey of school children 7-11 years, students of South and Central districts of Moscow. 33 measurements on each child in standing (body length, vertical reach of the hands, arm span, arm span, bent at the elbows, the front horizontal reach of hands, eye height above the floor, height 3 phalanx point above ground level the elbow above the floor) and sitting (vertical reach of hands, the height of the apical point of the seat, the height of the apical point of the seat, the height of eye above the seat, the height of the shoulder slope above the seat, the height of the elbow over the seat, thigh height above the seat, the height of the waist above the seat, the height of the knee off the floor, the height above the floor of the popliteal fossa, the back seat - the outer corner of the eye, the back seat - the front surface of the body, seat back 3 point phalanx, the back seat - knee, back seat - popliteal angle, elbow - 3 phalanx point bideltoidny diameter, maximum width of the pelvis, the largest diameter of the ulna), as well as the size of the foot and hand. The measurement results can be used for calculating the parameters of school ergonomic furniture, i.e. those elements of the student's workplace, which in the classroom immediately and over time have an impact on him (desks, backpacks, books, and working spaces and so on). The data obtained to fill a gap in the design of school furniture for primary schools and to identify a way forward to ensure a comfortable furnishings and high school curriculum.

Keywords: anthropology, ergonomics of children, schoolchildren measurements, percentiles, school ergonomic furniture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.