3.6. К ВОПРОСУ О РАССЛЕДОВАНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В МЕГАПОЛИСЕ
Пенсков А. В., аспирант
Московский государственный университет приборостроения и информатики
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Преступления в налоговой сфере сегодня представляют большую опасность для бюджета страны и граждан в целом и угрожают экономической безопасности государства. Большая часть сокрытых доходов оседает в криминальном секторе экономики. Это повышает общественную опасность как правонарушений в области налогового законодательства, так и налоговых преступлений в особенности.
В Москве сосредоточено около 75% всего финансового капитала России, 80% всех зарегистрированных коммерческих банков и их филиалов. Неудивительно, что здесь совершается наибольшее число налоговых преступлений имеющих свои особенности. В условиях мегаполиса особенно важна работа московских правоохранительных и налоговых органов по своевременному выявлению, пресечению налоговых правонарушений, привлечению виновных к ответственности, а также проведению профилактических мероприятий.
В Московском мегаполисе сосредоточено огромное количество зарегистрированных фирм, в том числе «фирм - однодневок», зачастую юридический и фактический адрес которых не совпадает. В связи с этим у налоговых и правоохранительных органов возникают сложности с обнаружением фирмы и, следовательно, бухгалтерской, налоговой отчетности и документации связанной с финансово-хозяйственной деятельностью организации. Огромное количество налогоплательщиков физических и юридических лиц, нехватка сотрудников, низкая квалификация в области бухгалтерского учета и налогов прямо способствует уклонению от уплаты налогов. Кроме того, условия мегаполиса обуславливают невозможность проведения налоговой проверки налоговыми органами в отношении всех налогоплательщиков. Этим и пользуются недобросовестные лица. Кроме того, в мегаполисе большое количество приезжих из других регионов России и ближнего зарубежья, которые зарабатывают в Московском мегаполисе деньги и налоги с них не уплачивают. Движение и перемещение указанных лиц выявить трудно.
Расследование уклонения от уплаты налогов в условиях мегаполиса имеет определенные особенности, обусловленные правовой конструкцией данных деяний, спецификой предмета преступного посягательства, разнообразием способов его совершения, обстановкой, элементами личности преступника, своеобразием выявления этих преступлений, спецификой возбуждения уголовных дел.
Важной задачей следователя при расследовании налоговых преступлений в мегаполисе является необходимость получения, изучения и анализа нормативно-правовых актов, регулирующих правовое положе-
ние налогоплательщика, его статус, порядок, условия и режим налогообложения. Кроме того, необходимо изучать правовые акты, регулирующие финансовые, хозяйственные, экономические вопросы деятельности налогоплательщика, нарушение которых повлекло уклонение от уплаты налогов. Необходимо установить, какое законодательство действовало на момент совершения налогового преступления. При массе меняющихся законодательных и подзаконных актов, регулирующих вопросы налогообложения, финансовохозяйственной и экономической деятельности это не простая задача. Мобильность налогового, гражданского, финансового, хозяйственного законодательства существенно влияет на расследование преступлений рассматриваемой группы.
Основу доказательственной базы при расследовании фактов уклонения от уплаты налогов в мегаполисе составляют материалы выездной или камеральной налоговой поверки, проводимой налоговыми органами. Эти материалы образуют костяк расследования, который определяет его процесс. Поэтому в процессе расследования чрезвычайно важной задачей следствия является качественное изучение и оценка этих материалов. Учитывая, что в мегаполисе находится огромное количество фирм, провести «качественную» налоговую проверку и проверить все организации не представляется возможным. Кроме того, штатная численность налоговых органов не позволяет провести проверку всех налогоплательщиков находящихся в мегаполисе. Поэтому нередкими являются случаи, когда уголовные дела возбуждаются на основе «некачественных» материалов налоговых проверок, что вызывает необходимость проведения в ходе следствия дополнительных документальных проверок и назначения соответствующих экспертиз. Это затягивает расследование преступления.
Расследование преступлений связанных с уклонением от уплаты налогов связано с исследованием документов (деклараций, книг-покупок, книг-продаж, счетов-фактур и т.д.), отражающих процесс формирования объекта налогообложения, расчета налога и другой финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, связанной с этим процессом. Этот процесс в законодательстве и деятельности налогоплательщиков достаточно формализован, урегулирован и стереотипен. Данное обстоятельство позволяет, упорядочить деятельность следственных органов по расследованию налоговых преступлений в мегаполисе и создать достаточно устойчивые типовые программы их расследования. Как показывает анализ уголовных дел, процесс расследования налоговых преступлений в условиях мегаполиса по различным делам очень схож.
Процесс расследования, как правило, начинается с исследования акта выездной или камеральной налоговой проверки составленного налоговым органом, осуществляющим проверку. Налогоплательщик извещен о месте и времени рассмотрения результатов налоговой проверки, участвует в этом процессе, представляет свои объяснения и возражения и знает о выводах налогового органа. Следователю известна позиция налогоплательщика в отношении выявленных в результате проверки обстоятельств. Круг задач расследования достаточно схож, а круг выдвигаемых и проверяемых в ходе расследования следственных версий достаточно узкий. В материалах налоговой
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
2’ 2008
проверки и документах, приложенных к ним или дополнительно изъятых в ходе расследования содержится основной объем доказательственной информации. Изучение судебных дел о налоговых преступлениях совершаемых на территории Московского мегаполиса показывает, что по структуре изложения доказательств, их совокупности и последовательности, пределам доказывания приговоры судов между собой схожи. В совокупности данные обстоятельства в максимальной степени благоприятствуют разработке типовых программ расследования налоговых преступлений в мегаполисе.
Высокий интеллектуальный уровень налоговых преступников (завуалированные схемы ухода от уплаты налогов, применение льгот и т.п.), нехватка и низкий уровень квалификации сотрудников органов следствия в области налогообложения и бухгалтерской отчетности вызывает необходимость использования специальных познаний специалистов и экспертов при расследовании налоговых преступлений в условиях мегаполиса. Выводы специалистов и экспертов существенно расширяют объем доказательственной информации, помогают следователю разобраться в завуалированных налоговых схемах применяемых налогоплательщиком, что позволяет успешно решать задачи уголовного судопроизводства.
Одной из основных задач при расследовании уклонений от уплаты налогов в мегаполисе является установление прямого умысла налогоплательщика на преступное уклонение от уплаты налога. Необходимость этого прямо вытекает из требований уголовного закона, регламентирующего ответственность за совершение налоговых преступлений и прямо подчеркнута в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 г № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления». Где говорится, что отсутствие или недоказанность умысла на уклонение от уплаты налогов является основанием для освобождения от уголовной ответственности. Анализ уголовных дел по налоговым преступлениям, совершенным в условиях Московского мегаполиса, показывает, что большое количество дел прекращается в связи с недоказанностью умысла лица на неуплату налогов. На практике случается, что у органов налогового контроля отсутствует возможность доказать направленность умысла на неуплату налога. В процессе расследования налоговых преступлений в мегаполисах, установление умысла является сложной задачей и является главной проблемой. Следствию мало доказать, что лицо знало требования налогового законодательства, знало правила ведения бухгалтерского учета и сознательно их нарушало, а внесенные налогоплательщиком искажения в налоговые и бухгалтерские документы были сделаны умышленно, необходимо еще доказать, что привлекаемое к ответственности лицо не было введено в заблуждение и не действовало в состоянии крайней необходимости. Таким образом, в расследовании налоговых преступлений в мегаполисе необходимо учитывать целый комплекс различных обстоятельств при установлении умысла виновного лица на уклонение от уплаты налогов.
Расследование уголовных дел по названным преступлениям в мегаполисе тесно связано с разбирательством налоговых споров между налоговым органом и
налогоплательщиком в арбитражном суде. Объективная сторона налогового правонарушения, отраженная в акте налоговой проверки является общей составляющей для уголовного и арбитражного дела. Акт выездной или камеральной налоговой проверки служил основанием как для возбуждения уголовного дела, так и для предъявления искового заявления в арбитражный суд о взыскании с налогоплательщика налогов, налоговых санкций и пени или заявления налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа вынесенного по акту налоговой проверки. Взаимосвязь уголовного и арбитражного дела появляется в значении выводов арбитражного суда для уголовного дела.
В случае если лицо, привлекаемое к уголовной ответственности за совершение налогового преступления, обращается в арбитражный суд с вышеназванным заявлением и суд признает решение налогового органа по акту налоговой проверки недействительным, возникает вопрос о значении выводов арбитражного суда для расследования уголовного дела. В соответствии с номами УПК РФ, вступившее в законную силу решение по гражданскому делу обязательно для суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, при производстве по уголовному делу только по вопросу: имело место событие или нет. Таким образом, в случае признания арбитражным судом решения налогового органа недействительным, как правило, уголовное дело прекращается на основании норм УПК РФ.
Расследование налоговых преступлений в мегаполисе во многих случаях затруднено из-за огромного скопления налогоплательщиков физических и юридических лиц, в том числе «фирм - однодневок», которые скрывают фактический адрес своего местонахождения и соответственно бухгалтерскую и финансово-хозяйственную документацию, стремятся завуалировать преступную деятельность, различными способами повлиять на исход дела, уничтожить или исказить документы налоговой отчетности и финансовой деятельности, уклониться от явки к следователю. Проведение дополнительных документальных проверок, судебно-экономических и других необходимых экспертиз требует значительных затрат времени и соответственно влечет увеличение сроков расследования преступления.
Наряду с этим, в практической деятельности не хватает наработанных методик расследования налоговых преступлений особенно в условиях мегаполиса, ощущается нехватка квалифицированных кадров в структуре органов налогового контроля, сильная загруженность следственных органов, что приводит к «некачественным» налоговым проверкам и «некачественному» расследованию. Следователь, расследующий налоговое преступление, должен знать и хорошо ориентироваться не только в уголовном и уголовно-процессуальном, но и налоговом, гражданском, гражданско-процессуальном, арбитражном законодательстве, для успешного расследования уголовного дела. Проведенный опрос сотрудников налоговых органов и отделов по налоговым преступлениям МВД РФ в Московском мегаполисе показывает, что большинство из них не разбирается в бухгалтерской документации и налоговой отчетности, особенно это касается молодых специалистов.
В совокупности изложенные особенности расследования налоговых преступлений, показывают направ-
ления в разработке основ методики расследования этих преступлений в условиях мегаполиса.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ